На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 006 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    А  еще  у  бесов  есть  подводные  дроны  с  огромной  взрывчаткой.Комбинированный у...
  • Юрий Ильинов
    Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных гигантов $150 миллиардов Власти Казахстана увеличили сумму исковых треб...Комбинированный у...
  • Юрий Ильинов
    Венгрию подвинули: назван новый крупнейший потребитель российского газа в Европе Назван новый крупнейший потребитель ...Комбинированный у...

Легендарный Святослав против сказочного Кощея (проверка волшебного чудесным)

Легендарный Святослав против сказочного Кощея (проверка волшебного чудесным)

Легендарный Святослав против сказочного Кощея (проверка волшебного чудесным)

Если кто не в курсе событий 965 г. РХ в истории Руси (официальной), напомню… Состоялся поход князя Святослава Игоревича на хазар, было взятие Итиля, Саркела и Семендера якобы. Перед этим грандиозным военным предприятием войско Святослава отметилось на Оке, в земле вятичей. Там он у них дорогу узнавал в Хазарию, великодушно разрешил платить дань себе любимому. А не проклятым «работорговцам». От вятичей Светлый Воин спускается с боями по Волге, через земли волжских болгар и буртасов. Ну и устраивает лютый погром в хазарском курятнике. Из краткой политической ситуации региона можно отметить следующее: мусульманский Хорезм не оказал помощи Хазарии по причине отказа Каганата принять ислам. Печенеги были на стороне Святослава, что позволило «растащить» силы обороняющейся стороны по нескольким ТВД (театры военных действий).

После падения основных городов Хазарии — «русы» со Святославом покинули покоренные территории. Даже дани не назначив и не взяв под контроль очевидные и «вкусные» торговые центры, что открывали широкий путь к процветанию Руси на волжской и каспийской торговле.

Чтобы сразу обозначить позицию, скажу честно: в этот поход Святослава не верю от слова «совсем». Начиная от потешной истории с «покорением и данью» вятичей до разгрома волжских городов. С промежуточным нагибом волжских булгар и буртасов. Думать будем в других материалах, что числом немалым в плане канала стоят... Там и про Игоря еще раз вспомним. И, что более важно, про мать Святослава — Ольгу.

Есть у историков такой прием забавный. Если летописные источники и археология начинают конфликтовать в оценке какого-либо события… на помощь призывается народный эпос. Да-да, так и есть. Весьма рабочий инструмент, хоть научным не является. И не признается как доказательная база. Прием часто применяется в Центральной и Средней Азии, где изустные легенды-сказания очень бережно хранятся, дословно и точно передаются многими веками. Иногда весьма точно могут подтвердить события чуть ли не тысячелетней давности. Как-нибудь пробежимся в паре статей, много удивительного узнаем…

Так вот, а почему не попробовать на зуб жизнь и деяния легендарного «русского Македонского» Святослава Игоревича? Персонаж он не мифический, личность подтверждена серьезными товарищами: от Базилевса Византийского — до стопки летописей заморских с авторами известными. А в наших палестинах — образ Светлый в волшебной ПВЛ прописан. Судя по биографии и свершениям — должен же остаться в памяти народной да изустной? Как богатырь русский, что от лиха хазарского и страшного Русь избавил. Итак, закрываем «Повесть Временную ..» и открываем русский фольклор в разделе «сказки». В качестве первоисточника будем использовать несколько вариаций народных (не авторских) сказаний про знаменитого Кощея Бессмертного и Царевича (не только Ивана).

Поехали. Итак, царевич — сын Царя и Царицы. Пусть будут Игорь и Ольга в нашем случае. Святослав во время своего похода на Кощея встретил:
  • старца (волхва имхо, кто еще язычнику дорогу подскажет?),
  • медведя (древнее прозвище вятичей-лесовиков),
  • зайца (был священным животным у некоторых булгарских племен, отмечен в геральдике),
  • селезня (тут всё читаемо — популярная тамга печенегов),
  • щуку (абсолютная владычица водоемов и рек, могли быть и сувары-перевозчики на Волге),
  • Бабу Ягу (тоже читаемо, это Бабай Ага — булгарский добрый бог; почти идентичен Деду Морозу вятичей по функционалу, но позитивнее на порядок).

