На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Гриневич
    Вот раскроются четыре масти Аркана «Мир», символизируя приход Нового Мира на целых 1000 лет. А пока — за победы!Россия — Империя ...
  • Александр Гриневич
    Спасибо, Юрий, как лихо Вы заметку превратили в статью.Россия — Империя ...
  • Юрий Ильинов
    На Бранденбургские ворота Берлина спроецировано Знамя Победы Бранденбургские ворота, являющиеся главным символом неме...Компания из КНР о...

Только для девочек,мальчики сегодня отдыхают))))

Радик Таро

Только для девочек,мальчики сегодня отдыхают))))

ПРОСТО ВПИШИТЕ МЫСЛЕННО СВОЁ ИМЯ, И ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!

1. Я, _________, имею любовь здесь, в себе. 
2. Я, _________, не должна бороться за любовь и бегать за нею. Она уже есть у меня полная и прекрасная.

3. Я, _________, знаю, что любовь здесь и раз я, _________, я чувствую, то поиски окончились.

4. Чем быстрее я почувствую, что люблю себя, тем быстрее я, _________, начну чувствовать, что меня любят и другие .

5. Я, _________, перестала запрещать себе проявлять любовь и чувствую себя прекрасно, если могу ее выразить .

6. Я, _________, не скрываю в целом любви, которая есть во мне. Оказывая ее знаю, что если буду ее дарить, то всегда и мне ее прибавиться.

7. Чем больше я, _________, люблю себя, тем больше и другие меня любят.

8. Чем больше я, _________, люблю других, тем больше они любят меня.

9. Чем больше я, _________, люблю других, тем больше они любят себя.

10. Чем больше другие любят себя, тем больше они любят меня.

11. Я, _________, ежедневно способствую полноте жизни и любви себе и другим.

12. Я, _________, начинаю активно интересоваться каждым человеком.

13. Чем больше я, _________, себя сама увлекаю, тем больше я любима.

14. Я _________, не сопротивляюсь любви. Могу позволить, чтобы она приходила и уплывала, как вода.

15. Я, _________, излучаю любовь на всех людей, с которыми общаюсь ежедневно.

16. Моя цель в жизни -любить и дарить любовь и я, _________, делаю это естественно и без усилий.

17. Люди только и ждут, чтобы полюбить меня и не позволить им это -значит обворовать их.

18. Я, _________, открытый канал, через который неустанно струится к проявлению любовь. Во мне нет ничего, чтобы блокировало это.

19. Я, _________, вдыхаю вездесущую любовь, впитываю ее всеми порами и наполняю ею каждую клеточку моего тела.

20. Любовь струится от меня ко всему человечеству.

21. Я, _________, притягиваю любящих, прекрасных людей и поэтому всегда в моей жизни будут появляться только такие люди.

22. Я, _________, исключительная и бесценная личность, так как во мне скрывается уникальный потенциал совершенства.

23. От любви, которая от меня исходит, люди испытывают вдохновение.

24. Я, _________, заслуживаю счастья и умею радоваться счастью других, чем счастливее вокруг меня люди, тем счастливее я сама.

25. Каждый далекий или близкий человек настроен на частоту моих волн и получает это послание любви.

26. Моя любовь телепатически тотчас передается напрямую в подсознание другому человеку.

27. Я, _________, не допускаю, чтобы на меня влияли какие-то неприятные мысли об огорчениях, беспокойствах, сомнениях, страхах, злости или ненависти.

28. Я, _________, немедленно меняю все неприятные мысли на прекрасные мысли о любви, спокойствии, безопасности, радости, доверии, счастье и благополучия.

29. Я, _________, постоянно заменяю негативные мысли позитивными.

30. Во мне столько любви, что я прощаю всем и все.

31. Любовь - мое естественное прирожденное право. Я, _________, имею право на любовь.

32. Я, _________, теперь полна любви и поэтому достойна желать такого партнера, который мне нужен.

33. Я, _________, такой сильный источник излучения любви, что _____ тянется ко мне /я не должна волноваться ни о чем и не заставлять, чтобы так было/.

34. Чем прекраснее я, _________, буду иметь мысли, тем более прекрасных и любящих приятелей и партнеров я буду привлекать.

