Железные собаки РЖД: современные четвероногие помощники на путях
Платформенные псы на службе пути
Пока у РЖД в распоряжении всего три таких «собаки», но будьте уверены, они собираются пополнить свои ряды. Осенью завершилась серия испытаний этих биоморфов на грузонапряженных станциях вблизи Москвы. Роботы уже продемонстрировали свои уникальные способности двигаться на «лапах» или же на колесах, в зависимости от условий местности. Кажется, они достаточно умные, чтобы знать, когда можно пробежаться, а когда лучше прокатиться по путям!
Зрение и интеллект: на страже безопасности
Каждая из этих железных собак оборудована камерами и лидарами, что позволяет им ощущать мир вокруг себя и предавать цифровые данные на компьютер оператора. В общем, у роботов не только «острый нюх» на проблемы, но и «мягкий взгляд» на жизнь. Они могут подойти к проблеме с разных ракурсов – а значит, впредь можно будет не беспокоиться о неполадках на путях.
Охрана труда и контроль безопасности
Основная задача этих робопсов заключается не только в обходе станций – их также планируют использовать для контроля соблюдения охраны труда и транспортной безопасности. В будущем они могут стать незаменимыми помощниками для инспекторов, исключая необходимость в постоянных вылазках на трудные участки. А если кто-то из работников уснет на рабочем месте, то собака точно не останется равнодушной.
Технологии и интеллектуальные системы
РЖД активно внедряет современные технологии. До этого у компании уже были тесты роботов-дезинфекторов, что добавляет в атмосферу на вокзалах нотки «будущего». Говорят, что следующим шагом станут роботы-носильщики, которые смогут переносить до 30 кг багажа. Возможно, вскоре мы увидим не только пса, но и его маленького помощника, который понесет вашу сумку в купе. Удобно и весело.
Искусственный интеллект на подъеме
Отметим, что за инновациями в компании стоит Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД. Их специалисты активно используют искусственный интеллект, позволяющий выявлять до 97% дефектов на путях. Так что, если кто-то из вас будет жаловаться на сбои в расписании, есть все шансы, что виноват не августовский дождь, а просто некомпетентный человек.
Будущее, полное возможностей
Испытания четвероногих роботов – это лишь начало. РЖД ставят перед собой амбициозные планы, которые обещают сделать железнодорожные перевозки безопаснее и эффективнее с помощью новых технологий. И кто знает, возможно, в скором будущем наши путешествия станут не только комфортнее, но и веселее: железные псы, которые приветствуют путешественников и делают селфи на фоне вагонов. Увы, собака не сможет штатные билеты реализовать, но вряд ли кто-то откажется от общения с таким милым железнодорожным другом.
Европаранойя: Россия прибьет Европу не «Орешником», а рублем
Как российское влияние" раскалывает бывших партнеров по ЕС и НАТО
Покупка венгерской энергокомпанией MVM румынской дочерней компании немецкого энергоконцерна E. ON может быть заблокирована из-за подозрения в якобы российском влиянии на сделку, пишет Financial Times со ссылкой на министра энергетики Румынии Себастьяна Бурдужу.
В середине декабря ушедшего года в MVM заявили, что компания подписала соглашение о приобретении контрольного пакета акций E. ON Energie, являющейся одним из крупнейших поставщиков газа и электроэнергии в Румынии. Сделку планировалось закрыть в первой половине 2025 года.
По информации британской газеты, MVM предложила заплатить за контрольный пакет акций 200 миллионов евро, в то время как Бурдужа оценил его не более чем в 50 миллионов евро.
Издание сообщает, что в Румынии опасаются, что завышение предлагаемой суммы может быть связано якобы с российским влиянием.
Читайте также
Приднестровье загнали в уголь. Москва может помочь, только взяв ОдессуСвета и тепла уже не хватает, с приходом холодов число жертв блокады будет расти
По словам Бурдужу, теперь сделка подвергнется проверке, возможно, с привлечением аппарата национальной безопасности страны.
