На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 041 подписчик

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Самые бедные россияне стремительно богатеют – ЦБ Аналитики Банка России зафиксировали заметный рост реальных доходов...Демократы наносят...
  • Юрий Ильинов
    Пресса Швейцарии: ВС РФ способны одним ударом парализовать оборону НАТО в Европе Западные военные аналитики отмечают...Давайте пожалеем ...
  • Воробей
    Очень информативная статья!Американский миф ...

Олигархи с большой дороги

Станислав Воробьев

Олигархи с большой дороги

Крупный бизнес, разбогатевший на приватизации, не хочет финансировать «проект века»

Олигархи с большой дороги
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Правительство РФ спустя 9 лет после начала обсуждения проекта одобрило первую часть высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань протяженностью 301 километр от столицы РФ до Нижнего Новгорода.

Процитируем «КоммерсантЪ»: «17 января на совещании у вице-премьера Максима Акимова одобрено строительство первого участка высокоскоростной магистрали Москва—Казань — от Железнодорожного Московской области до Гороховца во Владимирской. Участок Железнодорожный—Гороховец с организацией движения до Нижнего Новгорода должен стать первым этапом ВСМ Москва—Казань, которая, в свою очередь, планируется как часть ВСМ „Евразия“, позволяющей проехать от Берлина до Пекина за 2,5 суток. Первый участок сократит время в пути от Москвы до Нижнего Новгорода до 2 часов 5 минут. Стоимость проекта оценивается в 621,55 млрд руб., из которых бюджет должен предоставить капитальный грант 200 млрд руб., ОАО РЖД — тоже 200 млрд руб., остальная сумма — средства концессионера (пока не выбран, рассматриваются китайские и немецкие компании): 138,7 млрд руб. собственных и 82,9 млрд руб. заемных»

Безусловно, преувеличивать значение этого факта не стоит. ВСМ Москва-Казань как проект «живет» с 2009 года и еще в 2013 году президент РФ В. Путин заявил о необходимости ее строительства. С тех пор прошло шесть лет и конь, как говорится, не валялся. Сейчас, несмотря даже на формальное одобрение на уровне правительства (но пока не окончательное, стоит учесть, ибо Минфин резко против), еще не известно, как и кто будет финансировать проект даже первой очереди (стоимостью более 620 миллиардов рублей).

В Кремле теплится надежда, что под ВСМ можно будет «подписать» олигархические компании (металлургические, химические и производители удобрений) из списка помощника резидента РФ Андрея Белоусова.

Напомним, прошлым летом идея «раскулачить» королей металлургии и химиндустрии, разжиревших благодаря падению курса рубля, вызвала немалый переполох. Господин Белоусов предложил тогда изъять из мозолистых рук «капитанов» российского бизнеса аж 513 миллиардов рублей. Понятно, что это предложение не могло быть не согласовано на «верху», однако трудящиеся олигархи дали отпор экспроприаторам: их лоббисты быстро объяснили, что денег… «нет». Точнее, бизнес как бы готов инвестировать в инфраструктурные проекты, но для начала надо подобрать их.

Упорно, упрямо, упёртоУпорно, упрямо, упёрто

Сергей Шаргунов об отдельных судьбах и общей истории

В ноябре 2018 года потерпевший тактическое поражение, но не сдавшийся Андрей Белоусов сообщил президенту РФ, что «олигархические компании» готовы якобы потратить уже целый триллион рублей на «инфраструктуру». Среди первоочередных проектов он отметил ВСМ Москва-Казань, общая стоимость которой оказалась определенав 1,7 триллиона рублей:

«Компании из «списка Белоусова» готовы инвестировать в 12 проектов около 1 трлн рублей, при этом большую часть суммы — в строительство железнодорожной высокоскоростной (ВСМ) магистрали Москва—Казань. Об этом в среду сообщил помощник президента РФ Андрей Белоусов в ходе совещания главы государства Владимира Путина с членами правительства.

«Сейчас к юридическому оформлению готово около 12 проектов, но сумма очень большая — это примерно 1 трлн руб. Это в основном транспортные проекты, из них основная часть — это вложения в проект „Москва—Казань“», — цитирует его ТАСС. Общая стоимость ВСМ оценивается в 1,7 трлн руб. В том числе 0,7 трлн руб. может выделить государство в виде капитального гранта, 0,2 трлн руб. планирует вложить РЖД, остальную часть суммы намерены привлечь у частного бизнеса и банков".

