
Видимо, первая фотография Сфинкса, хотя и указаны фотографы C. & G. Zangaki и годы съемки 1880-1900. Но снят Сфинкс, безусловно, раньше.
Фотографы снимали Египет с 1870 года, но вряд ли это их фото. На многих фото еще и 1850-х годов состояние Сфинкса в задней его части гораздо более "новое", задняя часть отреставрирована. Чего мы не видим на этом фото.
Состояние Сфинкса и стелы говорит о том, что это САМОЕ РАННЕЕ фото Сфинкса делалось примерно в 1850-54 годах.
Стела Тутмоса IV не на месте, есть только верхняя часть. Ее только что привезли и поставили. После этого фото ее водворят на окончательное место и отольют в окончательном виде.
Задняя часть Сфинкса, одна из четырех стопок строительного мусора и бракованных блоков, еще даже не соединялась с остальными в единое туловище.

В 1867 году вторая половина этой якобы природной скалы дополнялась раствором, кирпичами и мусором.


В 1870 году ее продолжали наращивать тем же хламом.


Ну а стела на всех последующих фото и в наши дни стала уже такой.


Так заканчивалось строительство на Гизе.
*
Подтверждения тому, что к 1802 году объекты Гизы - пирамиды и Сфинкс, еще не были достроены, у нас перед глазами. И не только у нас, а у всех, причем уже два века как.
И оставил их не кто иной, как Доминик Виван, по титулу барон Денон (1747-1825), французский художник, основатель Лувра, родоначальник египтомании и основоположник египтологии, сопровождавший корпус Наполеона в Египте и оставивший выдающийся труд - книгу рисунков, карт и схем памятников Египта.
Доминик Виван Денон участвовал в Египетской экспедиции Наполеона 1798-99; опубликовал "Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту" (1802) с собственными гравюрами (свыше 300). В 1802 назначен генеральным директором музеев Франции: Центрального музея искусств Республики (далее Музей Наполеона, затем Лувр), Версаля, мануфактур фарфора в Севре, гобеленов в Бове, Монетного и медальерного двора и др.; полномочия Денона как 1-го директора Лувра были подтверждены Людовиком XVIII (1814). Во время наполеоновских завоеваний в Европе руководил пополнением французских коллекций за счёт реквизированных памятников искусства Италии и других стран. По его рисункам были выполнены гравюры для 20-томного издания "Описание Египта" (1809-22) Э. Ф. Жомара.
Великий подлог Великих пирамид в египетских альбомах Денона
Как ни удивительно, самому выдающемуся историческому месту Египта, плато Гиза с Великими пирамидами и Сфинксом, посвящено всего две с небольшим страницы. Удивительное пренебрежение к самым выдающимся строениям древнеегиптян, "чуду света" Великой Пирамиде и т.д..
В коллекции библиотеки Университета Гейдельберга можете полистать его книгу.


Пирамиды набросаны наспех. Так нарисует художник, приехавший знакомить мир с архитектурой Египта, величайшую постройку мира? Художник, который с великим тщанием выписывал каждый завиток элементов куда более мелких объектов? Нет конечно.
Ракурс Великих Пирамид находится не без труда.
Вот это самый близкий, какой получилось найти. Слева направо - Микерин, Хефрен, Хеопс.
Только у Хефрена нет знаменитой шапки, две из трех пирамид Цариц еще не построены.
А Нила здесь нет и не было, он к востоку от Гизы.

Для понимания. Взгляд гравера направлен на север, сам он к югу от Великих пирамид. Нил далеко на востоке, течет параллельно направлению взгляда.

Это именно набросок. Общее представление, наспех обозначенное, и не более. Автор не видел Пирамиды Гизы там и такими, где и какие они в готовом виде, не знал, что Хефрена украсят шапкой, но знал, что они будут.
Тем не менее, план туннеля и погребальных камер уже есть, подробный, аккуратный, в масштабе и в типичной манере Денона.
Это значит, они были готовы, но песок на эти постройки в основное тело пирамиды еще не сыпали, блоками, литыми на месте, еще не обкладывали.
На второй странице - вход в пирамиду Хеопса, который соответствует реальному, вплоть до сколов на блоках. Он на высоте 15,6 м. Его уже сделали. Рядом фото 1867 года.

