Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...
    Российский военкор раскрыл, чем ответит Россия на новые американские поставки Несмотря на попытки коллективного Запа...Выяснилось, куда ...
  • Tania Еременко
    Главная защита - это нападение. Надо жахнуть по Пентагону и англо-каклам - фрицы сразу одумаются, а пиндосы и бриты и...Выяснилось, куда ...

Самые странные объекты во Вселенной: объясняем через инопланетян и космические аномалии

Наука от Фансаенс

Как только человек начал вглядываться в звезды, он начал придумывать им “инопланетные объяснения”. Сперва этими “инопланетянами” были боги. К примеру, вавилоняне считали затмения посланиями от богов. Персиваль Лоуэлл увидел на Марсе “каналы”. Да и современные астрономы любят побаловаться и, зная историю развития своей сферы науки, в шутку назвать новую аномалию в честь “зеленых человечков”. Так в 1960-х астрономы Кембриджа засекли в космосе новые необычные объекты, и Сет Шостак, сегодня старший астроном Института SETI, называл их LGM от англ. little green men, в пер. “маленькие зеленые человечки”. Не прошло и года как ученые поняли, что это пульсары, плотные, быстро вращающиеся звезды. А не так давно, в 2011 году, ученые нашли Звезду Табби, породившую немало теорий об инопланетных технологиях...

В этом году НАСА выдало грант проекту по поиску следов техносигнатур инопланетян — вроде рядов солнечных панелей на далеких планетах. Проект Breakthrough Listen поставил себе еще более крупную задачу. Его специалисты ищут следы сложных технологий, охватывающих целые звездные системы или даже галактики.

“Грань тонка, — комментирует Эндрю Сьемион, директор Центра исследований SETI в Беркли и главный ученый Breakthrough Listen. — У нас нет никаких свидетельств того, что где-то во вселенной есть технологически развитая цивилизация. Поэтому при открытии каждого нового астрономического феномена мы не должны сразу думать об инопланетянах. Но в то же время нам не стоит забывать о такой возможности.”

Ранее в этом году Breakthrough Listen опубликовал первую версию каталога Exotica Catalog (Экзотический каталог), в которую вошли почти 800 необычных астрономических объектов. Большую часть каталога составляют объяснимые, но уникальные объекты. Есть в каталоге и самые-самые: большие, горячие, яркие, далекие и т.д.

Нас же интересует список аномалий: пока что не получившие объяснения “пушистые” планеты, медленно вращающиеся пульсары, межзвездные астероиды, быстрые радиовсплески из-за пределов Млечного пути и другие.

Не стоит сомневаться в астрономах. Конечно, они вскоре найдут естественные объяснения этим аномалиям. Но всем нам приятно иногда помечтать.

Так что давайте рассмотрим четыре космические аномалии, которые можно объяснить как с точки зрения физики, так и с точки зрения инопланетян.

Инфракрасное предупреждение

Достаточно крупное “строение” инопланетян может сделать звезды необычно яркими для нас.

Одна из таких гипотетических мегаструктур — сфера Дайсона. Ее предложил физик Фриман Дайсон в 1960 году в своей статье в Science: “Логично предположить, что через несколько тысячелетий после начала промышленного развития, любой разумный вид создаст искусственную биосферу, которая будет полностью окружать звезду системы.”

Такие мегаструктуры должны теоретически поглощать много энергии, но не вся она пойдет на нужды цивилизации. Излишки будут выбрасываться в космос в виде жара — и в результате звезда будет аномально ярко светиться в инфракрасном диапазоне волн.

Проблема в том, что мегаструктура при этом должна быть очень массивной, объясняет Джейсон Райт, профессор астрономии и астрофизики в Пенсивальнском университете: “Им нужно будет использовать как минимум 1% света звезды, чтобы мы увидели эффект.”

А ведь многие звезды обеспечивают себе “лишнее” инфракрасное свечение, подогревая окружающую их пыль и астероиды.

Поэтому Райт решил масштабировать эту идею до размеров галактики. И нашел подходящего кандидата в данных инфракрасного космического телескопа WISE (НАСА). У большинства “чрезмерно инфракрасных” галактик излишнее свечение объясняется активным звездоформированием.

