На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 019 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Нужно ли соглашаться России на заморозку конфликта? В России отношение к предполагаемой заморозке конфликта неоднозн...«Это случится вне...
  • Юрий Ильинов
    Европа подталкивает Киев к прекращению огня Последнее турне Зеленского по Европе и США завершилось провалом – он не ...«Это случится вне...
  • Юрий Ильинов
    Европа подталкивает Киев к заморозке конфликта в ожидании результатов выборов в США В последние несколько недель стр...«Это случится вне...

Как японцы Иисуса Христа похоронили… На своих Островах

Исторические напёрстки

Как японцы Иисуса Христа похоронили… На своих Островах

Как японцы Иисуса Христа похоронили… На своих Островах

Мистификаторы и возвышенные романтики могилу Христа ищут в Иерусалиме, в Кашмире, Египте, Испании и Франции. Немало интересных книг писано, гипотез настроено. Но самое интересное в жанре — это следы Мессии в Японии.

В 30-е годы XX века Страна восходящего Солнца крепко удивила мировое сообщество рядом небесталанных книг, где спокойно и разумно говорилось о необычных народных традициях Островов. Сильно напоминающих ближневосточные. Очень изящно представила археологические находки, которые якобы подтверждают устные предания…

Христианство в Японии

очень самобытно, интересно. Драматично временами развивалось, пережив гонения и запреты. Действительно, имеет давние традиции. Наиболее широко тут представлено православие, что довольно необычно. Вся Азия другие течения предпочитает. В Японии же существует именно такая церковь, автономная.

В состав Московского патриархата входит, если кто не знает. Если быть взвешенным, реальные следы христианства в Японии относятся к последним пяти столетиям. Как началась эпоха активной миссионерской деятельности.

Но! Живы и обсуждаемы предположения: Япония еще в I тысячелетии новой эры познакомилась с первыми проповедниками Христа. Это были адепты несторианской церкви. Версия вполне жизнеспособная, поскольку до Китая и Кореи эти подвижники добирались совершенно определенно. А вот в Японию… тут нет документальных и археологических свидетельств. Но очень может быть, ждем открытий.

Кто бывал на Островах, подтвердят: есть один популярный туристический маршрут. Оканчивается недалеко от деревни Сингомура, в префектуре Аомори на севере острова Хонсю. Путешественникам и туристам там показывают могилу Христа.

Место упокоения…

В 1935 году сюда приехал Такэнути Киемаро. Впоследствии изданные им легенды о Христе назвали — «литературой Такэнути». Через год начались археологические раскопки, были обнаружены две могилы. Воодушевленные исследователи, наслушавшись местного фольклора, сделали сенсационное заявление: в одной могиле похоронен сам Христос, вторая является памятником его младшему брату Исукири. Который умер на кресте вместо Спасителя.

С географией места много непонятного: холм в правой части пригорка считают могилой Иисуса, называют «Торайдзука». Есть и левый холмик — «Тодайдзука», там хранятся… волосы и уши Исукири (полный треш!). Или прах Марии, привезенный в Японию Христом. Раскопки ничего не подтвердили, только вопросы сплошные оставили. Рядом есть старое буддийское кладбище, найденные останки могли принадлежать кому угодно. Но местные упрямы в своей уверенности. Обязательно покажут еще одну достопримечательность: ниже пригорка с крестами есть аккуратный маленький домик, «сирекан» (архив).

Если видите, вход в дом — это стеклянный витраж. Глубоко внутри есть немногочисленные экспонаты. Две причудливо убранные куклы, изображающие взрослых людей в натуральную величину. На дальней стене развернут свиток, густо исписанный китайскими иероглифами и японскими знаками катакана. В нескольких местах на нем нарисована шестиконечная звезда. Подпись: это копия «Завета Эсукирисуто» (Иисуса Христа). Венчает «выставочный зал и сам «архив» — наклеенная деревянная звезда о пяти лучах, «герб семьи Савагути».

Потомки Христа.

Эти Савагути на полном серьезе утверждают свою «божественную генеалогию». Местные жители, само собой, подтверждают. Говорят: раньше к этому роду принадлежали люди с голубыми глазами, крупными носами и светлыми волосами. На вопросы, почему герб Савагути имеет пятилучевую звезду Давида, а не традиционную шестилучевую… внятного ответа нет.

