Спросил студентов-заочников от 25 до 40, почему говорим "поганые половцы". Не знают. Задавал такой вопрос десятиклассникам, с тем же результатом. Да!? Озадачили.
Рауль Скрылёв Поганые = плохие. Смайлик «smile»
К сожалению, в этом простом вопросе даже Фасмер, отредактированный "патриотом" Трубачевым, может помочь, но требует уразумения: Поганый Ближайшая этимология: "нечистый, грязный", Поган, -Аґна, -Аґно, укр.
Поганий "плохой", др.-русск. Поганъ "языческий", ст.-слав. поганъ BЈrbaroj, D»mioj, Њqnoj (Еuсh. Sin., Супр.), поганыни "язычница" (Зогр., Мар.), болг. Поганец "язычник, нечестивец" (Младенов 437), ...сербохорв. поган "нечистый", словен. роgа? n -- то же, чеш., слвц. роhаn "язычник", др.-польск. роgаn, польск. poganin, в.-луж. роhаn -- то же. Из слав. происходят лит. pago~nas, лтш. pagans "язычник", др.-прусск. вин. мн. роgаnаns (см. М.--Э. 3, 28 и сл.).... Ввиду отличия в знач. и географического распространения посредство нов.-греч. PaganТj "мужицкий" невероятно, вопреки Соболевскому (РФВ 10, 166), Фасмеру (ИОРЯС 12, 2, 226; Гр.-сл. эт. 153). Отсюда произведено Поганить, которое вряд ли имеет что-либо общее с польск. ganic "хулить, осуждать", чеш. haniti, вопреки Маценауэру (68, LF 7, 175 и сл.), Миклошичу (Мi. ЕW 254). Страницы: 3,294-295 Поганые половцы - это половцы-язычники.
Поганый Фасмер!..)))
Letif Bruki Как любят все осложнять... Поганый - от слово погонят:
Гонять скот... отгоняют собак...
Здесь - презрительное сравнение половцев ("степняков") со скотом; собакой.
Поганый - этим же словом можно подразумевать гонимые в поисках пастбищ или разбоя половцев-степняков, у которых "ни кола, ни двора", то есть "перекати поле", означающий без рода и племени.
Вот и мы получаем смысловую нагрузку "поганый половец" .
Гонять скот... отгоняют собак...
Здесь - презрительное сравнение половцев ("степняков") со скотом; собакой.
Поганый - этим же словом можно подразумевать гонимые в поисках пастбищ или разбоя половцев-степняков, у которых "ни кола, ни двора", то есть "перекати поле", означающий без рода и племени.
Вот и мы получаем смысловую нагрузку "поганый половец" .
Мир не сложен, но он и не упрощен, хотя его часто воспринимают упрощенно.
pagan (n.) Look up pagan at Dictionary.com
late 14c., from Late Latin paganus "pagan," in classical Latin "villager, rustic; civilian, non-combatant" noun use of adjective meaning "of the country, of a village," from pagus "country people; province, rural district," originally "district limited by markers," thus related to pangere "to fix, fasten," from PIE root *pag- "to fix" (see pact). As an adjective from early 15c.
Religious sense is often said to derive from conservative rural adherence to the old gods after the Christianization of Roman towns and cities; but the word in this sense predates that period in Church history, and it is more likely derived from the use of paganus in Roman military jargon for "civilian, incompetent soldier," which Christians (Tertullian, c.202; Augustine) picked up with the military imagery of the early Church (such as milites "soldier of Christ," etc.). Applied to modern pantheists and nature-worshippers from 1908.
В основе слово "*огонь"= (p)agan. Начальная согласная во многих языках часто «проглатывается». Русский корень «печь» (например, хлеб, или сама печь) в этом же ряду.
pagan (n.) Look up pagan at Dictionary.com
late 14c., from Late Latin paganus "pagan," in classical Latin "villager, rustic; civilian, non-combatant" noun use of adjective meaning "of the country, of a village," from pagus "country people; province, rural district," originally "district limited by markers," thus related to pangere "to fix, fasten," from PIE root *pag- "to fix" (see pact). As an adjective from early 15c.
