Ставка на технологию «стелс» для авиации пятого поколения похожа на ошибку
Одним из основных признаков самолета пятого поколения является технология "стелс" (от англ. Stealth – втихомолку, украдкой), т.е. свойство оставаться незамеченным для радаров самолетов противника, а также наземных установок. По крайней мере так утверждают в США, имеющим на вооружении сразу два таких истребителя - Lockheed/Boeing F-22 Raptor и Lockheed Martin F-35 Lightning II. Также в число стран, на сегодняшний день разработавших самолеты пятого поколения входит Россия с проходящим испытания Су-57 и Китай с Чэнду J-20.
Двумя другими признаками пятого поколения называют сверхманевренность и крейсерский сверхзвук, однако американцы на своих истребителях F-35 отказались от сверхманевренности, заменив ее "малозаметностью", также на F-35 отсутствует крейсерский сверхзвук, как оказалось это очень вредно для дорогостоящего покрытия. При отсутствии этих двух важных критериев американцы все равно называют свой истребитель новым поколением. В свою очередь, F-22, являющийся самым дорогим истребителем в мире, имеет сверхзвук без форсажа, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), малую заметность, но уступает по маневренности многим российским истребителям даже четвертого поколения.
Ставка на "стелс" похожа на ошибку
Отметим, что технология малозаметности основывается на снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, которые достигаются за счет специального покрытия, специфической формы и материалов изготовления корпуса самолета.

Сама по себе технология "стелс" сверхдорогая. В 2019 году управление подотчетности американского правительства выпустило доклад, в котором говорилось о значительном превышении затрат на ремонт истребителей F-35 по причине отслаивания дорогого покрытия. Такая же проблема была выявлена и с истребителем F-22.
Еще одной проблемой, кроме покрытия, является то, что истребители, построенные по технологии малозаметности, предназначены для решения очень узкого круга задач, т.е. их применение возможно только в очень узком боевом диапазоне. Такой истребитель может нести вооружение только во внутренних отсеках, так как размещение его на внешней подвеске сразу же выводит его из категории "невидимок". Истребитель ограничен по скорости (отслоение покрытия на сверхзвуке) и должен с осторожностью применять свой радар, так как его излучение с легкостью фиксируется радарами самолетов противника или наземных систем противовоздушной обороны. Серьезных же изменений же в конструкцию самолета уже не внесешь, это тоже нарушит его маскировку.
С другой стороны, бурное развитие средств противовоздушной обороны, а в частности радаров, привело к тому, что так называемые "стелс-истребители" прекрасно видно, что бы не заявляли американские военные. Особенно это касается F-35, который по эффективной площади рассеяния (ЭПР) значительно хуже F-22. Американский истребитель прекрасно видят радары ЗРС С-400, а соответственно и перспективного С-500.
То же самое можно сказать и о бортовых РЛС российских самолетов. Например в 2018 году истребители Су-30МКИ с радаром Н011 "Барс" с фазированной антенной решеткой, стоящие на вооружении ВВС Индии, обнаружили так называемые невидимки Chehgdu J-20 ВВС Китая. В том же 2018 российский истребитель Су-35С сфотографировал попавший в прицел американский F-22 в небе Сирии. Тогда американские СМИ заявили, что "Раптор" невидим в инфракрасном диапазоне "только на значительном расстоянии", а вблизи его прекрасно видно.

Что же в итоге?
Возникает вопрос, а так ли надо вкладывать огромные средства в разработку истребителя, называемого "невидимкой", но прекрасно видимого, при том, что его боевой диапазон ограничен именно этой малозаметностью. Или лучше вложиться в истребители предыдущего, четвертого поколения, обладающих мощным вооружением, сверхманевренностью, сверхзвуком, даже элементами малозаметности, но не являющихся "стелс-самолетами". Применение на таких истребителях современных систем РЭБ с функцией подавления радаров делает эти машины такими же незаметными, как и истребители пятого поколения, при этом не теряя других качеств.