Бабай Ага (в замужестве Баба Яга (гы)) — оказался родственником Василисы Премудрой. Тут клубочек потуже, но распутать можно. Прекрасная девица с высшим образованием оборачивалась лягушкой легко и непринужденно. Поскольку была дочерью Кощея, что являлся Царем Водяного Царства.

Так вот, Бабай Яга благосклонно принимает Царевича, парится с ним в баньке. Под меды крепкие, наверняка. По пьяной лавке (с хитрыми уловками Царевича) разбалтывает семейную страшную тайну, как победить Главу их Рода.

Одна из ипостасей Кощея Бессмертного — Водяной Царь. В нашем перетолмачивании на исторический язык — владелец Волжского Пути, повелитель торговых водных дорог, Каган Хазарский собственной персоной.

Пьяный рассказ Бабай Аги оригинален: в прямой схватке Кощея победить невозможно. Придется найти его душу. Что заключена в немалом наборе предметов одушевленных и не очень. Что неразрывно связаны друг с другом. Душа находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук спрятан под Дубом.

Поскачем от последнего. Очень многообещающая зацепка. По древним верованиям булгар, хазар, чувашей, караимов, и многих других родственных им племен — душа после смерти человека переходит в дуб. Священное древо тюрков (и не только). Практиковался культ почти у всех этих племен, независимо какую религию они приняли впоследствии. Заключался в почитании Священных Рощ. Там хоронили они своих соплеменников, испрашивали благословение на важные жизненные решения. Гибель Священной Рощи являлась великим позором племени, сакрально приравнивалось к его гибели. На практике выглядело так: после такой «потери лица» племенное образование распадалось, его остатки принимали другие имена.

Так что же делает Царевич?
  • Он находит Дуб (Священную Рощу);
  • медведь (вятичи-лесовики) ломают дерево (разоряют святилища-кладбища);
  • находится сундук (хм, скорее всего это образ зависимости, «народы» собраны там не по своей воле под «крышей-крышкой»;
  • заяц (булгары) и селезень (печенеги) выскакивают оттуда, темная история, но нейтрализовали друг друга в итоге;
  • щука (владыка водоемов и повелительница мира мертвых) ловит…

Яйцо… По славянским народным представлениям, этот предмет был: космогоническим (начало начал и прообраз мира) или прикладным — во многих обрядах. Указывал на средоточие силы, плодовитости. В нашем случае с «расшифровкой» — пусть будет неким оберегом Кощея. Эта куриная «икра» (как стыдливо называли яйца застенчивые тургеневские барышни) широко использовались в народной магии. Часто — не очень доброй, что до сих пор практикуется всяческими ворожеями и «потомственными колдунами».

Итак, Кощей на коленях умоляет Царевича о пощаде. Но «оберег-яйцо» разбит безжалостно. Оттуда выпадает (не во всех сказках, но пойдем до конца)…

Игла. Очень популярный предмет в народной культуре. Может быть оберегом и одновременно орудием порчи (как яйцо). Суеверий и обрядов с иглой — тьма-тьмущая… Какой вариант использовать в нашем переводе? Ну пусть игла будет негативным предметом, гадким и колдовским. По многим восточно-славянским представлениям — ведьма, змора или «огненный змей» могут оборачиваться иголкой. Последний — тоже ипостась Кощея, кстати.

Ну вот и сказочке конец… Царевич разбил яйцо, сломал иглу, Кощей помер. Все как по писаному. Никаких геройских подвигов с рубкой на мечах не зафиксировано. Что тоже оригинально и органично объясняется. Хазарский Каган не командовал войском, был сакральным и религиозным символом своего государства. И побежден был, по народным верованиям, — не оружием, а совокупностью мистических факторов.

И самое важное, чуть не забыл… Обратно Царевич (Святослав) вернулся со своей матерью Еленой Прекрасной (Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена). И с дочерью Кощея в качестве приза. Кажется, свою вторую супругу Эсфирь… Святослав из этого похода притащил в гарем свой? Или ошибаюсь?

