«Застенчивые иудеи» Хазарского Каганата. Были али нет?
Цикл статей о Хазарии задуман обширный, поскольку удивляет расхожее «патриотическое» мнение: под водительством иудейской религии Хазарский каганат превратился в военно-разбойничье и торгово-паразитическое государство (спасибо еще отдельное Лёве Гумилеву). Что исключительно занимался сбором грабительских даней, работорговлей, грабежом безропотных славян. Что всем заправляла «черная раса» иудеев, приближающих наступление Ночи Сварога… ну прочий галоперидольный бредок…
Все говорят о хазарах с умным видом, и только хазары ничего не говорят о себе. До сих пор, супротив здравого смысла и фактов утверждается — их летописи просто не сохранились, письменности своей не было, языка тоже. У славян с булгарами нахватались, суржиком полу-тюркским пользовались, ага. А от могучей «летописной страны» ничего не осталось, даже археологии. Развалины крепостей, городов, захоронения, посуда и оружие, найденное, — это всё не хазарское. Привозное да грабленое. Короче, хазары не люди, а демоны-призраки. Словно волшебный град Китеж бесследно провалились сквозь землю и толщи вод Каспия…
Истоки общественной неприязни. Почему «наше всё» А.С. Пушкин непременно хотел «отмстить неразумным хазарам» — вопрос беллетристики гениального поэта, это понятно. В его багаже знаний был только один исторический источник, сформировавший мировоззрение, — безумно популярная тогда «История государства Российского» в исполнении матерого вруна Карамзина. О хазарах правду (может) кто и знал. Но не в Империи Романовых. Плотно ими занялись на Востоке и в гейропах ближе к концу XIX века. Наш великий потомок арапа Петра Первого считал хазар одним из кочевых народов, терзавших Русь. После пошло-поехало в этой же парадигме, от светских салон до научных кабинетов. Не знаю, как для кого, — но автор склонен считать такое отношение крайне несправедливым и поверхностным. Если посмотреть трезво-геополитически… Хазарский Каганат долгое время служил буфером между славянами и кочевниками Азии. Как мог, прикрывал юго-восточные земли от набегов всяческих печенегов да тюрков. И от арабской экспансии спасал, на минуточку. Давайте снижать накал страстей, держа в уме «деяния» русов-варягов, что «примучили» свободное население наших широт весьма не вегетарианскими методами. С работорговлей, резней, грабежом и прочими прелестями «государственности». Стоили друг друга…
Освоились быстро, но недолго пребывали в статусе «тюрок». Полностью ассимилировались местным населением, передали ему свое родовое имя (историческая балканская Болгария). Другая часть прото-болгар двинулась на север в Среднее Поволжье, основало государство Волжский Булгар. Изначально попали под вассалитет Хазарии, но тут тоже нужно быть осторожным в оценках. Поскольку немало тюркских болгар, этнически близких хазарам, приняли участие в создании (к середине VII века) сильного царства на нижней Волге и Поднепровье. Изначально хазары вели себя безобразно, очень агрессивно подминая (под почти рабскую зависимость) Кавказ, часть Крыма, территории современных Татарстана, Калмыкии, Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской, Самарской, Воронежской, Ростовской и части других областей.
Долгая жизнь? Почти триста лет, до середины Х века,— это много или мало? Не берусь оценивать. Но для тех времен и широт — моё почтение… Хазария была сильной империей, но явно проигрывала соседям: Византии и Арабскому Халифату. И если с православным Царьградом отношения складывались рабочие и добрососедские (не без подлянок друг другу, конечно). То вот с арабами, которые выпучив бельма устремились распространить мечом ислам в Закаспии и на Кавказе, — проблемы возникли нешуточные.
Впервые Халифат, покоривший наскоком Северный Кавказ, попытался вломиться в земли хазар еще в 653 году, но вылетел на пинковой тяге за Дербентские ворота... Началась долгая и кровавая тягомотина с переменными успехами. Тянулась до 730 года. Что спасло Византию, кстати. Сообразительные ромеи смогли остановить экспансию ислама в Малой Азии, перегруппировались, навели порядок в том имперском бардаке, что подпитывал арабский Халифат среди местного населения. А всё это время лучшие войска мусульман пережевывала Хазария… Может не патриотично прозвучит, но только этого достаточно, чтобы относиться более уважительно к роли Каганата в мировой истории. Большой вопрос — какому богу бы молились славяне, упади хазары в те времена под натиском «проповедников из Медины».