Но мы не знаем, так ли это в случае WISE J224436.12. Судя по снимкам, этот очень красный объект является галактикой, но пока что ученые не засняли ее спектр, поэтому неизвестно, насколько активно там рождаются новые звезды.

Вдруг это все-таки не звезды? В общем, этот объект заслуживает внимания астрономов.

Удивительная звезда

“Ни одна звезда не должна так выглядеть.” По легенде, именно эту фразу в апреле 1960 года произнес польско-австралийский астроном Антонин Пшибыльский.

Он изучал звезды южного полушария и наткнулся на звезду по массе в 4 раза больше Солнца, а в диаметре в два раза больше. Температура поверхности тоже оказалась на несколько тысяч градусов выше. Такие характеристики впечатляют, но их нельзя назвать уникальными.

Особенной эту звезду делает ее спектр. Пшибыльский засек барий, стронций и еще 15 редких земных элементов. В ходе дальнейших наблюдений ученые засекли у звезды почти все актиноиды — радиоактивные элементы вроде нептуния, плутония и кюрия. Период полураспада у этих элементов очень короткий. У некоторых из них он около года. И все же они есть у звезды Пшибыльского (HD 101065). Звезды, которой миллионы лет.

Созвездие Центавра над телескопом обс...
Созвездие Центавра над телескопом обсерватории Ла-Силла в пустыне Атакама. Именно в этом созвездии находится Звезда Пшибыльского

Подробно изучавший эту звезду Чарльз Коули (Charles Cowley), почётный профессор Мичиганского университета, говорит, то “по умолчанию” странная химия звезды объясняется магнитными полями и давлением радиации, которые поднимают эти элементы к поверхности.

Возможно, звезда “съела” планету с высоким содержанием этих элементов. А может, она пролетела через межзвездное облако с обломками двух столкнувшихся нейтронных звезд. Нейтронные звезды — это очень плотные звездные останки, которые своим сильнейшим давлением способны производить очень тяжелые элементы.

А возможно, все эти редкие элементы — это радиоактивный мусор, который “выбросила” инопланетная цивилизация, населяющая планеты системы.

“Не раз звучали предложения избавиться от ядерных отходов, запустив их в Солнце, — рассказывает Брайан Лаки, один из составителей каталога Exotica Catalog. — Раз мы на такое способны, то может ли то же сделать инопланетная цивилизация? У некоторых звезд ядерные отходы могут остаться на поверхности и проявиться в спектре.”

Коули уверен, что причина все же в столкновении нейтронных звезд.

Подмигивающая звезда

Не так уж много астрономических объектов вызвали такие же горячие обсуждения, как звезда Табби (KIC 8462852).

Наблюдения с помощью космического телескопа Кеплер показали, что звезда нерегулярно тускнеет. Порой ее яркость падает на 22% на несколько дней. Скорее всего, что-то пролетает перед звездой и заслоняет ее от нас.

Вот только что это? Райт предположил, что это инопланетная мегаструктура… И звезда Табби в миг стала очень популярной. Астрономы наблюдали за странным объектом на протяжении нескольких лет, и в результате был сделан вывод, что причина точно не в наличии мегаструктуры. Скорее, звезду заслоняют “стаи” более мелких объектов вроде пыли, комет, астероидов и обломков планет.

 Кольцо вокруг звезды Фомальга́ут

Впрочем, идея инопланетной мегаструктуры захватила ученых, и начался поиск других звезд с такими перепадами яркости.

Так в каталог Exotica Catalog попала VVV-WIT-07. WIT в названии — это сокращение от What Is This?, в пер. Что это?. За семь лет наблюдений звезда несколько раз затухала на 30–40%, а один раз ее яркость упала на 80%.

По предположениям ученых, изучающих звезду, объект окружает система колец, вроде тех, что есть у Сатурна, только гораздо больше. Также это может быть кольцо комет или искривленный и неравномерный диск пыли.

Недавно Эдвард Шмид, почетный профессор астрономии Университета Небраска-Линкольн, нашел еще 21 подобную звезду. И эти звезды можно разделить на две категории: звезды, по поведению похожие на звезду Табби, и часто-мигающие звезды.