Вывод (почти трезвый). Легенда «Повести Временных Лет» о деяниях Святослава подтверждена народным сказочным фольклором. Гы… Но нужно строго научно завершить материал. Выходит вот что: в свете изложенного — войны Руси и Хазарии можно толковать — как религиозно-династические. В союзе с вятичами, Волжской Булгарией и печенегами Святослав сокрушил Хазарский Каганат. И поделил сферы влияния. Волжской Булгарии досталось наследие хазар на Волге, печенегам — приазовская степь, Руси — вятичи.

И совсем закругляясь. Есть еще одно славянское поверье, связанное с иглой: когда к «святому месту» подводят одержимого злыми духами… У того изо рта начинают сыпаться (в виде иголок и булавок) вредные, своевольные и очень агрессивные демоны. Разбегаются в стороны и прячутся в траве. В наших сказках Кощей погибает без возможности воскреснуть. Как и Хазария, имя ее исчезло. Зато появились новые племена: торки, бериндеи, басилы, каракалпаки, чуваши… Ни на что не намекаю категорически, но память народная… она такая. Бывает несправедлива и зла порой.

-ö-ö-

Хазарин! Кто таков Ты, где Тебя копать прикажешь? (обзор археологических поисков Каганата)

Хазарин! Кто таков Ты, где Тебя копать прикажешь? (обзор археологических поисков Каганата)

В чем главная трудность в поисках «страны-призрака» Хазарии — вам ответит любой начинающий археолог. Дело в том, что хазары изначально были кочевым народом, постоянно контактировали с такими же древними тюрками, долго соседствовали с многочисленными этносами алан. Жили в местах, которые были «проходным двором» для сотен племен со времен еще до-Геродотовских. Но кое-что понять можно, вычленить в мировой археологии следы этого народа — тоже. Поскольку автор предпочитает порядок в головёшке собственной, отползем пока от границ древней Руси и постараемся найти то, что безапелляционно относится к Хазарам. Чтобы в дальнейшем мух от котлет уверенно отделять. Берем лопаты и вперед…

Трудности поиска. Самый верный способ найти что-либо — свериться с летописными источниками, понять примерную географию объектов, а уж после отправляться лопатить кубометры грунта. Нужно хорошо представлять — что именно ищешь. Самое вкусненькое — это города с их многочисленными культурными слоями и погребения-захоронения. В случае с хазарами наука поступила именно так. Поехала в Крым, где хазары точно были замечены византийцами, активно там воевали, торговали, осели и ассимилировались довольно определенно. И… села в лужу, нужных товарищей там не нашлось почти, сплошные непонятки только. Потом землеройная братия переместилась на Кавказ, дело пошло веселее...

Городище-крепость Саркел (Иллюстрация из открытых источников)
Городище-крепость Саркел 

Хазар следует понимать как конгломерат целого ряда народностей, что объединяется общностью черт материальной и духовной культуры. Совсем не обязательно, что описанный в источниках Хазарский каганат — величина неизменная и постоянная. Новые этнические группы регулярно вливались в хазарскую среду, добавляя их культуре свои особенности. А кто-то, наоборот, откалывался от Хазарии, унося общие прежде традиции на тысячи километров по всем сторонам света. Этим и сложна задача идентификации. Но сначала разберемся с этим именем…

«Хазар». Вопрос до сих пор, если справедливо рассудить, — спорный. Одна из версий называется «тюркская» (оооочень широкая с массой вариаций); другая — «иранская». Ну и третья — «автохтонная», самая смелая. Каждая выдвигает свои аргументы в пользу… так сказать. Происхождение этнонима «хазары» можно вывести из персидского «hazar» — «тысяча», из тюркского «ку са» — «двигаться, кочевать» (отсюда «ку са ар» — «кочевой народ») Сторонники автохтонного происхождения этноса хазар сметают это всё в корзину и уверены, что речь идет о неизвестном вымершем языке. И точка. Проблема становится вообще неразрешимой.

