J-35 или F-35: кто кого и когда?
Очень сложно сказать, в каком месте смогут встретиться эти два самолета, потому что таких мест не одно. Это и в районе Тайваня, и где-то вблизи Корейского полуострова, а над спорными островами архипелага Сенкаку/Дяоюйдао, которые еще и неподалеку от Тайваня, — вот там вообще идеальное место, чтобы встретиться с нанесением тяжких телесных…
Оно и F-35 могут быть не только американскими. Тут и у Южной Кореи есть, и у Японии, да и Тайвань не против затарить, если продадут.
В целом в регионе складывается обстановочка еще та, и как раз итогом может стать всё, что угодно. Такая борьба за мир и свободы начнется, что только щепки полетят. Да и вообще, раз там США рисуют Китай своим главным врагом — можно спать спокойно, вопрос времени. Начнется.
Авиасалон в ноябре этого года в Чжухане хорошо так встряхнул экспертное сообщество, там было много чего интересного, но был в том числе J-35A — новый малозаметный истребитель пятого поколения от китайской корпорации Shenyang Aircraft.
Самолет, может, и не произвел такого фурора, как Су-57, но тоже привлек к себе много внимания, в первую очередь внешним сходством с F-35. Многие из обсуждавших самолеты экспертов сошлись в том, что самолёты представляют собой вершину технологий обеих стран как в плане малозаметности, так и современных концепций воздушной войны. Многие согласились с тем, что самолеты внешне имеют много общего, но все-таки представляют собой машины различных направлений, как тактических, так и стратегических, сформированные различающимися военными потребностями двух стран.
Сравнивать самолеты очень сложно, хотя бы потому, что F-35 изучен вдоль и поперек, а вот его коллега J-35 – вещь, как говорится, в себе. Так что в нашем случае анализ получится немного однобокий, в основном построенный на том, что удалось наскрести в профильных китайских СМИ, а они свои секреты особо и не освещают. Ну а домыслы и догадки – не самое лучшее, что может быть.
Однако сделать определенные выводы о технических возможностях самолетов на основании имеющихся данных и изображений можно. Можно спроецировать все это на задачи, которые будут поставлены перед экипажами этих самолетов командованием ВВС двух стран, и вот здесь уже и получится определенное понимание возможностей.
Краткая история J-35A
J-35A создан на основе демонстратора технологий FC-31 корпорации Shenyang Aircraft. Изначально этот самолет задумывался как потенциальный экспортный вариант без интереса и поддержки со стороны Народно-освободительной армии Китая, как наш МиГ-35, примерно с той же возможностью к реализации: в мире не любят покупать технику, которую страны для себя не производят. Однако в процессе FC-31 претерпел значительные изменения, чтобы соответствовать строгим требованиям современного воздушного боя, и это его спасло.
К середине-концу 2010-х годов конструкция, над которой поработали более чем прилично, наконец привлекла внимание. Но не ВВС НОАК, а ВМС НОАК, что привело к её переработке в качестве палубного истребителя пятого поколения, получившего предварительное название J-35. Это, однозначно, огромная работа, поскольку все-таки палубный самолет прилично отличается от своего наземного коллеги.
Первый прототип морского самолета, поднявшийся в воздух в октябре 2021 года, имел увеличенное складное крыло, усиленное шасси и усиленный силовой набор конструкции, рассчитанный на катапультный старт. Естественно, пришлось доработать «начинку» самолета, распихав по разным углам систему заводки самолета для посадки на палубу авианосца.
Сегодня J-35A часто сравнивают с американским F-35, отмечая общие конструктивные особенности, характерные для истребителей пятого поколения: двусторонние воздухозаборники и схожие конфигурации крыла и хвостового оперения, конструкцию фонаря кабины и так далее.
Хотя эти сходства вызвали огромное количество дискуссий и гипотез о потенциальном промышленном шпионаже и воровстве технологий, в чем обвинялись некие неопределенные китайские хакеры и вполне реальные сотрудники разведки, четких доказательств собрать не получилось.
А если посмотреть на F-35 и сравнить его сходство с другими современными прототипами, такими как KF-21 и AMCA, то вообще в промшпионаже можно обвинить весь мир авиации. Но есть смысл остановиться на том, что все эти конструктивные особенности могут быть обусловлены скорее поиском оптимальных аэродинамических и эксплуатационных решений, чем прямым копированием. Тем более, что для прямого копирования надо получить в свое распоряжение объект копирования или полный пакет инженерно-технической документации. Насколько это вообще реально – вопрос действительно либо к китайской разведке, либо к американской контрразведке. Кто-то тогда очень прилично облажался.