Обращаю внимание также на то, что ракурс этого рисунка Денона невозможен в настоящее время. Его можно получить только находясь в воздухе. На чем стоял Денон, набрасывая эту гравюру?
Только на грунте, служащем для перемещения материалов строителей пирамиды, по окончании стройки убранном.
С приближением наблюдателя к высокому объекту пропорции объекта меняются: нижняя его часть увеличивается относительно верхней.

Можно еще и так показать высоту глаз Денона в сравнении с современным снимком с дрона.
Дрон чуть левее и дальше, но лучшего ракурса не нашлось. В высоту пропорции совпадают.
Во времена Денона не было фотографий и дронов. Художник мог только стоять на строительной насыпи.

Еще зарисовка 1803-04 годов, автор Johann Adam Bergk (1769-1834). Та же точка художника, ныне висящая в воздухе. Зная, что картинка невозможна, издатель еще и отзеркалил ее.

*
Картинка со Сфинксом - единственная у Денона.
Фото головы с севера до 1931 года, когда ее серьезно изменили при реконструкции, делались крайне редко.
Есть два фото неточного ракурса, 1900 и 1906 годов и самый корректный ракурс на фото 1920-х годов: 1 , 2 , 3 .
Современное фото невозможно после 1927 года. И бессмысленно после реставрации 1931 года, когда голова Сфинкса была существенно изменена, долита грива, доделана левая верхняя часть головы и т.д.
На месте, откуда был сделан последний снимок, раскопан и принимает туристов восточный некрополь Гизы , гробница царицы Мересанх. Холм с точкой съемки срыт.

С холма над этим объектом делался снимок. Гробница Мересанх III была обнаружена археологом Джорджем Рейзнером 23 апреля 1927 года. После этого фото Сфинкса с высоты фотографа в профиль с северной стороны быть не могло.
Но думаю, что и этих хватит для вывода: Денон не мог рисовать своего Сфинкса с натуры.
Эскиз у него был. Тот же, что у строителей. Для основателя Лувра, бесспорного цеховика, видевшего все недоделанные объекты Египта и таскавшего античные шедевры со всей Европы, не удивительно иметь эскиз будущего Великого Сфинкса. Но строители серьезно отошли от него, особенно с наклоном и задней частью головы.



И - улыбнуться. Как виделся Сфинкс современникам похода Наполеона в Египет. Рисунок 1799 года, где Сфинкс олицетворяет Францию (в одной версии), силу, довлеющую над наукой (в другой версии). Видели ли вообще французы Сфинкса? Или представление было самое туманное?

*
Есть в альбоме довесок к двум страничкам с якобы Гизой.

Но это тем более не Гиза, даже в Гугле не выйдет вывернуть 3d-картинку, чтоб получилось так. Чистое творчество из головы, которое не может принадлежать человеку, видевшему пирамиды Гизы.

Следующий рисунок Денона из книги "Описание Египта" 1810 года -

- еще одно доказательство того, что объекты Гизы он в глаза не видел, рисовал по эскизам и фантазии в голове. Объекты к моменту посещения Деноном были еще в стадии куч песка - строительного или опалубного (хотя сей термин мало подходит к пирамидам) грунта.
На Хефрене нет знаменитой шапки (т.е. автор не знал, что она будет), а ракурс рисунка невозможен. Максимум, что можно увидеть с южной стороны Сфинкса, это Хеопс и Хефрен, но и то не в профиль Сфинксу, как на рисунке, а в полу-анфас, с юго-востока. Чтобы было понятно, где что находится:

Микерин, Хефрен и Хеопс в ряд, как на рисунке, возможны только при взгляде с востока, относительно Сфинкса - строго анфас.


