Проект «Кон-Тики»: смертельный русский ответ Америке
Когда 28 апреля 1947 года из перуанского порта Кальяо отчалило унылое несуразное сооружение из бальсовых брёвен, на котором находились шесть человек во главе с норвежцем Туром Хейердалом, никто, кроме них самих, не верил, что этот бальсовый плот не утонет.
Однако 7 августа того же года путешественники достигли атолла Рароиа, пройдя по просторам Тихого океана около 4 тысяч морских миль.
В 1969 и 1970 годах норвежец повторил свой опыт 20-летней давности. На этот раз он на папирусной лодке «Ра-II» успешно прошёл уже не по Тихому, а по Атлантическому океану от берегов Африки до Южной Америки.
Пожалуй, нет ни одной страны в мире, которая обладала бы столь подробными и детальными данными как о характере и направлениях океанических течений, так и состоянии морского дна, как Россия. Ещё во времена СССР количество научно-исследовательских судов в советском гражданском и военном-морском флоте исчислялось десятками. Полученная ими ценная информация, разумеется, после распада Советского Союза никуда не исчезла, и оказалась в распоряжении России.
Разумеется, рано или поздно Советы захотели бы использовать океанические течения в военных целях.
Решение, по сути, лежало на поверхности в переносном и буквальном смыслах: используя океанические течения в непосредственной близости от берегов США, но за пределами 200-мильной зоны, можно было пустить под видом мирных судов корабли — носители ракет, которые в случае необходимости нанесли бы внезапный и неотразимый удар по важнейшим объектам на территории Америки. Они просто дрейфовали бы тут, используя двигатели только в случае необходимости.
К тому же США настолько привыкли к своей агрессивной наступательной стратегии, что целиком и полностью упустили развитие системы противовоздушной обороны своей собственной территории. Если о противоракетной обороне Пентагон помнил и вкладывал огромные суммы в её развитие, то на сегодняшний день США полностью беззащитны перед угрозой ударов, например, дронов, крылатых ракет или баллистических ракет малой и средней дальности.
События 11 сентября 2001 года, когда ПВО Североамериканского континента полностью проспала удар террористов по башням в Нью-Йорке и Пентагону, а также недавнее позорное фиаско американских средство ПВО в Саудовской Аравии как нельзя лучше говорит об этом.
Насколько Советы, а потом Россия, продвинулись в реализации идеи таких плавучих пусковых площадок ракет, неизвестно. Один отставной сотрудник военной разведки США рассказал мне, что в начале 90-х годов прошлого века, когда в России купить можно было буквально всё, в его руки попала справка о советском проекте «Кон-Тики», суть которого я уже изложил выше. Но перед своей отставкой мой визави, пожелав ещё раз взглянуть на этот документ, с удивлением обнаружил, что тот якобы уничтожен.
Трудно сказать, почему это произошло. То ли из-за халатности, то ли из-за разгильдяйства. Вполне возможно, и я считаю это наиболее вероятным, что к этому исчезновению причастна российская военная разведка, которая либо вернула справку назад, либо ликвидировала её, учитывая чрезвычайную важность документа…
Правда, все советские предложения по использованию подобных плавучих платформ в 80-е годы прошлого века, вероятно, так и остались на уровне предположений. Однако в настоящее время в России бурное развитие получили боевые роботы, и эта страна достигла в этой области немалых успехов.
В то время как демократы и республиканцы в США занимаются губительными для страны внутренними разборками, Россия вывела на просторы океанов OBGMP – морские платформы управляемого ракетного оружия.
Их идея, как и всё гениальное, весьма проста. И намного эффективнее и дешевле, чем та советская.
Пусковые контейнеры российских «Калибров» (крылатых ракет), «Искандеров-М» (баллистических ракет средней дальности» и «Ониксов» (противокорабельных ракет) размещаются на полупогружных платформах, построенных с широким использованием stealth-технологий, которые отнюдь не путешествуют с использованием океанических течений.
Они находятся в «спящем состоянии» и не требуют много электроэнергии. Они полностью автоматизированы, и там нет моряков. Они только ждут сигнала из космоса, чтобы нанести свой разящий и неотразимый удар.
В качестве позиционного района для удара по США русские, говорит мой собеседник, выбрали Саргассово море.
