На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 021 подписчик

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Гендиректор «Ростех»: Су-57 единственный в мире показал эффективность в условиях противодействия американским комплек...Су-57 на выставке...
  • Юрий Ильинов
    Кремль назвал абстрактной публикацию WSJ о плане Трампа по Украине Советники Трампа предлагают создать демилитаризова...WSJ узнала новую ...
  • Юрий Ильинов
    Одно из крупных предприятий ДНР переходит под контроль заукраинцев Захват связанными с Украиной собственниками по-...WSJ узнала новую ...

Экспедиция к предкам. Что нам стоит построить поселок для славян

Экспедиция к предкам. Что нам стоит построить поселок для славян

Внешний вид макета «Славянский поселок», сделанного руками автора. Вид спереди. На нем мы видим раннее утро небольшого поселка всего на два дома. Ворота настежь распахнуты, и охранник выпускает коров и лошадей на пастбище. Двери коровника и конюшни открыты. В правом углу мастера работают мехами, разжигая небольшую домницу. У причала на стремнине лодки. В воде стоит рыбак с острогой. Сюжет макета основан на картине из учебника, но несколько творчески переиначен…


День уже клонился к вечеру,
и двенадцать подошли к Иисусу
и сказали:
– Отпусти людей,
чтобы они пошли
в окрестные поселки и селения
и нашли себе ночлег и пищу,
ведь мы здесь в пустынном месте.

Евангелие от Луки, 9:12

История своими руками. А было так, что многим читателям ВО хотелось: А – узнать побольше о «культуре леса» и особенностях деревянного зодчества, Б – ближе познакомиться с историей жилища, и С – прочитать не только о домах индейцев, но и о домах наших предков славян.

И так уж вышло, что сложилось все одно к одному, тем более что мне наконец-то удалось закончить макет поселка древних славян, который захотелось иметь преподавателю истории Средних веков в уже упоминавшейся мной 6-й лингвистической гимназии, для которой я в порядке эксперимента начал делать наглядные пособия «из всего, что под руками».

Ну и понятно, что делать макет славянского поселка, не познакомившись досконально с историей домостроения на Руси, было бы просто невозможно. Так что пришлось заняться и этим, и вот теперь работа закончена, макет готов и «поступил на вооружение» школьного кабинета истории.

Основой его стал пенопластовый блок размерами 30х30 см и толщиной 7 см. На нем было вырезано русло речки, а сама поверхность земли покрыта слоем из папье-маше, полученного из… размоченных картонных упаковок от яиц. Кусочки этого материала были плотно уложены на пенопласт и покрыты слоем клея ПВА, после чего вся поверхность будущего макета приобрела просто каменную твердость, хотя и сохла она довольно долго. Зато и текстура оказалась хорошей, и приклеивать к ней все прочие детали, и особенно бревнышки забора, оказалось очень легко.




Вот он – тын из бревен. Ну а крытые тростником крыши сделаны из натурального льна. Его в наборах используют для герметизации водопроводных труб. А для макетчиков оп продается компанией СВ-модель

Кстати, о бревнах…

Ими на макете, который был выполнен в масштабе 1:72, стали палочки для шашлычков, соответственно обрезанные и заточенные на другой угол. Из них же делались и срубы жилищ и хозяйственных построек. То есть макет показывает нам поселение, огражденное тыном, внутри которого находятся два больших деревянных дома, несколько заглубленных в грунт, амбар на столбах, чтобы мыши не забирались, конюшня, и коровник. Все это было деревянное, и поэтому и сделано было из дерева.


Вид на поселок со стороны реки. Во дворе виден пастух, который гонит животных со двора. Слева на столбушках – амбар. К воде ведет лестница из тесаных бревен. Поперек течения забиты колья, тут можно и рыбные верши ставить, и сеть натягивать…

Здесь надо заметить, что лесные народы, а именно в лесной части Восточно-Европейской равнины славянские племена и обитали, всегда очень чутко относились к дереву, что лес для нас всегда был и домом, и кормильцем, и местом отдыха. Но все ли знают названия разных частей леса, пришедшие к нам из глубины веков?

Почему-то все знают, что еловые северные леса – это тайга. Но в прошлом это название бытовало только в Восточной Сибири. А вот на Руси такой густой лес назывался тайболой и урманом – в Западной Сибири. И опушка леса – это не всегда опушка, а раменье!

По-разному назывался и тот же сосновый лес. В болотистой низменности – это мяндач. На сухой возвышенности стоял бор. Причем сосна в таком бору называлась конда. Отсюда, кстати, слово «кондовый» и пошло. То есть человек «кондовый» – это «человек-дерево», которому ничего не вдолбишь! Но зато конда – это самое лучшее дерево для постройки дома – оно и легкое, и стройное, и просмоленное еще на корню. Правда, кондовые сосны растут долго – до 350 лет и больше.

На берегах рек находятся пойменные леса, которые назывались уремы. Там же, где болото граничит с твердой почвой, находятся березовни. А хвойные сухие чащобы посреди болот, всегда полные множеством птиц – это колки.

