На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Василий Топчий
    А какое оно нам дизлайки ставит!Хочу прочитать книги
  • Юрий Ильинов
    СССР капитулировал, из-за предательства Горбачёва и Ельцина. На ядерных объектах дежурили американцы. Восстановить на...Хочу прочитать книги
  • Василий Топчий
    Кроме того, Начальнику генерального штаба напрямую подчинено Управление (строительства и развития системы применения ...Хочу прочитать книги

Собрание Дмитровского союза кооператоров. 1919-1920

Новая Россия: третий путь
Собрание Дмитровского союза кооператоров. 1919-1920
Вам, товарищи кооператоры, еще труднее переживать революцию, потому что вы забежали вперед. Вы задались целью перестроить экономическую жизнь народа не по приказу свыше, а на основах свободной самодеятельности самого населения
…Не управление из центра, но самоуправление, не власть, а свобода, не субординация и иерархия, а координация и равноправие должны восторжествовать после революции
...Главное, - чего хотят люди. А люди прежде всего хотят быть свободными, что бы ими не командовали, не притесняли, не принуждали делать то, что противоречит их убеждениям. Это - первое желание всякого нормального человека, психика которого не искажена, не изуродована системой власти, установленной государством - П. Кропоткин.
***
...Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? - Н. Бердяев. Душа России
***
Дмитровский союз кооперативов. Это название организации мало что говорит сегодняшнему читателю, но было время, когда деятельность дмитровских кооператоров, объединённых в Союз, и их известность выходили за пределы Подмосковья. Их подвижническая деятельность, протекавшая в сложных политических и экономических условиях периода "военного коммунизма", не могла не привлечь внимания и П.А. Кропоткина, видевшего в кооперации один из практических путей осуществления дорогих ему идей солидарности и взаимопомощи — практически о первых дней его переезда из Москвы в Дмитров летом 1918г.
...Но кроме собственно культурно-прооветительной работы дмитровских кооператоров в этот период, П.А. Кропоткина интересовали настоящие заботы и перспективы развития независимой от государственных структур кооперации, которые он мог на практике видеть в Дмитрове, тем более, что если до Октябрьского переворота Союз сталкивался, в основном, с непониманием его задач со стороны отсталых слоев населения, то вскоре же после него испытал на себе все прелести и издержки как политической и экономической практики "военного коммунизма", в целом, так и амбиции и просто невежества представителей местной официальной власти. И в этой, явно неравной, борьбе П.А. Кропоткин был всецело на стороне кооператоров.
"С величайшим удовольствием я смотрю на работу кооперации, проникшей в самую глубь народной жизни, — говорил П.А. Кропоткин в своей речи на XI собрании уполномоченных Дмитровского Союза кооперативов в июле 1919 года, — и горячо желаю ей успешно перенести все те тяжелые испытания, которые переживаются не только Россией, но и всеми цивилизованными странами мира, и которые вызваны войной". Далее, отмечая неизбежность происходящих через определенные промежутки времени революционных переворотов, один из которых произошёл в России в 1917 году, П.А. Кропоткин, поистине, пророчески, говорил: "Вам, товарищи-кооператоры, еще труднее переживать революцию, потому что вы забежали вперед. Вы задались целью перестроить экономическую жизнь народа, не по приказу свыше, а на основах самодеятельности самого населения. Вы хотите пробудить эту самодеятельность, и в этом встречаете серьезные помехи" [Вестник Московского областного Союза кооперативных объединений. М., 1919. № 9, с.26-27]. Об этих помехах, чинимых дмитровским кооператорам, П.А. Кропоткин знал хорошо. О них говорилось не раз и на этом собрании уполномоченных. Прошло немногим более года, и тучи над Дмитровским Союзом кооператоров сгустились еще более. О первых предвестиях разгрома и собственно о разгроме Дмитровского Союза кооперативов как самостоятельной организации немало можно узнать, в частности, из переписки П.А. Кропоткина сентября–ноября 1920 года.
...Вскоре удар был нанесён не только по неторговому отделу, но и по всему руководству Союза кооперативов. В итоге в ноябре 1920 г. члены Правления ДСК, в том числе В.А. Рыжов, В.В. Сазонов, Ф.Т. Максимов, и три из четырёх тогдашних сотрудниц музея (Е.Н. Анурова, А.Н. Соколова и А.Д. Шаховская) были арестованы чекистами и вскоре оказались в Бутырской тюрьме.
