Тайная доктрина

1 879 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    В этом видео откровенный ответ. Что Иисус не создавал себе судьбу, а стал примером Как необходимо разумно,и с пониман...Мясник, победивши...
  • Юрий Ильинов
    12 июня "День России" - Чёрный День Календаря для Руского Народа. ГОСУДАРСТВО - ОБРАЗУЮЩИЙ РУСКИЙ НАРОД (ВеликоРус, П...Небольшой набросок
  • Юрий Ильинов
    МЕРЫ ДЛИНЫПочему историки р...

«Самая опасная икона»: какие богомазы писали святые образа с замаскированным дьяволом

Кириллица

«Самая опасная икона»: какие богомазы писали святые образа с замаскированным дьяволом

«Самая опасная икона»: какие богомазы писали святые образа с замаскированным дьяволом

«Самая опасная икона»: какие богомазы писали святые образа с замаскированным дьяволом
Христианская икона. Что о ней известно нашему современнику? Вероятно, он представляет ее как безусловный и закрепленный церковью стандарт изображения ликов Христа, Богородицы или святых. Священный для христианства образ воспринимается им как незыблемый, веками неизменный и лишенный противоречий канон. Однако, догадывается ли он, какой сложный, полный исканий и споров путь прошло искусство иконописи? И слышал ли он о некоторых страницах из истории иконописания, которые могут немало удивить его или даже повергнуть в шок? Одним из таких феноменов в истории православного христианства являются так называемые «адописные иконы»...

Экскурс в иконописную историю

Сейчас статус иконы в православном и католическом христианстве не подлежит сомнению, но так было далеко не всегда. Долгое время вопрос использования и почитания икон был не только открытым, но и являлся предметом ожесточенных споров. Так, в Византии в VIII–IX веках серьезную поддержку приобрело иконоборчество. Его сторонники считали почитание икон идолопоклонничеством. Речь шла не об отделившейся группе еретиков: раскол существовал непосредственно внутри церкви, и борьба между сторонами шла с переменным успехом.
Окончательно статус допустимости и сакральности икон был разрешен лишь благодаря сначала второму Никейскому (787 г.), а впоследствии Константинопольскому собору 843 года. Однако и тогда еще не были решены окончательно многие вопросы в иконографии.
Как следует передавать те или иные сакральные образы, и как этого делать категорически нельзя? Как изобразить Троицу, и подобает ли это делать вообще? Как следует передавать через живопись образы некоторых святых, например Святого Христофора – псоглавого мученика? Следует понимать, что основные трудности лежали далеко не в области художественных решений: перед иконописцем ставилась серьезная религиозная цель, контролируемая Церковью. За исполнением традиций, с одной стороны, строго следили. С другой – спорили, ставили под сомнение, обвиняли оппонентов в ереси или даже колдовстве. С третьей – сюжеты икон и их исполнение должны были быть понятны простым прихожанам (как правило, далеким от богословских нюансов), вызывать у них богобоязненный трепет и приобщать их к мыслям о вечном.
Содержание одних канонов не изменялось веками, других – веками же отшлифовывалось. Порой в этом процессе происходили необычные казусы. Так, в Средневековье была распространена католическая традиция изображать ветхозаветного пророка Моисея с… рогами. Это было связанно с особенностью латинского перевода Книги Исхода и эпизодом схождения с горы Синай. Несмотря на распространенность такого изображения, некоторые из средневековых образов Моисея дошли до нас с выскобленным, поврежденным лицом – по предположению историков, это было «работой» отдельных впечатлительных прихожан, усмотревших в пророке скрытого беса или дьявола.
В православии самым резонансным и весомым процессом, связанным с внутренними спорами и противоречиями, стал церковный раскол XVII века. Реформаторская деятельность патриарха Никона задела множество церковных аспектов и традиций, в том числе и те, что были связаны с иконописью. Весомая часть верующих категорически не приняла подобные изменения, сформировав неоднородное движение староверов. Из двух лагерей звучали взаимные упреки об отступлении от истинных канонов и ереси.