Включаем думалку. Разумеем факт, что в период раннего средневековья тюрки Восточной Европы — это «аццкие котлы» ассимиляции и смешения. По-научному — этнически неоднородные объединения. Хазары яркий тому пример. В свой словарь, помимо собственно тюркских (огуроязычных) явно вобрали угро- и ирано-язычные элементы. Называться этот гуляш мог как угодно, вплоть до ситуативных определений. В зависимости от исторических, географических, политических обстоятельств.

Цепляясь за самоидентичность, хазары могли обозначить себя по имени мифических предков-основателей. Как вариант (что лично автору заходит более всего) это мог быть эпоним «Хазариг» — первый легендарный вождь народа хазар. Но личные симпатии к делу не подошьешь, пробуем на зуб все варианты.

Возьмем в качестве аналогии этноним «булгары». Это вполне определенные и многочисленные огуроязычные тюркские племена Северного Причерноморья. С тогдашнего тюркского языка слово «п лхар» (чуваш. Пăлхар, тат. Bolğar) переводилось как «мятежник, бунтовщик». Возникло сие обидное прозвание во времена беспощадных войн. Союза племён «булгар» с Аварским и Тюркским каганатами. Вот и этноним «хазары» вполне мог сформироваться по таким же чертежам, чому ни...

Другая, очень симпатичная и правдоподобная версия подталкивает нас к слову «бродники». То есть, не лишним будет попробовать на зуб версию, что этноним «хазар» возник вследствие их географического положения. Сидели сиднем и контролировали нижне-волжские и нижне-донские переправы. Вполне могли получить наименование — «люди брода», что напрямую отправляет к слову «каça ар».

Подтверждение этой версии, пусть умозрительное, можно найти в русских летописях, записках гейропейских путешественников в Золотую Орду. Этнос «бродников» четко локализуется ими в землях бывшего Хазарского Каганата. Мог произойти перевод этнонима на русский язык? С учетом, что остатки хазар ко времени нашествия монгол были в значительной степени славянизированы? Думаем…

Постоянного читателя «Артема Антонова» попрошу дать развернутый и толковый комментарий по сему вопросу. Как и других гостей канала, что глубоко понимают тему. Буду признателен…

Еще вариант: общий для ряда среднеазиатских тюркских и иранских языков — понятие «гузар». Например, в таджикском — имеет значение «проход в горах». Тут вообще лес тёмный, но выкидывать из анализа преждевременно.

Копаем Кавказ! Ладушки… Современные представления о подконтрольных хазарам территориях (с якобы массовым их обитанием) простираются: от реки Северский Донец до дельты Волги — на востоке. От северных границ Кавказа (г. Дербент) и западного побережья Каспия — на юг. Ничего так себе ареальчик. С десятками устойчивых культур до и после загадочного Хазарина.

Время существования Каганата — это VIII-X века. Что есть у археологов из понимания того периода? Только типологически и исторически связанная — очень самобытная, ярко выраженная салтово-маяцкая культура. Сегодня ее сравнивают с государственной хазарской. Ой ли? Угробив несколько бесценных дней на зубодробительные диссертации, засомневался крепко. Хоть не археолог ни разу, но спросить кого поумнее — возможность была. Для подтверждения собственных подозрений.

Трудность идентификации вот в чем: существуют два основных варианта салтово-маяцкой культуры. Различаются крепко по климатически-географическим зонам. Есть «аланская» — лесостепной ареал. И степная «болгарская». Если совсем упрощенно — «Кавказ VS Азия», «аланы VS предки тюрок-болгар». Обе культуры тех веков нарушают логику исторического процесса — ни одна не вытесняет другую. Каждая имеет свои характерные черты. Полное и гармоничное тождество тогда выходит? Единение? Но такое может возникнуть только под мощным прессом крепкого государства… Хазарии?