35. Я, _________, наполнена той магической силой, которая даст мне такие любовные связи, которые меня интересуют.

36. Я, _________, привлекаю теперь того /тех/, который которые/ действительно меня любит /любят/.

37. Я, _________, магнит наполненный любовью, которому нет возможности сопротивляться. От меня исходит только любовь и ко мне возвращается только настоящая любовь .

38. Я, _________, олицетворение любви.

39. Я, _________, полна любви.

40. Я, _________, достойна любви.

41. Я, _________, не сдерживаю поток любви, который хочет достичь меня, пусть достигает.

42. Я, _________, буду теперь находить таких друзей и партнеров, которых всегда ждала.

43. Я,

_________, всегда заслуживала и заслуживаю любовь. Заслуживаю хотя бы потому, что живу! 

 

Смотря как пожелать (притча XVI века)

 

 

XVI век. Германия

В одной из областей Германии одного мытаря (1) послали в деревню взыскать долг с одного местного крестьянина. Должность у мытаря была незначительная, а потому ему пришлось идти в нужную ему деревню пешком. И вот на дороге к мытарю присоединился попутчик в крестьянской одежде.

Они шли дальше и разговаривали о том и о сем. У мытаря глаз был наметанный и он быстро понял, что его попутчик, хоть и одет в одежду местных крестьян, но крестьянином не является. Мытарь и скажи об этом попутчику. Тот не стал отпираться.

- Я ведь черт, - сказал попутчик, - и прислан сюда с заданием прихватить чью-либо душу с собой.
 
- И чью же ты душу уже выбрал? – спросил мытарь, а у самого слегка задрожали руки.
- Ничью, - отвечает черт. – Присматриваюсь. Да не пугайся ты так. Если бы хотел тебя забрать – давно бы это уже сделал.

Успокоился мытарь после этих слов и пошел дальше со своим странным попутчиком.

Дорога их лежала через одну из деревенек, которых было множество в той земле, где происходили эти события.

Когда путники вошли в деревеньку, слышат, как плачет ребенок, а мать, в сердцах, ему кричит:

Да замолчишь ты в конце концов! Надоел! Чтоб тебя черт побрал!

Мытарь и говорит попутчику:

Смотри, тебе отдают душу ребенка!
Это не серьезно, - отмахивается попутчик. – Это сгоряча, а на деле она так не думает!

Идут дальше. За деревенькой луг. На лугу стадо свиней с пастухом. Одна из свиней пытается сбежать в заросли. Пастух ловить ее, возвращает в стадо и ругается:

Черт бы побрал этих свиней!
Смотри, тебе дарят целое стадо!

- говорит мытарь попутчику, а тот отвечает:

Во-первых, свиньи мне ни к чему. Я не за ними явился. Во-вторых, пастух на самом деле так не думает. Он прекрасно знает, что если пропадет хоть одна свинья, ему придется оплачивать ее стоимость из своего жалования!

Наконец, добрались мытарь и его попутчик до дома должника. А тот как раз стоял на пороге своего дома. Увидел мытаря и начал ругаться:

Черт бы побрал этого мытаря!

– и к мытарю:

Слышь, убирался бы ты к черту. Нет у меня денег! Нет!
Слышал о чем просит крестьянин? – спросил попутчик мытаря. – И поверь, он просит это всерьез. Так что, уважу я его. И заберу с собой тебя!

Только черта с мытарем после этого и видели.

 

«Если чего-то пожелаешь всерьез, то оно сбудется!» – в это искренне верили в XVI веке. И хотя мы живем не в XVI веке, прежде, чем кому чего пожелать, подумайте хорошенько, а насколько серьезно вы этого хотите.

Интересно, а какими словами встречают современных коллекторов?

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Источник: Иоганнес Паули

1. сборщик налогов; занимался также выбиванием денег с лиц, которые вовремя не возвращали кредит

 

Почему Артур Шопенгауэр считал, что жизнь человека трагична

 

Артур Шопенгауэр относится к тем философам, учение которых глубоко пессимистично. Он рос в постоянных раздумьях о смысле жизни и смерти, а таинственная смерть отца еще более способствовала этому.

