Як-130М vs Су-25: на чем идти в бой?
Буквально недавно, в статье про Як-130М (Як-130М: учебный или боевой?) мельком позволил себе сравнение с Су-25. Сравнение кому-то покажется натянутым и странным, действительно, с одной стороны – мощный и заслуженный «Грач», с другой стороны «воробышек» на стероидах и явно с мерзким характером.
Однако, не все так однозначно.
Для того, чтобы понять, насколько тот или другой самолет круче, стоит рассмотреть их в упор и с минимальной дистанции. И устроить что-то типа соревнования с тем, чтобы позже подсчитать, кто все-таки лучше.
Итак, Як-130М против Су-25СМ3
Экипаж
Як – 2 человека (мы рассматриваем именно двухместный вариант, как стоящий в производстве), Су-25 – 1 человек.
Все события последних лет показали, что двухместный самолет имеет определенно больше преимуществ перед одноместным. В активном бою, когда летчик занят анализом обстановки и маневрированием, штурман-оператор, управляющий системами вооружений, делает это с большей точностью. Разгрузка летчика в боевой обстановке – большое дело, так что 1:0 в пользу Яка.
Размерности
Самолеты, кстати, не сильно различаются в плане размеров.
Як/Су
Длина, м: 11,49 / 15,36
Размах крыла, м: 9,84 / 14,36
Площадь крыла, кв. м: 23,52 / 30,1
Высота, м: 4,64 / 4,80
Як немного меньше в размерах, в современных условиях размеры – это полезно в плане чем они меньше, чем меньше ЭПР, а значит, заметность. Полезно. 0,5 в пользу Як.
Масса
Масса пустого, кг: 4600 / 9315
Нормальная взлётная масса, кг: 7700 / 14 600
Максимальная взлётная масса: 10 290 / 17 600
Як намного легче. Нам еще предстоит поговорить о том, сколько в полной массе самолета полезной боевой нагрузки и топлива, поскольку именно эти параметры определяют боевую ценность самолета, то есть, сколько неприятностей для противника и на какое расстояние самолет может переместить. В данном же контексте масса говорит о том, что на взлет и посадку Як требуем меньше длины ВПП, да и сразу было заявлено, что взлетать и садиться Як-130 может на необорудованной ВПП в полях. Так что 1:0 в пользу Яка.
Двигатель
У самолетов их по два. Это прекрасно, потому что два двигателя намного лучше одного. Да, расход поболее, но в случае прилета ракеты в один двигатель, на втором есть шанс хоть как-то уползти поближе к своим.
Як-130М: 2 × ТРДД АИ-222-25 × 2500 кгс
Су-25СМ3: 2 х ТРД Р-195 х 4400 кгс
Понятно, что более крупному самолету нужны более мощные двигатели. Но как уже было замечено, Су-25 не настолько больше Яка, так что здесь 0:1 в пользу Су-25.
Летные характеристики
Як / Су
Максимальная скорость, км/ч: 1050 / 950
Практический потолок, м: 12 500 / 7 000
Практическая дальность, км: 1 850 / 640 без ПТБ (950 с 2 х ПТБ-800)
Боевой радиус действия, км: 1 315 / 320 без ПТБ (620 с 2 х ПТБ-800)
В целом получается, что Як-130 и выше, и быстрее, и летит дальше. Но высота штурмовику не нужна совершенно. Скорость у самолетов почти одна и та же. Дальность… Дальность тоже не играет большой роли, поскольку штурмовик не партизанит по тылам, а работает на переднем крае. А здесь 300 км более чем достаточно, так что 0:0 несмотря на некоторое преимущество Яка.
Оснащение
Очень важный момент. Имеется в виду все то, что помогает экипажам атаковать и защищаться от атак противника.
Су-25СМ3
Оснащен системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до 10 м. Кабина самолета оснащена цифровым дисплеем, с возможностью отображения наземной и воздушной обстановки.
Система радиоэлектронной борьбы «Витебск-25», которая включает в себя систему радиолокационного оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет и комплекс по постановке помех. Кроме того, «Витебск-25» обладает еще одним неоспоримым преимуществом: может довольно точно (при помощи ГЛОНАСС) определить координаты источников угрозы. Эти координаты могут быть переданы комплексу управления вооружением и по ним можно отправить, например, ракету Х-58.
Далее, для Су-25 Красногорским ОМЗ была разработана оптико-локационная станция СОЛТ-25, что позволит обнаруживать и отслеживать вражеские наземные цели днем и ночью, и даже во время сильного дождя или снежней бури.
Ну и остаются проверенные временем, но сильно устаревшие комплексы обороны:
- «Береза», комплекс оповещения об облучении;
- «Сирень» или «Гвоздика», контейнерные станции РЭБ.