Но. Головные уборы кукол и ниспадающее складчатое покрывало мужской фигуры напоминают одежду древних израильтян. В Японии такое возможно встретить только в районе Синго. Этнографы говорят: здесь бытовал обычай рисовать крест на лбу детей, когда их в первый раз выносили из дома. Многие старики в префектуре до сих пор лечат немеющие ноги простым способом: плюют на указательный палец и чертят у себя на лбу крест. Троекратное повторение процедуры обязательно приносит облегчение.

По сей день пеленки младенцев тут вышивают «звездой Давида» (неправильной). Отца и мать дети в семействе Сингомуры называют: «апа» и «ая». По-японски это ничего не значит. Но кто понимает… вообще-то, это родной язык Христа.

Завет Эсукирисуто.

«Японский завет Иисуса Христа» расшифровала историк Яманэ Кику. Её труды появились ровно в тоже время, как и «литература Такэнути», стали неотъемлемой её частью. События в биографии Мессии выглядят таким образом...

Иисус действительно родился в Иудее. Детство провел вместе с родителями в Египте, вернулся в Назарет, где прошла его юность. В возрасте 21 года он исчезает из отчего дома, чтобы вернуться туда уже 33-летним мужчиной. Словно обновленный изнутри — славит Бога, говорит о рае, начинает проповедовать неизвестное вероучение.

Сюжетик затёртый, многие народы мира стараются использовать пробелы Библии, где нет информации о годах становления и возмужания Христа. В «Японском завете» они описаны наиболее подробно. Иисус отправился в Японию, как оказалось. Во время правления царя Сюйнина, появился в портовом городе Хасидатэ. Он расположен на побережье Японского моря. Одиннадцать лет провел в странствиях, вникал в японский язык и литературу. Что особенно важно — занимался аскетической практикой под руководством некоего «святого учителя».

В возрасте 33-х лет Иисус покинул Японию, вернулся в Иудею. На родине крепко сблизился с Иоанном Крестителем («Папутэсумано Еханэ»), собрал непротиворечивый табор апостолов, как в Новом Завете. Только вот проповедовал Мессия им о божественных мудрецах Японии. Именно поэтому его учение вызвало негодование Синедриона, еврейских старейшин и ученых фарисеев («парисай»). Дальше повествование привычно: навет, арест римскими солдатами, суд Пилата, распятие на кресте.

С одним уточнением важным. По «Японскому завету» на Голгофу (почему-то) взошел его младший брат Исукири. Не Христос, а именно этот человек произнес известную из Евангелий фразу: «Боже, зачем ты меня оставил?». А вот самому Христу удалось спастись. Вместе с верными учениками он пешком пересек… Сибирь. Путешествие длилось четыре года. Как-то эти бродяги добрались до… Аляски. Там поймали корабль попутный. На 26-ой день второго месяца пути ступили на японскую землю в Хатиноэ, в стране Тидзи.

Спаситель поселился в деревне Хэрай (сейчас это часть деревни Синто), принял имя Торайтаро Дайтэнгу, женился на японке Миюко, обзавелся тремя дочерьми. Скончался он в возрасте… 118 лет. Или 106, тут разночтения есть среди местных. Так же Иисус привез в Японию ухо и волосы распятого брата. Они захоронены в малом кургане рядом с подлинной могилой Христа.

Так, имя странное разберем, на которое Мессия откликался: Торайтаро Дайтэнгу. «Торай» в Японии давным-давно означало иммиграцию («прибыть в Японию из-за моря»). «Таро» — самостоятельное мужское имя. «Тэнгу» — мифологические персонажи с крупным носом, красным лицом и складчатыми одеждами. «Дай» — это «великий». «Страны Тидзи» географически никогда не существовало, но воодушевленные японцы считают — это остров Титидзима в архипелаге Огасавара.

По преданию, Христа похоронили на горе Хэрайдакэ, через четыре года останки перенесли чуть восточнее. Где сейчас они и покоятся. За время своего вторичного пребывания в Японии (60-тилетнего) Мессия ввел обычаи родной Иудеи. Забавно, но сохранилась непонятная для современных японцев песенка.

