Как Хрущёв реформировал авиацию
Ему хватало восьми минут, чтобы пролететь над Израилем с севера на юг (470 км). В этот момент передняя кромка крыла раскалялась до 250°C, а расход топлива составлял полтонны керосина в минуту.
Несбиваемый разведчик — это страшно. Но страшнее — несбиваемый бомбардировщик. Единственный в мире самолет, способный эффективно набирать скорость при наборе высоты в стратосфере с боевой нагрузкой.
Потом, он мог швырнуть эту нагрузку на 40 км — столько пролетали обычные бомбы, сброшенные на сверхзвуке с высоты 20 км (по баллистической траектории). Автоматическая прицельная система “Пеленг-Д” позволяла поражать причалы и нефтяные хранилища, не заходя в зону действия ПВО.
“Трехмаховый” боевой самолет, пригодный для эксплуатации в строевых частях.
Перехватчик — разведчик — ударный.
МиГ-25 был рождён в “непростую эпоху” . Приказ о начале работ по теме Е-155 (“трехмаховый перехватчик”) появился в марте 1961 г., когда над отечественной авиацией во всю сгустились тучи хрущевских реформ. Несмотря на “трудные времена” и “гонения на авиацию”, не прошло и трех лет, как самолет приступил к испытаниям в воздухе (1964 год).
Ми-8
Интерес к вертолетам у Хрущева проснулся после визита в США, где Эйзенхауэр прокатил его на своем президентском Sicorsky S-58. Вернувшись, Хрущев заказал такой же “борт” для транспортировки высших лиц СССР. Конструктор Михаил Миль немедленно воспользовался ситуацией, обратив внимание генсека на новый проект пассажирского вертолета, над которым в то время работал коллектив его ОКБ. Более комфортного и с большей вместительностью, чем Ми-4.
Первый прототип В-8 (однодвигательный вариант) был представлен в июле 1961.
Второй прототип, двухдвигательный В-8А с пятилопастным винтом, предшественник Ми-8, поднялся в воздух в 1962 году.
К концу 1964 года машина успешно завершила программу государственных испытаний, и в Казани было подготовлено серийное производства вертолетов семейства Ми-8.
Фактически хрущевская эпоха стала переломным моментом для всего отечественного вертолетостроения. Тогда или никогда. КБ Камова и Миля удалось выйти на мировой уровень с масштабом производства в тысячи единиц. Создать образцы винтокрылой техники, которые стали легендами в истории авиации.
Например, Ка-25 корабельного базирования с двухосной схемой несущего винта. Первый полет состоялся в 1961 г.
Другой яркий пример — Ми-6, установивший рекорд грузоподъёмности среди серийных вертолетов того времени. Первый полет — 1957 год, начало серийного производства — 1959.
Ка-25ПЛ на палубе противолодочного крейсера "Москва"
Як-36
Прототип советских “вертикалок” — самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), предназначенных для вооружения авианесущих кораблей ВМФ СССР.
Первый полет — 1964 год.

