На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Российский военкор раскрыл, чем ответит Россия на новые американские поставки Несмотря на попытки коллективного Запа...Выяснилось, куда ...
  • Tania Еременко
    Главная защита - это нападение. Надо жахнуть по Пентагону и англо-каклам - фрицы сразу одумаются, а пиндосы и бриты и...Выяснилось, куда ...
  • Юрий Ильинов
    Байден назвал реальные цели Украины. Мобилизация - только начало Президент США Джозеф Байден позвонил президенту Укра...Сценарии будущего...

Оружие победителей. Истребитель «Спитфайр»

Олег Капцов

Оружие победителей. Истребитель «Спитфайр»




...Британия правит морями, но воздух важнее воды. В схватках с Люфтваффе родился супергерой, перемоловший в небе добрую треть германской авиации во Второй мировой войне. Имя ему — “Супермарин Спитфайр” (“Пылкий”).

Любопытно, что создатель легендарной машины, авиаконструктор Реджинальд Митчелл, не имел профильного образования. Отсутствие диплома компенсировалось колоссальным опытом работы на инженерных должностях. От чертежника на паровозостроительном заводе до технического директора фирмы “Супермарин”.

Всего за годы работы Митчелл спроектировал 24 типа различных самолетов, в том числе рекордный “Супермарин S6B” (1931 г.). Глядя на современные авиалайнеры, невозможно представить, как этот расчалочный моноплан с нелепыми поплавками мог разогнаться до 650 км/ч. Даже десятилетие спустя, в первые годы ВМВ, ни один серийный истребитель не мог похвастаться таким результатом.

Опытный конструктор знал, что основное сопротивление в полете создается крылом. В погоне за скоростью нужно уменьшить его площадь. Уменьшить настолько, что у современных крылатых ракет вместо крыльев торчат лишь короткие “отростки”. Но самолет — не ракета. Слишком малое крыло приведет к недопустимому росту посадочных скоростей. Машина разобьется о полосу. Но что, если вместо твердого грунта — вода, способная смягчить удар? И Митчелл поставил свой S6B на поплавки. Веселая летающая лодка побила все рекорды, а её создатель получил к своему имени приставку “сэр”.

Игры продолжались до тех пор, пока не появился заказ на перспективный истребитель для Королевских ВВС. Конкурс был непростым, заявки на участие подали сразу семь именитых фирм ("Бристоль", "Хоукер", "Уэстленд", "Блэкберн", "Глостер", "Виккерс" и "Супермарин"). Поначалу модели “Супермарин” безнадежно “сливали” конкурентам, а смелые планы Митчелла не находили применения на практике. До тех пор, пока не появилась верная конфигурация элементов: изумительное по красоте и грации эллипсовидное крыло, подобное ему тонкопрофильное эллиптическое оперение и мотор "Роллс-Ройс Мэрлин” с надежной системой жидкостного охлаждения.

Но какая же романтика без женщин?

Особую роль в истории “Спитфайра” сыграла Люси Хьюстон. Британская аристократка, пожертвовавшая Митчеллу 100 тыс. фн. стерлингов. Это были солидные деньги: в те годы на них можно было построить четыре серийных истребителя. Фактически она и спонсировала создание одного из самых успешных самолетов Второй мировой войны, которого без неё просто бы не появилось.


Здесь сила взрыва кровь с водой смешала,
Но и тогда, сурова и крепка,
Обломок самолетного штурвала
Не выпускала мертвая рука...

(Обломки "Спитфайра" у побережья Мальты)

Когда Митчеллу говорили, насколько красив его самолет с таким элегантным крылом, тот равнодушно пожимал плечами: “Какая разница, главное, сколько пулеметов можно засунуть в это крыло”. А их там поместилось целых восемь штук — 160 пуль в секунду. Хотя и слабенького, винтовочного калибра (7,62).

На самом деле весьма неслабо для начального периода ВМВ на “чистокровном” истребителе-перехватчике, созданном для боёв с себе подобными. Пуля, какой бы “мелкой” она ни была, все же пуля. Было достаточно всего одного попадания в мотор “Мессершмитта”, чтобы отказала вся система охлаждения (что справедливо для любого самолета с рядным мотором с уязвимой “рубашкой” жидкостного охлаждения). И таких пуль за секунду выпускалось больше, чем выпускают современные шестиствольные миниганы. Воздух был буквально пропитан трассами раскаленного свинца. “Спитфайр” создавался не для шуток.

