БПЛА-камикадзе «Герань-М» и «Гербера-М»: для борьбы с украинскими безэкипажными катерами

Если судить по открытым данным, то первомайские праздники были омрачены предполагаемой потерей российского истребителя Су-30СМ. Официальное подтверждение от Минобороны России на этот счёт отсутствует, однако вероятность этого события достаточно высока, если судить по ряду комментариев, опубликованных на отечественных и зарубежных ресурсах.
Предполагаемая потеря самолёта произошла как следствие его применения для уничтожения украинских безэкипажных катеров (БЭК), которые из примитивных камикадзе уже превратились в достаточно современные образцы вооружений, оснащённые наступательным и оборонительным оружием, в том числе и предназначенным для поражения воздушных целей.

Работа неуправляемым вооружением по БЭК — это не дело для такой сложной и дорогой машины, как истребитель Су-30СМ.
Проблемы и риски, которые возникли в связи с появлением у противника БЭК, поднимались автором ещё в мае 2023 года в материале «При затягивании СВО уничтожение украинскими морскими дронами кораблей Черноморского флота ВМФ РФ — это всего лишь вопрос времени».
С тех пор к этой проблеме мы возвращались неоднократно, но на текущий момент её решение, судя по всему, отсутствует, а Черноморский флот ВМФ России фактически заперт в военно-морских базах (ВМБ) в Крыму и в Новороссийске, а его операционная деятельность ограничивается редкими пусками крылатых ракет комплекса «Калибр».
Таким образом, можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что Украина в настоящее время захватила господство в водах Чёрного моря.
По открытым данным, основным способом борьбы с БПЛА противника стала охота на них, вначале с боевых вертолётов, а затем и с боевых самолётов Воздушно-космических сил (ВКС) России с помощью неуправляемого вооружения – пулемётов, автоматических пушек, а также авиабомб различного типа, включая разовые бомбовые кассеты (РБК).
Целесообразность, а также риски такого подхода мы ранее также рассматривали в материале «Вертолёты против украинских безэкипажных катеров и БПЛА-камикадзе: временное решение с высокими рисками».
Характерно, что в этом же материале рассматривался вопрос применения боевых вертолётов Ка-52(М) и Ми-28НМ для охоты на БПЛА-камикадзе большой дальности, к чему мы, судя по всему, пришли спустя год после публикации указанного материала.

Боевой вертолёт Ка-52 охотиться на БПЛА-камикадзе противника
При этом, не стоит забывать, что:
Собственно, в указанном материале перечислены и другие риски охоты на БПЛА-камикадзе противника с помощью боевых вертолётов, будем надеяться, что все они учтены.
На самом деле украинские БЭК эволюционируют быстрее, чем предполагалось автором, так что временное решение по сути можно считать «очень временным», фактически это «окно возможностей» уже закрыто, и если мы не хотим и дальше терять дорогостоящие боевые машины, то решения необходимо принимать быстро.
В январе этого года в материале «Безэкипажные катера: противостоять им сможет только система систем» мы рассматривали возможность построения комплексной системы, способной эффективно и безопасно охотиться на украинские БЭК, также за прошедший период схожие предложения неоднократно публиковались и другими авторами в различных открытых источниках российского сегмента сети Интернет.
Однако на текущий момент какой-либо информации о движении в этом направлении в открытых источниках нет.
Сегодня мы рассмотрим ещё один возможный способ противодействия украинским безэкипажным катерам, а именно применение для этой цели выпускающихся серийно и широко применяющихся ВС РФ беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе «Герань» и «Гербера».

БПЛА-камикадзе «Гербера»
Разумеется, для охоты на украинские БЭК указанные БПЛА-камикадзе «Герань» и «Гербера» должны быть доработаны. Обозначим условно перспективные модификации БПЛА-камикадзе, предназначенные для охоты на украинские БЭК, как «Герань-М» и «Гербера-М» (М – морские).
Почему за базу мы рассматриваем именно БПЛА-камикадзе «Герань» и «Гербера», хотя существуют БПЛА-камикадзе самолётного типа и других производителей?
Потому что указанные БПЛА «Герань» и «Гербера» обладают достаточно большой дальностью и продолжительностью полёта, что обеспечит возможность их длительного барражирования в воздухе для поиска и уничтожения БЭК противника, также они производятся достаточно большой серией.

БПЛА-камикадзе «Герань-2»
Система наведения
Исходя из открытых данных, в базовой комплектации БПЛА-камикадзе семейства «Герань» и «Гербера» способны атаковать только стационарные цели, наведение на которые осуществляется с помощью модуля спутниковой навигации ГЛОНАСС. Разумеется, для поражения подвижных украинских БЭК такая система наведения не подходит.
Ранее мы уже рассматривали осуществлённую неизвестными специалистами установку бытовой поворотной видеокамеры и модема сотовой связи на БПЛА-камикадзе «Герань-2». Впрочем, неизвестно, обеспечивалась ли возможность прямого управления доработанным БПЛА-камикадзе «Герань-2» или видеокамера могла использоваться только для передачи разведывательных данных.