Границами его акватории являются атлантические течения: Гольфстрим на западе, на севере — Североатлантическое, на востоке — Канарское, и Пассатное на юге. Эти течения в результате их кругового замкнутого взаимодействия создают обширную зону антициклона, которая и является Саргассовым морем. Самое главное, что в этой зоне общей площадью более 2,5 миллионов квадратных миль никогда не бывает штормов. И имеется огромное мусорное пятно из пластика и других отходов, сформированное океаническими течениями, постепенно концентрирующими в одной области выброшенный в океан мусор, что является прекрасной маскировкой для русских пусковых ракетных установок.
Российский президент Путин говорил о том, что «в случае размещения американских ракет средней дальности в Европе Россия будет вынуждена развернуть средства, в сфере досягаемости которых будут как территории, где будут размещены эти ракеты, так и территории, где находятся центры принятия решений об их применении (то есть США)». При этом подлетное время российских ракет будет меньше такого же показателя у американских, которое он оценил в 10-12 минут.
Все западные «аналитики» тут же принялись с жаром обсуждать, каким оружием Россия будет поражать эти центры в США. И их никчемная фантазия не пошла дальше российской ракеты с ядерным двигателем типа «Буревестник» или торпеды, также с ядерным двигателем, которую называют «Посейдоном».
Но эти «знатоки» никак не учли того факта, что для этих видов оружия подлётное время никак не может составить те самые искомые 10-12 минут… Проще говоря, Путин надул Вашингтон, а там не нашлось ни одной трезвомыслящей разумной головы, которая это поняла бы… Да и откуда ей взяться, если элита США занята не безопасностью страны, а скандалами, которые следуют один за одним.
Между тем расстояние от центра Саргассова моря до Майами 720 миль, а до Нью-Йорка – около 900 миль. Время подготовки к пуску и подлёта российских ракет типа "Искандер" как раз составит именно те самые минуты, о которых говорил Путин.
А в Тихом океане Россия поставила свои установки на некоторых из многочисленных мелей или коралловых рифах, которые в этом районе имеются в изобилии. Они доставлялись в эти районы скрытно при помощи русских подводных лодок, специально приспособленных для таких целей, или обычными судами, которые тайно их разгрузили в ночное время.
Остаётся только догадываться, как теперь вооружённые силы США станут искать русские OBGMP в Саргассовом море, негодует мой визави, который много раз пытался предупредить Пентагон об опасности, используя свои старые связи. Но каждый раз дело глохло из-за бюрократических проволочек, или моего знакомого принимали за полусумасшедшего.
Для того чтобы буквально просеять эту массу водорослей через сито и обнаружить русские ракеты, не хватит даже всех спутников, разведывательных самолётов и кораблей ВМС США…

В 1969 и 1970 годах норвежец повторил свой опыт 20-летней давности. На этот раз он на папирусной лодке «Ра-II» успешно прошёл уже не по Тихому, а по Атлантическому океану от берегов Африки до Южной Америки.
Пожалуй, нет ни одной страны в мире, которая обладала бы столь подробными и детальными данными как о характере и направлениях океанических течений, так и состоянии морского дна, как Россия. Ещё во времена СССР количество научно-исследовательских судов в советском гражданском и военном-морском флоте исчислялось десятками. Полученная ими ценная информация, разумеется, после распада Советского Союза никуда не исчезла, и оказалась в распоряжении России.
Разумеется, рано или поздно Советы захотели бы использовать океанические течения в военных целях.
Решение, по сути, лежало на поверхности в переносном и буквальном смыслах: используя океанические течения в непосредственной близости от берегов США, но за пределами 200-мильной зоны, можно было пустить под видом мирных судов корабли — носители ракет, которые в случае необходимости нанесли бы внезапный и неотразимый удар по важнейшим объектам на территории Америки. Они просто дрейфовали бы тут, используя двигатели только в случае необходимости.

К тому же США настолько привыкли к своей агрессивной наступательной стратегии, что целиком и полностью упустили развитие системы противовоздушной обороны своей собственной территории. Если о противоракетной обороне Пентагон помнил и вкладывал огромные суммы в её развитие, то на сегодняшний день США полностью беззащитны перед угрозой ударов, например, дронов, крылатых ракет или баллистических ракет малой и средней дальности.
