На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...
  • Юрий Ильинов
    Российский военкор раскрыл, чем ответит Россия на новые американские поставки Несмотря на попытки коллективного Запа...Выяснилось, куда ...
  • Tania Еременко
    Главная защита - это нападение. Надо жахнуть по Пентагону и англо-каклам - фрицы сразу одумаются, а пиндосы и бриты и...Выяснилось, куда ...

Выселение горцев с Кавказа.

Выселение горцев с Кавказа. 

Напечатано и издано
Берже Адольф Петрович
VII.Выселение горцев с Кавказа. Историческая монография председателя Археографич. Комиссии в Тифлисе Ад. П. Верже. Главы I-II - 163
VII.Выселение горцев с Кавказа. Очерк по подлинным документам. Состав. Ад. П. Берже. Главы III-IV - 349

Цитаты беру отсюда
Берже Ад. П. Кавказская старина   Пятигорск: СНЕГ, 2011.

 

В антирусской (про-)турецкой пропаганде часто используется история выселения мусульман Кавказа в Османскую империю в 19 веке, но как и во всякой пропаганде история преподается однобоко, то есть дана не вся правда, а полуправда - это тоже ложь!

I.
Географические, этнографические и статистические данные о выселении.
Вся эта громадная территория Кавказа (не считая областей Карсской и Батумской), представляющая площадь в 7975 кв. миль, или 385887 кв. верст, ныне заселена 5387000 душ разнообразного населения, в числе коего считается:  
Русских - 1300000  
Грузин - 1159000  
Армян - 656000  
Мусульман - 1992000  
Евреев и др. -- 280000  
Всего - 5387000

К сожалению, мы не имеем данных определить, хотя с достаточной приблизительностью, численность каждого из племен, так как при совершенном отсутствии между ними государственности, сами представители их и старшины никогда не знали точной цифры своих единоплеменников.

- тут я напомню, что в турецкой пропаганде часто вспоминается какая-то "баржа", на которой якобы вывозились беженцы, но раньше баржой считалось:

Ранее баржа классифицировалась как плоскодонное грузовое судно, применяемое для нагрузки и выгрузки кораблей, и гребное судно, подобное катеру[1]. В Англии баржой называлась 8-ми — 12-ти вёсельная шлюпка[2] английского адмирала или капитана. Во Франции баржой называлось плоское речное судно с парусом и вёслами, длиною 7—10 метров.
Баржа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Баржа // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.

Автор статься свидетельствует, что использовались не только русские суда и корабли, но и турецкие, как государственные, так и частные:

Горцы грузились на турецкие кочермы, выходившие из пунктов,
принадлежавших еще непокорным племенам, которым решительно не было никакого интереса считать, кто и зачем отправляется в Турцию. С другой стороны, при усилившемся выселении, когда наше правительство было вынуждено принять непосредственное участие в этом событии, для устранения бедственного положения горцев, столпившихся массами на берегу Черного моря в ожидании прихода судов и без всяких средств к существованию, счет переселенцам производился не с научной, а с гуманной целью уменьшить размер бедствий переселенцев.

Турецкая кочерма соответствовала определению баржи в 19 веке
Коче́рма

парусное одно-[1][2] или двухмачтовое[3] каботажное судно.
Небольшое одно- или двухмачтовое парусное судно. Длина судна достигала 15 метров, ширина — до 3,6 метров. Помимо парусного вооружения кочермы могли дополнительно иметь 6—8 вёсел[2][4].
Использовалось в XIX веке в турецком флоте для транспортных перевозок, высадки десанта[5] и сторожевой службы, в том числе во время русско-турецких и крымской войн. Активно использовалось народами Кавказа, торговцами, контрабандистами[6] и пиратами[7] на Чёрном море. Английские агенты на Кавказе также использовала турецкие кочермы для доставки военной контрабанды[7].
Морской энциклопедический словарь. — Санкт-Петербург: Судостроение, 1993. — ISBN 5-7355-0281-6.

Боевая летопись русского флота, 1948, с. 449.

↑ Объяснение терминов типовых названий кораблей и судов. «Военная Литература». Дата обращения: 12 сентября 2013.
Кочерма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


Мы могли составить эту ведомость по официальным документам, из которых видно, что число всех переселенцев в Турцию через порты восточного берега Черного моря с 1858 по 1865 год составляет 469703 души. Из них приблизительно главных племен выселилось:  

- я проверил по Википедии (русской, турецкой, английской версии) современное число этих народов в Турции и в России, чтобы узнать в каком количестве эти народы живут в Турции и в России

Натухайцев -- 45023   - современных данных нет!

Абадзехов -- 27337   - Численность 500 000 чел. Адыгея РФ и Турция

Шапсугов -- 165626   
Всего: 3 900 - РФ, Турция - данных нет,

в составе черкесской (адыгской) диаспоры

Убыхов - 74567  Турция - Неизвестно, ассимилировались с турками.
После переселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка.

Джигетов -- 11873   На данный момент в Турции имеется около 14 сел, населенных абхазами-садзами, говорящими на садзском диалекте абхазского языка.

Бжедухов -- 7983.   В основном проживают в Теучежском районе и в Тахтамукайском районе Республики Адыгея
в Турции - данных нет!

- как видим ни один этнос, народ не увеличился, не вырос после переселения в Турцию, но как правило был ассимилирован в Турции, в отличие от тех этносов, которые частично остались в России


Но все эти цифры необходимо увеличить на 27671 душу (шапсугов, бжедухов и натухайцев), которые по окончательному расчету полковника Фадеева значатся отправленными из Новороссийска и Псезуапе. Всего, стало быть, с восточного берега в 1864--1865 гг. отправлено, под наблюдением агентов нашего правительства, 384529 душ.
Прибавив к этой цифре выселившихся с 1858 по 1864 год, по сведениям, доставленным графом Евдокимовым,   Абазинского племени: кизылбековцев, тамовцев, баговцев, башильбаев-цев, шагиреевцев 4350 семейств -- 30000.  
Бесленеевцев 600 семейств -- 4000.  
Темиргоевцев, егерукаевцев, мохошевцев до 2000 семейств -- 15000.   Натухайцев, не желавших выселиться на плоскость в 1863 году, -- 4057.   Бжедухов 200 семейств -- 2517.  
Прикубанских ногайцев -- 30650.  
А всего получится 470753 души.  
Сведения эти, хотя официальные, но, как видно, неточны.
  Ведомость числа горцев разных племен Кавказа, выселившихся в Турцию с 1858 по 1864 год.  
В 1863 и 1864 годы   Абадзехов: из Тамани -- 27337  
Натухайцев: из Анапы -- 1645245023, из Новороссийска -- 28571   Шапсугов: из Новороссийска -- 42157, из Туапсе -- 63449165626, из Ту, Нечепсухо, Джубги и Пшада -- 60000  
Убыхов: из Мокупсе и Сочи -- 42539, из Сочи и Хоста -- 10678, ушли прежде из Мокупсе и Сочи -- 2135074567  
Джигетов: из Адлера и Сочи -- 2618, из Псху -- 504011873, из Цан-дрипша -- 4215  
Ачхипсоу: из Цандрипша -- 4000  
Псху: из Гудаута (согласно рапорту командующего войсками в Абхазии, от 20 августа 1864 года) -- 3642  
Итого: 332068  
С 1858 по 1866 год.   Абазинское племя (кизылбековцы, тамовцы, баговцы,   Башильбаевцы, шагиреевцы) 4350 семейств -- 30000   Бесленеевцев 600 семейств -- 4000   Темиргоевцев, егерукаевцев и мохошевцев до 3000 семейств -- 15000   Натухайцев -- 4057   Бжедухов -- 2517   Прикубанских ногайцев -- 30650  
Итого: 86224  
А всего выселилось в Турцию через порты Черного моря -- 418292.  
После составления отчета начальника Кубанской области в ноябре и декабре 1864 года и в марте 1865 года выселилось через Новороссийск:   абадзехов -- 15811, шапсугов -- 3543, бжедухов -- 5436  
Итого - 24790.  

Кроме того, после составления отчета об отправлении горцев полковником Фадеевым, выехало шапсугов, бжедухов и натухайцев из Новороссийска и Псезуапе 52411 душ, как это значится в ведомости, приложенной к докладу комиссии по делу о переселении горцев в Турцию (18 февраля 1865 года); но так как при этом упоминаются 4600 душ переселенцев, вошедших в число упомянутых выше 24790 душ, то, по всей вероятности, все эти переселенцы числятся по последней цифре, а потому следует добавить только 52411 -- 24790 или только 27621.  
Что даст общий итог переселенцев через порты Черного моря -- 470703.   А прибавить сюда выселившихся из Большой и Малой Чечни -- 22194.   Всего - 493194.

точное число выехавших подсчитать невозможно, поскольку в разных ведомостях указанные разные годы, периоды и разные места выезда!

Турция также не считала приезжих!

 

II. Кавказская война и ее неизбежность. -- Столкновения с Турцией. -- Европейская дипломатия. -- Вмешательство ее в Кавказскую войну. - Можно выделить несколько важных фактов: - Россия не вынуждала, не заставляла насильно мусульман кавказских выезжать в Турцию, к этому их призывала своя собственная знать и Турция.

- Турция и Европа использовали народы Кавказа в своей политике против России, а не заботилась о благополучии народов Кавказа, включая мусульман.


