На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 007 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Надо отмечать все победы России и увековечивать наших военачальников. героев что бы враг их видел в бинокль Суворова ...Забытый День Победы
  • Владимир Акулов
    А  еще  у  бесов  есть  подводные  дроны  с  огромной  взрывчаткой.Комбинированный у...
  • Юрий Ильинов
    Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных гигантов $150 миллиардов Власти Казахстана увеличили сумму исковых треб...Комбинированный у...

С-400 – это не шутка. Доказано в США

Why Russia's S-400 Is No Joke (And Why No Air Force Wants to Fight Against It)

С-400 – это не шутка. Доказано в США

Российский зенитный ракетный комплекс С-400 давно привлекает внимание военных и специалистов всего мира, а новости о появлении экспортных контрактов усиливают интерес и способствуют началу новых споров на самых разных уровнях. В такой ситуации зарубежная пресса не может оставаться в стороне, и потому предпринимает попытки изучения комплекса, его истории и перспектив. Так, на днях свое видение ЗРК С-400 и связанных с ним процессов огласило американское издание The National Interest.

20 октября в рубриках Security и The Buzz была опубликована статья Чарли Гао под названием «Why Russia's S-400 Is No Joke (And Why No Air Force Wants to Fight Against It)» – «Почему российский С-400 – это не шутка. И почему никакие ВВС не хотят воевать с ним». Название статьи традиционно раскрывало ее тему и указывало на основные выводы автора. Подзаголовком материала стал вопрос: что общего у С-400 и С-300?


Свою статью Ч. Гао начинает с напоминания того, что в настоящее время комплекс С-400 является одним из главных поводов для споров в своем классе техники. Так, многие страны мира заинтересованы в приобретении подобных систем, а Соединенные Штаты вводят санкции уже за сам факт покупки этих комплексов. Несмотря на это, в апреле и сентябре 2018 года Китай и Индия заключили контракты, в соответствии с которыми получат новые комплексы. В связи с этим автор задает вопросы. По какой причине комплекс С-400 вызвал такой ажиотаж? Как эта система эволюционировала из более старого проекта С-300?



Автор напоминает, что разработка ЗРК С-300 стартовала еще в шестидесятых годах прошлого века. Эта система рассматривалась в качестве будущей замены для существующих, прежде всего для С-75. Комплекс С-75 (SA-2) получил широкую известность после успешного поражения разведывательного самолета U-2 над Уралом, а также в связи с развертыванием и применением на Кубе и во Вьетнаме. Новый образец зенитного комплекса для его замены был испытан в семидесятых годах, и в 1978-м поступил на вооружение.

Главным отличием проекта С-300 от предыдущих была многоканальность. Система могла одновременно использовать несколько лучей для наведения ракет на разные цели. Ч. Гао напоминает, что более старый ЗРК С-25 тоже имел подобные возможности, но его аппаратура была слишком крупной и тяжелой, из-за чего существовала только в стационарном исполнении. Первый американский многоканальный комплекс – SAM-D (позже переименован в MIM-104 Patriot) – поступил на службу в 1981 году, т.е. через 3 года после С-300.

Основным заказчиком новейшей ракетной системы стала противовоздушная оборона СССР. Для использования в ПВО была разработана модификация комплекса под названием С-300ПТ. Впоследствии все версии ЗРК с литерой «П» поставлялись именно в войска ПВО. В состав С-300ПТ входили пусковые установки, радиолокационные станции и другие компоненты на самоходных и буксируемых шасси. В комплекс также входила отдельная машина с системами управления. Предложенный облик комплекса, в целом, соответствовал поставленным задачам, но все же не был идеальным.

Изучив опыт эксплуатации ЗРК во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, советские военные пришли к определенным выводам. Ключевым фактором в деле повышения боевой эффективности посчитали рост мобильности. На развертывание и подготовку к работе буксируемых компонентов С-300ПТ уходило примерно полтора часа, что не в полной мере устраивало военных. При этом комплекс мог использовать ракеты 5В55 с дальностью стрельбы порядка 75 км.