С «незапамятных времен» в районе Хэрай ее поют во время Праздника Мертвых («обон»), подкрепляя танцами «бон-одори». Текст таков, не берусь за точную передачу: «Наньядо яра, наньядо насарэно, наньядо яра». На современный или классический японский язык это не похоже совсем. Религиовед Кавамори Денэйдзи перевел таким образом:

«Да прославится твое святое имя, для тебя, сметающий варваров, для тебя возглашаем славу святого имени».

Естественно, в Японии есть библейские места, принесенные Иисусом. Например, плато Маегатай. Просто сказочно и красиво природой. Это назначено Садом Эдема, где жили Адам и Ева. Под роскошными и цветущими лугами покоится древняя «Христова столица», погибшая «происками сатаны» после извержения вулкана. Она называлась «Синако»… Миллиарды иен индустрия Христа зарабатывает, не сомневайтесь.

Разоблачение фокуса.

Итак, как эта дичь попала в тихий мир «белых людей»? В июле 1995 года вышла книга американца, профессора Колумбийского университета Чарлза М. Донована. Называлась «Shelter» (убежище, укрытие). Автор почему-то решил опубликовать сенсацию не в Штатах. В Англии.

Махонький, в 79 страниц труд, просто взорвал общество, вызвав небывалый гнев даже ставшего толерантным Ватикана. Папская курия и кардиналы католического мира потребовали изъять тираж (1 000 экземпляров). Не дождавшись реакции издательства, через своих «агентов» самостоятельно его скупили и сожгли неизвестно где.

Что было напечатано? Примерно тоже самое, что Вы прочитали выше. Христос дважды приезжал в Японию, сначала в горах префектуры Яманаси прожил около десятка лет, постигая философию синтоизма. Когда в Палестине с проповедью у него не задалось, через Сибирь и Аляску вернулся в Страну Восходящего Солнца.

Профессор Донован дальше сообщил: настоятель храма Такэути обнаружил могилу Христа во владениях фермера Тоедзи Савагути, которого односельчане единодушно признавали потомком Иисуса. Но… в середине XX века население Сингомуры составляло около пяти тысяч человек, среди них — ни одного христианина. Только странные ритуалы и поверья, песенки и традиции. Неизвестно откуда здесь появившиеся.

Краткий дайджест «труда Донована», скандал с акцией Ватикана по изъятию тиража был опубликован в английской газете «Daily Mail» в 2010 году. Привлек внимание британского историка и писателя Дэвида Клейтона, который решил взяться за расследование. Сделал запрос в редакцию «Daily Mail». Редакция дополнительными сведениями не располагала, отправила за комментариями к Чарлзу М. Доновану. Мистер Клейтон обратился в Колумбийский университет.

Ему ответили: такого профессора, ученого, консультанта… даже студента с подобным именем не существует в списках университетских. Лавочка закрылась…

-

Поклонение святым реликвиям: что на это Господь говорил?

Поклонение святым реликвиям: что на это Господь говорил?

Не затягивая предисловие, сообщаю: в Священном Писании есть прямой запрет идолопоклонства и почитания икон. Больше, даже предметам, посвященных Господу. А чему можно, вопрос возникает? На протяжении всех Заветов прямо указано: почитать необходимо единого Живого Бога, творца неба и земли. Вторая заповедь без разночтений запрещает верующим идолопоклонство. Божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Читаем то, что выбито было каменных скрижалях Моисея, потом повторено Христом:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исход)
«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Матфей и Лука)

Что на это скажет деревенский батюшка или даже великий Илларион из телика? «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для приближения к Творцу».

Логика железная. Господь запретил языческих божков, предложив создать идолов во славу Себя любимого. Однако. Не попахивает ли это… прямым противоречием самой идее смены религиозной формации? Вторая заповедь дает запрет не просто на поклонение идолам иных богов. Почитайте внимательно. Это табу на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Поклонение иным богам Создатель запретил уже первой заповедью Декалога:

«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

Вторая заповедь разъясняет первую? Не смешно. Она говорит о другом. О кумирах и изображениях. Что всё внимание должно принадлежать только Богу, а не кому-либо или чему-либо. Здесь сразу стоит расширить контекст, разобраться с одним термином — «Бог-ревнитель». Говоря о своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет именно так. Ревнитель — это муж. Избранный Им народ — жена: «Творец есть супруг твой».