Только при начале подданства, лишившиеся престола цари и владетели бегали к туркам, находили у них приют, помощь и производили при их посредстве набеги и волнения в прежних своих владениях, но нашим войскам не трудно было с ними справиться. Совсем иным было отношение турок к нехристианскому населению, между которым ислам, распространяясь постепенно, сделался господствующей религией. В качестве главы правоверных, турецкий султан сделался верховным покровителем и властителем всех мусульманских племен. Пленопродавство, неизменный спутник грабежей и набегов, вошло в нравы и обычаи горских народов и распространилось даже на собственных детей. Девушки и девочки замечательных красотой кавказских племен очень легко доходили до Константинополя, наполняли там гаремы султана и знатных пашей, делались любимыми женами и, приобретя значение, выписывали к себе и сносились с родными на Кавказе. Мальчики, продаваемые туркам, также нередко достигали важных должностей у султана и кичились тем перед своими родичами, вызывая их в Константинополь поклониться своему величию. Таким образом, кроме общей религии, благодаря которой тысячи кавказских правоверных пилигримов посещали Мекку и жили в Константинополе по гаремным связям и карьерам их родственников, среди горцев веками выработалось глубокое убеждение в исключительной силе и могуществе султана, в лице которого сосредоточивалось понятие о верховном главе религии, об истинном, естественном покровителе и источнике всех благ. На таком убеждении не трудно было основать сильное политическое влияние Турции между мусульманскими племенами, тем более что военные действия и успехи русских невольно заставляли горцев искать внешней опоры и покровительства.

Во второй же половине прошлого столетия, благодаря проектам князя Потемкина, появился на сцену так называемый восточный вопрос, и с этого времени начинаются заботы европейской дипломации о кавказских горцах. Сначала, ввиду отдаленности, недоступности и неизвестности этого края, они только указывали Турции на важность поддержки и господства над горцами, для противодействия России, в полной уверенности, что затея покорить свободные племена, населяющие недоступные горы, послужит к ослаблению России. Но постоянные наши успехи, как на Северном Кавказе, так и в Закавказье, заставили, наконец, соперничествующее английское правительство принять непосредственное дипломатическое участие в охранении независимости кавказских племен. Случай к этому представился при заключении Андрианопольского мира 2 сентября 1829 года, по которому Турция уступила России, вместе с крепостями Анапой, Сухумом и Поти, все свои права на кавказский берег Черного моря. Англия не признала за Турцией права сделать такую уступку и, стало быть, отказалась признать право России на восточный берег Черного моря.

Непризнание Англией нашего права оставлено было императором Николаем без всякого внимания, и с 1829 года мы начали прочно занимать восточный берег укреплениями, причем, для скорейшего покорения горцев, воспрещен был приход к нему всех иностранных судов, которые, очевидно, могли бы подвозить горцам боевые припасы и усилить их сопротивление. Для наблюдения же за исполнением этой меры было учреждено крейсерство военных судов вдоль всего восточного берега. Британское правительство не могло объявить за то России войны, но, желая фактически показать, что оно не признает нашего права воспрещать иностранную торговлю с независимыми черкесскими племенами, снарядило в 1836 году, под купеческим флагом, шхуну "Vixen", на которой отправился к горцам эмиссар английского правительства Бель. Судно это пришло в Геленджик, но здесь было взято нашими крейсерами, как приз отведено в Севастополь и продано там с аукционного торга. Бель, по счастью для себя, был в это время на берегу и потому избег прогулки в Сибирь, которая положена у нас по закону для контрабандистов. Он оставался между горцами около трех лет, стараясь соединить разделенные взаимными распрями прибрежные племена и организовать единодушное восстание и ожесточенную войну против России, но это ему не удалось, и он благополучно возвратился в Англию, описав подробно свои похождения. Английское правительство отказалось от всякого участия в снаряжении "Vixen" и признало захват шхуны нашими крейсерами правильным, так как почти не протестовало против продажи его с аукционного торга, но с тех пор уже не посылало своих судов, довольствуясь доставлением горцам оружия и боевых припасов через Константинополь и порты Анатолийского берега, на турецких кочермах, принимавших весь риск путешествия к восточному берегу на собственный страх.

Франция еще позднее вмешалась в дела кавказских горцев, именно во время Наполеона III. Создав принцип национальностей для основы государства, Наполеон предполагал употребить его для ослабления России восстановлением Польши на западе, поддержанием независимости горцев и усилением влияния и владений Турции на юге. В воображении его Крым и Закавказье, или, по крайней мере, часть его (Кутаисская губерния), прилегающая к Черному морю и границам Турции, должно было отнять у России и возвратить прежнему хозяину -- султану. Поэтому перед Крымской войной начались интриги Франции для восстановления против России горцев при посредстве Турции. Но такой фантастический проект, основанный на ложном представлении о действительном положении народов и земель, которыми думал распоряжаться французский император, конечно, исполнен быть не мог. Перед Крымской войной, или, вернее, перед появлением союзного флота в Черном море, сняты были нами все укрепления береговой линии, а после десанта в Крым, союзные дипломаты явились на восточном берегу и предложили горцам избавить их навсегда от русских, если они примут покровительство Англии. Горцы, однако, не попали в ловушку. Они объявили на такое предложение, что против русских они, собственно, ничего не имеют, но воюют с ними потому, что они занимают их земли, что если французы и англичане сделают то же, то они будут с ними драться так же ожесточенно, как дрались с русскими. Поэтому идея принять горцев под покровительство всей Европы или Англии и Франции и не допустить Россию завладеть Кавказом, так и осталась в проекте. Тогда задумана была экспедиция Омер-паши в Сухум, с целью занять Абхазию и всю Кутаисскую губернию. В Сухуме у нас было, если не ошибаюсь, всего два баталиона больных лихорадкой солдат, которые, благодаря стараниям бывшего владетеля князя Михаила Шарвашидзе, отступили без сопротивления абхазцев к Мингрелии и заняли позицию на Ингуре. Омер-паша преследовал их с 28 баталионами турок и вздумал форсировать переправу через Ингур. Целый день 4 орудия и два баталиона держались и не допустили переправы. Вся прислуга при орудии и лошади были перебиты; из баталионов остались только две роты, и те ночью отступили. Омер-паша занял Зугдиди, двинулся к Кутаису, но бездорожье и лихорадка, при сильных дождях, сделали невозможным его дальнейшее движение, и если бы бывший начальник войск в Мингрелии князь Мухранский имел у себя состоявшую по спискам милицию, то, конечно, ни одно турецкое орудие и ни один человек из отряда Омер-паши не возвратились бы в Сухум. Таким образом, попытка Англии и Франции вмешаться в Кавказскую войну произвела действие, совершенно обратное тому, которого предполагалось достигнуть. Она не только не ослабила, но усилила обаяние русского могущества. "Сам великий султан, с помощью англичан, французов и итальянцев, -- рассуждали горцы, -- пришли уничтожить Россию, и, наобещавши всякого блага, ушли с позором домой, предоставив русским делать, что они хотят на Кавказе". Убеждение это весьма ослабило веру горцев в свою несокрушимость и облегчило вторичное покорение восточного берега после Крымской войны. Все знают, что в это время прибрежные горцы сражались далеко не с таким ожесточением, как во время существования черноморской береговой линии.   После Крымской войны Англия учредила консульства в портовых городах восточного берега и с помощью этой меры и воздействия на Турцию путем интриг возбудила против России горцев. Наполеон же, несмотря на неуспех вмешательства в дела кавказских племен, не оставлял своей мечты произвести единовременное восстание в Польше и на Кавказе, и не удержался от непосредственного действия снаряжением под рукою смешной экспедиции Лапинского (Тезик-бея) в 1863 году и сношениями с горцами через французского консула в Трепизонде, посылавшего на северо-восточный берег эмиссаров. Из них последний, Подайский, жил в Трепизонде даже во время переселения горцев и употреблял всевозможные интриги для удержания их на месте, чтобы иметь всегдашний повод создавать затруднения России. Замечательно, что в это время практическая Англия примирилась с фактом выселения, показывала полное пренебрежение к участи горцев и искала других более действительных средств к противодействию России. Английский посланник в Константинополе Сир-Бульвер (Sir Bulwer) сам сообщил нашему поверенному Новикову, что вожди горцев старались заинтересовать его участью своих соплеменников, но он отказался принять их просьбу.   Во всяком случае, нельзя не признать, что вмешательство турецкой и европейской дипломации в дела горцев не принесло и не могло принести им ничего, кроме зла, так как оно происходило не в интересах их или с какой-нибудь гуманною и нравственною целью, а явилось как средство загребать жар чужими руками. Горцы и в глазах турок, и в глазах Европы представляли только средство для противодействия России, и в пользовании этим средством ни Европа, ни Турция не обнаружили никакой жалости. Воображение доверчивых честных горцев постоянно возбуждалось блистательными и игривыми обещаниями помощи и участия при посредстве разных эмиссаров, и когда выселение горцев уже началось, европейская дипломация уверяла переселенцев, что Россия не имеет права их переселять, что весной (1863 года) приедут европейские эмиссары для размежевания их с русскими и т. п. Даже во время самого разгара переселения эмиссары турецкого правительства подстрекали горцев к выселению, как можно судить по прокламации к черкесам турецкого комиссара Мухаммеда Насарета 1 июня 1863 года:   "Берите ваши семейства, говорится в прокламации, и все необходимые вещи, потому что наше правительство заботится о постройке для вас домов и весь народ наш принимает в этом деятельное участие. Если тяжебные дела задержат вас до весны, то по окончании их поспешите переселиться с таким же рвением, как предшественники ваши".

