На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 029 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Громкое заявление: Зеленский рассекретил планы по завершению конфликта Глава Украины пообещал приложить все усилия д...Марш к Арктике: Т...
  • Юрий Ильинов
    «Шесть месяцев». Какой ультиматум Трамп выдвинул Зеленскому Дубинский: слова Трампа о сроках переговоров являются ул...Марш к Арктике: Т...
  • Виктор Тимошевский
    Стихия не всегда подвластна нашим желаниям.Учитывая,что в США в осонвном вся недвижка застрахована,основные расходы л...Американский эксп...

Сарматы – предтечи рыцарства

Сарматы – предтечи рыцарства

Родина сарматов, скорее всего, находится в Южном Предуралье. Но первые письменные упоминания о них появляются после того, как они победили скифов и поселились в предгорьях Кавказа и причерноморских степях, откуда проникли в римские провинции Паннонию и Мезию.

Надо сказать, что сведения античных географов были неполны и туманны, оттого и само имя этого народа они писали то «сирматы», то «савроматы» (причём насчёт последнего есть достаточно обоснованное предположение, что это просто адаптация слова «сарматы» под шестистопный ямб).




Сарматский железный меч, IV век до н. э. найден недалеко от села Усть-Кабалка Багарякского района Челябинской области. До выхода сарматов на историческую арену...

Но во II веке до нашей эры начинают появляться реальные документы. В 179 году до н. э. в договоре между Эвменом Пергамским и Фарнаком I Понтийским упоминается сарматский царь Гатал. Несколько позже на стеле в Херсонесе Таврическом выбьют декрет о том, что Диофант — полководец понтийского царя Митридата, сражался с сарматским племенем роксоланов под предводительством Тасия.


Почётный декрет в честь Диофанта. Херсонес, конец II века до н. э.

В первом веке нашей эры Страбон и Плиний Старший докладывают, что границы Сарматии достигают Дуная и Вислы, а веком позже, в «Географии» Клавдия Птолемея, появляется разделение на Европейскую и Азиатскую Сарматии. Народ сарматов делится на племена: античные источники упоминают роксоланов, языгов, аорсов, скиров, причём количество племён постоянно растёт: современные историки считают, что это сарматы ассимилировали скифов... Тем не менее, постоянно упоминая вместе с сарматами аланов, их друг от друга чётко отделяют. Германцев же от сарматов, по древним авторам, отделяют Карпаты и «взаимная боязнь». Взаимная боязнь — понятна: судя по описаниям, сарматы были отменными всадниками, но имели никудышную пехоту, а германцы, напротив, были сильны в пешем строю, но кавалеристами были — так себе.

Для римлян с греками этнография была наукой прикладной: в первую очередь их интересовало — какую опасность могут представлять народы. Поэтому сведений о военном деле сарматов у нас куда больше, чем об экономике или языке (собственно говоря, о последнем известно, что он, судя по персидским именам царей, был иранского корня).


Сарматские воины: чешуйчатые доспехи, мечи, копья и скальп врага — в наличии!

Так, Страбон в «Географии» даёт достаточно подробные сведения о сарматском войске. Для начала он упоминает его численность, причём, судя по не вполне вменяемым цифрам — использует недостаточно проверенную информацию.

«Абеак царь сираков, выставил 20 тысяч всадников, Спадин же, царь аорсов, даже 200 тысяч; однако верхние аорсы выставили ещё больше, так как они занимают более обширную область, владея почти что большей частью побережья Каспийского моря.»

Более поздние источники (Тацит и Лукиан Самосатский) дают более вменяемые количества: 10-20 тысяч всадников. Оружие же и доспехи описываются следующим образом:

«У них в ходу шлемы и панцири из сыромятной кожи, они носят плетёные щиты в качестве защитного средства, есть у них также копья, лук, меч.»


Сарматские амазонки, современное представление...

Больше всего удивляла греков и римлян военная организация сарматов: женщины у них участвовали в сражениях наряду с мужчинами, а войны племён промеж собою из-за пастбищ или добычи были скучной повседневностью. Низовой ячейкой были подразделения бойцов из числа родственников, они входили в состав родовых отрядов, которые составляли племенное ополчение. Во главе племенных союзов стояли цари, имевшие дружины из числа аристократии. Впрочем, цари были выборными, а чтобы не доставлять слишком большой нагрузки на бюджет племени, в мирное время они вместе с дружинами часто уходили в наёмники.

Как народ жил без царя? Ну, к этой должности сарматы особого почтения не испытывали, по словам Амвросия Медиоланского,

«народы сарматские не относятся к своим царям с таким почтением, как пчёлы к своей матке.»

Цари не имели полноты власти даже на поле боя, скорее это были авторитетные воины, которых слушали до тех пор, пока их советы были на пользу племени.


Сарматы в набеге

Самым страшным явлением для соседей были «балцы» (от др. иранского «bar» – «скакать верхом») — грабительские набеги сарматской молодёжи, которой требовалось завоевать авторитет воинскими подвигами и добычей. Как правило, в такой набег отправлялись зимой, когда реки сковывал лёд. Из набега они возвращались, таща за собой тюки с награбленным добром, но... могли довольствоваться и дарами — откупиться от кочевников всегда было проще, чем гоняться за ними по степи.