Об этом с горечью сообщает П.А. Кропоткин в письме к своему хорошему знакомому, тогдашнему руководителю издательства "Посредник" И.И. Горбунову-Посадову 28 ноября 1920 г.: "Стар становлюсь, а секретаря или помощника — нет, и при этом, всё время ещё нет и душевного спокойствия. Вот теперь идёт разрушение Дмитровского Союза Кооператоров, в котором собралась замечательная группа крестьянских деятелей, — зачаток нового строительства"...
Р.Ф. Хохлов. «С величайшим удовольствием смотрю я на работу кооперации». - Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. М., 1992. Вып.2. с.38-52
Еще в 1918 году Ленин подписал охранную грамоту, устанавливающую, что дом в Дмитрове, занимаемый Кропоткиным и его семьей, «не подлежит никаким ни реквизициям, ни уплотнению». По личному распоряжению председателя Совнаркома Кропоткину в Дмитров доставлялись медикаменты и продовольствие, в том числе присланное с Украины организатором анархической республики и повстанческой армии на юге Украины Нестором Махно.
Кропоткин встречался с Лениным, и не однажды (по крайней мере, два раза, а может быть и три), сохранились и его письма к Ленину. О первой встрече, имевшей место в октябре 1918-го, практически ничего не известно — сомнителен даже сам ее факт. Вторая встреча, состоявшаяся 3 мая 1919 года, была записана по памяти В. Д. Бонч-Бруевичем, предоставившим для нее свою квартиру в Кремле. Правда, не все историки склонны доверять тому, что Бонч-Бруевич записал и опубликовал в 1930 году в журнале «Звезда». Возможно, текст подвергся какой-то обработке, но главное, по-видимому, осталось. Беседа была откровенной, и в ней вполне узнаются характерные для каждого из собеседников интонации и речевые обороты.
…Узнав о желании Ленина встретиться с ним, Петр Алексеевич поехал на поезде в Москву. Остановился, как всегда, когда бывал в Москве, в Леонтьевском переулке, у сестер Выдриных. Позвонил в Кремль Бонч-Бруевичу о своем приезде: «Мне нужно о многом переговорить с Лениным». Владимир Дмитриевич, работавший одно время с Л. Н. Толстым, познакомился с Кропоткиным ранее, в связи с делом о переселении духоборов в Канаду. Он обещал устроить встречу. В назначенный день за Кропоткиным был прислан автомобиль. Поехали в Кремль.
Когда по крутой лестнице на второй этаж поднялся человек, которого именовали в газетах «серебряным князем русской революции», Ленин вышел ему навстречу, взял под руку, проводил в комнату и заботливо усадил в кресло: все-таки разница в возрасте у них была солидной — почти 30 лет. Сам сел за стол напротив. Еще до приезда Кропоткина Ленин говорил с Бонч-Бруевичем о его книгах, публицистической силой которых всегда восхищался. Считал их очень нужными и полезными. «Нет более ничего зловредного, как думать, что история нашей страны начинается с того дня, когда свершилась Октябрьская революция», — сказал он.
Кропоткин начал со своей излюбленной темы — заговорил о кооперации. В ней он видел единственно верный путь строительства новой жизни на социалистических началах. Ленин согласился, но указал на то, что, пока идет гражданская война, вопросы классовой борьбы стоят на первом плане и надо иметь в виду, что такая форма, как кооперация, может быть использована врагами трудящихся — кулаками, торговцами. Этой опасности Кропоткин не видел, не разделяя классового подхода к кооперации.
Он повел речь о множестве излишних жертв в гражданской войне. Надо бы, мол, перестать разрушать и перейти к «построительной работе». Ленин встал из-за стола и заходил по комнате, заговорил взволнованно: «В белых перчатках революцию не сделаешь! Мы прекрасно знаем, что сделали много ошибок. Все, что можно исправить, — исправим».
Ленин убеждал: о нормальной созидательной работе можно говорить только после окончательной победы в гражданской войне. А пока нужна борьба беспощадная, бескомпромиссная… А Кропоткин снова за свое: «Конечно, вы правы, без борьбы дело не обойдется… Но вот вы говорите, что без власти нельзя, а я говорю, что можно… Вы посмотрите, как всюду и везде разгорается безвластное начало… Кооперативное движение огромно и в высшей степени важно по своей сущности…»
Ленин насмешливо блеснул глазами, как бы недоумевая, что это старик все о кооперации да о кооперации: «Это все прекрасно. Конечно, кооперативное движение важно… Что об этом говорить! Это совершенно очевидно, раз оно будет настоящее кооперативное движение, связанное с широкими народными массами населения…»