В дальнейшем была проведена модернизация, и комплекс С-300 приобрел привычный нынешний вид. Средства комплекса разместили на специальных шасси МАЗ-7910 (в дальнейшем их монтировали на более новых машинах и полуприцепах): они стали носителями радиолокаторов, кабин управления и пусковых установок. Дополнительные компоненты ЗРК того или иного назначения предлагалось устанавливать на грузовиках других классов. Обновленный таким образом комплекс был обозначен как С-300ПС. Он поступил на вооружение в 1982 году. На его основе был разработан экспортный вариант ЗРК под названием С-300ПМУ. В новом проекте помимо новых шасси использовалась улучшенная ракета 5В55Р с дальностью до 90 км.

Одновременно с комплексом С-300П для войск противовоздушной обороны создавались две другие специализированные системы. Для кораблей военно-морского флота предлагался ЗРК С-300Ф, для войсковой ПВО – С-300В. Ч. Гао отмечает, что одной из целей проекта С-300В являлась защита войск от оперативно-тактических ракет противника, в том числе с ядерным боевым оснащением. С-300В должен был сбивать не только самолеты, но и ракеты Lance или Pershing.

Одна из ключевых особенностей ЗРК С-300В заключается в архитектуре самоходных пусковых установок. В его состав входят два типа таких машин. Одна несет четыре контейнера с ракетами 9М83, способными поражать цели на дальностях до 75 км. Вторая пуско-заряжающая установка, оснащается только двумя контейнерами с изделиями 9М82, обеспечивающими обстрел на дальностях до 100 км. Пусковая установка, радиолокационная станция и командный пункт ЗРК С-300В, для улучшения подвижности, строятся на основе гусеничного шасси. Последнее представляет собой доработанный вариант шасси самоходной артиллерийской установки 2С7 «Пион». С-300В приняли в эксплуатацию в 1985 году.

В дальнейшем советские конструкторы развивали оба сухопутных комплекса. Модернизированный ЗРК С-300ПМ объединял в себе возможности систем С-300П и С-300В, благодаря чему мог бороться и с аэродинамическими, и с баллистическими целями. Экспортная версия С-300ПМ была отмечена литерами «ПМУ». Автор отмечает, что дальнейшее развитие линейки С-300П приводило к появлению новых возможностей и завершилось разработкой современного комплекса С-400.

Действительно, изначально ЗРК С-400 носил обозначение С-300ПМУ-3 и фактически являлся третьим вариантом обновления существующего комплекса для ПВО. Эту систему впервые показали на выставке МАКС-2007, и тогда многие отмечали, что большинство ее компонентов внешне похожи на средства комплекса С-300ПМУ-2.

Прогресс в области ракетных и радиоэлектронных технологий привел к понятным результатам. Современный комплекс С-400 имеет примерно двукратное превосходство над существующими системами своего класса. В частности, новые радиолокационные средства обнаружения позволяют комплексу С-400 следить за обстановкой и уверенно выявлять все основные угрозы.

Второй ключевой особенностью комплекса С-400 является состав его средств поражения. Он способен нести и применять ракеты четырех типов, отличающиеся друг от друга весом, летными и боевыми характеристиками. Благодаря этому комплекс может самостоятельно организовать эшелонированную противовоздушную оборону заданного района. Такие возможности увеличивают гибкость применения комплекса. Кроме того, современный С-400 может использовать ряд существующих зенитных ракет, ранее разработанных в рамках проектов семейства С-300.

Ракеты последних моделей, предназначенные для С-400, ожидаемо увеличивают радиус действия комплекса. С их помощью ЗРК может поражать аэродинамические цели на расстояниях до 240 км. В этом отношении новый комплекс оказывается дальнейшим развитием предыдущих систем. Так, С-300ПМУ-1 мог атаковать самолеты на дистанции 150 км, а для С-300ПМУ-2 этот параметр достигал 200 км. Мало того, при помощи новой ракеты 40Н6 современный комплекс может сбивать цели на дальностях до 400 км.

