Тайная доктрина

1 925 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Второй Луч – это Луч Самого Божества и несёт в себе характерные аспекты желания, или любви. Они порождают всю совокуп...Тайные символы до...
  • Юрий Ильинов
    Грани Агни Йоги 1963 г. 311. (Июнь 25). Небольшое размышление покажет, что внутреннее состояние сознания обуславливае...В убийстве Джона ...
  • Юрий Ильинов
    Грани Агни Йоги 1963 г. 311. (Июнь 25). Небольшое размышление покажет, что внутреннее состояние сознания обуславливае...Когда человек жив...

Святая княгиня Ольга и ее страшная месть за убиенного Игоря

Святая княгиня Ольга и ее страшная месть за убиенного Игоря

Изображение: ds05.infourok.ru

Со школьных времен современники знают, что первой христианкой на Руси была княгиня Ольга - бабка князя Владимира, который крестил всю страну. Каждый православный в курсе, что в Библии прописано подставлять правую щеку, если ударили по левой. Но Ольга, рожденная и воспитанная в язычестве, далеко не сразу была готова к таким жертвам. Согласно летописям, дамой она была жестокой и мстительной, что в полной мере появилось после гибели ее возлюбленного супруга Игоря.

Существует запись, датированная 945 годом, в которой сказано, будто княжеская дружина начала жаловаться на бедность. Мол, слуги воеводы Свенельда имеют сколько угодно оружия, одежды и еды, а они едва не нагими и голодными ходят. Сомнительно, чтобы эти жалобы были правдивы. Однако спорить с дружиной едва ли какой князь решался. Вот и Игорь предпочел не кликать беду и снарядить поход, чтобы умилостивить вояк. Он отправился к древлянам, жившим на территории украинского Полесья и управляемым князем Малом. Там он устроил бесчинства погромы, собрал приличную дань и назначил целый ряд новых податей. Все было выплачено. Игорь и его люди убрались восвояси, но уехали недалеко.

Видимо, князю показалось, что из древлян можно вытрясти больше. Или это дружинники его надоумили. Теперь уже не столь принципиально, но фактом является то, что вернувшись в Искоростень, Игорь и все его воины встретили свою кончину. Князь Мал сумел разбить дружину и уготовил изуверскую смерть русичу. Он повелел привязать врага к двум деревьям и разорвать на части.

Казнь князя Игоря. Рисунок Ф. Бруни. Изображение: ru.wikipedia.org
Казнь князя Игоря. Рисунок Ф. Бруни. 

Узнав об этом, Ольга пришла в ярость. Но будучи женщиной умной, она не стала пороть горячку, а принялась ждать. Вскоре от Мала к ней пожаловали сваты. Князь хотел взять в жены супругу убитого им Игоря, рассчитывая, что имеет дело с растерявшейся и напуганной вдовицей. И Ольга подыграла. Она притворилась именно той, кем ее считали. Обещала обдумать и принять предложение, а в честь гостей закатить пир, на который ее люди доставят древлян прямо в ладьях. Сытно накормив посланцев, княгиня проследила, чтобы те уснули, и приказала вырыть глубокую яму. Утром сватов пронесли через весь Киев, но вовсе не в пиршественный зал. Люди Ольги сбросили ладьи вместе с пассажирами в яму, а потом засыпали ее землей, похоронив древлян живьем.

Но Ольга не остановилась на одном зверстве. Она потребовала от Мала посольство посолиднее, чтобы люди чего дурного не удумали. И тот, не ведая, что произошло с первыми сватами, отправил новых из числа людей уважаемых. Они были приняты еще более радушно. Их накормили, напоили и отправили мыться в бане, где и заперли, чтобы тут же подпалить с четырех сторон.

Мал не знал всего этого, а потому стал легкой мишенью для дальнейшей мести разгневанной Ольги. На этот раз она сама отправилась в древлянскую столицу, чтобы познакомиться с женихом. Но прежде чем вступать в новый брак, попросила разрешения провести тризну на могиле первого супруга. Она привезла с собой угощенье и пригласила дружину Мала на трапезу. На кургане княгиня опоила славных воинов, а ее люди перебили их.

