Орган из бумаги и другие удивительные научно-технические музыкальные опыты
Для начала взгляните на работу белорусского мастера Алексея Жолнера, большого виртуоза бумажных механизмов. Из бумаги он изготавливает и двигатели Стирлинга, и автомобильные коробки передач, а самой знаменитой его работой стала бумажная (и притом действующая) РСЗО «Град». Впрочем, и музыке нашлось место на видеоканале Алексея: не так давно он сыграл на бумажном органе собственного изготовления. Интересно, что в этом случае мастер отступил от своей обычной традиции и не стал выкладывать подробные выкройки в общий доступ. По его словам, это слишком сложный и тонкий проект: «каждую трубу нужно подгонять, на звук влияет даже толщина бумаги».

Музыка почти непрерывно сопровождает и работу Большого Адронного Коллайдера. Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) участвует в ежегодном Джазовом фестивале в Монтрё со своей программой «Физика музыки и музыка физики». Здесь специальный гость, пианист Альфред Блаттер (Alfred Blatter), сыграл в паре со специальным «космическим пианино», инструментом, созданном физиком из ЦЕРНа Артуро Теллезом. Пианино включает четыре детектора, которые регистрируют пролеты частиц космических лучей и в зависимости от их характеристик включают определенного цвета лампу и играют определенного тона ноту.
Пианисту остается прислушиваться к этим случайным сигналам Вселенной — и импровизировать.
Космос вообще служит частым источником музыки — не только вдохновляя композиторов. Конечно, акустические волны не могут распространяться в этом вакууме, но физики иногда превращают различные сигналы в акустические — для удобства. (Зачем они это делают, можно понять из этого ролика, в котором Мартин Арчер использует звуковые колебания для наглядной демонстрации механизмов работы магнитного поля и сравнивает нашу планету с огромным музыкальным инструментом.) На таких акустических моделях черные дыры сливаются с легким «блипом», ураганы Юпитера издают низкий свистящий звук... Прошлым летом редакция журнала Popular Science собрала такие записи, а американская исполнительница Симонн Джонс (Simonne Jones) написала на их основе композицию Alchemy. К сожалению, клипа на нее пока не записано, так что наслаждайтесь чистым звуком.
Впрочем, ученые и сами горазды музыку писать. Некоторое время назад популярный научно-популярный видеоканал AsapSCIENCE представил отличную акапеллу Science Wars — вечный и вечно горячий спор о том, кто «главнее», физика, химия, биология или математика.

Пешее путешествие на Луну с Дэвидом Боуи: необычная прогулка


В минувшее воскресенье мир отмечал 70-летний юбилей Дэвида Боуи, звезды совершенно неземной притягательности, скончавшейся в 2016 году. В связи с этим каналу Skunk Bear пришла в голову одна весьма интересная идея:

С помощью 360o видео Skunk Bear решил наглядно продемонстрировать, какое время займет у человека пешее путешествие на Луну по идеально ровной дороге, если бы оно было возможно. Автор задался вопросом, а смог бы человек пройти этот путь за всю свою жизнь? Поскольку творчества Боуи было тесно связано с космической тематикой, путешествие началось в июле 1969 года: тогда экипаж Apollo 11 впервые отправился на Луну, и в этот же месяц 22-х летний Дэвид выпустил первый хит «Space Oddity». Видео расскажет о ключевых событиях, произошедших за почти пять десятков лет, которые займет этот долгий путь. А вместе с последним альбомом Боуи подходит к концу и путешествие на 384 400 км от Земли.
Как научиться играть на фортепиано с помощью голограммы

Система под названием Andante представляет собой наглядные голографические подсказки для нажатия клавиш на музыкальном инструменте. Анимированные фигуры ходят и танцуют по клавиатуре, демонстрируя, какие клавиши и с какой длительностью нужно нажимать. Разработчики считают, что эффект заключается в восприятии человеком музыки через призму ходьбы как одного из фундаментальных человеческих ритмов.

Дэвид Боуи ушёл из жизни


Буквально накануне — 8 января — Боуи отметил свой 69-й день рождения, выпустив последний студийный альбом, 25-й по счёту.
Самым известным хитом британца стала песня Space Oddity («Странный случай в космосе»), выпущенная Дэвидом Боуи в 1969 году одновременно с высадкой экипажа американского космического корабля Аполлон-11 на Луну.
В легендарной песне поётся об астронавте по имени Майор Том, затерявшемся в открытом космосе.
Композиция была создана с очевидной оглядкой на фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001», снятый по роману Артура Кларка и вышедший на экраны годом ранее.
Сингл занял 5-е место в британском чарте продаж, а при повторном релизе в 1975 году — почётное 1-е место и принёс Дэвиду Боуи заслуженную популярность.

Как устроен цифровой рояль?