Пока кручи кавказских гор оставим в покое, там есть немало интересного. И очень даже спорного. Если завяжется адекватное толковище в комментариях — напишу пару статей о возможных столицах «Старой Хазарии» — Варачане-Беленджере-Семендере в Дагестане…

Захоронения. Мало что говорят, больше путают. Адова закваска десятков народностей Хазарии имела различия в погребальной обрядности. Катакомбный — это аланы в большинстве своем. Их черепа характерны, спутать трудно. Ямные погребения — это европеоиды-брахикранамы с налетом монголоидности. То есть, булгарский «черепной» след, что найден на территориях Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии, в степях Крыма. И весь этот компот органично сосуществует друг с другом, в одно время… С поразительно малым числом именно хазарских захоронений, что курганные изначально. Как понимать?

Городища и города. Хорошо, население Хазарского каганата — это не только кочевники, найдено более сотни поселений с обширными следами земледельческого хозяйства. Крепкие дома, загоны для скота, своеобразные сооружения-хранилища, множественные надворные постройки. Есть основательно изученная крепость Саркел из кирпича. Культура богата: следы массового рыбного промысла, скотоводства, гончарного ремесла и металлургии. Был свой алфавит — найдено немало рунических граффити, пусть пока и не расшифрованные. Кладбищ вокруг тьма…

Ну нашли. Ну сложили в груды весь материал. Могильники на свет божий вывернули… Выводы-то какие? А никаких определенных, только сонм версий. Пока не найдутся письменные источники, которые могли бы разъяснить пантеон чтимых божеств в разноплеменной Хазарии — жуем поп-корн, запиваем вискарем. Потому как тупик. Найденные в раскопах символы и амулеты не дают возможности точно определить мифологию и верования населения салтово-маяцкой культуры..

Богиня-мать хазар (золотой амулет) (Иллюстрация из открытых источников)
Богиня-мать хазар (золотой амулет) 

Кому поклонялись? Есть немало металлических амулетов, помянутых выше граффити, разные тамги, символические знаки, керамические клейма, талисманы. И что? Лишь указывают на некие размытые традиции культов кочевников, подвергнутых ассимиляции оседлым населением. С тотемами, культом предков, нагуализмом, промысловым и аграрным культом, махровым шаманизмом. Все перепутано и переплетено с более поздними культурами.

По косвенным данным можно предположить (с совой на глобусе), что рулил всем этим сакральным балаганом Тенгри, как верховное божество. На уровень ниже — находился культ вождей и каких-то особо почитаемых жрецов-шаманов. Ни о каком внятном проникновении в этот Пантеон: ислама, иудаизма или христианства — даже не подходите, не было от слова «совсем». Хотя Хазария граничила со всеми этими адептами, а общины «древнего народа» были везде. Но, скромненько хоронили своих на обособленных клочках земли, от глаз подальше. Опять же… Это говорит о сильном и мощном государственном давлении в вопросах «чужих религий». Что на пинковой тяге отправляло проповедников других культов восвояси.

Умные люди посоветовали заглянуть в археологию Крыма. Окунулся. Выпрыгнул из этого котла с громким матом и желанием собственноручно погубить весь научный мир поименно. Вам тоже не советую искать следы Хазарии там. Если не хотите подвергнуть мозг изощренному насилию в позах, запрещенных даже Камасутрой. Но заключение выдам такое: хазары там были. Немногие и недолго. Всё, что можно отнести к хазарам, VIII-Х веков — весьма спорно. Отчетлива лишь традиция местных оседлых «тюрок-болгар». Которые на протяжении этого периода соприкасались с культурой Константинополя и центральных провинций Византийской империи.

Хазарский могильник в Крыму (Иллюстрация из открытых источников)
Хазарский могильник в Крыму 

«Неуловимые» столицы Хазарии. Тут тоже все печально было во все времена. Легендарная столица Итиль до сих пор не найдена, если честно. Но кое-что проклюнулось в 2008 году. Совместная экспедиция археологов Астраханского госуниверситета и Института этнологии РАН работала на Самосдельском городище Камызякского района Астраханской области. Вроде громко крикнули о сенсации — мол, найдена древняя столица Хазарии. Ага…

По ряду косвенных признаков — вроде да. Может быть легендарным Саксином, важным торговым узлом низовьев Волги. Но база находок очень скудная, большое подозрение в «богатстве и блеске» возникает. Но есть интересный косвенный аргумент, что не позволяет спихнуть «сенсацию» на обочину, в раздел «байки».

