На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 004 подписчика

Свежие комментарии

  • Olegus
    Информация к размышлению… или, как Бог шельму метит. Судьба клеветнической картины о Царе Иване Грозном какая-то мист...Почему оклеветали...
  • Виктор Фоменко
    Обстрелы мирного населения - это излюбленная тактика бандеровцев ещё со времени Великой Отечественной войны, а не с 2...Пора навсегда оту...
  • Юрий Ильинов
    Wirbeiwind: что представляла собой ЗСУ вермахта, построенная на основе Panzerkampfwagen IV В 1944 году в нацистской Г...Почему именно Фра...

Мощный газотурбинный танк Т-80У: тест-драйв и мнение эксперта

www.techinsider

 

Мощный газотурбинный танк Т-80У: тест-драйв и мнение эксперта

Редко какой танк или другой вид российского оружия вызывает столько споров и противоречивых мнений, как Т-80. В 2017 году мы провели тест-драйв Т-80У и обсудили с экспертом технические особенности этого семейства танков.

Т-80 – первый в мире серийно производимый танк с газотурбинным двигателем (ГТД). Работы по оснащению танков силовыми установками этого типа начались еще в конце 1950-х годов. Тогда на опытные образцы боевых машин ставились вертолетные двигатели. Быстро выяснилось, что они неспособны нормально работать в наземных условиях – вибрация и облака пыли быстро выводили ГТД из строя. Пришлось разрабатывать двигатель с самого нуля. Но откуда вообще возникла идея устанавливать газотурбинный двигатель на танк? «Во-первых, таким образом хотели решить проблему повышения боеготовности машины в условиях нашего сурового климата, – говорит Сергей Суворов, военный эксперт, кандидат военных наук, в прошлом – офицер-танкист. – Для того чтобы танк с дизельным двигателем мог начать движение при температурах от 0 до –20°С, необходимо для начала разогреть двигатель с помощью специального устройства – подогревателя – в течение 20–30 минут, затем запустить силовой агрегат и еще прогревать его около 10 минут на холостом ходу, пока температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не поднимется примерно до 40°C. Таким образом, зимой требуется в общей сложности 30–40 минут для выхода танка по тревоге из парка, что в боевых условиях немало. Газотурбинный танк может трогаться с места уже через 45 секунд после нажатия на кнопку пуска двигателя независимо от температуры окружающего воздуха.

Танк Т-80

Второе преимущество ГТД – так называемый коэффициент приспособляемости двигателя. Чем выше его значение, тем проще может быть конструкция коробки передач. Коробка передач Т-80 схожа с той, что установлена на Т-64, но в ней убран один планетарный ряд – в результате вместо семи передач их всего четыре. А упрощение всегда означает повышение надежности и удешевление конструкции, снижение утомляемости механика-водителя. Впрочем, сам по себе газотурбинный двигатель заметно дороже дизельного».

Не задохнуться в пыли

Еще одним толчком для советских конструкторов стала информация о том, что темой газотурбинных танков стали интересоваться в США. В условиях холодной войны и гонки вооружений советское руководство не могло пропустить такую информацию мимо ушей. Нашей оборонке пришлось срочно приступить к работе, и в результате Т-80 появился на свет раньше своего газотурбинного собрата-конкурента – танка M1A1 Abrams – на несколько лет.

Танк Т-80

Одной из главных задач, которую предстояло решить конструкторам, была защита газотурбинного двигателя от пыли. Та система очистки воздуха, которую в результате удалось сделать, уникальна, и аналогов в мире ей нет. Газотурбинный Abrams тоже имеет систему очистки, однако в ходе американской операции в Ираке «Буря в пустыне» выяснилось, что в условиях песчаной бури американский танк мог двигаться или стоять на месте с работающим двигателем не более 15 минут. Затем приходилось останавливаться и вытряхивать песок из бумажных фильтров. В Т-80 с пылью боролись прямоточные циклоны – вихревые газоочистители. Кроме того, пневмовибратор стряхивал песок с наиболее подверженного загрязнению соплового аппарата. После остановки двигателя пыль также стряхивалась с лопаток турбины, и на них не происходило запекания песка в виде стекловидной массы.

Комфорт и чистота

«Когда Т-80 движется на тебя, на расстоянии до 30 м машины совсем не слышно, – рассказывает Сергей Суворов. – Первое, что доносится до слуха, – это лязг зубьев ведущих колес. Танк не дымит, выпуская практически чистый горячий воздух. Я служил на Т-80 и думаю, что в плане комфорта среди отечественных танков ему не было равных до появления Т-90АМ. Сказки о комфорте в танках западного производства так и остались сказками. Уровень эргономики во всех "абрамсах", "леопардах", "меркавах" и прочих "челленджерах" примерно на уровне Т-55 или Т-62. В "восьмидесятках" при –35°С механик-водитель раздевался да нательного белья, я сидел в башне на командирском месте в хромовых сапогах. Никаких рукавиц – тонкие кожаные перчатки. На других машинах в холод без нескольких слоев одежды, меховых варежек, шерстяной маски на лицо и валенок в башне не поездишь».