Что же касается российского истребителя пятого поколения Су-57, созданного с применением технологии "стелс", то полностью соответствовать новому поколению он станет после получения двигателей второго этапа, позволяющих ему развивать бесфорсажную сверхзвуковую скорость. В то же время истребитель уже имеет прекрасную маневренность как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на всех скоростях. У самолета просторный оружейный отсек, позволяющий нести гораздо более "тяжелое" оружие, чем F-35.
Однако полностью судить о Су-57 мы сможем только после поступления его на вооружение и опубликования всех характеристик самолета.
Новая жизнь «стратега»: B-1 может стать летающим арсеналом гиперзвукового оружия
«Лансер» на все времена
Сложно найти что-то более парадоксальное, чем стратегическая авиация ВВС США. Судите сами, дозвуковой восьмидвигательный B-52, совершивший первый полет еще в 1952 году, хотят эксплуатировать едва ли не до середины XXI века, в то время как создававшийся ему на замену намного более новый B-1 могут списать (по крайней мере, хотели до недавнего времени). И даже малозаметный B-2 в обозримой перспективе могут вывести из эксплуатации, отдав его функции перспективному B-21 Raider. Которому, впрочем, только предстоит совершить первый полет и доказать, что он на что-то способен.
Не менее удивительны метаморфозы, которые происходили с этими машинами. В этом смысле B-1 Lancer, пожалуй, самый необычный самолет. Напомним, сначала B-1A, способный развивать скорость до 2300 километров в час, трансформировался в куда более «скромный» трансзвуковой B-1B. А затем низковысотный прорыв и ядерное оружие у последнего заменили на высокоточные бомбы и тактические крылатые ракеты, превратив «Лансер» в орудие против террористов.
В новой ипостаси самолет показал себя неплохо, однако так и не попал в число любимых боевых машин летчиков ВВС США, а кроме того, показывал относительно низкую на фоне других крылатых машин боеготовность: в 2018 году Военно-воздушные силы США заявили, что уровень боеготовности В-1В составляет 51,75%. Для сравнения: по состоянию на 2018 финансовый год уровень боевой готовности В-52H составлял 69,3%.
В прошлом году стало известно, что ВВС США анализируют возможность отказа от ряда B-1B для того, чтобы перенаправить освободившиеся средства на реализацию программы Long-Range Strike Bomber, то есть на B-21 Raider. А в феврале американское издание «Air Forces Times» в материале «Air Force general: Two-bomber fleet is the future» сообщило со ссылкой на выступление генерал-лейтенанта Дэвида Наома, что ВВС планируют иметь смешанный парк бомбардировщиков В-21 и В-52.
Жестокие игры
Казалось, что вот-вот и самолет окончательно уйдет в небытие. Но не тут-то было. Как выяснилось, сейчас машину вновь рассматривают как один из важнейших элементов, обеспечивающих высокий потенциал ВВС США. На ситуацию повлияли планы Пентагона получить гиперзвуковое оружие воздушного базирования.
Вкратце ситуация выглядит так. До недавнего времени ВВС США вели две программы создания гиперзвуковых ракет. Речь идет о комплексе Air Launched Rapid Response Weapon (ARRW), более известном как AGM-183A, а также ракете Hypersonic Conventional Strike Weapon, представляющей собой концептуальной развитие широко известной X-51. В феврале этого года стало известно об отказе от второго по финансовым соображениям. Остался только ARRW.
Как сообщил в апреле «Air Force Magazine» в материале «AFGSC Eyes Hypersonic Weapons for B-1, Conventional LRSO», Стратегическое командование ВВС США планирует модернизировать стратегические бомбардировщики B-1B Lancer с целью их оснащения перспективной гиперзвуковой ракетой AGM-183A. Кроме того, самолет хотят научить использовать неядерный вариант новой стратегической крылатой ракеты LRSO (Long-Range Stand-Off): на тот случай, если дальности крылатой ракеты AGM-158B JASSM-ER будет недостаточно. Напомним, у нее она (дальность) ограничена отметкой примерно 1000 километров. Для сравнения, у тактической российской крылатой ракеты Х-101 воздушного базирования дальность может превышать 5000 километров: по крайней мере, если верить СМИ.
