Экспедиция к предкам. Что нам стоит построить поселок для славян
и двенадцать подошли к Иисусу
и сказали:
– Отпусти людей,
чтобы они пошли
в окрестные поселки и селения
и нашли себе ночлег и пищу,
ведь мы здесь в пустынном месте.
Евангелие от Луки, 9:12
История своими руками. А было так, что многим читателям ВО хотелось: А – узнать побольше о «культуре леса» и особенностях деревянного зодчества, Б – ближе познакомиться с историей жилища, и С – прочитать не только о домах индейцев, но и о домах наших предков славян.
И так уж вышло, что сложилось все одно к одному, тем более что мне наконец-то удалось закончить макет поселка древних славян, который захотелось иметь преподавателю истории Средних веков в уже упоминавшейся мной 6-й лингвистической гимназии, для которой я в порядке эксперимента начал делать наглядные пособия «из всего, что под руками».
Ну и понятно, что делать макет славянского поселка, не познакомившись досконально с историей домостроения на Руси, было бы просто невозможно. Так что пришлось заняться и этим, и вот теперь работа закончена, макет готов и «поступил на вооружение» школьного кабинета истории.
Основой его стал пенопластовый блок размерами 30х30 см и толщиной 7 см. На нем было вырезано русло речки, а сама поверхность земли покрыта слоем из папье-маше, полученного из… размоченных картонных упаковок от яиц. Кусочки этого материала были плотно уложены на пенопласт и покрыты слоем клея ПВА, после чего вся поверхность будущего макета приобрела просто каменную твердость, хотя и сохла она довольно долго. Зато и текстура оказалась хорошей, и приклеивать к ней все прочие детали, и особенно бревнышки забора, оказалось очень легко.
Вот он – тын из бревен. Ну а крытые тростником крыши сделаны из натурального льна. Его в наборах используют для герметизации водопроводных труб. А для макетчиков оп продается компанией СВ-модель
Кстати, о бревнах…
Ими на макете, который был выполнен в масштабе 1:72, стали палочки для шашлычков, соответственно обрезанные и заточенные на другой угол. Из них же делались и срубы жилищ и хозяйственных построек. То есть макет показывает нам поселение, огражденное тыном, внутри которого находятся два больших деревянных дома, несколько заглубленных в грунт, амбар на столбах, чтобы мыши не забирались, конюшня, и коровник. Все это было деревянное, и поэтому и сделано было из дерева.
Вид на поселок со стороны реки. Во дворе виден пастух, который гонит животных со двора. Слева на столбушках – амбар. К воде ведет лестница из тесаных бревен. Поперек течения забиты колья, тут можно и рыбные верши ставить, и сеть натягивать…
Здесь надо заметить, что лесные народы, а именно в лесной части Восточно-Европейской равнины славянские племена и обитали, всегда очень чутко относились к дереву, что лес для нас всегда был и домом, и кормильцем, и местом отдыха. Но все ли знают названия разных частей леса, пришедшие к нам из глубины веков?
Почему-то все знают, что еловые северные леса – это тайга. Но в прошлом это название бытовало только в Восточной Сибири. А вот на Руси такой густой лес назывался тайболой и урманом – в Западной Сибири. И опушка леса – это не всегда опушка, а раменье!
По-разному назывался и тот же сосновый лес. В болотистой низменности – это мяндач. На сухой возвышенности стоял бор. Причем сосна в таком бору называлась конда. Отсюда, кстати, слово «кондовый» и пошло. То есть человек «кондовый» – это «человек-дерево», которому ничего не вдолбишь! Но зато конда – это самое лучшее дерево для постройки дома – оно и легкое, и стройное, и просмоленное еще на корню. Правда, кондовые сосны растут долго – до 350 лет и больше.
На берегах рек находятся пойменные леса, которые назывались уремы. Там же, где болото граничит с твердой почвой, находятся березовни. А хвойные сухие чащобы посреди болот, всегда полные множеством птиц – это колки.
Привычная всем нам своим названием роща – есть ни что иное, как сухой лиственный лес вблизи жилья. Лес, растущий на невысокой протяженной возвышенности – грива, и он действительно чем-то на конскую гриву на холке похож. Ну а дебри – это всегда глухие, труднопроходимые леса. Причем, лиственные. А совсем уже их глухая середка – это калтусы – там даже звери не хотят водиться, настолько там темно и страшно.
Но так говорили наши предки, а вот для нас лес – это все лес, ну роща… Вот и вся наша память о предках.