Матерые пианисты-профессионалы, предаваясь воспоминаниям, травят байки о том, как они набивали инструмент одеялами, чтобы он звучал тише и чтобы соседи из соседних квартир реже стучали по батареям. С тех пор появились цифровые пианино, на которых можно играть хоть громко, хоть тихо, хоть в наушниках. Однако студенты-музыканты в преддверии экзаменов, полностью игнорируя технический прогресс, по-прежнему набивают акустические фортепиано постельным бельем. Почему? Да потому что звучание настоящего концертного рояля — это целый мир бесконечно разнообразных звуков, громких и тихих, томных и ярких, нежных и неистовых. Мы забываем об этом, слушая поп-музыку по радио: современные продюсеры стремятся к ровному тону и громкости, чтобы фортепиано хорошо вписывалось в ансамбль. Но те из нас, кто время от времени посещает концертные залы, чтобы послушать вечную классику, никогда не перепутают преисполненный жизни акустический рояль с математически ограниченной «цифрой».
А может, все-таки перепутают? Тем более что музыканты и сами обманываться рады, ведь цифровое пианино дешевле, компактнее, а главное, не требует обслуживания и позволяет играть тихо. Слушая, как знаменитая Габриэла Монтеро импровизирует на цифровом Casio GP-500BP, ваш покорный слуга забылся, закрыл глаза и думал лишь о невероятном мастерстве пианистки. То есть перепутал, не почувствовал «подвоха». Не почувствовала его и сама Габриэла, которая без труда нашла общий язык с цифровым инструментом.

Для того чтобы построить одну из самых успешных в истории цифровых имитаций большого концертного рояля, инженерам Casio пришлось слиться в творческом экстазе со специалистами C. Bechstein — всемирно известного производителя фортепиано высшего класса. На роялях родом из Берлина музицировали Эдвард Григ, Морис Равель и Александр Скрябин, а Клод Дебюсси и вовсе изрек, что фортепианная музыка должна писаться только для Bechstein. А еще звучание «Бехштейн» вы можете услышать в «Богемской рапсодии» Queen.
Вместе с японскими инженерами мы попытались разобраться, в чем кроется магия настоящего рояля и как специалистам Casio удалось ее воссоздать.
Осязаемость струн
Механика хорошего рояля настолько точна и деликатна, что пианист как будто может касаться струн собственными руками. Возможно, вам приходилось видеть, как музыкант то едва касается клавиш, как будто гладит котенка, а то обрушивается на них всем весом. При этом молоточки повторяют его движения, ударяя по струнам с разной силой.

Клавиатура пианино Casio серии Celviano Grand Hybrid полностью копирует рояльную. 88 клавиш сделаны из высококачественной австрийской ели и имеют такое же покрытие, что и клавиши рояля C. Bechstein. Все клавиши различаются по форме, двух одинаковых среди них не найти. Точная балансировка, соответствующий оригиналу вес и практически идентичный молоточковый механизм дают пианисту, играющему на Casio, такие же тактильные ощущения, как на рояле.
Безграничность тембра
Казалось бы, что может быть проще: записал звучание каждой ноты на хорошем рояле в отдельности и воспроизводи их при нажатии соответствующих клавиш, лишь изменяя громкость в отличие от скорости нажатия. Не тут-то было. От силы удара молоточка по струне зависит не только громкость, но и тембр, и многочисленные динамические характеристики ноты: нарастание и затухание звука, длительность. При очень сильном ударе струна на мгновение может зазвучать даже чуть выше собственной настройки.
Процессор AiR Grand в пианино Casio воссоздает естественные колебания тембра и динамики ноты во всем многообразии вариантов. С одной стороны, технология расширяет диапазон выразительных средств инструмента, а с другой — скрывает переходные стадии, делая звучание ровным, монолитным, единым.

Хор резонансов
Те, кто считает, что при нажатии клавиши внутри рояля звучит струна, глубоко ошибаются. Звучит буквально весь рояль: резонирует дека, дерево и, конечно же, другие струны. Вторая функция процессора AiR Grand называется «Акустический симулятор». Если утопить пару клавиш настолько медленно, что молоточки не дотянутся до струн, а лишь поднимутся демпферы, а затем сыграть третью ноту, то зазвучат все три струны. Этот эффект называется струнным резонансом. Демпферный резонанс предполагает звучание всех струн, когда нажата правая педаль и все демпферы подняты. У струн верхнего регистра нет демпферов, и они резонируют всегда, что называется резонансом открытых струн.

