На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    США превратили демократию в лживую фальшивку Известное высказывание, приписываемое Иосифу Сталину «Я всегда думал чт...Президентские выб...
  • Юрий Ильинов
    Мощнейший удар лишил 82-ю бригаду ВСУ почти трех десятков единиц техники 82-я отдельная десантно-штурмовая бригада В...Минфин забыл о св...
  • Николай
    "Как сбить самолет межконтинентальной баллистической ракетой?" Ну это, несколько, бредовая идея. Сбит - это вероятнее...Как сбить самолет...

А ведь с половцами Русь не только воевала: из истории русско-половецких отношений

Александр Харалужный

 

А ведь с половцами Русь не только воевала: из истории русско-половецких отношений


В многовековой истории противостояния Руси и Степи особое место занимают долгие, запутанные и крайне противоречивые взаимоотношения наших предков с кочевым народом, вошедшим в отечественные хроники под именем половцев. С ними князья русские не только воевали. Были и периоды, когда не только бились, но и роднились и даже выходили ходили в совместные походы против, как принято говорить сегодня, «третьих лиц». С кем и когда сражались плечом к плечу русичи и половцы?


Прежде всего стоит вспомнить, что появление этого племени на русской территории летописные источники относят к 1055 году. Тогда все обошлось: переяславский князь Всеволод Ярославович и половецкий хан Богуш разошлись мирно, похлопав друг друга по плечам и даже обменявшись «сувенирами». Проблемы с пришельцами начались немного позднее и очень быстро приняли нешуточный масштаб – сперва поражение от них потерпел все тот же Всеволод, а его княжество стало объектом разграбления, а уже в 1068 году половецкие орды разбили объединенное войско сыновей Ярослава Мудрого на реке Альте.

Именно после этого трагического события степняки, попросту говоря, обнаглели до предела и принялись ходить на русские земли за добычей и полоном регулярно. Как правило, эти набеги проходили вполне успешно: воинами половцы были весьма неплохими, да и поди уследи за кочевниками, как ветер приносящимися из степи и в ней же растворяющимися с награбленным.

Более того, после смерти Ярослава Мудрого, с началом охватившей Русь чередой княжеских междоусобиц половцы начали играть роль наемных отрядов, которые те или иные претенденты на власть из числя Ярославичей и их родни привлекали в ряды своего войска. Сомнительную славу первенства в этом деле приписывают Олегу Святославичу, решившему, пока его дядья Изяслав, Святослав и Всеволод делят княжества, урвать и себе кусок власти. Позднее это превратилось в нормальную и чуть ли не общепринятую практику – именно с военной помощью половцев родственнички изгнали из Мурома Изяслава Владимировича, а из Чернигова – Владимира Мономаха.

Именно этот князь впоследствии и стал тем, кто сумел дать укорот зарвавшимся и слишком уж вошедшим во вкус более чем своеобразного участия в русской политике кочевникам. Как правило, расплатой за привлечение их к военным действиям было право на предание огню и мечу захваченных городов, да и к нашим землям половецкие ханы уже присматривались с вполне конкретным интересом — на предмет расселения на них. Конец подобным планам и вообще вольготным набегам на Русь положили предпринятые по инициативе Мономаха объединенные действия князей, перешедших от пассивных попыток отбивать налеты к активной обороне. То есть к походам в половецкие степи и боям против противника на кочевничьих стоянках.

Когда такие экспедиции предпринимались организованно и продуманно, они неизменно увенчивались успехом. Чем заканчивались попытки единоличной самодеятельности, повествует известное всем нам «Слово о полку Игореве». Впрочем, описываемые в этом произведении события относятся ко временам намного более поздним, когда оттесненные Владимиром кочевники после его смерти приободрились и снова принялись терзать Русь своими набегами. Не помогало даже то, что к этому времени многие ее княжеские роды связывали с половцами кровные узы — два сына Мономаха были женаты на степных «принцессах», дочерях и внучках ханов. Имелись и другие подобные прецеденты.