*
Теперь уместно вспомнить изображение Великой пирамиды Пушкиным после общения с египтологом Гульяновым и его рабочими записями-зарисовками в 1831 году. Поэт набросал ее близкой к готовности, но все еще римской формы; других пирамид еще никто не видел. Судите сами, с какой скоростью шло строительство от высоты входа в 1802 году до основания вершины в 1831 году.


*
И самое интересное.
В конце гейдельбергского издания автор, отрисовав все объекты и схемы, спохватывается, вспоминает свои навыки изощренного художника, возвращается на Гизу и дополняет альбом двумя страничками с планом Великих пирамид и видом с северо-востока - теперь уже нормальных пропорций, ракурса, соответствующих современному облику и расположению, только без шапки на Хефрене.


Идем в Нью-Йоркскую публичную библиотеку.
В тамошнем издании труда Денона этих страничек нет.
Что-то до боли знакомое, не так ли? Одни экземпляры не знают ничего про объекты, и есть экземпляр с объектом. Читатели журнала тут же вспомнят, что уже видели этот фокус. При строительстве Стоунхенджа шел заброс в некоторые источники, поэтому в энциклопедии Дидро-Даламбера есть экземпляры 15 тома со Стоунхенджем и без))
А те старинные изображения Стоунхенджа, что делались до постройки в 1949 году, столь же мало похожи на оригинал, как и первые изображения Великих пирамид Денона.
Как-то совсем не красит Великие пирамиды Древнеегипта то, что их вписывали и узаконивали такими же методами, что и этот безумный памятник в островном королевстве.
И обобщая. Альбом Денона ценен тем, что в нем зафиксированы те памятники Древнего Египта, которые были построены цехом создателей истории в 18 веке. Объекты плато Гиза в их число не входили. Их достраивали до эпохи фотографий. Альбом вообще ценное свидетельство строительства памятников Древнего Египта на рубеже 18-19 веков. Автографов строители наоставляли много; например, показан интернационал строителей Абу-Симбелла, отметившийся на колоссах до откапывания их учеными из песка; памятник достроят через 10 лет после гизских. Но столь авторитет, как Денон, оставляет такие свидетельства впервые.
Опалубный грунт строителей истории на первом фото Великой пирамиды
Нашлось первое фото Великой пирамиды. Акватинт Великой пирамиды 1842 года с дагерротипа 1839 года.
Уровень песка ближе к вершине, чем к основанию. Часть над песком примерно вдвое выше уровня, отмеченного у Гульянова-Пушкина. На песке канувшие в лету хибары строителей и растворно-бракованный отвал. Такие же строительные городки были при всех памятниках Египта, и еще жили почти век, до самой Пальмиры, поселок строителей которой Тадмор ликвидирован в 1930-х годах.
Что важно: на камере 1839 года нет и не может быть никакого зума и телевика... А ряды и отдельные блоки, коих не увидишь и нынешним телевиком, хорошо видны - их до 50 (всего в пирамиде 203 ряда). Сектор обзора и угол пирамиды также исключают любые съемки издали. Вершина запечатлена с близкого расстояния.

Сравнение с фото 1890 года.

Совместить с нынешним и с любым следующим фото 180-летний снимок невозможно; аналогичный ракурс можно получить, лишь поднявшись над землей метров на сто. На нынешнем фото с поверхности и угол пирамиды будет другой, и расстояние до верхней части пирамиды больше. Но кромка вполне узнаваемая в нижней ее части; а чем выше, тем больше пойдут расхождения с нынешним видом по законам геометрии. Кроме того, за 180 лет сильно осыпались блоки безобразного качества.
У меня получилось так. Старый поверх менее старого. Разница высоты происходит от разницы ракурсов. Фотограф 1839 года находился на высоте примерно трех четвертей пирамиды Хеопса и значительно ближе к вершине пирамиде, нежели фотограф 1890 года; это неизбежные зрительные искажения.