Рассмотрев историю и возможности современного зенитного ракетного комплекса, автор The National Interest переходит к сути этого проекта. Ч. Гао утверждает, что нынешний С-400 фактически является продолжением и развитием более старых систем. Он, как и его предшественники, представляет собой мобильную систему, предназначенную для войск противовоздушной обороны. С точки зрения характеристик и возможностей, связанных с развитием технологий, С-400 оказывается большим шагом вперед. Особенно, если сравнивать его с ранними образцами семейства С-300П. Однако, несмотря на это, речь идет все же о постепенном развитии одного и того же семейства, а не о принципиально новых разработках.

В качестве примера другого подхода к развитию зенитных комплексов Ч. Гао упоминает ход модернизации систем линейки С-300В. К настоящему времени в рамках этого семейства были созданы ЗРК С-300В4 и С-300ВМ (экспортное обозначение «Антей-2500»). В новых проектах линейки «В» используются современные ракеты и радиоэлектронные системы, обеспечивающие поражение целей на дальностях 200 км – на уровне С-300ПМУ. Кроме того, была разработана новая самоходная пусковая установка с собственной антенной РЛС наведения. Это позволило сократить количество компонентов комплекса, нуждающихся в собственном шасси.

Статья завершается любопытными, но неоднозначными выводами. Автор указывает, что на первый взгляд комплекс С-400 выглядит прорывом в своей области. Однако фактически речь идет о постепенном и неспешном развитии ранних ЗРК семейства С-300. Многие передовые функции и возможности нового комплекса, такие как перехват баллистических целей, возможность применения более старых ракет и наличие нескольких целевых каналов, имелись и у более старых образцов техники. Таким образом, новый комплекс С-400 основывается на существующих наработках и решениях предыдущих проектов, дающих определенные преимущества. Использование существующих решений, а также новых идей делает его еще более эффективным и смертоносным.

***

Новая статья издания The National Interest о российских средствах противовоздушной обороны в своем заголовке обещает рассказать, почему комплекс С-400 – не шутка, и почему военно-воздушные силы третьих стран предпочли бы не связываться с ним. Действительно, публикация подробно раскрывает оба вопроса, а кроме того, указывает не только на современное положение дел, но и на ситуацию прошлых лет и десятилетий.

Наибольший интерес в статье «Why Russia's S-400 Is No Joke (And Why No Air Force Wants to Fight Against It)» представляют выводы ее автора, сделанные в конце. Он не считает современный российский зенитный ракетный комплекс С-400 настоящим прорывом в своей области. В то же время, он указывает, что этот ЗРК стал результатом длительного и продуктивного развития существующих систем и идей, заложенных еще в первых проектах семейства С-300П. Таким образом, за несколько десятилетий советские и российские конструкторы смогли собрать наилучшие решения и идеи, реализовать их с применением современной элементной базы и с использованием всего этого создать современный ЗРК с высокими характеристиками.

Статья Чарли Гао достаточно подробно разъясняет, «почему С-400 – это не шутка». Одновременно с этим в ней прямо не раскрывался второй вопрос, вынесенный в заголовок. В публикации не указывается прямым текстом, по каким именно причинам военно-воздушные силы третьих стран предпочли бы не иметь дела с российскими С-400. Однако известные данные о характеристиках и возможностях этого комплекса могут служить ответом на интересующий вопрос. Действительно, летчики вероятного противника имеют все основания для опасений, связанных с комплексами С-400.

БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ: АМЕРИКАНЦЫ СОЗДАЛИ АВТОМОБИЛЬ, КОТОРЫЙ ПЕРЕВЕРНЕТ МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

В текущем году крупный автомобильный «гигант» Tesla по объемам своего производства смог обогнать не только Jaguar и Porsсhe, но и догнать «АвтоВАЗ».

В итоге за третий квартал компания произвела больше 83 тысяч машин, хотя еще во втором квартале сильно уступала своим конкурентам. Сейчас специалисты опасаются, что такие рекорды Tesla скажутся не только на прибыли других компаний, но и могут вообще привести к тотальной безработице по всему миру.