По-видимому, в беседе Кропоткин напомнил Ленину о своих опасениях относительно возможного превращения советской власти в подобие самодержавия в случае, если она будет опираться не на народную инициативу, а на диктатуру одного класса и террор. Об этом Бонч-Бруевич в своих записках умолчал, но вспомнил, что по дороге в свой кабинет Ленин сказал ему: «Как он писал раньше, как свежо и молодо думал! И как устарел… Ведь если только послушать его на минуту, у нас завтра же будет самодержавие, и мы все, и он между нами, будем болтаться на фонарях, и он только за то, что называет себя анархистом». А потом добавил: «И все-таки он для нас ценен и дорог всем своим прекрасным прошлым и теми работами, которые он сделал… Вы, пожалуйста, не оставляйте его, смотрите за ним и его семьей, и обо всем, что только для него нужно, сейчас же сообщайте мне, и мы вместе обсудим все и поможем ему»[Запись беседы Ленина с Кропоткиным сделана В. Д. Бонч-Бруевичем и опубликована в журнале «Звезда» (№ 4 и 6 за 1930 год).].
В. Маркин. Кропоткин. - М.: Молодая гвардия, 2009. 334[2] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей, № 1158)
Друзья и товарищи!
…Я знаю, в какие тяжелые условия поставлена теперь кооперация. Но я знаю также, что она сумела создать за последние пять лет: сколько личного труда, любви к делу и понимания задач общественного строительства было положено на то, чтобы пробудить среди крестьян, разоряемых царским правительством, новый дух, — дух свободной общественности.
Зная это, я глубоко убежден, что русская кооперация далеко не изжила своих сил. И я верю, что из теперешних испытаний кооперация выйдет еще более общественною, еще более необходимой частью новой общественности, зарождающейся теперь повсеместно в Европе.
Насколько я знаю вашу работу, ее основная мысль не может заглохнуть.
Вы старались создать такие союзы, которые необходимо вели людей к пониманию, что настало время, когда экономическую жизнь необходимо обобществить: — но не из- под палки, так как общественность, созданная насилием, не сможет удержаться, а путем вольных соглашений.
И сделанное вами в этом направлении не пропадет — не может пропасть безследно. Сгруппировав 30.000 потребителей-кооператоров, вы об’единили не только 30.000 простых покупателей, а сотни людей, понимающих, что есть в жизни нечто высшее, чем простое личное благосостояние. А потому я убежден, что кооперация выйдет из теперешних условий еще большею общественною силой, чем теперь.
...Теперешнее русское правительство, к сожалению, держалось централизованного государственного коммунизма в своих планах перестройки общества; оно обращает кооперативные организации в органы государственной централизации в производстве и потреблении. Но в Западной Европе, и особенно в латинских странах, где сильно развит, в силу исторических причин, дух местной, общинной независимости, — в кооперации видят одну из общественных сил, которые должны содействовать в социалистической переустройке общества. И я едва ли ошибусь, предвидя, что и русские кооператоры не окажутся в этом отношении позади своих западных собратий.
Уже в бытность за границей, а тем более по приезде сюда, меня поражало количество культурной работы, делавшейся русскими кооператорами, не смотря на все препятствии со стороны царского правительства, — боявшегося, как все деспотические правительства, — „государства в государстве“. Уже тогда чувствовалось, что кооперация есть сила, которую временно можно ослабить, но что убить ее нельзя.
Тем более этого нельзя будет сделать теперь, если наши кооператоры, убедившись в неотложности перестройки общества на новых началах и видя, какую роль кооперация уже начинает играть в этом на Западе, сами поставят себе более широкие задачи в этом направлении.
Двадцатый век неизбежно будет веком глубокой общественной перестройки; и те общественные организации, которые поймут задачу века, и ею будут руководиться в своей деятельности, — какие бы ни возникали препятствии на их пути, — станут действительною могучею силою.
14-го ноября 1920г.
П. Кропоткин. Письмо Дмитровским кооператорам. - П.А. Кропоткин и его Учение. Интернациональный сборник. Под редакцией и с примечаниями Г.П. Максимова. Федерация Русских Анархо-Коммунистических Групп Соед. Штатов и Канады. Чикаго 1931
´öäöäö

