На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...
  • Юрий Ильинов
    Российский военкор раскрыл, чем ответит Россия на новые американские поставки Несмотря на попытки коллективного Запа...Выяснилось, куда ...
  • Tania Еременко
    Главная защита - это нападение. Надо жахнуть по Пентагону и англо-каклам - фрицы сразу одумаются, а пиндосы и бриты и...Выяснилось, куда ...

Линия христианского раскола: нужно ли исповедоваться священнику…

Исторические напёрстки

Линия христианского раскола: нужно ли исповедоваться священнику…

Линия христианского раскола: нужно ли исповедоваться священнику…

В этой статье не будем заниматься историей. Перебирать дюжину течений христианства (назначенных ересями), где исповедь священнослужителю была необязательной. Даже крайне неодобряемой, строго запрещённой. Оставим за скобками анализа те учения, где вообще сан отсутствовал или вбирал в себя исключительно организационно-просветительские функции. Сегодня постараемся понять, как Священное Писание видит этот вопрос. Расколовший мир христианства в период Реформации.

Сегодня в официальных церквях с исповеданием грехов принято идти к священникам. В католичестве и православии покаяние является одним из Таинств. Как это объясняется, известно. Прямой угрозой, если быть юридически точным: не исповеданный в церкви грех — останется не прощённым на небесах.

Это придумка лукавого священства, очередная подтасовка и подмена понятий? Ну как бы есть обоснование. Что священники могут принимать исповедь, прощать (от имени Бога) грехи. Теологи и богословы конфессий обязательно процитируют вам следующие стихи Нового Завета:

«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Евангелие от Иоанна)
«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Матфей)

Итак, инструкция первой инстанции получена. Эти слова Иисус произнёс своим апостолам. Но просто стихов мало, придётся распутывать контексты. Понять, что именно Мессия хотел сказать, какую мысль вколотить в головы тугодумам своим. Поэтому необходимо прогуляться по главам и даже расширить анализ всего Послания. С обязательным условием: отдельный текст Библии не может противоречить остальному Её учению.

Первый же взгляд на приведённые стихи говорит: Христос разрешил своим ученикам прощать грехи простых людей, устанавливать для них правила духовной жизни. Больше подобных установок не найдём во всем Писании. Которые бы давали апостолам какую-либо власть над паствой. Если заглянете в предыдущую статью: «Нужен ли посредник между Богом и человеком? Или «святой заступник»…» — там вполне определённо Христос рекомендует обращаться с молитвами напрямую к Богу-Отцу. Этому учат пророки и апостолы в двух Заветах. Неужто вопиющие противоречие тогда?

Нет. Всё на своих местах. Стоит лишь прочитать предыдущие стихи главы Евангелия от Матфея (18-ая, если хотите проверить):

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Это речь (инструктаж) Первосвященника. Иисус обращается к апостолам, как к представителям его Церкви на земле. Говорит о необходимости внимательного отношения к каждому верующему, персонально. Даются подробные инструкции: как нужно вразумлять согрешающих христиан.

  • — Первый этап — провести беседу лично.
  • — Второй этап — с помощью двух-трех братьев,
  • — Третий этап — использовать весь авторитет церкви.

При разбирательстве каждого конфликтного случая христиане должны искать Божьей Воли. Потому что только так принятое ими решение может оказать влияние на земное и небесное существование. Если всё рассмотреть с точки зрения логики Первосвященника Иисуса: речь идёт о внутри-церковном разрешении спорных вопросов между братьями по вере.

Наиболее глубоко эту инструкцию осознал апостол Павел. Впоследствии не раз говорил о необходимости применения справедливого христианского суда. Учил: все конфликты и моральные проступки братьев нужно рассматривать внутри церкви. Держась подальше от мирской, светской власти:

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? … Вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными». (1-е Послание Коринфянам)
«Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели». (1-е Послание Тимофею)

То же правило работало со времен Ветхого Завета. Дела среди «богоизбранного народа» рассматривали «начальники в народе»: священники и специально назначенные судьи. Их решения должны были опираться на Закон Божий. Который благословлён Создателем:

«Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить … и будут несогласные мнения … приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить». (Второзаконие)
«Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их». (Книга Судей)

Вот как бы и всё. Дано право разрешать спорные ситуации между людьми в общинах. Где хоть намек на… отпущение грехов? Или разрешение «духовным наставникам» вносить изменения в закон Божий? Тем более прощать от имени Творца грехи людей?