«Мы видели прецедент в Испании, когда транзакция с участием венгерского юридического лица была отвергнута комитетом, аналогичным румынскому. Нам придётся рассмотреть всё это, затем принять решение… Мы не позволим российскому газу попасть в страну», — заявил он.
Речь об инциденте осени прошлого года, когда власти Испании заблокировала приобретение консорциумом из Венгрии Ganz Mavag испанской вагоностроительной компании Talgo, под предлогом того, что «дружественное России» правительство венгерского премьера Виктора Орбана не должно приобретать технологии, которые могут быть полезны Украине.
Это уже паранойя? Или просто хотят соскочить и ищут повод? Или какие-то внутренние разборки?
E.ON — действительно крупнейшая компания и лакомый кусочек, за который может развернуться настоящая борьба, участники которого могут прикрываться «российским вмешательством». Судя по тому, что венгры готовы предложить цену больше реальной, она им очень нужна…
— Продается не весь E. ON, по крайней мере пока. А только два румынских подразделения компании, — отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
— Они были выставлены на продажу в целях оптимизации бизнеса немецкого концерна, который, как известно, был национализирован правительством Германии по итогам острой фазы энергетического кризиса. Венгерский трейдер здесь, видимо, видит для себя возможности для экспансии на румынский рынок.
«СП»: Почему венгры готовы платить в 4 раза больше?
— Может быть г-н Бурдужа выступает лоббистом каких-то компаний, которые хотели купить актив по дешевке за 50 млн евро? Не думаю, что венгры такие уж меценаты и готовы заплатить немцам четыре цены от рынка. Хотя, разумеется, какую-то премию они должны были предложить, чтобы выйти на рынок другой страны — иначе не бывает.
«СП»: Как понимать подозрение Румынии в причастности России? Это уже паранойя?
— Паранойя на публике — и лоббизм интересов другого покупателя, который хочет сбить цену.
«СП»: Насколько России интересна эта компания, и есть ли у нее возможности оказать какое-то влияние на сделку? И если бы сделка действительно осуществлялась под влиянием России, что бы это изменило для Румынии и Европы?
— Думаю, России сейчас неинтересны никакие активы в Европе. Получить бы компенсацию за то, что отобрали.
«СП»: По-вашему, может, нам и впрямь начать лоббировать нужные сделки для изменений конфигураций на энергетическом рынке Европы? Это возможно?
— Зачем? Сейчас это абсолютное безумие и уверен, что это даже теоретически не рассматривается.
— Если сделка действительно будет заблокирована, здесь может совпасть несколько факторов, в том числе сложные отношения между руководством Венгрии и Еврокомиссией, что может влиять и на позицию властей Румынии, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— А также противоречия между Будапештом и Бухарестом. Конечно, представители двух этих государств неоднократно заявляли о необходимости развития сотрудничества — скажем, в декабре 2024 года об этом вновь заявляли по итогам переговоров премьер Венгрии Виктор Орбан и его румынский коллега Марчел Чолаку.
Тем не менее поводы для противоречий и подозрительности у них тоже есть. Ведь, среди прочего, венгерская община в Румынии составляет около 6,6% населения и представители венгерского правительства не раз отмечали, что для них важно, чтобы ориентированный на эту общину Демократический альянс венгров Румынии (RMDSZ) был представлен в парламенте и исполнительной власти страны.
Скажем, в период прошлогодней парламентской кампании в Румынии венгерский вице-премьер Жолт Шемьен, лидер входящей в правительство Христианско-демократической народной партии Венгрии, призывал румынских венгров активнее голосовать на выборах и напоминал о важности присутствия RMDSZ в органах власти.
Помимо прочего, возможно, часть румынских элит также может использовать ссылку на противодействие Москве и фактор сложных отношений Будапешт-Брюссель, стремясь не допустить избыточного влияния Будапешта на румынскую экономику, что могло бы в перспективе создать и новые политические рычаги воздействия Венгрии на Румынию.