Religious sense is often said to derive from conservative rural adherence to the old gods after the Christianization of Roman towns and cities; but the word in this sense predates that period in Church history, and it is more likely derived from the use of paganus in Roman military jargon for "civilian, incompetent soldier," which Christians (Tertullian, c.202; Augustine) picked up with the military imagery of the early Church (such as milites "soldier of Christ," etc.). Applied to modern pantheists and nature-worshippers from 1908.
В основе слово "*огонь"= (p)agan. Начальная согласная во многих языках часто «проглатывается». Русский корень «печь» (например, хлеб, или сама печь) в этом же ряду.
Кстати, половцы - это название части сельджуков.
Латиф, а далее - pag=> (p)ag => ak - к "тюркскому " "ак" (=белый). Белая поганка - это билингва.
Латиф, а как Вы понимаете курдское слово "gawr" (зороастриец)? Какая здесь этимологическая идея?
Вадим, если честно, мне не понятны эти игры слов. Нельзя отрывать понятия от контекста их значения. pag=> (p)ag - на курдском - "чистый".
Откуда вы взяли, что "gawr" - курдское слово? К примеру, это слово в турецком звучит как gävur — неверный).
Курдском это слово произносят как "кафр" (kafr), так как gawir - на курдском двухлетний овец.
А слово кафр искаженное от арабского. الكافر — "скрывает"; كافر ; мн. ч. كفّار kuffār и в исламе обозначает неверующих, иноверцев, которые не верят в Аллаха и которые не считает Мухаммеда его последним посланником.Слово «кафир» может являться оскорбительным для немусульман, так как корень этого слова означает «покрывающий (истину)» и «неблагодарный», таким образом подразумевая, что немусульмане — лжецы.
Таким образом, "gawr" ни как не может быть курдским и тем более означать "зороастриец".
Откуда вы взяли, что "gawr" - курдское слово? К примеру, это слово в турецком звучит как gävur — неверный).
Курдском это слово произносят как "кафр" (kafr), так как gawir - на курдском двухлетний овец.
А слово кафр искаженное от арабского. الكافر — "скрывает"; كافر ; мн. ч. كفّار kuffār и в исламе обозначает неверующих, иноверцев, которые не верят в Аллаха и которые не считает Мухаммеда его последним посланником.Слово «кафир» может являться оскорбительным для немусульман, так как корень этого слова означает «покрывающий (истину)» и «неблагодарный», таким образом подразумевая, что немусульмане — лжецы.
Таким образом, "gawr" ни как не может быть курдским и тем более означать "зороастриец".
Я понимаю, что в курдском много заимствованных слов и много локальных слов. Но слову gawr словарь Цаболова Р.Л. ( Этимологический словарь курдского языка. М., 2001, с.374) приписывает именно значение "зороастриец". Мне понятно, почему. Это означает огнепоклонник. Понятно и то, почему это слово трансформировавшись использует для обозначения "неверных, гяуров" в исламе: там именно так обозначали "огнепоклонников". Этимология - не игры в слова, а необходимый, хотя и вспомогательный инструмент исторического анализа. Безусловно, каждое слово понятно в определенном контексте, но это - семантическое, т.е. его непосредственное значение. Неверный оказывается неверным не потому, что он что-то скрывает или лжет, а потому что он поклонялся солнечным божествам, а уже все остальное и особенно негативное, что связывается с этим словом, - это то, что приписывается религиозно чуждому человеку. Например, через слово "ковыр" (покрытие; камень) можно подтянуть и то, что гяур что-то скрывает.
Цоболов нас курдов будет учить курдскому языку?
Я уже написал, что на курдском gavir означает 2-х летнего овца. Если Цоболов этого не знал, это уже его компетентность. Как можно представить, что в качестве обозначения веры себя в религиозном плане можно позиционировать в качестве овца, причем двухлетнего? А как быть с священными числами 3, 7 ?
Ну, допустил ляпсус, их у него в той книге сотни, что с того? Я вам указал арабские корни слово кафр-кафир-куффар (мн). Курды, и не только курды, а вес исламское сообщество из числа не арабов, именно заимствовали это слово в ее искаженном виде у тех же арабов.
