=0=0=
Загадка Усть-Тасеевского каменного идола
Среди достопримечательностей Красноярского края есть ритуальный комплекс с каменным идолом в центре, который находится на левом берегу реки Тасеевой, недалеко от места впадения ее в реку Ангару, в 10 километрах от поселка Первомайск.
Местные жители считают это место проклятым и обходят его стороной. В большинстве ручьев, протекающих там, вода ржавого цвета из-за большого содержания железа в почве. Железо привлекает и молнии, которые очень часто бьют в верхушку поросшей лесом сопки, что, возможно, и обусловило место установки культового комплекса.
Отыскали комплекс археологи в конца прошлого века. Поднявшись на вершину горы и пройдя скальным коридором, исследователи обнаружили жертвенник с необычным каменным изваянием, на котором было высечено человеческое лицо. Высота идола — около полутора метров, у основания ширина камня — 45 см, а у верхушки – 35 см.
Скалы, образующие гряду, имеют более 20-ти естественных углублений, в которых было обнаружено более тысячи предметов: наконечники стрел, предметы для шаманских ритуалов, а также скифское литье и бронзовые украшения. Все это указывает на древнюю историю и высокую популярность изваяния. Находки позволили ученым установить, что именно через эти места проходил древний торговый путь, связывавший Китай, Монголию, Алтай, Туву и современный Красноярский край.
Ученые считают, что каменный идол появился во времена скифов, когда жители данного региона относились к европеоидам. Первоначально изображение на камне, изготовленное в технике рельефной выбивки с прошлифовкой, олицетворяло зрелого мужчину с окладистой бородой, высокой переносицей, сдвинутыми широкими бровями и выразительными крыльями носа.
Однако в период раннего средневековья, когда пришедшие с нашествием монголы оттеснили население данного региона, облик сибирского каменного идола подвергся изменению и стал более азиатским. Ему сделали раскосые глаза с незамысловатыми глубокими зрачками, а бороду и усы попытались «сбрить», но эта затея не увенчалась успехом, так как в этом месте порода наиболее твердая.
Третья «реставрация», датируемая временем прихода в Сибирь русских, была совсем незначительной. Наверное, тунгусы прорезали во рту идола отверстие для крепления трубки и подкрасили зрачки охрой, придав им красный оттенок. Им же, очевидно, принадлежат грубо процарапанные знаки на близлежащих камнях скалы.
Чему был посвящен идол и кто его создал — пока остается тайной.
Тайны «Библии дьявола»: Как в книге бенедиктинцев оказался странный рисунок
Среди всех средневековых книг «Гигантский кодекс» (Codex Gigas) стоит особняком. В нем много уникального: невероятно огромный размер, странная история создания, и, самое необычное, – подробное изображение нечистого, из-за которого эту книгу принято называть «Библией дьявола». Как странная иллюстрация попала в сборник священных текстов – до сих пор точно не известно, но из-за нее книгу в более поздние времена стали использовать в оккультных целях.
Пергаментный иллюстрированный рукописный свод начала XIII века, созданный, по-видимому, в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице, является сегодня одной из самых огромных книг в мире. Формат листов – 89/49 см, толщина книги — 22 см, а вес 75 кг. В ней собраны достаточно разнородные сведения: полный текст Библии, труды Иосифа Флавия, «Этимология» Исидора Севильского, «Чешская хроника» Козьмы Пражского и другие тексты на латинском языке. Исследователи считают, что в гигантской книге была отражена вся сумма знаний, которыми располагал Бенедиктинский орден в средневековье – от священных текстов до необходимых в монастырской жизни сведений, включая медицинские.
По поводу создания уникального тома есть леденящая кровь легенда. Согласно ей, монах по имени Герман за серьезное нарушение монастырского устава был заключен в келью (в более душераздирающей версии его должны были замуровать живым в стену). Но Герман пообещал братьям-бенедиктинцам, что за одну ночь создаст фолиант, который прославит их монастырь. Призвав на помощь дьявола, монах действительно закончил рукопись в срок, но князь тьмы оставил в ней метку – свой собственный портрет (а возможно, что и автопортрет).