Включаем бытовую логику, не нужно метафизики лохматить. Из текстов Библии видно, к чему (кому) ревнует Бог. Он, как положено ветхозаветному мужу, одобрит желание своей «жены» поклоняться его фотке? Часть положенной Ему любви отдавать кому или чему-либо? Так до прелюбодеяния недалече, вообще-то.

Обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий «посреднику» передает часть своей любви. То есть, плодит неимоверное количество передаточных ступеней. Второй, третий, четвертый, пятый… и все — лишние. «Святые посредники» уводят от прямого обращения к Творцу. Не являются для верующих безликими «проводниками» к небесному Супругу. Поскольку имеют схематические или прекрасно прорисованные черты, соотносятся с живыми личностями. При этом каждая из мощей воспринимается частью земного тела «заступника».

Мало того, знаменитые иконы имеют имена собственные. Христиане выбирают между двумя иконами — дома и пятью — в храме. Одна считается наиболее полезной или милой сердцу, так устроена примитивная психология. «Любимице» больше молитв, почитания, с неё чаще пыль вытирают. Долгими экспериментами такой путь пройден: вот эта икона не помогла, тот святой не заступился, косточка или зуб не подействовали, паломничество в некую обитель облегчения не принесли…

Но Бог — один, как бы. Целуя иконы и мощи, другие «святые предметы»… что происходит? Грех. В них нет Бога Живого. Верующие это знают прекрасно. Но продолжают прелюбодеяние. Это и вызывает в Ветхом Завете ревность Творца. Мужа.

Листая Книгу.

Дальше идем… Где, простите, есть утверждение или намек на то, что кто-то (кроме Бога) может ответить на молитвы? Она творится «втайне», Матфей вам в помощь, очень подробно мужчина растолковал всё. Молитва демонстрирует некую интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Бог — вторая сторона взаимоотношений. При чем тут Николай Угодник, даже Богородица? Категоричность Бога в вопросе любого идолопоклонства — прописана вполне определенно. Бессмысленность и опасность почитания любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!». (Книга пророка Аввакума)
«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы … Они не видят и не разумеют… Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же…
Плотник … рубит себе кедры, берет сосну и дуб, … И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним … и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».
И нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»

Эпизод с Тельцом.

Очень хитро толкуется батюшками, хотя всё написано понятно вроде. Моисей сидит в отделе готовой продукции на Синае, расписывается в получении каменно-мудрой матчасти из рук Творца… Чем занято его бестолковое стадо, спасенное Господом из «египетского рабства»? Правильно. По собственному разумению решает Бога отблагодарить:

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!». (Книга Исхода)

Заметьте… Евреи не нарушили первую заповедь, не нашли себе другого бога. Не говорили: «Теперь наш Господь — Золотой Телец», как лукаво вам в деревенской церквушке начнут толковать. Они лишь изобразили Бога, который вывел их из Земли Египетской… как умели. В старых традициях. Сильный и могучий бык-телец… Древние верования. Так они понимали Спасителя. Но была нарушена вторая Заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему».

В Писании еще один пример приведен: народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (Книга Чисел). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на Змея, помещенный Моисеем на знамя (по указанию Бога), исцелял людей. Это был акт веры (без целования и прикосновений) в небесного Отца. Что потом случилось? Израильтяне сделали из медного змея кумира. Это уже разновидность идолопоклонства. Даже объяснение выдали: это предмет рассматривается прообразом Христа. Такое толкование Господу очень не понравилось:

«И делал он (царь Езекия) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан». (Книга Царств)

Что еще не ясно? Евреи впали в грех идолопоклонства. Стали служить Змею, кадить перед ним, даже имя собственное дали — Нехуштан. Нарушив вторую заповедь: «не поклоняйся им и не служи им». Так что… в топку бормотание лукавое путаников в рясах… «Мы не поклоняемся, а только почитаем». Не аргумент совсем, а прямое нарушение Слова Божия.

Может быть не поклоняетесь, готов поиграть в слова. Но ведь определенно служите иконам, мощам и святым. Это не признаки идолопоклонства, не нарушение заповедей? Разберитесь тогда с термином «служение». Всю жизнь человечества оно означало одно, без толкований: действие для кого-то или чего-то.

Иконам и мощам устраиваются именно служения. В пышном обрамлении крестных блужданий, специального молитвословия и песнопений, праздников бесчисленных. С тоннами свечей, кубами ладана, круглосуточными стояниями в храмах. Тельцам бесчисленным это служения. Как вы их себе понимаете. Как евреи без надзора Моисеева выдумали.