В настоящий момент никто из крупных компаний так и не смог разработать альтернативы или аналога таким машинам. Все из них уступают им по характеристикам, что вряд ли изменится в ближайшее время. Эксперты сравнивают этот разрыв с отношениями европейцев и индийских колоний, первые из которых — прообраз моделей авто Tesla. Однако такое развитие этой компании не на шутку встревожило специалистов, ведь это вообще может вызвать спад всей мировой экономики.

Еще в 1953 году свет увидел роман Клиффорда Саймака о неких «вечмобилях» — вечных автомобилях, которые были созданы одной группой людей для разрушения мировой экономики и создания безработицы по всему миру. Эти модели, по сюжету романа, были выведены на рынки даже без лучшей рекламы. В итоге знающие люди осознали, что такие шикарные машины вызовут в конечном итоге закрытие всех автомобильных предприятий, мастерских и гаражей, что больно ударит по сталелитейной промышленности и лишит сотни тысяч людей работы.

И уже в наши дни, буквально пять лет назад, компания Tesla занялась разработкой таких машин, у которых имеется довольно большой ресурс, напоминающий модели из книги.

На испытании электродвигатели машин прошли 1,6 млн км в самых разных условиях, а это означает 80 лет пробега среднестатистического владельца такого авто. Статистика говорит, что батарея «Теслы» хранит до 90% емкости после 15 лет использования среднестатестическим водителем, только после чего она начинает замедляться. Стендовые тесты показали, что больше 80% емкости сохранится и после 40 лет эксплуатации обычным водителем, не таксистом.

Источник фото: twitter.com

Экспертам несложно понять, почему эта компания смогла добиться таких результатов впервые в мировой практике. Tesla произвела электромобиль с жидкостным охлаждением батареи, благодаря чему машина теперь отапливается без лишней траты энергии. Причем компания не потратила ни цента на рекламу, пустив вместо этого лишь слухи – твитер Илона Маска и соцсети. После выхода того романа прошел ни один десяток лет, и, кажется, история фантастического мобиля может стать реальностью.

Компания находится буквально в шаге от создания «вечмобиля», а сейчас и данной разработанной модели уже может хватить на всю жизнь одного среднего водителя. И это уже станет хорошим способом спровоцировать глобальную безработицу.

«Тесла» таким образом ударила по всем традиционным производителям авто, вырастив свои продажи в сентябре этого года более чем на 500%. К примеру, в этот период продажи Mercedes-Benz сразу же снизились больше чем на 15%.

Специалисты говорят, что «Теслы» ударили по мировой экономике сильнее даже «вечномобилей» из романа. Ведь данная организация плюс ко всему на крыши домов устанавливает солнечные батареи, ставя под удар еще и нефтедобычу. Получается, что каждая из этих машин за свою долгую жизнь сэкономит до 80 тысяч литров бензина. А только в третьем квартале текущего года компания выпустила более 80 тысяч таких автомобилей. В итоге нефтяная отрасль потеряла до 20 миллиардов в этом году благодаря такому изобретению. И такие модели машин будут становиться все больше и больше, что будет дальше бить по мировой экономике, уничтожая спрос на нефть:

«Теслы» — это медленно действующий яд для добычи нефти», — пришли к мнению эксперты.

В настоящее время электромобилей еще не так много, поэтому этих процессов не чувствуешь, однако в скором времени ситуация изменится, и поменять что-то уже будет невозможно. В настоящее время первые отголоски этого ощутили уже в Норвегии, где из-за таких машин упали продажи жидкого топлива. Эксперты говорят, что к 2030 году последствия от этого почувствуют и другие страны мира.

Специалисты считают, что руководство «большой тройки» производителей авто не способно планировать на такую перспективу. Именно поэтому Америка еще не смогла придумать альтернативы данной машине. Почему не получается это у азиатов и европейцев – совершенно другой вопрос. Попытки были, однако технически все эти машины все равно уступали «Тесле». Эксперты считают, что классические автопроизводители не способны создать такой удачный электромобиль чисто практически. Поэтому серьезных конкурентов данной организации так и не предвидится, даже при желании для этого просто не хватит опыта – начинать нужно было еще 15 лет назад.

Картина дня

наверх