На всём протяжении Священного Писания Бог никогда и никому не давал похожих полномочий. В Книге Чисел, Моисей и Аарон не вошли в Землю обетованную. Потому что неверно выполнили Божье повеление у вод Меривы. Практически все библейские герои веры ошибались. За это получали по шапке (воздаяние), потому что являлись грешными людьми. Весь «богоизбранный народ» (включая священство) периодически очень жестоко вразумлялся Творцом за отступление от Закона.

Дело дошло ведь до полного безобразия даже: этот народ казнил Сына-Бога. Апостолы оступались постоянно. Библия специально показывает: избранные Богом люди нарушают божественную волю регулярно. Мечутся, сомневаются… за что спрос будет очень детальный:

«От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лука)

Самый простой вопрос:

неизменный, мудрый, строгий до жестокости, справедливый Бог, вдруг забыл о своей функции «взыскания»? Передал христианским служителям главные свои обязанности: прощать или не прощать грехи людей? Таким образом получается… включил их в состав правления Небесами? Да как бы — нет. В Новом Завете прямо сказано, кто в доме хозяин и Судья:

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». (1-е Послание Коринфянам)
«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?». (Послание Иакова)

Откуда это пришло в христианство, желание брать на себя руководящие божественные функции? Естественно, из язычества. Когда учение стало усложняться, появились руководящие структуры, произошло смешение с пост-античными культами. А там был единый догмат, другого паства не понимала: жрецы, знахари и шаманы могут навязывать богам свою волю. При хорошем «посреднике» и щедрой оплате языческие небожители прислушиваются к своим земным «наместникам», даже идут у них на поводу.

Сказалось и плохое знание Библии. А после назначения христианства имперской религией Рима — самомнение епископов стало запредельным. В их распоряжении оказалась огромнейшее государства на земле! Это ли не промысел Божий, его Воля? Богословы стали искать подтверждение в текстах… вот и нашли пару стихов. Искренне поверили в исключительность и безгрешность «церкви». Посчитали, что Господом выписан небывало щедрый аванс. На любые действия священников.

Чем дело закончилось — известно. В католичестве победило учение о непогрешимости Папы. В православии — о непогрешимости самой Церкви. Каковы результаты? Такие веро-учительные системы привели к возникновению страшных заблуждений. Какие решения принимали некоторые Папы и Соборы православные в истории… без комментариев. Политика грязная, циничный расчёт, сращение со светской властью, коррупция и все грехи смертные…

Причина такого грехопадения тоже на поверхности. Ошибся один «уважаемый христианин»… и пошел снежный ком. Сначала его соратники кивнули, не смея перечить знаниям и авторитету, потом епископы одобрили, Собор рассмотрел. Прикинул император или базилевс выгоды… Так приживались традиции.

Следующими поколениями это рассматривалось как канон «святой церкви». Оспаривать его было себе дороже. Тем более, так устроена сама Церковь. Она не может включить «заднюю передачу» тем убеждениям, которые уже прижились в ней. Это низвержение авторитета и основ. Но заблуждения со временем могли только множиться, вплоть до самых уродливых форм.

А сейчас давайте посмотрим окрест. Какова роль Бога? В головах многих верующих — он послушно внимает гласу своих служителей. Или очень внимательно именно их слушает. Ну очень Его интересует мнение раскормленного служителя, наворачивающего бекон во время Великого Поста. Или педофила с коррупционером и вором. Творец соглашается с их мнением о справедливости, трактовке своих законов и заветов? Ошибочка. Бог немного другой взгляд имеет. Он даже просьбы величайших пророков может взад завернуть:

«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему». (Иеремия)

Роль церкви, её небывалый авторитет? Сила и власть имущих людей? Протестантская уверенность в том, что добиваясь мирского успеха, тем самым они получают Благословение? Заблуждение страшное. Всё определяет лишь Воля Божья:

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Исход)

Человеку не нужны посредники для общения с Богом, это аксиома. Библия никогда не учила за прощением грехов (или с исповедью) обращаться к Божьим служителям. С этими двумя понятиями Священное Писание предписывает направляться напрямую к Творцу. Только он способен выдать прощение:

«Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего». (Псалом 31)
«Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть». (Псалом 64)
«Обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле». (пророк Даниил)
«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». (Исход)
«Господи! услышь голос мой… у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою».
«Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне … прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим». (Матфей и Лука)
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1-е Послание Иоанна)
«Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего». (Деяния)
«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». (Деяния)

В Писании имеется около трёх дюжин покаянных молитв и других просьб Господу. Все они обращены напрямую к Создателю, ни одна — к «посреднику», исповеднику и священнику. Нет ни одного примера, чтобы даже «богоизбранный народ» в ветхозаветные времена ходил (поодиночке либо группой) с исповедью, покаянием или за молитвенной поддержкой к патриарху, пророку или священнику. Люди заступались перед Богом за других? Да. Герои веры и простые верующие молились за других людей:

  • — Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру;
  • — фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв;
  • — Моисей просил Бога пощадить народ, когда тот после заключения завета вновь впал в идолопоклонство;
  • — Иов молился за своих друзей;
  • — царь Езекия молился за свой народ и т.д. ...