Причем оказалось, что у многих из звезд примерно одинаковая масса и тот же этап “жизни”, что у нашего Солнца. А другие — красные гиганты, большие, раздувшиеся, умирающие звезды.

Даже сам Шмид считает это любопытным: “Многие объяснения [поведения] этих звезд заключаются в том, что их что-то заслоняет, но тот факт, что все эти звезды имеют схожие характеристики, наводит на мысль, что все не так просто. <..> Люди SETI должны приглядеться к ним.”

Дырка в галактике

NGC 247 — прекрасная спиральная галактика, которую мы видим сбоку. Она меньше Млечного пути, но в ней есть несколько ярких “звездных яслей”— плотных областей, в которых рождаются новые звезды.

А еще в ней есть “дыра”, которая выглядит так, словно что-то пробило диск галактики. В области дыры есть несколько старых, тусклых звезд и почти нет ни одной молодой и яркой.

Сперва астрономы предположили, что дырка появилась в результате гравитационного взаимодействия с частью другой галактики. Последние исследования наводят на мысль об облаке из темной материи.

Пролетев как пуля, такое облако раскидало бы звезды и “сдуло” газ и пыль.

А может, это инопланетная цивилизация так разрослась, что застроила сферами Дайсона целый регион галактики, закрыв от нас звезды.

* * *

Новые телескопы позволят получше присмотреться ко многим объектам космоса. И в первую очередь ученые, конечно, будут изучать те объекты, которые могут рассказать нам что-нибудь новое о Вселенной.

Предсказан коллапс человечества с вероятностью в 90%

Новое исследование физиков теоретиков приводит действительно ужасающие цифры. Результаты большой работы показали, что если человеческое общество продолжит двигаться в прежнем направлении, то цивилизация в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, придет к «необратимому коллапсу» уже через несколько десятилетий. Результаты исследования, опубликованные в журнале Scientific Reports, являются моделью нашего будущего. В основе работы лежат данные о текущих темпах обезлесения и использования других ресурсов. Ученые говорят, что даже самые позитивные прогнозы показывают 90% вероятность катастрофы.

Предсказан коллапс человечества с вероятностью в 90%

Физики из Института Алана Тьюринга и Университета Тарапаки предсказывают, что последние леса будут вырублены на Земле где-то между 100 и 200 годами этого века. В сочетании с глобальными изменениями численности населения и потреблением ресурсов — это невероятный удар для человечества. В свете этого ученые говорят, что общество, каким мы его знаем, может прекратить свое существование в течение следующих 20 — 40 лет. Есть и хорошие новости, исследователи отмечают, что в глобальной перспективе темпы обезлесения фактически снизились в последние годы. Однако они до сих пор слишком велики и по-прежнему несут убыток, так как недавно посаженные деревья не могут защитить окружающую среду так же хорошо, как возрастные леса.

«Расчеты показывают, что при сохранении реальных темпов прироста населения и потребления ресурсов, в частности лесных, нам остается несколько десятилетий до необратимого краха нашей цивилизации», — говорится в статье. Чтобы предотвратить коллапс потребуется фундаментальная трансформация. Авторы говорят, что сейчас основной движущей силой коллапса является то, что потребление планетарных ресурсов воспринимается несерьезно, поскольку управляется экономикой. Наша цивилизация отдает предпочтение интересам отдельных людей, стран или территорий, не заботясь при этом обо всей экосистеме. Поэтому чтобы остановить катастрофу людям необходимо пересмотреть нынешнюю модель общества, и принять ту, которая ставит интересы экосистемы выше индивидуальных.

«На небе Бог, на земле Россия»: почему сербы молятся, обратившись в сторону России

Вот уже почти 900 лет, с XII века и до сих пор, сербы относятся к русским с особой любовью. Почему? Дело тут не только в общности языка и менталитета.

Человек без свободы – как рыба без воды

На протяжении 350 лет Сербия пыталась освободиться от гнета Османской империи. И Россия неоднократно оказывала активную поддержку балканским православным славянам. Именно с помощью российской армии в 1878 году Сербия существенно расширила границы, а по условиям Берлинского мира, ставшего итогом Русско-турецкой войны 1877-78 гг., получила независимость.

