Аuriel Astro


У точки нет измерения – оно нулевое. У линии – одно, первое измерение – это длина. Если к этой линии пририсовать ещё одну, то получится второе измерение – ширина (вместе получается плоскость).

Если бы мир был двумерным, он был бы плоским (наверняка эта версия понравилась бы фанатам плоской Земли). Все, кто жили бы в двух измерениях, не смогли бы сойти со своих листов и выглядели бы как нарисованные герои в комиксах. Представить трёхмерный мир нам проще всего, так как мы живём в нём всю свою жизнь. С четвёртым, временным измерением, тоже всё вроде бы понятно на первый взгляд, а что дальше?

Иронично мы называем себя «муравьями» в сравнении с очень умными инопланетянами, которые по неведомым причинам не хотят с нами общаться. Что ж, следующим нашим героем будет муравей. Итак, представим, что у нас есть двумерное измерение – для этого прекрасно подойдёт плоская поверхность стола. На его поверхность мы начали выкладывать листы газеты. Когда на столе не останется свободного места, можно сказать, что двумерная поверхность стола исчерпана. На одном из газетных листов оказался муравей. Представим, что он плоский, двумерный, как герой комикса. Как отправить его в наше, третье измерение? Если мы положим на стол целую стопку газет, проделаем в этой стопке отверстие, то муравей сможет поползти вверх – так ему станет доступно третье измерение (высота).

Можно провести с нашим муравьём ещё один эксперимент: представим, что он ползёт по краю газеты. Если мы согнём газету по середине, то муравей мгновенно переместится с одного края газеты на другой. Таким образом, мы переместили муравья путём перегибания двумерного объекта из измерения более низкого порядка в измерение более высокого порядка, который и является нашим третьим измерением.
Итак, три измерения описываются тремя словами: длина, ширина, высота. А какое слово подобрать для четвёртого измерения? Время, протяжённость… Если мы представим себя, какими мы были 5 минут назад, и проведём линию между собой настоящим и собой в пятиминутной давности, то это и была бы линия в четвёртом измерении. Каким бы тогда выглядело наше тело в четвёртом измерении? Как длинная волнистая змея, в голове которой запечатлён был бы момент нашего рождения, а в хвосте – смерть? Возможно, но себя со стороны и никого другого мы не можем видеть подобным образом. Путешествия во времени получились бы возможными, если бы эта «змея» свернулась кольцами. Получается, что четвёртое измерение выглядит, как линия, идущая от прошлого к будущему. Нам, с одной стороны, понятно, что без четвёртого, временного измерения наша жизнь невозможна, и мы уже в этом убедились на примере с друзьями, которые пытаются договориться о встрече. Однако мы, подобно тому двумерному муравью из плоского мира, не можем в нём путешествовать. Муравью третье измерение станет доступно только с нашей помощью, а нам, получается, для доступа к другим измерениям, тоже нужны помощники? Выходит, что мы только поверхностно касаемся четвёртого измерения, но живём лишь в трёх, ведь если бы мы жили в четвёртом измерении, мы могли бы спокойно путешествовать во времени, повернуть, скажем, его вспять, чтобы исправить все свои ошибки. Фокусы со временем доступны лишь гравитации: она может его растягивать, останавливать, но даже этой великой силе не вернуть его назад.

Где же пятое измерение? Точка – это нулевое измерение, которое является началом отсчёта, и в пятом измерении мир опять станет точкой. Если бы мы научились управлять временем, то были бы открыты для нас параллельные миры – это те миры, которые появились благодаря тем же условиям, что и наш мир, но их история развивалась бы по-другому. Здесь уже будут вступать в игру квантовые эффекты. Частицы могут вести себя совершенно по-разному, они могут рождаться и исчезать (интересный вопрос – куда?). У всех событий есть множество различных вероятностей. Допустим, в этой Вселенной вы решили стать врачом, однако у вас был вариант быть профессиональным спортсменом. В другой вселенной вы делаете иной выбор, и ваша жизнь разворачивается совсем иначе. Предполагается, что именно в пятом измерении «сгибается» четырёхмерное пространство-время, подобно той самой газете, по которой ползал муравей, чтобы сблизить две какие-то точки на прямой. Без этого сгиба муравей бы из одного края газеты очень долго добирался бы в другой, а при помощи сгиба перемещение происходит мгновенно. Что может искривлять пространство-время? Чёрные дыры, обладающие огромной массой и плотностью. Возможно, именно они и есть те нулевые точки, которые переместят нас в другие измерения.