Эти эпизоды имеют одну общую черту и особенность: молящиеся не были постоянными просителями Бога за людей. На момент подачи просьбы… были живы. Эти библейские истории являются частными случаями. Всегда сопровождаются ответами Творца на молитвы верующих. Помним так же, что Создатель не всегда удовлетворяет просьбы даже героев веры. Будь их молитвы за себя или за другого человека.

Почему так? Наверное в волшебной сущности божества так заложено: видеть всю картину изнутри и снаружи. Только так можно принять справедливое решение. Внять просьбе или вразумить лукавого. В любом случае, оба решения всегда — в интересах человека:

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду». (Иеремия и Исход)

Любой грех всегда будет иметь последствия, его можно лишь смягчить прямой молитвой к Господу. Искренним раскаянием. По молитве Моисея было отменено истребление народа Израилева, роптавшего на Него множество раз. Но некоторые отступники так и не ступили на Землю обетованную. Это тонко, моё почтение. Бог — как хирург. Спасая весь организм, иссекает очаг заражения. Но иногда приходится Ему и более действенные методы применять, вразумлять через наказания:

«Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились». (Иеремия)
«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». (1-е Послание Коринфянам)

Выводы.

Фиксируем факт: патриархи и пророки иногда заступались за людей. Это были всегда индивидуальные акты. Открытые, произнесённые во всеуслышание молитвы к Творцу. Основные их «посреднические» функции, как прямых избранников Божьих, заключались в оглашении Воли. Или обучении верующих законам божественным. Могли они выступать в справедливом разрешении спорных, конфликтных ситуаций между людьми. Но чтобы оказывать молитвенную поддержку перед Господом — такого не было. Прочитайте диалог Моисея с его тестем… кто не верит.

Тянулись люди к праведникам и избранным людям, кому Бог открылся? Конечно. Обращались с просьбой помолиться за них? Всегда и во все времена? Но каков главный функционал этих «посредников» был? Правильно, сказать поучительные слова в самых различных вариациях: нужно молиться самому. А чтобы молитва имела большую силу, просить об этом молиться знакомых верующих:

«Непрестанно молитесь. Братия! молитесь о нас». (1-е Послание Фессалоникийцам)
«Молитесь друг за друга». (Иаков)
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». (Матфей)

А что до грехов, их прощения… к месту будет вспомнить Евангельскую историю «об исцелении расслабленного». Христос сказал больному: «Прощаются тебе грехи твои» (Лука). Его тут же упрекнули законоучители Израиля:

«Кто это, который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?». (Лука и Марк)

Возмущение книжников было законным, именно так евреи понимали (и правильно понимали) Ветхий Завет. Никто не мог прощать грехи, кроме одного господа. Их ошибка была лишь в том, что они ослабели верой. И не поверили… что перед ними был сам Бог. Что ещё нужно для понимания «отпущения греха»?

-

Нужен ли посредник между Богом и человеком? Или «святой заступник»…

Нужен ли посредник между Богом и человеком? Или «святой заступник»…

Продолжаем… как один Читатель возмущается: распылять христианство на молекулы. Что ложь, навет и наговор на честного человека. Аффтар не ставит целью «ниспровержение основ», хотя махровый атеист. А доказательно, без эмоций и глумления, сатиры и юмора, пытается навести порядок в головах обманутых христиан. Именно обманутых. Которым вместо веры в Бога, Спасения и мира в душе тысячелетиями впаривают какую-то невыносимую белиберду. С адом, святыми, иконами, мудростью «старцев» и проч…

Хотя Священное Писание о многом, что успешно монетизируют ловкачи в рясах и сутанах, — даже близко не знает. Вот и сегодня очень коротенько проедем гусеницами строк Библии по одному популярному мифу. Который стоит на утверждении Церкви об удаленности и неприступности Бога. К которому на кривой козе не подъехать, нужно «специальное образование».

Чтобы паства не впадала в уныние, есть обходной маневр. Многим верующим предлагают астрального посредника (заступника). Именно через него наиболее удачно можно занести свою слезницу в небесную канцелярию. Через него обратиться к Творцу с молитвой и быть услышанным (а то дед стал глуховат).