Считается, что именно тогда и возникла пословица про Бога на небе и Россию на земле. Одна из ее интерпретаций сводится к тому, что сербы уповают в вере на Господа, а на русский народ – в делах мирских. При этом сами сербы признают, что молятся, обратившись в сторону России. А еще они не стесняются, а гордятся тем, что даже флаг у них российский – только перевернутый на 180 градусов.

С русскими нас 200 миллионов

У старой сербской пословицы есть и еще одно значение – она подчеркивает не только духовно-религиозную связь, но и братское единство, веру в то, что братья-славяне поддержат друг друга. Неслучайно для подтверждения родства русских и сербов президент Борис Тадич выбрал старую пословицу «На небе Бог, на земле Россия», произнесенную на торжествах, приуроченных в 65-летию освобождения Белграда партизанами Тито и солдатами Красной Армии.

В самые трудные моменты истории сербы уповали на помощь России – и она неизменно приходила. Так было в 1804 году во время Первого сербского восстания и в 1815 при Втором сербском восстании, при подавлении Венгерской революции в 1849 и в десятках других раз. Вспоминаются слова прославленного командира 3-й Сербской Армии, генерала Милоша Васича, который выразил восхищение «храбрыми боевыми друзьями», поблагодарил русских ратников за помощь и воскликнул: «Будьте благополучны на страх врагам, на славу царя и великой России!».

Но и сербы никогда не оставляли русских братьев один на один с врагом. Они отважно сражались в русской армии во время Бородинского сражения 1812 года, не остались в стороне в Первой и Второй мировой войне. Сербы любят пересказывать одну показательную байку. Когда их спрашивают, сколько их, они отвечают: «С русскими 200 миллионов»». А без русских сколько? Что значит «без русских»? Мы братьев одних не оставим». Вставая плечом к плечу братские народы при этом никогда на протяжении всей истории не воевали друг с другом.

Лучше пусть село исчезнет, чем традиция

Сербский язык настолько близок русскому, что понятен без перевода. На протяжении столетий два народа обменивались культурными традициями и черпали друг у друга лучшее. Фундамент сербского образования заложили русские просветители Максим Суворов и Эммануил Козачинский, а сподвижник Петра Великого, серб Савва Рагузинский, привез в Россию Ганнибала – прадеда нашего Пушкина. При поддержке русских в Сербии открывались первые школы, велась просветительская работа, повышался уровень грамотности.

На сербскую литературу оказал влияние не только романтизм Пушкина, но и реализм Гоголя. Начинающим сербским писателям рекомендовалось больше читать Тургенева, Добролюбова, Чернышевского, Писарева. Известный сербский писатель Янко Веселинович замечал, что «русские ближе всего к нам… мы их читаем и понимаем так хорошо, будто описанное происходит у нас». Прочную связь двух народов демонстрируют фольклор и эпос, повествующие о былинных богатырях, наделенных недюжинной силой и великой верой в истину и справедливость. Россия никогда не претендовала на независимость Сербии, считаясь с ее правом сохранять территориальную целостность и народные традиции.

И хотя сегодня в сербско-российских отношениях не всё гладко, и отдельные сербские политики заявляют, что «Мать Россия осталась в прошлом», 350-летние культурно-исторические связи между братскими народами разрушить невозможно. А сербы по-прежнему не перестают уповать на помощь Господа и русских.

Гены пришельцев вшиты в ДНК людей?

Мы все с самого детства, наблюдая за звездами, уверены глубокого в подсознании, что мы не одни во вселенной…

Гены пришельцев вшиты в ДНК людей?

Настолько сильно сидит внутри нас образ пришельцев, что мы с самого детства осознаем, что это именно пришельцы… Почему мы не испугаемся внезапной встречи с представителями внеземных цивилизаций?

Загадка времени: почему оно замедляется вблизи планет
Чем массивнее объект, тем медленнее рядом с ним идёт время. Так, даже если один человек будет жить у подножия горы, а другой - на её вершине, то состарится быстрее тот, который живёт выше облаков, потому что рядом с массивным объектом время будет замедляться (это было проверено с помощью сверхточных атомных часов: часы у подножия немного отстали от тех, что были на высоте). Правда, разница в их возрасте составит лишь доли секунды, но и сама Земля - не такое уж массивное тело, если рассматривать данный вопрос в космических масштабах. Согласно теории, на горизонте событий чёрной дыры время и вовсе остановится. Но почему же так происходит? Как гравитации тел удаётся влиять на ход времени?