Ученые, исследовавшие кодекс, пришли к выводу что его, вне всякого сомнения, действительно написал один человек. Среднестатистический писец средневековья был способен скопировать около 100 строк текста в день, а велась работа только при дневном свете, кроме того, много времени занимали иллюстрации и украшения в тексте (иллюминации). Получается, что на создание книги должно было уйти от 20 до 30 лет, так что на самом деле неизвестный монах потратил на эту работу большую часть своей жизни.
Что касается скандального изображения нечистого, которому, кажется, не место в столь благочестивой книге, то на этот счет у ученых есть версия, которая объясняет, почему книга не попала под цензуру инквизиции. Если смотреть на расположение текстов, то становится понятной логика создателей Кодекса. После Нового Завета и краткого наставления в покаянии, на одном развороте располагаются полностраничные изображения Града Небесного и дьявола. Вероятно, таким образом проводилось противопоставление этих двух граней мироздания. И, кстати, после рисунка нечистого приводятся краткие наставления с описанием ритуала экзорцизма. Так что, возможно, эта древняя энциклопедия, которую, как считают ученые, следует рассматривать как историографический, а не богослужебный свод, просто содержала в себе массив различных сведений – о дьяволе и способе его изгнания, в том числе.
Однако потомки начали придавать книге несколько иное значение. Созданный около 1230 года, кодекс несколько сотен лет хранился в различных монастырях, но затем, в XVI веке он привлек внимание мистиков из круга Парацельса. В 1594 году император Священной Римской империи Рудольф II узнал об удивительной рукописи. Монарх увлекался оккультизмом, поэтому он перевез фолиант в свой Пражский замок. Именно в это время распространились слухи о ее дьявольском происхождении. Затем, после 30-летней войны фолиант достался шведам как военный трофей, и с тех пор он хранится в Шведской королевской библиотеке в Стокгольме.
Современные мистики до сих пор любят рассказывать небылицы об уникальном памятнике средневековья. Это выглядит тем более достоверно, что в книге действительно есть несколько «темных пятен». Так, например, из нее были вырезаны страницы, а текст на других почему-то полностью закрашен чернилами. Еще вызывает удивление почерк писца – книга написана удивительно красиво и ровно, так что буквы похожи на печатные, но сам шрифт не очень характерен для XIII века. Удивителен даже сам факт создания такого глобального труда в стенах небольшой и достаточно бедной чешской обители. По расчетам, только для изготовления пергамента потребовалась кожа 160 ослов (или телят). Считается, что работы такого объема были под силу только крупным монастырям.
Сегодня уникальная рукопись по-прежнему хранится в Швеции, но в 2007 году она на некоторое время ездила для экспозиции на «историческую родину». Книга полностью оцифрована и создана ее точная копия, так что все желающие могут попробовать себя в роли историков-оккультистов и попытаться разгадать ее тайны. Удивительный манускрипт, кстати, стал популярным туристическим объектом, порой его используют в мистических романах и детективных фильмах.
=0=0=
«ЦСКА» не позволил болельщикам равнодушно взирать на Суперкубок
Накануне в Монако «ЦСКА» уступил «Ливерпулю» в матче за Суперкубок УЕФА со счётом 1:3. Уступил, хотя был близок к победе. Учитывая происходивший перед игрой накал страстей, армейцам не оставляли права на поражение – ведь на них поехали смотреть сам министр обороны Сергей Иванов. Но это в России – Европа считала фаворитами мерсисайдцев. И не ошиблась, хотя до поры до времени всё было против них.