Именно это так, на это указывает и свидетельство Геродота: "Мидийцы раньше себя называли ариями...(Геродот. VII.62)". Ар - на курдском и у всех ираноязнычных народов означает "огонь", то есть "огнепоклонник", а не в том ее современном понятии, которую впаивают нам в последние два века. Средневековые арабские источники также зафиксировали, что акрады (курды) поклоняются огню, что средти них много магов (ал-маджус), но только не кафирами. Иначе они всех не из числа мусульманской уммы не называли бы кафирами. Поэтому курды никак не могли себя называть gavr-kafr ами, чтобы потом арабы это слово у них восприняли.
Я уже написал, что на курдском gavir означает 2-х летнего овца. Если Цоболов этого не знал, это уже его компетентность. Как можно представить, что в качестве обозначения веры себя в религиозном плане можно позиционировать в качестве овца, причем двухлетнего? А как быть с священными числами 3, 7 ?
Ну, допустил ляпсус, их у него в той книге сотни, что с того? Я вам указал арабские корни слово кафр-кафир-куффар (мн). Курды, и не только курды, а вес исламское сообщество из числа не арабов, именно заимствовали это слово в ее искаженном виде у тех же арабов.
Именно это так, на это указывает и свидетельство Геродота: "Мидийцы раньше себя называли ариями...(Геродот. VII.62)". Ар - на курдском и у всех ираноязнычных народов означает "огонь", то есть "огнепоклонник", а не в том ее современном понятии, которую впаивают нам в последние два века. Средневековые арабские источники также зафиксировали, что акрады (курды) поклоняются огню, что средти них много магов (ал-маджус), но только не кафирами. Иначе они всех не из числа мусульманской уммы не называли бы кафирами. Поэтому курды никак не могли себя называть gavr-kafr ами, чтобы потом арабы это слово у них восприняли.
Наталия Николаева Однако история не начиналась в Средневековье, что "АР" - огонь, не означает "огнепоклонники", которые обозначались по названию Бога Огня=Агни, т.е. это АГА (Агарь - в Библии), "АР" - огонь= горение солнца, т.е. они были "солнцепоклонники". Половцы - всредневековье назывались, как язычники, т.е. верующие в древнего Бога "солнцепоклонников" в Тельца = Вола, жили до нижней Волги, в названии которой опять же проходила граница между "огнепоклонниками"- АГА и "солнцепоклонников" - АРРА или "вологоловых".
Наталия Владимировна, просьба не декларировать, а либо аргументировать, либо называть источники. Не забывайте, что далеко не все разделяют идеи и положения "Новой географии", поэтому указывайте четче географические районы с привязкой к сегодняшнему дню.
Уважаемый Латиф, ни Цоболов, ни Макаренко Вас курдскому языку учить не будут и не собирались, а вот этимология позволяет поставить серьезные вопросы даже носителям любого языка, и при этом только она может помочь им лучше понять собственный язык (раздел морфологии, происхождения слов), поскольку это понимание не дается с молоком матери, а требует аналитической работы)..
Корень gawr и в курдском языке, хотя, возможно, что это все заимствования, имеет отношение к огню, понятиям жечь, печь. и т.д. Был бы признателен, если бы Вы, если видите ее, указали на эту связь подробнее как человек, для которого курдский язык - родной. Это - не экзамен, не вызов, а кооперация в изучении языка. Я. конечно, могу ошибаться, но очень давно и независимо от того, присутствует оно в курдском сейчас или нет, слово Gawr трансформировалось в имя Гор (=Бог солнца у древних египтян), что говорит о том, что это слово и связанные с ним понятия относят к глубокой древности, и они многократно изменялись и могли переходить из языка в язык, забываться и снова возникать. Даже то, что Вы не видите в этом слове ничего близкого, а тем более, родного для курдского языка, является значимым фактом. Извините, если отвлекаю.
Латиф, когда мы обсуждали слово "кузнец", была информация от Ораза Мередова о, как мне представляется, этимологически родственных словах: Oraz Meredov Говур-Ковур=жарить
Oraz Meredov По курдский жарить=изгара. Вторая часть этого слова "гара/gara"=жара" у нас означает "черный". Можете уточнить или дополнить эту информацию? Привести однокоренные слова или созвучные слова с близким значением?