Як-130М
Первым делом говорим о том, что у самолета будет присутствовать РЛС. И это тот козырь, который бьет запросто все преимущества Су-25. РЛС – это тактическая обстановка, это возможность наведения на цели более современного вооружения, это вообще огромное преимущество.
Даже если учесть, что БРЛС-130р будет «видеть» обстановку в радиусе 100 км, это огромное преимущество для летчика Як-130М. Он будет видеть, что происходит в радиусе целых 100 км от самолета. А его коллега в Су-25СМ3 этого как не видел, так и не будет видеть.
ОЛС у Як-130М тоже присутствует.
Комплекс бортовой обороны у Як-130М намного круче, чем у Су-25. Это «Президент-С», версия более современная и продвинутая.
БКО «Президент-С» включает в себя следующие станции:
- устройство общего управления и координации управления;
- станция предупреждения о радиолокационном облучении;
- станция предупреждения о лазерном облучении;
- станция предупреждения о ракетной атаке;
- устройство выброса авиационных расходуемых средств: противорадиолокационные патроны, патроны инфракрасного излучения, патроны с передатчиками помех одноразового использования (ППОИ);
- станция постановки активных радиопомех;
- некогерентная станция оптико-электронного подавления;
- лазерная станция оптико-электронного подавления.
Чем хорош «Президент-С» - он модульный. Если придется действовать в активном районе, то все, что не влезет внутрь небольшого по размерам, фюзеляжа, можно подвесить под крылья в контейнерах. Не лучший вариант решения проблем с размещением, однако, много лучше варианта самолета без БКО. А о вооружении и его количестве мы поговорим отдельно.
Итого: Як-130М будет иметь очень значительное преимущество перед Су-25СМ3 наличием БРЛС и более современного БКО. Здесь можно очень много говорить о том, что лучше или хуже, но летчик Яка имеет огромное преимущество в том плане, что он владеет информацией о тактической обстановке через данные радара.
Летчик Су-25 чем-то в этом плане схож с летчиком на Ил-2 – работа исключительно по визуальным данным. И это в наше время очень сильно ограничивает возможности применения штурмовиков.
РЛС+БКО – 3:0 в пользу Яка.
Бронирование
Здесь неоднозначно. У Яка брони нет, но она ему в принципе и не нужна: самолет может подойти на расстояние 50 км, «увидеть» цель радаром и запустить УМПК или ракету. Хорошо, не 50 км, пусть будет 25. Но можно работать от дистанции, практически с безопасного (по сравнению с Су-25) расстояния.
А летчик Су-25, который вынужден искать цель глазами или оптико-электронной станцией, дальность действия у которой меньше, чем у РЛС, вынужден подходить чуть ли не в упор.
Да, ОЛС при помощи тройки «лазер-телекамера-тепловизор» может увидеть цель за 30 км при соответствующих погодных условиях и характеристиках цели. Но что толку, если основное вооружение Су-25 (НАРы) имеет дистанцию пуска от 1 000 до 5 000 метров? И все равно к цели надо переть буром, пока не будет достигнута такая дистанция?
Да, при таких раскладах броня просто необходима. А когда нет смысла входить в зону действия малокалиберной зенитной артиллерии и ПЗРК, то и броня ни к чему. 0:0.
Вооружение
Як-130М
Боевая нагрузка - 3000 кг на 6 узлах подвески
Су-25СМ3
Боевая нагрузка - 4400 кг на 10 узлах подвески, нормальная нагрузка - 1340 кг
Почему не стал расшифровывать? Все просто: в наше время самолеты летают с полной боевой загрузкой исключительно во время всяких контртеррористических операций и прочих принуждений. То есть, когда нет вероятности получить на подлете.
Как показала СВО, которая представляет собой вполне современный военный конфликт, самолеты, которые планируют рассекать в воздушном пространстве с полным боекомплектом, рассчитывая поразить несколько целей, не живут. Практика применения стала именно «ударь-убеги», подлет в район цели, если не обнаружил противник, сброс бомб с УМПК или пуск ракет. И все. Обратно, пока не заметили и не запустили вдогонку что-то неприятное.
В таких условиях нет никакого смысла брать лишнюю нагрузку. Потому не так важно, сколько могут взять нагрузки Як-130М и Су-25СМ3. Важно, сколько они возьмут для одного боевого вылета, для поражения одной цели, поскольку после поражения этой цели район ожидаемо встанет на уши и ПВО, которое могло «проспать» крадущиеся на сверхмалой высоте самолеты, начнет активно работать.
Здесь все равно преимущество будет у Як-130М, особенно если действительно, обновленное БРЭО позволит использовать всю номенклатуру вооружений ВКС. И опять же, наличие штурмана-оператора делает вопрос применения вооружений более точным.