Ажиотаж, возникший вокруг матча, в Монако, можно понять. Никогда ещё российский клуб не выступал в финале Суперкубка. Из советских это посчастливилось сделать только киевскому «Динамо». В 1975 г. двумя голами в столице Украины и одним в Мюнхене динамовцы убрали с дороги победителя Кубка Чемпионов «Баварию». А после победы в Кубке Кубков 1986 г. киевляне на нейтральном поле уступили другому обладателю главного клубного трофея Европы – румынскому «Стяуа» - 0:1. Был шанс сыграть в финале Суперкубка и у обладателя Кубка Кубков 1981 г. тбилисского «Динамо», но его противостояние всё с тем же «Ливерпулем» не состоялось.
Последние успехи вплоть до мая этого года датировались 1988 г., когда сборная СССР играла в финале Чемпионата Европы и выиграла Олимпиаду в Сеуле. Потом были три еврокубковых полуфинала «Спартака» и один – «Локомотива», но они когда из-за превосходства соперников, а когда из-за грубейших ошибок судьи не привели к участию российских клубов в главных матчах еврокубков. И вдруг «ЦСКА» возьми да и выиграй Кубок УЕФА на чужом поле – и где – в Лиссабоне, где за семь месяцев до этого наша сборная получила невиданное за послевоенное время унижение.
Спустя несколько дней армейцев принял сам Владимир Путин. Вслед за победой «ЦСКА» сборная показала латышам в Питере «уши мёртвого осла» в виде двух голов и политических лозунгов на трибунах. И тут же послышались слова о возрождении отечественного футбола, о вкладе армейцев в улучшение образа не только российского футбола, но и всей России в Европе.
Но настал август, и пришлось опуститься с небес на землю. Сборная России провела бесцветный матч в Риге, и если бы не конфуз команды Словакии в Лихтенштейне, потеряла бы почти все шансы поехать на Чемпионат мира в Германию.
«Локомотив» не без труда прошёл македонский «Работнички», растранжирил массу голевых моментов в двух матчах с венским «Рапидом» и поплатился за это за пять минут до конца матча в Москве. Россия впервые с 1997 г. осталась без Лиги чемпионов. «Зенит» только благодаря большему количеству мячей на чужом поле справился с австрийским же «Суперфундом», представляющим деревню Пашинг. После таких провалов «ЦСКА» в глазах российских болельщиков просто обязан был подхватить упавшее знамя отечественного футбола.
Безусловно, само участие команды из России в матче за Суперкубок – колоссальный успех на фоне почти полного отсутствия света в конце туннеля. Но выиграть его? У армейцев в принципе ощущалась нехватка нападающих – Дмитрий Кириченко был продан в ФК «Москва», а замены ему так и не нашли. А тут ещё Ивица Олич в игре за сборную Хорватии получил тяжелейшую травму и выбыл до конца сезона. Оставался только Вагнер Лав, но и он залечивал травму. В лазарете оказались ещё и Юрий Жирков с Василием Березуцким. Так что у Валерия Георгиевича Газаева ощущался накануне матча явный кадровый дефицит.
Но даже если бы не было таких потерь, успех армейцам был отнюдь не гарантирован. Да, «Ливерпуль» потерял своего символа и капитана Стивена Джеррарда, но и только. Все остальные – в строю, и имена многих из них прекрасно известны даже в самой России – Сами Хююпя, Йон-Арне Рийсе, Дитмар Хаманн, Фернандо Морьентес – сплошь ключевые игроки своих сборных. Не стоит забывать и о том, что успех «ЦСКА» в мае стал возможен после вылета из выигранной мерсисайдцами Лиги чемпионов. В главном турнире провал, а здесь успех – раз так произошло, это свидетельствует о том, что уровень Лиги чемпионов и Кубку УЕФА на данный момент отличаются как небо и земля. Поэтому «Ливерпуль» по определению был фаворитом, что и показывали ставки в букмекерских конторах Европы.
В Москве царила эйфория. Туристические фирмы были буквально завалены заказами на туры в Монако – таким сильным было желание поддержать любимую команду. Не отставали и руководители страны, наиболее красноречивым из которых стал, естественно, министр обороны Сергей Иванов. Он заявил, что победа 1:0 его вполне удовлетворит, и рассказал о свеем желании лично посмотреть на триумф армейского спорта. Компания министра оказалась весьма экзотической для Европы – в поддержку «ЦСКА» в крохотное княжество были отправлены 250 военнослужащих, представляющих все рода войск.