Линкор "Фусо": убить противника до начала боя




В процессе модернизации линкора “Фусо” конструкторы столкнулись с недостатком места для установки современных средств наблюдения, связи и управления огнём. Шесть башен главного калибра, распределенные по всей длине корабля, препятствовали размещению дополнительных мостиков, рубок и дальномерных постов.

Единственным выходом из ситуации стало неукротимое движение вверх. Уже после первой модернизации (1930-1933 гг.) надстройка “Фусо” поднялась над палубой на 40 метров, став самой высокой в мире. Необычный тип надстройки вошел в историю под названием “пагода”, тем самым подчеркнув национальный японский колорит.

Нагромождение ярусов создавало ложное ощущение хаотичности. Тем не менее, пагода была продуманной до мелочей конструкцией, созданной для решения чисто практических задач. Японцы решили проблему нехватки места на верхней палубе, одновременно обеспечив боевым постам великолепный обзор.

Самый нижний ярус занимал запасной мостик управления огнём артиллерии среднего калибра. Чуть выше него находился мостик компасов. Еще выше — пост наблюдения с тремя мощными 18-см биноклями и сигнальным прожектором. Следующий уровень — запасной пост управления огнём артиллерии главного калибра.

Выше располагался главный пост управления огнем артиллерии ГК: стабилизированный центральный прицел с расчетом из шести номеров, “сокутекибан” (для определения курса и скорости цели) и наблюдательные приборы.

Далее вверх — дальномерный мостик с перемещающимся по рельсам 10-метровым дальномером. С этого яруса открывался доступ к сигнальным реям.

Пространство над дальномерным мостиком занимал боевой мостик с биноклями.

Последним этажом был центральный наблюдательный пост с антенной радиопеленгатора. И на самой верхушке “пагоды” — топовой огонь.

Весной 1945 года, после гибели ЛК “Ямато”, линкор “Фусо” стал флагманом Объединенного флота. Новое назначение повлекло очередные изменения в конструкции линкора — его “пагода” подросла в высоту, позволив разместить дополнительные передатчики и флагманский командный пункт (ФКП).

Плановая модернизация линкора откладывалась из-за недостатка средств после поражения Японии в войне. Необходимая сумма (10 трлн. иен) была собрана только к началу 60-х гг., и, промозглой осенью 1962 года “Фусо” был поставлен в док морского арсенала Куре.



Необходимость срочной модернизации была вызвана развитием управляемого оружия. Магистральным направлением модернизации стало увеличение высоты “пагоды” одновременно с форсированием силовой установки линкора в три раза (до 240 тыс. л.с.), что, по расчетам, должно было обеспечить прибавку скорости в 4 узла.