Путин и Трамп ищут место переговоров. Баку, Дубай, Будапешт?Ради Нобелевской премии мира избранный президент США готов принести в жертву НАТО
«СП»: К слову, это не первый случай, ранее Испания сорвала приобретение вагоностроительной компании Talgo. То есть они реально опасаются, что власти Венгрии что-то скупают по заданию России — или это теперь такая универсальная отмазка?
— Власти Испании в свое время мотивировали такое решение «соображениями национальной безопасности». В европейской прессе это расценили как свидетельство опасений, что участие в сделке венгерской компании, на фоне сотрудничества Москвы и Будапешта, может нести некие угрозы железнодорожной инфраструктуре в Испании.
Тем более, что и предыдущий генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг весной 2024 года призывал «противостоять различным типам гибридных действий, направленных на подрыв способности союзников по НАТО оказывать поддержку Украине», вероятно, завуалировано обвиняя Россию не только в сборе развединформации в странах-участницах этого блока, но и в причастности к диверсиям на объектах инфраструктуры в Европе. Ведь такие подозрения неоднократно обсуждались в медиа-пространстве целого ряда западных стран.
Кроме того, мотивация испанских властей могла быть связана и с традиционными опасениями европейских и американских политиков, что, благодаря технологическому сотрудничеству с зарубежными компаниями, Россия может получать компоненты, которые могут быть использованы для нужд ВПК.
«СП»: Насколько такие инциденты отразятся на единстве внутри Евросоюза? Вдруг все начнут друг в друге российских агентов видеть?
— Противоречия в ЕС есть и без этого. А у Венгрии трения как с Брюсселем, так и с рядом партнеров по Евросоюзу были связаны не только с российским фактором.
Скажем, в декабре 2024 года румынские дипломаты обвинили венгерского посла в НАТО Иштвана Балога, что тот подарил главе МИД Хорватии Гордану Радману атлас с картами «Великой Венгрии». Для ЕС это, конечно, вызов, но кардинальной угрозы для устойчивости ЕС в этом факторе все-таки нет.
«СП»: А может, нам и впрямь начать скупать компании и технологии в Европе через наших «друзей»? Способна Россия на такое?
— Если говорить о технологиях — западные СМИ и так обвиняли Россию в скупке чипов американского и европейского производства. Например, по итогам 2023 года об этом писали в Bloomberg. Это, естественно, повод для подозрительности западных политиков и структур, ориентированных на сдерживание России.
«СП»: А через кого? Кто в Европе не настолько озабочен русофобией, что его можно было бы использовать для скупки активов?
— Представители той же Венгрии традиционно позиционируют свою страну, как выгодную площадку для зарубежных инвесторов, ссылаясь, в том числе, на низкие налоги в стране по сравнению со многими другими государствами ЕС. Это стало одним из факторов, привлекающих в эту страну, например, китайских инвесторов.
Но стоит учитывать, что страны ЕС в таких вопросах могут подвергаться и давлению Брюсселя. На фоне напряженности Россия-ЕС активность компаний с «российскими корнями» в странах Евросоюза, конечно, будет находиться в зоне особого внимания.
Северный морской путь: новые горизонты грузоперевозок
Рекорды на рекордах
В 2024 году Северный морской путь (СМП) не только пополнил свой «золотой фонд» тоннажем, но и побил рекорд по количеству транзитных рейсов – их было 92, а общее количество транзитных грузов перевалило за 3 миллиона тонн. Неужели мы всерьез собираемся сделать СМП основным маршрутом для глобальной торговли? Вполне возможно.
«Талнах» – герой навигации
Дизель-электроход «Талнах» дополнительно украсил свою репутацию, совершив самый поздний рейс по восточному сектору СМП без помощи ледокола. Корабль ушел из порта Дудинка 15 августа и успешно прибыл в Шанхай с более чем 13 тоннами металлопродукции от «Норникеля». А после этого – порт Певек и еще девять дней, чтобы выполнить намеченные задачи. «Талнах» вернулся в Дудинку 16 декабря. Экипажу удалось преодолеть восточный сектор Северного морского пути, который практически непроходим зимой, и дважды пройти проливом Лонга, что тоже нехарактерно для этого времени года. Неудивительно, что у «Талнаха» скоро появится собственный фан-клуб.