Oraz Meredov По курдский жарить=изгара. Вторая часть этого слова "гара/gara"=жара" у нас означает "черный". Можете уточнить или дополнить эту информацию? Привести однокоренные слова или созвучные слова с близким значением?
Вадим, Вы и Ороз Мередов путаете тюркский с курдским. Говур-Ковур=жарить - на тюркском, а не на курдском. К примеру, govurma (от говур) - жаренное в говяжьем жиру мясо (говядина; если баранина, то на курдючном сале), залитое топленым маслом (овечий или говяжий) курдском языке - geli. Как сами видите, govur geli - по значение одинаковое понятие, но пишется и произносятся по разному. Это же по крайней мере не серьезно, если кто то напартачил и допустил ляпсус, теперь под нее поднести "научную базу".
Если у вас есть сомнение, рядом с вами много курдов и один звонок все расставить на место.
То что касается "гара/gara" - да действительно на тюрксаком означает "черный", но на курдском и у других ираноязычных это же кара - означает "великий", "большой". Есть и собственные курдские мужские имена Karо (у азербайджанских тюрок - Kara), что искаженное от Karape(t) - кстати, широко распространенное и у армян и буквально означает Кара (великий, большой), пе - курдском - нога... Сравните это слово с таджикско-пуштунским Памир (па(е) и мир)- "Подножье смерти". Этому пе и восходить у иранокурдский Паша - царь; в свою очередь эта па (пе) восходить шумерийскому патись - правитель, царь. Так что все это не заимствованы и имеют вполне локальное курдское происхождение. Спасибо, конечно, Цоболовым, ну хотя бы немножко пусть прислушиваются и к нам курдам, а не навязывают нам свои заблуждения.
Если у вас есть сомнение, рядом с вами много курдов и один звонок все расставить на место.
То что касается "гара/gara" - да действительно на тюрксаком означает "черный", но на курдском и у других ираноязычных это же кара - означает "великий", "большой". Есть и собственные курдские мужские имена Karо (у азербайджанских тюрок - Kara), что искаженное от Karape(t) - кстати, широко распространенное и у армян и буквально означает Кара (великий, большой), пе - курдском - нога... Сравните это слово с таджикско-пуштунским Памир (па(е) и мир)- "Подножье смерти". Этому пе и восходить у иранокурдский Паша - царь; в свою очередь эта па (пе) восходить шумерийскому патись - правитель, царь. Так что все это не заимствованы и имеют вполне локальное курдское происхождение. Спасибо, конечно, Цоболовым, ну хотя бы немножко пусть прислушиваются и к нам курдам, а не навязывают нам свои заблуждения.
Латиф, как раз такой ответ от Вас мне и нужен. Проясняйте ситуацию. Делитесь знаниями. Я не подвожу научную базу под ошибки, а выясняю ситуацию. Цоболовым очень большое спасибо, поскольку они дают основу, которую можно где-то принимать, а где-то критиковать, чтобы идти дальше. Даже чтобы задать Вам вопрос, надо обратиться к Цоболову. Однако думаю, что gourma/шаурма Вы не докрутили, дело не в жире, а в том, что она готовится на огне. Поэтому geli (ср. гель) не относится к этому конкретному случаю.
За все, что Вы пояснили по поводу слова "паша", особое спасибо.
Александр Ткачев Вадим, а спросите студентов что такое "рабкрин" и зачем Вовочка Ленин хотел его реорганизовать? Интересно, что получится???
Letif Bruki слово Паша - еще более древнее чем вы себе представляете и означает па-земля , ша -голова. В современном я бы написал "глава земли" . Но можно написать -царь, просто Царь. Что касается фамилии Кара -то это фамилия древнего царского рода, поэтому во многих языках она переводится как правитель или великий, а поскольку Кара был черной расы , то еще переводят как "черный". Слово Памир -древнее Русское : па - земля, мир- так и есть мир . То есть "земля мира" или "мирная земля".