Обобщаем.

Если не убедительно писано, предлагаю почитать еще кое-что. Есть библейская история о Гедеоне. Там в полный рост прописан запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Суть истории: чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон (по повелению Господа) распустил свое войско. Оставил триста всадников, одолел армию мадианитян.

Спасенные израильтяне из трофеев отдали полководцу — по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из поднесенных украшений сделал — ефод. Это часть облачения первосвященника, изготовленная из двух полотнищ дорогой материи. Соткана из золотых нитей и виссона, украшена драгоценными камнями. Господь оценил это так:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его». (Книга Судей Израилевых)

Там же высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем. Он поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву: истукана, литого кумира, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии нанял левита. Конкуренты из другого колена Израилева этот богослужебный инвентарь украли, священника перекупили. Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие так толкует его поведение: он жалок, погружен в пучину отчаяния. Поскольку разрушен весь его мир. Унижается перед грабителями:

«Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли».

Живой Бог, как нетрудно догадаться, был с Михой рядом неотлучно. Не сидел в идолищах его «личного храма». Конкуренты (сыны колена Дана) неподалеку поставили город, истребив живших там людей. Начали служить украденным идолам. Как оказалось… напрасно. Настоящая Божия Скиния (походный храм, созданный сынами Израиля по повелению Божию после заключении Синайского Завета) была в то время — в Силоме.

А как быть с «поклонениями» евреев Ковчегу Завета, прочей священной утвари Храма? Не поклонялись, читай внимательно Писание. В Скинию, Храм Соломона, во Второй Храм (построенный после «вавилонского пленения») — никто из простых людей не имел права входить. То был Закон Моисея. В святилище совершали ряд ритуалов: жертвоприношения, возложение хлебов, зажигался фимиам на жертвеннике… Перед завесой.

Правом поддержание огня в семисвечнике обладали только священники из «рода Аарона». В святая-святых входил лишь Первосвященник, один раз в году, на День Искупления (Йом Киппур). Помогать по храмовому хозяйству могли только избранные из «колена Левита».

Ковчег и храмовую утварь не видели простые верующие, даже левиты-помощники. При перемещении святилища все предметы заворачивались представителями рода Аарона. Чтобы их никто не видел, не смел прикоснуться. Даже левиты из рода Каафа, которые носили Скинию с инвентарем походного святилища.

Выводы…

Библейские тексты еще ветхозаветных времен говорят: не было и не могло быть поклонения и служения святым вещам святилища Бога. Никто, кроме священников-ааронидов, их никогда не видел. Меры предосторожности логичны и понятны. Бог запретил верующим видеть утварь Храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства. Обожествление вещей. Даже Его собственности, утвари святилища. Тем более поклоняться им.

Это никакие не «священные предметы», а всего лишь материальные функции в служении. Созданы для обрядов очищения людей от грехов. Пользоваться ими могут только посвященные Первосвященники. У тех прививка от «кумирства» сделана, трехкомпонентная ….

-

Почему нельзя поклоняться иконам? Это запрещено Богом…

Почему нельзя поклоняться иконам? Это запрещено Богом…

Византия конца VII — начала VIII веков. Очень трудный период государства. Арабы-мусульмане, вихрем пролетев по Ближнему Востоку и Малой Азии, сокрушили мнимое ромейское величие. Только чудом не захватили Константинополь, переоценив свои морские таланты. Не подготовившись к встрече с экспериментальным «греческим огнем». Само собой, греки крепко задумались. Очевидный же факт: Бог от них отвернулся, хоть и помог напоследок для вразумления. Утверждение никто не оспаривал…

Тяжелые размышления.

Они начались еще раньше, до взлета ислама. Идея иконоборчества витала в воздухе, раздирая христианский мир надвое. Поклонение «крашеным доскам» и фрескам политически разбивало имперское общество, создавало непреодолимые преграды сближения христиан с иудеями (потом — и с мусульманами). Эти конфессии крайне негативно относились к «изображениям Бога», иконам.

Подоспела другая великая проблема. К началу VIII века императоры стали понимать: власть государей… призрачна. Политическая роль церкви стала столь значима, что уже зашла за все мыслимые разграничительные «красные полосы». Огромные и плодородные земли, церковная собственность храмов монастырей, тонны золота и серебра. Духовенство нагло вмешивается в прямые функции управления государством.