Если пятое измерение – это точка, то шестое – это опять плоскость, на которой будут расположены новые миры, начавшиеся с тех же условий, что и наш. Если бы мы жили в шестом измерении, мы могли бы отправиться в любой мир, выбрать новое будущее, так как количество миров с различным ходом истории неограниченно. Будущее — это не «палка», а целый «веник» из возможных вариантов развития событий. Здорово было бы попасть в шестое измерение, правда? Ведь там можно самому решить, где родиться, кем и в какую эпоху.

Седьмое измерение — это новая прямая, которая состоит из шестимерных «точек», можно сказать, что это уже «бусы» из параллельных миров, нанизанные на одну линию. Восьмое измерение собирает эти «прямые» в одну «плоскость». А девятое можно сравнить с книгой, которая уместила в себя все «листы» восьмого измерения. Это совокупность всех историй всех вселенных со всеми законами физики и всеми начальными условиями.

Опять точка. Десятое измерение уже представить себе никто не может. Возможно оно – всё и вся, свёрнутое в крошечные струны, которые повсюду вокруг нас спрятаны в кварках. Чтобы представить себе десятое измерение, нам нужна новая прямая. Только вот новая точка на этой прямой невозможна, так как девятое измерение уже покрывает всё, что только можно себе представить, и даже то, что и представить трудно. Получается, девятое измерение — это не очередная отправная точка, а финальная — по крайней мере, для нашей фантазии. Если действительно существует всего девять измерений, а мы толком и в четвёртое не можем выбраться, то мы чем-то похожи на того самого двумерного муравья, который без посторонней помощи не может попасть в третье измерение… У кого же есть ключ к другим измерениям?
Мессинг предсказал как начнется Третья мировая война
Человечество опасается начала Третьей мировой войны, ведь некоторые все еще помнят ужасы Великой отечественной. К тому же при всем современном вооружении и технологиях любое вооруженное столкновение будет приравниваться буквально к концу цивилизации. Возможно именно из-за человеческих страхов предсказатели не раз упоминали в своих речах о Третьей Мировой войне. Пророчество о ней оставил и Вольф Мессинг.
По словам великого предсказателя, масштабный вооруженный конфликт придется на конец второго десятилетия XXI века. Россия в нем будет играть далеко не последнюю роль. Мессинг предвидел, что возможная война начнется из-за противостояние РФ и США.
Отношения между странами окончательно испортятся по причине дружественных отношений России и Китая. В итоге три государства окажутся в одной войне, потянув за собой и другие державы. Политики будут пытаться урегулировать конфликт, но ослепленные ненавистью страны останутся непреклонны. Мессинг писал, что эта битва закончится гибелью человечества. Это произойдет из-за использования ядерного оружия.
Как русины вместе с монголами и татарами на Европу нападали: Княжеская орда

Самое западное на Руси княжество – Галицко-Волынское, в истории описывается, как практически полностью суверенное и независимое от Золотой Орды государство. Однако это мнение восточно-европейских историков. А вот венгры, или же поляки вряд ли согласятся с таким суждением. Ведь на их земли регулярно в составе ханских армий совершали нападения и дружины русинов. Доказательством этих фактов служат не только польские, венгерские и ватиканские древние хроники, но и «отечественная» Ипатьевская летопись.
Летописный экскурс в историю
В Монгольской империи существовало четкое разделение народов на господствующие и полностью им подчиненные. Это было залогом ее процветания и стержневой политикой – подчинять, грабить и эксплуатировать. Покоренные восточные славяне все без исключения были вассалами Золотой Орды. Русские князья подчинялись приказам монголов и не пренебрегали их военной помощью, как своих непосредственных начальников.

