На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 040 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    «Унижение Зеленского»: СМИ на Западе оценили подход Кремля к переговорам В Британии назвали подход Кремля к встрече ...Немцы закручивают...
  • Василий Топчий
    С-400 нужны нам в первую очередь.ВС РФ прорвали об...
  • Юрий Ильинов
    «Показала высокую точность и эффективность»: После столкновений с Пакистаном Индия намерена закупить дополнительные З...ВС РФ прорвали об...

А подать сюда то, сам не знаю, что! И не одно!

А подать сюда то, сам не знаю, что! И не одно!

Военно-воздушные силы США начали наземные испытания боевых беспилотных аппаратов: YFQ-44A компании Anduril и YFQ-42A компании General Atomics. В преддверии ожидаемых первых полётов в этом году, посмотрим на аппараты, на которые возлагают столь большие надежды.

ВВС США и компания Anduril представили первый «производственный» образец беспилотника YFQ-44A, также известного как Fury. Компания General Atomics также опубликовала новое изображение своего YFQ-42A, но неясно, является ли оно прототипом, предназначенным для полётов. Оба беспилотника разрабатываются в рамках первого этапа программы совместного боевого самолёта (CCA) ВВС. То есть, это те самые аппараты, которые изначально готовились на роль «верных ведомых».

Вид спереди на YFQ-44A — «серийный испытательный» образец

ВВС объявили о начале наземных испытаний аппаратов класса CCA Increment 1, которые, как ожидается, поднимутся в воздух в конце этого года. ВВС также объявили, что авиабаза Бил в Калифорнии станет местом дислокации первого подразделения по подготовке самолётов CCA.

Начальник штаба ВВС США генерал Дэвид Олвин заявил во вторник в социальных сетях, что скоро будет сделано важное заявление по программе CCA. В прошлом году ВВС выбрали General Atomics и Anduril для создания летающих прототипов своих проектов CCA первого этапа. В марте служба объявила о присвоении новым беспилотным летательным аппаратам FQ названий «истребительные дроны».


«В рамках нашей программы совместных боевых самолётов официально начались наземные испытания!

Это важная веха и ещё один шаг к первому полёту и быстрой поставке нашим военным. Эти беспилотные истребители будут крутыми!»,
— заявил Олвин.


«Начало наземных испытаний — ключевая веха в программе CCA Increment 1, — говорится в заявлении Олвина, опубликованном в связи с последними новостями о CCA. — Этот этап устраняет разрыв между проектированием и полётами, снижая риски интеграции, повышая уверенность и закладывая основу для успешного первого полёта и последующего ввода в эксплуатацию».

Вы тоже это прочитали и что поняли? Тоже ничего? Да, красивый словопоток, из которого мало что можно понять. Мы и не понимаем, но кто сказал, что понимают в США? Сегодня в Штатах очень много разработок, у которых вроде бы есть будущее, но в наличии просто куча нюансов. Это касается не только ВВС, это и в армии, и на флоте. Такие времена.


«Этап наземных испытаний CCA включает в себя тщательную оценку серийных испытательных аппаратов YFQ-42A и YFQ-44A, разработанных компаниями General Atomics и Anduril соответственно, с упором на двигательные установки, авионику, интеграцию автономных систем и интерфейсы наземного управления», — говорится в пресс-релизе. «Эти оценки позволят подтвердить характеристики, принять решения по будущим конструктивным особенностям и подготовить системы к лётным испытаниям в конце этого года».

Смотреть, смотреть и делать выводы. Это не так просто, как хотелось бы, но куда деваться? Особенно, если принять во внимание то, что один из оцениваемых и рассматриваемых прототипов существует только на картинках.

Ранее публично были представлены только модели и рендеры YFQ-42A и YFQ-44A.


Сегодня особенно интересно взглянуть на прототип YFQ-44A, представляющий собой вроде бы серийную модель. И да, этот аппарат похож на то, что возможно, будет летать. Если все пойдет как надо.

Примечательно, что у тестового образца на носу есть что-то вроде системы камер, направленных вперёд, чего ранее не было на рендерах и макетах конструкции. Компания Anduril сообщила, что в настоящее время не может предоставить более подробную информацию о системах управления дроном, но камера на носу, по крайней мере, поможет обеспечить визуальное управление и дополнительную ситуационную осведомлённость во время начальных испытаний.