В 695 году РХ министром финансов в Византийской Империи стал «авва» (сирийское понятие «отец церкви») Феодот. В 715 году диакон собора Святой Софии решил примерить на себя полководческие лавры, стал главнокомандующим войсками Империи. Казна державы пуста, налоги не собираются или присваиваются церковниками. Объяснявшими: «это на дела Господа», обойдемся без чиновников-коррупционеров.

Народ этому охотно верил, подати не платил, в армию по призыву не шел. Императоры вынуждены были умолять, извиваться и унижаться. Даже на дворцовую гвардию средства платились из казны церковной, флот превратился в полное ничтожество. Императоры-иконоборцы посчитали необходимым перенаправить финансовые потоки, навести светский порядок. Решение было прагматичным и справедливым:

«Параллельно с религиозной реформой, осуждавшей иконы, запрещавшей мощи, уменьшившей число монастырей и вместе с тем не коснувшейся основных догматов христианской веры, производилась реформа социальная и политическая, разграничение власти имперской и духовной». (греческий историк Папарригопуло)

В VII-VIII веках Византийское государство потерпело ряд серьёзных поражений от арабов. Терпение императора Льва III лопнуло. Он напрямую назвал причины поражений:

«Виновником всех бед явилось растущее почитание икон, которое можно было в его внешних проявлениях отождествить с идолослужением».

Столь революционный шаг император предпринял после дотошного изучения всех догматов Веры, предпочитая слушать богословские толкования подвижников и аскетов, малоазийских епископов Константина Наколийского и Фомы Клавдопольского. Окончательное решение было принято в 726 году. Тогда же появился и соответствующий имперский Указ: почитание икон и идолов — прекратить.

Еще более категоричный запрет был издан в 811 году, после катастрофического разгрома византийских войск в войне с болгарами. Тогда, в битве при Вырбишском проходе — был обезглавлен сам император Никифор I, из армии никто не спасся. Византийцы посчитали поражение гневом Божиим за нарушение заповеди: «не сотвори себе кумира». Иконы вновь стали запрещенными предметами, поскольку незадачливый император стал возвращать «крашеные доски» в оборот.

Богословы-иконоборцы

крепко стояли на Второй Заповеди Создателя. Были полностью правы.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…».

Хотя живописные изображения Христа и святых встречались с самых первых лет становления христианства, ими были расписаны восточные и римские катакомбы… но церковный канон отношения к иконам отсутствовал. Само собой, это привело среди темного и невежественного люда к полным безобразиям. Народные массы (при молчаливом и корыстном согласии священников) окружили иконы суеверным почитанием, скатываясь в беспросветное язычество.

Доходило до смешного. Появился обычай брать иконы в восприемники детей, скоблить с этих досок краску (добавляя в евхаристическое вино). Даже Святое Причастие клали на икону… Так (якобы) Его можно было получить из рук понравившегося мирянину святого. Все эти «неточности в обрядах» сопровождались обязательными подношениями Церкви. Она брала на себя обязанность «замолить малый грех, идущий от сердца верующего». Плодились таксы и расценки…

То есть, с иконопочитанием происходило ровно то, против чего выступал Христос с Отцом. Идолопоклонство, создание культов «святых старцев», почитание мощей. Возникнув на грамотной экспериментальной основе обращения язычников (как плод и раскрытие веры Церкви в Христа), иконопоклонения скатились в нечто самодостаточное и самодовлеющее. Итог — стал происходить возврат к язычеству. Ещё до начала иконоборчества Анастасий Синаит в VII веке предупреждал:

«Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение».

Все это сопровождалось расцветом монетизированного религиозного искусства. Иконы стали реалистичными, чувственными, эмоциональными. Это ставило под сомнение святость. На фоне падения общего образования в империи, снижения богословского толкования догматики христианства, преобладания формы над содержанием… сама Церковь впала в грех «небывалого коммерческого успеха». Тысячами стала плодить мучеников, святых, набивая их останками монастыри и храмы.