Танк Т-80

Т-80У – наиболее совершенная на сегодня машина из всего семейства Т-80. В этой модификации, появившейся в 1985 году, был применен новый комплекс вооружения. Несколько лет спустя тот же комплекс поставили на танк Т-72Б, после этого и ряда доработок танк получил наименование Т-90. Он располагает более мощным двигателем ГТД-1250 (1250 л.с. против 1100 л.с. у предшествующих модификаций).

В прошлом году появились сообщения о планах модернизации имеющегося в стране парка танков Т-80БВ, включающего несколько тысяч машин, и хотя официально параметры программы не объявлены, можно предположить, что итогом станет боевая машина, не уступающая по боевым свойствам Т-80У (а по некоторым показателям превосходящая его). Вероятно, будет произведена замена двигателя на ГТД-1250, танк оборудуют системой управления огнем 1А45 «Иртыш» с лазерным прицелом-дальномером, цифровым баллистическим вычислителем, комбинированным ночным прицелом и комплексом управляемого ракетного вооружения, способного стрелять ракетами типа «Инвар-М». Также машина получит современную динамическую защиту.

Танк Т-80

На пути к гибриду

Одна из главных претензий, предъявляемых танку Т-80, – прожорливость его газотурбинного двигателя. С этим трудно поспорить – ГТД действительно потребляет больше топлива, чем дизель. «Основной вид горючего для этого танка – дизельное топливо, – говорит Сергей Суворов, – но Т-80 может ездить и на керосине, и на смесях бензина. Как-то во время службы на Урале я столкнулся с ситуацией, когда мои танки ездили практически на воде. Баки нам заправили какой-то белой, похожей на молоко жидкостью, в которой воды было, наверно, не меньше 50%. Я тогда задавал себе вопрос – сколько бы на этой адской смеси проехал Abrams? А Т-80 ездили как ни в чем не бывало. При этом температура воздуха в тот день была ниже –10°С. Но проверку батальон сдал. Правда, потом от влаги начались проблемы в работе топливной системы двигателя».

Танк Т-80

Как считает Сергей Суворов, относительно низкая экономичность Т-80 связана не только и не столько с применением ГТД, сколько с конструкцией именно танковых газотурбинных двигателей. В отличие от дизеля, мотор Т-80 имеет более низкую приемистость. Чтобы набрать максимальные обороты, а следовательно, и мощность, дизелю надо полсекунды, а ГТД-1000/1250 – секунды три-четыре. Если на пути танка яма, механик-водитель должен бросить педаль газа, то есть сократить подачу топлива. Двигатель резко сбрасывает обороты, и танк фактически останавливается. Потом механик снова нажимает педаль подачи топлива, но требуется еще несколько секунд, пока турбина раскрутится снова. Чтобы не стоять в ямах, танкистов обучали раскручивать турбину до максимальных оборотов, а затем в яме замедляться с помощью системы торможения. Танк при этом не глохнет – так как нет жесткой связи между турбиной двигателя и трансмиссией, между ними связь только газодинамическая, однако топливо продолжает литься рекой. «В танковом газотурбинном двигателе была изначально применена не совсем правильная идеология подачи топлива, – объясняет Сергей Суворов. – Например, в ряде авиационных газотурбинных двигателей после запуска автоматически поддерживается заданное значение постоянных оборотов, а регулирование мощности на валу осуществляется за счет изменения подачи топлива, без изменения частоты вращения турбины. Если бы в танковом двигателе существовала такая же система, тогда и расход топлива был бы почти таким же, как на дизеле». Впрочем, конструкторская мысль не стоит на месте. Уже разработан перспективный газотурбинный танковый двигатель ГТД-1500, который по экономичности не уступает дизелям.

Пока страшно не станет

Танк Т-80
Я стою на танковом полигоне в подмосковной Кубинке перед своей мечтой – танком Т-80У. Для неспециалиста он совсем неотличим от других массовых советских танков типа Т-72, но с ними его роднит только тип боеприпасов.