Серийный самолёт будет полуавтономным (почти автономным), то есть человек не будет управлять им дистанционно в традиционном смысле. На YFQ-44A также установлен датчик для сбора данных во время лётных испытаний, который является стандартной функцией самолётов, готовящихся к первому полёту, и во время важных этапов лётных испытаний.


Фото видимой системы камер на носу YFQ-44A

YFQ-44A, возможно, может быть оснащён инфракрасным датчиком поиска и сопровождения (IRST) в том же месте на носу. В прошлом году компания Anduril представила семейство пассивных инфракрасных датчиков под названием Iris. По словам компании, датчики Iris в основном предназначены для использования на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах и могут быть частью систем предупреждения о ракетном нападении или наведения на цель.

Также стоит отметить, что ранее IRST-датчик был установлен в аналогичном месте на одном из австралийских беспилотников MQ-28 Ghost Bat. Ожидается, что пассивные датчики, в том числе инфракрасные, станут ключевой особенностью будущих беспилотных летательных аппаратов, и ВВС тестируют эти возможности на других дронах в рамках более широкой работы, связанной с этой программой.


Вид спереди на прототип YFQ-44A и его воздухозаборник

Теперь можно рассмотреть трёхколёсное шасси дрона и отсеки для шасси, при этом дверь отсека для носового шасси имеет чёткую трапециевидную форму, характерную для малозаметных конструкций. На верхней части фюзеляжа также хорошо виден ряд антенн, похожих на конформные, а также дополнительный воздухозаборник. По бокам носовой части есть как минимум один дополнительный небольшой воздухозаборник, а также открытая секция за экраном.


Крупный план центральной части фюзеляжа прототипа YFQ-44A.

Дизайн БПЛА от Anduril, также известного как Fury, восходит к концу 2010-х годов и компании Blue Force Technologies. В 2023 году Anduril приобрёл Blue Force Technologies.

«Сегодня, всего через год после того, как компания Anduril была выбрана для производства прототипов для программы CCA, ВВС объявили, что YFQ-44A компании Anduril приступил к наземным испытаниям», — говорится в заявлении доктора Джейсона Левина, старшего вице-президента Air Dominance & Strike в Anduril. «Мы планируем запустить YFQ-44A этим летом».


«Вместе с компанией Anduril и Военно-воздушными силами США мы создаём новое поколение полуавтономных истребителей, которые коренным образом изменят воздушные бои. YFQ-44A — это высокопроизводительный, массовый и более доступный истребитель, способный действовать со скоростью и в масштабах, необходимых для опережения угроз. Укрепление доверия — основа любой первоклассной технологии. Поставляя YFQ-44A с беспрецедентной скоростью, мы обеспечиваем военным достаточную возможность для экспериментов и формирования доверия, необходимого для поддержки эксплуатации CCA до конца десятилетия».

Компания General Atomics также опубликовала новый снимок своего YFQ-42A, который вы видите ниже, но он в значительной степени отражает дизайн, предложенный компанией в прошлом.


Однако, есть и изменения: под носом виден новый обтекатель. Дизайн основан на работе, которую компания уже проделала с XQ-67A, беспилотным летательным аппаратом, который сейчас летает и изначально был разработан для программы внебортовых сенсорных станций (OBSS) ВВС.


«Программа CCA представляет собой революционную новую эру в боевой авиации, и мы продолжаем испытания и полёты YFQ-42 в соответствии с графиком в ближайшие месяцы», — говорится в заявлении Дэвида Р. Александера, президента подразделения General Atomics Aeronautical Systems, Inc.

«За последние три десятилетия GA-ASI разработала более двух десятков различных типов беспилотных летательных аппаратов для США и их союзников, в том числе несколько беспилотных боевых самолётов, которые летают сегодня, и наработала почти 9 миллионов лётных часов. Наша работа над YFQ-42 ещё больше расширит сферу беспилотной авиации, и мы с нетерпением ждём будущего».

«CCA являются полуавтономными по своей природе, поэтому ARU не придётся совершать значительное количество ежедневных вылетов для поддержания готовности. Самолёты будут поддерживаться в лётной готовности и использоваться по минимуму, поэтому количество лётчиков, необходимых для обслуживания парка, будет значительно меньше, чем для других систем вооружения».