У Су-25 есть управляемое оружие класса «воздух-поверхность», но с его применением тоже есть нюансы: после захвата цели и пуска ракеты летчик должен подсвечивать лазером цель до её поражения. Так как лазерный дальномер расположен вместе с ОЛС в носовой части самолета, соответственно, может работать только в передней полусфере. То есть, самолет должен находиться носом к цели, и летчик должен держать цель в режиме подсветки. Да, ракета будет лететь какие-то секунды, но порой как раз секунд и не хватает для ухода от опасности.
Более современные ракеты и бомбы с принципом «выстрелил и забыл», конечно, более предпочтительны, поскольку после пуска/сброса летчик может начать разворот и уход обратно.
В целом, по вооружению 1:0 в пользу Яка. Все-таки неуправляемые ракеты и бомбы Су-25 – это откровенно устарело.
Применение
В принципе, применение самолетов несколько похоже: любой штурмовик должен как можно более незаметно подойти к цели, выйти на нее и атаковать имеющимся в его распоряжении арсеналом.
Не будем забывать, что Як-130 изначально может взлетать с малоприспособленных для этого полевых ВПП. То есть, с любой ровной площадки, которая сможет дать 500-700 метров для разбега.
Подойти. На малой высоте. На Яке это делать намного проще: радар нарисует карту местности, по которой можно будет идти на цель, обходя все препятствия и опасности.
В принципе, на Су-25 тоже можно идти по такой карте, вот только нарисована она должна быть заранее, а точки на ней будет рисовать система ГЛОНАСС. Все бы оно ничего, но есть два нюанса:
- в случае применения противником комплексов постановки помех в диапазоне спутниковой навигации, на всей идее можно поставить крест.
- такая система хороша, когда цель стационарная: мост, здание, ж/д станция, нефтехранилище. Мобильные цели, увы, она не отследит.
Как уже говорилось выше, у Як-130М будет возможность атаковать с относительно безопасного расстояния, в отличие от Су-25, которому придется подходить на дистанцию применения его в основном неуправляемого вооружения.
И кроме того, не стоит забывать, что пока летчик Су-25 будет уклоняться от огня с земли, управлять самолетом и одновременно выискивать цель на экране ОЛСа, два человека в Як-130 будут чувствовать себя намного комфортнее. Один будет управлять самолетом, используя для этого и данные ОЛС, и данные РЛС, а второй будет спокойно брать цель в захват, активировать ракеты и спокойно запускать их.
Все-таки такой самолет, как штурмовик, действующий откровенно в стесненных условиях в плане высоты и противодействия, более вменяемо смотрится в тандемной схеме, с двумя членами экипажа. 1:0 Яку.
Итого
Что в итоге? В итоге, оснащенный более современным радиоэлектронным оборудованием и вооружением, Як-130М в перспективе смотрится намного более выгодно, чем Су-25. Итоговый счет 6,5 : 1 в пользу Як-130М в том случае, если он действительно будет оснащен так, как об этом сообщили в ПАО «Яковлев».
С Су-25 все сложнее. Как ни модернизируй самолет, но современные условия ведения боя ставят задачи, которые старому штурмовику решать будет чем дальше, тем сложнее. Особенно при современном развитии средств противодействия и поражения.
Для примера я взял британскую статистику потерь самолетов Су-25 ВВС ВСУ с 16.06 2014 года. Там есть определенные несоответствия, но в целом получается, что ВВС Украины по настоящее время признали потерю 30 штурмовиков Су-25.
На земле при помощи бомб, ракет и БПЛА было уничтожено 8 самолетов.
От действий российских ЗРК потеряно 11 самолетов.
Потеряно в результате работы ПЗРК – 3 самолета.
Уничтожено российской авиацией – 8 самолетов.
Я бы сказал, что довольно равномерно. Если не брать работу по авиабазам Украины, то получается, что Су-25 одинаково хорошо уничтожается что ракетами «воздух-воздух», что ракетами «воздух-земля». И это доказывает откровенно недостаточную защиту самолета от внешних угроз.
Конечно, российские самолеты модификации СМ3 будут заметно отличаться от украинских Су-25М1, модернизация которых свелась к установке спутниковой навигации, новой системы СВС, цифрового прицела. Но и ВКС РФ тоже понесли потери в плане Су-25, правда, с ними сложнее: почему-то там валят в одну кучу и реально сбитые самолеты, и потерянные в результате сторонних инцидентов. Какое отношение к СВО имеют Су-25, потерянные в результате летных ЧП в Ейске и Гусево, сказать сложно, но их почему-то решили посчитать вместе с другими. Так что несколько кривая статистика в отношении наших Су-25 требует более внимательного рассмотрения.
В общем, будем ждать Як-130М и результатов его испытаний в боевых условиях. Есть уверенность в том, что самолет будут испытывать таким образом. И уже по результатам этих испытаний можно будет сделать определенные выводы о том, насколько идея такого штурмовика оказалась удачной.
Но в целом Як-130М в озвученной модернизации смотрится очень неплохо.
Свежие комментарии