Каннибализм или суеверия: почему жители Сибири не едят медвежатину
- Екатерина Саратова

В некоторых дальних деревнях и сёлах в Сибири до сих пор действует запрет на употребление в пищу медвежатины. Этнографы вот уже много лет пытаются разгадать, откуда тянутся корни у этого табу, и на данный момент они пришли к весьма любопытным выводам.
Если учитывать, что в Сибири живёт немало русских переселенцев, то «виновником» запрета выступает славянская культура.У славян медведь считался тотемным животным, едва ли не предком людей. В отдельных регионах о медведях говорили, как об оборотнях, которых едва ли не обожествляли. По легендам, они «надевали» шкуру только при встрече с человеком, а в чаще леса сбрасывали шубу. Некоторые сказания о медведях во многом схожи, но есть и существенные отличия.
Почему русские не ели медвежатину
Некоторые этнографы утверждают, что несколько веков назад славянское население Сибири не употребляло в пищу медвежатину сразу по нескольким причинам. Во-первых, из-за древних верований, во-вторых — из-за того, как выглядел освежёванный зверь.
Этнограф Афанасьева-Медведева говорит о том, что люди заметили схожесть освежёванной туши медведя с человеческим телом. Лапы были похожи на руки человека, туловище также имело определённую схожесть… У медведиц же наличествовали молочные железы, которые очень напоминали женскую грудь.
Кроме того, люди обращали внимание на то, что поведение медведей во многом похоже на поведение человека. К примеру, эти звери точно так же моются в реке. Как рассказывали этнографу местные, медведь мог войти в воду, умыться, вымыть гениталии и пятую точку, и спокойно отправиться дальше по своим делам.
Медведицы, к слову, учат медвежат, как правильно соблюдать гигиену, показывая детёнышам всё на своём примере.Антропоморфность поведения медведя заключается в том, что он может бренчать на сломанном стволе дерева, как на музыкальном инструменте. Любят эти звери и играть, дурковать: по словам людей, они видели, как медведь забавлялся с брошенными вёдрами, а потом водрузил себе одно на голову и ушёл в лес.
Некоторые таёжники утверждают, что медведи могут плеваться, и при этом умело попадают человеку в лицо. Эмоции медведя напоминают человеческие: к примеру, испуг. Некоторые люди верят, что этих зверей можно испугать так, что у них «сердце станет». Говорят, что медведи ещё и «стыдятся», и если с самцом медведя в лесу столкнулась женщина, она может показать грудь или задрать юбку – и зверь, застыдившись, уйдёт…
Таёжники также видели, что медведи во время брачного периода могут заниматься любовью, как люди — «передком».
Афанасьева-Медведева пишет и о мстительности медведей. Так, один из добытчиков кедрового ореха в тайге спугнул медведя выстрелом из ружья. Ночью зверь пробрался в лагерь и разбросал все орехи обидчика — те, которые собирали другие люди, он не тронул. Потом медведь ещё и обгадил все кедровые шишки, которые разбросал…
Сибиряки стараются не есть медвежатину, так как опасаются болезней, которые могут передаваться через мясо. Кроме того, они брезгуют это делать: всё-таки медведи-людоеды могут съесть человека, и получается своеобразный каннибализм.
Лесные люди
Как уже было сказано, сибирские народы давно заметили схожесть медведя и человека. Якуты рассказывают, что охотники изредка находят под шкурой убитого зверя какие-то украшения или пояс…
Есть предания о том, что некоторые женщины выходят замуж за медведей, рожают им детей, а потом сами оборачиваются зверем и уходят в лес.
Подобный сюжет есть у гольдов. Мол, женщина родила детей от медведя, а потом отправилась в лес, к супругу. При этом она заставила сыновей пообещать, что они не будут убивать медведей целых три года. Дети ослушались наказа и убили медведя, а потом оказалось, что это их собственная мать.
Нивхи также верят, что медведь «непрост», и носит под шкурой огниво и трут, чтобы разжигать огонь.
Съесть своих родных?
Однако бывали случаи, когда сибирские народы всё же убивали медведей для того, чтобы съесть. Такая охота была достаточно редкой, и люди соблюдали множество ритуалов, чтобы оградить себя от медвежьей мести.
К примеру, никто во время охоты не называл зверя по имени, более того — о цели охоты также умалчивали. Когда медведь был убит, проводился целый «прощальный ритуал». Отдельные обычаи были связаны едва ли не с каждой частью туши животного.
Кеты никогда не оставляли тушу возле берлоги или в самой берлоге: считалось, что иначе медведь может ожить. Кости медведя во время разделки не ломали, и хоронили их по-особенному.
У некоторых народов Сибири медвежатину запрещалось употреблять в пищу женщинам. «Виновником» выступала легенда, по которой женщины — «человеческие дочери медведей», потому есть «родных» им запрещалось.
Если подвести итог, то можно сделать вывод: русское население Сибири старалось не употреблять в пищу мясо медведей, так как, во-первых, поведение зверей походило на человеческое. Во-вторых, запрет был напрямую связан с древними верованиями, которые были у некоторых народов.
Европа, если бы она высокоскоростной железнодорожной сети, как Китай ...