Много говорилось и о месте J-35A в ВВС НОАК: то ли это обособленный самолет для морской авиации, без ориентирования на сухопутное применение, то ли он будет и сухопутным, как универсальное дополнение более тяжёлому J-20, расширяя китайский парк истребителей пятого поколения.
Здесь нужно учитывать то, что мы немного (на самом деле очень даже прилично) не в курсе того, как применение этой конфигурации самолета соответствует различным оперативным требованиям китайских вооружённых сил — от достижения превосходства в воздухе до проведения точных ударных операций. С F-35 всё ясно, он в своей роли универсального самолета, главные козыри которого — оптимальное сочетание малозаметности и большого количества передовых сенсорных систем, что в целом дает F-35 большой потенциал функциональных возможностей.
Про J-35А мы многого просто не знаем, чтобы делать хотя бы приблизительные аналитические выкладки, но то, что можно проводить определенные аналогии с США, где F-22 отводилась роль самолета завоевания превосходства в воздухе (практически «чистый» истребитель ПВО, как наш Су-27), а F-35 брал на себя роль универсального самолета, способного отработать по любой цели, после того как угроза со стороны ВВС противника будет уменьшена. У китайских ВВС примерно такой же расклад: тяжелый J-20 берет на себя роль первого эшелона встречи противника на самых дальних подступах, а меньший и более легкий J-35 будет играть роль универсального самолета, способного работать по любой цели.
Что можно сказать о конструкциях истребителей J-35A и F-35?
Малозаметность и особенности планера
Ну то, что J-35A и F-35 спроектированы с упором на малозаметность и стелс-технологии, заметно по их обтекаемым фюзеляжам с большим количеством острых углов. Что ж, минимизация радиолокационной заметности (RCS) и повышение эффективности операций за счёт того, что самолёт остаётся незамеченным во время полётов максимально возможно долго по времени – это дань сегодняшней моде в плане малозаметности.
J-35A и F-35 имеют схожие аэродинамические компоненты, такие как предкрылки и вертикальные стабилизаторы, расположенные в характерной V-образной форме. Однако небольшие различия в их конструкции у двух самолетов как раз лучшее свидетельство того, что при создании конструкторы следовали разными путями.
Стабилизаторы J-35A немного шире и расположены под другим углом, что потенциально обеспечивает лучшие аэродинамические характеристики, соответствующие конкретным эксплуатационным требованиям китайских военных. То есть, по оценкам экспертов, J-35A будет иметь преимущество перед F-35 в плане маневренности.
У F-35 стабилизаторы расположены под значительно более острым углом, то есть оптимизированы для повышения скрытности. Здесь тоже никаких секретов и недомолвок, давно известно, что американские инженеры принесли практически все ЛТХ в жертву малозаметности, но это оправдано, так как сама стратегия применения малозаметных самолетов американских ВВС зиждется именно на идее скрытного подхода к врагу на дистанцию атаки. И здесь «заточенный» под такую тактику применения F-35 будет иметь преимущество в отдельных моментах.
Крылья. Конструкция крыльев J-35A и F-35 прекрасно показывает различные тактические приоритеты в применении самолетов.
У J-35A крылья немного более угловатые, что повышает маневренность — важнейший фактор в воздушных боях и быстрых тактических перестроениях. Такой конструктивный выбор косвенно подтверждает предполагаемую роль J-35A в обеспечении превосходства именно в быстром реагировании на различные боевые ситуации.
F-35 имеет более плавные и обтекаемые крылья, которые опять же соответствуют его общей стратегии малозаметности. Эти крылья сконструированы таким образом, чтобы минимизировать отражение радиолокационных сигналов, а устойчивость на высоких скоростях явно вторична, что, впрочем, F-35 и не особенно нужно, так как сверхзвуковой полет – это не его конек.