В этом плане довольно хорошо сказывался опыт славянских народов по взаимодействию с половецкими племенами. Русины отлично знали и понимали традиции кочевников. Следовательно, им было не сложно приспособиться к монголо-татарским завоевателям.
Территории современных Казахстана, российского Урала, Поволжья, Прикавказья, Восточной и Южной Украины, а также Молдовы назывались в те времена Половецкой степью. Она была главным географическим компонентом улуса Джучи – старшего сына Чингисхана. В свое владение этот западный улус Монгольской империи Джучи получил от могущественного отца в 1224 году. А уже с 1266 года Улус Джучи стал отдельным государством кочевников, которое известно в настоящее время, как «Золотая Орда».

Уже с 40-х годов XIII века земли Галицко-Волынского княжества, находящиеся между реками Днепр и Днестр, попадают во владения улуса Джучи. Местным главой здесь становится беклярбек («бек над беками») Курумиши или Куремса, как называли его в своих трудах русские летописцы. Фактически он и являлся первым непосредственным сюзереном местных князей из рода Романовичей – Данила и Василька Галицких. Таким образом все южные и западные земли Руси вошли в Улус Джучи – как в экономическом, так и в военном аспектах.
На госслужбе у монголов
На всех подчиненных себе территориях монгольские ханы сразу же назначали своих военных представителей, которые обязаны были контролировать сбор налогов и податей в завоеванных провинциях. Назывались эти представители «баскаки» (тюрк. «печатники»). Историки отмечают, что на Руси баскаками монголы назначали местных вельмож из боярского или же воинского сословий.

В Ипатьевской летописи рассказывается об одном из таких баскаков по имени Курило. Был он «печатником» при князе Даниле Галицком. И имел весьма широкие как для баскака «военные полномочия» – командовал войском из 3 тысяч дружинников-русинов. Кроме того, сам князь Данило лично разрешает Куриле занять один из его городов на Волыни.
Также в летописи говорится и о монгольских наместниках из русинов в середине 1250-х годов. Так, старшина города Бакота, некий Милой, после прибытия татар сразу же примкнул к ним. То же самое он сделал и при следующем визите ордынцев. В Кременце его городовой посадник Андрей открыто заявлял, что «держится надвое» – имея на руках «грамоту Батыя», он без зазрения называл себя и «королевым» (королем Руси летописцы именовали Данила Галицкого), и «татарским».

В ватиканских документах есть свидетельства Джованни Карпини – папского монаха-францисканца, который в 1245 году ездил в Каракорум – столицу Золотой Орды. Монах пишет, что проезжая по пути Киев, он остановился в нем для преподнесения подарков местному ставленнику монголов, которого папский легат называет (как и остальных монгольских командиров) millenarius, или же «тысячник».
Военная интеграция
В Золотой Орде две государственные системы – налоговая и военная, были фактически одним целым. А то, что западные земли Руси были полностью интегрированы в военную систему империи монголов, доказано многочисленными летописными и документальными источниками. Так, тот же папский легат Джованни Карпини повествует, как происходил набор воинов в ордынские полчища на Юге и Западе Руси. От каждой семьи с тремя сыновьями монголы забирали одного. Также рекрутировали в обязательном порядке и всех холостых русинов.