И вот что интересно: самые большие постройки на Руси сооружались из многовековых стволов (по три века и более), имевших длину до 18 метров и более полуметра в диаметре. На Руси, особенно на Русском Севере, тогда его называли Северным краем, таких деревьев было особенно много. Густые леса принадлежали и «поганым народам», например мордве. Вот только означало слово «поганые» совсем не то, что оно значит сегодня. По-латыни «паган» значит язычник. То есть это народы языческой веры. Сначала «погаными» были и наши предки-славяне.
Кстати, властям особенно в то время было трудно добираться до Севера, и потому там дольше сохранялись и старые традиции, и старая вера. А вместе с ними и замечательные образцы мастерства древнерусских зодчих.
Кстати, основой этого мастерства было всего лишь одно-единственное бревно, с которого, в общем-то, все и началось. Оно стало своеобразным модулем строительного искусства и… естественной единицей всех измерений в постройках!
Рубили такие бревна (вернее – сосны на бревна!) зимой, пока день еще не начинал удлиняться, а земля и деревья в лесу «спали». Позднее рубить опасались, считали, что будет гнить. А вот осину и другие деревья лиственного леса, напротив, рубили весной, когда начиналось сокодвижение. Объясняли это тем, что тогда кора легче сходит с бревна, а само бревно, высушенное на солнце, станет крепким, словно кость.
Что касается самых древних жилых построек наших предков, то и здесь на них очень сильное воздействие оказывал естественно-географический фактор. Так, на севере, где было много строевого леса, а почва была влажной, дерево издревле являлось главным строительным материалом. Поэтому там появился дом с деревянным полом, часто приподнятым над грунтом. А вот на юге, где леса часто хватало, но зато почва была сухой, вплоть до XIV–XV веков массовым обиталищем были полуземлянки, на 0,5–1 м врытые в землю.
Полуземляночные жилища древних славян VI–VII веках на Днепре имели почти квадратную форму с длиной сторон не более 3–4 м. Крыша дома часто опиралась прямо на грунт. При этом технологий возведения стен было две.
Первая – когда прямо в выкопанной в яме устраивали сруб. Стены после этого засыпали землей, которую прочно трамбовали.
Вторая технология была проще: по углам ямы вкапывали вертикальные столбы, за которые в горизонтальном положении закладывали жерди или плахи (колотые брёвна). Прочности ради в этих бревнах проделывались два вертикальных паза, и в них вставлялись стёсанные концы жердей или плах.
Из-за этой разницы в технике строительства полуземляночные жилища делят на «срубные» и «столбовые», причем древнейшие славянские полуземлянки практически всегда срубные. После VII века западнее Днепра по-прежнему преобладали срубные жилища, тогда как восточнее распространился столбовой метод.
Существовали и другие отличия, характерные для тех или иных племен. Так, в VIII–X веках племена северян устраивали в своих землянках глинобитные стены, да к тому же ещё их и разрисовывали, а у племен вятичей стены были деревянными.
Вход в такую полуземлянку находился, как правило, с южной стороны. Причина в том, что в толстых деревянно-земляных стенах проделывать окна даже не пытались. Но вот дверь, выходящая на солнечную, южную сторону, могла служить летом дополнительным источником света и тепла.
К такой двери вёл углублённый в землю коридор с лесенкой из деревянных плах, а то и ступеньками, вырезанными прямо в глине. Полы были из плотно утоптанной земли, а ещё их часто промазывали глиной.
Интересно, что дома, очень похожие на жилища днепровских древнеславянских племён, в XIX веке можно было встретить в придунайской Болгарии, причем этнографы встречали их даже в середине XX века. И размеры таких землянок были достаточно велики. В них могло жить пятнадцать – двадцать человек, то есть целая большая семья. Двускатную крышу устанавливали на рогатые брёвна с развилками наверху.
Стога сена на макете (их на нем три) сделаны очень просто – они вылеплены из самотвердеющей скульптурной глины, затем обмазаны клеем ПВА и обсыпаны макетной травяной смесью, после чего дополнительно каждый стог был окрашен акриловой красной, так же, кстати, как и крыши домов!
Также любопытно, что такая вот древнеславянская полуземлянка из-под земли на свет Божий выбиралась в течение многих веков, лишь со временем превращаясь в настоящий дом, возвышающийся над землей. То есть, судя по домам на макете, «земляночный период» для его жителей уже миновал.
И оба дома, и амбар на нем украшает резьба. То есть это уже довольно позднее поселение, которое вполне можно отнести в X веку.
Свежие комментарии