Практически одновременно была запущена в серию “пушечная” модификация истребителя, с двумя 20-мм пушками “Испано” в крыле. Установка получилась легкой (даже легче, чем стандартные “гирлянды” из пулеметов), но зафиксировать её оказалось проблемой. “Испано” предназначалась для установки в развале блока цилиндров, где её лафетом становился тяжелый мотор. При установке в крыло пришлось проектировать новый лафет и повышать жесткость конструкции.

Вооружение истребителя непрерывно эволюционировало.

“Спитфайры” образца 1942 года уже имели смешанное пушечно-пулеметное вооружение. Последние модификации оснащались исключительно пушками. Стоит заметить, что по итогам воздушных сражений Второй мировой вопрос «Что эффективнее: пушки или “гирлянды” пулеметов?» так и остался без однозначного ответа.


"Спитфайр" и его верный напарник "Мустанг"


Как, впрочем, и выбор двигателя. Несмотря свою повышенную уязвимость, моторы жидкостного охлаждения гарантировали лучшую обтекаемость и улучшение аэродинамики самолетов. В отличие от СССР, Германии и США, где использовался широкий спектр авиатехники с моторами жидкостного и воздушного охлаждения, англичане отлетали всю войну исключительно на моторах с жидким охлаждением. Бессменным символом Королевских ВВС стал “Роллс-Ройс Мэрлин”, названный в честь хищной птицы отряда соколиных (или кто-то всерьез полагал, что мотор боевого самолета назвали в честь волшебника из страны Оз?)

Исключительно надежный и универсальный двигатель, который бриты ставили на все подряд. Из одного “Мэрлина” получался “Спитфайр”. Из двух — “Москито”. Из четырех — стратегический “Лэнкэстер”. О степени распространенности “Мэрлина” говорит тот факт, что число модификаций основной “ветки” развития мотора имело сквозную нумерацию от “1” до “85”. Без учета лицензионных копий и экспериментальных направлений.

В династии “Пылких” также имелась дюжина основных модификаций: от “примитивной” довоенной версии Марк-I до сумасшедших Марк-21, 22, 24 поставлявшихся уже в последние месяцы ВМВ. Удлиненный фюзеляж, каплевидный фонарь, держатели бомб. Максимальная скорость в горизонтальном полете — 730 км/ч.

В 1944 году в ходе тестов пилот Мартиндейл разогнал в пике такой “Спитфайр” до 0,92 скорости звука (1000 км/ч), установив абсолютный рекорд для поршневых истребителей ВМВ.

Уже после войны, в 1952 году, разведчик погоды (Спитфайр из 81-ой эскадрильи, базировавшейся в Гонконге) достиг рекордной высоты 15 700 метров.



По своим характеристикам и конструкции это были совершенно новые самолеты, сохранившие от оригинального “Спитфайра” лишь название. Внутри уже не было “Мэрлина”, вместо него, начиная с версии XII, ставился новый двигатель “Роллс-Ройс Гриффон”. Англичане неплохо расточили цилиндры, доведя рабочий объем до 36,7 литра (на 10 литров больше, чем у “Мэрлина”). При этом благодаря усилиям конструкторов габариты мотора остались без изменений, лишь масса возросла на 300 кг.

“Гриффоны” с двойным нагнетателем могли выдавать в полете по 2100-2200 л.с., немецким юберинженерам такое даже не снилось. Впрочем, в этом частично была заслуга качественного бензина с октановым числом от 100 и выше.

Более простые модификации Спитфайра, “крылатые рабочие войны”, также сотрясали небесную синеву мощью своих моторов. В качестве примера — самая массовая модель Mk.IX (1942 год, 5900 построенных экз.).

Взлетная мощность 1575 л.с. Скорость в горизонтальном полёте — 640 км/ч. Великолепная скороподъемность — 20 м/с в установившемся режиме. В динамике — да кто его знает, сколько. Многие десятки метров в секунду.

Высотные качества истребителя обеспечивались двухступенчатым центробежным нагнетателем и американскими карбюраторами “Бендикс-Стромберг” с автоматическим регулированием смеси (высотным корректором).