Растущий потенциал Fesco
Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев сообщил, что в первый год работы транспортной группы Fesco в структуре корпорации объем импортных морских перевозок вырос на 39%. Всего за один год – явный обгон конных упряжек и парусников, что использовались веком ранее. Это позволило группе сохранить свое место лидера по морским внешнеторговым отправкам в России. Немаловажно, что Fesco активно занимается логистическим обеспечением проектов «Росатома» и помогает жителям Крайнего Севера с поставками необходимых товаров. Доставка разнообразных продуктов и материалов до Арктики теперь не мечта, а реальность.
Северный морской путь: кратчайший путь в будущее
Северный морской путь – кратчайший судоходный маршрут между Западом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Проведя мысленный анализ, представьте себе, что этот маршрут, длиной 5,6 тысячи километров, соединяет не только моря, но и экономики стран. СМП проходит через различные арктические моря, такие как Карское и Восточно-Сибирское, и проходит мимо крупных портов, которые служат шлюзами в мир бизнеса.
На акватории СМП расположены шесть крупных морских портов, таких как порт Сабетта и порт Диксон. Они готовы принимать грузы.
Ледоколы: звезды арктических морей
Большую часть года моря Северного ледовитого океана покрыты льдами, и тут на помощь приходят ледоколы. Россия располагает уникальным атомным ледокольным флотом. Весь этот блестящий флот вспоминается как в шутке про морских капитанов: «Ледокол – это не просто корабль; это ключ к успеху, и чем больше у вас ключей, тем легче открывать двери в новые миры!»
Подводя итоги, можно смело утверждать, что прошлый год стал знаковым для Северного морского пути. Рекорды сыплются, как снег в Арктике, и все это благодаря усилиям «Росатома» и его «ледяных» компаньонов. Глядя на такую динамику, не остается ничего иного, как ждать от нового года новых свершений и дальше, ведь судоходство по СМП – это не просто путь, а целая эпоха в развитии Арктики.
Невероятное-14: «Подсанкционный» Ту-214 оказался круче, чем Боинг 737 Next
Американские авиастроители попали в «цикл страдания», не в силах создать что-то новое
В канун нового года — 27 декабря 2024 года — на Казанском авиазаводе (КАЗ) им. С.П. Горбунова самолет Ту-214 (предназначенный для перевозки 210 пассажиров) с регистрационным номером RA-64535 успешно выполнил первый полет в рамках приемо-сдаточных испытаний.
Конкретно эту машину, кстати, предназначенную для нашего Минпромторга, обещали сдать в конце 2022 г., но в условиях «неожиданно» введенных жестких западных санкций, наша публика была шокирована тем, что у «полностью» отечественного авиалайнера Ту-214 (Ту-214−200) имеется около 45 различных бортовых систем зарубежного производства.
Речь, прежде всего, шла о критических системах, таких как управления полетом и самолетовождения, предупреждения о сближении с землей и предупреждения о столкновении в воздухе, метео-РЛС. «Чужими» были даже элементы бортового светового и электрооборудования, а также гидросистемы и прочее, и прочее.
Ни мотора, ни крыла: вместо отечественных самолетов — воздушные замкиОлег Смирнов: Импортозамещение в авиапроме возможно только при мобилизационном режиме
Наши разработчики оказались прижаты к стенке и вынуждены были закатать рукава. Как констатирует паблик «Техносфера России», «первый полет RA-64535 показал, что всё-таки гору сдвинуть удалось. Если же говорить о новых пассажирских Ту-214 не в спецкомплектации, а с обычными салонами, то их не строили почти 15 лет».
Это означает, что ситуация с импортозамещением зарубежных компонентов, используемых в Ту-214, в целом решена, и теперь их нужно довести до ума в ходе реальных полетов. Отдельно уточним, что переход на «все свое», причем в условиях нехватки рабочих рук, потянул за собой разработку важнейшего высокопроизводительного производственного оборудования.