На высоте 100 метров над уровнем моря расположились мостики космической связи на УКВ-частотах, радары общего обнаружения и стабилизированные посты РЛС подсветки целей. Одним из главных элементов в конструкции “пагоды” стала дополнительная (седьмая) башня главного калибра, размещенная в средней части надстройки, между мостиками радиотехнической разведки и сигнальных стробоскопов.



Глядя на величественную пагоду “Фусо”, великий мыслитель и поэт Томимо Токосо сочинил свою поэму “Семибашенный замок”:

Умру за великий Ниппон —
Оставлю жене лишь долги
Да трех тамагочи, мал-мала меньше...


80-й юбилей линкора, отмеченный в торжественной обстановке в 1995 году, совпал по времени с новой обширной программой модернизации “Фусо“. К концу 90-х гг. высота его надстройки достигла 400 метров, благодаря чему линкор полностью перешел на возобновляемые источники энергии. Всю верхнюю часть надстройки “Фусо” занимают мостики ветрогенераторов и солнечных батарей.

В настоящее время на борту ведутся эксперименты по созданию оружия на новых физических принципах. Система самообороны, уводящая вражеские ракеты в пространство с иной метрикой, и ускоритель сверхсветовых частиц (тахионов), которые нарушают причинно-следственные связи и убивают противника еще до начала боя.

Британский флот находится в лучшем состоянии за полвека




На прошлой неделе на “ВО” появился материал о состоянии вооруженных сил Туманного Альбиона. Эксперт, не стесняясь в выражениях, красочно описал упадок некогда мощнейших ВВС и ВМС (армия у бриттов традиционно не являлась приоритетом).

Военные расходы Британии составляют всего лишь 1,9% от ВВП, что не лучшим образом сказывается на обороноспособности страны. Однако автор чрезмерно увлёкся, затронув области, о которых он не имеет четких представлений. Недостаток информации был восполнен догадками, которые, по представлению автора, должны соответствовать общей линии его рассказа.

На "далекую линию овеянных бурями кораблей" "правящей морями" Британии рассчитывать не приходится, с ней дела еще хуже, чем с авиацией.

"Облезлый британский лев: "Ступай прочь, старая палёная кошка!", автор Я. Вяткин.

Взвешивая чужие промахи, мало кто из нас не положит руку на чашу весов (Л. Питер). Объективность — понятие субъективное. Для точных оценок необходимо владеть полным объёмом информации, что маловероятно на практике. Максимум, что может журналист, — быть беспристрастным, анализируя доступные ему данные.

Более близкое знакомство с Королевскими ВМС приводит к неожиданному выводу: их флот находится в лучшем состоянии за последние 50 лет. А ограниченного бюджета хватает для содержания одних из лучших ВМС в мире. Для того, чтобы убедиться в этом, перемотаем историю на несколько десятилетий назад.


1982 год, Фолклендский конфликт: лучшее, что было у Британии, — эсминцы “тип 42” (4200 тонн) с ограниченными боевыми возможностями. Восемь единиц в строю.

Авианосцы и “СиХарриеры” провалили оборону против аргентинских ВВС, оснащенных авиатехникой 1950-х гг. Вот такими были те авианосцы.

Пара десятков эсминцев и фрегатов (2000 тонн) постройки 1950-60х гг. О возможностях этих “посудин” говорит простой факт: из восьми десятков выпущенных ракет ЗРК “СиКэт” было зафиксировано… 0 попаданий.

Неудивительно, что 30 кораблей и судов (треть эскадры!) были повреждены средствами воздушного нападения. Своей победой британские адмиралы обязаны еще более удручающему состоянию вооруженных сил Аргентины, у тех отказали 80% сброшенных бомб.

Британский флот находится в лучшем состоянии за полвека

Словно кинохроника Второй мировой. Средства ПВО британских кораблей позволяли расстреливать их в упор.


Прошло три десятилетия. Как изменился британский флот?

