Странный союз и его перспективы: РФ и Беларусь после «пандемийного» кризиса
Президент Белоруссии Александр Лукашенко не стал отказываться от проведения Парада Победы. В отличие от Москвы, в Минске парад состоится в срок – 9 мая 2020 года. И это – не первое решение главы соседнего государства, явно идущее вразрез с политикой российского руководства.
Хотя Союз России и Белоруссии существует уже более двадцати лет, он все больше приобретает формальный характер. Отношения между двумя самыми близкими постсоветскими государствами давно оставляют желать лучшего. У Москвы и Минска есть взаимные претензии друг к другу, но главное – две страны по-разному смотрят на очень многие политические и экономические процессы.
Уже заставивший несколько позабыть о себе белорусский президент вновь оказался в центре внимания мировых СМИ благодаря своей критической позиции на фоне "пандемийного" кризиса. Белоруссия – одна из немногих стран мира, где до сих пор нет режима карантина и самоизоляции, а глава государства сравнивает данные о количестве смертей от коронавируса и, к примеру, от отравления алкоголем и делает вывод: от Covid-19 умирает меньше людей.
Кстати, именно позиция по вопросу о коронавирусе стала одной из причин очередной кампании против «бацьки», которая была развернута в отечественной прессе, причем в едином обличительном порыве сегодня слились и либеральные, и так называемые прокремлёвские масс-медиа. Ведь Александра Лукашенко первые ненавидят давно, а вторые недолюбливают всё больше.
В свое время покойный Борис Ельцин видел в Александре Лукашенко опасного соперника, который в перспективе мог возглавить Союз России и Белоруссии и действительно объединить две республики в единое государство. Тогда Лукашенко был молод, свеж и полон энергии. Многие его решения, например – сохранение смертной казни, импонировали левопатриотической части российского населения.
С тех пор прошло более двадцати лет. Первым ударом по концепту Союзного государства, кстати, стало избрание в России президентом Владимира Путина. Лукашенко понял: конкуренцию с новым руководителем российского государства, в отличие от вечно похмельного первого президента, ему не выиграть.
После 2014
Дальше – больше: начались постоянные «продуктовые войны» между двумя государствами, споры из-за цен на энергоносители. Наконец, в 2014 году Белоруссия не стала однозначно вставать на сторону России в конфликте с Украиной, через РБ продолжились поставки в РФ европейской санкционной продукции. Минск де-юре не признал Крым российским.
Теперь некоторые эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение отношений между двумя государствами и даже предсказывают, что союз России и Белоруссии после пандемии может прекратить свое существование. Якобы Лукашенко с Путиным уже окончательно не по пути, а проведение Парада Победы 9 мая в Минске станет демонстративным вызовом российскому президенту, который проводить парад пока не рискнул.
Да и вообще Лукашенко выглядит довольно неплохо на фоне российских элит с присущей многим её представителям страусиной тактикой устранения от проблем на фоне распространения пандемии. Вполне бодрый белорусский президент появляется на публике, шутит и всячески подчеркивает, что вирус - вирусом, а работать - надо.
Впрочем, даже не столько политические противоречия и коронавирус, сколько экономическая ситуация может стать «могильщиком» союзного государства. Маленькой Белоруссии будет не так просто справиться с последствиями экономического кризиса, но и Россия будет сосредоточена на решении собственных проблем, а учитывая «неправильное», с точки зрения Москвы, поведение «бацьки», денег ему могут и не дать. Хватит ли у Минска сил для того, чтобы самостоятельно справиться с последствиями кризиса?
С другой стороны, и «валить» в политическом и экономическом плане Лукашенко для Москвы нет никакого резона. Более того, премьер России Михаил Мишустин незадолго до своего больничного даже намекал белорусскому руководству: пора, мол, и дальше развивать интеграционный процесс в рамках союзного государства.
Конечно, Белоруссия серьёзно зависит от России в экономическом отношении, являясь и потребителем российских топливно-энергетических ресурсов, и поставщиком в Россию продукции своего сельского хозяйства и машиностроительной промышленности. Но не стоит забывать и о том, что Белоруссия пока ещё остается в числе тех государств на постсоветском пространстве, которые не взяли открыто курс на Запад.
При всех сложностях во взаимоотношениях с Москвой Лукашенко прекрасно понимает, что для США и Европы он чужой, поэтому не спешит повторять опыт других постсоветских государств. А вот если «бацька» покинет президентское кресло, то с очень большой долей вероятности Запад тут же попытается пустить ситуацию в Белоруссии по украинскому сценарию с попыткой взять РБ под свой тотальный контроль.
