Образы энеолита
Медно-каменный век является явлением стадиальным, т.е. его проходят практически все первобытные племена в своём развитии. Это принципиально один уровень развития производительных сил по базовым характеристикам.
Потому будет вполне корректным сравнение образного ряда разных культур, находящихся на этом горизонте развития производительных сил с тем, чтобы уяснить участие медных орудий производства в жизни тогдашних аборигенов.
Как увидим далее, типичный энеолит – это когда много-много кремня (апробированные самой жизнью очень острые, достаточно прочные, легко восстановимые рабочие наконечники из весьма распространённого повсюду материала), а также много меньше сверлёной гальки и заострённой кости. При этом, как это ни парадоксально, совсем мало меди, которая весьма и весьма дорога для тогдашних обитателей и потому используется в основном в «предметах престижа», сакральных и представительски-властных, а вовсе не в качестве инструментов и тем более для камнеобработки в промышленных масштабах. Медь же – всего лишь отметка светлого технологического будущего, обещание наступления бронзового века.
Племена Кавказа в период энеолита. Видим кремневые наконечники и всего один примитивный медный нож. Тут ещё много картинок, а вот меди на них очень мало. Это типичный энеолит в степи, Триполье и на территории всей Западной Европы.
Энеолит Татарстана: сплошная сверлёная галька и кремневые наконечники, медь вообще не сохранилась.
Трипольская культура, очень широко территориально распространённая. Посмотрим уровень развития производительных сил на типичном энеолитическом наборе вещей: тут керамические кувшины, созданные без гончарного круга (sic), но богато декорированные. Примитивные статуэтки богини плодородия и совсем немного меди (шилья, рыболовные крючки и украшения). Всё весьма примитивно и экономно относительно используемого материала. Также типичные вещи Трипольской культуры и реконструкция жизни поселения того времени. В основном тут примитивная керамика и кость с камнем, чего и следовало ожидать.
Или оружие. Кремневые и галечные наконечники - это совершенно типичный набор оружия для эпохи энеолита. Оружие медного и бронзового веков не навевает ассоциаций с вырубкой примерно такими же топориками 2,3 млн. каменных блоков.
Неожиданное для современного человека сочетание 6,5 кг. золотых украшений и символов власти в погребении знатного человека из Варны 5-6 тыс. до н.э. Там же встречаются каменные наконечники и, как видится невооружённым взглядом, ни кусочка меди. Как ни парадоксально на первый взгляд, но это как раз нормально для медно-каменного века. (Иван Бакалов «Най-старото злато в света»).
Такова мода медного века: «…молодые женщины красиво одевались и в чем-то их манера одеваться была похожа на современную моду для подростков: они тоже носили коротенькие топы и короткие юбки, а кисти рук украшали множеством браслетов». Представим в такой одежде жён проектировщиков Большой пирамиды.
А вот для сравнения следующий этап развития технологии: бронза – уже солидно выглядит. Однако украшений опять на порядок более, чем орудий труда (36 украшений и 1 орудие – молот или топорик, а наконечник стрелы справа внизу – вообще кость, о которой для энеолита мы почему-то часто вообще забываем). И такое распределение – типично для эпохи, когда медь, а потом и более практичная для обработки и использования в качестве инструмента бронза ещё очень и очень дороги. И хотя бы потому и используется в основном как украшение, а отнюдь не как камнетёсные орудия.
Посмотрим на мелкие украшения из бронзы. Вот интересные бронзовые подвески и другие, более изящные.
А вот вещи Балановской культуры (бронзовый век Чувашии) – тут опять видим сверлёной гальки больше, чем бронзы. Понятно, что это утверждение для предыдущего периода энеолита справедливо в ещё большей степени.
Таким образом общеисторический контекст практического отсутствия медных орудий в эпоху энеолита делает непротиворечивым отсутствие их же в Египте Древнего царства в постулируемых моими оппонентами количествах, необходимых для постройки «горизонта Хуфу» вручную.
Природные ресурсы
Из чего конкретно были изготовлены простые транспортные и подъёмные устройства, такелаж, столь необходимый для строительства «врукопашную» Великой пирамиды в эпоху энеолита по официальной датировке? Странно, но это вопрос как-то обходят стороной не только официальные египтологи, но и альтернативные исследователи.