Устрашающий лик

«Адописные иконы» — даже на фоне всех исторических нюансов и сложностей развития христианской культуры сведения об этом феномене выделяются своеобразием. Первое известное нам упоминание о них относится к мрачному для Руси XVI веку и почерпнуто из жития юродивого Василия Блаженного. На Варварских воротах в Китай-городе висела икона Пресвятой Богородицы. Икона считалась чудотворной и к ней стекалось много паломников. Проходя мимо неё, Василий Блаженный схватил камень и разбил почитаемый образ. На юродивого тут же накинулась толпа. В свою защиту он стал просить поскрести красочный слой иконы. Каково же было изумление людей, когда под слоем краски проступил… лик дьявола.
Житие Василия Блаженного написано в своеобразном стиле, оно не очень информативно и изобилует общими местами. Так и история об «адописной иконе» напоминает скорее фольклорный сюжет. Другие народные упоминания о таких иконах имеют схожую фабулу: под святым образом находили скрытый слой, на котором был изображен дьявол или бес. Порой изображение дополнялось надписью вроде: «Поклонись мне семь лет – мой будешь». Также известны рассказы, где дьявола заменяли люди с песьей головой или иноверцы. Богобоязненный христианин искренне верил, что молясь перед подобной иконой, не зная о ее страшной тайне, он теряет надежду на спасение, накликивает на себя беду и попадает под власть темных сил. По народным поверьям, автором «адописных икон» был сам дьявол, подчинивший или извративший мастера.
Удивителен тот факт, что до второй половины XIX века упоминания о «черных, окаянных иконах» встречаются довольно редко. Именно во время пара и машин наблюдается самое широкое распространение молвы об этом феномене. В ряде российских губерний даже наблюдались массовые волнения среди местных жителей, выискивающих подтверждения адописи – о них писалось в таких газетах, как «Московские ведомости» и «Киевлянин». Слухи разносились среди народа благодаря рассказам очевидцев. В это же время к этой теме впервые обращаются ученые (например, этнограф – фольклорист Н.А. Иваницкий) и писатели-публицисты (Н.С. Лесков).
Однако ажиотаж вокруг «адописных икон» был недолгим. В научной сфере уже в XX веке лингвистом-фольклористом Н.И. Толстым в статье «Из заметок по славянской демонологии. Каков облик дьявольский?» были высказаны серьезные сомнения в их существовании. К таким выводам его привело полное отсутствие материальных доказательств: к слову, они не найдены до сих пор! Потому его точку зрения разделяют и современные искусствоведы, фольклористы и религиоведы. Остается лишь сожалеть, что ни одна из историй об «адописных иконах» не запала в мысли, скажем, Н.В. Гоголя. Какая проза могла бы случиться! Однако, дыма без огня не бывает, особенно если сам «дым» народная молва приписывала не кому-нибудь, а самому дьяволу. В чем же истоки этих поверий?

Не так страшен черт…

Одно из самых распространенных объяснений отсылает нас к уже упомянутому противостоянию официальной церкви и староверов. Так, например, иконы, созданные после «никоновских» преобразований, не принимались староверами: по их мнению, новые образа испытали на себе сильное влияние западноевропейской традиции. Существуют гипотезы, что старообрядцы могли подделывать и распространять «опасные образы»: чтобы, с одной стороны, подорвать авторитет видоизмененной Православной Церкви, с другой, еще раз подчеркнуть, что отвергая старые традиции, она служит не богу, а дьяволу. Естественно, вряд ли такие акты были бы массовыми – зато могли сформировать хорошую базу для распространения слухов и кривотолков. Нет никаких оснований отрицать, что подобная схема могла проводиться и церковью против староверов.
Лесковым дается другая, более частная интерпретация феномена «адописных икон». В своей статье для журнала «Русский мир» он приводит пример мошенничества странствующих торговцев: покупателю продавалась испорченная икона, после чего подельник обманщика указывал на ее бесовскую суть. Напугав впечатлительного обладателя такого страшного предмета, он предлагал замену на настоящую икону за дополнительную плату. Подобный случай Н.С. Лесков описывает и в своем рождественском рассказе «Запечатленный ангел». Однако подобный пример скорее показывает, как суеверия и сказания об «адописных иконах» могли эксплуатироваться мошенниками.
Вполне вероятно, что одним из источников веры в существование таких предметов могли быть и просто редкосюжетные, необычные иконы. Богобоязненный крестьянин, созерцая образ Святого Христофора с песьей головой, неканоническую (а для кого-то и кощунственную) попытку изобразить Троицу не в виде трех ангелов, мог испытать страх вовсе не перед божественным. Как тут не вспомнить схожий пример о католическом рогатом Моисее с выскобленным ликом? Нельзя однозначно отвергать и то, что в глубоко верующем православном русском мире не находилось места и отдельным богохульникам и вероотступникам, способным на злую шутку.
По всей видимости, корни веры в существование «адописных икон» произрастают из разных источников, и основания для нее надо искать глубже, чем в конкретных материальных примерах и однозначных исторических доказательствах. В любом случае, этот феномен прекрасно показывает: даже в столь догматичной и незыблемой теме, как история иконописи, есть еще немало любопытных и неизученных тайн.
=0=0=

Кто создал царю Ивану Грозному репутацию маньяка?