Арабский путешественник ал-Гарнати упоминал, что «этот город» стоял на развалинах хазарского Атиля (Итиля). Хм… Под предполагаемым Саксином действительно найдены следы хазарского поселения. А самым убойным аргументом археологов Самосдельской экспедиции является крепость. Фундаменты отчетливые, да. Остатки стен сложены из кирпича. По арабским же источникам — это знак царской привилегии. Другим феодалам не положено было иметь защитных сооружений в своих городах-резиденциях, чтобы налоговая с палачами могли заезжать свободно на душевные разговоры, в случае чего. Вторая такая «царская ставка» с кирпичными стенами — разрушенная Святославом и печенегами (с аланами) в Саркеле.

Радиоуглеродный анализ хазарских слоев тоже указал на VIII и IX века. Следы пожара прерывают этот период. Кто спалил городок — бог весть, но не Святослав (авторская точка зрения). Так почему научный мир скептически смотрит на «открытие»? Причин много. Размеры маловаты (смешны, если уж совсем честно). Как города, так и крепостных обводов. Находки скудноваты, типичных хазарских предметов — почти нет. Как и намеков на письменные артефакты — резьбу, граффити и т.д…

«Марсианский алфавит» хазар

Но версию сбрасывать нельзя полностью. Поскольку других крепостей в устье Волги пока не обнаружено. Хотя… Придется поглядеть на Каспий и уровень Волги в те бородатые времена. Завтра ожидайте думки тяжкие, на сегодня хорош — итак много букофф получилось.

Где на Руси хазар искать? Как обычно, на десерт — вишенка на тортик. Есть ли хоть что-то, помимо волшебных упоминаний в «Повести временных лет», — указывающее на присутствие угнетателей-хазар в полосе границ расселения порабощенного славянства? Ну давайте кратко пробежимся. Письменные источники говорят — хазары были. В низовьях Волги прям на головах друг у друга сидели. Жировали и процветали. Археологии такого демографического бума и урбанистики — ноль.

Те же летописные каракули в одну душу молчат, что на Среднем Дону кипела активная жизнь. И археологии здесь — копай не перекопай. Аккурат периода раннего Средневековья, тех годов. Когда Великая Хазария процветала. Сегодня тормознем у могильников, поскольку именно они точно указывают на этническую принадлежность местного населения.

Телетайпно что можно обозначить.

  • Многочисленные могильники Подонья очень схожи с аланскими. Именно схожи. Отличаются по форме деформации черепов и положению тел, входов в погребальные камеры, набор вещей для покойников. География очень обширная: от Харьковская области — до Белгородской и Воронежской.
  • Второй большой массив захоронений — не аланские. Но не курганные хазарские. Именно в них найдено немало оружия. На очень качественных изображениях (тонкая резьба по кости) отчетливо видны конные воины в дорогих доспехах. Хвосты у лошадей подвязаны.
  • Остальные захоронения (числом чуть меньше) оставлены близкими к аланам этносами. Немало кремаций славян. А в Донской лесостепи — захоронения венгров, волжских булгар и причерноморских адыгов. Что они тут делали столь продолжительное время?

Обращает внимание, что все погребения проводились с нарушением и вольной трактовкой погребальных обрядов «исторической родины». Есть типичные могильники кочевых племен. Но они не пересекаются с «оседлыми погостами» возле городищ. В сухом остатке получаем: все захоронения делятся: на три группы «аланского направления» и пять — «не аланского». Какого? Какого угодно (славяне, венгры, буртасы, булгары и бог весть кто еще). Ни одного хазарина даже близко не найдено. Даже с намеком тусклым…

Основная масса культовых предметов в могильниках — исключительно языческие. В аланских — солярные символы (птички, колесовидные амулеты). Из привозного — сирийские бусы и амфоры, качественные персидские вещи и золотые украшения. Ни одного европейского (норманнского или франкского) меча. Никаких пожаров и разрушений городищ не обнаружено. Мирная, спокойная, многолюдная жизнь… Богатая, к слову сказать. Не один век…

Картина дня

наверх