Oraz Meredov Я не утверждал, что gawur-жарить курдское слова. По izgare, а не izkare, дали разъяснение турецкие курды. Тут может ляпсус. У нас, у туркмен по крайней мере, нет вообще слова "кара". Есть gara, означающий два разных понятий "белый" или "смотри, взгляни". Дополнительно, для вас уважаемые ученые, у нас есть три близкие слова: наш gowur и искажённо заимственные kafir/kapr - не верующий, gabyr/gabr - могила.
Кстати, Спасибо всем! Теперь мне стало ясно, почему одна деревня под Ашхабадом называется Gäwers - учитывая, что данный регион был центром огнепоклонников.
"Кар-" = древний защитник/ рак - защищающаяся древность, отсюда " крамлин", кремль"," красный", кар+на+вал" и т.д. Красная площадь - площадь для защиты (кремля).
gara = белый! и "вперед смотрящий"! !!!
НН, возможно вы правы. У нас gar означает "снег". А снег бывает только белый.
Вадим и Наталия Николаева! Прошу исправить мою утреннюю механическую ошибку по поводу gara=белый. Конечно, gara это "черный". В это время, параллельно, думал о слове gar=снег.
Здравствуй Вадим,
1. Я внимательно проанализировал слова izgara. Однозначно это слова заимствовано турецкими курдами с тюркского языка. Izgara=iz+gara=обратная сторона/след+черный т.е. отражает воздействия огня на мясо.
2. Göle у туркмен и göllik у наших курдов означает теленок.
1. Я внимательно проанализировал слова izgara. Однозначно это слова заимствовано турецкими курдами с тюркского языка. Izgara=iz+gara=обратная сторона/след+черный т.е. отражает воздействия огня на мясо.
2. Göle у туркмен и göllik у наших курдов означает теленок.
Очень хороший обмен мнениями и хорошие "вложения" в обсуждение. Просьба аргументировать свои точки зрения. Критика - товарищеская, но по существу.
Liudmila Pir Позволю себе добавить. Поганые от pagano=язычник, которое в свою очередь от pagus=деревня-укрепление на возвышенности
Слово язычник идет от понятия огонь, солнце. Надо понять связь этого слова, проявляющуюся в созвучии, со словом pagus=деревня.
ПОГАНЫЙ, -ая, -ое; -ан. 1. полн. ф. Не употребляемый в пищу вследствие ядовитости, нечистоты. П. гриб. 2. палн. ф. Предназначенный для отбросов, нечистот (разг). Поганое ведро. 3. Очень плохой, отвратительный (прост.). Поганое настроение. 4. полн. ф. Нечистый с религиозной точки зрения [первонач. нехристианский, языческий] (устар.). Поганая пища. Орды поганых (сущ.). || сущ. поганость, -и, ж. (к 3 знач.).
Слово Поганый в словаре Ефремовой
Ударение: пога́ный
прил. разг.
Предназначенный для нечистот, отбросов.
перен. Отвратительный, дурной (по своему качеству, виду и т.п.).
прил. разг.
Несъедобный, ядовитый.
прил. устар.
Нехристианский, языческий.
Запрещенный верованием, обычаем и т.п.; нечистый.
Слово Поганый в словаре Ефремовой
Ударение: пога́ный
прил. разг.
Предназначенный для нечистот, отбросов.
перен. Отвратительный, дурной (по своему качеству, виду и т.п.).
прил. разг.
Несъедобный, ядовитый.
прил. устар.
Нехристианский, языческий.
Запрещенный верованием, обычаем и т.п.; нечистый.
Александр, это - семантическое значение, а. занимаясь этимологией, мы стремимся понять как появилось слово с этим значением. Этимология - это наука, занимающаяся словообразованием. Но это направление сильно запущено. Реально существует лишь разбор слова по составу, но то, как это слово появилось, не анализируется. В лучшем случае касаются "ближайшей этимологии", пытаясь проследить, из какого языка пришло слово, этимологического смысла которого зачастую вообще не понимают. Как, например, со словом "поганый". К сожалению, там, где у людей одной веры был храм, их оппоненты устраивают выгребную яму, в лучшем случае "бассейн" для обращения в свою веру якобы проявлением заботы. Так слово для обозначения высших материй становится синонимом низости и нечистоты. Т.е. складывается модель метафорического использования слова по типу: поганый , как их поганая вера", и то, что слово "паганая" означало "божественная, солнечная, огненная", забывается В результате "святое и светлое" становится "низким и грязным". Если не хватает исторических примеров, посмотрите на Украину: все повторяется на наших глазах, все переиначивается. Нам сегодня Гомера не нужно, надо только смотреть новости: греческая трагедия отдыхает.