III.
Причины выселения горцев. -- Успехи русского оружия. -- Перемена системы войны. -- Казачья колонизация. -- Неизбежность безусловной покорности горцев. -- Обольщение их собственными представлениями о могуществе и величии Турции и участии Европы.

Таким образом, военные успехи наши привели горцев к неизбежной покорности. Они, конечно, покорились бы этой тяжкой участи, несмотря на привычку к полнейшей свободе и своеволию, если бы их не сбивали с толку европейская и турецкая дипломация. Им столько веков внушали, что могущественный султан, верховный представитель ислама, никогда не оставит их своей помощью, а европейские державы, в своих интересах, не могут допустить России овладеть Кавказом; -- что такое убеждение не в силах была поколебать самая очевидность фактов. Горцы видели невозможность противостоять русским, но свято верили в близость внешней помощи. Граф Евдокимов глубоко верно оценил такое настроение их и те бесполезные кровавые жертвы, к которым вело оно, и придумал очень правильный исход из этого трудного, для обеих сторон, положения, именно: выселение в Турцию.   "Такая мера, -- писал он к начальнику штаба Кавказской армии, -- при настоящем положении туземцев, принесет нам великую пользу и даст возможность как горцам выйти из настоящего их напряженного положения, так и нам более свободно развивать русскую колонизацию в предгорьях западной части Кавказского хребта". Мысль графа Евдокимова получила первое приложение при покорении Восточного Кавказа. Покойный фельдмаршал Барятинский разделял его основательность, и еще весной 1860 года предполагалось направить в Турцию, через Закавказский край, 3000 семей с левого фланга.   Дабы ускорить вопрос о переселении горцев и устранить затруднения со стороны Турции, в 1860 году был послан в Константинополь генерал-майор Михаил Тариелович Лорис-Меликов. Ему было поручено разъяснить нашему поверенному князю А.Б. Лобанову-Ростовскому те затруднения, в которые мы могли быть поставлены, если бы Порта отказалась принять переселенцев.   Генерал M.T. Лорис-Меликов превосходно исполнил это поручение и вместе с князем Лобановым-Ростовским выхлопотал у Порты дозволения прибыть 3000 семейств, которые Турция обязалась поселить вдали от наших пределов. После того переселение продолжалось в 1860, 1861 и 1862 годах, не возбуждая дипломатической переписки.   Впрочем, отправление этих семейств через Закавказье было отменено, и вслед за тем главнокомандующий совсем воспретил переселение с Восточного Кавказа, дозволив его только с западной его части.

Что касается Порты, то она никогда не изъявляла прямого согласия на переселение, хотя принимала горцев, уходивших с Кавказа под предлогом поклонения гробу Мухаммеда. В 1859 году она обнародовала правила по предмету колонизации кавказских выходцев и просила наше правительство, чтобы переселения эти совершались не разом, а малыми партиями.   Тем не менее, турецкое правительство и его эмиссары не переставали волновать горцев обещаниями всех благ в случае переселения, так как вначале, предполагая, что это переселение будет совершаться постепенно и не потребует особых усилий и средств, правительство смотрело весьма благоприятно на прилив горцев в Турцию, как на меру, доставляющую ей прекрасные боевые силы и средства увеличить преобладание мусульманского населения в среде христианских племен Балканского полуострова и в Малой Азии.

Кроме того, явилось опасение, что турецкое правительство поселит горцев вдоль закавказской границы и создаст тем большие затруднения в будущем.

Это было действительно необходимо, так как до сих пор, если Порта и возбуждала жалобы на выселение горцев с Кавказа в Турцию, то ввиду того, что переселялись отдельные семейства и общества, уходившие под предлогом путешествия в Мекку, в силу которой мы не могли воспретить мусульманам исполнять их религиозный долг. Но когда выселение предполагалось целыми племенами и размеры его было трудно предвидеть, то и политическая предусмотрительность и человеколюбие одинаково обязывали нас предупредить Порту об ожидаемом наплыве переселенцев.

Вопрос о выселении горцев подвергся в Константинополе обсуждению совета министров, и решение его сообщено через нашего поверенного в делах при Порте Оттоманской (письмо Новикова к генералу Карцову от 23 ноября/5 декабря 1863 г.):

"Турецкое правительство не отказывалось принять в свои пределы кавказских горцев, желающих переселиться массами. Но при этом оно считало необходимым: 1) чтобы Константинополь и Трепизонд не были единственными пунктами сосредоточения и водворения переселенцев. Турецкое правительство предоставляло себе право избрать места для их водворения, и 2) чтобы Порте был дан срок до мая 1864 года.

Не могу скрыть, -- писал далее Новиков, -- что весь план выселения горцев в Турцию приводит здешнее правительство в большое смущение".

Смущение это охватило не только Турцию, но и европейскую дипломацию, особенно французскую, созидавшую планы противодействия России при возбуждении горцев. Действительно, заседание совета турецких министров было в том же году, как совершена при содействии Наполеона III пресловутая экспедиция Лапинского, которая достигла результатов, совершенно обратных предполагаемым.

В депеше от 4/16 мая 1864 года к вице-канцлеру Новиков подробно описывает свой разговор с французским посланником маркизом де Мутье (Marquis de Moustier) при посещении турецкого министра иностранных дел Али-паши и делает такое заключение:   "Видимо, что покорение Кавказа произвело сильное и неприятное впечатление на французское правительство. Франция огорчается не уничтожением последней преграды между нами и Турцией, а тем, что мы получили возможность противодействовать ее завоевательным стремлениям на Востоке. Она сожалеет о благоприятных шансах диверсии на Кавказе для восстановления независимости Польши при содействии Турции, увлеченной против России. Все эти иллюзии теперь, очевидно, уничтожены".

IV. Выселение горцев. -- План окончательного покорения Западного Кавказа. -- Предоставление свободного переселения в Турцию и слабое поэтому противодействие горцев. -- Положение горцев при выселении. -- Переезд на кочермах в Трепизонд. -- Положение их в Трепизонде. -- Вмешательство Турецкого правительства и иностранных дипломатов. -- Карантин. -- Направление горцев на Самсун и Константинополь. -- Необходимость пособия со стороны нашего правительства. -- Регулирование выселения. -- Высылка турецких и русских военных судов. -- Кюстенджи и Варна. -- Перевозка горцев на пароходах Русского Общества Пароходства и Торговли. -- Усилия нашего правительства облегчить положение горцев. -- Расходы по выселению их. -- Заключение.
1862-1865

Официально выселение черкесских племен, как военная и политическая мера, началось в 1862 году, когда 10 мая состоялось высочайшее утверждение постановления Кавказского комитета о переселении горцев; в действительности же оно последовало вслед за усилившимися военными действиями на Северном Кавказе, после Крымской войны. Потеряв еще тогда уверенность в своих силах и предвидя неизбежность подчинения русской власти, наиболее зажиточные и предусмотрительные из горцев начали вывозить свои семейства в Турцию, продавая на месте, с выгодой, свое имущество. Такое неспешное и слабое переселение давало туркам возможность радушно принимать и щедро помогать переселенцам при новом водворении, но с течением времени выселение приняло размеры, поставившие в затруднение и наше, и турецкое правительства, которые не в силах были оградить горцев от страданий и бедствий, вызванных непониманием действительности и их фантастическими надеждами.   Впоследствии к политическим и нравственным стимулам выселения, о которых упомянуто выше, присоединились причины экономические. Они выразились в том, что более почетные и влиятельные из горцев, после освобождения крестьян в России, боясь, с принятием нашего подданства, лишиться своих подвластных, стали уходить в Турцию, увлекая за собой невежественную массу, доверявшую их уму, знанию и опытности. Эти именно лица и должны считаться инициаторами выселения. Влияние их на народ было неотразимо. Руководствуясь личным интересом, они употребляли все усилия, чтобы запугать желавших перейти к нам произволом русских властей, солдатчиной и необходимостью отказаться в будущем от мусульманской религии, сносились с турецким правительством, ездили в Константинополь, представлялись султану, его сановникам, иностранным послам, принимали у себя всяких эмиссаров, придавая им несвойственное значение и пр. При таких обстоятельствах предложения нашего правительства горцам о свободном выселении их на плоскость, где им бесплатно отводились в собственность участки, мало достигали цели.

Таким образом, наше правительство, очевидно, никогда не думало изгонять горцев, как писалось тогда в европейских газетах, но желало лишь окончания тяжкой вековой войны на Кавказе и прочного покорения беспокойных обществ, предоставляя им все средства к мирному и удобному водворению на плодоносных, черноземных землях долины реки Кубани и впадающих в нее рек. Если же такой мирный переход горцев к гражданственности не совершился, то винить в том, по всей справедливости, следует не нас, а турецкое правительство и европейскую дипломацию, которые в этом случае вовсе не думали о благоденствии горцев, но пользовались ими как средством противодействия развитию России, забывая, что это средство представляло не мертвую массу, а целые племена в высшей степени способного и энергического населения, которое истреблено безвозвратно тогда, когда во имя гуманности и цивилизации, оно должно было жить и, оставив свои дикие нравы и порядки, воспринять цивилизацию, хотя бы это и совершилось насильственным водворением их на плоскости, не допускавшим продолжения безнаказанных грабежей и междоусобий.