 
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Глубоко изучив западную философию, Шопенгауэр увлекся восточными учениями, поэтому (как он сам признавал) на его собственную концепцию повлияли и Платон, и Кант, и древнеиндийский текст "Упанишады".

 

Согласно Шопенгауэру, мир устроен хаотично, и в нем господствует Воля - сила, которая заставляет всему сущему быть. Она действует нерационально, без всякого плана, поэтому все, что происходит в мире, происходит случайно. Также возникли и люди. Как и все остальное, люди тоже наделены волей, она заставляет их жить.

Однако в отличие от всего, у людей случайно есть и разум. Его наличие - источник несчастья. Именно потому, что мы способны мыслить, искать смыслы, пытаться понять сущности, мы никак не можем успокоиться и просто, бездумно плыть по течению. Наш разум сделал нас существами логичными, во всем пытающимися найти какую-то связь и закономерность.

Но никаких связей и закономерностей на самом деле нет. Мир - хаос. Все случайно. Наши поиски тщетны. Философ приводит такие аналогии:

Представьте себе очень запутанный лабиринт без входа и выхода, где все ходы образованы случайно и как попало. В какой-то момент в какой-то точке пространства зажигается фонарик - это родились вы с вашим разумом. Какой-то промежуток времени вы пытаетесь при помощи этого фонарика осветить окрестности и понять, где вы, как все устроено, какова логика лабиринта. Вы думаете - можно ли выйти отсюда? Кто-то верит, что можно, что есть свет вне его, что неведомая сила может помочь найти этот выход.

 

Кто-то не верит в такое, но думает, что сможет найти выход при помощи своего света разума. И вот вы бродите по лабиринту, в какие-то моменты вам кажется, что выход рядом, вам кажется, что вы разгадали логику строения. Но все это иллюзии, т.к. ни выхода, ни логики нет.

В какой-то момент ваш фонарик гаснет. Вы умерли.

И что? И ничего. Родился, жил, бродил, умер в лабиринте, в котором все равно ничего не понял. Вот такая жизнь. Именно поэтому Шопенгауэр считал, что она есть трагедия. Но, как говорил философ: "в своих подробностях она имеет характер комедии".

 

Почему пастухам на Руси запрещено было здороваться за руку

 

Русские крестьяне всегда выделяли пастухов в отдельную сельскохозяйственную касту, представители которой знали толк не только в том, где пасти животных, но и как сберечь их от болезней, зверей и злых духов.

Имея в прародителях языческого бога Велеса, хранители стада выступали в роли посредников между реальным и потусторонним миром. Они были наделены природной мудростью, позволявшей им понимать язык животных и растений.

Колдовская сила

Каждый пастух, прежде чем приступить к работе совершал ряд ритуально-магических действий, которые должны были способствовать благополучию стада. С Егорьева дня до Покрова погонщики заключали некий договор с Лешим, который должен был покровительствовать плодотворному труду без потерь.

 

Согласно традиции, в первый год службы пастух дарил лесному духу четыре куриных яичка от черных птиц, во второй – новые суконные портянки, а в третий – лучшую корову из стада, которую в знак принятия жертвы съедали дикие звери. Ежедневно задабривая Лешего хлебушком с яйцами, пастырь брал с собой на выпас заговоренные предметы: моток бересты, мучной шарик или комочек воска с шерстью животных. Случалось, что пастух, заключив соглашение с нечистой силой, мог всего лишь отогнать стадо на пастбище и вернуться в деревню, доверив опеку над ним лесному духу.

Чужеродец

Следуя старинной традиции, пастуха лишь в крайнем случае выбирали из своих, обычно эту работу предлагали выходцам из соседних селений или вообще из далеких краев. Считалось, что чужеродец лучше позаботится о сохранности скота, а если он к тому же сирота, пожилой или неженатый, то и вовсе цены ему нет.

Жители Новгородской губернии старались «выписать» себе пастуха из Витебской или Псковской земли, ярославские пастыри высоко ценились в Каргополье, где всегда находилась работа для мужчин из Вологодчины и Архангельской губернии. Чтобы чужак не испытывал тягот в быту, сельчане по очереди обеспечивали его кровом и едой, причем те, чьих коров в стаде было больше, чаще принимали у себя почетного гостя.