Крупно кромка.

Это строительный грунт. Который за десяток лет до первоснимка, при жизни Пушкина, напомню, был вообще на уровне тогдашней готовности объекта, еще не имевшего верхушки.
Когда строилась Великая пирамида
С финалом постройки Великих пирамид более-менее ясно.
А когда началось строительство?
В статьях о пирамидах египтологи часто ссылаются на Григоровича-Барского.
Паломник путешествовал по святым местам в 1723-47 годах. Оставил 4 тома записей и 137 рисунков, изданных в 1778 по инициативе Потемкина. Третье издание "Путешествия" 1793 года.
В 1727 году он восемь месяцев жил в Каире.
Много описывал здания, улицы, базар, нравы и обычаи жителей.
Пирамиды действительно упомянуты.
Одной фразой.
За которой следует другая фраза, очевидная глупость: построены фараонами, чтобы спасаться на них при разливах Нила.

Из чего ясно, что нынешних пирамид при Барском не было.
Они и сейчас видны из любой точки Каира, а уж в одноэтажном - тем более. Невозможно их не заметить и не заинтересоваться за 8 месяцев.
Иллюстрируя книгу, Барский нарисовал панораму Каира с противоположным берегом и не нашел места пирамидам. Мечети и храмы, возвышающиеся над городом, нарисовал, они описаны в книге, и весьма подробно. Крепость нарисовал, которая - из его же книги - в самом высоком месте города. Пирамид - нет.

Он не мог не заметить величайшие строения того времени на планете. В Александрии, для сравнения, отметил на панораме города колонну Помпея и иглу Клеопатры - единственные на тот момент законченные памятники Древнего Египта в городе. Объекты несоизмеримо меньшие в сравнении с пирамидами.

Тщательно зарисовал, отдельно воспроизвел древнеегипетские письмена, анализировал их, сравнивал со знаками кириллицы, латыни, греческого.

А пирамиды не заметил и описал единственной глупой фразой, в конце I тома, между упоминаниями о достопримечательностях - биржей Каира и крокодилами.
Получается как с Великой Стеной. Основатель отечественной синологии Алексеев ездил по всему Китаю, изучал культуру и историю, минимум восемь раз пересек Великую Стену, но не видел ее и следов ее. В труде Алексеева 1907 года нет про нее ни слова ))
Из сего ясно, что фраза про пирамиды в книге Барского - дописка издателя, точнее, протеже, цеховика Потемкина. При этом конкретного представления о пирамидах у него на тот момент не было: рукотворные горы, фараоновы горы, фараоны их сделали, чтоб пережидать наводнения.
И в одах цеховика Ломоносова, современника Барского, есть пара упоминаний про пирамиды, но без подробностей.
Другими словами, в 1760-70-х годах в проекте пирамиды уже были, насыпи строительного грунта, похожие на горы, на месте будущих пирамид уже делались, и ключевые фигуры цеха, создатели истории, про них знали. Вклинивали их точечно в текущие документы эпохи. Но представление об итоговом объекте имели самое мутное.
Очень похоже на вкрапления Стоунхенджа, сделанные до его строительства в 1949 году: упоминания у Блаватской, Харди, Блейка, рисунки Стакли, Вуда, Орби, совсем не похожие на реальный объект.
Раз упоминания шли с 1760-70-х годов, то ясно, что тогда же и начаты засыпания мастаб и обкладывание насыпных холмов блоками, литыми на месте.
Два слова о фоне этого события. Именно в эти годы шло монументальное вписывание российской истории Татищева-Ломоносова в имевшуюся античную, сиречь мировую. В 1749-1762 году Тредиаковский выпустил в 10 томах перевод труда Роллена, компилятора Геродота, Плиния, Страбона... В 1763-1764 гг. вышла в свет история Геродота переводчика Нартова. В 1774-1775 гг. - 6 томов Диодора Сицилийского... В этом комплекте и начали делать пирамиды, сначала, как водится, в литературе, менее века спустя - в натуральном виде.
И небольшая иллюстрация фона. Василий Тредиаковский перевел в 1749 году труд парижского профессора Роллена "Древняя история", впервые употребив слово "пирамида".