Видеокамера и аппаратура передачи данных, кустарно установленные на БПЛА-камикадзе «Герань-2»
Возможен и компромиссный вариант, когда по результатам полученных разведданных в систему управления БПЛА удалённо вводились новые координаты цели, то есть было реализовано перенацеливание в полёте, впрочем, для охоты на БЭК целеуказание в полёте также не подходит – необходимо прямое управление, как в FPV-дронах или в БПЛА-камикадзе типа «Ланцет».
Также в открытых источниках периодически появлялись данные о существовании модификаций БПЛА-камикадзе «Герань» и «Гербера» с оптической системой наведения, подробности о способах применения которых также отсутствуют.

БПЛА-камикадзе МС-236 с многоспектральной оптической головкой самонаведения (ГСН)
Таким образом, первая доработка БПЛА-камикадзе «Герань-М» и «Гербера-М» должна обеспечивать их прямое управление с передачей видеоизображения оператору, что подразумевает необходимость наличия многоспектральной оптической ГСН и высокоскоростного двухстороннего канала передачи данных.

Предположительно, многоспектральная оптическая ГСН на БПЛА-камикадзе Shahed-238 – реактивном «родственнике» БПЛА-камикадзе «Герань-2»
При этом существует вероятность того, что этот функционал для указанных БПЛА уже реализован.
Боевая часть
Существующие боевые части (БЧ) БПЛА-камикадзе «Герань» и «Гербера» вряд ли можно считать оптимальным решением для поражения безэкипажных катеров. Поскольку БЭК являются подвижной и весьма маневренной целью, то любой промах будет означать падение атакующего БПЛА-камикадзе в воду и его потерю без вреда для противника.

Масса БЧ модернизированного БПЛА-камикадзе «Герань-2» может достигать 90 килограмм
Необходим дистанционный подрыв и направленное поражение цели осколками или готовыми поражающими элементами, способными пробить корпус БЭК.
Разработка таких БЧ «с нуля» потребует времени, однако можно рассмотреть возможность использования в качестве БЧ для наших БПЛА-камикадзе мин осколочных направленных серии МОН, а именно МОН-200 для БПЛА-камикадзе «Герань-М» и МОН-90 для БПЛА-камикадзе «Гербера-М».
МОН-90 – это противопехотная осколочная мина направленного поражения, предназначенная для выведения из строя личного состава противника. Габаритные размеры МОН-90: длина – 34,5 см, высота – 20,2 см, глубина – 15,3 см, масса мины составляет 12,1 кг, взрывчатого вещества (ВВ) – 6,2 кг. Подрыв мины может осуществляться подачей электроимпульса.

Мина МОН-90
Поражение цели при взрыве мины осуществляется с помощью 2000 готовых поражающих элементов (шариков или роликов) диаметром 7 мм, вылетающих в направлении цели в секторе по горизонту в 54 градуса на дальность до 90 метров. Ширина зоны поражения на максимальной дальности – 60 метров, высота зоны поражения на предельной дальности – 8 метров.
Мина МОН-200 при общем весе в 25 килограмм содержит 12 килограмм ВВ и 90 готовых поражающих элементов – роликов диаметром 10 мм, что обеспечивает теоретическую дальность поражения цели до 200 метров. Диаметр мины МОН-200 составляет 434 мм, глубина – 130 мм.

Мина МОН-200 и её условная зона поражения
Предполагаемая масса БЧ БПЛА-камикадзе «Гербера» составляет 10–15 килограмм, что позволяет разместить вместо неё одну мину МОН-90. При этом предполагаемая масса БЧ БПЛА-камикадзе «Герань-2» составляет 50–90 килограмм, что позволяет разместить одну или несколько мин МОН-200 или комбинацию из мины МОН-200 и нескольких мин МОН-90.
В случае размещения нескольких мин они могут устанавливаться с отклонением от оси полёта под углом, таким образом, чтобы дополнить поражающие поля друг друга, атака в этом случае должна осуществляться «на проходе». Оптимальное расстояние, обеспечивающее нанесение атакуемому БЭК противника критических повреждений при максимальной вероятности попадания поражающих элементов, может быть определено по результатам испытаний.
Обеспечение
Применение БПЛА-камикадзе «Герань-М» и «Гербера-М» против БЭК противника должно осуществляться в рамках комплексного наряда сил и средств. Первичное обнаружение БЭК противника должно осуществляться сторонними средствами, использование для этой цели самих БПЛА нерационально и нецелесообразно.
Здесь мы по-прежнему возвращаемся к необходимости патрулирования акватории Черного моря с помощью средневысотных БПЛА «Орион». Автору неизвестно, в каких количествах и в каком темпе производятся данные машины, но можно предположить, что их применение как средства для первичного обнаружения БЭК противника и наведения на них ударных средств можно считать одной из приоритетных задач.