Достоинства и сил отблагодарить Хазарию хватило у базилевса Льва Исавра в 732 году. Он женил своего сына на сестре Кагана — Чичак (по-тюркски «цветок»). Она приняла в крещении имя Ирина, ее сын позднее стал Императором Византии под именем Лев Хазар. Правда, в 737 году гениальному арабскому полководцу Марвану удалось совершить успешный бросок вглубь Каганата. Операция вызывает уважение перед организаторскими и военными талантами последнего из Омейядов (подробности в ссылке абзацем выше). Марван сбросил тяжелые даннические кандалы с народов Кавказа, славян Днестра и Подонья, устроил знатную охоту на хазарского Кагана и аристократию степных хищников.
Дошел великий Омейянид до района современного Саратова и Воронежа, где распушил в хвост и гриву сборную Каганата. Заставил хазар просить мира, даже обратил в ислам Главного тренера. Но стоило мусульманскому войску уйти домой, язычник-хазарин сплюнул вслед арабам и вернулся к прежнему укладу. Но безудержной работорговлей и грабежом соседних народов грешить перестал… Торговлю «из арабов в славяне» по Каспию тоже оформил в более цивилизованном ключе, без прежних запредельных пошлин, демпинга и грабежей. Урок был усвоен.
Проклятые иудеи? Здесь советую быть вообще осторожными, поскольку не все однозначно. История выбора веры Каганатом была исторической «зеркалкой» событий Древней Руси времен Владимира, что Яснее Солнышка. Только на полтораста лет старше. В 730 году к хазарскому Кагану Булану по поручению своих правителей прибыли делегации: миссионеры-христиане из Византии да имамы Арабского халифата. Каждый хотел склонить правителя Хазарии к своей вере. Видать назрела в обществе уже необходимость в этом, по их авторитетному мнению.
Булан-каган пригласил в качестве наблюдателя-консультанта какого-то безвестного «мудреца из израильтян», раввина. Кто таков — Яхве весть, откуда — непонятно. Но не из норы суслика выполз, точно. Иудейские общины в тех краях обретались еще со времен греческих городов-колоний. Особенно людными были на северном побережье Черного моря — в Херсонесе, Фанагории, Пантикапее (Керчи). И на южном Кавказе с древнейших времен проживали иудеи персидской культурной традиции. Было откуда извлечь умника, имхо…
Решение было опасным. Итак, аристократическая верхушка государства приняла иудаизм (а куда деваться, отец-кормилец приказал). Но официальной, господствующей государственной религией государства не была никогда. Трудно было объяснить выбор Булана подданным, десяткам племен и народов. Камские болгары, буртасы, сувары, мордва-эрьзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне-поляне после «арабского вразумления хазар» сообразили, что Хозяин не так и силен, бить его можно и должно (когда безобразничать начинает). Понимание ситуации было взаимным. Поэтому, как сообщает «Еврейская энциклопедия»: хазарский каган, около 679 года нашей эры:
«вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру».
По другим, более достоверным источникам, — в 740 года аристократы-хазары очень ограничено приняли измененный иудаизм. И только примерно в 800-м году — раввинский классический. Но всё это время знать и Каганы держали в тайне свое обращение, скрывая новую веру от народа. Устраивались грандиозные мистификации, правители самоизолировались от простого люда, запертые в огромном дворце подальше от любопытных глаз. Представители верхушки получили еврейские имена — Исаак, Зевулон, Иосиф, Вениамин, Менассе (Манассия), Моисей, Менахем, Хезекия, Обадия. Но археологические свидетельства показывают, что иудаизм стал расползаться и на нижние этажи социума, накапливая нездоровое напряжение. Что потом приведет к нешуточным проблемам.