В нем два измерения.
С первым ясно. Ширина сторон и высота 800 ft - это 244 м. Реальные стороны - 230 м, высота 139 м. Это та же пирамида Цестия.

Второй раз Роллен и Шазелль намеряли стороны в 110 сажень - это близко, 234 м; и 77 3/4 сажени высоты - 166 м, это опять пирамида Цестия.

Про самые мелкие блоки в 30 ft (9 м) помолчим.
Об облике Великих пирамид до и после постройки
Упоминания в письменных источниках и последующее строительство в натуре - обычный алгоритм цеха создателей истории.
Библейские города Вавилон и Ниневия, как и Египет, были литературными образами, затем их сделали и открыли во второй половине 19 века.
Стоунхендж точечно вбрасывался в литературные источники - Харли, Блаватская, Дидро-Даламбер... - затем сделан в натуральном виде под Солсбери.
Саксайуаман, мало похожий на реальный объект, достроенный к началу 20 века, вбрасывался еще за три века до этого в книгу де ла Вега.
Так же и пирамиды.
Они точечно упоминались и рисовались до постройки. Посмотрите эту отличную подборку египетских пирамид. Их рисовали для своего времени в текущей литературе и для "отправки в прошлое", фабрикуя литературу прошлых лет. Привычная практика цеха создателей истории, хорошо знакомая в наши дни например по тьме карт Тартарии, что тоннами строгаются артелью жертв ЕГЭ и дуром вбрасываются в "источники прошлого" после открытия Фоменко вопреки воле автора)) в электронной версии труда "Империя" в 2000 году и дооткрытия академиком Левашовым в 2004 году Великой Тартарии , неведомой никаким источникам до того. Практически все пирамиды, точечно вброшенные в документы истории, как и показанные современникам до конца 1830-х годов, примерно одинаковы, похожи на пирамиду Цестия в Риме и не похожи на реальные.






Такие же пирамиды "от Цестия" стали известным знаком в 1776 году при написании Декларации независимости США и украсили доллар в 1778 году.


Одновременно подправлялись картины старых мастеров на библейские темы, в них дорисовали "римские" пирамиды, и эта процедура оставила - спасибо блогеру nezvanov! - cледы. Сквозь пирамиды просвечивают детали пейзажа и зданий))
Доменикино. Пейзаж с бегством в Египет. Ок. 1605

Ян ван Скорел. Мадонна с младенцем. 1530-1531

Николя Пуссен. Нахождение Моисея. 1651


Вот эпический косяк - пирамида не только прозрачна, но и не дорисована! Как был цех олухами - так и остался.
Шарль Лебрен. Распятие св. Андрея. 1647.

Все это означает, что образец, пирамида Цестия, был реально исполнен к началу этих вбросов; Рим - старый объект цеха, к рубежу 17-18 веков уже был готов.
Два исключения показаны выше - реалистические изображения гизских пирамид в альбомах Денона 1802 и 1810 годов. При этом Сфинкс рисован из головы и не соответствует реальному. Иными словами, этот последний объект на Гизе еще не был готов даже вчерне.
Это подтверждается и картой-схемой в альбоме Денона 1802 года, где вместо Сфинкса нарисовано незнамо что и в другом месте и, как не раз показывалось, самим Сфинксом на первофото, где он еще сложен из стопок бракованных балок и литья, пока не закрытых "реставрациями фараонов".