Будущее российского самолета МС-21: технологии прорывные, но время «нелётное»
В 2021 году российские авиакомпании должны получить первые лайнеры МС-21. Этот самолет до сих пор вызывает противоречивые оценки. Одни называют его подлинным прорывом в постсоветском авиастроении, другие – откровенной авантюрой.
По мнению представителей Минпромторга России, самолет МС-21 должен выдержать конкуренцию с воздушными машинами таких всемирно известных гигантов авиационной промышленности как Boeing и Airbus. Ведь МС-21 запланирован как самолет с повышенным уровнем комфорта для пассажиров. Это качество достигнуто благодаря самому широкому в данном классе воздушных машин фюзеляжу. В итоге в лайнере можно разместить более просторные и удобные кресла, либо сделать широкий проход, в котором свободно разминется два человека.
Скептическое отношение к будущему самолёта МС-21 обусловлено несколькими соображениями. Во-первых, надо быть реалистами – завоевать своё место под солнцем новому лайнеру российского производства будет очень сложно. Ведь те же Boeing и Airbus – не только богатейшие компании с огромной историей, не только настоящие бренды, они обладают и развитыми связями с потенциальными покупателями, делиться которыми вряд ли собираются, особенно на фоне мирового экономического кризиса. До 2025 года мировой рынок самолетов уже законтрактован Boeing и Airbus на 75%! Поэтому проблемы с выходом на внешний рынок у самолета будут однозначно.
Во-вторых, МС-21 отнюдь не дешев в производстве. Стоимость его выпуска все время растёт, что связано с поручениями правительства довести процентное соотношение отечественных комплектующих если не до 97%, то хотя бы до 80%. Задача очень сложная, хотя и выполнимая при наличии финансовых вливаний.
В-третьих, вопросы у экспертов вызывает топливная эффективность нового самолета. Впрочем, сейчас ситуация на топливном рынке значительно изменилась по сравнению с тем временем, когда Россия только заявляла о планах создания МС-21. Однако на Западе действуют серьезные экологические ограничения, которые часто используются в качестве инструмента конкурентной борьбы. То есть, с помощью системы сертификации Запад препятствует проникновению на свои рынки самолетов иного производства, нежели продукция американских и европейских авиастроительных компаний.
В-четвертых, скептики приводят в пример опыт SSJ-100, продажи которого вряд ли можно назвать успешными. Но не надо забывать, что «Суперджет» и МС-21 – все же принципиально разные самолеты, с разной историей, а значит и будущее их ждать может также весьма отличающееся.
Сильные стороны
Сильной стороной самолета, помимо повышенной комфортности, эксперты называют высокую степень внедрения инновационных технологий и материалов. Например, при создании самолета широко используются современные полимерные композитные материалы, в том числе и благодаря которым удалось сконструировать крыло с повышенным аэродинамическим качеством.
У МС-21 – алюминиевый фюзеляж, хвост и крылья изготовлены из карбона. Карбон – пластик, армированный углеродным волокном и отличающийся куда большей прочностью, чем углеродная сталь. При этом именно российской компании «АэроКомпозит-Ульяновск» удалось первой в мире значительно удешевить производство этих материалов.
Японский автор Котаро Ватанабэ из издания JB Press даже не преминул подчеркнуть, что карбоновые крылья делают МС-21 более совершенной воздушной машиной, чем Boeing-787, считающийся на данный момент самым передовым лайнером в мире. Хотя Boeing также использует карбоновые крылья, себестоимость производственного процесса этих деталей для МС-21 значительно ниже, на что и обращает внимание японец.
Сейчас уже очевидно, что МС-21 может добиться успеха на двух направлениях. Первое - внутренний рынок, где существует потребность в современных отечественных самолетов. Преград в виде сертификации западного образца здесь нет. Единственная вероятная проблема – стоимость самолетов. И этот вопрос очень существенный, особенно в условиях жесточайшего кризиса, в котором оказалась отрасль авиаперевозок после пандемии коронавируса. Пока время, как говорится, "нелётное". Авиаперевозчики несут убытки по всему миру.
Второе направление – рынок развивающихся стран. Целый ряд государств Азии и Африки традиционно проявляет интерес к продукции российского производства в сфере авиации и авиационного оборудования. Вероятно, что и МС-21 не станет исключением. По крайней мере, эксперты говорят о возможности заключения контрактов с Ираном, который заинтересован в иных, не американских и не европейских поставщиках самолетов.