Перед началом матча стадион имени «Луи Второго», видимо, не сумевшего жениться по любви, заполнили несколько тысяч российских болельщиков и чуть больше английских. Преимуществом поначалу владел «Ливерпуль», и у них было несколько довольно опасных моментов.
Но на 28-й минуте прекрасный сольный проход совершил сербский полузащитник «ЦСКА» Милош Красич, и мяч после его удара едва разминулся со стойкой ворот мерсисайдцев. А уже через минуту Вагнер Лав делает разрезающий пас на Даниэла Карвальо, и тот, обведя вратаря, забивает гол. 1:0 – и с российского сектора на поле летят файеры. Дымовая завеса не могла рассеяться в течение трёх минут. Шокированные англичане начинают грубить, получают жёлтые карточки, и должны уже получить и красные, но голландский судья Рене Темминк их жалеет. Английские болельщики, обычно ни на секунду не умолкающие, сидят в гробовой тишине. Казалось, победа плывёт к нам.
Но с течением времени становится понятно, что Юрий Жирков ещё не оправился от травмы, то же можно сказать и о Вагнере Лаве. «Ливерпуль» потихоньку прижимает армейцев к воротам, но непосредственных угроз воротам Игоря Акинфеева немного. И вот на 79-й минуте тренер англичан испанец Рафаэль Бенитес выпускает на замену чернокожего французского нападающего Джибриля Сиссе. И уже на 82-1 минуте произошёл эпизод, определивший все дальнейшие события. Сиссе в борьбе с капитаном «ЦСКА» Сергеем Игнашевичем сумел зацепиться за мяч, а при попытке защитника армейцев выбить мяч «пятнистый» касается ладони француза, перелетает через выскочившего из ворот Акинфеева и Сиссе поражает пустые ворота. Была ли игра рукой умышленная – сложно сказать, но касание ладони было, а мяч судья засчитал.
В дополнительное время на поле была фактически уже одна команда. После ошибки вышедшего на замену Ролана Гусева братья Березуцкие и Игнашевич не сумели остановить прорыв Сиссе. С первым ударом Акинфеев справился, но второй пришёлся уже по пустым воротам.- 1:2. На 109-й минуте тот же Сиссе, пройдя как нож сквозь масло армейскую оборону, выдаёт пас на пустые ворота Луису Гарсия – 1:3. И хотя спустя шесть минут у Вагнера Лава был полумомент, выжать из него бразилец ничего не смог. 1:3 – и Суперкубок едет на родину футбола под неумолкающее пение фанатов «Ливерпуля».
После матча армейские болельщики по обе стороны телеэкрана ругали на чём свет судью, который, по их мнению, украл победу. Действительно, он мог бы удалить разок игрока «Ливерпуля», да и вопрос с первым голом спорный. «Не могу не сказать о безобразном судействе. Никаких претензий к игрокам у меня нет», - сказал на послематчевой пресс-конференции Валерий Газзаев. Правда, оговорился, что уровень мастерства игроков должен быть выше судейских ошибок.
С последним нельзя не согласиться. Да, гол был спорный, но оборона не должна была так разваливаться в дополнительное время. И всё же следует сказать огромное «спасибо» «ЦСКА», которое подарило возможность российским болельщикам не со стороны наблюдать за финалами еврокубков. Армейцы прекрасно смотрелись на протяжении 80 минут, но психологической устойчивости на этот раз не хватило. А получился сценарий, обратный матчу в Лиссабоне. «ЦСКА» сумел дать бой сопернику, объективно пока превосходящему его и в классе, и в опыте подобных встреч, и его поражение смотрелось куда лучше, чем фиаско «Локомотива» в матче с «Рапидом» или ничья сборной России в Риге.
Свежие комментарии