Не нашла... Каким образом "язычник" связано с огнём? Можно поподробнее, пожалуйста?
Я сейчас просто купаюсь в подмене значений христианством. Культ Исиды смешать с культом дерева и змеи лонгобардов, чтобы получить ведьм - фантастика!
Я сейчас просто купаюсь в подмене значений христианством. Культ Исиды смешать с культом дерева и змеи лонгобардов, чтобы получить ведьм - фантастика!
Вадим, я понимаю что ищется основа, но привел этот пример специально, поскольку мне кажется , что основа ищется не там. Поганый ближе к значению грязный, а не к деревне. Половчины кочевали по степям и редко мылись, в отличие от русских, поэтому были грязные, вонючие, то есть поганые. А основой может быть словосочетание : па -земля, га -ходить.
Александр, не надо привносить бытовые предрассудки, основанные либо на ложных сведениях, либо просто ни на чем не основанные, в обсуждение. Это - бесперспективный путь для научного поиска. У большинства русских князей матери были половчанками.
Спасибо Вадим! 1. Я не успел закончить свой коммент, а Вы уже ответили. Тем не менее хочется заметить, что даже в таком малом круге образованных людей иные комментарии страшно читать. 3. К сожалению, гуманитарии часто путают правдоподобность с научной истиной. Нап
Например, узкоспециализированный тюрколог может правдоподобно доказать, что самое древнее звучание слова земля - er, и оттуда earth, Иурасалим-Ер+салим, мир-м+и+ер - море и земля (суша) ... Или утверждать, что раз Петр Великий "открыл ворота Европы" для русских, значит они чисто азиаты и т.д. и т.п. 3. Прелесть обсуждения в группе заключается в том, что ты на свои гипотезы после смотришь с других точек зрения, видишь слабые места и обнаруживаешь предел своего знания.
Вадим , не у большинства русских князей матери были половчинками, а многие русские князья брали в жены половчинок. А зачем? И кто брал? Только в 12 веке началось такое поветрие , потому что русские князья , и в первую очередь Ольговичи так пытались привлечь кочевые войска в свои ряды во время столкновений за власть. Русские не хотели убивать друг друга, а поганые половчины делали это с удовольствием. Писать половчанки неверно, нет такого слова в летописях. Будьте внимательнее.
ПОЛОВЦЫ — ПОЛОВЦЫ, ев, ед. вец, вца, муж. Группа племён тюркского происхождения, кочевавших на юго востоке Европы в 11 нач. 13 в. | жен. половчанка, и. | прил. половецкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова Летописи не единственный источник знаний. Есть еще просто русский язык с его словообразовательными возможностями. И еще одно замечание, мы рассматривали слово "поганый", а не половец, который были, кстати, со светлыми волосами, а девки их так просто были "красные", т.е. просто рыжие.
Ожегов так же не читал ,похоже , летописей , как и вы. Между тем этимология должна опираться на основу, а не на " просто русский язык", в котором слишком много бытовых искажений или предрассудков как вы это назвали.
Светлана Александровна Плетнева
Половцы
Книга посвящена истории одного из самых известных и сильных тюркоязычных этносов эпохи средневековья — половцам. Так именовали их русские летописцы. В арабских и персидских сочинениях их называли кипчаками, а в византийских и латинских — куманами. Автор рассматривает письменные источники и археологические материалы об этом этническом образовании, поднимает и нередко по-новому решает многие вопросы происхождения, экономических и общественных отношений, мировоззрения и политической истории этого народа.
Для широкого круга читателей.
Ответственный редактор академик Б. А. РЫБАКОВ
Рецензент – доктор исторических наук В. Л. ЕГОРОВ
[3] — конец страницы.