Ситуация выглядит примерно так: сначала американцы спишут семнадцать B-1B, а потом оставшиеся 44 машины модернизируют до нового стандарта. В рамках модернизации самолеты получат по восемь внешних узлов подвески, на которых можно будет разместить AGM-183A.
— приводит «Air Force Magazine» слова руководителя Стратегического командования ВВС США генерала Тимоти Рэя.
Здесь, впрочем, нужно внести важное уточнение. Для Air Launched Rapid Response Weapon или AGM-183A хотят применять как внешние держатели, так и внутренние установки револьверного типа. Таким образом, общее количество гиперзвуковых ракет должно составлять 31 единицу! Самолет B-1B никогда не обладал такими тактическими возможностями.
Защита или нападение?
Что же собой представляет AGM-183A? Этот вопрос мы неоднократно рассматривали в предыдущих материалах. Если вкратце, то комплекс состоит из аэробаллистической ракеты и гиперзвукового блока, носителем которого она является. По неофициальным данным, скорость блока сможет достигать 20 Махов.
США активно испытывают перспективное оружие, что подтвердили фотографии, сделанные в прошлом году. На них можно видеть макет ракеты ARRW, подвешенный под стратегический бомбардировщик В-52Н-150-BW S/N 60-0036, принимавший участие во многих других тестах. Разработку ARRW ведут в рамках контракта стоимостью 480 миллионов долларов, которые корпорации Lockheed Martin получила в 2018 году. Работы должны быть завершены к декабрю 2021 года. Американские военные рассчитывают получить действующие образцы нового гиперзвукового оружия уже в первой половине 2020-х, что, вне всякого сомнения, существенно укрепит потенциал ВВС США.
И не только их. Свое гиперзвуковое оружие намерены получить Сухопутные силы и Военно-морские силы США. Причем все это тоже должно произойти в обозримой перспективе. Напомним, что для Армии создают Long Range Hypersonic Weapon: универсальную твердотопливную баллистическую ракету средней дальности наземного базирования, имеющую управляемую планирующую гиперзвуковую боевую часть Common-Hypersonic Glide Body (C-HGB). Что касается флота, то концепция похожа: выступающая в качестве носителя ракета + гиперзвуковой блок. Новым оружием хотят оснастить многоцелевые субмарины четвертого поколения типа «Вирджиния». По крайней мере, их часть.
Вообще, наполеоновские планы Пентагона в сумме с весьма сжатыми сроками порождают самые разные вопросы. Реальны ли планы США? Не являются ли они хорошо замаскированной дезинформацией, призванной втянуть оппонентов в разорительную для них гонку вооружений?
Ведь если вдуматься, Соединенные Штаты могут решать все стоящие перед ними тактические задачи уже имеющимися средствами: то есть, высокоточными бомбами и дозвуковыми крылатыми ракетами. Нужен ли американцам столь сложный и дорогой комплекс, как ARRW?
Если отбросить конспирологию, то единственным разумным ответом видится обеспечение полного не только тактического, но и стратегического господства США во всем мире. В этой связи американцам действительно могут пригодиться не только новые B-21, но и старые B-1B Lancer, каждый из которых, как мы уже знаем, сможет нести по три десятка гиперзвуковых ракет.
Мы опять «скоро будем» строить новые средние транспортные самолёты

Многие средства массовой информации не только России, но и США и Европы недавно осторожно сообщили о том, наконец-то одобрена концепция нового среднего военно-транспортного самолета на замену Ан-12.
"Решение по концепции среднего военно-транспортного самолета фактически принято. Предстоит дооформить необходимые документы", — сообщило агентство РИА Новости со слов неназванного источника.