Сожжение Искоростеня. Изображение: mtdata.ru
Сожжение Искоростеня. 

Тут уже Мал все понял, но было поздно. Ольга успела сбежать в Киев, где собрала верных ей дружинников и отправилась в поход на Искоростень. Началась осада города. И длилась она все лето. В конечном итоге княгиня предложила врагам мир на очень странных условиях. Она попросила прислать ей по три голубя и три воробья с каждого двора. Естественно, такая малость была выполнена. Тогда к ногам птиц привязали подожженные прутья, а их самих отпустили на свободу. Вернувшись в свои гнезда, птахи подпалили древлянскую столицу и привели к ее падению.

Так Ольга отомстила за гибель любимого супруга, в последний раз проявив свой норов. В дальнейшем она стала мудрой и справедливой правительницей, принявшей ряд полезных для страны законов. В частности, никто из князей не мог больше возвращаться за данью несколько раз подряд, то есть делать того, что погубило Игоря.

-

Первый мировой бестселлер "Молот ведьм"

Изображение: cont.ws

Со времен Средневековья прошли столетия, но отблески пламени давно отбушевавших костров, на которых горели ведьмы и колдуны во всех уголках Европы, словно до сих пор иногда видны в стеклах современных домов, бликуют на древней брусчатке, отражаются в водах озер и рек.
В 1204 году официально появился такой орган церковный власти как инквизиция. Ее задачей было выявление и осуждение еретиков, которых ловили повсюду. Первыми жертвами новой структуры стали мараны, гуситы, катары — люди довольно обеспеченные. Их имущество "наследовалось" церковью. И это, конечно же, было приличной прибылью. Постепенно все больше людей вовлекалось в работу по выявлению грешников, среди коих особое место выделялось ведьмам — созданиям упоминаемым в Библии, проклятым, имеющим сношения с дьяволом и совершающим жуткие ритуалы по умерщвлению младенцев, отрезанию мужских половых органов и прочую жуть. То, что декларировали фанатики, работавшие на инквизицию, представляло собой настоящие шедевры хоррора вперемешку с извращенной эротикой. Ни Стивен Кинг, ни кто-либо из других прославленных литераторов или кинематографистов будущего до сей поры не изобрел ничего более жуткого и изобретательного.

Жажда наживы, которая тесно переплелась с фанатизмом и безумием, порожденным бесконечным давлением на психику обывателей и страхом перед карой Божьей, привела к охоте на ведьм. Важным этапом этой "работы" стало написание двумя отцами церкви легендарного труда "Молот ведьм". Художественная ценность этого талмуда невысока, но фантазия, которая потребовалась для его создания, безгранична, равно как очевидно полное отсутствие связи с реальностью и сколь-нибудь приемлемы моральных принципов у создателей первого мирового "бестселлера".

Изображение: larucola.org

"Молот ведьм" был представлен общественности в 1486 году. Его авторы Яков Шпренгер и Хайнрих Крамер жили в Шпайере Рейнской области. Оба по современным меркам являлись неблагонадежными. Например, Крамер начал свою карьеру в Тироле, где очень быстро стал предметом ненависти простого люда. Поговаривали, что изгнание от местного епископа он заслужил не просто так, а по причине совершенно фанатичной, неприемлемой и противозаконной охоты на ведьм. Ходят слухи, будто бы он подговорил одну даму спрятаться от дьявола в печи, а потом обвинить тех, кто его якобы призвал. Многие пали жертвами ее наветов. Если бы не эрцгерцог Сигизмунд, который в своей нарочитой набожности поддержал Крамера, судьба монаха могла быть куда печальнее, чем ссылка.

Шпренгер был ничем не лучше. Он состоял на богословском факультете Кельнского университета на протяжении многих лет, но после его смерти ни один из коллег не провел по нему заупокойную службу. Это может служить явным доказательством отношения к этому человеку. Впрочем, может быть, все дело в наследстве, которое священник завещал в другое место, или в его академической небрежности. Так или иначе, то, что Яков пользовался грязными приемчиками, не хуже своего соавтора, сомнениям не принадлежит. Примером служит письмо в поддержку "Молота", полученное все в том же Кельне. Его подписало всего четыре человека, что явно недостаточно. Более того, не сохранилось никаких упоминаний о том, что трактат вообще предъявлялся коллегии. Исследователи полагают, что подписи были сфабрикованы. Зачем? Чтобы придать вес жуткому труду.