Военная интеграция была настолько глубокой, что даже экипировка воинов Галицко-Волынского княжества со временем стала походить на монгольскую. В Ипатьевской летописи указывается на «ярицы» (латы), которые носили в ту пору все воины-русины. В Золотой Орде местное тюркское население называло этот элемент военной экипировки «ярик». Австрийские послы, которые пребывали в военном лагере Данила Галицкого в 1252 году, также с удивлением отмечали у воинов князя не только татарское и монгольское оружие, но и те же «ярики».
Множество документальных источников того времени позволяют современным историкам довольно четко вывести полную хронологию участия правителей Галицко-Волынского княжества в военных кампаниях Золотой Орды на протяжении почти столетия. Начиная с 1259 и заканчивая 1341 годом. О таких военных походах есть записи как в польских иезуитских хрониках, так и в Густинской и Ипатьевской летописях.
Влиятельные друзья-кочевники
Историки, изучившие множество материалов конца XIII века, пришли к выводу, что русичи участвовали также и в походах соседнего Дунай-Днестровского улуса, к которым княжества Руси не имели абсолютно никакого отношения. В составе орд Алгуя, Ногая и Теле-Буга русичи участвовали в военных кампаниях монголов против Венгрии и Польши. При этом данные походы никак не могли быть для русских воинов принудительными.

Русские князья были всерьез заинтересованы в военных кампаниях на Западе. Все дело в том, что с европейскими соседями Русь давно, еще до появления на своей территории татаро-монголов, вела войны. Вполне логично, что будучи под властью Золотой Орды, русские князья использовали своих властителей для решения собственных споров с западными конкурентами.
В Галицко-Волынской летописи раскрываются подлинные мотивы одного из совместных военных походов русинов и татар в 1280 году. По данным автора этого документа князь Лев Галицкий (сын Данила) решил присоединить к своим владениям отдельные польские земли. Чтобы заручиться поддержкой татаро-монгольского войска, Лев отправился к Ногаю «окаянному и проклятому» просить у него военной помощи «на ляхов».

Еще раньше, в 1277 году, тот же Ногай, вняв жалобам галицко-волынских князей на Литву, отправил русским правителям целую рать под командованием воеводы Мамишия. Получив такую поддержку от сюзерена, русины сразу же выступили в литовский поход. Самые же поздние совместные походы монголов и русичей на Польшу (1340-1341 гг.) были также обусловлены в первую очередь надобностью для Руси.
В то время польский король Казимир III, развязав войну с западнорусским княжеством, практически полностью опустошил земли Галичины. Чтобы отомстить полякам тогдашний правитель Галицко-Волынского княжества, боярин Детько, попросил у Золотой Орды военную помощь. И впоследствии получил ее.
Не святые русины
Правители Галицко-Волынского княжества во времена совместных с ордынцами походов не только следовали своим интересам, но и полностью подстраивались под интересы своих непосредственных монголо-татарских начальников. Так, в угоду монголам князья Роман и Лев Даниловичи обманом вынудили польских защитников Сандомира выйти к ордынцам с дарами. Якобы те после этого всех помилуют. Но как только поляки открыли ворота – войска татар и русинов ворвались в крепость и устроили там настоящую резню.

В Ипатьевской летописи упоминается еще один факт выслуживания русинов перед своими завоевателями. Во время военного похода под предводительством хана Бурундая, князь Василько напал на литовский отряд. Разбив его, всех пленных, как подарок, князь отдал Бурундаю. Получив взамен похвалу монгольского наместника за свою преданность.
При этом и сами русины были не чужды грабежам и насилию. Так, в 1277 году во время планирования очередного литовского похода на военном совете князья Владимир, Мстислав и Юрий решили не идти к Новгороду, где ранее побывали татары и все разграбили, а двинуться к «девственному месту».
Чрезмерными грабежами русинов в Ипатьевской летописи объясняется и провальный русско-татарский поход на Польшу в 1280 году. По мнению летописцев та неудача была для князя Льва Галицкого «карой Божией» за ранние опустошения им этих земель.

В польских и литовских летописях всех участников таких походов – как татар и монголов, так и русинов, авторы называют «неверными» или «язычниками». По просьбе короля Польши Папа Римский в 1325 году объявляет против ордынцев и русинов крестовый поход. Опять же называя последних «язычниками» и «врагами Христа». При том, что к тому времени практически вся Русь уже исповедовала христианство.
Историки объясняют это довольно просто – все католики привыкли считать русинов вассалами Золотой Орды. Следовательно, как и монголов и татар, русичей в Польше, Венгрии, Литве и остальной Европе расценивали, как языческих варваров. Занимающихся только войнами и грабежами. Интересен тот факт, что благодаря такой трактовке некоторые современные польские историки всерьез утверждают, что король Казимир III на самом деле не завоевывал у русичей Галичину, а освобождал ее от Золотой Орды.