Здесь вопрос не о характеристиках самого Як-36, так и оставшегося опытным самолетом. И не об эффективности всего класса СВВП. В чем главный парадокс? В условиях “гонений на авиацию” у ОКБ Яковлева неожиданно (!) находились силы и средства для постройки экспериментальных образцов ЛА необычных схем.
В списках не значился
Значительное число совершенно новых Ил-28 было варварски утилизировано, в связи с появлением сверхзвуковых бомбардировщиков Як-28.
Первый полет — 1958 год, начало серийного строительства — 1960-й.
Машина, похожая на звездолет из фантастических романов той эпохи, с максимальной скоростью полета 1800 км/ч.
География применения была настолько обширна, что проще попытаться найти регион СССР, где этих машин не было, чем перечислить вооруженные ими полки. Наглядной иллюстрацией может служить перечень военных округов, над которыми летали "28-е": Московский, Ленинградский, Прибалтийский, Белорусский, Одесский, Прикарпатский, Северокавказский, Закавказский, Среднеазиатский, Туркестанский, Дальневосточный, Забайкальский и др., а также Северная, Южная и Западная группы войск и Группа советских войск в Германии. Бомбардировочные полки, переходившие на новую технику с Ил-28, выполняли свои прежние задачи, включавшие также доставку к целям тактических ядерных боеприпасов.
Последним боевым заданием Як-28, в варианте разведчика, стал Афганистан.
После того как “Як” снизился в районе разведки, с КП ПВО передали, что с иранской авиабазы Мешхед взлетела пара и направилась туда же. Вскоре она тоже снизилась и, как наш разведчик, пропала с экранов РЛС. Росляков и Габидулин нарушили границу, как и предполагалось, на 3-4 км, после чего стали возвращаться вдоль дороги Гуриан-Герат. Через 5-7 минут летчик посмотрел влево и заметил тень от самолета. Резко обернувшись, Росляков увидел в 70-100 м пару F-14 с подвешенными ракетами. Ни слова не говоря штурману, он бросил самолет к земле и, прижавшись к ней, на высоте 10-20 м на максимальной скорости стал уходить в сторону Герата. Иранская пара продолжала преследование, даже когда Як пересек советскую границу в районе Кушки и пошел дальше на север. Лишь углубившись на 40-50 км, пилоты F-14 опомнились и, прощально помахав крыльями, ушли к себе.
("Жаркое небо Афганистана".)
Любопытно, что несмотря на активную службу, Як-28 официально так и не был принят на вооружение из-за катастрофы на государственных испытаниях. Однако, данная формальность не помешала “Яку” занять свое почетное место в пантеоне героев холодной войны.
Подведем итоги
Мы не станем спорить насчет перспектив взращивания кукурузы в целинных степях Казахстана, оправдывая причуды генсека, но, что касается “развала авиации”, то все происходило с точностью до наоборот.
Хрущевская эпоха была “золотым веком” авиации, когда все лучшие разработки получили путевку в небо. На которых мы летаем и по сей день, включая самый массовый вертолет в мире Ми-8.
Нет ничего интереснее, чем опровергать сложившиеся стереотипы, находя под слоем мифов и заблуждений ту непостижимую вечную истину во всей её простоте и красе. Удивительно, как люди, имея перед собой все данные и доступ к Интернету, продолжают верить в совершенно безумные вещи.
Ради чего повторять глупости и придумывать несуществующие “грехи” пусть даже для не слишком популярного исторического деятеля? Или бездумное охаивание есть неотъемлемая часть массового сознания?
Должна же остаться хоть капля уважения к создателям великолепных МиГов, Яков и Сухих, труды которых оказались забыты в связи с решением очернить всю эпоху!
Как будто не было самого массового истребителя МиГ-21! Десятки модификаций! Сотни тысяч боевых вылетов по всеми миру!
Не было истребителя-бомбардировщика Су-7.
Не было сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22.
Не было двухместного барражирующего перехватчика Ту-128.
Не было первого советского самолета дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126.
Не было пассажирских Ил-18, Ил-62 и Ту-134.
Все они, и многие другие, поднялись в воздух в конце 1950-х — начале 1960-х гг. И если это развал авиации, то как, по-вашему, должно выглядеть “возрождение”?

Ту-126 — дозорный советского неба, первый полет — 1962 год

Ми-6. Вертолёт создавался для поднятия грузов более 10 тонн (транспортировка мобильных ракетных комплексов), хотя до того времени считалось, что это технически нереально. ОКБ Миля доказало: реально!
Самолет-солдат МиГ-21
Статья-ответ. Шесть недель «Бури в пустыне»