Учитывая низкий авторитет авторов, "Молот" мог провалиться и исчезнуть с лица земли, что, без сомнений, спасло бы тысячи жизни. Но, увы, Папа Римский Иннокентий VIII поддержал эту книгу. Это стало решающим козырем, против которого нечего было противопоставить. Даже тот факт, что в 1491 году великий инквизитор Испании по имени Томас Торквемада назвал талмуд ересью, уже ничего не менял. Это был инструмент контроля над населением, который давал огромный простор для обвинений, если читать внимательно и не додумывать между строк. Авторы очень четко определили магические ритуалы, описали тех, кто занимается ведовством, назвали способы отличить виновных от невиновных. Многие ритуалы из "Молота" кажутся безумными даже в теории и абсолютно бессмысленными с точки зрения практики. Достаточно представить женщину, которая доит нож, параллельно сообщая дьяволу, какую корову нужно подоить, и таким образом получает молоко.

Изображение: s.poembook.ru

Особой хуле подвергались красавицы. Привлекательность считалась пороком, она была "от дьявола". Достаточно было малейшего навета от ревнивой соседки, и дама оказывалась за решеткой. Соблазнила стражников? Еще одно доказательство вины — ничего не попишешь. Молчание под пыткой считалось признанием. Но если несчастные, как им советовали, шли на сделку и начинали говорить, их все равно ждал костер. Просто оказывались они на нем быстрее. В особой опасности находились знахарки и повитухи, к которым при родах обращались женщины. Церковники полагали, что их занятие от лукавого. А роженицам можно помочь просто молитвой. И это говорили люди, ничего не смыслившие в гинекологии и повсеместно распространявшие мысли о том, что у некоторых представительниц прекрасной половины человечества в известном месте есть не то клыки, не то когти. Среди испытаний, которым подвергались обличенные, было испытание водой. Человека связывали особым образом: левая рука к правой ноге, правая рука - к левой. После этого его бросали в воду. Тот, кто тонул, был невиновен. Тот, кто всплывал, попадал на костер. Шансов выжить не было даже одного на миллион.

В то время как отцы церкви гонялись за красавицами, не брезгуя при этом ни простолюдинками, ни аристократами, ни купцами, ни детьми, ни мужчинами, ни стариками, если уж не было других претендентов, простой народ считал, что признаки ведовства в уродстве, замкнутости, странном поведении, увлечении травами и науками. Нужно отметить, что к "колдунам" частенько обращались втихую, за что иногда расплачивались собственной жизни (связь с ведьмами тоже каралась). Доносить на таких магиков никто не любил, так как многие из них были полезны своими знаниями. Потому предпочитали отводить от себя подозрения, "стуча" на неверных жен, любовниц мужа и так далее. Кто мог выступить обвинителем? Все, включая детей и случайных прохожих. А значит, никто не был в безопасности. Каждый мог закончить свои дни на костре, независимо от достатка, возраста, пола, внешних данных и образа жизни. Вот так работал "Молот ведьм", который сегодня мы бы назвали куда большим орудием дьявола, нежели любое заклинание, если бы кто-то умудрился его произнести.

-

Нести людям свет — вот истинное предназначение поэта

Нести людям свет — вот истинное предназначение поэта

 

Светлана Катеничева: романтик, фантазерка, философ, оптимист, влюбленный в жизнь

Нести людям свет — вот истинное предназначение поэта. Разводить руками тучи — вот непростая задача, стоящая перед творцом. Такой видит свою роль Светлана Катеничева, подарившая читателям, ищущим любви и тепла, книгу "Интервью о жизни", и предложившая им рецепт счастья:


"Рецепт храни, в нём счастье кроется.

Увидишь, всё тогда устроится".