Как бы там ни было, но после падения в XIV веке татаро-монгольской империи, земли Галицко-Волынского княжества, которые были автономными в ее составе, поделили между Великим княжеством Литовским и Польским королевством. Позже эти земли также целиком вошли в новое государственное образование – Речь Посполитую.
ВАНГА: последние предсказания

В последние годы своей жизни Ванга предсказала новое наводнение на Земле и сказала, что Черное море достигнет Сливена.

Никто не может с уверенностью сказать, что она сделала эти прогнозы, рассказанные людьми, которые общались с ней индивидуально. Однако факт в том, что несколько разных людей свидетельствуют об одном и том же — она предсказывала бурные потоки наводнения в Болгарии.
Ванга видела, как в первой половине 21 века Черное море расширило свою территорию, и часть его вошла вглубь Болгарии.
Она даже предсказала, что из-за землетрясений и ливней гора Пирин в своей значительной части будет затоплена и море остановится в Родопах, которые для нее, как и для фракийцев, являются священной горой.
В 1996 году в интервью российскому бизнесмену и депутату Антолию Любченко, по мотивам которого был снят фильм «Вангелия», прорицательница из Петрича рассказала о новом потопе.
«Через 30 или 40 лет также будет наводнение. Большое тело полетит на Землю и упадет в воду. Волны смоют многие страны и народы, а солнце погаснет через три года. Добро выживет, а зло, притворяющееся очень хитрым, погибнет.
Многие, многие умрут. И потом будет очень хорошая жизнь и бессмертие », — сказала тогда Ванга. Однако здесь она не упоминает ничего конкретного о Черном море.
По словам основателя Белого Братства Петра Деунова, «Средиземное море сольется с Каспийским морем, и в Азии сформируется множество крупных озер. Балканский полуостров постепенно опустится, и Средиземное море приблизится к Родопам. Некоторые прибрежные города на Черном море будут затоплены — порт может оказаться более удаленным от суши городом.
Япония полностью уйдёт под воду. Но сейчас катаклизмы происходят в более отдаленных местах, и Балканский полуостров остался позади ». Об этом Учитель говорит в своем выступлении «Пища, вода, тепло, свет», опубликованном в его книге «Тихий голос».
Еще в первой половине 20 века спящий пророк Эдгар Кейси предсказал новое наводнение, которое полностью изменит очертания континентов и мирового океана. Совсем недавно другой американский пророк, Гордон Майкл Скалион, предсказал вещи, которые слишком близки к тому, что сказали Ванга и Деунов.
«Испания и юг Португалии полностью исчезнут с лица земли.
3/4 Италии окажется под водой —Венеция, Неаполь, Рим и Генуя. Ватикан будет спасен — город переведут на холм. Появятся новые земли от Сицилии до Сардинии. Черное море затопит Болгарию и Румынию.
Великая Священная война разразится на территории от Польши до Турции, которая оставит после себя пепел и несколько уцелевших земель. Часть западной Турции будет скрыта под водой — новая береговая линия пройдет между Кипром и Стамбулом.
Напомним, Берос (правильнее Беросс) (гг. жизни 350/340 — 280/270 до н. э.) — знаменитый вавилонский историк (также астролог и жрец бога Бела). Беросс прославился написанным им на греческом языке сочинением по истории древней Месопотамии — «Вавилонская история» в 3 томах. Так вот, Берос в своей книге написал о самом древнем шумерском божестве Оаннесе. К сожалению в самих шумерских текстах (известных к настоящему времени) хоть сколько-нибудь подробных упоминаний об Оаннеме нет, поэтому текстт Бероса о нём остаётся единственным верифицируемым источником.