Кто создал царю Ивану Грозному репутацию маньяка?
Больше всего от матушки-истории досталось, конечно, самому известному Рюриковичу – Ивану Грозному. В историю он вошел как жестокий самодур, неумелый управленец и душевнобольной человек. Однако вот странно, именно при Иване Грозном русское войско одерживало свои самые внушительные победы. Территория государства Российского увеличилась ровно в два раза и приобрела, между прочим, современные очертания нашей России. Более того, мало кто обращает внимание на общеизвестные факты: именно он, Иван Грозный, создал первый русский парламент – Земский собор, при нем впервые приняли Судебный кодекс, была проведена военная реформа. Страна впервые стала мировой державой. Что-то не вяжутся эти достижения с общеизвестным портретом выжившего из ума маньяка. Так кем же на самом деле был Иван Грозный и почему ему так досталось от истории?
Самый главный грех, который приписывают Ивану Грозному, – смерть старшего сына. Однако сам царь сильно бы удивился, услышав подобное. Даже спустя еще двести лет после якобы произошедшего убийства наследника о нем никто не знал.
Николай Шахмагонов, историк, член Союза писателей России, утверждает:

«Один историк сказал, что «Иван Грозный даже не подозревал, что он убил своего сына». То есть нигде, ни в каких отечественных источниках об этом не говорится».

Но отчего же тогда умер Иоанн Иоаннович? Документально подтверждено, что царевич сильно болел. Сведения об этом сохранились в переписке Ивана Грозного с боярином Юрьевым.
Борис Якименко, доцент кафедры истории России РУДН, кандидат исторических наук: «Он пишет, что мы не можем ехать в Москву, потому что царевич наш Иван разболелся, пока Господь не помилует, ехать не можем. Казалось бы, чего не ехать, дело обычное, человек заболел. Но, очевидно, он был настолько потрясен, что решил дождаться все-таки исхода. Царевич же умирает через неделю».
Казалось бы, окончательно причину смерти наследника царского престола смогли бы установить современные судмедэксперты. Еще в 1963 году ученые произвели вскрытие захоронения Иоанна Иоанновича в Архангельском соборе Московского Кремля.
Владимир Лавров, главный научный сотрудник Института российской истории РАН: «Надеялись посмотреть, есть ли вмятина на черепе. Если царь действительно ударил сына посохом по голове, то должна быть вмятина. Вскрыли гроб, но от притока свежего воздуха череп на глазах разрушился, и увидеть, есть ли там эта вмятина или нет, не удалось».
Но, к счастью, кое-что выяснить получилось. Специалисты смогли с уверенностью сказать, что следов крови на волосах царевича нет! Они остались бы даже спустя столетия, смыть такие частицы, – тем более сообщалось, будто кровотечение было очень обильным, – невозможно. Так что же стало причиной смерти Иоанна Иоанновича?
Владимир Лавров говорит о находках:

«В останках обнаружено очень много ртути и мышьяка, ртути в 32 раза больше нормы, мышьяка – в 3 раза».

Некоторые специалисты пытались возразить: ртуть входила в состав многих лекарств – к примеру, от сифилиса, который в то время был очень распространен. Но его следы обязательно остались бы в организме, и экспертиза обнаружила бы их – но нет! Получается, царевича специально отравили. И, похоже, не только его…
Владимир Лавров:

«Как показывают результаты исследования, повышенное содержание ртути было обнаружено и в останках Ивана Грозного, и в останках его любимой первой жены Анастасии из рода Романовых, и в останках мамы Ивана Васильевича Грозного, Елены Глинской. Очень похоже, что их травили. И вот эта подозрительность Ивана Грозного, очевидно, была не на пустом месте. Похоже, что семью уничтожали».