Привычная всем нам своим названием роща – есть ни что иное, как сухой лиственный лес вблизи жилья. Лес, растущий на невысокой протяженной возвышенности – грива, и он действительно чем-то на конскую гриву на холке похож. Ну а дебри – это всегда глухие, труднопроходимые леса. Причем, лиственные. А совсем уже их глухая середка – это калтусы – там даже звери не хотят водиться, настолько там темно и страшно.

Но так говорили наши предки, а вот для нас лес – это все лес, ну роща… Вот и вся наша память о предках.

И вот что интересно: самые большие постройки на Руси сооружались из многовековых стволов (по три века и более), имевших длину до 18 метров и более полуметра в диаметре. На Руси, особенно на Русском Севере, тогда его называли Северным краем, таких деревьев было особенно много. Густые леса принадлежали и «поганым народам», например мордве. Вот только означало слово «поганые» совсем не то, что оно значит сегодня. По-латыни «паган» значит язычник. То есть это народы языческой веры. Сначала «погаными» были и наши предки-славяне.

Кстати, властям особенно в то время было трудно добираться до Севера, и потому там дольше сохранялись и старые традиции, и старая вера. А вместе с ними и замечательные образцы мастерства древнерусских зодчих.

Кстати, основой этого мастерства было всего лишь одно-единственное бревно, с которого, в общем-то, все и началось. Оно стало своеобразным модулем строительного искусства и… естественной единицей всех измерений в постройках!

Рубили такие бревна (вернее – сосны на бревна!) зимой, пока день еще не начинал удлиняться, а земля и деревья в лесу «спали». Позднее рубить опасались, считали, что будет гнить. А вот осину и другие деревья лиственного леса, напротив, рубили весной, когда начиналось сокодвижение. Объясняли это тем, что тогда кора легче сходит с бревна, а само бревно, высушенное на солнце, станет крепким, словно кость.

Что касается самых древних жилых построек наших предков, то и здесь на них очень сильное воздействие оказывал естественно-географический фактор. Так, на севере, где было много строевого леса, а почва была влажной, дерево издревле являлось главным строительным материалом. Поэтому там появился дом с деревянным полом, часто приподнятым над грунтом. А вот на юге, где леса часто хватало, но зато почва была сухой, вплоть до XIV–XV веков массовым обиталищем были полуземлянки, на 0,5–1 м врытые в землю.

Полуземляночные жилища древних славян VI–VII веках на Днепре имели почти квадратную форму с длиной сторон не более 3–4 м. Крыша дома часто опиралась прямо на грунт. При этом технологий возведения стен было две.

Первая – когда прямо в выкопанной в яме устраивали сруб. Стены после этого засыпали землей, которую прочно трамбовали.

Вторая технология была проще: по углам ямы вкапывали вертикальные столбы, за которые в горизонтальном положении закладывали жерди или плахи (колотые брёвна). Прочности ради в этих бревнах проделывались два вертикальных паза, и в них вставлялись стёсанные концы жердей или плах.

Из-за этой разницы в технике строительства полуземляночные жилища делят на «срубные» и «столбовые», причем древнейшие славянские полуземлянки практически всегда срубные. После VII века западнее Днепра по-прежнему преобладали срубные жилища, тогда как восточнее распространился столбовой метод.

Существовали и другие отличия, характерные для тех или иных племен. Так, в VIII–X веках племена северян устраивали в своих землянках глинобитные стены, да к тому же ещё их и разрисовывали, а у племен вятичей стены были деревянными.

Вход в такую полуземлянку находился, как правило, с южной стороны. Причина в том, что в толстых деревянно-земляных стенах проделывать окна даже не пытались. Но вот дверь, выходящая на солнечную, южную сторону, могла служить летом дополнительным источником света и тепла.

К такой двери вёл углублённый в землю коридор с лесенкой из деревянных плах, а то и ступеньками, вырезанными прямо в глине. Полы были из плотно утоптанной земли, а ещё их часто промазывали глиной.

Интересно, что дома, очень похожие на жилища днепровских древнеславянских племён, в XIX веке можно было встретить в придунайской Болгарии, причем этнографы встречали их даже в середине XX века. И размеры таких землянок были достаточно велики. В них могло жить пятнадцать – двадцать человек, то есть целая большая семья. Двускатную крышу устанавливали на рогатые брёвна с развилками наверху.


Стога сена на макете (их на нем три) сделаны очень просто – они вылеплены из самотвердеющей скульптурной глины, затем обмазаны клеем ПВА и обсыпаны макетной травяной смесью, после чего дополнительно каждый стог был окрашен акриловой красной, так же, кстати, как и крыши домов!

Также любопытно, что такая вот древнеславянская полуземлянка из-под земли на свет Божий выбиралась в течение многих веков, лишь со временем превращаясь в настоящий дом, возвышающийся над землей. То есть, судя по домам на макете, «земляночный период» для его жителей уже миновал.

И оба дома, и амбар на нем украшает резьба. То есть это уже довольно позднее поселение, которое вполне можно отнести в X веку.

Картина дня

наверх