Граф Евдокимов возбудил было вопрос о перевозке горцев в Турцию на казенный счет, на пароходах Русского Общества Пароходства и Торговли, но оно потребовало такой высокий фрахт, что услугами его воспользоваться было невозможно, и потому в 1862 году наняты были в Керчи частные суда, с помощью которых тогда же перевезено 130 душ бжедухов из Тамани по 6-ти рублей, и 100 душ натухайцев из Новороссийска, по 2 рубля 50 копеек. А как цены эти оказались слишком высокими, то были приглашены новые хозяева, согласившиеся перевозить горцев: на пароходе по 4 рубля 50 копеек, а на парусных судах по 4 рубля. В то же время наш консул в Трепизонде Мошнин, в тех же видах употреблял все усилия, чтобы направить из Анатолии к кавказскому берегу возможно большее число турецких судов.

Граф Евдокимов разрешил горцам размещаться на зимовку в мирных, уже существующих аулах. Такое распоряжение имело результатом, что все они стали свободно, без всяких особых административных мер, перебираться из гор, как целыми аулами, так и поодиночке. Но все это не прекратило выселения, которое, по просьбе турецкого министра иностранных дел, было только приостановлено до весны.

А теперь смотрим, как Турция принимала кавказцев у себя:

Между тем зима, какой не помнят в Анатолии с 1810 года, до крайности затрудняла сообщение Турции с кавказским берегом. В начале января 1864 года, в одном из самых неудобных для каботажных судов месяцев, из одного Трепизонда отбыло более 100 баркасов. Истощенные тяжкими лишениями, на берегу, в ожидании прихода судов из Турции, горцы не выдерживали бедственного плавания в зимнее время, заболевая и умирая массами, как при переездах, так и по высадке на берегу, где между ними развились сильнейшие тиф и оспа. В каком размере происходило истребление этих несчастных, можно судить по следующей выписке из письма нашего консула в Трепизонде:   "В Батум переселение началось только в последнее время. Горцев прибыло туда около 6000 человек; до 4000 душ отправлено в Чурук-су, на границы. Горцы пришли со скотом. Средняя смертность 7 человек в день. Скот изнурен и падает.   С начала выселения в Трепизонде и окрестностях перебывало до 247000 душ; умерло 19000 душ. Теперь осталось 63290 человек. Средняя смертность 180--250 человек в день. Их отправляют вовнутрь пашалыка, но большею частью в Самсун.   В Керасунде около 1500 душ.   В Самсуне и окрестностях слишком 110000 душ. Смертность около 200 человек в день. Свирепствует сильный тиф.   В Синопе и Инеболи около 10000 душ.   За ноябрь и декабрь 1863 года прибыло в Трепизонд 100 кочерм. Отправлено в Константинополь и Варну 4650 человек. Средним числом умирало в день 40--60 человек. Находится еще в Трепизонде 2050 человек".  

Как велика была нужда горцев, можно видеть из следующего официального документа:   "И декабря пароход привез в Варну 850, а другой 180 человек. Турецкие власти приняли сначала горцев очень ласково. Когда прибыл другой пароход, турки, по случаю бывшей тогда холодной погоды развели огонь на пристани, но когда лодочники начали высаживать голых, слабых, больных и до 46 трупов, умерших за одну ночь, они перепугались заразы и не хотели принимать переселенцев. Вообще горцы здесь в бедственном положении и пользуются частной благотворительностью. Селяне, как христиане, так и мусульмане, вспоминая у них размещение крымских татар 1860--1861 гг., крайне неблагоприятно смотрят на прибывающих.   Порта рада переселению и принимает меры к его облегчению, но генерал-губернатор ленив, и на его совести лежит вся болезненность и смертность. Переселенцы помещены в грязи и скучены, -- отсюда ужасающая смертность, за которую бы в других государствах привлекли местные власти к уголовной ответственности. Едва ли не нарочно мертвых зарывают в лучшем христианском квартале. Консул выразил свое удивление генерал-губернатору, но он объявил, что ему до черкесов нет никакого дела.   Великий визирь по поводу эмиграции высказал, что эти люди изнурены и приносят с собой заразу, так что экипажи перевозивших их судов, вследствие тифа, пришлось возобновить.   Лагерь в Ачка-кале (близ Трепизонда) совсем предполагается уничтожить, так как там нельзя жить от нечистот и трупного разложения. Чтобы воспользоваться порционами, горцы не убирали своих мертвецов из палаток и часто скрывали их, зарывая в самих палатках.   Население испугано переселением и вознаграждает себя покупкой невольниц, на которых цены сильно упали. На днях паша купил 8 самых красивых девушек по 60--80 рублей за каждую и посылает их для подарков в Константинополь. Ребенка 11--12 лет обоего пола можно купить за 30--40 рублей.   Так как горцам обещана свобода от военной службы на 20 лет, то в Трепизонд приехал Али-паша с целью формировать войска из добровольных охотников. В Ачка-кале завербовано 500 человек. Горцы охотно идут на службу, и турки отлично одевают и кормят новобранцев. Люди на подбор и очень веселы; их отправляют в Константинополь. С целью усилить желание поступить на службу, воспрещено продавать мужчин; зато женщин продают и отправляют в Константинополь целыми партиями. В Трепизонде можно видеть партии в 40--50 женщин, предводимых одним хозяином.   Положение горцев ухудшается. Паше приказано не отправлять их более в Константинополь, но задерживать в Анатолии. Он отвечал, что средства пашалыка истощены; что он не может держать горцев, и просил высылки пароходов, не отвечая за последствия. Пароходы пришли и взяли несколько тысяч горцев, которым уже перестали давать чистый хлеб, но смешанный с кукурузой. Был случай голодной смерти. Тиф слабеет, оспа свирепствует.   Перевозимые на нашем пароходе "Бомборы" горцы до того бедны, что им нечего есть, почему начальник Даховского отряда приказал наиболее нуждающихся довольствовать по морскому положению.   В рекруты турки берут только неженатых, и потому горцы продают своих жен и детей и поступают на службу".

Болезненность и смертность между переселенцами достигли, как сказано, ужасающих размеров и угрожали заражением всего населения эпидемией тифа и оспы. "Недоумеваю, что будет делать турецкое правительство с выходцами, -- писал Мошнин к генералу Карцову. -- Они тратят большие деньги, но распоряжаются дурно. Горцы очень стеснены в их жилищах, и между ними развиты тиф и оспа. Для Трепизонда это сущее наказание. Сюда едет из Константинополя член санитарного комитета Бароцци инспектором по карантинной части".

Участие иностранных консулов в судьбе переселенцев, во всяком случае, не могло принести никакой пользы, так как они не имели средств оказать им материальную помощь, в каковой единственно и нуждались горцы. Мечты о будущих дипломатических комбинациях только сбивали с толку самих консулов и вызывали бесчеловечные распоряжения, обрушившиеся на переселенцев новыми бедствиями. Так, например, как будто ввиду заботливости об охранении здоровья жителей Трепизонда, по требованию иностранных консулов, черкесы были поставлены лагерем в Ачка-кале (в одном часе расстояния от города) и Сари-дере (в трехчасовом расстоянии), в местах, известных своим вредным климатом. Результат был тот, что с начала переселения до мая 1864 года из прибывших в Трепизонд переселенцев умерло более 30000 человек. Не меньшее зло причинило горцам учреждение 15-дневного карантина для судов, приходящих с кавказского берега, произведенное тоже по требованию иностранных консулов, ввиду предохранения населения от тифа и оспы. Карантин этот был фикцией, так как никаких карантинных мер не принималось местными властями; суда имели постоянное сообщение с берегом и только не смели выгружать переселенцев, положение которых после переезда на каботажных судах, при тесноте места и изнурении, делалось страшной пыткой.   "Бароцци, как французский подданный, совершенно в руках французского консула в Трепизонде Шеффера, -- писал Мошнин к генералу Карцову. -- Он, видимо, желал удержать горцев на Кавказе, ввиду нынешних политических событий в Европе. Оттого и придумано воспрещение отправлять кочермы к кавказскому берегу, которое мне удалось отменить; пятнадцатидневный карантин, без соблюдения карантинных мер, выдуман тоже для стеснения горцев. В Платане (гавань подле Трепизонда) стоят 54 баркаса, которым не дают ни чистого, ни карантинного свидетельства".   Такое затруднение в отправлении кочерм вынудило нашего консула в Трепизонде договорить частный пароход "Хидаети-Бахри", который решился отправиться на Кавказ за горцами. Турецкое правительство тоже не бездействовало: оно употребляло кочермы и военные пароходы для отвоза поселенцев из Трепизонда в Батум, Самсун и другие пункты Анатолии и направления их вовнутрь страны, а также для перевозки их из Константинополя в Анатолию и, кроме того, старалось направить переселенцев в Варну и Кюстенджи, чтобы заселить ими Добруджу и Болгарию, где оно весьма боялось усилившегося христианского населения. Зверское истребление христиан в названных местах башибузуками, преимущественно из горцев, доказывает, что Порта сумела воспользоваться переселением горцев для исполнения политических задач на Балканском полуострове.