Т-80 устроен совсем иначе, чем обычные дизельные танки, но управляется гораздо проще, инструктирует меня командир танка сержант Степанов. В нем всего две педали, и он никогда не глохнет. Правая педаль газа отвечает за подачу топлива, а левая – за работу регулируемого соплового аппарата, РСА. Правой педалью газа ты раскручиваешь основную турбину, а левой меняешь положение лопаток силовой турбины. Сержант Степанов рекомендует мне держать правую педаль на максимуме, а работать только левой. Отпустил – несешься вперед, нужно подтормозить – слегка нажал, лопатки поменяли угол, скорость замедлилась. Нажал сильнее – они приняли отрицательный угол, и Т-80 тормозит турбиной. Нажал еще сильнее – и только тогда в дело вступают гидравлические тормоза. «Выжал РСА, включил передачу и движешься, – я внимаю каждому слову Степанова, – мощный двигатель Т-80 никогда не заглохнет, если не кончится горючее. Не связанную валом с компрессором силовую турбину раскручивает поток горячего газа из газогенератора. Даже если турбина застопорится, ничто не помешает газогенератору продолжать работу. Если на подъеме мощности не хватает, танк просто останавливается, но турбина не глохнет. Переключаешься на пониженную и вперед. А на Т-72 идет нагрузка на дизель. Так как у него прямое сцепление с двигателем, при подъеме в гору надо нажать сцепление, включить передачу, и в этот момент можно скатиться назад».

Танк Т-80

46-тонная машина стоит как вкопанная, и не верится, что эту массу железа что-то может сдвинуть с места. Выполняю все рекомендации Степанова, и Т-80 резво начинает движение по полигону. Левый рычаг на себя, газ не сбрасываем, и танк легко, почти на месте делает полицейский разворот! И это 46-тонная машина! Летим к небольшой полигонной горке. Переключаемся на передачу ниже, и танк без надрыва взлетает на самый верх, турбина монотонно свистит за спиной. Уже через десять минут езды я чувствую себя заправским механиком-водителем и жалею, что в армии попал не в танковые войска.

«Я управлял и Т-72, и Т-90, но для меня самый лучший танк – Т-80, – говорит сержант Степанов. – Т-80 ускоряется очень быстро, быстро набирает скорость и движется намного быстрее, чем Т-72. Если Т-72 пойдет по ровной дороге 70 км/ч, то Т-80 можно разогнать, пока страшно не станет». И это тот случай, когда я готов подписаться под каждым словом.

ß

RS1A3 Minirex: современный тактический робот для боя в городской среде

Появление в Сирии и Ираке относительно дешевых тепловизоров и сокращение дистанции боестолкновений в городских условиях привели к неоправданно высоким потерям среди элитных подразделений. На расстоянии до 400 м (а в городе дистанции меньше) прекрасно работали почти списанные со счетов старые СВД и их клоны.
Александр Грек

Появились невиданные ранее кустарные крупнокалиберные винтовки под 23-мм снаряды от зенитных и авиационных пушек, для которых стены зданий перестали быть преградами. Снайперы из ангелов смерти превратились в мишени. «Людей у нас не так уж много, — говорит Влад Лобаев, главный конструктор и основатель Lobaev Robotics. — Мы сейчас не можем разбрасываться жизнями солдат, как в предыдущих военных действиях. Пришло время вместо них бросать в атаку роботов».

23-килограммовый RS1A3 Minirex — прототип тактического робота для ведения боев в городских условиях. С появлением тепловизоров у бойцов почти полностью пропала пассивная защита, и профессия городского снайпера стала очень опасной. С другой стороны, сейчас многое в стрельбе находится на пределе человеческих возможностей, и практически все роботизированные системы быстрее, точнее и без эмоций осуществляют поиск целей, подготовку данных для стрельбы и поражение, сами же оставаясь почти невидимыми для систем противника.

Minirex предназначен для действий на самом последнем, опасном участке выдвижения подразделений, до которого его транспортируют в обычном рюкзаке. Его задача — заменить людей на наиболее опасных этапах операции, связанных с заходом в здания, перемещениями через простреливаемые зоны улиц или дежурство в снайперских засадах. Тепловизионные и оптические прицелы позволяют быстро находить цели, баллистический вычислитель — готовить данные для стрельбы, а стрелковый модуль — поражать цели с первого выстрела. И хотя Лобаев специализируется на дальнобойном высокоточном оружии, «Минирэкс» получит на вооружение калибры 7,62 х 39, 9 х 39 мм и снайперские 338LW и 40LW.