«…непроходимые заросли нильского тростника – папируса – и акаций вдоль берегов, обширные болота низменной Дельты…» «Рощи акаций, ещё обширные, в какой-то степени восполняли постоянный недостаток строительного леса.» («История древнего мира» 1982 г., Кн. 1, с. 99)
Ну а ливанский кедр – самый вожделенный вид деловой древесины Ближнего Востока в древности. Эбеновое дерево с юга тут не рассматривается как дорогая забава сугубо для непроизводственных целей. И вообще тогда люди были весьма идеалистически настроены и о производстве как-то меньше думали, чем сейчас. Не случайно историки обращают внимание на «…центральное положение в египетской культуре религиозных верований и культа…» (Б.А. Тураев «История древнего Востока» Том 1-й)
«Египет не был богат полезными ископаемыми. Главным достоянием его недр являлись разнообразные породы камня (гранит, базальт, диорит, алебастр, известняк, песчаник). Многие металлы отсутствовали, что обусловило экспансию египтян в южном и северо-восточном направлениях: на Синайском полуострове их привлекали медные рудники, в Нубии и на Аравийском нагорье – залежи золота и серебра. Египет и соседние области не располагали запасами олова и железа, что задержало наступление бронзового и железного века на территории нильской долины.» Это замечание о задержке наступления бронзового и железного веков в Египте особенно ценно.
Дерево
1) Мягкий и дорогой импортный ливанский кедр, который как известно из эпоса о Гильгамеше, в Месопотамии (что корректно для сравнения, т.к. тут тот же уровень развития общества, что и в Египте Древнего царства) шёл исключительно для храмового строительства, а уж никак не для сооружения салазок для транспортировки каменных блоков.
Из «Эпоса о Гильгамеше», таблица 2:
Гильгамеш уста открыл, вещает Энкиду
«Друг мой, далеко есть горы Ливана,
Кедровым те горы покрыты лесом,
Живет в том лесу свирепый Хумбаба,
– Давай его вместе убьем мы с тобою,
И все, что есть злого, изгоним из мира!
Нарублю я кедра, – поросли им горы,
– Вечное имя себе создам я!»
В те далёкие времена невозможно было создать имя не фотогеничным изготовлением орудий труда. Уместнее было перекрыть какой-нибудь большой пролёт, например дворца или храма и тем войти в историю. Кстати, Гильгамеш ровесник Большой пирамиды по её официальной датировке – «В 2675 году до н.э. Гильгамеш добился независимости города Урук. Гегемония над Нижней Месопотамией перешла к Гильгамешу.» («Википедия» статья «Гильгамеш»)
«Ливанский кедр… Вечнозелёное хвойное дерево. В благоприятных условиях достигает высоты 40-50 м при диаметре ствола до 2,5 м… Древесина красного цвета, прочная и ароматная, лёгкая и довольно мягкая… Растёт кедр ливанский довольно медленно.» («Википедия» статья «Кедр ливанский»)
Мало того, что древесина его довольно мягкая, хотя и лёгкая для транспортировки, но растёт он медленно, т.е. его запасы не полностью восстанавливаются при порубках. Кроме того, он рос в довольно трудно досягаемых горных местах. Всё это говорит о том, что материал это дорогой и даже теоретически не мог использоваться в массовой стройиндустрии Древнего Египта (ср. пресловутые 2,3 миллиона известняковых блоков в теле «горизонта Хуфу»).
У Dieter Arnold, op. cit. в разделе «Sledges» есть фотография (Fig. 6.36) хорошо сохранившихся деревянных саночек (1,73 х 0,78 м) из ливанского кедра. Саночки найдены южнее пирамиды Сенусерта I и служили для транспортировки сакрального объекта. Этот властитель правил в 1971 — 1926 годах до н. э., Среднее царство, т.е. на 600 лет позже постройки Большой пирамиды, но как технологическую реалию такие санки-волокуши вполне можно считать постоянной. Автор подчёркивает, что «...эти санки никогда не использовались как реальный транспорт, поскольку нижняя часть его лыж не содержит следов износа…» и далее совсем забавно: «…Остатки краски показывают, что санки были покрашены в розовый цвет…» Согласитесь, что этот колер как-то не очень вяжется с контекстом общестроительных работ. В крайнем случае вспоминается розовый танк из х/ф «Обитаемый остров»…
Естественно, ни в каком производстве, тем более строительном, саночки из такого дорогого и мягкого заграничного материала с точки зрения здравого смысла просто не могли использоваться. Малочисленные экспедиции в «страну кедра» просто не могли бы обеспечить таким материалом масштабную «стройку века». А как увидим ниже, другого подходящего дерева для сооружения таких санок в Египте в то время попросту не было.