События 11 сентября 2001 года, когда ПВО Североамериканского континента полностью проспала удар террористов по башням в Нью-Йорке и Пентагону, а также недавнее позорное фиаско американских средство ПВО в Саудовской Аравии как нельзя лучше говорит об этом.
Насколько Советы, а потом Россия, продвинулись в реализации идеи таких плавучих пусковых площадок ракет, неизвестно. Один отставной сотрудник военной разведки США рассказал мне, что в начале 90-х годов прошлого века, когда в России купить можно было буквально всё, в его руки попала справка о советском проекте «Кон-Тики», суть которого я уже изложил выше. Но перед своей отставкой мой визави, пожелав ещё раз взглянуть на этот документ, с удивлением обнаружил, что тот якобы уничтожен.
Трудно сказать, почему это произошло. То ли из-за халатности, то ли из-за разгильдяйства. Вполне возможно, и я считаю это наиболее вероятным, что к этому исчезновению причастна российская военная разведка, которая либо вернула справку назад, либо ликвидировала её, учитывая чрезвычайную важность документа…
Правда, все советские предложения по использованию подобных плавучих платформ в 80-е годы прошлого века, вероятно, так и остались на уровне предположений. Однако в настоящее время в России бурное развитие получили боевые роботы, и эта страна достигла в этой области немалых успехов.
Мой собеседник из военной разведки США уверен, что русские заранее подготовились к выходу США из договора о ракетах малой и средней дальности и подготовили по-настоящему убийственный ответ.
В то время как демократы и республиканцы в США занимаются губительными для страны внутренними разборками, Россия вывела на просторы океанов OBGMP – морские платформы управляемого ракетного оружия.
Их идея, как и всё гениальное, весьма проста. И намного эффективнее и дешевле, чем та советская.
Пусковые контейнеры российских «Калибров» (крылатых ракет), «Искандеров-М» (баллистических ракет средней дальности» и «Ониксов» (противокорабельных ракет) размещаются на полупогружных платформах, построенных с широким использованием stealth-технологий, которые отнюдь не путешествуют с использованием океанических течений.
Они находятся в «спящем состоянии» и не требуют много электроэнергии. Они полностью автоматизированы, и там нет моряков. Они только ждут сигнала из космоса, чтобы нанести свой разящий и неотразимый удар.
В качестве позиционного района для удара по США русские, говорит мой собеседник, выбрали Саргассово море.
Границами его акватории являются атлантические течения: Гольфстрим на западе, на севере — Североатлантическое, на востоке — Канарское, и Пассатное на юге. Эти течения в результате их кругового замкнутого взаимодействия создают обширную зону антициклона, которая и является Саргассовым морем. Самое главное, что в этой зоне общей площадью более 2,5 миллионов квадратных миль никогда не бывает штормов. И имеется огромное мусорное пятно из пластика и других отходов, сформированное океаническими течениями, постепенно концентрирующими в одной области выброшенный в океан мусор, что является прекрасной маскировкой для русских пусковых ракетных установок.
И только русские смогли, вероятно, замаскировать свои пусковые установки под груды мусора в Саргассовом море
Российский президент Путин говорил о том, что «в случае размещения американских ракет средней дальности в Европе Россия будет вынуждена развернуть средства, в сфере досягаемости которых будут как территории, где будут размещены эти ракеты, так и территории, где находятся центры принятия решений об их применении (то есть США)». При этом подлетное время российских ракет будет меньше такого же показателя у американских, которое он оценил в 10-12 минут.
Все западные «аналитики» тут же принялись с жаром обсуждать, каким оружием Россия будет поражать эти центры в США. И их никчемная фантазия не пошла дальше российской ракеты с ядерным двигателем типа «Буревестник» или торпеды, также с ядерным двигателем, которую называют «Посейдоном».
Но эти «знатоки» никак не учли того факта, что для этих видов оружия подлётное время никак не может составить те самые искомые 10-12 минут… Проще говоря, Путин надул Вашингтон, а там не нашлось ни одной трезвомыслящей разумной головы, которая это поняла бы… Да и откуда ей взяться, если элита США занята не безопасностью страны, а скандалами, которые следуют один за одним.

Между тем расстояние от центра Саргассова моря до Майами 720 миль, а до Нью-Йорка – около 900 миль. Время подготовки к пуску и подлёта российских ракет типа "Искандер" как раз составит именно те самые минуты, о которых говорил Путин.