Боевое ядро современных КВМС — шесть эсминцев типа “Дэринг” (Тип 45), принятые в строй в 2009-2013 гг.

"Дэринги", в общем, тоже не шедевр кораблестроения, имеют достаточно проблемный ЗРК

Из той же статьи.

Особенно странным было упоминание о проблемном ЗРК, учитывая, что “Дэринги” — лучшие в мире из специализированных кораблей ПВО/ПРО. Там, где не справятся британские эсминцы, уже не справится никто.

Насколько оправданно подобное заявление? Чтобы убедиться в том, что они лучшие в своём классе, достаточно взглянуть на корабли.



Эсминец выделяется всем. От грамотной компоновки с выдающейся высотой размещения антенных постов, до качественных характеристик самих антенн (2 радара с АФАР) и зенитного комплекса PAAMS(S), установившего серию рекордов по перехвату целей в сложных условиях.
“Дэринг” вдвое крупнее эсминцев предыдущего типа (Type 42). Его полное водоизмещение — около 8000 тонн. Отсутствие ударного вооружения и КР большой дальности объясняется мирным временем: в носовой части “Дэринга” зарезервировано место под 12-16 дополнительных ракетных шахт.

Даже спустя десятилетие после закладки уровень ПВО британских эсминцев остается недостижимым для ВМС большинства стран мира.



Помимо “Дэрингов”, в составе надводной компоненты имеются 13 фрегатов типа “Дюк” (“Герцог”), пополнивших ряды ВМС в период с 1990 по 2002 гг. По своим характеристикам и составу вооружения они примерно соответствуют отечественным БПК пр. 1155. При этом “герцоги” моложе отечественных БПК и эсминцев в среднем на 10 лет.

В 2017 году на верфи в Глазго был заложен фрегат следующего поколения Global Combat Ship (Тип 26), полным водоизмещением свыше 8000 тонн. Ожидается, что до конца следующего десятилетия ВМС получат восемь таких фрегатов-переростков.

Таким на деле выглядит “облезлый британский лев”.

Параллельно ведется разработка проекта “Тип 31e”, также известного, как “фрегат общего назначения”. Более скромная версия корабля океанской зоны, планируемая к постройке серией из 5 единиц.

Авианосцы

В 2017 году к прохождению ходовых испытаний приступил авианосец “Куин Элизабет”. При полном водоизмещении свыше 70 тыс. тонн он стал крупнейшим из боевых кораблей, когда-либо построенных в Великобритании. А также первым полноценным авианосцем Королевских ВМС за последние 38 лет, с момента разделки на металл устаревшего “Арк Ройал” в 1980 году.



Как изменится потенциал ВМС с появлением “Куин Элизабет” и его близнеца, строящегося авианосца “Принс оф Уэлс”, чья передача флоту запланирована на 2020 год?

Несмотря на выдающиеся размеры, “Куин Элизабет” не имеет катапульт и предназначен для эксплуатации самолетов с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой. Реальная численность авиагруппы по плану составит всего 24 истребителя F-35B и несколько единиц винтокрылой техники. В десантной конфигурации возможно размещение транспортно-боевых вертолетов (в .т.ч. тяжелых CH-47 “Чинук”), конвертопланов и эскадрильи ударных АН-64 “Апач”.

Известно, что даже американские “Нимицы” — не в пример более мощные и совершенные корабли с большей численностью авиакрыла не способны повлиять на ситуацию в локальных войнах. Тогда чего ожидают англичане? Очевидно, что никакой значимой силы "Куины" представлять не будут.



Несомненно одно — даже такой корабль лучше, чем пустой причал.

70 тысяч тонн не могли быть потрачены впустую. Британцы получили универсальную платформу — мобильный аэродром с парой десятков истребителей, противолодочный вертолетоносец, десантный корабль и морскую радарную базу — благодаря своей мощной РЛС, “Куин” способен контролировать воздушное пространство в радиусе 400 км.

Теперь его станут пригонять везде, где появится возможность использовать такой корабль. Вопрос о необходимости выносится за рамки дискуссий. Статус “морской державы” обязывает иметь авианосец.