Битва у пирамид. Хроника достройки Гизы
Так называемая Битва у пирамид 21.07.1798 - сражение выдающееся. 29 убитых, 260 раненых на 20-тысячную армию французов, 10 тысяч убитых, раненых, утонувших, взятых в плен у соединенной армии мамлюков, арабов, янычар и др., захваченный обоз, полный разгром. Его увековечили многие современники, включая прямых участников. Например, тот же Денон.
С него и начнем. Вот какие замечательные пирамиды, на гизские мало похожие, а рядом незнамо какие (ближайшие пирамиды Саккары в 14 км от Гизы) на панораме!



Francois Andre Vincent. The Battle of the Pyramid, 1800.


Самая знаменитая картина. Antoine-Jean Gros (1771-1835). Battle of the Pyramids, July 21, 1798.

Еще кто-то из современников битвы, автора не выяснил.

Гравюра Louis Francois Couche (1782-1849) и картина Jacques Francois Joseph Swebach (1769 -1823).


Есть и такие удивительные пирамиды!
Francois Watteau. The Battle of the Pyramids (1798-99).

И еще удивительнее.
Dirk Langendijk. Battle of the Pyramids. 1803.

И пошло-поехало....
Louis-Francois, Baron Lejeune. The Battle of the Pyramids. 1808.

Гюго. Иллюстрация к 1 тому Французской военной истории. A. Hugo, France Militaire Histoire des armees françaises de terre et de mer de 1792 a 1833 Tome 1, Delloye, Paris, 1835.

Прославленная фраза Наполеона, фейковая, естественно. "Солдаты, 40 веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!" Это из книги My History of France. 1919.

Richard Caton Woodville the Younger. Bonaparte in Egypt, 21st July, 1798. 1911.

Jacques Maurice Henri Dieudonne (1868-1916).

С этими и другими картинами, вместе с так называемой Битвой у пирамид пирамиды вошли в подкорку французам и не только.
С картами сложней проявлять творческую фантазию, жанр не тот. Но картографы проявили, силясь хоть как-то срифмовать труды со знаменитыми картинами.
Любуемся на карту того же Денона.
Север здесь слева внизу. Крепость в северном углу - Embabeh, вокруг которого и разворачивалось сражение, пирамиды в противоположном правом верхнем углу.

Поскольку Денон поменял местами пирамиды Гизы, которые относительно Нила (но никак не Эмбабеха! - увидите ниже) должны стоять в обратном порядке, Хеопс-Хефрен-Микерин, эту карту нигде не светят. Сопровождает историографию эта, где пирамиды как бы есть, но незнамо какие: север справа вверху.

Для более продвинутых современников показывают эту схему, с пирамидами типа правильными.

Военные авторы про пирамиды вообще не вспоминают, предпочитая термин "Битва за Эмбабех". Но и любой вменяемый невоенный человек, просто взглянув на схему и расположение Эмбабеха, увидит, что все картины и гравюры с пирамидами, сколько их ни есть, ложны. Видеть их и сражаться под ними физически невозможно. Город, во времена Наполеона городок Embabeh, есть и сейчас. От него до Гизы 14 км. В подзорную трубу, забравшись на холм, в принципе можно было бы их видеть, если б они были, но все картины с ними, сражения на их фоне - ложь. Или, говоря о деятельности цеха, вброс.

И выглядят они в подзорную трубу не шеренгами, а удаляющимся рядочком с Хеопсом впереди, в соответствии с направлением взгляда вдоль желтой линии, более никак.

Так и делается история.
Осталось посмотреть творчество свидетелей пирамид до и сразу после Наполеона. Комплектовать легенду о пирамидах начали за век до него; ведь не с бухты-барахты он поперся завоевывать пирамиды, приобщаться к их тайнам и захватывать их секреты, как доведено альтернативно-эзотерическим матрицам чуть ли не со времен похода. Творчество есть. И очень смешное.
Это творчество вышло в Копенгагене в 1755 году, переиздано в Лондоне в 1780 году. Это изобразили Frederik Ludvig Norden (1708-1742) и Markus Tuscher (1705-1751).