Читаем Писание

Хотя сочинения (немногочисленные и сохранившиеся) иконоборцев куда интереснее, но Первоисточник информативнее. Его не нужно познавать, пройдя многолетние курсы «правильного прочтения». Все просто и доступно изложено. Самый идиотский аргумент, что слышал от батюшек и невежественных адептов поселкового храма: «раз ты противник изображений в храме, паспорт свой порви и альбомы семейные сожги...». Логика понятная, хоть и пещерная.

Изучайте матчасть. Закон Божий к этому не призывает. В заповедях дан прямой запрет на поклонение и служение изображениям и кумирам (см. выше, №2 в списке). Не нужно передергивать. Библия не табуирует живопись, скульптуру, фото- и видеоискусство. Суть заповеди — не допустить людей к почитанию предметов, отождествляемых с Богом. Данный запрет касается всех изображений. В том числе представляющих Самого Творца.

Бог мудр, явно предвидел такие поползновения бестолковые. Попытки Его изобразить. Второй шаг предугадал от неразумного и ленивого стада: поклонение этому образу. Поэтому, категорично и однозначно предупредил:

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину». (Второзаконие)

Снова вернемся к прошлой статье. Ну не почитались в ветхозаветные времена изображения херувимов, как врут попы. Они использовались в оформлении святилища. Библия же прямо это рассказывает. Походный храм народа Израилева (Скиния) был украшен вышитыми херувимами. Храм Соломона — резными:

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою». (Исход)
«И покрыл дом, бревна, пороги и стены его и двери его золотом, и вырезал на стенах херувимов». (Вторая Книга Паралипоменон)
«На всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне». (3-я Книга Царств)

Ну… что писано? Скиния, а затем Храм Соломона, были искусно украшены. Ни священники, ни простые верующие под стенами на коленях не ползали, ткань и бревна не лобызали. Писание вообще категорически запрещало (кроме священников из семьи Аарона) даже входить в Скинию. Четыре херувима украшали Ковчег Завета, да. Но его видел только один человек, Первосвященник. Один раз в году.

Ровно такие же элементы оформления археологи находят в молитвенных домах и катакомбах христиан первых веков. Не нужно ходить по атеистическим ресурсам, почитайте одобренную литературу. Например, «Православную энциклопедию» под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Раздел: «Византийская империя. Часть IV»:

«Самыми ранними, дошедшими до наст. времени произведениями христ. изобразительного искусства являются росписи катакомб — подземных кладбищ первых христиан, возникших в период гонений (II — нач. IV в.), сохранившихся в ряде мест Италии (Рим, Неаполь, Сицилия), на Мальте, в Испании, в Сев. Африке. Росписи украшали также стены молитвенных домов христиан, где собиралась община для совершения богослужения».

А теперь археологию изучите. «Росписи» — это узоры, цветы, символы, херувимы, библейские герои и сюжеты с их участием. Агнцы или пастухи, символизирующие Христа. В первые века Церковь выражала свою веру символами. Якорь, рыба, голубь, феникс, павлин, петух, агнец, орел, масленичная ветвь, виноградная лоза и т.д. …

Можно встретить изображение «доброго пастыря» известной евангельской притчи. Традиционно изображен юношей без бороды, с короткими волосами, правильным и симпатичным лицом. На нем древняя античная одежда.

Символика изображений.

Ведь проблема не великая: в открытом доступе можно увидеть творчество христиан II — начала IV веков. Сотни хорошо сохранившихся настенных изображений в катакомбах. Там хоронили умерших, устраивали богослужения. Пещеры украшены росписями библейских сцен, это напоминание поучительных историй. Символы же помогали помнить основные принципы христианства:

  • — голубь — птица Ноя, вестник мира, надежда на небесный рай;
  • — феникс, сжигающий себя и воскресающий из пепла — символ Воскресения;
  • — павлин — символ бессмертия;
  • — масличная ветвь — символ победы над смертью и грехом;
  • — корабль — символ церкви, способной спасти человека в море житейских невзгод;
  • — якорь — символ вечного покоя после жизненных бурь;
  • — рыба — самый популярный символ Христа. Начальные буквы фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» на древнегреческом языке образуют слово «рыба» (Ίχθύς — Ίησούς Χριστoς Θεoύ Υιoς Σωτήρ).