Известны в истории и случаи, когда половцы выступали союзниками русских князей не во внутренних «разборках», а при отражении внешней агрессии. Самым ярким среди них можно считать битву на реке Вагра в окрестностях Перемышля, в которой дружинники внука Ярослава Мудрого Давида Игоревича плечом к плечу с воинами половецкого хана Боняка разгромили многократно превосходившую их рать венгерского короля Кальмана І Книжника. При этом было проявлены неплохая смекалка и слаженность разных отрядов: полсотни половцев, осыпая стрелами венгров, довели их до такого бешенства, что те бросились преследовать противника очертя голову, стоило тому начать заранее спланированное «отступление». В конечном итоге этот маневр привел королевских воинов в засаду, притаившуюся в узком ущелье, где численное превосходство не играло уже никакой роли. Потери венгерского «экспедиционного корпуса» в битве, вылившейся в массовое бегство и побоище, были ужасны и надолго отбили охоту ходить на Русь.

По мнению многих исследователей, именно сложившийся к XIII веку достаточно тесный военно-политический союз половцев и некоторых русских князей привел последних на берега Калки, в битву при которой они, до сего дня не сталкивавшиеся с движущимися с Востока монгольскими завоевателями, вступили, чтобы поддержать своих половецких соратников и родственников. Кое-кто в силу этого даже пытается возлагать на половцев вину за последовавшее за этим вражеское нашествие. Достаточно сомнительно: вряд ли орды Батыя обошли бы стороной богатейшие земли Руси, лежавшие у них на пути. Впрочем, это уже совсем другая история. Главное, что русский народ противостояние с Золотой Ордой пережил. А вот половецкий — нет… Хотя половецкая ассимиляция - тоже отдельный вопрос.

Портянки или носки: многолетний спор о том, что лучше для солдатских ног

Портянки или носки: многолетний спор о том, что лучше для солдатских ног

В настоящее время в Вооруженных силах России солдатские портянки вместе с отшагавшими свое кирзовыми сапогами перешли в разряд забытой архаики, но многолетние споры о том, что практичнее, гигиеничнее и вообще лучше для повседневного ношения рядовым и сержантским личным составом, что лучше для солдатской ноги, не утихают по сей день. Так кто же прав?


Солдатская портянка – один из непременных атрибутов Советской Армии. В силу этого у огромного количества мужской части населения нашей страны упоминания о них вызывают ностальгические воспоминания о незабываемых двух годах молодости. Впрочем, для кого-то они стоят в ряду позорных символов замшелого «совка», достойных разве что осмеяния и всяческого порицания. Что характерно, персонажи эти, как правило, являются представителями так называемой «интеллигенции» и в армии не служили ни дня...

Те, кто утверждает, что от портянок необходимо было отказаться хотя бы ради следования передовому опыту цивилизованного Запада, забывают о том, что этот предмет солдатской обмундировки в нашу армию как раз оттуда и пришел. Проводя военную реформу, Петр І позаимствовал портянки у весьма уважаемых им голландцев. При этом, что весьма парадоксально, кусок ткани, обернутый вокруг ноги, в сочетании с традиционными лаптями был на Руси самым что ни на есть исконным атрибутом, о чем говорит уже само название, имеющее происхождение от русского «портно», «порты», то есть слова, обозначавшего отрезанный кусок холста или одежду из него.

Впрочем, в армии Российской империи портянки несколько раз подвергались изгнанию из солдатских казарм. Происходило это в те периоды, когда отечественных воинов некоторые преклонявшиеся перед Пруссией государи пытались обмундировать на тамошний манер. К узким сапогам и лаковым туфлям портянки, понятно, шли как к корове седло. Однако ж в такой обуви можно было исключительно маршировать на столичных плац-парадах, а никак не шагать по пыльным дорогам долгих маршей и по рельефу полей сражений. К началу Отечественной войны 1812 года русской армии вернули сапоги, и, соответственно портянки. Об этом свидетельствует хотя бы появление во французском языке выражения chaussette russe – «русский чулок», которым обозначались, как достоверно доказано, никакие не галантерейные изделия, а как раз солдатские портянки.