В начале главки о санях цитируемый автор говорит, что ещё в 1929 г. на каменоломне Carrara двадцатипятитонный мраморный блок был погружен на сани lizza. И вот далее самое интересное: «…Они были сконструированы из дуба, каменного дуба или бука, имели 6-12 метров длины и их тянули не менее 14 пар впряжённых быков…» Интересно, откуда дуб мог появится в промышленных количествах во времена Древнего царства в Египте (где его отродясь не бывало и в ближайших окрестностях тоже) для изготовления большого количества саней? Ведь по моим подсчётам в день на стройплощадку по непрерывной схеме работы требовалось доставить 320 блоков; по новомодной же схеме, когда работали лишь на время разлива Нила 3 месяца в году — 958 в день. В нашей пирамиде 2300000 каменных блоков, непосредственно на ней строители работали 20 лет (Геродот «История» кн. 2, 128). По первой схеме 2300000 блоков:20 лет:12 месяцев:30 дней = 320 блоков. По второй схеме соответственно 2300000:20:4:30= 958 блоков за световой день. При расчётах принимаем административный месяц в 30 дней (как в Шумере того времени и год в 360 дней).
Пусть каждые санки использовались на день не один раз — пусть три раза они привозили по одному блоку, всё равно их должно было быть на стройплощадке не менее 100 одновременно по классической схеме и около 300 по новой. Я не рассматриваю вопрос, на сколько поездок хватило бы таких волокуш. А ближайший в то время дуб рос как минимум в глубине европейского материка и места эти тогда были совершенно дикими и необжитыми. Сообщений об экспедициях за дубом нет. Не уверен даже, что был отдельный иероглиф «дуб», т.е. знакомы ли египтяне той поры именно с этой породой дерева.
Тогда во весь рост встаёт закономерный вопрос: с помощью какого транспортного средства по суше были перевезены стандартные известняковые блоки для постройки пирамиды Хеопса? О более крупных монолитах даже и вопрос не хочется ставить.
2) Акация, которая изначально произрастала на Ниле, особенно в его дельте, не является вообще тем, что сейчас мы бы назвали «деловой древесиной» («Акация (лат. Acacia) …принадлежит к подсемейству Мимозовые (Mimosoideae) семейства Бобовые (Fabaceae)…» («Википедия» статья «Акация»).
Вот так выглядит взрослое растение. Скажите, удобно ли из него выпиливать доски продольной медной пилой длиной 2,4 метра?
3) Финиковая пальма как деловая древесина смотрится уже совсем уныло. Для дров она ещё хоть как-то подходит, но не более. Её «Стволы покрыты остатками листовых черешков, на вершине с густой кроной перистых листьев… При подсочке стволов финиковой пальмы получают сахаристый сок, из которого готовят вино,выпаривают сахар.» А вот так она выглядит:
есть рисунок «Возможные способы сооружения египетских пирамид». Остаётся вопрос – из каких материалов сделаны изображённые там мысленно реконструированные устройства? Уж не из дерева ли? А тогда вопрос: из какого же именно сорта из вышеперечисленных?
Выше приведён полный список всех основных автохтонных растений Египта того времени, которые хоть какое-то отношение могли иметь к строительной индустрии – ничего там больше не росло. А сведения обо всех экспедициях за чем-нибудь иностранным, которые в древнем Египте проходили под патронажем государства, обязательно фиксировались. Однако, кроме доставки кедра нет никаких следов…
Карнак: высочайшее мастерство работы с камнем
Надпись на одном из блоков на северных задворках Карнакского комплекса:
Обломок одного из обелисков в центре комплекса:
Техническая выемка на базальтовых воротах рядом с Гранитным храмом:
Узкая высокотехнологичная сужающаяся вглубь прорезь на обломке обелиска, лежащем возле озера (рядом со скарабеем):
Аналогичная прорезь, отклоняющаяся внизу от прямой линии, на воротах близ Гранитного храма:
Далее для ориентировки смотрите схему:
“Южные пропилеи” – седьмой пилон. Высочайшее мастерство работы с гранитом.