Это… недоразумение стало чуть ли не догматом. Хотя Библия прямо говорит: Создатель всегда рядом с каждым из нас. А уж с верующим человеком — так вообще. Он не просто незримо присутствует, а постоянно вникает во все дела:

«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих … Он создал сердца всех их и вникает во все дела их». (Псалтирь, глава 32)
«Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе… Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою». (Псалтирь)
«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». (Деяния Апостолов)

Как нам передал дословно апостол Матфей, Христос вообще был уверен, что у людей даже «волосы на голове все сочтены». Без всякой схоластики и путаницы богословской — Библия нигде не упоминает о посредниках и тем более «заступниках». Ну вот вообще ни строчки, ни намека. Потому что религия такая. Человек-Бог. Всё. Точка А и точка Б. Без прокладок, которые способны что-то там быстрее донести на небеса. В обратную сторону работает всё сложнее, там пророки прописались.

Священное Писание прямо говорит: все молитвы обращать нужно к Богу. Только к нему открыт канал связи с бесплатным Wi-Fi. Ветхий Завет и Новый не описывают ни единого эпизода, чтобы верующие обратились к священнику и тот наладил общение с Богом.

«И воззовёте ко Мне, и пойдёте и помолитесь Мне, и Я услышу вас». (Иеремия)
«Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище». (Псалом 61)
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». (Послание к Филиппийцам и Деяния Апостолов)

Более того, мудрый Творец подозревал и знал о слабостях своего стада, поэтому особо проговорил условия взаимного общения и заступничества. Без всяких «святых»:

«Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?». (Иов)
«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». (Послание к Римлянам)

Удивитесь, кто батюшек слушает и Книгу не читает: даже Ангелы не могут отвечать на молитвы людей. Они запрещают поклоняться им. Направляя потоки верующих прямиком к Богу. В том смысле… что с молитвами и разговорами. В их функционале только исполнение Воли Творца:

«Я, Иоанн … пал к ногам Ангела…, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись». (Откровение)
«Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?». (Послание Евреям и Колоссянам)

Не странно ли? Ведь самый ничтожный ангел больше и статуснее любого человека на земле. Даже величайший пророк Иоанна Крестителя перед ними — букашка:

«Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». (Лука)

Можно ещё продолжать, но уже вполне достаточно, чтобы понять: Библия не учит обращаться к посредникам и заступникам. Даже Ангелы, которые превыше всех святых людей, направляют верующих с их беседами напрямую к Богу. Но… Есть тонкость. Новый Завет отличается Ветхого именно тем, что немного корректирует отношения между Богом и человеком. Ранее люди за совершенный грех в молитве раскаивались перед Богом. И в знак раскаяния приносили жертву.

Так грех, заключенный в крови жертвенного животного, при посредничестве священников попадал в святилище. Где через обряд очищения в День Искупления (Йом Киппур) «прощался» Богом. Но с приходом Христа концепция поменялась. Иисус принес Жертву, собой. Чтобы для прощения греха верующим достаточно лишь искренне раскаяться. Воспоминая о Голгофском кресте.

Это очень интересная эволюция в верованиях, но речь о другом. Кровь Сына Божьего сначала примирила, а затем вновь соединила Творца с человеком. У людей появился новый Первосвященник. Истинный, «прошедший небеса», как в Послании к Евреям сказано. Быв человеком, «может сострадать нам в немощах наших». Вот главный смысл Нового Завета, его вкусная для религиоведа — изюминка. Иисус является для людей заместительной жертвой за грехи. Выполняет роль Первосвященника. Что это значит? Что только он единственный Проситель и Посредник перед Богом-Отцом.

Ну как ещё можно трактовать эти слова, растолкуйте несчастному атеисту:

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1-е Послание Тимофею)
«Через Него… имеем доступ к Отцу». (Послание к Ефесянам)
«Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». (Послание к Евреям)
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа». (1-е Послание Иоанна)

При всем при этом… Являясь единым и единственным Первосвященником, посредником и «ходатаем», Иисус наставляет: необходимо молиться Богу-Отцу напрямую. Не через себя пострадавшего. Какие могут быть разночтения в этих словах:

«Один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться» (Лука).
«Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно …Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…». (Матфей)

Вот и ещё одна проверка. Далее по тексту идут знаменитые строки молитвы «Отче наш». В молитве Христос разрешил ссылаться на себя:

«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». (Евангелие от Иоанна)

Получаем голой логикой: Иисус самолично принимает участие в ответе на воззвания обратившихся к нему. Но всё-таки просит «наверх» заявления слать, к Отцу небесному:

«Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю».

А теперь главный вопрос к любителям «святых заступников». Если уж Христос, назначенный Священным Писанием истинным и единым Посредником, Первосвященником, Ходатаем и одновременно Господом (до кучи), призывал молиться не ему, а непосредственно Отцу — что в церкви-то творится, пардон?