Как водится, олигархи встретили громкие заявления Белоусова настороженным молчанием и сопением. Позицию «жирных котов» в январе 2019 года донес до общественности и Кремля президент РСПП Александр Шохин. Во-первых, он не подтвердил информацию о том, что бизнес якобы готов финансировать первую очередь высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани стоимостью более 620 миллиардов рублей. Во-вторых, опытный Шохин намекнул, что ВСМ пока не согласована до конца, и Верховный Главнокомандующий в 2018 году самолично выражал сомненияв целесообразности этого проекта. Да и правительство до сих не потрудилось внести изменения в нормативно-правовую базу. Сейчас после совещания у Максима Акимова в бюджет необходимо откуда-то «залить» 200 миллиардов рублей на финансирование первого участка ВСМ и обнулить налоги на имущество компании-оператора.

Проще говоря, сдвинуть с мертвой точки этот инфраструктурный проект даже при наличии денег в условиях чудовищной северо-евразийской бюрократии — это уже подвиг Геракла. Как мы видим, за предыдущие 9 лет этого подвига не случилось. Помимо этого, актуальным остается и вопрос экономической целесообразности этой магистрали, на чем настаивает российский Минфин. Например, сейчас от Нижнего Новгорода до Москвы можно добраться в самом быстром варианте за 3,5−4 часа (поезда «Ласточка» и «Стриж»). При этом стоимость билета в этих поездах колеблется от 500 до 1300 рублей (не считая люкс). Поклонники ВСМ предложат пассажирам возможность доехать до столицы за 2 часа (от Нижнего Новгорода), но за существенно большие деньги. За сколько точно, никто сказать не может. Тем более, что предполагаемая стоимость простейшего билета постоянно растет: в 2013 году билет до Нижнего Новгорода из Москвы по ВСМ оценивался в среднем в 2,5−3 тысячи рублей (до Казани — 3,8 тысячи рублей). В 2015 году цены на билеты до Казани назывались в широком диапазоне от 2−3 до 10−12 тысяч рублей. В любом случае понятно, что ездить с ветерком если и придется, то в несколько раз дороже, чем сейчас.

Поэтому большинство экспертов скептически относятся к экономической стороне этого проекта. Те россияне, которые еще имеют деньги, предпочтут самолет, а для большинства обитателей РФ проще будет ехать тише, но дешевле. Тем более, что доходы у населения за последние пять лет не выросли, а даже вроде бы как уменьшились. Большой вопрос существует также с общей стоимостью строительства магистрали: в 2013 году она оценивалась в чуть менее 1 триллиона рублей, в 2018 году официально утвердили смету в 1,7 триллиона рублей. Какой будет реальная стоимость проекта, остается лишь настороженно предполагать. Есть мнение, что общая стоимость дороги может преспокойно дойти до 2,5−3 триллионов рублей, что примерно равно 10 Крымским мостам. Проекты такого уровня современной РФ явно не по силам, а на зарубежное финансирование рассчитывать не стоит (Китай, кстати, денег также не даст).

На десерт оставлен вопрос, кто же будет строить эту высокоскоростную магистраль. Проблема заключается в том, что в России нет подрядчиков, которые могли бы осуществить подобный проект, рассчитанный на железнодорожное сообщение с такими скоростями. Просто потому, что таких дорог банально никто еще не строил! Здесь надо специально оговорится, что российские «высокие скорости» ничего кроме смеха в Китае, Японии или Франции вызвать не могут: по ВСМ Москва-Казань пассажирские поезда будут курсировать со средней скоростью всего в 150 километров час. Конечно, по сравнению с нынешними 80−90 километров в час это достижение, но в той же Поднебесной средняя скорость движения пассажирских поездов составляет 250−300 километров в час (законодательное ограничение по скорости допускает ее увеличение до 350 километров в час). На сегодняшний момент в Китае за последние 20 лет построено более 18 тысяч километров железнодорожных путей, по которым поезда могут развивать скорость до 350 километров в час.

Напомним, что в нашей стране не смогли даже приступить к строительству важной и нужной ВСМ Москва-Санкт-Петербург. После возни в 1995—1998 годах этот проект бы заброшен и реанимирован лишь в «эпоху расцвета» 2004−2006 годов. В 2010 году был даже издан соответствующий указ резидента РФ, согласно которому эта ВСМ должна была построена к 2017 году. Но в 2013 году этот проект был «отложен на неопределенный срок». Скорее всего, такая же судьба ждет и ВСМ Москва-Казань.

Впрочем, даже обычное, не скоростное железнодорожное строительство в РФ находится в коматозном состоянии. С конца 90-х годов прошлого века государством практически не вводилось в строй новых железных дорог! При этом согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» от 2008 года, к 2030 году необходимо было построить 16 тысяч километров новых железнодорожных линий. Единственное «достижение»: ввод в строй к 2017 году 140-километрового участка в обход Украины. Текущая статистика РЖД предельно запутана, и по сравнению с данными строительства железных дорог в царской России и даже СССР выглядит удручающей. С другой стороны, зачем стране, использующей железнодорожную инфраструктуру в основном для вывоза сырья и полуфабрикатов на экспорт, скоростные железные дороги?