Поэзия автора — это меланхолия, смешанная с надеждой: "сегодня настроение — грустить..., а завтра я настроюсь на мечту" Это эмоции, воплощенные в словах и превращенные в чувственную изнанку картин бытия, где неважны события и факты, только то, о чем болит сердце. Это целый мир с его красотой и человеческая душа, удивляющая глубиной, которые стали единым целом, как сообщающие сосуды.


Светлана Катеничева — мечтательница и фантазерка, которая умеет грезить наяву и щедро делится своими грезами с другими. Свои стихи она пишет звездами, сплетает из лунных лучей:


"Я напишу все мысли звёздами.
Я запишу свои желания
И буду их читать с улыбкою
Под мягкий свет с небес мерцания."


Писательница находится между реальностью и сном, в мире, который состоит из множества эмоциональных слоев и соткан из метафор. В нем она мама и дочка, жена и любовница, ведьма и волшебница:


"Меня привлекало звёздное небо.
Луной освещались тропы к приметам.
Меня привлекала кофейная гуща,
По воску читать — считала искусством".


Она рисует картины из счастливых воспоминаний, мечтает о крыльях, просит прощения, воздает благодарности, обращается к небу с пожеланиями, и любит всем сердцем, отдаваясь целиком и без остатка этому чувству, дозволенному и незаконному, случайному и постоянному, каждый раз как в первый. Поэт воспевает любовь счастливую, наполняя строки атмосферой весны и лета:


"В прошлом остались весенние грозы.
Лето наполнило воздух теплом.
В мир одуванчиков — жёлтые грёзы,
Мы забрели в это лето вдвоём".


И любовь несчастную, которая ассоциируется с осенними дождями, зимними холодами, сквозняками:


"Тихо прикрою окно, дверь защёлкну.
Горечь обиды жжёт изнутри.
Но улыбаясь, скажу между прочим,
Чтоб не простыл: «Это всё сквозняки»".


Она демонстрирует любовь к природе, которая проявляется в нежных описаниях, искреннем пониманиям законов бытия, умении видеть больше, чем позволяют другим зонты и шарфы, и слышать больше, нежели иной музыкант сумеет разобрать в переливах соловьиных песен. Она раскрывает сердце перед дорогими и близкими людьми, или вовсе перед незнакомцами, так как имеет опасную и прекрасную привычку держать "душу нараспашку".


Светлана Катеничева романтик и философ. Ей не чужды размышления о реальности и иллюзиях, времени и вечности, жизни и смерти, начале и конце. Все они имеют романтический колорит и трогают за живое:


"А ты представь — меня не будет.
Вообще. Ни завтра, никогда.
Звонить уже не нужно станет,
Ведь номер канет в никуда".


Но главное, автор книги "Интервью о жизни" - чел
овек прямой, искренний и откровенный. А потому она позволяет себе не концентрировать внимание на внешней стороне событий, пряча таким образом сокровенное. Вместо этого она сразу погружается в их психологическую составляющую, эмоциональную суть, и тем самым цепляет читателя, настраиваясь с ним на одну волну, на которой звучат чувства, сыгранные виртуозом на струнах души.

-

Василий Суриков: на вершине русского искусства

В. И. Суриков. Изображение: wan.tphv-history.ru
В. И. Суриков.

«Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи», — так высказался о Василии Ивановиче Сурикове художник и историк искусства А. Н. Бенуа.

Суриков родился в Красноярске. Его предками были донские казаки, пришедшие в эти края вслед за атаманом Ермаком. Таким происхождением Василий Иванович очень гордился. Действительно, дед художника служил сотником, а вот отец был уже простым коллежским регистратором. Мать, также из казаков, была домохозяйкой. Когда Василию исполнилось восемь, отец по долгу службы переехал в село неподалёку от Красноярска, за ним последовала и семья. Здесь Суриков учился в церковно-приходской школе, а затем поступил в училище.

Но отец вскоре умер, поэтому матери пришлось, взяв детей, вернуться обратно в Красноярск, где у них был большой дом. Часть его она сдавала и на вырученные средства содержала семью.