Действительно, проблема старения самолетного парка ВТА стоит очень остро. Да и сами самолеты устарели и морально, и физически. Ан-12 - это детище из далеких 50-х годов прошлого века. Напомню, первый полет Ан-12 совершил в 1957 году! Именно этот самолет является единственной машиной в нише средних транспортных самолетов.
Понятно, что задержка окончательного решения МО вызвана во многом конкуренцией двух фирм - «Ильюшин» и «Туполев». Оба КБ имеют вполне ясные концепции нового самолета. Проекты разрабатывались достаточно давно и были свернуты по экономическим причинам.
Казалось бы, чего проще дать обеим фирмам возможность разработать собственный самолет, а потом сравнить результаты. Ведь именно так создавались лучшие машины советской авиации. Разговоры на уровне идеи можно продолжать бесконечно. А вот готовое изделие, построенное с учетом всех «подводных камней», которые существуют в производственной сфере, даст заказчику возможность сравнить реальные машины и заказать лучшую.
Но дело-то как раз в том, что сегодня мы живем в новом мире. Мире, где все перемешалось. Обе фирмы входят в состав одной корпорации - ОАК. То есть, фактически затраты на создание нового самолета оплачивает один центр. И конкурировать предлагается двум частям одной корпорации. Вот где заложена «мина».
Помните победные рапорты прошлого года? «В сентябре 2019 года будет окончательно определено конструкторское бюро, которое будет создавать средний военно-транспортный самолет по заказу МО России». Сколько материалов тогда было по этому вопросу. Сколько мечтаний о сроках реализации проекта. И что дальше?
А дальше было заседание научно-технического совета ОАК в конце сентября 2019 года. Ведущие специалисты Объединенной авиастроительной корпорации обсуждали проекты «Ильюшина» и «Туполева». Результат? Победил... никто. Оба проекта были «сырые» и требовали доработки. Решение перенесли на конец ноября.
Понимая, что просто так заказчики не отстанут от ОАК, в декабре гендиректор Юрий Слюсарь заявил в интервью тому же информационному агентству о двух вариантах машины будущего. Были созданы эскизные проекты самолетов и, якобы, определены четкие требования к будущим машинам.
Казалось бы, что нужно ещё ОАК? «Цели определены, задачи поставлены, за работу, товарищи!». Но что-то опять пошло не так. Корпорация опять «тянет резину». Середина апреля 2020 года. «Предстоит дооформить необходимые документы...». Сколько времени на это потребуется? Год? Два? Три?
Понятно, что никакого другого пути, кроме создания собственного СВТС не существует. «Дружба, братство народов, международная кооперация» и прочее, для нас уже пройденный этап. Слишком дорого нам обходится такая позиция. В ключевых вопросах Россия должна опираться на собственные разработки.
Использовать научные и достижения других стран? Да! Закупать готовые перспективные технологии? Да! Закупать лицензии и технологии производства каких-то агрегатов с целью развития собственного производства в будущем? Да! Но все это должно приводить к развитию собственных производств. собственной конструкторской и инженерной мысли, собственной экономики, в конце концов.
Я не знаю, какие машины сегодня рассматривают специалисты как перспективные, базовые. Скорее всего речь идет об Ил-276 и Ту-330. По крайней мере, мне кажется именно эти машины будут основой.
Если конкуренция внутри одной корпорации выглядит несколько не типично, то создание нового подразделения ОАК, которое объединит конструкторов «Ильюшина» и «Туполева» в единый коллектив выглядит вполне логичным. Фирма, пусть временная, созданная для решения конкретной задачи, объединяющая лучшие силы отрасли, быстрее решит возникшую проблему.
Стране нужен средний транспортный самолет! Армии нужен средний транспортный самолет! Причем нужен он «ещё вчера». Значит, ОАК получит финансирование. Значит, если в этом возникнет необходимость, будут построены новые заводы.
Сегодня парк наших транспортников всех классов уступает американскому почти в два раза! Что-то около 250 машин против более 400 американских. Для наших территорий это практически ничего.
Да, потеряли советский задел в лице «Антонова». Но пора же создавать свой, российский.
Свежие комментарии