«Никаких серьезных ограничений ни по "железу", ни по оптоэлектронике, ни по вооружению сегодня нет, — говорит Влад Лобаев, — только программное обеспечение пока препятствуе массовому применению роботов». RS1A3 Minirex уже способен распознавать лица на расстоянии до 400 м, что достаточно для условий городского боя. Существующее шасси позволяет преодолевать небольшие завалы, подниматься по ступеням и занимать выгодные позиции для стрельбы. По сути Minirex — самодвижущаяся роботизированная высокоточная огневая точка, которая может работать в круглосуточном всепогодном режиме без перерывов на обед и сон. Идеальный городской боец в роботизированных военных действиях будущего. А других военных действий, судя по всему, уже и не будет.

Нажми и смотри

Трюковые самокаты: как выбрать подходящую модель

Трюковой самокат — это особый вид, сделанный специально для выполнения головокружительных трюков. Поэтому при его выборе требуется пристальное внимание к деталям. Если посмотреть на него повнимательнее, можно заметить небольшой размер колес и прочную нескладную раму. Именно в этом и кроется главная особенность таких самокатов — они предельно лёгкие и суперпрочные.
Компания DIGMA
Трюковые самокаты: как выбрать подходящую модель

Колеса

Диаметр колес, как правило, начинается от 100 мм. Такие небольшие габариты делают самокат максимально манёвренным и управляемым. Для специальных площадок и стритрайда (городских условий) — самое то.

Например, недавняя модель бренда DIGMA — Trick 2wh White/Black — как раз из такой категории. Однако есть и другие модели с размером колес от 110 мм. Они рассчитаны на скорость и устойчивость к износу на дальней дистанции.

Заранее обдумайте цели, для которых нужен самокат. Если ваш выбор — это двойные флипы и грайнды на перилах местного продуктового магазина, первая категория точно для вас. Ну а для фанатов поездок «с ветерком» существует вторая.

Что касаемо материалов, то все очень универсально. Идеальный выбор — полиуретан. Также стоит брать модель с алюминиевыми дисками, так как пластик может подвести вас в самый ответственный момент. 

Подшипники

Подшипники — одна из важнейших частей трюкового самоката. Они должны быть одновременно надежными и скоростными. Для этого используется индекс ABEC от 1 до 10, определяющий точность, с которой изготавливается деталь. И чем больше его значение, тем качественнее подогнаны компоненты подшипника.

У вышеупомянутой модели индекс подшипников — ABEC 9. Это одно из двух наиболее популярных значений, наравне с ABEC 7. Оно означает, что деталь имеет высокую точность сборки и не подведёт обладателя даже в самых экстремальных условиях. При этом у таких комплектующих относительно высокая цена, которая отражается на стоимости всего самоката. Экономить точно не советуем, ведь именно подшипники отвечают за качество выполнения трюков и скорость. 

Дека, или платформа

Очевидно, самая фундаментальная часть самоката. По этой причине она обязана быть прочной и обеспечивать минимальное скольжение. Кроме прочего, значение имеет материал. Чаще всего используется алюминий. Своё почетное место лидера он заслужил высокой износостойкостью и крайне низкой массой. 

Габариты платформы лучше выбирать по вашему росту. Но оптимальная ширина находится в пределах 11-14 см. Например, 11 см при длине 50 см – вариант, который подойдет владельцам с ростом от 165 до 180 см.

Проверьте, чтобы у самоката было противоскользящее покрытие: оно гарантирует устойчивость и сводит на минимум риски при выполнении трюков.

Руль

Здесь речь пойдет именно о высоте руля: чем он ниже, тем выше будет прыжок. Отличия не такие значительные, но заметные. Для экстремалов есть варианты с высотой 50 см. 

На руле есть насадки, более профессиональное название — грипсы. Они выполняются из качественной резины и имеют специальную форму для крепкого хвата. При выборе стоит «пощупать» и определиться с индивидуальными ощущениями. Более мягкие грипсы быстрее изнашиваются, но дают меньшую отдачу при приземлении, а твердые – более долговечные.

Рулевая стяжка

Стяжка находится на нижней части рулевой оси. Представляет собой металлический хомут, обеспечивающий прочность всего основания. Здесь важно обратить внимание на число креплений. От трёх до четырёх штук — всё отлично. Меньшее число вызывает вопросы, это не так безопасно.  

Вес

Один из наиболее значимых параметров. Чем самокат легче, тем проще им управлять. На самом деле, вариантов множество, но все они весят не больше 4 кг. Достаточно универсальное значение, особенно если ваш путь «самокатера» только начинается. Меньше и не нужно.

Что в итоге?

При выборе подходящей модели трюкового самоката обращайте внимание на размер колёс, материал, габариты деки и рулевой стойки, грипсы, вес самоката, рулевую стяжку и подшипники. Уже наступил самый горячий сезон, а значит самое время взлететь на «самокатерский» олимп.

Картина дня

наверх