А в Тихом океане Россия поставила свои установки на некоторых из многочисленных мелей или коралловых рифах, которые в этом районе имеются в изобилии. Они доставлялись в эти районы скрытно при помощи русских подводных лодок, специально приспособленных для таких целей, или обычными судами, которые тайно их разгрузили в ночное время.
Остаётся только догадываться, как теперь вооружённые силы США станут искать русские OBGMP в Саргассовом море, негодует мой визави, который много раз пытался предупредить Пентагон об опасности, используя свои старые связи. Но каждый раз дело глохло из-за бюрократических проволочек, или моего знакомого принимали за полусумасшедшего.
Для того чтобы буквально просеять эту массу водорослей через сито и обнаружить русские ракеты, не хватит даже всех спутников, разведывательных самолётов и кораблей ВМС США…
Новосибирск ждёт тяжёлая зима
Суровые сибирские холода ежегодно испытывают системы жизнеобеспечения на прочность. В Новосибирске, третьем городе России, прошедшая зима стала рекордной по числу аварий на тепловых сетях. По прогнозам экспертов, предстоящей зимой число чрезвычайных ситуаций меньше не станет. Каждое такое отключение приводит к резкому ухудшению социально-политической обстановки и вызывает массовое возмущение населения.
Новосибирские учёные и энергетики собрались 8 октября в Институте экономики СО РАН, чтобы обсудить за «круглым столом» одну из самых острых городских проблем: как повысить надёжность теплоснабжения мегаполиса. Из любопытства приехали даже двое топ-менеджеров из небольших городов Кемеровской области. Но новосибирских чиновников и депутатов тема «круглого стола», видимо, совсем не заинтересовала. А ведь на их внимание к изношенным теплосетям больше всего и рассчитывали энергетики СГК, прибывшие целой делегацией во главе с Андреем Колмаковым, директором новосибирского филиала этой компании.
Дискуссия получилась интересной, она прямо касается кошелька каждой новосибирской семьи.
Для тех, кто не хочет глубоко погружаться в тему теплоснабжения Новосибирска, попробую пересказать суть дискуссии ученых и энергетиков на примере простой житейской истории. Предположим, нужно ехать в аэропорт. Вы вызвали такси. Приезжает водитель на потрепанной «Ладе», вы садитесь, а он не торопится трогаться в путь. Вместо этого начинает разговор о своих проблемах. Вот недавно купил с рук эту машину, чтобы таксовать и зарабатывать. Взял дешево, но машина оказалась сильно потрепанной и постоянно «сыплется». Приходится все больше вкладывать в ремонт, а тарифы в службе заказа такси низкие. Поэтому он просит вас, кроме платы за проезд, добавить ему денег на ремонт «тачки».
Ваша первая мысль? Думаю, пожаловаться на наглеца. Прямо из машины набираете диспетчера службы такси, рассказываете ему ситуацию и просите заменить машину. В ответ она говорит, что полностью на вашей стороне, но других свободных машин нет. И предлагает решить конфликт с водителем в суде. Мало того, она готова сама написать вам исковое заявление и представлять вас в суде.
— А сейчас как мне добраться до аэропорта? – спрашиваете вы, с волнением глядя на часы и чувствуя, что уже опаздываете.
— Это решайте сами с водителем, — отвечает диспетчер. — Если он откажется вас везти, мы обязательно обратимся с вами в суд и взыщем с него ваши убытки. Думаю, это возможно, — неуверенно добавляет она, — правда, я не юрист, но постараюсь.
Примерно так складываются сейчас отношения между Сибирской генерирующей компанией (СГК), купившей два года назад новосибирские ТЭЦ, мэрией Новосибирска, годами уклонявшейся от решения нарастающих проблем в энергетике, и жителями мегаполиса, которые страдают от тысяч аварийных отключений от тепла каждую зиму. Да, наш «самолет» пока не улетел, с каждым годом аварий становится все больше. Пока еще аварии удается держать под контролем и никто не замерз, есть время подумать, как новосибирцам защитить свои интересы. Чтобы тепло в квартире было надёжно обеспечено и по стоимости сибирякам по карману.