“Южные пропилеи” – восьмой пилон (доступ закрыт). Статуи из кварцита.
“Южные пропилеи” – девятый пилон (доступ закрыт). Остатки гранитного обелиска и статуй.
“Южные пропилеи” – десятый пилон (доступ закрыт). Просверленное в граните отверстие для крепления ворот – размером с большое ведро или приличный бочонок.
Пятидесятиметровый курган Антиоха на вершине горы Нимрут
На плоской вершине горы – усыпальница Антиоха в виде насыпного кургана из щебенки высотой 50 метров. Рядом с курганом на восточной и западной стороне установлены статуи.
По технологиям всё вполне соответствующий возможностям I тысячелетия до н.э.
Так курган выглядит на снимке с воздуха:
И на макете в музее соседнего города Арслантепе:
А так в натуре. Западная сторона:
Восточная сторона:
Согласно местным преданиям, на этой горе ранее совершались человеческие жертвоприношения. Антиох же почему-то решил не просто перестроить древнее культовое место, а именно засыпать его горой щебенки.
Возникает версия, что он принял такое решение потому, что разобрать старую конструкцию ему было просто не под силу.
Археологи уже несколько раз пытались пробиться в середину кургана, но каждый раз останавливались из-за угрозы обрушения. (А. Скляров)
Стена Кайманава: как политики запрещают историю
Новая Зеландия – далёкое и редко упоминаемое в новостных сводках государство. Тихая и размеренная жизнь четырехмиллионной страны прельщает путешественников и людей, мечтающих сбежать от городской суеты и ежедневных проблем. Зеленые просторы далеких островов создают образ беспечного государства, живущего своей жизнью вдали от мировых потрясений. Всё это, конечно, обманчиво. Современные реалии минимизируют влияние огромных расстояний на быт людей. И всё же, при упоминании Новой Зеландии, в первую очередь, представляются бескрайние живописные пейзажи, а не политические интриги, влияющие не только на историю этого государства, но и на древнюю историю человечества.
Согласно общепринятой версии заселения Новой Зеландии, первыми её жителями были полинезийцы, добравшиеся до архипелага, ориентировочно, в XIII веке нашей эры. Столь позднее заселение делает территорию Новой Зеландии одной из самых недавних в историческом смысле земель, на которых впервые появился человек. Считается, что предки маори пришли с территории современной Индонезии, а позже разделились на несколько культур, включая народ мориори. Мориори, в отличие от маори, славились своей миролюбивостью, за что и поплатились, в том числе и от рук более воинственных маори. Последний чистокровный мориори скончался в 1933 году.
Весьма распространено было и людоедство в среде племен маори. Территория Новой Зеландии пестрила яркими локальными событиями и противостояниями и до 1642 года, когда архипелаг впервые посетили европейцы. Столетия влияния Старого Света на культуру островитян не прошли бесследно. Будучи доминионом Британской империи, территория Новой Зеландии испытала на себе все прелести колониализма.
При всех очевидных потерях от прибытия европейцев, маори не казались невинными жертвами. Да, болезни, стрелковое оружие, алкоголь и крысы стали причинами неумолимого сокращали населения островитян. Но и сами они не отказывались лишний раз вырезать соседние племена. Как например, после визита маорийского вождя Хонги Хика в Англию в 1820 году. По возвращению вождь продал все подарки английского короля Георга IV, закупил в Австралии ружья и вырезал 1500 человек из соседнего племени. Добавляя ко всему этому еще и свойственный островитянам каннибализм не как средство выживания, а скорее, как приятный ритуал в условиях изобилия белковой пищи, вряд ли можно проникнуться сочувствием к маори.