Дом-музей В. И. Сурикова в Красноярске. Изображение: krinfo.ru
Дом-музей В. И. Сурикова в Красноярске. 

Рисовать Суриков начал очень рано, но сначала он лишь, по его собственному выражению, «пачкал» мебель. Но уже в шесть лет перерисовал Петра I с гравюры, использовав в качестве красок синьку и бруснику. Первым же учителем живописи стал для Василия Н. В. Гребнев. Он научил мальчика разбираться в красках и тонкостях живописной грамоты, познакомил с творчеством великих художников. Первой достаточно серьёзной работой Сурикова стала акварель «Плоты на Енисее».

Как бы Василий Иванович ни хотел, но продолжить обучение после училища он не мог по причине бедности. Поэтому он устроился писцом в губернском управлении. Но живопись при этом не оставил, продолжая писать акварели. И однажды их увидел губернатор края, которому картины очень понравились.

В его доме часто бывал золотопромышленник П. И. Кузнецов, которому губернатор предложил поддержать молодого художника и оплатить обучение в академии художеств. Так, благодаря меценатству Петра Ивановича Суриков отправился в Санкт-Петербург. Однако сразу поступить в академию у него не получилось, поэтому ещё три месяца он занимался в училище рисования и лишь после этого без проблем сдал экзамены в академию.

Здесь он проходил обучение у педагога, мастера исторической живописи П. П. Чистякова. Павел Петрович практически сразу разглядел в своём ученике великого художника. И Василий Иванович подтвердил мнение преподавателя: его работы не раз были отмечены серебряными медалями и премиями. Однако по окончании учёбы Сурикову золотую медаль академии, которая давала возможность обучения за границей, по какой-то причине не дали.

Ну, не за границу, так в Москву, вероятно, решил Суриков и отправился в бывшую столицу. «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь», — позже говорил об этом художник. Но именно здесь он смог воплотить свою давнюю мечту — работать над историческими картинами русской жизни. Первой из них становится «Утро стрелецкой казни».

В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». Изображение: bigpicture.ru
В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 

«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось», — рассказывал о возникновении этой идеи Суриков.

Затем Василий Иванович написал «Меншикова в Берёзове» и продемонстрировал картину на выставке передвижников. О художнике заговорили, а Михаил Нестеров назвал это полотно любимым у Сурикова. Чтобы заработать денег, живописец продал картину П. М. Третьякову для его галереи. На вырученные средства художник отправился в путешествие по Европе, где посетил знаменитые музеи и познакомился с творчеством западных мастеров.

Над картиной «Боярыня Морозова» он работал шесть лет. Василий Иванович создал множество эскизов, тщательно прорабатывал каждый жест персонажа, костюмы, но долго не находил главную героиню. Наконец, он увидел её в своей тётке Авдотье Васильевне Торгошиной.

В. И. Суриков. "Боярыня Морозова". Изображение: msk-guide.ru
В. И. Суриков. "Боярыня Морозова". 

«Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берёт задачей изображение старой русской истории, не ходило ещё», — восхищался историк искусств Владимир Стасов.

Великий художник умер за год до революции, у него было больное сердце. Умирая, Василий Суриков произнёс: «Я исчезаю».

-

Подарок на 14 февраля: как отличить антиквариат от хлама

Изображение: funart.pro

Скоро 14 февраля, а у вас еще нет подарка для близкого человека? Самое время задуматься о необычном презенте, который принесет радость и запомнится надолго. К сожалению, обычные магазины тут вряд ли помогут. Стоит пройтись мимо прилавков, как становится очевидно — кругом серость, банальность и пошлость. На полках стоят однотипные коробки конфет в форме сердечек, плюшевые мишки Тедди, сшитые по единому образцу, открытки с избитыми фразами. А над всем этим, словно пародии на флаги, реют красные воздушные шары.