Ах… эти изображения были началом духовного роста? А потом произошло осмысление значимости икон? Так ведь православные иерархи трут из телевизора… А если честно и объективно посмотреть? Ведь абсолютная же истина: художественное оформление первых христианских молитвенных домов и катакомб — это оформление ветхозаветного святилища. Ничего общего с последующим почитанием изображений. Категорично запрещенных Ветхим и Новым заветами. Только не нужно вилять, что вот это про язычество писано:

«Не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги». (Деяния Апостолов)
«Они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся … Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари (творению) вместо Творца». (Послание Римлянам и Откровение Иоанна)

предметов и изображений разлагал христианскую церковь постепенно. «Наспех обращенные» язычники имели собственный исторический опыт почитания божеств, географический и традиционный менталитет, привычки. Накопленный за тысячелетия «сакральный багаж» преломлялся через новую религию. Хотя иудаизм и ислам, которые наравне с христианами чтут Бога Авраама и Иакова, — на эту провокацию не повелись.

Категорично и до нашего дня не используют предметы и изображения в богослужении и богопочитании. Только христианство заразилось античным греко-римским наследием «высокого искусства». Многие истинные христиане были знакомы со Словом Божьим, с самого начала пытались предотвратить страшный грех. 36-ое правило поместного собора в городе Эльвире (Испания, 300-313 гг.) запрещает помещать на стенах церкви живопись, изображающую то, что достойно почитания:

«Изволися нам, чтобы живописных изображений не было в церкви и чтобы то, что почитаемо и поклоняемо, не было изображено на стенах».

Лучше всего проблему обрисовал известный христианский апологет (богослов, защищающий христианство перед язычеством) Тертуллиан.

«Если Он запрещает делать любые изображения, то тем более — слепки образа Своего. Виновник истины извращений не любит; любое изваяние в Его глазах — подделка. Проникнись же ненавистью, христианин, к искусству, покровителей которого ненавидеть ты обязан!».

Климент Александрийский (150-215 гг.), христианский апологет в работе «Строматы» утверждал, что верующим нужно умом постигать Законодателя, ведь произведения искусства не могут быть божественными, изображения лишь унижают Бога:

«То, что сделано руками, сродни материалу, из которого оно сотворено. Так, изделие из слоновой кости есть слоновая кость, изделие из золота — золото. Идолы и храмы, воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».

Богослов епископ Ириней Лионский (202 г.) в своей книге «Против ересей» называл язычеством использование гностиками (еретическое течение) изображений Иисуса:

«Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники».

Можно цитировать бесконечно Марка Минуция Феликса и его «Октавий», христианского ученого Оригена и книгу «Против Цельса», христианского ритора Луция Целия Лактанция с трудом «Божественные установления»:

«Подобие человека кажется нужным в то время, когда он далеко. Но оно становится ненужным, когда он рядом. Однако, в случае Бога, Дух и влияние Которого находятся везде и никогда не могут отсутствовать, ясно, что изображение никогда не нужно. Без сомнения, там, где есть изображение, нет религии».
«Древние хорошо знали, что изображения не имеют божественной природы, и что в них нет чувств, но они создавали их с пользой и мудростью ради неуправляемой и невежественной черни, которая составляет большинство в странах и государствах, чтобы... от страха они могли стряхнуть свою грубую природу, полагая, что они находятся в присутствии богов».

Выводы.

Пардон за пространные цитаты. Это не выдержки из богословских диспутов, кстати. Обращения Отцов к язычникам. Либо назидания ранней христианской церкви о правильном Учении. Никто из приведенных авторов в еретичестве не обвинялся, кто посмел бы замахнуться… В православии некоторые из них именуются «учителями и отцами церкви». Все известные нам деятели богословия II-IV веков были противниками почитания изображений.

Как же так вышло с предупреждениями? Духовные наставники, обладающие непререкаемым авторитетом даже в православии, со страниц своих рукописей категорически выступают против практики «икон, предметов, мощей и идолов» восточной церкви. Многие из них не возражают против церковного символизма, искусства в целом.

Первые христиане делали четкое различие между символами, элементами оформления и объектами для поклонения. Были правы. Инициировав в VII-VIII веках полный запрет на использование изображений в церкви, начав византийское «иконоборчество». Уже тогда с горечью признали свой проигрыш. Индустрия предметов украшения и оформления бесповоротно превратилась в культы объектов для почитания. С чем вас и поздравляю, уважаемые идолопоклонники. С грустью, само собой.

Картина дня

наверх