 

После выселения черкесов между горцами, поселившимися на землях долины реки Кубани, все еще продолжало проявляться, по временам, стремление к уходу в Турцию. Хотя на увольнение их туда с половины 1865 до 1867 года и не существовало никаких определенных правил, но местное начальство всеми мерами затрудняло их выезд и дозволяло переселение только в крайних случаях. Вот что, между прочим, в сентябре 1867 года, писал главнокомандующий генерал-адъютанту Игнатьеву:   "Военные соображения, руководившие мною в 1863 году и заставившие не только не препятствовать переселению горцев, но и поощрять в них тот фанатизм, который побудил население черноморского прибрежья к поголовному выселению, ныне не могут более иметь влияние на дальнейший взгляд мой на этот предмет. Если в 1863 году, ввиду могущей возникнуть европейской коалиции, быстрое окончание Кавказской войны было всем понятною необходимостью и для достижения этой цели выбора не предстояло, то теперь наискорейшее развитие края и административное его благоустройство побуждают меня препятствовать дальнейшему выселению кавказских мусульман, мало-помалу начинающих приучаться к нашему управлению и обещающих со временем сделаться трудолюбивыми поселянами. Вследствие этих соображений я не желаю содействовать Порте в дальнейшем переселении абхазцев и абадзехов, будто бы заявленном Порте мнимыми депутатами".   В этом же 1867 году великий князь Михаил Николаевич, совершая объезд Кубанской области, лично объявил горцам, что переселение их в Турцию должно прекратиться окончательно. Вследствие такого заявления все просьбы о дозволении уйти в Турцию отдельным семействам или целым обществам, поданные с конца 1867 до 1873 года, были оставлены без разрешения, за исключением одного случая, в 1871 году, в отношении Крым-Гирея Ханахукова, который с несколькими семействами тогда же переселился в Турцию. Тем не менее, горцы не отказывались от своих замыслов. Особенно настойчиво стали домогаться разрешения на выселения жители Майкопского и Баталпашинского уездов, к чему главными подстрекателями явились Келемет-Унароков и Эльмурза Джанхотов, так что осенью 1873 года выехало в Турцию 420 семейств или 3400 душ обоего пола: из них 271 семейство село на пароходы в Керчи, а 149 в Туапсе.   Примеру их решили последовать и бжедухи, которые выжидали только возвращения своих депутатов, отправленных для предварительных переговоров по этому предмету еще в конце 1873 года в Константинополь. Намерению их, однако же, не суждено было осуществиться.

VII.
Генерал-майор Кундухов и его переговоры в Константинополе. -- Возбуждение чеченцев к переселению. -- Саад Уллах, наиб Мало-Чеченский иАлико Цугов, старшина Карабулакский. -- Начало переселения и содействие оному правительства. -- Расходы. -- Командирование в азиатскую Турцию капитана Зеленого и затруднения, противопоставленные ему тамошними властями. -- Нусрет-паша. -- Положение чеченцев и попытка их возвратиться на родину. -- Эмин-паша Эрзерумский. -- Противодействие чеченцев турецким властям и их бесчинства в Муьие. Движение чеченцев на Арпачай и их обезоруживание. -- Затруднения турецкого правительства. -- Выселение чеченцев в Месопотамию. -- Новая попытка их возвратиться на Кавказ и прорыв некоторых партий в наши границы. -- Нищета и бедствия чеченцев. -- Водворение некоторых партий в Терской области. -- Стремление дагестанских горцев к выселению. -- Предположение о водворении возвращающихся переселенцев на свободных казенных землях Лабинского округа. -- Усиление бдительности на кордонах. -- Появление на Кавказе эмиссаров из выселившихся горцев. -- Новое появление чеченских партий в Закавказском крае.
1864-1871 гг.

Но еще до получения в Тифлисе высочайшего повеления по чеченскому вопросу, великий князь Михаил Николаевич поручил генерал-майору Кундухову47, в бытность его летом 1864 г. в Константинополе, войти в негласное сношение с турецким правительством относительно того, в какой мере и каким образом могла бы быть осуществлена мысль о переселении в Турцию части чеченского населения. Кундухов, по возвращении своем из Константинополя, объяснил, что турецкое правительство, соглашаясь на переселение 5 тысяч чеченских семейств, предполагает водворить их на пространстве от Саганлугского хребта через Топрак-кале, Мелезгир и Патнос до озера Вана.   Водворение враждебного нам чеченского населения в вышеозначенных местах, сопредельных с нашей границей, было бы неминуемо сопряжено в будущем с самыми серьезными невыгодами. При врожденной склонности чеченцев к хищничеству, прорывы их через пограничную линию и грабежи в наших пределах должны были бы неминуемо усилиться, и для ограждения спокойствия и безопасности наших пограничных жителей наше правительство принуждено было бы даже и в мирное время значительно усиливать пограничную стражу; в военное же время пришлось бы отделять значительно большее против прежнего число войск для прикрытия нашей турецкой границы. Независимо от этого, водворение 5 тысяч семейств чеченцев в санджаках, населенных преимущественно курдами, неминуемо отразилось бы и на успехе будущих военных действий наших в случае войны с Турциею.   В этих соображениях, главнокомандующий, считая совершенно невозможным согласиться на водворение чеченцев в пограничных с нами областях азиатской Турции, поручил послу нашему в Константинополе употребить все старания к тому, чтобы склонить турецкое правительство на отвод для чеченцев земель за Эрзерумским пашалыком, в окрестностях Эрзингиана и Диарбекира, или в других местностях, в которых, по отдаленности от наших пределов, переселенцы эти не могли бы быть опасны для нас.   Вследствие сношения по этому предмету, генерал-адъютант Игнатьев уведомил в декабре 1864 г., что после долгих настояний, министр иностранных дел Али-паша согласился, наконец, на то, чтобы вышеупомянутые 5 тысяч семейств чеченцев были поселены в Турции вдали от наших границ, а именно в Алеппо, с тем, чтобы выходцы эти были пропущены сухим путем, по дороге через Ахалцих, и с тем еще временным условием, чтобы они не вошли в турецкие пределы одновременно всей массой, а по частям -- незначительными партиями.

Благодаря этим мерам, чеченцы, в числе более 5 тысяч семейств, разделенных на 28 партий, проследовали безостановочно по Кавказскому и Закавказскому краю. Первая партия переселенцев выступила из Владикавказа (сборного пункта) 28 мая 1865 г., и через Мцхет, Боржом, Ацхур и Ахалкалаки прибыла на нашу границу у Хазапинской заставы 17 июня того же года, а последняя, 28-я партия, двинулась из Владикавказа 16 августа и перешла нашу границу у названной заставы И сентября. В течение всего периода следования партии по означенному пути не было ни одного серьезного беспорядка, не было ни одного случая воровства, совершенного чеченцами, и они, по прибытии на границу, неоднократно выражали признательность за удивлявшую их заботливость о них кавказского начальства. Затем, на обязанности уже местных турецких властей должны были лежать заботы к направлению чеченцев к предназначенным для поселения их местам.

Турецкие власти с самого начала стали уклоняться от принятия надлежащих мер к безотлагательному удалению чеченских партий от наших пределов, и капитан Зеленой, подозревая турецкую администрацию в намерении дозволить чеченцам, весьма того желавшим, водвориться в окрестностях Вана и Муша, в июле месяце 1865 года обратился к заведывавшему переселением турецкому комиссару Нусрет-паше с настоятельным требованием принять меры к дальнейшему отправлению чеченцев, для водворения их, как было условлено, не ближе Диарбекира и Эрзингиана. Из возникших вследствие этого письменных сношений и словесных объяснений, капитан Зеленой убедился, что данные Нусрет-паше центральным правительством инструкции вовсе не соответствовали смыслу состоявшегося с нашей миссией соглашения и что в этих инструкциях ни Ванский, ни Мушский пашалыки не были исключены из числа местностей, дозволенных для поселения чеченцев. Видя безуспешность своих настояний перед комиссаром и местным начальством, капитан Зеленой донес об этом по телеграфу нашему посланнику в Константинополе. Порта, хотя и показала вид, что не одобряет действий своего комиссара, послала ему предписание, от имени верховного визиря, о строгом соблюдении состоявшихся условий, но целый месяц лучшего времени, для проследования чеченцев к предназначенным для поселения их местам, был потерян. Первым последствием этого было то, что почти половина всех переселенцев сосредоточилась в окрестностях Муша, а остальные, вновь прибывающие партии, стали располагаться на Эрзерумской равнине. Хотя по энергическому настоянию нашего комиссара, Нусрет-паша, еще до получения приказаний из Константинополя, сделал распоряжение о движении партии от Эрзерума к Харпуту, но бывший эрзерумский вали Исмаил-паша полным равнодушием своим по приведению в исполнение как этого, так равно и всех последующих распоряжений Нусрета, совершенно парализовал действия этого последнего и дозволил чеченцам дождаться возвращения из Эрзингиана Мусы Кундухова. Пользуясь отсутствием Нусрета и капитана Зеленого из Эрзерума, отправившихся в Каре, он вместо Харпута направил бывшие у Эрзерума партии к Мушу. Конечно, после этого, несмотря на все старания самого Нусрета, при слабости местных турецких властей, ни одна партия чеченцев не хотела идти иначе, как на Муш. В это время получены были вышеупомянутые новые приказания Порты; согласно им следовало направить чеченцев из Муша в Диарбекир. Местные власти отговаривались неимением к Диарбекиру аробной дороги. Настояниями капитана Зеленого и Нусрета были присланы рабочие и порох для проложения дороги через Чубакчурские горы (дорога эта выходит на большую дорогу между Эрзерумом и Диарбекиром, близ Палу). Но это продолжение дороги потребовало опять около целого месяца времени.   Тем не менее, местные власти продолжали оказывать полное равнодушие и даже противодействие успеху движения партий, большая часть которых, 18 сентября, была в Муше, 8 партий в Эрзеруме, и ни одна не двинулась к местам назначения.   Подобные действия турецкой администрации вынудили Нусрет-пашу просить увольнения от должности комиссара; увольнение состоялось, и все распоряжения по переселению были возложены непосредственно на нового эрзерумского вали, Эмин-Мухлис-пашу, только что перед тем назначенного. Этот последний, хотя и высказал на словах полную готовность действовать согласно принятым его правительством обязательствам, но дело все-таки не приняло лучшего вида.   Чеченцы, оставаясь на открытом поле, стали страдать от холода и жалеть о покинутой ими родине. При таком положении дел, часть их направилась по дороге к Александрополю с намерением возвратиться в наши пределы.