Несмотря на серьезные конфликты, связанные с перераспределением и конфискацией земель у маори, целый ряд проведенных реформ позволил к концу XIX века получить немалую политическую независимость в отношении внутренних процессов колонии и принять ряд важных и интересных законов, являвшихся уникальными не только внутри Британской империи, но и в мире. Стоит отметить, что в будущем результаты «новозеландских земельных войн» 1860-1870 годов станут, по-видимому, одним из главных факторов запрета властями Новой Зеландии древней истории архипелага. Но об этом чуть позже.
В 1977 году на территории Новой Зеландии начал свою работу, так называемый, «суд Вайтанги». Он признал угнетение коренного населения архипелага властями метрополии. И наделил маори «правом первородства». Политика британской короны признаёт факт того, что маори были первыми людьми, заселившими территорию Новой Зеландии, а последующее колониальное управление ущемляло и угнетало права маори, попутно лишая их земель и прочих свобод. В особенности рассматривались земельные потери маори по результатам «земельных войн» второй половины XIX века. С начала действия «суда Вайтанги» коренное население Новой Зеландии начало получать значительные компенсации и преференции.
Запомним это и ненадолго перейдём ненадолго к другой теме – возможному существованию древних каменных руин на Северном острове Новой Зеландии.
В центре острова Северный недалеко от озера Таупо располагается заповедный лес Кайманава, где в 90-х годах XX века туристами была найдена мегалитическая каменная кладка, покрытая слоем грунта. На первый взгляд, остатки стен очень напоминают те, что есть в Перу или на острове Пасхи.
Однако природа нередко любит поиграть с нашим воображением, и делать однозначных выводов в пользу искусственного происхождения каменной стены не следует.
Здесь нужно сделать оговорку и сказать, что никто из нашей команды на данном объекте не был, а делать выводы по фотографиям – дело весьма неблагодарное. Иногда, как, например, в случае с «боснийской пирамидой», горой Кайлас или горной Шорией наибольшую популярность получают фотографии с удобных ракурсов, на которых естественные образования внешне напоминают искусственную каменную кладку. Однако просмотр других ракурсов и личное посещение объектов развеивают версии искусственного происхождения. С Новой Зеландией дело обстоит сложнее по причине как удаленности этой страны, так и отсутствия в открытом доступе фотографий окружающего стену пространства. Впрочем, даже если бы они и были, вряд ли бы это сильно помогло. По-видимому, каменная «кладка» обнажилась в результате сильных дождей. И не случись они или находись "кладка" чуть глубже, так и была бы она по-прежнему скрыта грунтом.
В любом случае, общественность в Новой Зеландии обсуждает эту стену уже три десятилетия, а воз и ныне там. Есть сторонники как у искусственного происхождения объекта, так и у тех, кто считает его природным образованием. Причем, на стороне и тех, и других находятся и академические исследователи. В принципе, проверить происхождение стены несложно. Для этого нужно сделать раскоп и посмотреть принцип соединения каменных блоков, если он вообще есть, а видимые соединения не являются просто трещинами в породе, которые бывают довольно прямыми.
"Внутренности" стены Кайманава.
"Внутренности" стены Кайманава.
И вот тут мы подходим к самому интересному. В другой части острова Северный, в лесу Вайпуа, ведутся археологические раскопки. Однако в 1988 году все результаты полевых археологических работ в этом регионе были строго засекречены на 75 лет, то есть до 2063 года! Это произошло ещё до обнаружения стены Кайманава, но уже тогда вызвало серьезный резонанс в обществе. Правительство, хоть и пыталось оправдать как-то своё столь непопулярное решение, но по итогу, так и не изменило свою позицию.
Что же такого обнаружили археологи Новой Зеландии в лесу Вайпуа? Ответить однозначно невозможно по причине закрытости как мест раскопок, так и более-менее вразумительного упоминания о них. Однако, вряд ли подобный запрет появился на ровном месте. Но причина же должна быть? И тут как раз стоит вспомнить «суд Вайтанги» и компенсации коренному населению архипелага.
Дело в том, что любое фактическое подтверждение того, что маори не были первыми обитателями территории Новой Зеландии, ставит крест на любых экономических и политических притязаниях маори. А ведь на момент 2008 года маори уже получили более 900 миллионов долларов в качестве компенсаций за "земельные войны" XIX века, что немало, учитывая их немногочисленность. А опасаться действительно есть чего.