БПЛА «Орион»
Разумеется, могут использоваться для этой цели и другие БПЛА, основные критерии здесь – продолжительность полёта, высота полёта, исключающая применение противником средств противовоздушного нападения, а также эффективность средств разведки указанных БПЛА (ОЭС/РЛС).
Ещё одна задача – обеспечение ретрансляции сигналов управления для БПЛА-камикадзе. Государственными и частными предприятиями в России разрабатываются различные системы удалённого управления БПЛА, однако, возможно, что оптимальным решением станет развёртывание базовой станции сотовой связи на каком-либо носителе – над морем противник, скорее всего, не сможет поставить настолько серьёзные помехи с помощью средств РЭБ, чтобы заглушить каналы связи.
Конечно, оптимальным решением для размещения базовой станции мог бы стать дирижабль, однако в лучшем случае это вопрос перспективы, а пока в качестве носителя, скорее всего, придётся использовать пилотируемый самолёт, поскольку БПЛА необходимой грузоподъёмности у нас также пока ещё нет.

Может быть рассмотрен вариант предоставления услуг сторонней компанией, в этом случае базовая станция может располагаться на судне, идущем под флагом какого-либо серьёзного зарубежного государства, скорее всего, вооружённые силы Украины (ВСУ) просто не решатся его атаковать.
Разумеется, разведывательные БПЛА и самолёты-ретрансляторы необходимо прикрывать истребителями от атак украинских истребителей, в противном случае ВСУ вполне могут попробовать атаковать наши силы с использованием истребителей F-16 и ракет «воздух-воздух» AIM-120 с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛ ГСН).
Тактика применения
Она достаточно проста – первичное обнаружение БЭК противника должно осуществляться БПЛА «Орион» или иными БПЛА, способными решать эту задачу. Также информация может поступать и от иных источников – агентурной разведки, боевых самолётов и вертолётов, патрулирующих акваторию Чёрного моря, военных и гражданских судов в Чёрном море, а также отечественных БЭК, если таковые уже имеются в серии.

Российский БЭК «Катран» планируется вооружить FPV-дронами «Скворец», так что потенциально он сможет не только вести разведку, но и самостоятельно атаковать БЭК противника.
Возможно, что существуют какие-либо разведывательные буи, способные осуществлять обнаружения БЭК противника по их акустической сигнатуре или обнаруживать боковые лепестки антенн системы связи Starlink.
После получения информации об активности БПЛА противника осуществляется взлёт дежурных БПЛА-камикадзе «Герань-М» / «Гербера-М», одновременно разведывательными БПЛА осуществляется допоиск, сопровождение БПЛА противника.

Сети разведывательных буёв могут стать эффективным средством первичного обнаружения БЭК противника
Благодаря большой продолжительности полёта у операторов БПЛА-камикадзе «Герань-М»/«Гербера-М» будет запас времени на обнаружение БЭК противника, после чего осуществляется их атака и уничтожение путём подрыва БЧ атакующих БПЛА-камикадзе на оптимальном расстоянии от цели и поражении её направленным осколочным полем.
Что делать с БПЛА-камикадзе «Герань-М» / «Гербера-М» в том случае, если БПЛА противника ушли или было направлено избыточное количество наших БПЛА, не топить же их в море?
Теоретически можно обеспечить возвращение неиспользованных БПЛА-камикадзе на базу, например, создав специальную посадочную полосу из амортизирующих материалов, например, резиновых плит, сетку-уловитель (как на авианосцах) и добавив примитивные шасси или лыжу на БПЛА, но такое решение, скорее всего, будет неэффективным – потребуется диагностика БПЛА после посадки, всегда будут существовать риски аварии.
Проще использовать БПЛА-камикадзе по назначению, например, в случае необнаружения БЭК противника, при достижении определённого уровня топлива, просто выводить их на заранее определённые цели в зоне досягаемости. Это могут быть какие-либо объекты топливно-энергетического комплекса, места дислокации живой силы противника, легкобронированная техника и иные объекты, уязвимые к воздействию рассмотренных выше БЧ на базе мин МОН-90 и МОН-200.
Выводы
Прошло уже более двух лет с того момента, как противник стал активно применять безэкипажные катера, тогда ещё БЭК-камикадзе, и мы стали обсуждать эту тему. Тем не менее, действенных мер, которые помогли бы нам вновь захватить господство в Чёрном море, до сих пор нет.
Применение модернизированных БПЛА-камикадзе большой дальности потенциально позволит быстро, эффективно и с минимальными затратами выбивать у противника безэкипажные катера, при этом без риска потери сложной и дорогостоящей боевой техники типа боевых самолётов и истребителей ВКС РФ, а главное, без риска гибели наших пилотов.

Можно предположить, что рассмотренные БПЛА-камикадзе «Герань-М» / «Гербера-М» могут быть доработаны в относительно короткие сроки и серийно выпускаться в необходимых количествах.
Также не стоит забывать, что БПЛА-камикадзе «Герань-М» / «Гербера-М» рассмотрены в качестве примера, и в качестве базы для охоты на БПЛА противника вполне могут быть доработаны и использоваться иные БПЛА-камикадзе, иных производителей – в конечном итоге нам важен результат.
Свежие комментарии