Побуждаемые, наконец, из Константинополя, местные турецкие власти пробудились от бездействия; но тогда чеченцы, в свою очередь, начали оказывать сопротивление к оставлению Муша и Эрзерума.

После этого, на новые требования турецких властей двинуться из Мушского округа, чеченцы, число которых возросло там до 18--20 тысяч человек, несмотря на то, что из Муша до Чубакчура всего 18 часов езды, что дорога аробная была готова, и что по выходе из Чубакчура их ждали 3 тысячи войск, посланных Диарбекирским генерал-губернатором, с провиантом для них, отказались оставить Муш и ознаменовали пребывание свое там воровством, грабежом, убийствами и разорением христианских деревень.   В довершение всего они дважды пытались атаковать сам Муш, и только благодаря распорядительности местного начальника войск, предупрежден был открытый бой населения Муша с чеченцами.

Между тем, 17 октября 1865 г. прибыли на нашу границу к Арпачаю, близ Александрополя, 200 душ чеченских переселенцев с просьбой о пропуске их обратно в наши пределы на каких бы то ни было условиях, причем даже изъявляли готовность принять православие, а вслед затем число прибывших к Арпачаю переселенцев возросло до 2600 человек48. Узнав о движении чеченцев к нашей границе, эрзерумский вали послал Мусу Кундухова с кавалерией для отклонения переселенцев от предпринятого ими намерения, но Кундухов не мог остановить их. Хотя переселенцы эти находились в крайне бедственном положении, но, имея в виду, что пропуск через границу даже нескольких семейств повлек бы за собой обратное движение к нам всей массы чеченских переселенцев, главнокомандующий не счел возможным изъявить согласие на выполнение просьбы переселенцев и приказал усилить пограничный надзор и притянуть к Арпачаю ближайшие части войск для воспрепятствования самовольному прорыву чеченцев в пределы империи.   При первом известии о движении чеченских партий к нашим границам, капитан Зеленой заявил эрзерумскому вали, что очищение нашей границы должно быть произведено в течение недельного срока, вследствие чего турецкие власти двинули войска для удаления чеченцев от Арпачая и только пушечными выстрелами заставили их оставить нашу границу и направиться к Карсу под конвоем турецких войск.   К концу 1865 года все эти переселенцы проследовали обратно через Саганлуг, за исключением 180 семейств самых бедных и больных, не имевших возможности продолжать движение до наступления теплого времени, и потому оставленных на зиму, с согласия нашего комиссара, в Карском и Олтинском пашалыках.   Одновременно с посылкой войска для возвращения переселенцев от нашей границы, турецкие власти, вследствие упомянутых выше грабежей и своеволия переселенцев, решились приступить к обезоруживанию их. По полученному от нашего комиссара донесению, это обезоруживание исполнено было турецкими войсками в Эрзеруме и Хасан-кале без сопротивления со стороны чеченцев; но обезоруживание карабулаков, возле Муша, последовало только после нескольких картечных выстрелов и стычки, в которой убито 15 карабулаков и несколько турок.

Главная масса чеченцев, 13648 душ, поселена по границе части Курдистана и Месопотамии, южнее г. Мардина (Диарбекирского санджака), по истокам западного Хабура, имея центром поселения вновь возникшее из развалин местечно Рас-эль-аин. Вторая, по численности своей, часть переселенцев, 7196 душ, поселена на горных Яйлах Сивасского пашалыка, за Сивасом. Затем, 621 душа отправлена для поселения в санджак Бига, 300 душ в санджак Альбистан (Марашкого пашалыка) близ Хозан-дага, и только 15 семейств, в числе 155 душ, преимущественно сирот, вдов и родственников прежних переселенцев, согласно просьбе турецких начальств и последовавшему по этому поводу разрешению главнокомандующего, оставлены в Карском пашалыке.   Таким образом, за исключением умерших и бежавших переселенцев, из числа ушедших в 1865 г. в Турцию 5000 семейств, в числе 22491 души, поселены были в вышеозначенных пунктах Анатолии 21920 душ.

VIII.
Положение и размещение чеченцев в Турции. -- Рассказ Дарбиш Джордиева и донесение консула нашего в Эрзеруме. -- Смертность между чеченцами.
1871 г.

   Что касается дальнейшей участи чеченцев в Турции, то положение их там было крайне печальное. Вот что, между прочим, рассказывал Дарбиш Джордиев, уроженец селения Назрань, служивший прежде в назрановской милиции, человек бывалый и толковый, возвратившийся на Кавказ в 1871 году.   "Первоначально все переселенцы были направлены верст на 200 южнее Диарбекира и Эрзингиана, где им отведены были для поселения места каменистые, песчаные, безводные и потому негодные для какого бы то ни было хозяйства. Вскоре после прибытия их туда, весь скот, бараны и лошади погибли от недостатка корма. Сами же переселенцы, в продолжение первых четырех лет, получали от турецкого правительства муку, а иногда рис, но все это было в крайне недостаточном для пропитания их семейств количестве. Наконец, в последние 4 года, они были лишены и этого пособия. Недостаток пищи и другого рода лишения, при весьма знойном и вредном для здоровья климате, развили между переселенцами болезненность, от которой большая половина их погибла. Никто из чеченцев не заводился ни жилищем, ни хозяйством. Все эти бедствия заставили их покинуть отведенные им места и потянуться на север. В настоящее время нет уже ни одного чеченского семейства южнее Диарбекира.   Из чеченцев, по распоряжению турецкого правительства, был сформирован в Диарбекире конный полк из 1000 человек. Полковым командиром был назначен Шамхал-бек Цугов, человек лет 40, племянник Алико Цугова, бывшего карабулакского старшины. Каждый всадник полка получал в месяц 7 рублей и, кроме того, провиант для себя и продовольствие для лошадей; урядники же и офицеры от 10 до 30 рублей в месяц. При подавлении вспыхнувшего в то время в Аравии возмущения участвовал и Диарбекирский чеченский полк.   Кроме того, некоторые чеченцы состоят на службе в пехотных войсках, расположенных в Карее; остальные затем проживают временно в окрестностях Муша, Эрзерума и Карса, где жители им уступают брошенные конюшни и другие постройки и оказывают пособие продуктами; многие добывают себе пропитание заработками. Вообще же чеченцы, за исключением разве состоящих на службе или обеспеченных каким-либо другим образом, собираются оставить Турцию и выжидают только удобного случая для возвращения на Кавказ".   Это показание Джордиева, во многом справедливое, грешит только в показаниях о размещении чеченцев в азиатской Турции. Сообщаемые им сведения, что к югу от Диарбекира нет ни одного семейства горцев -- неверно. Из донесения нашего консула в Эрзеруме оказывается, что переселенцы находятся в следующих местностях:   в Рас-аль-айне -- 1200 сем.   в горных яйлах Сивасского вилайета:   в Сивасском санджаке -- 47   в казе Бертак-Джака -- 43   в казе Абхалиэ -- 51   в казе Гавитиэ -- 52   в санджаках Амасиэ -- 25   в Халепском вилайете:   в казе Джардакли -- 90   в казе Ибн-эль-Гази -- 50   в казе Сырбык-Джариэ -- 40   в санджаках Адана -- 41   в Эрзерумском вилайете:   в санджаке Муш -- 14   в санджаке Ханыз -- 24   в санджаке Каре -- 47   в санджаке Кыгы -- 30   в Диарбекирском виайлете:   в санджаке Диарбекир -- 55   в санджаке Сырт -- 15   Итого - 1824 сем. Или 10000 душ.   Таким образом, из переселившихся в 1865 году в Турцию с лишком 22 тысяч душ, в 1871 году осталось лишь 10 тысяч; многие умерли от зловредного климата северной и средней Месопотамии.

=0=0=

Переселение кавказских мусульман в Османскую Империю в 19 веке: факты, свидетельства...

В Осетинских этюдах Миллер

приводит следующие факты

стр. 13 (17) IX Продукт нового более художественного творчества. Песня сложена по поводу выселения осетин (магометан) вместе с чеченцами в Турцию в 1865 году. Во главе выселения, как известно, стоял осетин, бывший генерал русской службы Муса Кундухов. Всех выселилось около 22000 человек большей частью чеченцев. Между осетинами Кундухов увлёк за собой несколько семейств своих родственников и родичей.

- это была не насильная высылка, но добровольное выселение не абсолютно всех мусульман, но только тех, кто хотел уехать в Турцию!
- во главе выселения стоял(и) осетин(ы)!
- Всего около 22000 человек! не 30000 и не 300000 и не 1000000!

Инфо из вики:

Муса Алхасович (Мусса АлхастовичКундухов

(осет. Къуындыхаты Алхасты фырт Муссæ; весна 1818, Тагаурия — 1889, Эрзерум) — российский генерал-майор, турецкий дивизионный генерал.

В 12 лет был взят аманатом в Петербург, где в 1836 году окончил Павловское военное училище.

Во время Крымской войны Кундухов в чине подполковника руководит организацией горского конного ополчения, с которым участвует в операциях против турок в Закавказье. 9 сентября 1853 года подполковник Кундухов был награждён Золотой саблей с надписью «За храбрость»[1]. Производится в полковники.