Если не подходит ни один из перечисленных вариантов, остается только импровизировать. Оригинальным и статусным подарком для Вашей второй половинки может стать антиквариат. Конечно, подобная покупка выльется в копеечку, зато незамеченной точно не пройдет. Праздник останется в памяти ярким пятном, а вещь прослужит долгие годы, ведь она однозначно не из числа тех, что развалятся через месяц. Есть лишь одно "но": в антиквариате надо разбираться или, как минимум, точно знать, чем он отличается от старого хлама, который годами хранился на балконе или дачном чердаке продавца. Если не углубиться в детали заранее, легко угодить в руки мошенникам и, послушав их льстивые речи, приобрести что-нибудь потертое и давно не годное из Икеи.

Изображение: sabai.tv

Итак, что такое антиквариат и с чем его едят:

1. Под антиквариатом следует понимать вещь, которая, согласно российским правилам, была изготовлена не менее пятидесяти лет назад. Цифра может варьироваться в зависимости от страны. Например, в Соединенных Штатах антиквариатом называют предметы, появившиеся до 1830 года. Все, что "моложе" — винтаж.

2. Антиквариат тем дороже, чем реже можно встретить нечто подобное. Тут дело не в возрасте, а в количестве созданных экземпляров. Для примера, среди предметов мебели девятнадцатого века самый дорогой — ампир. Причина банальна — мощностей для производства качественной продукции не хватало. Каждый предмет интерьера выпускался малым тиражом или вовсе делался под заказ штучно. Сохранилось далеко не все. Вот и получилось, что отхватить столик в стиле ампир — настоящая удача, за которую приходится платить.

Столик в стиле ампир. Изображение: bersoantik.com
Столик в стиле ампир.

3. Материальная ценность антикварных вещей велика. В прошлом многие простые вещи изготавливали с использованием дорогостоящих материалов. Можно было найти кресло с драгоценными камнями в подлокотниках, книгу в переплете с золотым тиснением, тарелку из уникального фарфора и так далее. То есть, с Икеей не перепутать. Естественно, рассчитывать, что удастся сэкономить на такой покупке не приходится. Хотя изредка случаются исключения, когда за дело берутся дилетанты, нашедшие на чердаке какую-нибудь вещицу и посчитавшие, что это обычный хлам, завалявшийся со времен молодости соседской бабушки.

4. Духовная ценность предметов подразумевает, что они являются типичными для определенной эпохи и передают ее вкус. Это еще одна отличительная особенность антиквариата. Так агитационный фарфор времен СССР едва ли могут произвести когда-то еще. В этой категории, помимо прочего, нужно рассматривать предметы искусства — старые книги, независимо от переплета, картины, нотные листы и так далее.

Антиквариат — это дорого. Но такие подарки в прямом смысле на века. Их оставляют в наследство потомкам и с гордостью передают из поколения в поколение. Между тем плюшевые мишки приходят в негодность уже через год, а забываются и того быстрее, даже если пару связывает неземная любовь. Выходит, если стоит цель оставить след в душе партнера, имеет смысл потратиться. Главное — не ошибиться. А значит, надо узнать все о выбранном антиквариате и детально изучить вопрос, желательно с профессионалом.

-

Кто такие самураи и куда они делись?

Изображение: justnerd.it

Даже если человек не увлекается азиатской культурой, он все равно слышал слово самурай и представляет, что оно родом из Японии и обозначает древнего воина. И правда, в феодальные времена каждому хозяину даймё служили свои доверенные люди. Их называли самураями, в дословно переводе - "теми, кто служит". Между даймё шли бесконечные войны. И их защитники должны были их вести, отдавая свои жизни во благо феодалов. За это они получали многочисленные привилегии и входили в элиту общества, находясь на голову выше простых солдат. Характерной особенностью самураев было строгое следование определенному кодексу, известному как бусидо. Все они прекрасно владели боевыми искусствами и медитативными практиками.

Изображение: konnichiwa.ru

Начиная со второй половины пятнадцатого века и вплоть до середины семнадцатого японская история — это сплошная «сенгоку дзидай» или "эпоха воюющих провинций". Шла настоящая гражданская война, наследие которой страна ощущала вплоть до второй половины девятнадцатого века. Ее итогом стал режим сёгуната Токугава. Более двух столетий подряд государством управляли сегуны из этого рода, в то время как императорская власть была номинальной и значения не имела. Наступили времена относительного благополучия. Страна мертво закрылась от всех соседей и свято чтила традиции, буквально зависнув в своем развитии в шестнадцатом веке. В то время как остальной мир неуклонно развивался, о чем местные жители даже не подозревали, они по-прежнему существовали в феодальном обществе. И важную роль в нем играли самураи, которые, увы, постепенно вырождались, так как сражаться им банально было не с кем. В прошлом великие воины, с каждым поколением представители ордена мельчали, все чаще занимались стихосложением, пили чай и вели философские беседы.