Согласно Общей теории относительности, пространство-время не является плоским. Пространство-время будет искривляться вокруг любого, помещённого в него тела, имеющего массу или энергию, начиная от астронавта, который вышел в открытый космос, и заканчивая массивными звёздами, галактиками, галактическими скоплениями и другими впечатляющими созданиями Вселенной. Мы, трёхмерные существа, живём в четырёхмерном измерении, где 3 измерения - пространственные (длина, ширина и высота) и одно - временное. Время и пространство неразрывно связаны друг с другом. Если брать обычный пример из жизни, то вы всегда знаете, что на работу вам нужно прийти, допустим в 8.00 по определённому адресу, и находиться в этой точке пространства вы будете 8 часов. Нельзя указать время, но не сказать, куда вам нужно прийти, или наоборот - указать место, но не сообщить время, когда и как долго вам нужно там находиться.

Рисунок 1. Искривление пространства-в...
Рисунок 1. Искривление пространства-времени

Тела, которые находятся в пространстве-времени, следуют не совсем по круговым орбитам, как это всегда представляется, а по геодезическим линиям - особым искривлённым траекториям, соединяющим любые две точки поверхности.

Рисунок 2: двумерная карта Земли. На ...
Рисунок 2: двумерная карта Земли. На двумерной карте кратчайшее расстояние между аэропортами показано черными линиями, но в действительности, с учётом того, что Земля имеет сферическую форму, самолёты полетят по красным траекториям

В Общей теории относительности тела всегда следуют по геодезическим линиям в четырёхмерном пространстве-времени. Если никакого массивного объекта нет, а перед нами лишь межгалактическая пустота, то пространство-время будет выглядеть как плоская двумерная карта Земли на рисунке 2, и движение пойдёт строго прямо. Но если в пространстве-времени будет планета, то оно уже будет выглядеть как на рисунке 1.

Яркое доказательство того, что пространство-время искривляется вблизи массивных объектов - лучи света, которые тоже двигаются по геодезическим линиям и искривляются:

Рисунок 3

Из-за подобных пространственно-временных искривлений лучи света движутся сквозь Вселенную не прямо, как нам кажется. Так, если мы смотрим на далёкую звезду, а между нами и наблюдаемой нами звездой находится Солнце, то свет от звезды будет отклоняться Солнцем, поэтому нам будет казаться, что мы увидели звезду не там, где она находится на самом деле в настоящий момент.

Рисунок 4

Но почему же замедляется время? Одним из постулатов Теории относительности является следующее: все законы физики протекают одинаково для всех свободно движущихся наблюдателей. Общая теория относительности распространяет это правило и на тех наблюдателей, которые двигаются не свободно, а под действием гравитационного поля. Ход времени будет различен для наблюдателей, находящихся в разных гравитационных полях - чем сильнее гравитация, тем медленнее идёт время. Искривляются сразу все 4 измерения, в том числе и время:

Рисунок 5

Искривление возникает тогда, когда мы начинаем неравномерно сжимать или растягивать поверхность.

Например, если у нас есть два объекта в пространстве, они движутся независимо от каких-либо гравитационных полей с одинаковой скоростью, то время будет протекать для них одинаково.

Вблизи массивных объектов, поскольку пространство-время уже растягивается и искривляется, это будет выглядеть так:

Пространство-время - это чёрный конус на изображениях. Если мы возьмём одинаковые отрезки сверху и снизу, то заметим, что отрезок на линии верхнего объекта займёт больше клеток на пространственно-временном листе, чем отрезок на нижнем пространственно-временном листе, соответственно, у нижнего объекта время идёт медленнее, чем у верхнего. Чем тяжелее тело, тем больше будет искривление пространства-времени, соответственно, тем медленнее пойдёт время.

Так и происходит замедление времени вблизи планет и других массивных объектов!

Крах индустриальной цивилизации неизбежен

В 1972 году Массачусетский технологический институт предсказал, что человеческая цивилизация рухнет в 21 веке. Новые исследования показывают, что мы идем к этому событию по графику и коллапс наступит уже к 2040 году.