В частности, кукиш, показанный нам Западом, как ни странно, привел к сдвигам в специализированном станкостроении.
В октябре 2024 года на КАЗе введен в эксплуатацию новый огромный российский портальный 5-координатный фрезерный обрабатывающий центр СК6П с вакуумным столом, изготовленный компанией «Стан». Он предназначен для изготовления крупногабаритных деталей из алюминиевых сплавов, с максимальным размером до 24 метров, включая элементы крыла.
Сообщается, что в 2025 году на предприятии запустят еще один такой огромный станок, что должно в разы ускорить выпуск фюзеляжей не только Ту-214, но и новых бомбардировщиков Ту-160М2.
И все-таки в воздух чепчики бросать пока рановато, тем более, что доводка самолетов, прежде всего гражданских, — задача далеко не из простых. Поэтому для сравнения интересно узнать, как у них — на Западе — с новыми лайнерами. На первый взгляд кажется, что в США все замечательно, не то, что у нас — в «стране-бензоколонке».
Однако на американском инженерном форуме AskEngineers бурно обсуждается тема застоя в заокеанском авиастроении. Пилоты «легендарного» 737-го Боинга называют свою машину «устаревшей конструкцией, к которой приварена куча пластырей», но она еще очень долго будет эксплуатироваться, в том числе из-за проблемного 777-го, хоть он относится к другому классу.
На вопрос, когда, черт побери, наконец-то авиапроизводитель № 1 в мире сделает новый надежный самолет, в «Боинге» предложили летчикам заткнуться и заявили, что на разработку нового лайнера уйдет 30 лет и как минимум $20 млрд только на то, чтобы первый экземпляр поднялся в воздух.
Особо отмечается, что на такую же сумму, наверняка, будет перерасход средств, поэтому даже при наличии готовых систем от других инженерных подрядчиков где-то нужно найти $ 40 млрд при низкой рентабельности авиаперевозок.
Напомним, изначально Boeing планировал представить свою 787-ю модель в 2008 году, но запуск был отложен до 2011 г. с задержкой на 3 года, хотя никто санкций против корпорации не вводил. Показательно это еще тем, что американцы, по сути, переработали свой 767-й, первый полет которого состоялся еще в 1978 году.
Собственно, этим объясняется изначально небольшой бюджет разработки — $5 млрд, но когда начались доводки, общие затраты на фактическую модернизацию старого самолета составили $32 млрд.
Авиационный эксперт Брайан Поттер из числа реальных авиационных инженеров, работающих на производстве, которого точно нельзя отнести к «диванным говорунам», назвал создание новых пассажирских и коммерческих самолетов «циклом страдания». Он напомнил слова Джорджа Болла, управляющего директора одного из подрядчиков «Боинга»: «Не существует исторических прецедентов или современных аналогов масштабам финансовых рисков, которым подвергается американская авиастроительная компания».
На самом деле — существует. В России возрождают Ту-214 в условиях технологической блокады. Другими словами, как бы кто критически ни относился к российской авиационной программе, на самом деле десятки тысяч наших специалистов делают все возможно и даже невозможное. Просто люди, далекие от инженерии, даже близко не представляют, насколько труден хлеб разработчиков.
Однако вернемся к заокеанским авиационным страданиям. Крики отчаяния и удары головой о стену начались среди инженеров и менеджеров «Боинга», когда лайнеры 737-MAX 9 потерпели две катастрофы в конце 2018 и 2019 годов.
Понять можно: заокеанские разработчики потратили десятки лет своей жизни и провели много бессонных ночей в поисках надежных решений, а тут сразу две трагедии…
В автопроме России не хватает ключевого компонента — когда появится, мы станем великой державойИмпортозамещение по-американски нам не светит
Когда начался разбор полетов, выяснилось, что жесткая структура индустрии коммерческих самолетов заставляет такие компании, как Boeing, по сути, модернизировать самолеты 50-летней давности, вместо того, чтобы создавать новую модель с нуля. И здесь возникает острый конфликт технологий — инженерных «отцов и детей».