Директор Института экономики СО РАН Валерий Крюков, открывая «круглый стол», очень точно высказался о причинах кризиса в теплоснабжении Новосибирска:
Советская система городских ТЭЦ была хорошо продумана и очень технологична для плановой социалистической экономики. Совместная выработка электричества и тепла экономила стране половину того количества топлива, которое добывается в России. Но цены на электроэнергию и тепло были столь же далеки от реалий, как «бесплатное» жилье от стоимости его строительства. Многие затраты покрывались бюджетом из других источников доходов.
На закате социализма в Новосибирске решили закрыть ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 для улучшения экологии и модернизации устаревшего оборудования. Их решили заменить новой ТЭЦ-6, которую начали строить за городом. Во время приватизации советское имущество уходило за бесценок. Хозяин СГК господин Мельниченко выгодно купил угольные предприятия Кузбасса, потом стал так же удачно скупать электростанции, которые топил собственным дешевым углем. Новосибирская энергетика тоже стала выгодным приобретением. Ее бывший хозяин, соратник Чубайса г-н Абызов, несколько лет искал покупателя на неё.
Вряд ли миллиардер Мельниченко не догадывался, что новосибирские теплосети сильно изношены. Думаю, он верил в то, что потребитель вынужден будет заплатить за их ремонт. Тем более что при приватизации энергетики правительство выбрало не путь создания конкурентного рынка производителей тепловой энергии (такой рынок эффективно работает в скандинавских странах, Германии, Англии, Австрии). Россию столкнули на рельсы олигархического госкапитализма в энергетике, когда нет реальной конкуренции и монополист диктует цены потребителям.
Хотя де-юре именно муниципалитет Новосибирска несёт ответственность за теплоснабжение горожан, де-факто он не обеспечен для выполнения этой задачи ни правами, ни ресурсами. В итоге город был вынужден отдать свои изношенные сети и большую часть муниципальных котельных в аренду и концессию ООО «СИБЭКО» (принадлежит СГК) вместо того, чтобы самому закупать тепло у всех участников рынка и продавать его потребителям.
Передача тепла — выгодный бизнес. В тарифе на тепло стоимость выработки энергии составляет всего 40 процентов, а оставшиеся 60 – это плата за передачу горячей воды до батарей в наших квартирах. Но если два десятилетия не вкладывать необходимых средств в ремонт теплосетей, они неизбежно придут в аварийное состояние.
Участники «круглого стола» признают, что в ремонт сетей надо вкладывать в несколько раз больше средств, чем сейчас. В этом году компания «СИБЭКО» отремонтировала 0,4 процента сетей. То есть при таких темпах на их обновление потребуется лет 100-150. Компания предупреждает, что новосибирцев опять ждет непростая зима – аварийных отключений будет не намного меньше.
Компания СГК надеялась уговорить губернатора, мэра и депутатов заставить горожан заплатить за предотвращение кризиса в теплоснабжении. Убедить власти перейти на ускоренный рост тарифа на тепло и горячую воду, как удалось СГК это сделать в Алтайском крае. Но что-то не срослось. Сначала помешали выборы главы региона и областного центра, через год выборы областных и городских депутатов. Им резкое повышение тарифа не прибавит симпатий избирателей. Местные власти, с одной стороны, годами прячут голову в песок, но и на поводу у СГК идти не торопятся. Многолетняя невнятная политика правительства области в вопросах теплоснабжения (точнее, её отсутствие) во многом объясняется тем, что вице-губернатор Сергей Семка известен как лоббист интересов компании «СИБЭКО». Например, его рекомендации губернатору Городецкому поднять тариф на тепло сразу на 15 процентов привели два года назад к массовым протестам новосибирцев. В итоге главу региона благодаря таким советам Семки быстро отправили в отставку.
Оказавшись в Новосибирской области в политической изоляции, СГК, видимо, попыталась включить свои лоббистские возможности в Москве. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) грудью встала на защиту монополиста и заставила региональный департамент по тарифам поднять тариф с 1 июля вдвое выше, чем планировалось. Местные власти подчинились, но в ответ подали на ФАС в суд. Мэрия тоже стала огрызаться и не захотела уничтожать 59 локальных городских котельных, как требовала СГК. Минэнерго ожидаемо поддержало СГК в споре с мэрией, но муниципальные депутаты и чиновники не сдаются и гнут свою линию.