Сонный арабский полдень был потревожен звонком.
— Как поживаешь, о шейх Джабер?
— Слава аллаху, чувствую себя хорошо, уже отобедал.
— Клянусь аллахом, — произнёс Саддам, — завтракать в Кувейте ты уже не будешь.
Той же ночью танки «Тавалканы», взметая клубы песка, рванулись через границу. Эмир Джабер ас-Салам бежал в Аравию, там же укрылись остатки его разбитой армии. Кувейт стал 19-ой провинцией Ирака.
В это время на Ближнем Востоке находились на боевом дежурстве две авианосные ударные группировки ВМС США. Которые не сделали ничего для предотвращения оккупации стратегически важного для запада, нефтяного Кувейта. Стояли и смотрели. Прибывшие на подмогу АУГи (всего к зиме их скопилось шесть штук) также занимались бездельем, дожидаясь, когда в игру вступят ВВС.
По законам военной науки, очевидным решением было нанести ряд упреждающих ударов по иракским войскам, хотя бы для того, чтобы замедлить развертывание группировки и не дать иракцам спокойно окопаться в Кувейте (к зиме те притащили туда кучу ЗРК и выстроили три оборонительных линии).
Но авианосцы бездействовали. Адмиралы понимали, что попытка самостоятельного вмешательства приведет к тяжким потерям среди палубных авиакрыльев без заметного вреда для противника. Теперь вы можете продолжать свою беседу об «оперативности», «тактической гибкости» и «проекции силы» с помощью авианосцев и палубной авиации.
Данный материал — ответ на статью «И еще немного про авианосцы», опубликованную сутки назад на «ВО». В указанной статье мой оппонент Андрей Колобов усердно доказывал важность участия АУГ в операции «Буря в пустыне».
По мнению Андрея, ничтожное на общем фоне количество боевых вылетов искупалось способом применения палубной авиации. В результате летчики авианосцев внесли свой заметный вклад в победу, который, по отдельным дисциплинам, достигал 23 и даже более 40%!!!
Мой ответ Андрею будет таким.
1. Незачем искать скрытый смысл там, его нет.
Примерно так же, как в школе «вытягивают» двоечника, чтобы тот не портил ведомость. Пытаясь найти любой формальный повод поставить тому «уд.», даже если повод абсурден и противоречит здравому смыслу.
Единственное разумное объяснение: американцы пригнали авианосцы в Ирак, потому что им надо было где-то их использовать. Адмиралы тоже хотят орденов.
Ни в тактическом, ни в стратегическом плане не было никакой необходимости для участия АУГ в той войне. Янки и их союзники имели на берегу в пять раз больше боевых самолетов.
«Когда американцам не хватило бесчисленных баз, авиатехнику без лишних слов размещали в международных аэропортах: Аль-Айн (ОАЭ), Кинг Фахд (Сауд. Аравия), Мускат (Оман), в международном аэропорту Шарджи и Каира — везде, где находилось место и необходимая инфраструктура».
Иными словами, даже имеющиеся силы приходилось базировать в международных аэропортах, а если бы еще пришлось размещать туда же и палубную авиацию?
Иными словами, даже имеющиеся силы приходилось базировать в международных аэропортах, а если бы еще пришлось размещать туда же и палубную авиацию?
Андрей, не надо пугаться и пугать окружающих. При желании они разместили бы группировку, эквивалентную авиакрыльям шести АВ. Например, убрав с авиабаз региона часть бесполезной авиатехники своих союзников. Что значили в той войне 87 устаревших саудовских F-5, британские «Ягуары» или уцелевшие «Скайхоки» ВВС Кувейта?
И заменив весь этот авиахлам многоцелевыми истребителями 4-го поколения.

"Случайная встреча". Американский F-15C и A-4KU военно-воздушных сил Кувейта удивленно взирают друг на друга. Между ними пролегла временная пропасть в 20 лет
Также не стоит забывать о более высоких характеристиках самолетов наземного базирования (один F-111 по боевой нагрузке и прицельным комплексам стоил, как два-три палубных бомбардировщика). Андрей наверняка скажет: "Как же так, я в прошлый раз доказал, что отличий всего пара процентов". Но он брал для сравнения лучший (и по факту единственный) тип палубного самолета с самым примитивным из сухопутных многоцелевых истребителей (Ф-16). Только надо учесть, что легкий и массовый "Фэлкэн" используют для минимизации расходов, если же возникнет необходимость, то в бой пойдут F-15E и компания.
В результате речь идёт уже не о трёхстах, а о гораздо меньшем количестве ед. авиатехники. Что касается запасов топлива и 2 тыс. тонн боеприпасов на борту авианесущих кораблей... «Капелла» привезла бы бомб, запчастей и расходников на год войны вперед, благо, у неё дедвейт 40 тыс. тонн и скорость при переходе, выше, чем у авианосца.
Газотурбинный военный транспорт «Капелла», один из лучших в составе Командования морских перевозок. Скорость — 33 узла
В отсутствии авианосцев война продолжилась бы в прежнем виде, в каком мы её знаем. Ничего бы не изменилось, кроме меньших эксплуатационных расходов Коалиции.
2. Андрей задается вопросом:
Если бы Ирак располагал бы современными оперативно-тактическими ракетами (ОТР)? Смогли бы в этом случае американцы со своими союзниками обеспечить воздушное прикрытие всех аэродромов… В то же время авианосцы не могут быть поражены ОТР, так как представляют собой движущуюся цель.
И какой от этого толк, если они самостоятельно воевать не могут?
Как ни крутись, без наземных авиабаз никуда. Если же коварный враг успеет разбомбить все аэродромы, война автоматически проиграна. Наличие АВ уже ничем не поможет. Или вы собрались полностью ликвидировать базы и размещать авиацию на кораблях? Нет? Тогда зачем в сотый раз аргумент о меньшей уязвимости «плавучих аэродромов»?
3. "Мы с удивлением обнаружим, что палубная авиация США, имевшая всего-то около четверти в общей численности американской тактической авиации, оказывается, обеспечила 41,3% всех вылетов тяжелых истребителей".
Удивление могло быть, если эти палубные истребители были бы последней надеждой. Однако, у янки всегда была возможность перебросить на ТВД пару дополнительных эскадрилий F-15. И ничего бы от этого не изменилось.
Все равно палубные «Томкэты», несмотря на тысячи вылеты, никого перехватить не смогли, все 34 воздушные победы достались F-15С.
Кстати, несмотря на своё трепетное отношение к цифрам (до десятых долей процента), уважаемый Андрей забыл учесть 50 тяжелых истребителей ВВС Саудовской Аравии (саудиты тоже летали на F-15). Впрочем, на общем фоне, их значение было невелико: всего две заявленные победы.
Сотня боевых самолетов морской пехоты на авиабазе Шейх-Иса в Бахрейне, 1991 г.
4. «Остается только повторить, что масса бомб никак не может служить мерилом эффективности самолетов».
Андрей совершенно прав. Например, около 40% самых приоритетных целей в Ираке были записаны на долю «стелсов» (в составе группировки имелось 42 «Найтхока», которые совершили менее 2% вылетов от общего). По факту — самый эффективный из ударных самолетов той войны.