Членов царской семьи одного за другим просто убивали. За короткое время умерли практически все представители династии Рюриковичей. Первый ребенок Грозного погиб при нелепых обстоятельствах: няня уронила его в ледяную воду. А царевич Дмитрий, младший из сыновей, согласно одной из версий, упал, наколовшись на нож. Но и это не все…

Иван Грозный убивает своего сына. Кар...
Иван Грозный убивает своего сына. Картина И.Е.Репина

Владимир Лавров:

«Экспертиза останков Елены Глинской, мамы Ивана Васильевича, показывает, что, возможно, она ждала еще одного ребенка. Может быть, кому-то было неугодно, чтобы он родился».

Но если никакого убийства не было и современные экспертизы это подтверждают, откуда в веках осталась эта страшная легенда? Почему на Западе, а потом много позже и в российских учебниках появляется образ выжившего из ума маньяка? Оказывается, у этой исторической дезинформации есть конкретный автор. Его имя хорошо известно – это посол Ватикана Антонио Пассевино. Именно он прибыл к Ивану Грозному с миссией обратить Русское государство в католичество. Но получил жесткий отпор.
Николай Шахмагонов:

«Иван Грозный ему ответил: «Ты говоришь, Антоний, что ваша римская вера одна с греческою верой? И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам – не Евангелие. У нас не греческая, а русская вера». И все его попытки отверг, оставив Русь в лоне православия. Антонио Пассевино очень сильно по этому поводу разозлился, потому что ему надо было докладывать папе римскому о том, что миссия не удалась. И тогда он придумал миф о том, что царь Иван совершенно неуправляемый, ненормальный. И что он убил своего сына».

Причем у этого мифа есть даже два варианта. Сначала Пассевино утверждал, что причиной ссоры между отцом и сыном стало то, что Грозный, ворвавшись в покои невестки, ударил ее. Царевич бросился на защиту супруги и был убит собственным отцом. Но автору объяснили, что попасть в спальню жены своего сына даже царь так просто не мог – не позволяли существовавшие порядки. Тогда Пассевино пришлось переписать и докладную, и мемуары. Он предложил вторую версию, которую позже и представил в своих трудах Карамзин.
Владимир Лавров полагает:

«Был спор между Иваном Васильевичем Грозным и его сыном Иваном Ивановичем из-за того, что сын хотел возглавить войско, воевать с Польшей, отец был за мир. Возникла ссора, последовал удар по голове посохом, и закончилось все трагически».

Причем якобы трагически и для самого царя. Тот же Пассевино описывает, как русский царь мучился из-за смерти сына: часто ночами просыпался и начинал кричать и плакать. Его силой укладывали обратно в кровать и с трудом успокаивали.
Борис Якименко отмечает:

«Он настолько изменился даже внешне, как пишут источники, что стало понятно – смерть сына провела какую-то черту под его жизнью, он после этого действительно прожил всего три года. Так что, конечно, эта трагедия лежит на нем. И мало того, она показывает нам его не как человека жестокого, изувера, а как человека как раз настолько потрясенного, что это полностью изменило все его существо, как человека очень чувствительного, глубоко раскаявшегося в том, что произошло».

Для психолога поведение Ивана Грозного было бы весомым аргументом в пользу его невиновности. Спустя два года после смерти сына царь приехал в Троице-Сергиев монастырь. Он рыдал, клал поклоны и оставил огромные деньги на помин души царевича. А на боярской думе однажды сказал: «Смерь сына – мой грех». Он глубоко горевал, что не смог уберечь наследника от беды, потому что горячо любил своего первенца.
Владимир Лавров:

«Вот такая фраза была: «Смерть сына – мой грех». Но как эту фразу толковать? То есть он не сказал: «Я убил», в восприятии верующего человека могло быть так, что «я допускал какие-то греховные поступки, и за это Господь покарал моего сына».