СГК пытается наладить диалог с общественностью, чтобы примирить горожан с мыслью, что придётся серьёзно раскошелиться, как сказал бы Остап Бендер. Даже заказало своим оппонентам (борцам против повышения тарифов) проведение конференции для поиска компромисса.
«После этого «круглого стола» я окончательно понял, что энергетикам, экспертам и нашим властям самим друг с другом не договориться, — сказал автору профессор НГТУ П.А. Щинников. – Только жители Новосибирска, избиратели местной власти, могут заставить губернатора, мэра и депутатов предотвратить кризис городского теплоснабжения».
Новосибирские учёные и энергетики собрались 8 октября в Институте экономики СО РАН, чтобы обсудить за «круглым столом» одну из самых острых городских проблем: как повысить надёжность теплоснабжения мегаполиса. Из любопытства приехали даже двое топ-менеджеров из небольших городов Кемеровской области. Но новосибирских чиновников и депутатов тема «круглого стола», видимо, совсем не заинтересовала. А ведь на их внимание к изношенным теплосетям больше всего и рассчитывали энергетики СГК, прибывшие целой делегацией во главе с Андреем Колмаковым, директором новосибирского филиала этой компании.
Дискуссия получилась интересной, она прямо касается кошелька каждой новосибирской семьи.
Если не починишь мне машину, не повезу
Для тех, кто не хочет глубоко погружаться в тему теплоснабжения Новосибирска, попробую пересказать суть дискуссии ученых и энергетиков на примере простой житейской истории. Предположим, нужно ехать в аэропорт. Вы вызвали такси. Приезжает водитель на потрепанной «Ладе», вы садитесь, а он не торопится трогаться в путь. Вместо этого начинает разговор о своих проблемах. Вот недавно купил с рук эту машину, чтобы таксовать и зарабатывать. Взял дешево, но машина оказалась сильно потрепанной и постоянно «сыплется». Приходится все больше вкладывать в ремонт, а тарифы в службе заказа такси низкие. Поэтому он просит вас, кроме платы за проезд, добавить ему денег на ремонт «тачки».
Ваша первая мысль? Думаю, пожаловаться на наглеца. Прямо из машины набираете диспетчера службы такси, рассказываете ему ситуацию и просите заменить машину. В ответ она говорит, что полностью на вашей стороне, но других свободных машин нет. И предлагает решить конфликт с водителем в суде. Мало того, она готова сама написать вам исковое заявление и представлять вас в суде.
— А сейчас как мне добраться до аэропорта? – спрашиваете вы, с волнением глядя на часы и чувствуя, что уже опаздываете.
— Это решайте сами с водителем, — отвечает диспетчер. — Если он откажется вас везти, мы обязательно обратимся с вами в суд и взыщем с него ваши убытки. Думаю, это возможно, — неуверенно добавляет она, — правда, я не юрист, но постараюсь.
Примерно так складываются сейчас отношения между Сибирской генерирующей компанией (СГК), купившей два года назад новосибирские ТЭЦ, мэрией Новосибирска, годами уклонявшейся от решения нарастающих проблем в энергетике, и жителями мегаполиса, которые страдают от тысяч аварийных отключений от тепла каждую зиму. Да, наш «самолет» пока не улетел, с каждым годом аварий становится все больше. Пока еще аварии удается держать под контролем и никто не замерз, есть время подумать, как новосибирцам защитить свои интересы. Чтобы тепло в квартире было надёжно обеспечено и по стоимости сибирякам по карману.
Сколько монополисту ни плати, ему всё мало
Директор Института экономики СО РАН Валерий Крюков, открывая «круглый стол», очень точно высказался о причинах кризиса в теплоснабжении Новосибирска:
«Нельзя строить рыночную экономику на не соответствующей ей технологической базе».
Советская система городских ТЭЦ была хорошо продумана и очень технологична для плановой социалистической экономики. Совместная выработка электричества и тепла экономила стране половину того количества топлива, которое добывается в России. Но цены на электроэнергию и тепло были столь же далеки от реалий, как «бесплатное» жилье от стоимости его строительства. Многие затраты покрывались бюджетом из других источников доходов.