Идя в атаку, сарматы, по свидетельству Аммиана Марцелина, испускали боевой клич «Марха!». По-осетински это значит «Убивайте!». Тацит писал, что, стремясь к совершению подвигов, воины подстрекали друг друга не терять время на метание стрел, а скорее сходиться в рукопашную. Но другие авторы описывают обычную тактику кочевников: с тучами стрел, атаками лавой и ложными отступлениями.


Сармат с длинным копьём (контусом), рельеф на сосуде из Косики

В бою сарматы, как и другие кочевники, использовали луки со стрелами, но, в отличие от тех же скифов, стрельба была для них только подготовкой к копейной атаке. При этом, поскольку стремян ещё не изобрели, а таранного удара копьём без опоры на них нанести не получалось, сарматы держали длинные копья (сontus) двумя руками (длина копий, судя по изображениям могла достигать 4,5 метров), чтобы усилить удар. А чтобы всадника не могли поразить стрелой или дротиком, местная аристократия, идущая в бой в первых рядах, носила панцири, покрытые пластинками: железными у тех, кто побогаче, и нарезанными из распаренных лошадиных копыт у тех, кто победнее. Конных сарматских копейщиков Флавий Ариан называет «контофорами».


Сарматский меч и акинаки

Но отличительной особенностью вооружения сарматов были «длиннейшие мечи» (gladii praelongi), упоминаемые Тацитом в описании набега на Мезию в 69 году н. э. Второй отличительной особенностью стали кони, которых, так же как и всадников, защищали доспехи.


Наконечник сарматского копья

Впрочем, это античные описания сарматов, а насколько они согласуются с археологическими данными? А вот здесь — всё печально! Начнём с того, что все реальные копья из сарматских погребений... куда более скромного размера, чем повествуют источники. Столь же проблематичен вопрос о «катафрактах»: в погребениях не обнаружено не только конских доспехов, но и панцирей на человека. Единственное, что в них обнаружено из защитного снаряжения — бронзовые римские шлемы, и то редко. В общем, в 86 процентах погребений встречается наступательное оружие, а защитное снаряжение — только в 5 процентах.


Та же сцена, но в исполнении современного художника

А вот отсутствие щитов археология подтверждает! На нижнем Дону обнаружено около тысячи погребений сарматов, но только в двух найдены фрагменты щитов. Между тем часто встречающиеся мечи подтверждают правоту тех античных авторов, что отмечают стремление сарматов поскорее сойтись в рукопашной. Также это подтверждают и останки самих воинов: на их костях во множестве сохранились следы рубленых ран, причём большая часть похороненных от них и скончались — прав Тацит, который писал, что среди сарматов считают трусом того, кто дожил до старости!


Сарматские катафрактарии на колонне Траяна

Религиозные представления сарматов напоминали скифские. Они так же снимали скальпы с убитых врагов и украшали ими конскую сбрую, так же поклонялись богу войны, кумиром которого считали воткнутый в землю меч, и которому приносили человеческие жертвы («кормили», обильно поливая кровью). Так же как и скифы, сарматы считали за честь погибнуть в бою, с оружием в руках.


Богатый акинак из царского погребения

Сарматское общество «исторической эпохи» только начало разделяться на классы. Среди племён появились «царские», имевшие больше прав на добычу, что видно по раскопанным курганам. Вполне возможно, что перед приходом гуннов, положивших конец существованию Сарматии, у сарматов сложилась ранняя форма государства, хотя это, в принципе, не известно — письменности у кочевников не было.


Германское копьё с сарматской тамгой — смешение стилей из Поднепровья

После разгрома от гуннов остатки сарматов отступили выше по Днепру и поселились в Поросье. Возможно, часть потомков этих всадников нанималась в дружины Киевских князей: по крайней мере, иначе объяснить наличие в пантеоне племени полян наряду со славянскими божествами иранских Хорса и Симаргла достаточно сложно. С другой стороны, их влияние на славянскую культуру минимально: некоторые мотивы русской вышивки (женщина на коне или между конями), несколько иранских слов в языке: «топор», «хата» и т. д., меры длины и веса, напоминающие пергамские, былинные богатырши-«поляницы»...

Но продолжение истории у этого народа было достаточно интересное. В 179 году нашей эры император Марк Аврелий нанял 8 тысяч языгов в римскую армию. Есть версия (высказанная Жоржем Дюмезилем), что один из отрядов попал в Британию, и там эти всадники стали прототипом героев легенд о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Это привело в Средние века к поискам потомков сарматов (приятно же ощущать себя потомком Ланселота или Персиваля!). Большая часть тогдашних историков посчитала их потомками славян. В реальности это не так — сарматы были ираноязычным народом (на самом деле потомки сарматов — осетины), но в XV веке это было далеко не очевидно, и в Польше появилась теория... Впрочем, эта история достойна отдельного рассказа!

Картина дня

наверх