 

Пастушьи запреты

Приняв стадо под свою ответственность, пастух должен был в целости и сохранности возвратить животных хозяевам. Для этого он придерживался выработанных на протяжении веков правил, неисполнение которых могло навлечь беду на его подопечных.

Исследователь русского фольклора Андрей Мороз в труде «Традиция пастушеских "отпусков" в Каргопольском районе Архангельской области» перечисляет целый ряд запретов, которые обязан был соблюдать каждый пастух в период сезонной работы.

В первую очередь смотритель стада не должен был наносить никакого вреда природе. Бережное и уважительное отношение к ней подразумевало табу на разорение птичьих гнезд и убийство лесных животных, разрушение муравейников, вылов и употребление в пищу рыбы (особенно щуки), сбор грибов и ягод, рытье земли и залом веток. Возбранялось даже отмахиваться от мух и комаров!

 

Вторая группа запретов касалась внешнего вида пастуха, который весь срок своей службы должен был провести в том самом обличье, в коем его в первый день улицезрело стадо. Иными словами, ему нельзя было менять свою одежду на чужую, поскольку чуткие животные распознавали своего погонщика по запаху, а посторонний аромат мог сбить их с толку, и они в поисках настоящего «хозяина» могли отбиться от стада. Также пастухам не следовало стричься и брить бороду, хотя у карелов на сей счет было собственное мнение. Так, если местный погонщик нанялся на пастьбу стриженым, то на протяжении службы ему необходимо было подстригаться, чтобы представать пред своими подопечными в привычном виде, а если был длинноволос, то весь сезон отращивал «косы».

Третью категорию составляли запреты-действия, по которым пастуху нельзя было: здороваться с людьми за руку, брать что-либо из рук в руки, обманывать, материться, драться, перелезать через забор, пить алкоголь, иметь интимные отношения, есть из чужой посуды, смотреть на кровь, посещать похороны и даже гнать стадо по деревне, если в ней находился покойник.

Инвентарь пастуха

Все атрибуты пастушьего инвентаря, помогавшие ему в нелегком труде, обязательно заговаривались, поэтому никто, кроме хозяина, не имел права к ним прикасаться. Обычно все профессиональные принадлежности пастыря служили ему всего один сезон, по окончании которого они сжигались в ритуальном костре.

 

Пастуший посох, на который наносились пометки об общем количестве животных в стаде и числе голов, принятых с конкретного двора, наделялся магическими свойствами. Жители Ярославской земли верили, что пастуху достаточно воткнуть посох в землю и произнести особые слова, чтобы ни одна корова не ускользнула из-под его опеки. Пастухи всегда с трепетом относились к своему посоху, поскольку в случае поломки они не имели права заменить его другим образцом. Пастуший кнут, в который вплетался пучок льна с каждого подворья, делегировавшего в стадо скотину, помогал пастырю быстро организовывать подопечных.

Обязательным атрибутом погонщика был заговоренный пастуший пояс или ремень, расслабляя который он позволял животным рассредоточиваться по пастбищу, а затягивая, в один момент собирал их в дружную компанию. Кроме того, считалось, что этот предмет обмундирования защищал стадо от медведя, который приблизившись, видел не пасущихся коров, а камни. Особую ценность для пастуха представлял рожок или труба, который он всегда носил при себе, не разрешая дотрагиваться до него посторонним.

Михаил Круковский в статье, опубликованной на страницах издания «Олонецкие губернские ведомости» писал, что пастырь никогда не менял свою трубу, потому что у нового музыкального инструмента может быть другой голос, и тогда «скотина не будет слушаться, разбежится, и не соберешь».

 

Разоблачение М.Горького бывшим чекистом

 

Когда большевикам не удалось широко пустить за границу свой кинофильм «Соловки», ОГПУ придумало новый номер: в СЛОН был послан Максим Горький. Его руками и устами ОГПУ хотело тушить за границей огонь, разгоревшийся вокруг СЛОНовского вопроса; Соловецкого лагеря смерти.