Ещё в первой трети XX века в школьной программе Новой Зеландии по истории маори утверждалось, что до их появления на архипелаге здесь уже жили другие полинезийские племена – мориори. Позже маори их вырезали, заодно определив в качестве одной из групп, отмежевавшихся от маори-первооткрывателей, позднее оформившихся в отличную от маори культуру. То есть, налицо явное переписывание истории в угоду политико-экономическим выгодам.
Учитывая, что в правительстве Новой Зеландии немало представителей как маори, так и их лоббистов, любые попытки признания заселения архипелага в домаорский период будут встречать ярое неприятие и противоборство. Поэтому, вероятнее всего, на территории леса Вайпуа было найдено нечто, ставящее под сомнение «первородности» маори на территории Новой Зеландии. По сообщению некоторых газет, речь может идти о руинах огромного каменного города, расположенного на площади до двух квадратных километров. И это при том, что сами маори не были замечены в масштабном каменном строительстве. Действительно это так или же подобная информация является лишь газетной уткой – на данный момент проверить невозможно. Однако в свете подобных событий стена Кайманава представляется ещё более интересным объектом.
Неудивительно, что официальные структуры Новой Зеландии не торопятся проводить серьезные археологические работы возле стены Кайманава. Закрыть её уже нельзя – информации, пусть и скудной, преимущественно в виде фотографий, по сети ходит немало. Закрытие этого объекта однозначно свидетельствовало бы в пользу его искусственного происхождения. А вот замалчивать – самое то. Бездействие в данном случае весьма выгодно и сохраняет статус-кво.
Пока же в прессе ходят различные версии происхождения стены, включая как то, что это дело рук первых поселенцев домаорийской Новой Зеландии, так и то, что это руины госпиталя, недостроенного в середине XX века. Впрочем, абсурдность последней версии слишком уж очевидна.
В конце концов, неважно даже, является ли стена Кайманава искусственной или естественной. Территория Северного острова Новой Зеландии – явный пример того, как древняя история запрещается без каких бы то ни было теорий заговора. Запрещается по вполне приземленным финансовым причинам, которые управляют многими обществами на нашей планете. А желание быть исключительными лишь усиливает это.
Можно порассуждать на тему того, что если всё-таки объект в Кайманаве окажется искусственным сооружением, то вряд ли его строителями были мориори. И внешнее сходства с культурой, построившей мегалиты острова Пасхи и Южной Америки действительно, можно уловить. Однако делать я этого не буду.
Аху Винапу. Остров Пасхи.
Аху Винапу. Остров Пасхи.
История переписывалась. История переписывается и будет переписываться до тех пор, пока во главе угла человеческих культур не встанет желание добиваться объективности в исследованиях, желания изучать историю в её максимально натуральном виде не только ради построения правдивой картины прошлого, но и для того, чтобы построить действительно великое будущее для человеческой цивилизации. Однако сиюминутные выгоды, будь то экономические, политические, религиозные по-прежнему вносят слишком много корректив в процесс изучения истории. И не стоит думать, что Новая Зеландия и маори стоят здесь особняком. Скорее наоборот, они хотя бы честны, если вообще данное слово в таком контексте уместно, со своими согражданами.
В качестве же заключения мне хочется привести цитату российского историка Андрея Юрьевича Низовского:
«Многие маори сегодня являются депутатами парламента, крупными предпринимателями, уважаемыми людьми с высшим образованием, и постоянно напоминать этим людям о том, что ещё недавно их дедушки ходили без штанов и кушали человеков, выглядит не вполне корректно. В угоду этой пресловутой «политкорректности» в сегодняшней Новой Зеландии язык маори объявлен вторым государственным (хотя на нём мало кто говорит), в среде «пакеха» культивируется постоянное чувство вины перед маори, «страдающим от постколониальной травмы», деятельность англиканских и католических миссионеров всячески принижается (хотя именно миссионеры несколько смягчили нравы туземцев, научили их носить одежду и мыть руки перед едой), гипертрофированные формы приобретает «возрождение» культуры и традиционного образа жизни маори — т. н.з. «маоританга» — которое выглядит скорее как навязывание этой культуры всем не-маори. В русле этой политики переписываются и школьные учебники».
Такая вот запретная тема истории. (С. Дешевой)
Свежие комментарии