Цельнометаллическая конструкция. Высотная кислородная система. Сопряженная с радиокомпасом многоканальная радиостанция. На “Спитфайрах IX” британских ВВС — обязательно радиоответчик R3002 (3090) системы “свой-чужой”.

Вооружение — две 20-мм пушки (120 снарядов на ствол) и два “Браунинга” калибра 12,7 мм (500 патронов). На части машин вместо крупнокалиберных пулеметов стояло четыре винтовочного калибра.

Вооружение в ударном варианте — 500-фн. бомба на подфюзеляжном держателе и две 250-фн. под крыльями.

Среди рекордов “Девятки”:

Ей принадлежит первый достоверный случай уничтожения реактивного “Мессершмитта” (5 окт. 1944 г.)

На таком же “Спитфайре” в марте 1945 года летчики авиации ПВО перехватили над Ленинградом немецкий высотный разведчик, летевший на высоте свыше 11 километров.

В сентябре 1945 года из кабины “Девятки” был совершен рекордный прыжок. Летчик В. Романюк выбросился с парашютом с высоты 13 108 метров и благополучно опустился на землю.

Всего Советский Союз попало 1,3 тысячи “Спитфайров”. Первые машины появились еще в 1942 году в составе 118-го полка морской авиации Северного флота. Эти разведчики (мод. P.R. Mk.IV) внесли свой заметный вклад в победу на Севере, несоизмеримый с их количеством. Благодаря своим высотным и скоростным качествам “Спитфайры” могли безнаказанно летать над немецкими базами в Норвегии. Именно они “пасли” стоянку линкора “Тирпиц” в Каа фьорде.

Еще одна партия самолетов появилась весной 1943 года (это было впервые, когда “Спитфайры” стали официально поставляться за границу). Истребители модификации Mk.V были немедленно брошены в кубанскую “мясорубку” в составе 57-го гвардейского иап, где показали довольно успешные результаты (за месяц 26 воздушных побед).

С февраля 1944 года начались крупные поставки “Спитфайров” модификации IX. Учитывая высотные качества этих истребителей (“Спитфайр” имел больший на 3 километра потолок, чем отечественный Ла-7), все британские истребители были направлены в авиацию ПВО.

Статистика вместо слов

По данным “Черного креста / Красной звезды” (Black cross/Red star, авторы Андрей Михайлов и Кристер Бергстром), одного из наиболее полных справочных изданий, посвященных противостоянию в воздухе в годы ВМВ, по состоянию на октябрь 1944 г. Люфтваффе потеряло на Восточном фронте 21 213 самолета.

За тот же период потери Люфтваффе на Западном ТВД составили 42331 самолет. Если добавить еще 9980 немецких самолетов, потерянных в период 1939-41 гг., то полная статистика примет вид 21213 к 52311.

Косвенно эти выкладки подтверждаются принятием “Срочной истребительной программы” для защиты рейха (1944 год, решение Гитлера о сворачивании производства всех типов самолетов, кроме истребителей). Всевозможными историями о боях союзников с реактивными “Мессершмиттами”, He.219 “Уху”, стратегическими четырехмоторными бомбардировщиками He.177 “Грейф” и FW-190 модификаций “штурмбок”, о которых ничего не слышали на Восточном фронте.

Можно сопоставить цифры Люфтваффе с фактами потопления тысяч кораблей в Атлантике и Средиземном море. На все это требовались бомбардировщики и торпедоносцы, под прикрытием истребителей. Которые совершали боевые вылеты и, разумеется, несли потери. Атака Мальтийских конвоев, воздушное прикрытие в ходе операции “Цербер”, массированный налет тысячи немецких самолетов на аэродромы союзников (операция “Боденплятте”, 1 января 1945 г.) с болезненными потерями для обеих сторон и т.д. и т.п.

И заодно учесть масштабы воздушной Битвы за Британию.

С учетом всего этого становится понятно, почему основная часть самолетов Люфтваффе погибла на Западном ТВД.

Там, где основным и самым массовым противником немцев в воздухе был “Супермарин Спитфайр”, угробивший, как минимум, треть всей фашистской авиации за годы войны. Закономерный результат для 20 тыс. истребителей, непрерывно выпускавшихся с начала и до самого конца ВМВ, и ежедневно, на протяжении 6 лет, вступавших в схватки с Люфтваффе.

Картина дня

наверх