Оаннес
Оа́нн (или Оа́ннес, или У-Ан) — по преданию шумеров (согласно Беросу), герой с головой и телом рыбы, но с человеческими ногами (и с человеческим лицом), вышедший из Персидского залива. Оанн пришёл к жителям Месопотамии в качестве, как мы бы сейчас сказали, реформатора и наставника. Он принёс им цивилизацию, письмо и науки, закон. В «Вавилонской истории» Бероса читаем:

«В первый год появилось из моря, в том месте, что вблизи Вавилонии, ужасное существо по имени «Оан», тело у него всё было рыбье, а из-под головы, из-под рыбьей головы, росла другая голова и подобным же образом человеческие ноги росли рядом с рыбьим хвостом. Голос же у него был человеческий. Изображение его и теперь ещё сохраняется. Это существо дни проводило среди людей, не принимая никакой пищи, и научило людей грамоте, и математике, и владению искусствами разного рода, научило жить в городах, основывать храмы, устанавливать законы, и геометрии научило, и показало, как собирать зерно и плоды, и вообще научило всему, что относится к культурной жизни. С того времени ничего больше уже не было изобретено. С заходом солнца существо это вот, Оан, ныряло назад в море и ночи проводило в пучине. Потому что было оно амфибией»

Также, как пишет Беросс, Оанн написал рассказ о сотворении мира и государственном устройстве и передал его людям (возможно, речь идёт о шумеро-вавилонском космогоническом эпосе «Энума элиш», что в переводе значит примерно «Когда наверху»
Энки и его «потерянная книга»
В весьма разветвлённом и подробно описанном пантеоне шумерских богов (ануннаков) Оаннес ни разу не упомянут. Его следами (или его «эхом») можно считать как раз показанное выше некое обобщённое шумерское божество, имя которого означает «мудрость». С водой и с передачей знаний людям связан один из двух главных шумерских «богов Неба и Земли» по имени Эа (чаще встречается аккадское написание его имени, Энки). Энки и Энлиль — по шумерской мифологии сыновья верховного «бога Неба» Ану. Согласно шумерским текстам, Энки\Эа сотворил и самих шумеров (около 200 000 лет назад, в Южной Африке — в переводе шумерских мер времени и географических названий).

Известны несколько (четыре) таблиц так называемой «Книги Энки», в которой он вроде бы продиктовал шумерскому писцу историю пребывания ануннаков на Земле. Но археологи нашли из неё лишь несколько небольших неполных отрывков на клинописных таблицах.