Для того, чтобы разработка с нуля окупилась, нужно продать, как минимум, 500 машин, а лучше 1000, уверен Брайан Поттер. В частности, компания Airbus потеряла огромные деньги, когда неверно оценила рынок для своего гиганта A380 с 525 пассажирами на борту. Она реализовала всего 251 самолёт, что намного меньше, чем требовалось для безубыточности, а последний A380 сошёл с конвейера в 2021 году.
Менеджеры Airbus резонно считали, что продолжающийся рост авиаперевозок создаст спрос на ещё более крупные самолеты, которые могли бы дешево перевозить пассажиров между крупными аэропортами-хабами. Но на самом деле перелеты между городами стали более фрагментарными, и авиакомпании всё чаще выполняют прямые рейсы, используя более компактные и удобные для заполнения самолёты, такие как Boeing 787 с 250 пассажирами на борту.
Таким образом, все познается в сравнении. И кто бы что ни говорил, первый полет Ту-214 можно смело отнести к невероятному по мировым меркам событию. Ну, а упрек, почему наши пассажиры до сих пор летают в основном на западных самолетах, логично адресовать к политикам, которые еще несколько лет назад с пеной у рта доказывали, что «все купим», а теперь украдкой ждут, когда «добрые» янки отменят санкции.
Смена энергетических партнёров: Афганистан пустит российский газ в Азию
Транзит российского газа в Юго-Восточную Азию пройдёт через Афганистан. Страны намерены подписать соглашение на KazanForum 2025.
Афганистан проложит путь для российского газа в Юго-Восточную Азию. Соглашение об этом планируют заключить на предстоящем KazanForum 2025. Согласно контракту, Афганистан пропустит транзит 50 млн кубометров газа через свою территорию. Транспортировка будет осуществляться с использованием газовозов.
Расширение партнёрства анонсировал руководитель Российского делового центра Рустам Хабибуллин. Он напомнил, что в 2023 году страны подписали контракт на транзит нефтепродуктов. В 2024 году Афганистан и Россия договорились о транзите 2 млн тонн российской пшеницы и муки.
Стоит отметить, на международном рынке энергоресурсов наступило время перемен. Ранее «ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ» писали об идеях обеспечения газом Европы в условиях острой потребности. Вучич озвучил версию запуска уцелевшей ветки «Северного потока» для транзита энергоресурсов РФ в Европу.
-
Внедрение цифрового рубля может остановить инфляцию в России
С 1 июля 2025 года в России будет запущен в обращение цифровой рубль – новый денежный инструмент. Внедрение третьей формы российской валюты должно снизить издержки при совершении сделок и платежей.
Причем эффект может оказаться настолько серьезным, что повлияет на снижение темпа роста потребительских цен. Нужно отметить, что снижение темпа роста потребительских цен – это прямое влияние на уменьшение инфляции в стране, вплоть до полной остановки инфляционных процессов.
Однако еще далеко не все российские банки готовы к новой цифровой реальности. Впрочем, Центробанк РФ не требует, чтобы все кредитно-финансовые организации с 1 июля начали работать с цифровым рублем. Говоря откровенно, коммерческие банки не в восторге от перспективы появления цифрового рубля, так как их доходы упадут, а на инновации еще потребуются миллиарды инвестиций с их стороны.
Но банкам грех жаловаться, если честно, так как только в 2024 году их прибыль превысила астрономическую сумму – 4 трлн руб. Поэтому пупок у них явно не развяжется.
Более того, значительная часть существующих мошеннических схем просто развалится, так как у Центробанка РФ появится возможность отслеживать подозрительные транзакции. Кроме того, успешный запуск цифрового рубля внутри России, позволит начать его использование и на внешних рынках. Начать можно с Беларусью и странами ЕАЭС, а затем выйти на уровень БРИКС+.
Цифровой рубль вполне может помочь дискуссии о запуске цифровой (платежной) инфраструктуры БРИКС, в том числе, системы BRICS Clear. У Китая есть цифровой юань, у России – цифровой рубль, осталось договориться о кросс-платформенном решении для цифровых валют.
Свежие комментарии