Европа (Подробная информация) - н.э. 1941
===
===
===
Как русские поселенцы на Аляске решали проблему нехватки женщин
- Олег Олимский

Уже в период колонизации Восточной Сибири и Дальнего Востока русские столкнулись с серьёзным демографическим перекосом. Славянское население новых территорий на первых порах состояло преимущественно из мужчин – казаков, охотников, купцов и промышленников. Ещё более остро проблема нехватки женщин встала на отдалённой Аляске. Русские мужчины здесь находили выходы из ситуации, которые не всегда соответствовали заповедям Православной церкви.
«Мужской» край
В Русской Америке всегда существовала диспропорция между славянскими жителями разного пола. Как пишет историк Светлана Фёдорова, «за всё время существования Российско-Американской компании русских женщин в колониях постоянно было в десять раз меньше, чем мужчин». К примеру, в Ново-Архангельске в 1820-х годах женщины составляли 14% русского населения, а на Кадьяке – 1,4%. Ближе к дате продажи Аляски демографическое соотношение несколько изменилось, но всё ещё было далеко от нормы. В 1860 году на территории будущего американского штата проживало 576 русских мужчин и всего 208 женщин.
Естественным выходом для славян было сожительство с аборигенками – алеутками и индианками. К этому мужчин подталкивали не только сексуальные потребности: колонисты, ведущие хозяйство в суровом климате, весьма нуждались в домашних работницах. Многие исследователи Русской Америки упоминают, что пришельцы заключали браки с аборигенками. Однако на деле ситуация была сложнее. Брать в жёны язычниц дозволялось только после их крещения. Но многие русские мужчины не стремились к узакониванию отношений с туземками, рассматривая жизнь на Аляске лишь как временный этап в своей судьбе.
«Гнусные любовницы»
На южном побережье Аляски процветало своего рода сутенёрство, которым занимались местные жители. Этнограф Кирилл Хлебников, правитель Ново-Архангельской конторы РАК описывал распространившийся среди индейцев-тлинкитов обычай уступки женщин колонистам.
«Многие из них привозят <…> девок и приглашают русских ими пользоваться; всё, что получает девка, отбирается хозяином, – возмущался Хлебников. – <…> Известно, что многие промышленники разорились, одевая своих гнусных любовниц».
Резкость выражений свидетеля, возможно, связана с тем, что сам он так и не смог привыкнуть к необычному внешнему виду индианок.
«Женщины прорезают нижнюю губу и вставляют деревянные планки, придающие чрезвычайно отвратительный вид лицу», – писал Хлебников.
Вместе с тем учёный-администратор признавал туземную проституцию «необходимым злом», так как иначе, по его словам, «неизбежны противоестественные преступления, кои при недостатке женщин и были примечены».
Побывавший на Аляске в 1802 году моряк-путешественник Гавриил Давыдов писал, что правителю Александру Баранову приходится бороться с «закоренелым развратом находящихся здесь русских».
Калифорнийские «девки»
Не лучше дела с «женским вопросом» обстояли и в южном владении Российско-Американской компании – Форте-Росс. Здесь сожительницами колонистов становились женщины не из тлинкитов, а из племён калифорнийских индейцев. Их принимали в дом не только русские, но также прибывавшие на юг алеуты с Аляски и немногочисленные колонисты из Финляндии. Комендант Форта-Росс Александр Кусков называл таких сожительниц «девками». Их было достаточно много – согласно переписям 1820 и 1821 годов в русской колонии в Калифорнии жило 57 туземных женщин. Большинство из них оставались некрещёными – русские православные имена имели лишь четыре индианки. Часто сожительства продолжались недолго, так как мужчины, возвращаясь на север, не брали женщин с собой.
«С отъездом мужчин на Аляску многие индианки возвращались «на своё природное место» (словосочетание-клише из переписей Кускова)», – отмечает кандидат исторических наук Алексей Истомин.
«Статья слишком соблазнительна»
Начальство делало попытки решить проблему «дефицита» русских женщин. В 1827 году правитель Аляски Пётр Чистяков поставил перед главным правлением компании вопрос «о посылке в Америку женщин из России». На это он получил следующий ответ:
«Статья сия на первый случай может показаться слишком соблазнительна, потому что женщины доброй нравственности одни без мужей в Америку не поедут, а посылать туда заведомо развратных и штрафованных в надежде, что они исправятся, правила разборчивости не позволят» (цитируется по книге Светланы Фёдоровой «Русская Америка»).
Когда руководство стало требовать от колонистов заключения браков с их сожительницами, те оправдывались нехваткой церквей и священников. Однако настойчивые уговоры давали результаты. В том же Форт-Россе в 1830-х годах индианки уже были, как правило, законными жёнами русских мужей.
Потомки от смешанных браков назывались «креолами». Они усваивали русский язык и православную веру. В 1863 году подобных потомков славянских колонистов во владениях РАК насчитывалось уже 1989 человек.
Сербия в стиле карты Супер Марио
Карта мира путем внедрения метрической системы
Перевороты и попытки государственного переворота в Африке.
Карта округа Флорида. Авторское право 1886 Wm. M. Bradley и Bro.
Написание направлений мира (в каком смысле текст написан в каждой стране).
Две карты, показывающие корреляцию между районами, где военный переворот 1936 года против демократического правительства первоначально увенчался успехом, и национальными выборами в Испании в 2019 году.
Свежие комментарии