Именно их здорово не хватало наполеоновским «завоевателям», драпавшим из России суровой русской зимой и тысячами погибавших, в том числе от холода. Та же история произошла столетие с лишним спустя и с попытавшимися повторить дурную затею Бонапарта с покорением России гитлеровцами. Запертая под Сталинградом немецкая группировка буквально умоляла прислать как можно больше ткани для изготовления портянок! Впрочем, нельзя не упомянуть о том, что во время Великой Отечественной войны в вермахте, помимо носков, использовались и портянки, известные под названием Fußlappen и отличавшиеся от наших разве что квадратной, а не прямоугольной формой. И, кстати, предпочитали их ветераны, начавшие свой боевой путь еще в Первую мировую. Другие наши противники, финны, от портянок в армии отказались только в 90-х годах прошлого столетия.

Но что же все-таки лучше: носки или портянки? Прежде чем начинать превратившееся уже в классику перечисление бесспорных и несомненных достоинств последних, следует отметить важнейшую деталь: все зависит от того, кем и в каких обстоятельствах этот аксессуар используется. Да, «классическая» портянка, представляющая из себя самый обычный кусок ткани (хлопчатобумажной либо в зимнем варианте фланелевой или байковой) размерами в 35-50 на 75-90 см преимуществ имеет массу. Она теплее, лучше защищает ногу в грубой и даже великоватой обуви от стирания и намозоливания кожи при длительном движении. Она гигроскопичнее (лучше впитывает пот). А в случае промокания запросто может быть перемотана сухой стороной.

Портянка лучше и дольше носится, проще проветривается и стирается. В конце концов, портянок, в отличие от носков, можно нарезать из любой мало-мальски подходящей ткани – на какое-то время сгодится. И вот тут, на самом пафосном месте нашей «оды портянке», самое время перейти к неизбежному «но»... Все сказанное выше справедливо в том случае, если портянка имеет нормальное качество (не заношена и затерта до предела) и, самое главное, находится при наматывании в умелых и ловких руках.


В противном случае жди беды. Жутко, до крови сбитые неправильно намотанными портянками ступни бойцов видел каждый, кто служил в армии. Хорошо, если не свои собственные... Портянки были хороши для РККА, громадную часть личного состава которой составляли уроженцы сельской местности или небольших поселков, обученные правильно наматывать их с детских лет. На худой конец, в любой роте имелся опытный старшина, быстренько вдалбливавший эту премудрость (не такую уж и простую) даже в головы городских «белоручек», впервые надевших кирзачи в армейских рядах. В современной, становящейся все более профессиональной российской армии, другие и старшины, и обувь, и условия службы. В современных солдатских ботинках, по сложности и удобству приближающихся к хорошей спортивной обуви, портянка вряд ли уместна.

Она вместе с кирзовыми сапогами – примета войны тотальной, в процессе которой под ружье становятся миллионы и на первое место выходят дешевизна и практичность солдатского снаряжения, а не их удобство и «навороченность». И вот еще что. Мы живем в сложном мире, так что каждому молодому человеку я рекомендовал бы взять пару уроков наматывания портянок у представителей старших поколений, еще помнящих, как это делается. На всякий случай.

Арест Николая Платошкина: репрессии или юридический казус


4 июня в собственной квартире был задержан Николай Платошкин, официально считающийся лидером недавно созданного политического движения «За новый социализм». Как стало известно позднее, против него возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ. На настоящий момент Басманным судом Москвы Платошкину избрана мера пресечения в виде содержания под домашним арестом сроком на два месяца (до 2 августа 2020 года). Случившееся вызвало неоднозначную реакцию как среди политиков, так и в российском обществе.