Крах индустриальной цивилизации неизбежен

Новое примечательное исследование, проведенное директором одной из крупнейших бухгалтерских фирм в мире, показало, что знаменитое, сделанное несколько десятилетий назад предупреждение Массачусетского технологического института о риске краха индустриальной цивилизации, судя по новым статистическим данным, является точным.

В то время как мир ожидает возобновления экономического роста после разрушений, вызванных пандемией, исследование поднимает острые вопросы о рисках, связанных с попытками просто вернуться к «нормальному» состоянию до пандемии.

В 1972 году группа ученых Массачусетского технологического института собралась вместе, чтобы изучить риски цивилизационного коллапса. Их модель системной динамики, опубликованная Римским клубом, выявила надвигающиеся «пределы роста» (ПР), которые означали, что индустриальная цивилизация находится на пути к краху в 21 веке из-за чрезмерной эксплуатации планетарных ресурсов.

Спорный анализ Массачусетского технологического института вызвал жаркие дебаты и был широко осмеян в то время экспертами, которые исказили его выводы и методы. Но теперь анализ получил потрясающее подтверждение в исследовании, написанном старшим директором гиганта профессиональных услуг KPMG, одной из бухгалтерских фирм «большой четверки» по объему мирового дохода.

Пределы роста

Исследование было опубликовано в Йельском журнале промышленной экологии в ноябре 2020 года и доступно на сайте KPMG. В нем делается вывод о том, что текущая траектория развития глобальной цивилизации ведет к окончательному снижению темпов экономического роста в течение ближайшего десятилетия, а в худшем случае может привести к коллапсу общества примерно к 2040 году.

Это исследование представляет собой первый случай, когда ведущий аналитик, работающий в ведущей глобальной корпорации, серьезно рассматривает модель «пределов роста». Его автор, Гайя Херрингтон, является руководителем отдела устойчивого развития и динамического системного анализа в компании KPMG в США. Однако она решила провести исследование в качестве личного проекта, чтобы понять, насколько хорошо модель MIT выдержала испытание временем.

Само исследование не является аффилированным или проведенным от имени КПМГ и не обязательно отражает точку зрения КПМГ. Херрингтон провела исследование как продолжение своей магистерской диссертации в Гарвардском университете в качестве советника Римского клуба. Однако на сайте КПМГ она объясняет свой проект следующим образом:

«Учитывая непривлекательную перспективу краха, мне было любопытно посмотреть, какие сценарии наиболее точно соответствуют сегодняшним эмпирическим данным. В конце концов, книга, в которой описывалась эта модель мира, стала бестселлером в 70-х годах, и к настоящему времени у нас есть несколько десятилетий эмпирических данных, которые сделали бы сравнение значимым. Но, к моему удивлению, я не смогла найти недавних попыток сделать это. Поэтому я решила сделать это сама».

Под заголовком «Обновление к «Пределам роста»: Сравнение модели World3 с эмпирическими данными», исследование пытается оценить, как модель MIT «World3» соотносится с новыми фактическими данными. Предыдущие исследования, в которых предпринимались подобные попытки, показали, что наихудшие сценарии модели точно отражают реальное развитие событий. Однако последнее исследование такого рода было завершено в 2014 году.

Риск коллапса

В новом анализе Херрингтон рассматривает данные по 10 ключевым переменным, а именно: население, уровень рождаемости, уровень смертности, промышленное производство, производство продуктов питания, услуги, невозобновляемые ресурсы, постоянное загрязнение, благосостояние людей и экологический след. Она обнаружила, что последние данные наиболее точно соответствуют двум конкретным сценариям — «BAU2» (business-as-usual) и «CT» (comprehensive technology).

«Сценарии BAU2 и CT показывают прекращение роста в течение десятилетия или около того», — говорится в заключении исследования. «Таким образом, оба сценария указывают на то, что продолжать вести бизнес как обычно, то есть обеспечивать непрерывный рост, невозможно. Даже в паре с беспрецедентным развитием и внедрением технологий, обычное ведение бизнеса, смоделированное LtG, неизбежно приведет к снижению промышленного капитала, сельскохозяйственной продукции и уровня благосостояния в течение этого столетия».