 
М. Горький  в окружении палачей ОГПУ, Соловки, 1929 г.
М. Горький в окружении палачей ОГПУ, Соловки, 1929 г.
 

"Миссия Горького заключалась, - как вспоминает Дмитрий Лихачев, - по -видимому, в том, чтобы переломить общественное мнение Запада. Дело в том, что Конгресс США и парламент Великобритании приняли решения

не покупать лес у Советского Союза:

там через бежавших (Мальсагов и др.) стали известны все ужасы лагерных лесозаготовок. Экспорт леса в массовых масштабах был организован Френкелем, заявившим: «Мы должны взять от заключенных все в первые три месяца!». Можно представить, что творилось на лесозаготовках!" (Д.Лихачев, Воспоминания)

Задолго до приезда товарища Максима, Управление лагерей получило из СПЕЦОТДЕЛА ОГПУ строжайшее приказание «приготовиться» к его приезду и встрече. Как чекисты приготовлялись и суетились, как спешно уничтожали следы своей истинной деятельности, накладывая на нее грим — трудно передать… Всех раздетых, всех священников и всех тех, кто мог бы осмелиться подойти к товарищу Максиму и рассказать правду, ИСО поспешно отослало на дальние командировки.

"Я обращаюсь к Вам, господин Горький, и спрашиваю: видели ли Вы хотя одну СЛОНовскую командировку? Были ли на Конд-острове? Посетили ли штрафной изолятор «Секирку»? Посмотрели хотя один СЛОНовский «крикушник»?..

Показали ли Вам чекисты свой след-изолятор (следственный изолятор) на о. Соловки? Ходили смотреть островной карцер и его отделение «глиномялку»?.. Водили ли Вас чекисты на Голгофу и видели ли Вы там женщин, одетых в одни грязные мешки с прорезанными для рук и головы дырами?..

 
В сталинских застенках 30-х годов.  Фото с сайта stihi.ru
В сталинских застенках 30-х годов. Фото с сайта stihi.ru

Посмотрели ли как работают в лесу заключенные, какие уроки им задают, как их там кормят, как бьют, как ставят на пеньки, а они совершенно обессилевшие, сотни раз выкрикивают на нем: «я филон! я филон!» «Я паразит советской власти!» ?..

Были ли на штрафной командировке «Овсянка» и сказали ли Вам чекисты сколько в СЛОНе таких командировок? Видели ли Вы на командировке «Овсянка» ямы—могилы и потаповское «шпанское ожерелье» из отрубленных заключенными пальцев и кистей рук?..

Видели ли Вы обмороженных заключенных?.. Показывали ли Вам чекисты своих раздетых и рассказывали они, какие у них существуют меры для того, чтобы заставить заключенного выполнить целиком свой урок?.. Видели ли, как чекисты «ласкают» своих заключенных «дрыном» или прикладом винтовки?..

Слышали ли Вы, по крайней мере, как муштруют на поверках? Видели ли, как они делают обыски, как отправляют на работы? Показывали ли они Вам командировки, где работают исключительно одни священники и монахи, насильно остриженные и всячески унижаемые?

Были ли Вы в 14-ой «запретной» роте? В 13-ой роте? В 1-ой роте «отрицательного элемента»? Рассказывал ли Вам кто нибудь о том, как чекисты отправляли партию из ста «злостных ка-эров на командировку «Овсянка» и о том, как они там погибли?

Были ли в женском штрафном изоляторе на Заячьих островах? Говорил ли Вам кто нибудь о том, как голодали грузины—мусаватисты и чем их голодовка кончилась?.. Сказали ли Вам чекисты о том, сколько на Секирной горе расстреляно заключенных?

Видели ли Вы в лесу хоть одного саморуба, работающего одной рукой? Сказали ли Вам чекисты, сколько всего в СЛОНе погибло людей...

Нет, Господин Горький! Ничего этого Вы не видели, не знаете и не постарались узнать. А может быть, Вы знаете, догадываетесь, но молчите, торгуя своим пером, как проститутка телом?

Не знаю — были ли Вы настолько глупы, или настолько подлы, но в печати после своего визита Вы заявили, что «Соловки» произвели на Вac впечатление «санитарной станции»!...