Вашингтон готовит атаку в прессеВашингтон готовит атаку в прессе

США столкнулись с «газовым сближением» Москвы и Берлина, поэтому готовятся к вбросу «компромата»

Впрочем, попытки «частных компаний» в РФ построить железные дороги с благородной целью вывоза сырья могут превращаться в грустный финансово-технический триллер. В 2000—2014 годах в южной Якутии была кое-как введена в строй ветка Улак-Эльга (от БАМа до одноименного угольного месторождения) длиной в 321 километр. Горно-металлургическая компания одного из российских олигархов в итоге «надорвалась» на этом проекте, стоимость которого составила порядка 3 миллиардов долларов. Почти половина этой дороги уже продана «Газпромбанку», и металлурги ломают голову, где им взять еще около 800−900 миллионов долларов, чтобы увеличить пропускную способность этой ветки с 4 до 15 миллионов тонн угля к 2024 году.

Что касается ВСМ, то единственная и скажем прямо, слабая, надежда углеводородных менеджеров, заинтересованных в больших бюджетах — это Китай. Напомним, что в число проектантов ВСМ Москва-Казань (ОАО «Мосгипротранс» и ОАО «Нижегородметропроект») по договору с РЖД от 2015 года вошла китайская компания China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd. В Китае строительство высокоскоростных железных дорог является весьма развитым направлением в отличие от архаичной северной Евразии, но будут ли строители из Поднебесной допущены к этому проекту? А если нет, то кто вообще возьмется за этот проект?

Пока складывается впечатление, что варварская система управления и надзора правительства годятся лишь на то, чтобы торпедировать любые транспортные проекты. С железными дорогами, кажется, все предельно ясно. С автомобильными дело обстоит ненамного лучше. До сих пор мучительно «допиливается» платная скоростная автодорога между Москвой и Санкт-Петербургом, не достроена до конца платная федеральная автомагистраль «Дон» между Москвой и Краснодарским краем. Да и вообще строительство новых автодорог в РФ ведется более чем скромными темпами (официально около 300 километров в год).

От российского чиновничьего болота страдают и международные проекты. Так с 2010 года в Китае и Казахстане велось строительство скоростной автодороги проекта «Западная Европа — Западный Китай». Ее участок общей длиной более 5200 километров, проходящий по территории этих двух государств, практически полностью уже построен. Тогда как в РФ до сих пор не решены вопросы с землеотводами под строительство своей части автодороги! Пока проект автодороги «Меридиан» (так называется российский участок этого международного проекта) обрастает лишь уголовными делами. Проще говоря, хотите запороть любой транспортный проект — запустите его через российское правительство. Результат гарантирован.

Новый эффект контрмер РФ: скандал с «ядовитым мясом» вскрыл проблему Литвы

Фермеры Прибалтики вместе с потерей рынка РФ лишаются возможности удовлетворить потребности населения своих собственных стран.

К настоящему моменту стало очевидно, что от начала санкционого противостояния стран Запада с Россией наибольший вред был причинен фермерам государств Прибалтики. Так, в результате контрмер РФ прибалтийские аграрии потеряли доступ на российский рынок. В итоге сельское хозяйство данного региона понесло значительные убытки и многие компании обанкротились.

Однако в последнее время от данных контрмер РФ начинает проявляться новый эффект. Так, после кризисного периода производственные мощности с/х сектора стран Прибалтики сильно сократились, что вынудило местные предприятия компенсировать дефицит продуктов питания за счет импортных поставок из других стран ЕС. В итоге сейчас это решение уже не позволяет окрепнуть местному бизнесу, что приводит к новым сложностям.
Подтверждением тому стал скандал с «ядовитым мясом» из Польши, который вскрыл проблему Литвы, местная фермерская продукция в которой, как и в Латвии стремительно теряет места на прилавках. Так, согласно сообщениям информпортала DELFI, из-за вскрытия факта поставки опасного для здоровья польского мяса в Литву прокуратура Польши возбудила уголовное дело. Однако данный скандал обратил внимание на всю тяжесть положения прибалтийских аграриев, которые уже настолько сильно пострадали от контрмер РФ, что оказались не способны удовлетворить спрос даже на своих национальных рынках.
Подтверждением тому может служить тот факт, что глава Латвийской ассоциации свиноводов Дзинтра Лейниеце была вынуждена признать данный факт. «Вряд ли вы найдете в витринах супермаркетов мясо латвийского происхождения», - заявила она, жалуясь на тяжесть положения местных фермеров, которые с потерей рынка РФ под напором «союзников» по ЕС лишились способности самостоятельно удовлетворять потребности населения своих собственных стран.