Двигатель в двух измерениях
Двигатель как таковой, то есть силовой агрегат, — слабая сторона китайских самолетов. Что бы там ни говорили на китайской стороне, но WS-21 не соперник Pratt & Whitney F135. Да, в цифрах двигатели примерно равны, но то, что американский с примесью британского будет представлять собой более надежное инженерное решение в сравнении с очередной модификацией все того же Климовского РД-93, объяснять не надо. Несмотря на стоимость летного часа, которая, ожидаемо, у американского самолета много выше, чем у китайского.
Но двигатели — это не только поток горячих газов, за счет которого вообще летит самолет, это еще элемент дизайна в системе, обеспечивающей малозаметность самолета. И сегодня это не менее важное дело, чем скорость и маневр, которые обеспечиваются двигателем.
J-35A имеет более закрытую конструкцию двигателя с меньшим количеством видимых краёв и стандартными для сегодня формами сопел, что, с одной стороны, направлено на минимизацию отражений от радаров, а с другой — оптимизирована на эксплуатационную гибкость в различных вариантах боевого применения.
Выхлопная система F-35 намного более сложная, с решениями, опять же направленными на максимальное снижение заметности. Налицо комплексный подход к уменьшению заметности самолёта для радаров, что соответствует стратегической роли самолёта в достижении превосходства в воздухе, однако снижая его боевые характеристики в таких вариантах, как ближний бой с другими самолетами.
Скорость, дальность и все остальное
Цифры… цифры говорят, что максимальная скорость J-35A составляет 2,0 Маха, что превышает максимальную скорость F-35 в 1,6 Маха. Благодаря более высокой скорости J-35A имеет преимущество в динамичных боевых сценариях, особенно при перехвате высокоскоростных целей, что крайне важно для завоевания превосходства в воздухе.
Но максимальная скорость — это не та скорость, с которой самолеты летают постоянно. Как раз основное количество километров любой боевой самолет пролетает на крейсерской скорости. Это более полезно и в плане нагрузки на планер, и в плане расхода топлива.
Кстати, о топливе. Если смотреть на цифры, то американский самолет летит дальше китайского. Вроде бы. Но на самом деле дальность полета у F-35А без подвесных баков и дозаправок невелика – 1080 км. J-35А пролетает даже больше – 1250 км. Но смотрим на регион, в котором если что и придется этим самолетам пробовать друг друга «на зуб» – а каких-то там сверхрасстояний нет! Япония, Южная Корея, Тайвань – они все у Китая под боком, то есть в радиусе полета на внутренних запасах топлива.
Соответственно, если не брать с собой трех огромных конформных баков, сводящих на нет всю эту малозаметность, то можно увешаться вооружением и лететь выполнять задачи легко в прямом смысле и непринужденно.
К тому же оба самолёта могут дозаправляться в полёте, что значительно увеличивает их радиус действия и продолжительность полёта без подвесных баков. Впрочем, и баки тоже вариант, если надо «повисеть» подольше в каком-то районе, после чего от подвесных баков можно избавиться и продолжать полет в режиме маскировки.
То есть, коль мы говорим о конкретном театре военных действий в Южно-Китайском море, то там дальность не является фактором, способным обеспечить преимущество одной из сторон. Ну а китайские самолет, которые вообще будут работать со своей сети аэродромов в прибрежной части страны – им и вообще дальность не принципиальна.
Что касается скоростных качеств, то здесь такой нюанс: всем уже известно, что на сверхзвуке малозаметные компоненты F-35 в виде покрытий и углов как бы не работают или работают, но не на все 100%. То есть быстро и незаметно подойти — это не про F-35. То есть он будет подкрадываться на дозвуковой скорости на дистанцию атаки, а вот что будет, если его заметят, и как американец станет сваливать от более быстрых китайских самолетов — сам бы с удовольствием понаблюдал бы за таким шоу.
Тактика и малозаметность
Малозаметность в этих условиях… Честно говоря, очень сложно смоделировать условия, при которых ее можно реализовать, потому что к сети ПВО прибрежной полосы Китая (а она там не просто есть, она весьма насыщена станциями раннего обнаружения и ЗРК) добавляются радары флота и самолетов ДРЛО. Плюс не стоит забывать о той толпе военных спутников, которую Китай выводил на орбиту все последние годы. Сверху тоже будет кому посмотреть за обстановкой.