Автор исследования Гайя Херрингтон сказала Motherboard, что в моделях MIT World3 коллапс «не означает, что человечество прекратит свое существование», скорее, «экономический и промышленный рост остановится, а затем пойдет на спад, что скажется на производстве продовольствия и уровне жизни…». Что касается сроков, то по сценарию BAU2 крутой спад наступит примерно в 2040 году».

Конец роста?

В сценарии всеобъемлющей технологии (CT) экономический спад наступает примерно к этой дате с целым рядом возможных негативных последствий, но это не приводит к краху общества.

Крах индустриальной цивилизации неизбежен

К сожалению, сценарий, который в наименьшей степени соответствовал последним эмпирическим данным, оказался наиболее оптимистичным путем, известным как «SW» (стабилизированный мир), в котором цивилизация следует по устойчивому пути и испытывает наименьшее снижение экономического роста — на основе сочетания технологических инноваций и широкомасштабных инвестиций в здравоохранение и образование.

Крах индустриальной цивилизации неизбежен

Хотя и сценарий «бизнес как обычно», и сценарий всеобъемлющих технологий указывают на окончание экономического роста примерно через 10 лет, только сценарий BAU2 «показывает четкую картину краха, в то время как CT предполагает возможность того, что будущие спады будут относительно мягкими, по крайней мере, для человечества в целом».

Оба сценария в настоящее время «кажутся довольно тесно согласованными не только с наблюдаемыми данными», — заключает Херрингтон в своем исследовании, указывая на то, что будущее открыто.

Окно возможностей

В то время как стремление к продолжению экономического роста ради него самого будет бесполезным, исследование показывает, что технологический прогресс и увеличение инвестиций в общественные услуги могут не только избежать риска коллапса, но и привести к новой стабильной и процветающей цивилизации, безопасно функционирующей в пределах планетарных границ. Но у нас действительно есть только следующее десятилетие, чтобы изменить курс.

«Поэтому на данный момент данные в наибольшей степени соответствуют сценариям CT и BAU2, которые указывают на замедление и окончательное прекращение роста в течение следующего десятилетия или около того, но World3 оставляет открытым вопрос о том, будет ли последующее снижение представлять собой коллапс», — говорится в заключении исследования. Хотя сценарий «стабилизированного мира» «прослеживается наименее четко, все же возможно преднамеренное изменение траектории, вызванное поворотом общества к другой цели, а не к росту». Работа LtG предполагает, что это окно возможностей быстро закрывается».

В своей презентации на Всемирном экономическом форуме в 2020 году, сделанной в качестве директора КПМГ, Херрингтон выступила за «агророст» — агностический подход к росту, который фокусируется на других экономических целях и приоритетах.

«Изменение наших общественных приоритетов вряд ли должно быть капитуляцией перед мрачной необходимостью», — сказала она. «Человеческая деятельность может быть регенеративной, а наши производственные возможности могут быть преобразованы. На самом деле, мы видим примеры этого прямо сейчас. Расширение этих усилий сейчас создает мир, полный возможностей, который также является устойчивым».

Она отметила, что быстрая разработка и внедрение вакцин беспрецедентными темпами в ответ на пандемию COVID-19 демонстрирует, что мы способны быстро и конструктивно реагировать на глобальные вызовы, если решим действовать. Нам нужен именно такой решительный подход к экологическому кризису.

«Необходимые изменения будут нелегкими и создадут проблемы переходного периода, но устойчивое и инклюзивное будущее все еще возможно, — сказал Херрингтон.

Лучшие из имеющихся данных говорят о том, что то, что мы решим в ближайшие 10 лет, определит долгосрочную судьбу человеческой цивилизации. Хотя шансы на успех невелики, Херрингтон отметила «быстрый рост» приоритетов в области охраны окружающей среды, социальной сферы и надлежащего управления как основу для оптимизма, что свидетельствует о переменах в мышлении, происходящих как в правительствах, так и в бизнесе. Она сказала, что, возможно, самым важным следствием ее исследования является то, что еще не слишком поздно создать действительно устойчивую цивилизацию, которая будет работать для всех.