О, как бы я был рад, если бы Вы когда нибудь попали на эту станцию в качество заключенного! И как Вы достойны этого заключения за свое перо, служащее по глупости или подлости чекистам!"

Смертность в СЛОНе. Закончу свое описание СЛОНа тем же, чем кончается крестный путь заключенных в нем — смертью. Приведу цифры о количестве преждевременно и в великих страданиях умерших там на пользу и радость чекистов всех рангов и званий.

 
Мемориальный крест умученным на Секирной горе Соловки.  Фото: https://photosight.ru/photos/6806943/
Мемориальный крест умученным на Секирной горе Соловки. Фото: https://photosight.ru/photos/6806943/

Их, этих умученных, во славу и честь «мировой, социальной революций» было во всех Северных Лагерях Особого Назначения ОГПУ:
в 1925 г. — 18.350;
в 1926 г. — 14.758;
в 1927 г. — 29.450;
в 1928 г. — 48.932;
в 1929 г. — 72.000.

Из книги Киселева-Громова "Лагеря смерти в СССР" о посещении М.Горького СЛОНА, Соловецкого лагеря смерти.

 

Как татары "охудеша и померзоша"

 

Это случилось зимой 1443 года. В Рязанской земле объявились татары – как вскоре выяснилось, набегом командовал какой-то неведомый рязанцам степной «царевич» Мустафа. Как уже в наше время установили историки – немудрено, что неведомый. Потому как сегодня этого оглана (царевича) называли бы или казахом, или узбеком, и постоянное его место жительства располагалось довольно далеко от Рязани – в Кыпчакской степи, на территории нынешнего Казахстана.

 
 

Именно там кочевала так называемая Узбекская орда, к которой и принадлежал Мустафа — человек пока еще непонятной национальности. К тому времени Узбекская орда уже успела отделиться от трещавшего по швам «улуча Джучи», но еще не успела расколоться на две части, одна из которых оставит себе название «узбек», а другие назовут себя «казахами». Первые уйдут на юг, захватят древние города Средней Азии и мал-помалу осядут там, впитав в себя эту древнюю и очень красивую культуру, превратятся в ремесленников и садоводов, хлопкоробов и болельщиков команды «Пахтакор», что, собственно, и переводится как «хлопкороб».

Другие останутся в Кыпчакской степи, номадической цивилизации не изменят, и так и будут кочевать вплоть до сталинской коллективизации. Осевших узбеков, изменивших духовитой степной полыни с зеленью садов, будут считать ренегатами, обзывать их не «узбеками», а «сартами» («оседлыми») и сочинять про них всякие обидные стишки вроде «Озбек — оз агам, сарт – садагам» (Узбек – мой предок, сарт – моя добыча).

Но в целом парочка «узбек-казах» представляет собой своеобразную азиатскую версию «москальско-хохлячьей» дихотомии – это такие же братья-соперники, всегда помнящие о близком родстве, но не упускающие ни малейшей возможности помериться всем, чем только можно помериться.

Впрочем, до этого еще далеко. Пока же оглан Мустафа привел свою орду в далекие земли урусов – прибарахлится.

Ну и, надо сказать, сходил он не без успеха – Мустафа сотоварищи взяли неплохую добычу «повоева власти и села Рязанскиа». Взяв «полон многий», он повернул лошадей, но почему-то не ушел окончательно, а «ста на Поле». Через какое-то время от него в Рязань прибыли ходоки с предложением к рязанцам выкупить полон обратно: оглан решил не тащить добычу в Казахстан, а продать на месте – по вполне божеской цене. Рязанцы, радуясь, что так славно все обернулось, выкупили своих пленников и довольные отъехали обратно.

Но вскоре узнали, что история с Мустафой еще не закончилась. Этот незваный гость никак не мог откланяться, и через какое-то время опять объявился под Рязанью. Но на сей раз не за добычей: «Мустафа же паки прииде в Рязаньна миру, хотя зимовати в Резани: бе бо ему супротивно на Поли нужи ради великиа». Зимовать он решил в Рязани, слышали?

Все это, конечно, со стороны выглядит смешно – «люди добрые, дайте напиться, а то переночевать негде», но на деле комичное поведение Мустафы летописец вполне нормально объясняет.