Самураи, 19 век. Изображение: dagospia.com
Самураи, 19 век. 

Середина девятнадцатого столетия принесла перемены, буквально шокировавшие местный люд. Азия вдруг заинтересовала жителей Европы, Америки и России. Толпы бледнолицых устремились осматривать и изучать новую для себя страну. Япония, несмотря на сопротивление сегуна и солидарного с ним "темного" народа, оказалась вовлечена в процесс этой интеграции. Тут-то и выяснилось, что она катастрофически отстала от планеты всей. Естественно, виноватым был признан тот, кто так неловко управлял страной и допустил столь значительный отрыв. Сформировалась оппозиция, которая руководствовалась девизом: «восстановим Императора, изгоним варваров». Ненависть к сегуну была велика, но не могла соперничать с той, что японцы питали ко всему чуждому. То есть, воевать предстояло на нескольких фронтах сразу.

Смутные времена традиционно рождают героев, и выходят они частенько из террористов. В данном случае свое имя в историю было суждено вписать Ито Хиробуми. Он успел получить кое-какую известность благодаря поджогу у британского посольства в Эдо. Теперь же вместе с несколькими товарищами он решил изучить враждебный стране мир и понять, как бороться с нашествием чужаков, есть ли возможность одолеть их, прогнать. Хиробуми покинул Японию, добрался до Китая, а дальше до самого Лондона. То, что он там увидел, потрясло бунтовщика. Он понял — любые силы, которые может собрать его страна, лишь капля в море по сравнению с теми возможностями, что есть у европейцев. Вернувшись на родину, Хиробуми начал воплощать идею по модернизации Японии. Он мечтал о том, чтобы она вошла в число мировых держав и, став премьер-министром, сумел реализовать многие свои задумки.

Ито Хиробуми. Изображение: ru.m.wikipedia.org
Ито Хиробуми. 

Но это случилось много позже. Для начала требовалось свергнуть сегуна, упертого в своем нежелании замечать очевидное и не готового к переменам. В 1868 году Ито Хиробуми, Ямагата Аритомо, Окубо Тосимичи и другие революционеры, поддерживаемые императорской армией, захватили дворец и сместили реального правителя своей страны, положив конец затянувшейся власти династии Токугава. Примечательно, что в числе захватчиков был и тот, кого сегодня мы называем последним самураем, а в Японии считают настоящим героем, а именно — Сайго Такамори.

"Король умер — да здравствует король!" — говорили во времена монархии в Европе. Токугава пали, у руля очутился император Мэйдзи и тут же сформировал свое правительство, наполнив его лояльными людьми из числа недавних радикалов. Вместе они взялись за реформы. Изголодавшаяся по прогрессу страна жадно хватала любые знания и новые веяния, избавляясь от прошлого, как от гниющего хлама.
Одна из реформ, которая была совершенно необходима, касалась армии. Требовалось дотянуть ее до общемирового уровня. И сделать это было непросто в государстве, где все еще имелись феодалы и их личные войска, состоящие из самураев. А те, как уже отмечалось, не вступали в бой более двух столетий. Получилось, что новейшее оснащение стало наименьшей из проблем.

Самураи, которым неизбежно предстояло потерять свои привилегии, были недовольны. Они свято верили в традиции и свое превосходство. Сайго Такамори, который после переворота имел кое-какой вес, пытался доказать важность старинных институтов. Он предлагал не словом, а делом подтвердить, на что способны самураи. И сделать это можно было только во время войны. Откуда ее было взять? Например, напасть на Корею, которая в тот период не могла рассчитывать на поддержку своего верного союзника — Китая, раздираемого на части опиумными войнами и европейцами. Эта идея была отклонена. Ито Хиробуми, который позже завоевал соседей, воспротивился. Он считал, что экспансия может подождать, а пока надо решать вопросы более серьезные.