В первом налёте на ядерный центр в Аль-Тувайте участвовали 32 самолета F-16C, вооруженных неуправляемыми бомбами, в сопровождении 16 истребителей F-15C, четырех постановщиков помех EF-111, восьми противорадарных F-4G и 15 топливозаправщиков КС-135. Этой многочисленной группе выполнить поставленную задачу не удалось. Второй рейд был совершен ночью всего лишь восемью F-117A с управляемыми бомбами. В этот раз мы уничтожили три из четырех иракских ядерных реакторов.
(Из выступления командующего ВВС многонациональных сил, генерала Горнера.)
Какие выводы последуют из данного пункта?
1. Как верно заметил Андрей, «количество сброшенных бомб» не является единственным мерилом успеха. Проблема лишь в том, что по результатам войны в Заливе палубная авиация «продула» по всем пункта сразу. Мизерное количество вылетов и сброшенных бомб, меньшая боевая нагрузка, худшие ТТХ самолетов, отсутствие воздушных побед… Наконец, летчикам-асам морской авиации просто боялись доверить важные задания. Таковы прискорбные факты, которые уже не исправить колонками цифр.
2. Всегда, как только появится необходимость, командование военно-воздушных сил «достанет из рукава» козырную карту. Ультимативные тяжелые перехватчики (F-15C или «Рэптор»), самолёты-«невидимки», тактические бомбардировщики (F-111 и F-15E), специализированные противотанковые штурмовики и т.д. и т.п.
3. В отличие от них, палубная авиация в любой обстановке будет ограничена набором многоцелевых истребителей лёгкого класса. Во время событий, о которых ведется речь (1991 г.), морским летчикам приходилось летать вообще на примитивных самолетах. Вы можете возразить, приведя в пример Су-33, но физику обмануть невозможно. При взлёте с палубы у него резко уменьшаются запас топлива и боевая нагрузка.
5. Магия цифр
Пользуясь случаем, хочу обратить внимание на интересный подход к анализу действий воздушной группировки МНС. У многих авторов, в т.ч. и у Андрея, очевидно, стоит домашний суперкомпьютер, способный учесть множество переменных, от которых зависит исход войны. Суточный расход боеприпасов, выбор и распределение целей, схемы подвески бомб для каждого типа ЛА, анализ действий аэродромных служб, распределение вылетов в первые дни операции...
Если всех данных все равно нет, что вы пытаетесь доказать десятыми долями процента? Для чего эта показная точность, если у нас отсутствует полный доступ к исходным данным?
Вы привели эти цифры для придания научного вида дискуссии? Так нарисуйте посреди текста знак интеграла, получится еще «научнее».
Формат маленькой ознакомительной статьи для широкого круга читателей не подходит для серьезных расчетов.
Как отличить белое от чёрного? Глазами! Простыми словами о простых вещах. Самые понятные и очевидные примеры — и всё сразу становится на свои места.
Я готов поспорить на счет эффективности АВ в открытом океане. Но доказывать их важность на примере операции «Буря в пустыне» — так можно добиться только противоположного эффекта.
Все факты об участии АУГ в сугубо сухопутной войне свидетельствуют против.
Об этом говорит и количество размещенных на берегу самолетов — в 5 раз больше, чем на «плавучих аэродромах».
И нелепая диспозиция с размещением половины авианосцев в Красном море, чтобы морским лётчикам приходилось лететь дольше всех, через весь Аравийский полуостров.
И другие позорные факты: авиакрыло самого крупного и современного авианосца (атомный «Т. Рузвельт») сделало свой первый боевой вылет лишь на третьи сутки войны.

В отличие от самолетов ВВС, которые еще могли самостоятельно долететь до цели, палубным самолетам обязательно требовалась дозаправка. На фото — палубные EA-6B дозаправляются от KC-135 над Аравийской пустыней
Свежие комментарии