По самым приблизительным данным, ПВО НОАК использует около 600 РЛС для наблюдения за воздушной обстановкой. Понятно, что где-то (например, в горных районах) станций меньше, а на побережье их ожидаемо больше. И уже на 500 км от линии эти РЛС создают такое поле, через которое проскользнуть вряд ли получится. То есть отдельно взятый самолет еще имеет шансы проскочить, но если мы говорим о применении групп боевых самолетов – тут без шансов.
Как реализовать в таких условиях малозаметность? Да, это вопрос. Изучая действия американских ВВС в Ираке, а израильских F-35I против Палестины, еще раз убедился в том, что малозаметность очень хороша там, где мало кто может заметить малозаметный самолет. Когда надо разнести городок, в котором сидят террористы со стрелковым вооружением, проблем нет. Если есть страна, ПВО которой оснащены не по последнему слову техники (хотя да, классика жанра – метровая РЛС армии Югославии, затем РЛС ЗРК в упор – и «невидимка» приземлился) – малозаметность реализуется очень эффективно.
Если же мы возьмем любой малозаметный самолет и засунем его в радиопекло, которое существует там, где сошлись армия России и сборная Европы под украинским флагом, — да, какой-то эффект от малозаметности будет, но тут, скорее, вопрос будет стоять так: обнаружат быстро, а не очень быстро. Кто еще не слышал переговоры наших летчиков и станций наведения, рекомендую: видят всё и всех.
Да, на просторах Тихого океана может спрятаться эскадрилья бомбардировщиков, причем весьма легко. Обнаружить ее будет проблемно, но чем ближе самолеты будут подходить к «простреливаемой» радарами зоне, тем шанс на внезапность будет все меньше. Но это, скорее, относится к американцам, которые и будут заходить со стороны своих баз в Тихом океане. Но мы не о В-2 или В-21, мы об F-35, который полетит, скажем, с аэродрома под Кванджу, и непосредственно на взлете его уже увидят китайские РЛС, которые стоят под Жунчэном в каких-то 400 км.
Плюс не стоит забывать о возможности выдвинуть вперед плавучие аэродромы, а у китайцев их почти три, и с них встретить врага на подлете. И во всеоружии. И с самолетами ДРЛО в качестве летающих радаров.
Вся эта возня с малозаметностью, она, конечно, полезная. И действительно, в определенных условиях может дать шанс против обычного самолета. Но очень сомнительно, что это будет работать повсеместно, особенно в условиях современных средств разведки. Да что говорить, если Ту-95 взлетают в Энгельсе, а более чем в тысяче километров, в Киеве, через полчаса уже начинают по стенам бегать? Оно, конечно, Ту-95 образец малозаметности наоборот, но что-то мне подсказывает, что подобным образом отследить и взлет В-2 будет чуть более проблематично, но возможно.
И здесь в качестве итога стоит сказать, что малозаметность — это хорошо, когда есть возможность ее реализовать.
Авионика, глаза и уши
J-35A оснащён комплексом передовой авионики отечественной разработки и производства, в том числе радаром с активной фазированной антенной решёткой, инфракрасными системами поиска и слежения, а также комплексом радиоэлектронной борьбы. Насколько это эффективно, сказать не представляется возможным по причине полного отсутствия информации.
F-35 оснащён радаром AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой, системой с распределённой антенной решёткой AN/AAQ-37 и комплексом радиоэлектронной борьбы AN/ASQ-239, системы уже не новейшие, но проверенные временем и известные своими сильными и слабыми сторонами. Здесь, думается, китайцам будет значительно проще в плане противодействия американским самолётам именно со стороны радиоэлектроники. Когда знаешь, по какой аппаратуре надо отработать в плане тех же помех, когда знаешь хотя бы приблизительно частоты, работать проще.
Вооружение
Тут всё понятно: каждая сторона запихнет в отсеки вооружений всё по максимуму. Именно внутрь корпуса, во имя всё той же малозаметности.
J-35A имеет 6 внешних точек подвески и 6 внутри оружейных отсеков и может нести до 8 000 килограммов полезной нагрузки, а у F-35 есть 4 внутренних узла подвески и 6 внешних, общий вес боевой нагрузки практически сопоставим с китайским самолетом: 8 160 кг.
Если мы говорим о том, что малозаметность во главе угла, у китайского самолета есть определенное преимущество на 2 ракеты. И этого может оказаться более чем достаточно, чтобы получить большое преимущество. Две ракеты — это вроде как и немного, но в пересчете на эскадрилью это дает 24 ракеты. А это уже серьезное количество, как ни крути.