Скандально известный востоковед (и шумеролог) Захария Ситчин (1920-2010), который считал ануннаков пришельцами с планеты Нибиру, — Ситчин в последние годы свой жизни попытался реконструировать «Книгу Энки», дополнив её короткие известные отрывки своим текстом, в соответствии со своими версиями (которые он разрабатывал с начала 1970-х гг). В этой своей книге (под названием «Потерянная книга Энки») Ситчин выдвигает версию о том, что первым из жителей Нибиру на Земле побывал некий бывший правитель Нибиру по имени Алалу (он же — Оаннес), который обнаружил в океанах и реках Земли много золота, необходимого для защиты теряющей атмосферу Нибиру. Именно Алалу\Оаннес и появлялся первоначально в облегающем скафандре, напоминающем крупную рыбу.
Далее, согласно версии Захарии Ситчина, Алалу сообщил о своём открытии на Нибиру, и через 3 600 лет («шар» — шумерская мера больших циклов) на Землю прибыла небольшая команда (около пятидесяти человек) во главе с «главным инженером» ануннаков Эа\Энки. Это произошло (согласно шумерскому «Списку допотопных царей») около 420 000 лет назад. Энки и его команда приводнились в Персидском заливе, и основали главную базу ануннаков в месте, где впоследствии (около 7000 лет до н.э.) возник первый шумерский город-государство Эриду.
Страшилки обитателей высоток
Высотная застройка городов началась в середине прошлого века, и эксперты сразу задались вопросом, как этажность влияет на здоровье и самочувствие. Судя по ранним исследованиям, жизнь и работа в небоскребах ухудшает психическое состояние и развивает фобии, но современные ученые это не подтверждают. И все же данные противоречивы. В Швейцарии, например, чем выше квартира, тем ниже смертность, а в Осло, наоборот, у обитателей верхних этажей чаще случаются инфаркты.
Ученые из Канады проанализировали данные о самочувствии жителей высоток и пришли к выводу: большинство тех, кто поселился выше 16-го этажа, довольны выбором. Судя по опросам, в Гонконге и Сингапуре таких более 60 процентов. Обитатели небоскребов в Токио, Чикаго и Сеуле тоже вполне счастливы, хотя квартиры, расположенные наверху, стоят дороже. Но людям нравится панорамный обзор, особенно ценится вид на море или сад.
В городах, где большой трафик, предпочтительнее пятый этаж и выше, поскольку там чище воздух, отмечают ученые из Нью-Йорка. В Гонконге квартиры ниже 20-го этажа продаются из-за этого дешевле. Еще одно преимущество — отсутствие уличного шума, который в центре мегаполисов стал настоящей проблемой, влияет на психику и остроту слуха. Между тем в том же Гонконге предпочитают селиться посередине — между шестым и двадцатым этажами. В Сеуле те, кто работает в небоскребах, тоже не спешат забираться выше: оптимальный вариант для большинства — от шестого этажа до пятнадцатого.
Боятся жить в небоскребах всего один-два процента участников опросов из Южной Азии. В основном это страх, дисбаланс и головокружение, которые появляются, когда смотришь вниз. А в Германии примерно у 28 процентов людей акрофобия — боязнь высоты. Еще одна причина беспокойства — сильные ветра, раскачивающие дома. Если такое происходит часто, у некоторых возникает тревога и ощущение дискомфорта. Продолжительные низкочастотные вибрации иногда вызывают бессонницу, снижают концентрацию, ухудшают настроение. Даже спустя двенадцать часов после прекращения колебаний такие состояния сохраняются. У сотрудников офисов в небоскребах падает работоспособность.
Среди самых распространенных страхов — пожар в высотке, скоростной лифт, от которого закладывает уши, риск падения из окна. Масштабное исследование связи этажности и здоровья провели в Швейцарии. Ученые взяли базу переписи населения 2000-го, выделили полтора миллиона человек, живущих в домах выше четырех этажей, и проанализировали их смертность от всех причин до 2008 года. Оказалось, она ниже, чем у тех, кто обосновался на первых этажах. Авторы работы решили: все дело в социально-экономическом положении. Аренда наверху дороже, поэтому там селятся более состоятельные люди. Кроме того, этажность побуждает к физической активности.
К похожим выводам пришли ученые из Бельгии, проанализировав более шести миллионов анкет по переписи 2001-го: чем выше этаж, тем лучше люди оценивали собственное здоровье. Вероятно, дело действительно в высокой физической активности, более чистом воздухе и отсутствии шума. Или, возможно, наверху живут люди более состоятельные, а внизу — те, у кого проблемы со здоровьем. Во всяком случае, эта работа опровергает распространенное мнение архитекторов о том, что жизнь в высотках вредна.
Анализ 11 тысяч анкет жителей Осло показывает иной результат — там жители верхних этажей чаще страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Однако виной тому вряд ли высота как таковая. В столице Норвегии наверху селятся самые бедные люди, часто эмигранты, безработные, без образования. Отсюда печальные цифры: выше четвертого этажа многие курят, малоподвижные и с лишним весом живут на шестых-десятых. Число пьющих растет начиная с четвертых-пятых этажей. Однако авторы допускают и другие причины противоречивых результатов — влияние атмосферного электричества, количество времени, проведенного в квартирах в высотках. Или даже ошибки анализа, связанные с переездом людей на другие этажи после перенесенной болезни.
Свежие комментарии