На закате социализма в Новосибирске решили закрыть ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 для улучшения экологии и модернизации устаревшего оборудования. Их решили заменить новой ТЭЦ-6, которую начали строить за городом. Во время приватизации советское имущество уходило за бесценок. Хозяин СГК господин Мельниченко выгодно купил угольные предприятия Кузбасса, потом стал так же удачно скупать электростанции, которые топил собственным дешевым углем. Новосибирская энергетика тоже стала выгодным приобретением. Ее бывший хозяин, соратник Чубайса г-н Абызов, несколько лет искал покупателя на неё.
Вряд ли миллиардер Мельниченко не догадывался, что новосибирские теплосети сильно изношены. Думаю, он верил в то, что потребитель вынужден будет заплатить за их ремонт. Тем более что при приватизации энергетики правительство выбрало не путь создания конкурентного рынка производителей тепловой энергии (такой рынок эффективно работает в скандинавских странах, Германии, Англии, Австрии). Россию столкнули на рельсы олигархического госкапитализма в энергетике, когда нет реальной конкуренции и монополист диктует цены потребителям.
Хотя де-юре именно муниципалитет Новосибирска несёт ответственность за теплоснабжение горожан, де-факто он не обеспечен для выполнения этой задачи ни правами, ни ресурсами. В итоге город был вынужден отдать свои изношенные сети и большую часть муниципальных котельных в аренду и концессию ООО «СИБЭКО» (принадлежит СГК) вместо того, чтобы самому закупать тепло у всех участников рынка и продавать его потребителям.
Передача тепла — выгодный бизнес. В тарифе на тепло стоимость выработки энергии составляет всего 40 процентов, а оставшиеся 60 – это плата за передачу горячей воды до батарей в наших квартирах. Но если два десятилетия не вкладывать необходимых средств в ремонт теплосетей, они неизбежно придут в аварийное состояние.
Участники «круглого стола» признают, что в ремонт сетей надо вкладывать в несколько раз больше средств, чем сейчас. В этом году компания «СИБЭКО» отремонтировала 0,4 процента сетей. То есть при таких темпах на их обновление потребуется лет 100-150. Компания предупреждает, что новосибирцев опять ждет непростая зима – аварийных отключений будет не намного меньше.
Кто должен платить за безопасность населения?
Компания СГК надеялась уговорить губернатора, мэра и депутатов заставить горожан заплатить за предотвращение кризиса в теплоснабжении. Убедить власти перейти на ускоренный рост тарифа на тепло и горячую воду, как удалось СГК это сделать в Алтайском крае. Но что-то не срослось. Сначала помешали выборы главы региона и областного центра, через год выборы областных и городских депутатов. Им резкое повышение тарифа не прибавит симпатий избирателей. Местные власти, с одной стороны, годами прячут голову в песок, но и на поводу у СГК идти не торопятся. Многолетняя невнятная политика правительства области в вопросах теплоснабжения (точнее, её отсутствие) во многом объясняется тем, что вице-губернатор Сергей Семка известен как лоббист интересов компании «СИБЭКО». Например, его рекомендации губернатору Городецкому поднять тариф на тепло сразу на 15 процентов привели два года назад к массовым протестам новосибирцев. В итоге главу региона благодаря таким советам Семки быстро отправили в отставку.
Оказавшись в Новосибирской области в политической изоляции, СГК, видимо, попыталась включить свои лоббистские возможности в Москве. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) грудью встала на защиту монополиста и заставила региональный департамент по тарифам поднять тариф с 1 июля вдвое выше, чем планировалось. Местные власти подчинились, но в ответ подали на ФАС в суд. Мэрия тоже стала огрызаться и не захотела уничтожать 59 локальных городских котельных, как требовала СГК. Минэнерго ожидаемо поддержало СГК в споре с мэрией, но муниципальные депутаты и чиновники не сдаются и гнут свою линию.
СГК пытается наладить диалог с общественностью, чтобы примирить горожан с мыслью, что придётся серьёзно раскошелиться, как сказал бы Остап Бендер. Даже заказало своим оппонентам (борцам против повышения тарифов) проведение конференции для поиска компромисса.
«После этого «круглого стола» я окончательно понял, что энергетикам, экспертам и нашим властям самим друг с другом не договориться, — сказал автору профессор НГТУ П.А. Щинников. – Только жители Новосибирска, избиратели местной власти, могут заставить губернатора, мэра и депутатов предотвратить кризис городского теплоснабжения».
Свежие комментарии