Нарушают. Очень сильно рискуют. Взывая сегодня к «посредникам и заступникам», верующий… нет, не грешит. Наверное (это на Страшном Суде точно узнаем). Но поступает не так, как учит Священное Писание. В молитвах обращаясь к каким-то тёмным личностям, чей вердикт о «святости» ещё не утвержден Судом высшей инстанции. Не велик риск?

А как будет происходить Судебный процесс, давайте прикинем… строго юридически. По Библии и тем установкам, что прочитали сегодня. Предлагая своих священников и «святых» в качестве посредников (заступников) для общения с Богом, — Церкви очень сильно залезают не в свою юрисдикцию. Отчасти претендуют на роль Иисуса. На Его: священническое, посредническое, ходатайственное служение в Небесном Храме.

И самое главное… в своей наглости, невежестве, гордыне и самовозвышении… уже зашли так далеко, что уверены в делегировании им прав, принадлежащих только Богу. Отпущении и прощении грехов. Это вообще ни в какие ворота, простите.

-

Храм в Баальбеке… Или как можно двигать камни в 1 000 тонн веса?

Храм в Баальбеке… Или как можно двигать камни в 1 000 тонн веса?

Во времена Александра Македонского, великий полководец со свитой, чтобы попасть в Храм Ваала в ливанском Баальбеке, должен был подняться по самой широкой в мире лестнице. Преодолеть 27 ступеней, на каждой из которых (в ряд) помещались до ста человек. Они были высотой по колено взрослому мужчине. Карабкаться можно было только с ядрёным матерком и стенаниями: «Это для каких гигантов такое построили!». Монструозные ступени выводили посетителей на гигантскую платформу (цоколь). Размерами, соответствующими современному футбольному полю. Почти 50 на 90 метров.

Смутная история.

Когда-то Баальбек считался священным городом, его храмы входили в число «чудес света». Город считался самым древним в эллинистическим мире. Сегодня он полностью разрушен. Но что откопано — действительно, непростая научная проблема. Руины находятся в долине Бекаа (Ливан), у подножия Антиливанских гор. Это примерно 60 километров к северо-востоку от Бейрута.

Как считается, Баальбек построен на фундаментах финикийской крепости. В любом случае, речь идёт о какой-то неимоверной древности, поскольку эти земли были освоены человеком несколько тысяч лет до нашей эры. Никакой археологии вдумчивой здесь не проводилось, слишком велики площади потенциальных раскопов. Туристов и ученых кормят только легендами и преданиями...

Арабы (самые поздние здешние обитатели) говорят: Баальбек принадлежал царю Нимроду, который когда-то владычил в этой части Ливана. В манускрипте, найденном в руинах города, говорится, что Нимрод «послал гигантов» восстановить Баальбек после Великого Потопа. Но манускрипт арабский, а эти товарищи припожаловали в город только в VII веке.

Нет никаких сведений о Баальбеке до завоевания Финикии Сашей Македонским в 332 году до нашей эры. Что очень-очень странно. Когда армия покорителя Персии и мира пришла сюда, то обнаружила крупнейший в Ойкумене религиозный центр поклонения Ваалу. И… Дионисию (Дионису). Греки спокойно к этому отнеслись, поскольку финикийского Ваала соотносили с Зевсом. Иногда — с богом Солнца Гелием. После смерти Александра Финикия отошла к его соратнику Птолемею, который город переименовал в «Гелиополь». Через сто лет с хвостиком его откусил себе Антиох Великий.

В период правление императора Октавиана Августа (27 до н. э. — 14 н. э.) Гелиополь стал римской колонией, священным храмовым городом. Во времена христианства впал в полное ничтожество. Патриархи общин маронитов Ливана хранят и бережно передают предания, где говорится: город был построен сыном Адама Каином, чтобы укрыться от Божественного гнева. Даже дата называется — 133 год «от сотворения мира». Каин населил город «великанами», которые погибли во время Великого Потопа за свои беззакония.

Была другая легенда, очень смутная. По ней Баальбек построили (восстановили после Потопа) древне египтяне, их первые фараоны. Когда они пытались удержать под контролем Сирию. Это даже стало научной гипотезой. Исторический источник нашёлся, его оставил нам римский писатель Макробиус (V век новой эры). Указал на сходство между статуями бога Озириса (в Баальбеке и Египте). Сказал: первая была привезена из долины Нила, это дело рук египетских жрецов.

«Хроника Захария Ритора» рассказывает, что храм построен библейским царем Соломоном (предания девятисот лет до нашей эры примерно), и судьба его разрушения была такова:

«Есть храм Соломона в Баальбеке. Молния упала с неба, когда шёл мелкий дождь, ударила в храм и разбила его камни пожаром, разрушила его колонны, разбила и развалила его. Трёх камней она не коснулась, и они стояли целыми».