Сайго Такамори. Изображение: almanaquemilitar.com
Сайго Такамори. 

Осознав тщетность своей затеи, Такамори покинул столицу. Он нашел приют в родной провинции Сацума. Вскоре к нему под крыло стали стягиваться молодые самураи со всех уголков страны. Они видели в Сайго героя и хотели быть рядом с ним. Понимая реалии времени, Такамори решил основать для подопечных учебное заведение, где они могли бы узнать о военном деле все, что только возможно. Это дало бы им шанс в будущем адаптироваться и стать незаменимыми.

Касаемо подоплеки того, как события развивались далее, мнения ученых расходятся. Одни готовы согласиться с правящей верхушкой, решившей, что Такамори готовил очередной переворот и воспитывал молодежь, чтобы та сразилась на его стороне. Другие полагают, что подобной мысли у опытного революционера быть не могло в связи с ее очевидной тщетностью. Так или иначе, к Такамори был подослан шпион. Его схватили студенты, пытали и выяснили, что задача посланца — узнать максимум информации и убить зачинщика потенциальных беспорядков. Молодые люди также прослышали о тайных планах правительства, которое хотело вывести все оружие, принадлежащее их мастеру. Не посоветовавшись со старшим товарищем, парни воспользовались отсутствием Сайго и взяли все в свои руки. Они выкрали арсенал, причислив себя к мятежникам.

Так созрел конфликт, в котором теперь уже Такамори должен был принять участие, так как бросить на произвол судьбы молодых бунтовщиков, коим оказывал покровительство, он не мог. Сайго созвал лояльных ему воинов, но постарался донести до верхушки мысль о том, что он вовсе не собирается затевать новую революцию, а хочет лишь защитить своих подданных. Естественно, никто не пожелал его слушать, тем паче что действия самурая говорили об обратном и свидетельствовали о его нелояльности.

Крепость Кумамото. Изображение: keyassets.timeincuk.net
Крепость Кумамото.

Вскоре состоялся набег самураев под командованием Такамори на древнюю крепость Кумамото, гарнизон которой состоял преимущественно из ремесленников, крестьян и купцов. Казалось бы, с такими вояками справиться легко. Но не тут-то было. Замок имел поистине непреступные стены и мог выдержать долгую осаду. А когда к запертым в ней горожанам присоединились императорские войска, самураи были повержены и вынужденно начали отступление в Сацуму.

Буквально каждый шаг сопровождался стычками. Самураям катастрофически не хватало боеприпасов и провианта. Многие из них погибли, кое-кто ушел в леса, где начал партизанскую деятельность. В конечном итоге вместе с Такамори осталось всего около пяти сотен человек. Но как же высоко их мастерство ценили император и его приближенные! Чтобы одолеть горстку мятежников, они отправили им навстречу армию, состоящую из тридцати тысяч профессиональных, полностью обученных солдат. А командовал ей Ямагато Аритомо, хорошо знакомый с Такамори по революционному прошлому. Он не желал причинять вред бывшему другу и написал тому письмо с просьбой сдаться. Конечно же, будучи истинным самураем, Сайго ответил отказом.

Битва при Сирояме. Изображение: i.ytimg.com
Битва при Сирояме.

Решающая битва, положившая конец древней традиции, произошла четвертого сентября 1877 года около Сироямы. Ни один из подопечных Такамори не сдался. Они стояли с мечами против артиллерии. Не отступали перед противником, превосходящим их числом в шестьдесят раз. Да, они могли выкинуть белый флаг и попробовать сохранить жизнь. Но такой вариант исключался для тех, кто жил по древнему кодексу. А потому каждый воин, вышедший тогда на поле боя, встретил свою смерть. Последним самураем сегодня называют именно Сайго Такамори.

Самурайские стойкость и бесстрашие - безусловно, хорошие качества в бою. Но стоит ли противиться прогрессу "до последней капли крови"?

Картина дня

наверх