С появлением авианосцев возник вопрос о дальнейшей судьбе десантных кораблей “Альбион” и “Булвэрк” (“Оплот”), вступивших в строй в 2003-2004 гг. Британские УДК не отличаются выдающимися возможностями, уступая по совокупности характеристик французскому “Мистралю”. С учетом того, что проведение десантных операций может быть обеспечено при участии авианосцев “Куин Элизабет”, запланированные сроки службы УДК типа “Альбион” (до 2033-34 гг.) могут быть скорректированы в меньшую сторону.

Возможность досрочного списания УДК имеет и другую причину: в структуре ВМС Великобритании имеется “теневой” элемент. Вспомогательный флот (RFA) — морские суда специального назначения, укомплектованные гражданскими экипажами, при этом выполняющие чисто военные задачи. Быстроходные танкеры, корабли комплексного снабжения, универсальные десантные корабли и вертолетоносцы, замаскированные под гражданские суда.


Мирный пароход “Маунтс Бэй” демонстрирует створы дока для десантных катеров


Вспомогательный флот активно пополняется новой техникой. Так, в 2017 году, был введен в строй быстроходный танкер (КСС) нового типа “Тайдспринг” водоизмещением 39 000 тонн. Данное подразделение — становой хребет ВМС Великобритании, обеспечивающий проведение операций по всему земному шару.


Танкер RFA Tiderace на стоянке в американской военно-морской базе Йокосука (Япония)


Подводная компонента

В строю — 10 атомных субмарин:

4 “Вэнгарда” стратегического назначения и 6 многоцелевых ПЛА: три “Трафальгара” (1989-1991 гг.) и три “Астьюта” нового поколения.

На различных этапах постройки находятся еще две субмарины серии “Астьют”, третья построенная, но не успевшая вступить в строй (“Одейшес”), приступила к прохождению испытаний в январе 2018 года.

С учетом технического состояния кораблей, их молодого возраста и оснащения (к примеру, все шесть ПЛА — носители крылатых ракет большой дальности), ВМС Великобритании могут претендовать на второе место в мире (после США) по числу боеспособных подлодок.



Дабы не пересказывать избитых истин, хочу поделиться парой фактов о Submarine Service.

Общеизвестно, что на вооружении британских ПЛАРБ находятся американские баллистические ракеты “Трайдент-2”. Менее известно, что британцы используют более совершенные ядерные боезаряды собственной конструкции, имеющие регулируемую мощность взрыва (от 0,5 до 100 кт).

Все шесть многоцелевых атомных подлодок вооружены КР большой дальности “Томагавк”. Великобритания — единственный из союзников США, которому было предоставлено право на приобретение данного оружия, сочетающего стратегическую дальность полета с конвенционной боевой частью.

Темпы закупок крылатых ракет невелики: каждое десятилетии британцы приобретают примерно 65 “Томагавков” для компенсации расхода имеющихся ракет. Первое боевое применение состоялось в ходе бомбардировок Сербии в 1999 г., британскими подлодками было выпущено 20 ракет. В дальнейшем пуски КР производились из Индийского океана в ходе поддержки операции в Афганистане, вторжения США в Ирак и бомбардировок Ливии в 2011 г.

Достойнейший из достойных противников

Единственный в мире флот, имеющий опыт ведения морской войны в условиях, приближенных к современным. Способный на практике обеспечить логистическую поддержку крупной морской операции на удалении 13 тысяч километров от своих берегов.

Оценка состояния и возможностей Королевских ВМС невозможна без учета геополитических реалий нашего времени. Британский флот — составной элемент американских ВМС, имеющих мультинациональный формат. Противовоздушные качества “Дэрингов” используются для обеспечения обороны авианосных группировок США. Танкеры вспомогательного флота сопровождают американские эскадры. Атомные “Трафальгары” запускают крылатые ракеты для поддержки американских операций на Ближнем Востоке.


Картина дня

наверх