Объект-монстр.

Главную часть цоколя, куда выводит «лестница великанов» сейчас занимают руины храма. Он был сложен из тёсаных каменных блоков объёмом около 3 кубических метров. На земле — обломки громадных столбов, больших тёсаных камней, гигантских архитравов и плинтусов. Резьба, честно говоря, впечатляет совершенством исполнения. Удивляет ровная каменная полоса шириной около семи метров, которую называют «Баальбекской верандой». Она сложена из огромных блоков, верхний ряд находится на высоте восьми метров.

Баальбекская терраса (веранда) (Иллюстрация из открытых источников)

Сам храм Юпитера окружал когда-то «пропилеум» (парадный вход), колоннада под открытым небом из 52 классических колонн. Но таких размеров не знал ни один античный храм или форум в мире. Сегодня чудом уцелели только шесть двадцатиметровых колонн (диаметром 2,5 м каждая), они возвышаются над долиной, просматриваются ещё на подъезде к Баальбеку за несколько километров. Остатки остальных разбросаны рядом.

Экскурсоводы и местные вам расскажут: секции колонн вытачивали на гигантских токарных станках где-то в египетском Асуане, на монструозных баржах доставлялись (по Нилу и морю) к берегам Ливана. От побережья везли 35 кэмэ (по горным дорогам) на колесницах, запряжёнными тысячами волов. Ну да… Колонны состоят из трёх частей, длина каждой секции составляет примерно 7 метров. Каждый цилиндр весит около 45 тонн…

Это ещё не всё. Три полированных цилиндра каждой из колонн поставлены друг на друга вертикально. С невероятно идеальной подгонкой стыков. Это какие механизмы, с каким КПД, подняли многотонные блоки на 25-метровую высоту? Но пусть с ними… и не такие артефакты есть. Загадочная слава Баальбека не в них. А в неброских гигантских каменных плитах «Баальбекской веранды».

В ступор зевак-туристов вгоняет величина камней, из которых она сложена. На северо-западном углу террасы можно увидеть три необыкновенно большие плиты. Это знаменитые блоки трилитона (троекамня), о которых древняя легенда говорит: они лежали здесь вечно, считались священными. Неведомые истории строители лишь обтесали их, сделав основанием террасы-веранды. Объём каждого камня — более 300 кубометров, вес — около 750 тонн.

Подгонка монстров идеальна, камни буквально впечатаны друг в друга. Капля воды не задерживается ни на секунду в стыках, сразу устремляется по жёлобу вниз. Общая площадь сочленения каждого блока внешнего ряда достигает 87, а внутреннего — 123 м2. Это при точнейшей выверке углов и параллельности граней. Но самый знаменитый камень — четвёртый. Его так и не вытащили из ближайшей каменоломни. Она расположена на выезде из Баальбека. Раньше была многовековой городской свалкой. Но в ХХ веке местными энтузиастами расчищена, сам «монстр» откопан.

Самый большой обработанный камень (Иллюстрация из открытых источников)

Его древнее название — «Гайяр эль-Кибли» («Камень Юга»). Его объём 433 м3, вес — от 1300 до 2000 тонн. Инженерная ошарашенная мысль подсчитала: чтобы сдвинуть эту громадину, потребуется единовременное усилие 60-ти тысяч человек. Которых, само собой, в условиях каменоломни разместить невозможно даже теоретически. «Камень Юга» покоится в котловине, на тридцать градусов под наклоном к горизонту. Чем его вырубали, непонятно. Не то зубилами, не то «отбойными мотками». Но следы на поверхности говорят о механической обработке. Считается, строители начали выволакивать «монстра» из каменоломни, но по каким-то причинам бросили это трудное дело.

Трудно вообразить, что «баальбекские трилиты» без всяких повреждений были «нарезаны» в каменоломне. Это хрупкий камень. Доставлены на расстояние в два километра, подняты на высоту восьми метров, идеально ровно уложены друг на друга, подогнаны по компьютерным технологиям нивелирования и позиционирования.

Вопросы историкам.

Первый и главный — обработка монолитов. Как ни пытались представить себе процесс — отступались. Ни расколами с помощью сырого дерева, вырубания зубилами, медными трубками с абразивом, даже «ливанскими пилами» для камня… Такие объёмные скалы не отколоть от массива известными методами античности. Создать идеальную поверхность для подгонки при укладке — тоже вопрос. Даже современные машины и бригады рабочих со шлиф/машинами дают примерный допуск для столь огромных поверхностей.