Ивана Васильевича рисуют тираном и самодуром, при этом забывая, что он был поистине всенародно избранным царем. В разгаре противостояния с боярами он с семьей в декабре 1564 года покинул Москву, как бы отрекаясь от престола, и выехал в Александровскую слободу. Народ потребовал от бояр и священников уговорить царя вернуться.
Принято также умалчивать о его гуманитарных реформах. А ведь первые печатные книги, аптеки и пожарная служба – все это нововведения Ивана IV. Стал бы тиран так печься о своем народе?
Английский дипломат и торговый агент Джером Горсей, написавший свои «Записки о России», уверял, что Иван IV казнил в Новгороде почти 700 тысяч человек. Однако население города в те годы едва ли насчитывало 30 тысяч.
Мотивы и обида Горсея понятны – он нечисто вел дела в Москве и был изгнан за взяточничество, потеряв в итоге солидный доход.
Мало того, при детальном подсчете оказывается, что за все время правления Ивана Васильевича – а это более полувека, – в России реально было казнено не более 4000 человек. Причем только по решению суда и в соответствии с законом: за преступления и государственную измену.
Показательна судьба князя Ивана Куракина, из которой западные летописцы сделали пример травли. На самом деле Куракин участвовал в заговоре против царя и должен был быть казнен. Но церковные иерархи упросили Ивана Васильевича помиловать князя, и того назначили воеводой города Вендена.
К слову, этот очень древний город был столицей провинции венедов – европейских славян, а сейчас это латвийский Цесис. В русских летописях он иногда значится как Кес или Кись. Этот город со своим замком был центром Ливонии и в царствование Ивана Грозного являлся провинцией Московского княжества. За него вечно шли войны. Когда город осадили поляки, князь Куракин ушел в запой и Венден был взят. По нашим порядкам воевода подлежал бы военному трибуналу. Иван Грозный рассуждал так же. Однако приговор князьям и боярам все равно утверждал Земский собор! Разве все это показывает царя как кровавого безумца?
Но миф о сыноубийстве так прочно вошел в сознание, что даже образованные и знающие историю художники брали его за основу своих произведений. Даже люди, не разбирающиеся в живописи, знают одно из самых известных: «Иван Грозный убивает своего сына». На самом деле полотно великого русского художника Ильи Репина носит совершенно другое название – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Именно эта дата считается днем смерти царевича.
Татьяна Юдинкова, секретарь Третьяковской галереи:

«Мы не должны воспринимать произведение искусства, в частности живописные произведения, как иллюстрацию исторических событий».

О том, что картина Репина никакого отношения к истории не имеет, экскурсоводы обязательно рассказывают посетителям Третьяковской галереи. И подобных полотен, говорит Татьяна Юдинкова, немало:

«Надо сказать, что во многих произведениях, которые висят здесь, в Третьяковской галерее, происходит нарушение исторической правды. Это нормально, потому что у художника задача несколько иная: для него историческое событие является поводом, который вдохновляет его, и уже дальше художественная фантазия ведет художника».

Российская историческая наука начала активно формироваться сравнительно недавно – в XVIII веке. И писалась история наша в основном иностранцами: людьми, которые не просто не знали русского языка, но и не желали его учить.
Но, несмотря на противоречия или откровенно абсурдные утверждения, фантазия западных историков попала в официальные источники и укрепилась в нашем сознании. А может, это было сделано специально. Ведь чтобы у народа не было будущего, достаточно отнять прошлое.
Остается добавить, что Иван Грозный правил 50 лет и 104 дня. Согласитесь, срок, достойный Книги рекордов Гиннесса. Его правление было ознаменовано великими победами и великим реформаторством, которое возвело нашу страну на пьедестал мировой державы. Иван Грозный, быть может, самая большая жертва черного пиара. Ведь сложись молва иначе – ему в центре Москвы стоял бы памятник как выдающемуся деятелю Российского государства. А вместо этого в Третьяковке висит знаменитое полотно, которое повествует о событии, которого в истории вообще не было.
=0=0=

Самая позорная смерть императора - кончина Гелиогабала

Самая позорная смерть императора - кончина Гелиогабала
Одним из самых молодых, весёлых и популярных в момент восшествия на престол древнеримских императоров был Марк Аврелий Антонин Гелиогабал. Юноше исполнилось всего четырнадцать лет, когда легионеры провозгласили его очередным правителем Рима, вместо полностью дискредитированного и потому вынужденного спасаться бегством заговорщика и коррупционера Марка Опеллия Макрина, убийцы Каракаллы...

Из Сирии, где Гелиогабал провёл своё детство, в столицу своей новообретённой империи он добирался целый год. Его сопровождала огромная свита, к тому же он вёз с собой священные реликвии своей религии, включая многотонный чёрный камень конической формы. В каждом попадавшемся на пути селении устраивались пышные празднества. Всё это задерживало продвижение императорского кортежа. Однако основная причина неспешности нового императора заключалась в ином: ни сам Гелиогабал, ни его окружение не были уверены, как римляне примут чужестранца в качестве правителя.

Бюст Марка Оппелия Макрина, III в. н.э.
Бюст Марка Оппелия Макрина, III в. н.э.