Маршрут в обход Суеца: коридор «Север-Юг» получает новые перспективы


Специалисты АО «РЖД Логистика» и индийской корпорации Concor согласовали все условия по развитию совместных сервисов на МТК «Север-Юг». Об этом сообщила пресс-служба российской компании.
Основополагающие условия были оговорены, в результате чего 1 февраля 2019 года был подписан соответствующий меморандум о взаимопонимании. Согласно достигнутым договоренностям, стороны, подписавшие договор, стремятся прийти к качественному развитию перспективных проектов сфере контейнерных перевозок между государствами. Кроме того, планируется наладить качественное транспортное железнодорожное сообщение в рамках укрепления российско-индийского логистического сотрудничества, которое в последние годы набрало хороший ход.
Представитель АО «РЖД Логистика», гендиректор Вячеслав Валентик отметил, что партнерские отношения с Concor открывают очень большие возможности для российской стороны. Появляются серьезные перспективы усиления присутствия холдинга «РЖД» на евроазиатском рынке мультимодальной логистики. Такого результат удалось достичь благодаря формированию и исполнению совместных логистических продуктов на мировом рынке.
Россия уже давно стремится запустить маршрут в обход Суэца, и сотрудничество с Индией обещает довольно широкий спектр возможностей для расширения влияния российской компании. Оба государства рассчитывают получить хорошую прибыль от реализации перспективных проектов. МТК «Север-Юг» является одним из важнейших направлений развития, сообщил специалист. Стоит отметить, что в ноябре 2018 года Азербайджан, Россия и Иран договорились о создании рабочей группы для дальнейшего развития грузоперевозок по МТК «Север-Юг».

Парадокс Зенона и невыполнимость указа Путина о средних зарплатах

  • В античной философии был парадокс Зенона Элейского о том, что быстро бегущий Ахиллес никогда не догонит медленно ползущую черепаху. Дескать как только Ахиллес добежал до той точки, где была черепаха, она уже немного оттуда сдвинулась. Он снова догнал – но она снова чуть ушла вперед. И так до бесконечности.

    Казалось бы, что общего между парадоксом Зенона и майским указом Путина 2012 года о доведении зарплат государственных врачей и учителей до средней зарплаты в регионе?

    Невыполнимость. Так же, как Ахиллес никогда не догонит черепаху в парадоксе Зенона – зарплаты врачей и учителей никогда не будут доведены до уровня, предписанного майским указом президента. А значит, этот указ никогда не будет выполнен.

    Он не может быть выполнен, потому что власть и Росстат стали заложниками собственных манипуляций с цифрами в желании показать ситуацию в стране лучше, чем она есть на самом деле.

    Дело в том, что за мерило взята средняя арифметическая зарплата, которая в условиях огромной разницы доходов между богатыми и бедными перестает быть действительно средней. И поэтому 2/3 россиян имеют доходы ниже среднеарифметической величины.

    По данным за 2018 год средняя зарплата в России составляла 39 167, а медианная – 28 345 рублей. Почувствуйте разницу.

    Медианная зарплата отличается от средней тем, что отражает доход среднестатистического гражданина. А средняя – это "средняя температура по больнице", то есть сумма, которую получают все граждане (вместе с бизнесменами-миллиардерами и прочими чиновниками) в пересчете на одного человека.

    По этой причине ситуация вполне соответствует парадоксу Зенона. Стоит только в каком-то регионе поднять врачам и учителям зарплату до средней арифметической, как она автоматически вырастет на 10-30% – и зарплата врачей и учителей снова окажется ниже средней арифметической величины. И так до бесконечности. Средняя арифметическая зарплата будет всегда уползать от зарплаты врачей и учителей, как черепаха уползет от Ахилла.

    И если парадокс Зенона – чисто умозрительный, то ситуация с зарплатами врачей и учителей – реальная.

    Указ Путина можно выполнить, если отказаться от исчисления средней зарплаты как арифметического среднего и брать в качестве средней зарплаты медианную. Тогда картина по зарплатам сразу станет более реальной, хотя и не такой красивой для высокого начальства, которое любят, когда у них в докладах густо. Ведь если Росстат будет указывать в качестве средней зарплаты медиану, то это среднее уменьшится примерно на 30%, и от декларируемого роста благосостояния россиян не останется и следа.

    Впрочем есть еще один способ выполнить указ Путина – это поднять врачам ставки настолько, чтобы после обновления статистики и роста средней арифметической зарплаты в регионе зарплата врачей все равно оказалась бы выше. Но на это наши чиновники пойти не могут – слишком сильно надо будет повышать. Им проще и удобнее бесконечно плестись за черепахой средней арифметической зарплаты и постоянно рапортовать о том, что майские указы президента выполняются.

    Выполняются, выполняются, да никак не выполнятся…

наверх