Второй вопрос: когда и кем это было построено? Вопрос исторический, но отгадок там не находится. О временах Римской империи можно говорить только одно — было сооружение самих храмов. Или их перестройка с перепланировкой. Время первоначальной закладки гигантских блоков цоколя «баальбекской террасы» — неопределённое как бы. Но явно до-римских эпох, раз тут Саша Македонский под впечатлением великим ходил. Ни одно государство древности такую стройку не потянуло бы, считают альтернативщики-историки.

Мало того, это не самое большое чудо из архивов строительных Древнего мира. Блоки «веранды Баальбека» по своей конструкции и технике изготовления очень напоминают своих египетских товарок. К тому же, на стенах египетских храмов, у подножия обелисков Солнца высечены картинки, которые рассказывают истории создания таких колоссов.

Впечатляющими являются и неегипетские обелиски из гранитных глыб весом более 2000 тонн. Вблизи Асуана сохранилась каменная заготовка, длина которой более 40 метров. Очень интересно представить, как её вообще с места планировали сдвинуть.

Размышления.

Что имеем для сумбурного анализа пока (поскольку после споров в комментариях планирую продолжить тему)? Возраст постройки каков? Колеблется от 500 до 1500 лет до нашей эры, время финикийцев — эпоха римлян. Можно смело заехать и на десять тысяч лет глубже в прошлое, не опровергнет никто полёт такой крамольной мысли. Не так давно откопан полностью наш «Гайяр эль-Кибли» («Камень Юга»). Найдена почти готовая заготовка второго, значительно большего, мегалита. Вот она, вообще какой-то сюрреализм…

Южный камень со «старшим братом» (Иллюстрация из открытых источников)

Это уникальная возможность увидеть законсервированные следы технологий извлечения «монстров» без значительной эрозии и современной реконструкции.

Теперь сам комплекс Бальбека. Часть его — это «вторичное строительство». Большая часть стен вокруг комплекса: повторно использованные блоки и колонны, элементы декора. Вплоть до основания и нулевого репера. Интересно, какими были первоначальные сооружения.

Сразу вопросы к экономике такой грандиозной стройке. Даже если предположить и поверить некоторым легендам, что это строилось несколько сот лет… Это что за государственное (или религиозное) устройство себе такое могло позволить? Держать тысячи рабочих только на добывание невероятно массивных строительных блоков. К этому нужно приложить специальные дороги, акведуки, насыпи и сооружение монструозных механизмов. Рядом должны находиться какие-то индустриальные центры-монстры… Такие вопросы громко задают адепты альтернативных историй.

Как-то использовать брёвна, верёвки и блоки? Вот так примерно?

Очень оригинально. Говорят, математики отступились с яростным шипением от проблемы, как ни колдовали с лебёдками, поворотными механизмами. Но теоретически… это возможно, ниже проверим. Хотя даже груз в 100 тонн (промолчим про 800 на «веранде) раздавит любые брёвна в опилки. Как только вы попытаетесь на сантиметр продвинуть его. Называется проблема — разница плотностей. Проверить легко. Круглые брёвнышки из лиственницы превращаются в измочаленную щепу, если прокатывать по ней двухтонный груз на пару дюжин метров. Это тоже проверим.

Сегодня, чтобы перетаскивать 100-тонные грузы, строят технику. Специальную. Под заказ, штучно. Оборудуют её особыми подшипниками и ступицами. Космические технологии, страшные секреты корпораций их уникальных высокопрочных сталей. То же касается толстенных тросов, прочных лебедок, компьютерного распределения весов.

Так как… блин!?

Прежде чем скатиться в ересь «космодромов», инопланетян и прочей чепухи альтернативной истории, рациональный мозг ещё раз нырнет в историю. Имеем Грецию древнюю, которая геометрию знала не хуже наших академиков сегодня. Там мы найдём похожие огромные и диспропорциональные постройки. Например храм Геры в Селинунте или «храм гигантов» в Агригенте (оба находятся в Сицилии).

Есть известнейший храм Артемиды Эфесской и храм Аполлона в Дидимесе. Пропорции схожие: большая длина сооружений (более 110 метров), высота колонн (до 18 метров), общий объём камня, необходимый для построек. Мегалитизм замысла и исполнения есть в некоторых храмах VI века до нашей эры, колонны там выточены из цельного блока камня (храм Аполлона из Сиракуз или Коринфа). Налицо единая технология, прекрасно известная в Средиземноморье.

Что осталось нам от строителей этих впечатляющих мегалитических классических построек? Если объективно, множество сохранившихся до наших дней документов. Со списками материалов, указанием их происхождения и применения. Есть даже одно практическое руководство, сохранившееся целиком: «Десять книг об архитектуре» Витрувия.