Москва
«Наука»
1990http://annales.info/step/pletneva/ Из Плетневой: "По-видимому, именно к этому времени следует относить формирование в восточноевропейских степях нового кочевнического союза — печенегов (в латиноязычной и византийской литературе они именовались пацинаками или пачинакитами, в арабской — баджнак). Возглавлен он был выходцами из давно распавшегося политического объединения Канггой. Новое объединение получило новое имя. Происхождение имен народов — вопрос сложный и подчиненный своим закономерностям. Его вряд ли можно решить на одном примере. О происхождении слова «печенег» («беченег») существует несколько мнений. Одно из них представляется весьма вероятным: оно произведено от тюркского имени Бече — так звали, видимо, первого вождя печенежского племенного союза. Известно в степях несколько примеров именно такого происхождения этнического наименования — по имени первого главы правящего в союзе рода. Как и все кочевнические объединения, печенеги были разноликим и разноязыким союзом: в него, помимо тюркоязычных орд, могли входить и какие-то угорские группировки." Думаю, что с высокой степенью уверенности можно утверждать, что "печенег" и "паганый (специально написал через "а")" - это фонетические варианты одного слова, означающего "огнепоклонник".
Половцы
Книга посвящена истории одного из самых известных и сильных тюркоязычных этносов эпохи средневековья — половцам. Так именовали их русские летописцы. В арабских и персидских сочинениях их называли кипчаками, а в византийских и латинских — куманами. Автор рассматривает письменные источники и археологические материалы об этом этническом образовании, поднимает и нередко по-новому решает многие вопросы происхождения, экономических и общественных отношений, мировоззрения и политической истории этого народа.
Для широкого круга читателей.
Ответственный редактор академик Б. А. РЫБАКОВ
Рецензент – доктор исторических наук В. Л. ЕГОРОВ
[3] — конец страницы.
Москва
«Наука»
1990http://annales.info/step/pletneva/ Из Плетневой: "По-видимому, именно к этому времени следует относить формирование в восточноевропейских степях нового кочевнического союза — печенегов (в латиноязычной и византийской литературе они именовались пацинаками или пачинакитами, в арабской — баджнак). Возглавлен он был выходцами из давно распавшегося политического объединения Канггой. Новое объединение получило новое имя. Происхождение имен народов — вопрос сложный и подчиненный своим закономерностям. Его вряд ли можно решить на одном примере. О происхождении слова «печенег» («беченег») существует несколько мнений. Одно из них представляется весьма вероятным: оно произведено от тюркского имени Бече — так звали, видимо, первого вождя печенежского племенного союза. Известно в степях несколько примеров именно такого происхождения этнического наименования — по имени первого главы правящего в союзе рода. Как и все кочевнические объединения, печенеги были разноликим и разноязыким союзом: в него, помимо тюркоязычных орд, могли входить и какие-то угорские группировки." Думаю, что с высокой степенью уверенности можно утверждать, что "печенег" и "паганый (специально написал через "а")" - это фонетические варианты одного слова, означающего "огнепоклонник".

Книга посвящена истории одного из самых известных и сильных тюркоязычных этносов эпохи…
ANNALES.INFO
Красные девки-это простоткрасивые , а не рыжие. На Кубани все центральные улицы раньше называли Красными. Сейчас осталась только в Краснодаре улица Красная. Она рыжая по вашему?
Ничего страшного, у Вас все еще впереди...
Русским историкам писать о кочевниках Загроса очень трудно, поскольку они сидя у лампы, представляли субъективные территории, это имеет отношение и к археологическим "находках"? где они могли их взять на территории СССР? Скорее стоит обратить внимание на сохранившихся упоминаниях о народах гор на юге Земного Круга, которых запер в них А.Македонский. ПЕШТ, ПЕЧ, пещеры - речь идет о народах, которые или жили в пещерах, или добывали руду, и за счет продажи ее, жили. Половцы не могли быть печенегами, их этнонимы указывают на разницу в их поклонению солнцу или огню (АГни) Тем более, что о половцах говорили, как о представителях белой расы. Это было родственное племя Касам, в результате изменения климата пришлось перейти на кочевой образ жизни. Возможно они потомки "полян"="земледельцев" - жителей древнего Зеленого острова = Сеннара=Крыма=Крита. "куманы" - родственники по вере, сохранилось в слове "кум".
Свежие комментарии