К концу 1850-х годов являлся начальником Военно-Осетинского, а затем также и Чеченского округа Терской области. В 1860 году произведён в генерал-майоры. 26 ноября того же года за 25-летнюю службу в офицерских чинах удостоен ордена Святого Георгия IV класса[2]

Кавалер орденов Святого Владимира 4-й степени с бантом (1841), Святого Станислава 2-й степени (1842), Святой Анны 2-й степени с императорской короной (1851), Святого Владимира 3-й степени (1858), Святого Станислава 1-й степени (1861), Святой Анны 1-й степени (1861), Рыцарского креста Австрийского ордена Леопольда.

Предлагает руководству проект по переселению (мухаджирству) части осетин-мусульман, чеченцев Малой Чечни и карабулаков в Османскую империю, и, неожиданно для многих, возглавляет его.

В начале марта 1865 года с пятитысячной партией горцев Кундухов направляется сухопутным путём через Военно-грузинскую дорогу и Грузию в направлении к Карсу, к которому прибывает 22 июня. Вместе с ним в Турцию направляются сыновья Асламбек и Бекирбей (будущий министр иностранных дел Турции), братья Афако и Казбулат.

Принимает турецкое подданство. Получает титул паши, должность дивизионного генерала.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов командовал крупным турецким кавалерийским отрядом численностью до 4-х тысяч всадников. В ночном бою с 17 на 18 мая 1877 года у селения Бегли-Ахмет, восточнее Карса, отряд Кундухова был разгромлен 2-м дивизионом Нижегородского драгунского полка под командованием майора Керим-бека Новрузова.

Последние годы Муса Кундухов живёт в Эрзеруме, где сначала командует местным гарнизоном, а потом выходит в отставку. Похоронен на территории эрзерумской мечети Харманли.

Осетины начали переселяться в Турцию в конце 50-х годов XIX века. Организатором первого переселения 1859 г. стал дигорский феодал Абисалов. Вместе с ним выехали и другие феодалы вместе с подвластными крестьянами. Примечательно, что стимулирующим к переселению фактором здесь явились родовые отношения (то есть уезжал один родственник — за ним ехала другая родня).[2] В 1860 году дигорские и куртатинские феодалы (алдары Тугановы и Ахмет Цаликов) организовали очередное переселение (выехало две тысячи осетин). Однако многие вернулись, так как не увидели обещанного Турцией «рая на земле». Кое-кто погиб по пути в Османскую империю.

Отмена крепостного права в 1861 году косвенным образом стимулировала переселение. Сословное деление было развито в Дигории и Тагаурии, как и позиции ислама. В отличие от дигорцев и тагаурцев, в Куртатии и Алагире сохранялась родовая демократия и христианство. Таким образом, дигорским баделятам и тагаурам, которые имели в своем распоряжении крепостных и рабов, было что терять.[3]

В 1865 году состоялось третье переселение под руководством генерала Мусы Кундухова. Численность осетин, которые отправились вместе с Кундуховым, колеблется от ста человек до нескольких сотен.

Осетины, вернувшиеся в 1860 году в Осетию, пытались отговорить своих соотечественников ехать в Турцию. Поэтому туда был направлен Гуцыр Шанаев, чтобы на месте посмотреть на жизнь переселенцев и убедиться так ли там хорошо на самом деле, как это рисует Кундухов. В своём письме из Турции Шанаев предостерегал осетин от переселения, призывая их не верить ложным обещаниям. Шанаеву удалось многократно уменьшить число желающих выселиться вместе с Кундуховым.

 

Ещё одним критиком переселения осетин стал известный осетинский писатель Инал Кануков — переселенец, вернувшийся в раннем возрасте вместе с родителями в Осетию. В своём очерке «Горцы-переселенцы» он писал:

«Но знают ли они, куда они стремятся? Нет, не знают. Они знают только, что существует где-то в мире страна, называемая Стамбулом… они стремятся туда так безотчетно, потому что обольщены ложными слухами, что им там будет хорошо и лучше даже, чем на старой родине. Но, увы! Какое разочарование постигло этих поистине несчастных переселенцев, и сколько раз слышались слова проклятий на головы тех, которые их увлекли, когда трудность дороги и действительность предстали им воочию и раскрыли им глаза, и тогда-то, забыв недавние розовые мечты, они поняли, что обмануты, что они сделались жертвами своего легковерия, поддавшись лживым словам тех глупцов, которые уверяли их, что там будет лучше. И вот они, по милости этих глупцов-фанатиков, теперь гибнут».[4]

Валерий Дзидзоев // История и судьба кавказских переселенцев в Турцию (50-е–70-е годы XIX в.)


htthttp://www.darial-online.ru/2008_1/dzidzoev.shtmlp://www.darial-online.ru/2008_1/dzidzoev.shtml

"Турция, призывая кавказских горцев переселиться в османские
владения, конечно же, преследовала свои корыстные цели. Она
стремилась колонизовать огромными потоками махаджиров пустые и
малозаселенные провинции Турции. Кроме того, переселенцы в
Турции становились дешевой и востребованной рабочей силой. Порта
намеревалась использовать часть переселенцев-мужчин, расселив их
на военно-стратегических пунктах в качестве ударной боевой силы
в возможной войне с Россией (так и случилось в русско-турецкой
войне 1877-1878 гг., когда турецкой кавалерией командовал бывший
генерал российской армии Мусса Кундухов, Мусса-Паша5, который,
надо полагать, был не единственным кавказским махаджиром в
османской армии). В сентябре 1864 г. был издан приказ султана о
сформировании из переселенцев воинских частей.6 30 июня 1864 г.
русское консульство сообщало начальнику Главного штаба
Кавказской армии: «До 3000 черкесов (горцев-переселенцев разных
национальностей. – Авт.) уже поступили волонтерами в турецкую
армию… Порта надеется, что можно будет увеличить это число до
12000 и в том же размере уменьшить рекрутский набор. Турки с
целью набора в армию горцев запретили продажу мужчин черкесского
(все кавказские переселенцы в Турции получили название
«черкесы». – Авт.) происхождения».7"

6 Тотоев М.С. К истории дореволюционной Северной Осетии.
Орджоникидзе, 1955, с.81.
7 Там же.

- Ой, как интересно:
- османы адыгами торговали ещё в 19 веке! и запрет ввели ок. 1864 года!
- число переселенцев и вступивших в армию османскую исчислялось тысячами, а не десятками и не сотен тысяч!
- все кавказские переселенцы получили от осман-турок название "черкесы" только в 19 веке! Я бы даже предположил, что по аналогии с рускими черкасами - казаками, османы тех воинов кавказских назвали черкесы, как род войска особый, это воинское название, а не название народа!

"Правительство султанской Турции возлагало большие надежды на
переселенцев из Кавказа «для сплочения своей распадающейся
империи».8 Кроме того, Порта намеревалась использовать
воинственных кавказских мусульман на территории Турецкой империи
в борьбе против христианских народов, например, армян.
Национальные меньшинства, оказавшиеся по различным объективным и
субъективным причинам в составе «единой» Турецкой империи вели
борьбу за национальное освобождение. Это, конечно же, беспокоило
Порту, которая делала все необходимое для подавления национально-
освободительного движения нетурецких народов. Махаджиры, по
замыслу Порты, должны были стать ударной силой в борьбе против
угнетенных народов Турецкой империи. Наконец, правительство
султанской Турции желало продемонстрировать, что оно является
покровителем всех мусульман, в том числе и российских, которых у
себя на родине притесняют русские «христианские власти»."

8 Одесский вестник, 1877, 29 июня, №140; Дзидзария Г.А.
Указ.соч., с.201.

Следует подчеркнуть, что многие махаджиры, в том числе и
осетины, переселились в Турцию под давлением своих влиятельных
родственников, особенно из числа мусульманского духовенства и
социальных верхов (алдаров, баделят), которые были
заинтересованы в том, чтобы вместе с ними покинули родину как
можно больше соотечественников. Активность турецких эмиссаров и
различных «доброжелателей» также сбивала с толку определенную
часть кавказских махаджиров. В этом отношении интересным
представляется мнение А.П. Берже, который еще в 1882 г. писал,
что горцы покорились бы русским властям, «несмотря на привычку к
полнейшей свободе и своеволию, если бы их не сбивала с толку
европейская и турецкая дипломатия. Им столько веков внушали, что
могущественный султан, верховный представитель ислама, никогда
не оставит их своею помощью, а европейские державы, в своих
интересах, не могут допустить Россию овладеть Кавказом, что
такое убеждение не в силах была поколебать самая очевидность
фактов. Горцы видели невозможность противостоять русским, но
свято верили в близость внешней помощи».9

Берже Ад.П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина.
Т.XXXIII, 1882, февраль. с.342; Дзидзария Г.А. Махаджирство и
проблемы истории Абхазии XIX столетия (второе дополненное
издание). Сухуми, 1982, с.200.

Многочисленные агенты Турции на Кавказе, в том числе и в
Осетии, распространяли слухи о том, что Александр II заключил с
Портой «секретный договор», по которому мусульманскому населению
Кавказа разрешается свободное переселение в Турцию, где им
отводятся плодородные земли и даже выдаются большие деньги для
обустройства. Заметим, что представители Кавказской
администрации иногда сами способствовали распространению среди
населения таких прокламаций и слухов. Так, например, один из
наиболее влиятельных государственных деятелей на Кавказе,
командующий войсками Терской области М.Т. Лорис-Меликов 18 июля
1864 г. писал генералу А.П. Карцову: «Граф Евдокимов передал мне
перевод прокламаций турецкого эмиссара, приглашающего горцев в
Турцию. Содержанием своим прокламация эта подходит близко к
экземпляру, доставленному мной вашему превосходительству в
бытность мою в Коджорах. Хотя и трудно ожидать, чтобы можно было
возбудить охоту к переселению в добрых наших чеченцах собственно
одной этой прокламацией, но все-таки не мешало бы прислать мне
несколько экземпляров для распространения в населении»10.
Цит. по: Переселение горцев в Турцию (составитель Г.А.
Дзагуров). Ростов-на-Дону, 1925, с.19.