Любуемся картой. Она почти неизвестна историкам любых лагерей, потому что создатель начертил четыре Великих пирамиды. Это своего рода окно в кухню цеха создателей истории, набросок первоначального плана застройки Гизы. Plan et situation de Pyramides, avec leurs environs, pres de Gize, anciennement Memphis, 1780.

Кроме четырех пирамид бросается в глаза несколько деталей. Сфинкса планировали поставить значительно восточней, увести с плато. Он должен был стоять у подножия плато и охранять его.
Две малых пирамиды возле Сфинкса и две на полпути к Хефрену убрали из окончательного проекта, к Микерину добавили три малых пирамиды, четвертую убрали совсем. Похоже, произошла замена одной большой пирамиды на три малых, что дало существенный выигрыш во времени строительства.
Заодно взгляните на Гизу без песка - каменистое плато со скалами. В окончательной версии его выровняли, как столешницу, строительным песком пирамид.

Карте соответствует зарисовка плато.
Все четыре пирамиды в ряд. Сфинкс действительно стоит перед плато. Vue des Pyramides de Memphis, dessinee de la maison du Kaimakan, 1780 - Bид на пирамиды Мемфиса, нарисованный из дома Каймакана.


Две работы со Сфинксом, приписанных тем же авторам. Сфинкса, ясен пень, свидетели не видели, никаким местом на реальное изваяние он не похож, а похож только на эскиз, видимо, тот же, что был у Денона. Голова, долитая в левой надлобной части в 1931 году, целая. Пирамиды небывалой формы, свидетельствующей, что свидетель не мог видеть их.


Еще несколько работ от "свидетелей Сфинкса и пирамид".
В 1732 году с пирамидами и сфинксами у свидетелей был полный и абсолютный туман. Гравюра по рисунку К.Бруина 1681 года.

Jacob Peeters, 1690.

Не рассеялся он и в 1735 году. J.Clark.

1760 год.

1801 год. Friedrich Justin Bertuch (1747-1822). Шапки нет, форма пирамид неизвестна. На гравюре дубли пирамиды Цестия как всегда.

И улыбнуться - картина после Наполеона и Денона.
Все четыре пирамиды стоят рядком.
Шапку на Хефрене уже утвердили и может быть стали делать. У Денона в 1802 и 1810 годах ее еще не было.
Но самое удивительное - пирамида Хеопса в форме церковного купола или древнерусского шлема. Откапывать ее от строительного грунта, выравнивая им плато, мы помним, начали только к концу 1830-х годов.
Pyramides de Memphis. Vue de la seconde pyramide, prise du cote du levant.1809-1821.

В отчете Шампольона о работе в Египте в 1828-29 годов (вот уж кого трудно заподозрить в небрежности, невнимательности, пренебрежении к деталям... таких педантов в рисовании, как Шампольон и подручная команда графиков, мир не знал!) те же четыре пирамиды и повернутый к северо-востоку Сфинкс, как и у Денона в 1810 году.

Карта Шампольона, бывшего в Египте за 10 лет до полной готовности Гизы, наиточнейшая из всех, почти реальная. Вот что значит важный цеховик!
Сфинкс повернут на северо-восток (что означает: тумба под голову уже готова, головы и тела еще нет); у Хеопса - руины малых пирамид (ученые еще не придумали для недостроенных пирамид термин "мастаба"); нет пирамиды Царицы у Хефрена и Восточного некрополя у Хеопса. Мелочи...

Но это скорей добавка издателя - отчет публиковался посмертно в 1835-45 годах. А в зарисовке непосредственно по впечатлению в 1828-29 годах у Шампольона все та же ерунда: Микерина нет, Хефрен больше Хеопса, шапка утверждена, но еще абстрактна.


Любопытны метаморфозы пирамиды Хефрена. До конца 18 века свидетели шапку не видели, в планах ее не было. Ясно появилась в 1790 году. Затем исчезла и появилась только в 1820 году. По всему - убрана из проекта, но под финиш стройки возвращена. А вот вид пирамиды Микерина с характерным "разрезом" не меняли с эскиза.