Но даже если малозаметность не очень важна, когда идет замес по полной программе, все равно китайский самолет берет больше оружия, чем американский. А в нормальном бою вооружений никогда не бывает хотя бы достаточно, так что единственное, за счет чего американцы могут выйти вперед, – это за счет более эффективных ракет.
AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder – все они в представлении не нуждаются, это очень серьезное оружие. Но кто сказал, что PL-16, PL-15 и PL-10 хуже? Кто проверял, и главное – еще неизвестно, какими могут оказаться результаты подобной проверки.
Кто кого?
J-35A делает упор на скорость и манёвренность с элементами малозаметности (российская школа), в то время как F-35 – малозаметность и глобальная совместимость с любыми боевыми системами. Впрочем, скорее всего, китайский самолет тоже сможет в сетецентрическую модель боя.
Эти самолёты демонстрируют передовые для своих стран технологии, направленные на максимальную эффективность самолёта в воздушном бою, вопрос исключительно в том, чей подход окажется более продвинутым и эффективным.
На стороне американского самолета малозаметность, возведенная в культ, современный набор датчиков слежения и обнаружения, оружие, разработанное компаниями, давно пользующимися уважением в мире. В минусе – не лучшие скоростные характеристики и маневренность, принесенная в жертву малозаметности. Кроме того, F-35 с любой буквой после цифр (особенно В) очень дорог в эксплуатации и требователен к обслуживанию.
Китайский самолет — реальная «темная лошадка». Нет точных данных о том, насколько эффективен его набор БРЭО и его оружие. Правда, и F-35 особо не замечен в воздушных боях, даже против летающих пузырей, всё, что на счету этого универсального истребителя — универсально истребленные дома в секторе Газа.
Малозаметность F-35 — дело очень хорошее, но не в поле от 300-400 китайских РЛС. Скорость и маневренность J-35 просто прекрасны в ближнем бою, но ближний бой может и не состояться, если датчики J-35 не смогут вовремя обнаружить F-35 с его ракетами. Безумный прогресс китайской авиации внушает уважение, но американцы строили приличные и даже очень хорошие самолеты, когда китайские летчики донашивали всякое старье.
Но есть еще одно преимущество на стороне китайского самолета. Можно много говорить о многолетней конструкторской школе американской авиации, принимать во внимание целую череду прекрасных самолетов, созданных в США (F-14, F-15, F-16, F-18), но что такое американская авиапромышленность? Во имя чего она работает? Правильно, во имя доллара. Бизнес и ничего личного. И стремление к прибыли порождает, скажем так, самолеты, которые, с точки зрения летчиков, далеки от совершенства. Типа F-22.
У КНР совершенно иной расклад и иной подход. Самолеты строят государственные компании, ведь даже разработчик J-35A, Shenyang Aircraft Corporation (SAC), есть структурное подразделение Китайской авиационной промышленной корпорации (AVIC), которая контролируется Комиссией по надзору и управлению государственными активами Государственного совета КНР.
Не то чтобы бизнесменам из «Локхида» и «Боинга» было плевать, уверен, что там тоже есть определенная гордость не только по поводу прибыли от госзаказов самолетов для ВВС и КМП, но вот китайские предприятия строят как бы для себя. Можно сказать, издержки строя, потому что во главе угла не прибыль, а обороноспособность согласно воле и наставлениям Компартии Китая. И именно этим курсом и идет китайский авиапром, причем идет семимильными шагами.
Просто задумайтесь: 50 лет назад китайцы выпускали по лицензии МиГ-21 и были счастливы, что им дали производить такой самолет. Сегодня у Китая в 15 раз больше истребителей пятого поколения, чем у России, и в 5 раз больше самолетов ДРЛОиУ.
Сложно сказать, кто окажется сильнее в таком противостоянии, китайский самолет или американский, но лично я бы поставил на китайский. И не только потому, что коммунистический самолет будет противостоять капиталистическому, у китайских самолетов действительно прослеживается определенный темп развития, и, если там все будет идти так, как идет, через пару десятков лет ВВС НОАК будут такой силой в воздухе, с которой считаться будут все без исключения, как по количеству, так и по качеству.
А вот в американской линии развития такой уверенности нет. Хотя, конечно, двигатели бы китайцам подтянуть...
Свежие комментарии