Самый интересный резонанс, который тоже имитируется симулятором, — аликвотный. На некоторых (не на всех) роялях к струнам верхнего регистра добавляются дополнительные короткие струны, звучащие на октаву выше. Молоточки по ним не попадают, но они резонируют вместе с основными струнами, делая звук ярче.
Могучий механизм
Концертный рояль — это могучая трехметровая машина, которая работает отнюдь не беззвучно. Когда исполнитель нажимает или отпускает педаль, слышно, как перемещаются длинные деревянные рычаги и тяги, поднимающие демпферы. Этот эффект имитируется и в цифровом пианино Casio Grand Hybrid, и, поверьте, это производит мощное впечатление.
Когда пианист отпускает клавишу, на струну опускается демпфер и глушит ее. Опускается он вовсе не мгновенно, а с той скоростью, с которой опускает его исполнитель. Характерный призвук заглушаемой струны имитируется в модели GP-500BP с помощью функции «туше-контроллер». Едва слышный стук клавиш и молоточков (громкость всех механических призвуков регулируется) добавляет сольному фортепианному исполнению живого тепла.

Уникальный голос
Звучание акустического пианино можно настроить на свой вкус, хотя это довольно непросто. Фортепианные молоточки увенчаны фетровыми подушечками. Чтобы сделать звук более мягким, томным, обволакивающим, мастер протыкает фетр специальными иглами, размягчая его. Чтобы сделать звук резче и ярче, специалист слегка подплавляет фетр специальным инструментом, ужесточая его. Эта операция называется интонированием.
К счастью, цифровому пианино ни настройка, ни интонирование не требуются. В нем уже заложены разные по характеру тембры лучших роялей мира. Вариант Berlin Grand скрупулезно воссоздает звучание C. Bechstein. Опытным любителям фортепианной музыки не составит труда догадаться, какие инструменты стоят за названиями Hamburg Grand и Vienna Grand. А при желании исполнитель может создать свой тембр, экспериментируя с многочисленными настройками.

Завораживающее зрелище
Каждый, кто учился в музыкальной школе, наверняка помнит, как здорово было приоткрыть крышку рояля и, опершись на 300-килограммовый инструмент, наблюдать, как бегают и бьют по струнам молоточки, пока учитель играет беглый этюд. Удивительно, но это завораживающее зрелище доступно и пользователям Casio Grand Hybrid. У подавляющего большинства цифровых пианино крышка клавиатуры сдвигается внутрь корпуса, перекрывая даже теоретически доступ к внутренностям инструмента. Крышка клавиатуры Grand Hybrid имеет складную конструкцию. Открыв инструмент сверху, вы увидите заветные молоточки. Кстати, открытие крышки влияет и на звук инструмента. Grand Hybrid хоть и зовется формально пианино, но его четырехканальная акустическая система, состоящая из шести динамиков, имитирует акустический рояль, направляя звук преимущественно вверх и вниз.

Путевка в мир
У настоящих роялей есть еще одно волшебное свойство, доступное не всем исполнителям. Талантам они открывают дорогу к невиданным высотам: выступления в лучших концертных залах мира, с лучшими оркестрами и дирижерами, высшее общество и нескончаемые рукоплескания публики. Что из этого может сымитировать цифровой инструмент? Оказывается, не так уж и мало. Функция «игра с оркестром» позволит умелому пианисту почувствовать себя солистом. 15 знаменитых оркестровых произведений были записаны специально для Grand Hybrid в высочайшем качестве. А чтобы хорошенько отрепетировать материал, оркестр можно ставить на паузу или замедлять до 20%. На «первой кнопке» — конечно же, Фортепианный концерт № 1 Петра Ильича Чайковского. Хотите выступить на сцене? Двенадцать залов с соответствующей акустикой в вашем полном распоряжении, от камерного салона до футбольного стадиона. Забавно, но факт: симулятор акустического пространства позволяет послушать себя с первых рядов партера, из центра зала или с галерки.
Ронни Джеймс Дио снова отправляется в мировой тур


16 мая 2010 года Ронни Джеймс Дио, легендарный певец и рок-музыкант, завершил свой земной путь. Память о нем была увековечена по всему миру, а в Нью-Йорке даже появилась улица, названная в честь Ронни — Dio Way. Компания Eyellusion, при поддержке вдовы музыканта, Вэнди Гаксиолы, совершила невозможное: дизайнеры создали невероятно правдоподобную голограмму легендарного музыканта, подарив фанатам еще одну возможность увидеть кумира на сцене.
Как сообщает Associated Press, концерты Dio Returns начнутся в Финляндии, а весной следующего года пройдут на территории США.
Дуэт для дрели и гитары

Музыкант Пит О'Коннелл сделал из дрели помощника для себя, чтобы играть не в две, а в три руки. Он приспособил к дрели вращающееся устройство, которое назвал «Ризоническим колесом», и так смог получить крайне интересный результат.
Колесо может менять скорость, а гитару можно настроить и установить так, чтобы выдать любой ритм, который вы хотите. О'Коннелл также скомбинировал колесо с деревянным бруском, и так получил простейшую перкуссию. Это вроде бы незамысловатое устройство имеет крайне многостороннее применение и подходит для разных стилей и оборудования.


Свежие комментарии