Книга написана во времена императора Августа. Но скромный автор постоянно говорит, что использует ссылки на искусство греческих строителей, цитирует знаменитых античных авторов. Их произведения не сохранились.

В X-ой Книге Витрувия находятся подробные описания приспособлений для транспортировки. И различных механизмов, применявшихся на греческих и римских великих стройках. Описаны подробно два эпизода, первый — постройка храма Артемиды в Эфесе. Там рассказано об удивительных транспортных приспособлениях для перевозки больших камней храма. Архитектор Ктесифон сделал так, не буду приводить детальное описание:

Другой механизм, приведенный в Х-ой книге Витрувием, был приспособлен для транспортировки прямоугольных блоков.

«Метаген, сын Ктесифона, создал другую машину для перевозки архитрав и других предметов. Она состояла из двух колёс 12 футов (3,60 м) и он поместил архитрав между двух колёс. Он так же поставил там металлические стержни и кольца, таким образом, что, когда быки тянули машину, стержни, помещённые в железные кольца, вращали колёса. Таким образом архитравы, зажатые между колёс как оси, были перевезены на место стройки».

Что ещё есть в этом полезном произведении? Очень сложные блочные машины. В нескольких конфигурациях, вот такие:

Храм в Баальбеке… Или как можно двигать камни в 1 000 тонн веса?

Очень интересные приспособы. Являясь блочными, они не уменьшают нагрузку. Наоборот, своим весом немного утяжеляют тот груз, который должны поднимать. Главная хитрость в том, чтобы «тягловая сила» (через блок) изменяла направления усилий: не нужно тянуть вверх, тяни — вниз. Или используй бесконечное количество противовесов, пока прочность материалов машины позволяет.

Первая машина — это лебёдка, мощность которой прямо зависит от длины рычага. Самая распространённая сегодня лебёдка двойного рычага легко справляется с грузом в 100 кг, с приложением усилий двух рабочих (30 кг их усилий суммарно). Второй механизм — классические козлы. Они легко сооружаются, быстрой адаптируются к любым грузам. От сотни килограмм — до нескольких тонн. Эволюция высшая механизма — барабан, «беличье колесо». Использовалось на карьерах вплоть до ХХ века. Римляне его знали, сохранился барельеф в музее Ватикана.

Рельеф гробницы Гатерия (Иллюстрация из открытых источников)

Первые выводы

Прежде чем всерьёз зарубиться в комментариях, предложу вспомнить случай перевозки мегалита в Санкт-Петербурге. Весил гранитный «монстр Гром-Камень» 1 250 000 килограмм. Эту задачку поставила императрица Екатерина II, приказав воздвигнуть конную статую Петра Великого на невиданном монструозном пьедестале. На минуточку… речь идёт о самом большом камне, который когда-либо перемещал человек. Он в полтора раза тяжелее баальбекского трилитона.

Кувыркали его 6 километров. От самого Финского залива. Инженер, граф Карбюри, настолько всё продумал, что перевозка потребовала всего… 64 человека. Как это было? Подсунули под камень два хитро устроенных полоза 13-ти метров в длину, в нижней их поверхности выдолбили канал, укрепили внутри металлическую полосу (сплав медь-олово-галмей).

Не буду сыпать техническими терминами, но гениальная придумка была. Огромный мегалит даже иногда просто катился по «рельсам». Машина, которая всё это обеспечивала, — вообще полный восторг!

64 рабочих были распределены на 8 рычагов каждого кабестана (по 4 — на каждый рычаг). Усилие двух кабестанов — 20 480 кг. Мощность умножалась при помощи полиспастов, сложной системой подвижных и неподвижных блоков. Доведя усилие до 61440 кг. Трение снижало эффективность… но всего лишь до 50000 кг.

Вот теперь вопрос… Могли строители храмового комплекса Баальбека владеть теми математическим формулам, по которым построены были машины, таскающие такие грузы в чухонских болотах XVIII века? Эмпирическим путём такое соорудить… десятка жизней не хватит. Но раз строили — значит владели. Мало того, рассчитывали точно производительность и эффективность машин и процессов. Древние греки своими храмами это знание подтвердили… А вот Баальбек?

Тут придётся ждать открытий археологов, предположу. Кто мог изобретать такую технику и где именно. Точно известно, что египтяне не знали «шкива». Значит… его должны были знать некие мореплаватели. Финикийцы? Очень может быть. Чтобы грамотно тянуть тросы и тали, поднимать-опускать тяжелые грузы, выбирать канаты и натягивать тяжелые цепи… 

Картина дня

наверх