Впрочем, сейчас будущее МС-21 полностью упрется в финансовую проблему. Даже если у государства окажется достаточно средств для завершения работ по созданию «Магистрального самолета XXI века», это отнюдь не означает, что побитые экономическим кризисом и сокращением производства авиакомпании смогут позволить себе его приобретение. Поэтому есть определенный риск того, что МС-21 в ближайшие несколько лет не поступит в серийное производство.
Чем «легкие джавелины» FGM-172 SRAW не устроили морскую пехоту США
Чтобы снизить зависимость пехоты от противотанковых подразделений, в США в свое время нашли довольно неплохой выход – вооружили части Корпуса морской пехоты FGM-172 SRAW, которые еще называют «легкими джавелинами».
FGM-172 SRAW Predator – одноразовый противотанковый ракетный комплекс. Впрочем, его чаще называют крупнокалиберным гранатометом, хотя в классификации стран НАТО гранатометами называется лишь оружие многоразового использования, а все остальные образцы классифицируются как «ракетомёты».
О необходимости вооружения подобным оружием линейных пехотных частей в американской армии задумались еще в далекие 1980-е годы. Ведь в американских вооруженных силах тогда ощущалась нехватка именно тяжелого вооружения для пехотных отделений, с помощью которого пехотинцы могли бы самостоятельно решать задачи по поражению бронированной техники противника.
В итоге в 2002 году на вооружении Корпуса морской пехоты появились «легкие джавелины» производства корпорации Lockheed Martin. Так крупнокалиберные гранатометы прозвали не зря, ведь, по сути, они и являют собой облегченную модификацию FGM-148 Javelin с некоторыми нюансами. FGM-172 SRAW является одноразовым гранатометом и использует боеприпас калибра 140 мм. Эффективная дальность стрельбы составляет 400 метров – не так и плохо для подобного оружия.
Укрываясь в зданиях и сооружениях, пехотинец, вооруженный FGM-172 SRAW, может спокойно отслеживать цель и запускать ракету. Это делает ПТРК данного типа весьма эффективным оружием во время боевых действий в городских условиях.
Плюсы "легких джавелинов"
Безусловным плюсом «легкого джавелина» является инерциальная система управления. Стрелок может не обращать внимания на сопутствующие факторы в виде температуры воздуха или уровня ветра. Благодаря автопилоту ракеты она удерживается на линии прицеливания, а во время полета автопилот отрабатывает угол упреждения до точки встречи с целью. Фактически в руках у американского пехотинца – высокоточное оружие, позволяющее сделать выстрел, поразить цель и далее решать уже другие боевые задачи.
В головной части ракеты находятся головной взрыватель, программируемый детонатор и боевая часть, выполненная с воронкой, формирующей ударное ядро. Подрыв боевой части осуществляется по сигналу головного взрывателя или с замедлением. Если подрыв осуществляется сразу, то заряд формирует ударное ядро, пробивающее защиту цели.

Отверстие в диаметре получается шире, чем корпус ракеты, причем часть взрывчатых веществ поражает цели за укрытием осколками корпуса. Если говорить о замедлении, то здесь заряд приводится в действие после проникновения ракеты в слабые укрытия, например – в окопы и иные земляные сооружения.
Есть у FGM-172 SRAW и очевидные минусы
Именно из-за них это оружие и не устроило американских морпехов.
Прежде всего, это солидная масса оружия – 9 кг. Кроме того, из-за инерциальной системы управления ракетной пришлось снизить массу боевого заряда, который весит 2 кг 300 г, что эксперты считают недостаточным весом для боеприпаса подобного калибра.
Еще одним недостатком, правда не технического, а экономического характера, является высокая стоимость одноразового ПТРК. Именно это обстоятельство стало одной из главных преград для оснащения подобным оружием большинства линейных частей американской пехоты. Ведь сначала предполагалось, что «легким джавелином» будет вооружен почти каждый пехотинец. Оказалось – дорого, да и бессмысленно после сокращения в связи с распадом «восточного блока» огромного танкового парка, коим обладала советская армия.
В итоге на вооружении Корпуса морской пехоты США оказалось достаточно скромное количество FGM-172 SRAW. Речь идет о 1000 единиц. Ведь на ротном уровне подразделения морской пехоты предпочитают более тяжелые FGM-148 Javelin.
Возможно, большая часть «легких джавелинов» была модернизирована в FGM-172В, предназначенные для поражения легкой бронетехники (бронеавтомобили, бронированные разведывательные машины) и земляных укреплений противника, но и это оружие, судя по всему, было израсходовано за время многочисленных и продолжительных кампаний американской армии на Ближнем и Среднем Востоке.
Свежие комментарии