Руины финикийского храма в Сирии. Сов...
Руины финикийского храма в Сирии. Современное фото

Хотя Гелиогабал и был объявлен внебрачным сыном покойного Каракаллы, всё же его формальный отец, сенатор Секст Варий Марцелл, происходил из сирийского города Аламеи, а мать Юлия Соэмия Бассиана была дочерью Юлии Месы, сирийки, получившей римское гражданство. Самого Антонина по прозвищу Гелиогабал обучили и воспитали профессиональные жрецы. Его римское прозвище происходит от слова «Гелиос», то есть имени бога солнца, хотя на самом деле Антонин поклонялся Эла-Габалу, финикийскому божеству, почитаемому в городе Эмесе.

Лицо Гелиогабала, реконструированное ...
Лицо Гелиогабала, реконструированное по античным изображениям

Все опасения оказались напрасными. Римляне с восторгом встречали прекрасного юношу, танцевавшего перед праздничной процессией в нарядных одеждах (которые некоторым пуританам показались женскими, но на самом деле были обычным восточным жреческим одеянием). В ещё больший восторг они пришли, увидев триста прекрасных сирийских дев, запряжённых в повозку, на которую был водружён тот самый чёрный священный камень. Девы, согласно эмесской религиозной традиции, выполняли эту работу без верхней одежды, поэтому представляли собой весьма колоритное зрелище.

«Самая опасная икона»: какие богомазы писали святые образа с замаскированным дьяволом
«Триумф Гелиогабала», Огюст Леру. 1902 г.

Новый молодой император понравился буквально всем. Солдат он не обременял требованиями жесткой дисциплины, а напротив, приглашал участвовать в различных развлечениях. Сенаторов привлёк тем, что явно не собирался затевать какие-либо реформы и вообще не показывал желания заниматься реальным управлением. Обожавшие зрелища простые римляне сразу полюбили своего нового правителя: его можно было назвать каким угодно, но не скучным.

Образ Гелиогабала в современной опере...
Образ Гелиогабала в современной опере, поставленной в Париже, 2016 г.

Кто бы мог подумать, что через три года те же самые легионеры, которые привели Гелиогабала к власти, задушат его губкой, используемой в Древнем Риме вместо туалетной бумаги? После чего пронесут тело по городу, предлагая всем горожанам выместить на покойнике своё отношение к его правлению, а потом выбросят изуродованное тело в городскую канализацию — знаменитую Клоаку Максима. Правда, в водосток труп не пролез, поэтому его крючьями дотащили до Тибра и бросили в воду. А сенат принял постановление, запрещающее впредь императорам брать имя «Антонин», чтобы ничто и никогда не напоминало римлянам об этом правителе.

Один из стоков Клоаки Максима в Риме....
Один из стоков Клоаки Максима в Риме. 

Из биографий этого императора не так-то просто понять, чем именно провинился несчастный молодой человек перед римлянами. Ему приписывается совершенно невероятный разврат, все противоестественные (с древнеримской точки зрения) пороки одновременно, кощунства и даже принесение человеческих жертв. Вполне возможно, что значительная часть этих сплетен имела под собой реальные основания, поскольку выросший в восточной роскоши и с младенчества почитаемый как живое воплощение божества Гелиогабал и в самом деле был вполне способен на совершенно дикие и непривычные для римлян выходки.

Фрагмент картины «Розы Гелиогабала». ...
Фрагмент картины «Розы Гелиогабала». Лоуренс Альма-Тадема, 1888 г.

Однако подлинные причины возникновения ненависти к юному императору были иными. Он совершил несколько совершенно непростительных поступков, которые и стоили ему в итоге жизни. Например, ввёл в сенат значительное количество выходцев из Сирии. Сам сенат при нём стал чисто декоративным органом, поскольку все решения принимались даже не самим Гелиогабалом, а его фаворитами. И этими фаворитами становились кто угодно, в том числе освобождённые императором рабы. Например, бывший конюх Гиерокл, которого даже называли мужем Гелиогабала.

Древнеримский серебряный кубок I в. н.э.
Древнеримский серебряный кубок I в. н.э.

Но ещё более возмутительным было назначение на высокие должности всяких случайных людей, что привело к разрушению веками выстраивавшегося политического баланса в римской элите. Финансовые потоки изменили направление, попадая вместо мошны уважаемых людей в карманы разных авантюристов. Да и в государственной казне денег стало существенно меньше, поскольку праздники и развлечения Гелиогабала влекли неимоверные расходы. В какой-то момент терпение римлян лопнуло, и несчастный сирийский юноша в полной мере ощутил благодарность своих подданных.

Картина дня

наверх