В настоящее время Бил служит основным центром для парка самолетов-разведчиков U-2 Dragon Lady ВВС, которые планируют вывести из эксплуатации уже в следующем году, если Конгресс не вмешается. До 2022 года база также была домом для большей части беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk. В последние годы он также был связан с передовыми разработками беспилотной авиации, относящимися к высоко засекреченному, малозаметному и высоколетящему беспилотнику, обычно называемому RQ-180, хотя текущий статус этой программы неясен.

Заявление о базировании ARU особенно важно, учитывая основные вопросы, на которые ВВС, а также Корпус морской пехоты США и ВМС США до сих пор не дали ответов о том, как будущие CCA будут интегрированы в их структуры, а также эксплуатироваться и обслуживаться, не говоря уже о том, как они могут быть использованы в реальных боевых действиях.

Вообще полеты беспилотных летательных аппаратов и пилотируемых самолётов на близком расстоянии без столкновений остаются серьёзной проблемой. Применение в современных военных конфликтах сопряжено с еще большим количеством проблем. Лучшей иллюстрацией может служить случай, когда российский летчик был вынужден сбить ракетой своего «верного ведомого» С-70, управление которым перехватил противник.


Военно-воздушные силы уже создали экспериментальное оперативное подразделение (EOU) на базе ВВС Крик в Неваде, чтобы помочь в разработке и совершенствовании концепций операций CCA и связанных с ними тактических приёмов, методов и процедур. Служба также уже много лет использует различные пилотируемые и беспилотные летательные аппараты в качестве суррогатов CCA.

«Ожидается, что решение о производстве первой партии будет принято в 2026 финансовом году», — заявили сегодня в ВВС, но остаются вопросы о планах ВВС по приобретению CCA. В прошлом представители ВВС заявляли, что они могут закупить от 100 до 150 CCA первой партии. ВВС также планируют приобрести дополнительные CCA в рамках последующих партий. В настоящее время уточняются существенно отличающиеся требования ко второй партии.

Итак, что мы имеем по факту? У американцев есть не ключ, но рисунок ключа, если выражаться словами персонажа американского же фильма.


Есть программа ССА, которая представляет собой некий самолет, взаимодействующий с беспилотными аппаратами «верный ведомый».

Сразу понимаем, что самолета нет. Это согласно планам, должен был быть тот самый самолет будущего из программы NGAD, возможно, им станет F-47, когда окончательно примет вид самолета, а возможно, будет и какой-то иной вариант. Но это будет очень сильно потом, когда/если появится самолет, удовлетворяющий условиям программы ССА.

Что касается проектов самолетов, то до момента их осмысленного появления еще много времени. По крайней мере, пока нет никаких подтверждений того, что образцы существуют в металле и тем более, способны совершать полеты. А сказать, что экспериментальный прототип «Боинга» летал в 2019 году может любой человек на планете, владеющий членораздельной речью. Тут дело как бы не в умении пользоваться языком, а в представленных доказательствах. А вот с доказательной базой никак.

Переходим к «верным ведомым».

Их, как видите, тоже нет в нормальном понимании этого слова. YFQ-42A пока не вышел за рамки картинки, пусть и именуемой теперь напыщенным словом «рендеринг», как ни назови – это картинка.

С YFQ-44A все интереснее, эта штуковина по крайней мере, уже существует в виде макета, который можно красиво сфотографировать. Летать оно еще не летает, и это единственное, что можно понять из того словоблудия, которым разразились представители ВВС США.

То, что имеющее крылья в конце концов полетит – это понятно. Но здесь возникает куча вопросов, главный из которых – управление. Полуавтономное – интересный термин, и интересен он именно приставкой «полу». Мы прекрасно понимаем суть слова «полуавтоматический», скажем, в применении к оружию, а вот насчет полуавтономного надо подумать.

Автономное управление БПЛА – это понятно. Это мощные компьютеры, быстрые процессоры, искусственный интеллект, оценивающий поступающие данные с датчиков и принимающий решения. Причем – на борту беспилотника. То есть, для Голливуда вполне себе, а для ВВС США – увы, пока рановато. В мире пока нет систем, способных реализовать такое, да еще и применительно к летательному аппарату.