Не совсем ясно, кем же все-таки считать угодившего под суд: в некоторых источниках он именуется коммунистом, а в некоторых – социалистом. Связано это с тем, что заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин до последнего времени действительно демонстрировал свою принадлежность к КПРФ. Во всяком случае, регулярно принимал участие в ее мероприятиях. Более того, в сентябре 2019 года именно от этой политической силы Платошкин участвовал в дополнительных выборах депутатов Государственной Думы по Комсомольскому одномандатному избирательному округу №70 в Хабаровском крае. Правда, выборы он проиграл представлявшему ЛДПР Ивану Пиляеву, но дела это не меняет,

С другой стороны, в своих выступлениях, звучавших, как правило, в принадлежавшем ему видеоблоге на Telegram-канале или на YouTube Платошкин порой довольно резко критиковал позицию Компартии и ее лидера Геннадия Зюганова. По мнению некоторых экспертов, именно одно из таких критических выступлений и стало причиной как задержания, так и уголовного дела, в рамках которого Платошкину инкриминируются действия, подпадающие под ч. 1.1 ст. 212 и ст. 207.1 УК РФ. Соответственно, «склонение к совершению массовых беспорядков или вовлечение в них» и «публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан».

Речь об опубликованном Платошкиным 24 мая открытом письме председателю ЦК КПРФ Г. А. Зюганову. Звучащие в нем призывы к роспуску правительства России и «созданию правительства народного доверия», досрочным выборам, срыву голосования по поправкам в Конституцию страны, а также заявления о «поразившем Россию угрожающем кризисе» вполне могут трактоваться как упомянутые в Уголовном кодексе призывы и подстрекательство. А ироничное объявление эпидемии коронавируса «так называемой» при желании можно приравнять к ложной информации, опасной для жизни граждан.

Но, что интересно, Геннадий Зюганов уже выступил с решительной поддержкой бывшего соратника, назвав его арест «скатыванием к полицейщине» и «преследованием властями представителей левых сил». Что не менее интересно, горячее неодобрение происходящего выразили и те представители оппозиционного российского политикума, для которых Платошкин, Зюганов и иже с ними являются совершенными антиподами. К примеру, Евгений Ройзман, заподозрить которого в коммунистических либо социалистических идеях сложно, заявил, что Платошкина «преследуют по политическим соображениям». Правда, не преминул при этом достаточно ехидно заметить, что за арестованным «пришел СССР», в который он «сам зовет своих последователей». Впрочем, в данной ситуации, скорее всего, имеет место проявление стремления ругать власть по любому поводу и солидаризоваться с каждым ее оппонентом вне зависимости от его политической платформы.

Надо сказать, что на полновесные «политические репрессии» происходящее походит мало хотя бы в силу того, что власти России вряд ли усмотрели бы для себя реальную угрозу в политике такого уровня. Скорее, это выглядит как стремление заставить спикеров, имеющих определенную аудиторию, более тщательно выбирать выражения и тон, в том числе и в Интернет-пространстве. Но в преддверии голосования по изменениям в Конституцию это может дать и обратный эффект.

Арест Николая Платошкина: репрессии или юридический казус


Так или иначе, но истинные мотивы и цели преследования станут ясны в процессе предстоящего судебного разбирательства. Пока же с уверенностью можно констатировать только одно: шумиха, поднятая в СМИ вокруг задержания и возбужденного уголовного дела, изрядно прибавила Николаю Платошкину известности и популярности.

Из заявления Константина Рыкова (опубликовано и в ленте Фейсбук Николая Платошкина):

‪Платошкин Николай стал флагманом борьбы против поправок в Конституцию. Мы (...) его в своих стримах предупреждали, что скоро за ним «придут». Вот и пришли. Скорее всего он получит классическую «условную двушечку» и не сможет участвовать в выборах в Государственную Думу-21.

Картина дня

наверх