Дело в том, что зима 1443/44 года выдалась на редкость суровой – «а зима люта и вельми зла, и снези велици и ветри, и вихри силни». Встав «на Поле», Мустафа, по всей видимости, понял, что с добычей он до родных кочевий не дойдет. И не спасет их даже умение косматых татарских лошадок разрывать копытами снег и добывать мерзлую траву – просто добывать было нечего, «Поле все в осень пожаром погоре». «Местные» татары, зная о случившемся, откочевали южнее, а пришедший издалека Мустафа из-за своего неведения и влип, оказавшись в положении хуже губернаторского. Тогда он по бросовым ценам «скинул» весь полон, но пока распродавался, снега, очевидно, еще подвалило, и стало ясно, что татарам не уйти и налегке. Выбор у Мустафы был не богат – помирать в степи или проситься на зимовку к тем, кого он только что ограбил.

Рязанцы, к их чести, вошли в положение незадачливого командира, и дозволили недавнему налетчику остаться.

Тем бы и завершилась эта анекдотичная история, но тут вмешалась Москва, и комедия обернулась трагедией.

Москва, как вы знаете, в то время уже потихоньку пыталась подгрести Рязань под себя, и тамошний великий князь Василий, тогда еще не Темный, узнав о заключенном рязанцами соглашении, осерчал. Дело в том, что татары в последнее время просто повадились наезжать с набегами. Не далее как год назад на Рязань уже приходили набежники, правда, не из Узбекской, а из Большой орды: «Приходиша татарове Болшиа Орды на рязаньскиа украйны и много зла сотвориша и отъидоша с полоном».

Посему нынешних налетчиков князь Московский решил наказать – из Москвы на Рязань вышло войско под командованием воевод князя Василия Оболенского и боярина Андрея Федоровича Голтяева. По пути к нему присоединились отряды «мордвы на ртах (лыжах) с сулицами(короткими копьями) и с рогатинами и с саблями», а уже в рязанских землях к московскому войску примкнули какие-то «казаки рязаньскиа»

(и это первое упоминание о казаках в русских летописях).

Рязанцы же, узнав о приближении московского войска, велели татарам покинуть город – сами, мол, между собой разбирайтесь. Поэтому отряд Мустафы ждал московскую рать в заснеженном поле, на берегу речки Листани. Казалось, комедия продолжается – степное воинство больше напоминало толпу бомжей: «Татари же отнюдь охудеша и померзоша, и безконни быша, и от великаго мраза и студени великиа и ветра и вихра луки их и стрелы ни во что же быша; снези бо бяху велици зело».

Если кто не понял – поясню. Отряд Мустафы оголодал и обморозился, у них практически не осталось лошадей, и биться против московской конницы и «мордвы на лыжах» им пришлось в абсолютно непривычном для кочевников пешем строю, причем в глубоком снегу. Страшный мороз и сильный ветер сделали практически бесполезным главное оружие татар – лук, и полагаться они могли только на свои сабли.

Тем не менее, бой они приняли.

Как вы наверняка догадываетесь, ни русские летописцы, ни русские историки особой любви к татарам не испытывали. Но об этом последнем бое татарского царевича Мустафы все, не сговариваясь, пишут с искренним уважением и к царевичу, и к его обреченному отряду. Мустафа был невезучим атаманом и, наверное, неважным полководцем, но смерть свою он принял красиво. Умер, как подобает истинному воину. Вот как описывает эту битву Николай Карамзин:

«Татары, цепенея от сильного холода, не могли стрелять из луков и, несмотря на свою малочисленность, смело пустились в ручной бой. Они, конечно, не имели средства спастися бегством; но от них зависело отдаться в плен без кровопролития: Мустафа не хотел слышать о таком стыде и бился до изнурения последних сил. Никогда Татары не изъявляли превосходнейшего мужества: одушевленные словами и примером начальника, резались как исступленные и бросались грудью на копья. Мустафа пал Героем, доказав, что кровь Чингисова и Тамерланова еще не совсем застыла в сердце Моголов; другие также легли на месте; пленниками были одни раненые, и победители, к чести своей, завидовали славе побежденных».

Картина дня

наверх