Компьютеры и все прочее очень неплохо размещаются на земле, как в случае в RQ-9 и ему подобными машинами, да вот беда – управление с земли в случае активного маневрирования рано или поздно приведет к не очень хорошим последствиям. Да и специалисты РЭБ последнее время совсем распоясались и запросто могут «птичку» если не увести, то приземлить.

Управление с ведущего самолета – вот ближе к теме, но: самолет должен быть двухместным. Пилот управляет самолетом, а оператор – «верными ведомыми». Тогда складывается более или менее вменяемая картинка. Если же самолет одноместный, как, например, F-22 или F-35, то управление такими аппаратами выглядит сомнительно. Ведь в боевых условиях БПЛАП должен не просто летать «блинчиком» рядом с ведущим самолетом, а выполнять маневры уклонения, да еще и в условиях противодействия РЭБ противника.


Картинка видения взаимодействия самолетов-ведущих и «верных ведомых».

В нашем случае все говорят о некоем полуавтономном управлении. Практически без вмешательства человека, на каких-то неведомых пока нам принципах. С одной стороны – неплохо, если не будет внешних каналов управления – не будет возможности их перехвата. Но дальше все упирается в возможности вычислительных мощностей на борту аппарата. В конце концов, система управления таким БПЛА не может быть мощнее и (главное) дороже, чем на самолете, поскольку это просто лишает смысла все происходящее.

Компания Anduril планирует использовать для системы управления платформу Lattice, которую она описывает как «программную платформу с искусственным интеллектом, позволяющую командам автономных систем динамически взаимодействовать для выполнения сложных задач под контролем человека, а также сетевые возможности ячеистой структуры совместно с Fury. Главный стратег Броуз сообщил, что компания будет открыта для использования дрона с автономным программным обеспечением сторонних производителей и другими системами.

Если все описанное заработает как надо – это будет прорыв. Если нет…

БПЛА в нашем случае – фактически расходный материал. И его применение будет обоснованным только в том случае, если этот аппарат будет дешевле самолета раз в 20. Но как раз о стоимости того же YFQ-44A все молчат. Понятно, что окончательные цифры будут тогда, когда БПЛА будет готов к серийному производству, но тем не менее, это тоже вопрос с большой буквы.

Особенно учитывая тот факт, что именно большими количествами этих аппаратов ВВС США планируют усиливать боевые порядки своих обычных самолетов типа F-22 и F-35, но тут мы возвращаемся к сказанному выше относительно управления этими БПЛА.

Давайте всерьез: YFQ-44A представляет собой машину самолетного типа. Он рассчитан на полёт на высоте до 15 000 м со скоростью 0,95 Маха (около 1 000 км/ч) и способен развивать максимальную перегрузку 9 g. «Фьюри» будет оснащён одним турбовентиляторным двигателем Williams FJ44-4M с тягой 17,8 кН, максимальная взлётная масса ожидается в районе 2 300 кг. Сколько будет отводиться на топливо, а сколько на вооружение – вопрос открыт. Но явно, что немного.

Летательный аппарат, который должен будет оказывать поддержку самолету. Нести дополнительные датчики в контейнерах, ракеты, ловушки все в таком вот духе. Этакая летающая ТЗМ. И как можно сделать летающий склад или дополнительный радар дороже самолета? Да никак, это даже звучит бредово.

На что защищенная и современная штука «Жнец», и того хуситы время от времени сбивают, причем, не понятно какими экспонатами лавки древностей.

Что тут говорить об очередном проекте ВВС США, кроме того, что он до безобразия «сырой»? Вообще в целом порочная практика – сперва устроить шум на весь мир, говоря о том, насколько шикарную вещь разработали в США. А потом тихо так устроить очередной «Замволт» или «Фридом». То есть, абсолютно бесполезную штуковину, которая обойдется в очередной мешок миллиардов долларов.

Но ищущий находит, и стучащему отворят. Так говорит одна старая книга. Вот только в нашем случае найти сперва надо не только летательный аппарат типа «верный ведомый», но и ведущего для него. И – особенно важно – тактику и стратегию применения. А с этим будет сложнее, поскольку тактика применения потребует четких характеристик машин.

В общем, все по классике жанра. Пойди туда, не знаю, куда и принеси то, не знаю, что. А желательно даже два. Что ж, мы никуда не спешим, подождем, пока американцы смогут разрулить сложившуюся ситуацию. Смотрится забавно.
наверх