1820 год. Исследователь Giovanni Battista Belzoni (1778-1823) знал, что шапка будет, но не знал какая. Условную начертил.

1822 год. Шапку утвердили! Хотя форма ее еще неизвестна. Художник Edme-Franсois Jomard (1777-1862), получивший от цеха заказ на фиксирование замечательной детали для потомков, выполнил его на первый взгляд добросовестно. Эскиз ему предоставили, расположение и количество Великих пирамид довели правильное. Художник старался, сделал реалистично, как мог. Но для потомков добавил сумасшедшую деталь, ясно дав понять тем, кто понимает, что его свидетельство - ложное. Браво, Франсуа! Сумасшедшая деталь с посланием для потомков - восход солнца, особо подчеркнутый и лучами, и в названии.
Ни при каких обстоятельствах солнце не всходит на юге, как на гравюре.

Похожим образом, напомню, поступил и наш современник Фоменко, коему надлежало открывать для рунета и мира Тартарию - см. выше.
К 1822 году пирамиды утвердились в детской научной литературе трудами писательницы Atkins Wilson о путешествии Бельцони, но отдаленно не похожи на гизские, взяты из головы.

Тем временем нецеховые свидетели продолжали показывать Сфинкса то на плато (1832)...

то не на плато...

с головой то на восток...

то на запад (1823 год)...

с Великими пирамидами без шапок...


И занимались этим до 1850-х годов.
Настал 1839 год. Шапка правдоподобна, но форма небывалая. Т.е. шапку уже делали, а пирамида, все еще никем не виданная, была в грунте.

И вот наконец - тадааам! - первые в мире подлинные изображения пирамид.
С реальными формами, расположением, деталями.
Их автор John Shae Perring (1813-1869). Работы 1839-42 годов.
Цех почти успел к началу эры фотографий.







Вместе с пирамидой Хеопса делался и проход аль-Мамуна, одновременно с вбросом легенды о самом мероприятии аль-Мамуна. Единственный источник ее - сказка из сборника "Тысяча и одна ночь" "Рассказ об аль-Мамуне и пирамидах". Ее не было в первом издании сборника The Tales from the Arabian Nights 1704-1717 гг. Отсутствует она еще и в парижском переиздании 1806 г. - смотрите содержание девяти томов, начиная с первого . Включена позднейшими издателями.
Заодно - раз уж мы про арабские сказки - познакомьтесь с якобы свидетельством о пирамидах средневекового историка аль-Масуди, которое свидетельствует лишь о том, что реальные объекты Гизы он и издатель в глаза не видели. А на "рисунке неизвестного арабского автора 13 века" все та же любимая пирамида Цестия.

Заодно - о любимом всеми "свидетельстве Геродота", у которого высота пирамиды Хеопса 8 плефров (1 плефр 29,6- 30,83 м) из блоков длиной по 30 футов. Ошибка в высоте в 80-100 м и глупость с длиной блоков говорят лишь о том, что автор свидетельства Геродота объект не видел. Описание - та же пирамида Цестия, в масштаб увеличенная, других образцов автор "свидетельства Геродота" не знал.
Иллюстрация труда Геродота современника публикации.

Сегодня ученые осторожно открыли пандусы-насыпи, по которым рабы таскали 3 млн блоков. Почти не врут. Насыпь была. Только таскали песок для сердцевины и компоненты для литья блоков оболочки на месте.


В книге генерала-археолога Говарда Вайса 1840 года о его якобы раскопках в 1837-м Сфинкс все еще взят из головы, нет никаких стел между лап, а перед ним начинается широкая лестница в Храм))
Не доложили генералу об изменении проекта. Бывает...



Еще и в 1842 году австрийский художник Leander Russ, живя в Каире, рисовал Сфинкса из головы. Из своей. Потому что сфинксовой не было еще.
Любуемся.
Ума и здоровья!

Свежие комментарии