А теперь первый промежуточный, но важный вопрос: зачем все эти пляски с бубнами были нужны царствующей верхушке? Абсолютно в душе не чаю… Хотя готов предположить — это была некая демонстрация духовной независимости от православной Византии и Арабо-Исламского халифата. Приняв столь спорное (во всех смыслах) решение, Хазария выигрывала только в вопросах политэкономии. Потому как стала единственным на тот момент иудейским государством в мире. Приглашая в «убежище на Итиле» многих богатых и рукастых евреев, которых как только не пинали в Византии и мусульманских странах. В Каганате постепенно стала складываться большая и сильная еврейская община. Внешнеторговые обороты хазар, само собой, — полезли в гору геометрической прогрессией. Что-что, а это «мировой иудаизм» умел организовывать…
Проверка на достоверность. Признаюсь, долгое время был уверен, что иудаизм Хазарии — не более чем средневековая мистификация. Исходящая из «недостоверного источника». Переписки еврейского врача и советника Кордовского халифа Абд ар-Рахмана III, по имени Хасдай ибн Шапрут (915-990 гг.). Он покровительствовал иудейской общине в Испании, якобы состоял в переписке (на иврите) с хазарским царем Иосифом. Но подлинников этих документов нет, сохранились только поздние копии или кривенькие пересказы. Найденные в «каирской генезе», в ряде других хранилищ.
Убедительно звучало, поскольку документов того времени на иврите, что доподлинно писали именно хазары, — тоже не было. Не были откопаны находки с иудейской символикой. Среди советской гигантской базы археологических находок — не нашлось даже намека на такую аргументацию. Зато было многое другое в Нижнем Поволжье и Подонье: от крестов до изображений лотоса. Адепты «анти-иудейства» козыряли фактами, что не найдена даже захудалая хазарская синагога. Солидные ученые Страны Советом, почесав тыковки, авторитетно вещали: на землях, контролируемых Каганатом, просто жили немногочисленные евреи, объединенные в общины. А иудаизм тюркоязычных хазар — спорный факт, более похожий на легенду….
Однако… не так давно было сделано открытие, что поставило научный мир на уши. И данные еврейско-хазарской переписки стали рассматривать — как некую правдоподобность. Обнаружились хазарские подражания арабским монетам. Платежные серебряные кружочки были выполнены в арабском куфическом стиле. Но надписи на них таковы: «Муса расуль Алла», что значит «Моисей — посланник Божий». На обычных арабских дирхемах тех лет чеканилось: «Мухаммед расуль Алла». Изготовление денежных знаков — это исключительная прерогатива государства… И получается, хазары заменили «Мухаммеда» — иудейским «Моисеем». Официальный чекан зависел только от высших властей, что сообщал мировому сообществу о приверженности Моисееву закону. А для того, чтобы монету принимали на мусульманском рынке, она должна быть выполнена в традициях арабской нумизматики.
А как быть с материальными и зримыми свидетельствами существования иудейского Каганата? Тут вашего покорного слугу просветил коллега-журналист, что роется в истории Ближнего Востока. Постоянно распутывая культурный «еврейский след», изощренно матерясь на трех языках. Синагоги и отсутствующая символика в археологии — не показатель. В иудаизме, как оказалось, главным являются не молитвенные здания, а священные тексты. Использование же амулетов и прочих символических религиозных предметов — во все времена было делом опасным для здоровья. Любой обыск «антисемитами» Византии или Халифата отправлял «скрытого еврея» навстречу большущим неприятностям, до остановки дыхания включительно. Так и сформировалась вековая привычка-с… Скрывать, запутывать, хитрить.
Еще одно лыко в строку об «хазарском иудействе». Как только с советской науки была снята партийная чугунная крышка с клеймом «Борьба с космополитами», археологии аккуратно стали доставать из загашников немало интересного. Что раньше припрятывали в запасниках, от греха подальше. Стало известно, что на Кавказе сохранились иудейские надгробные камни. Числом немалым. В южной Венгрии при раскопках обнаружились хазарские захоронения с чудесно сохранившимися оберегами. Многочисленная иудейская символика присутствует явно и определенно. Ну а из запасников Государственного Эрмитажа серебряной рекой потекло нумизматическое наследие хазар. С прямым указанием собственного монетного двора Хазарии. «Ард ал-Хазар» («Земля Хазар»).
Странная власть. Получается, что Хазарский каганат — таки иудейское государство, как понимали его правители. Но не педалировали тему среди подданных. Варились в собственном иудейском мирке. А принятие новой веры как-то странно поменяло характер централизованного (на основе выборной демократии) тюркского уклада. Получился диковатый (с точки зрения автора) характер правления.
Каган избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Выборами распоряжался другой иудей — под титулом «царь-бек». Которому принадлежала вся полнота власти в Хазарии. Он мог не только назначать «церемониального Кагана», влиять на выбор претендентов… Но и банально, в любое время законно устранить его, вплоть до остановки пульса. Распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов и торговли.
Свежие комментарии