Инициаторами переселения осетин-мусульман в Турцию в Осетии
стали помещики Абисаловы, Тугановы, Кануковы, Кубатиевы,
Кундуховы, Мамсуровы, Есеновы, Цаликовы и другие представители
высшего сословия. Профессор М.С. Тотоев, исследовавший этот
вопрос, писал: «Недовольная часть горского мусульманского
населения (политикой царизма на Кавказе. – Авт.) была главным
объектом для турецких агентов в их враждебной деятельности и
провокационной агитации по организации переселения в Турцию».

Часть горских феодалов, переселяясь в Турцию,
мечтала сохранить свое привилегированное положение, свои права
на крестьян. В этой связи за-служивает внимания мнение
исследователя XIX века Ад.П. Берже, который подчеркивал:
«Предвидя неизбежность подчинения русской власти, наиболее
зажиточные и предусмотрительные из горцев начали вывозить свои
семейства в Турцию, продавая на месте, с выгодою, свое
имущество. Впоследствии к политическим и нравственным стимулам
выселения… присоединились причины экономические. Они выразились
в том, что более почетные и влиятельные из горцев после
освобождения крестьян в России, боясь с принятием нашего
подданства лишиться своих подвластных, стали уходить в Турцию,
увлекая за собою массу… Эти именно лица и должны считаться
инициаторами выселения. Влияние их на народ было неотразимо…»12
Заметим, что точку зрения Ад.П. Берже разделяли другие очевидцы
и специалисты. Так, например, А. Лилов подчеркивал, что «горским
старшинам» и «богатым людям… не хотелось расставаться с большим
числом рабов, и они надеялись с тою же дикою свободой, как в
горах, расположиться в Турции»13. Горским феодалам, в том числе
и осетинским, опасавшимся крестьянской реформы в России и, как
ее следствия, лишения их даровой рабочей силы, царское
правительство предоставило право брать с собой в Турцию огромное
количество крестьян, многие из которых не желали покидать свою
родину. Царский генерал, осетинский алдар (помещик) из
Тагаурского ущелья Мусса Кундухов писал начальнику Терской
области генералу М.Т. Лорис-Меликову, что «придется, быть может,
для первоначального возбуждения переселения прибегнуть к
негласному вознаграждению трех или четырех личностей, наиболее
популярных в населении»14. Данное предложение М. Кундухова
свидетельствует о том, что высшие военные и гражданские чины в
администрации Кавказа делали все возможное для того, чтобы горцы-
мусульмане переселялись в Турцию. У М. Кундухова были большие
планы в реализации махаджирского движения. Во-первых, он
рассчитывал «на успех переселения», причем, в первой партии
должны были переселиться «не менее 3 тысяч семейств». Во-вторых,
после первой партии переселенцев генерал М.Кундухов должен был
«получить увольнение от службы» и уехать в Турцию, но с
условием, что «взамен отведенных ему в Осетии 2800 десятин земли
и построенного на ней большого каменного дома ему выдано будет
от казны 45 тыс. рублей»15. В-третьих, планы М. Кундухова
привлекали наместника Кавказа, и он изъявил свое согласие с
ними, но в отношении Кундухова была сделана существенная
поправка, которая обязывала царского генерала вместе со своим
переселением организовать «уход не менее 5 тыс. семейств
чеченцев и карабулаков (близкородственный чеченцам и ингушам
вайнахский народ, переселившийся почти полностью из Северного
Кавказа в Турцию. – Авт.)»

Первое переселение части мусульман-осетин
произошло в 1859 году. Из Осетии уехали в Турцию Абисаловы,
Тугановы, Кубатиевы и другие феодалы вместе с подвластными
крестьянами. Главой этой партии переселенцев был дигорский
феодал Абисалов.17

Второе переселение осетинских махаджиров
произошло в 1860 г. Организаторами и вдохновителями этого
переселения были дигорские и куртатинские феодалы – Тугановы и
Ахмет Цаликов (родственник вышеуказанного Ах.Т. Цаликова).
Следует подчеркнуть, что генерал-фельдмаршал князь А.И.
Барятинский весной 1860 г. направил генерала М.Т. Лорис-Меликова
в Константинополь для того, чтобы ускорить решение вопроса
кавказских переселенцев, «устранить затруднения» со стороны
Турции. М.Т. Лорис-Меликов, как всегда, отлично справился с
заданием, добившись согласия турецкого правительства принять в
пределы империи 3000 семейств кавказских горцев.21 Заметим,
что в Петербурге добивались того, чтобы турецкие власти выделяли
кавказским переселенцам в Турции такие районы (вилайеты),
которые находились далеко от границ России. Иное решение вопроса
кавказских переселенцев в Петербурге расценивали как отсутствие
дружелюбия со стороны Порты.

Однако разочаровавшись в «милостях» Турции, испытав большие трудности, многие кавказские махаджиры, вернулись обратно на родину.
Вернулась на родину и семья Дудара Канукова с малолетним Иналом.
Вместе с семьей Д. Канукова вернулись на родину 90 семей23
махаджиров. Общий настрой разочарования в идее переселения
высказал один из махаджиров полковнику Беллику: «Не пойдем мы в
Турцию и не пустим тех, кто собирается туда; в Турции ждет нас
смерть, ждет она и здесь нас, но здесь она приятней, потому что
здесь наша родина и здесь лежат наши отцы».24 И действительно,
для переселенцев единоверная Турция оказалась не «меньшим злом»,
как они раньше думали, а настоящим «кладбищем для народов».25
Переселение в Турцию, особенно для беднейшей части махаджиров,
фактически оказалось еще более губительным, чем их покорение
огнем и мечом у себя на родине.26

23 Тотоев М.С. Указ.соч., с.84.
24 Переселение горцев в Турцию (составитель Г.А. Дзагуров)…,
с.60.
25 Чихачев П.А. Великие державы и Восточный вопрос. М.,
1970, с.4.

Однако разочаровавшись в «милостях» Турции, испытав большие трудности, многие кавказские махаджиры, вернулись обратно на родину.
Вернулась на родину и семья Дудара Канукова с малолетним Иналом.
Вместе с семьей Д. Канукова вернулись на родину 90 семей23
махаджиров. Общий настрой разочарования в идее переселения
высказал один из махаджиров полковнику Беллику: «Не пойдем мы в
Турцию и не пустим тех, кто собирается туда; в Турции ждет нас
смерть, ждет она и здесь нас, но здесь она приятней, потому что
здесь наша родина и здесь лежат наши отцы».24 И действительно,
для переселенцев единоверная Турция оказалась не «меньшим злом»,
как они раньше думали, а настоящим «кладбищем для народов».25

Новое, третье по счету, переселение из Осетии и
в целом с Северного Кавказа в Турцию последовало в 1865 г. Тогда
выселилось до 5 тыс. семейств30. Руководителем переселения
стал, как подчеркивалось выше, генерал Мусса Кундухов,
получивший различные, чаще всего негативные характеристики в
историографии махаджирского движения. В 1864 г. «он выезжал в
Турцию, чтобы уговорить турецкое правительство принять в свои
пределы новых переселенцев, был принят министром иностранных дел
Али-Паша, который оказал ему, как своему агенту, «ласковый и
очень вежливый прием».31 М. Кундухов «надеялся увести из
Осетии», по разрешению начальства, не менее 100 семейств, но ему
удалось сагитировать только 45 семейств, или около 350
человек32. До этого в 1859-1860 гг. в Турцию переселилось около
3 тыс. человек33 из Владикавказского округа. А весной 1861 г.
получили разрешение на переселение в Турцию 150 семейств
мусульман-осетин из Тагаурии.34 Следует подчеркнуть, что
«организованное переселение» горцев Терской области в 1865 г.
было рассчитано примерно на три года. Однако оно в том же 1865
г. было приостановлено из-за отказа Порты принимать новую партию
махаджиров35.яжелейших испытаниях, выпавших на долю кавказских махаджиров.

По некоторым данным, которые нуждаются в дополнительных
уточнениях, «к началу ХХ века в 5 вилайетах (провинциях)
насчитывалось до 15 осетинских селений, в среднем по 50 дворов в
каждом. Если в среднем двор считать из 6 человек, то общее
количество осетин тогда в Турции примерно составляло 4,5 тыс.
человек»36

36 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии…
с.89.

Так, например, группа переселенцев в 1872 г., в
Константинополе, подала прошение русскому консулу Н.П.
Игнатьеву: «Вот уже почти 8 лет как наши беи (господин в
султанской Турции. – Авт.) нас держат в состоянии невообразимого
рабства, совершая тысячу жестокостей… Днем и ночью мы и наши
семьи подвергаемся варварскому обращению беев. Мы лишены
свободы, семьи, имущества… Признавая всю тяжесть совершенной
ошибки, мы, нижеподписавшиеся, от имени 8500 семейств просим
вас… испросить разрешение вернуться на родину… за что мы готовы
почти на всякие жертвы»40. Однако Александр II на прошение
наложил резолюцию: «О возвращении и речи быть не может».

Картина дня

наверх