На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 042 подписчика

Свежие комментарии

  • Василий Топчий
    Я не знаю, какие доклады получает каждый день на свой рабочий стол настоящий лидер Ирана Сейед Али Хосейни Хаменеи, н...А с ПВО действите...
  • Геннадий Свешников
    Господа удавы как и товарищи очень любят красиво жить,о друзьях, хорошо было сказано в песне Владимира Высоцкого в ки...А с ПВО действите...
  • Юрий Ильинов
    "Актом отчаяния стали диверсии в Тегеране с выведением из строя городского водопровода и канализации, судорожные попы...Невероятное-25: У...

История кулачных сражений на Руси

https://artsgtu

 

История кулачных сражений на Руси


Кулачные бои на Руси были весьма опасным занятием, хотя недостатка в желающих побиться никогда не было. На «бойовище» выходили и мальчишки, и мужчины, а иногда даже вельможи. В бою все были равны. Часто кулачные сражения заканчивались убийствами, а бойцы зачастую не соблюдали вообще никаких правил, но это не мешало действию быть крайне популярным и собирать многочисленные толпы зрителей.

С забавой боролись даже императоры, признавая ее вредной и опасной.

 

Без бойца нет венца

 

Борис Кустодиев, Кулачный бой на Москва-реке, 1897 г.

 

Борис Кустодиев, Кулачный бой на Москва-реке, 1897 г.

 

Невозможно точно сказать, когда на Руси стали проводить кулачные бои. Но упоминание о них можно найти в «Повести временных лет» летописца Нестора, которая датируется 1048 годом. Есть теория, что принимая участие в этом действии, мужчины выражали свое уважение божеству Перуну, который по преданиям оказывал покровительство смелым воинам.

 

По сути, кулачные боли отражали состояние мира: войны, к которым надо было всегда быть готовыми, заставляли жителей древней Руси учиться ратным навыкам. Долгие века «кулачки» оставались любимой забавой многих мужчин.

 

Очень часто поединки организовывали во время праздников, например, Масленицы или Красной горки, бились и на свадьбах, и на похоронах.

 

 

«Даешь боя!»

 

 

Сегодня боксерские перчатки не вызывают удивления ни у кого, как и защитный шлем. А ведь и в древней Руси существовала экипировка для участников «бойовища», состоящая из меховой шапки и рукавиц. Чтобы сделать удар более мощным, в рукавицы нередко вкладывали куски свинца, камни. Только указ Екатерины I, подписанный в 1726 году запретил это делать.

Бойцы стали придумывать другие способы утяжелить рукавицы. Например, зимой их мочили водой, которая на морозе замерзала, и это сказывалось на жесткости удара.

 

Как сегодня спортсмены готовятся к серьезным состязаниям, так и раньше готовились к кулачным боям. За несколько дней до поединка из рациона исключались спиртные напитки, а физическим упражнениям, банным процедурам и калорийному питанию уделялось большое внимание.

 

Перед поединком бойцы начинали своеобразную пляску, подражая движениям медведя. Считалось, что тогда сила мощного животного войдет в тело. Участники проходили по улицам города с песнями, раззадоривая себя. Шествие заканчивалось на месте боя, где мужчины строились в ряды. Первыми стояли самые юные участники, они же и начинали драку, следом с криком «Даешь боя!» устремлялись мужчины постарше.

 

 

От потехи к ледовым побоищам

 

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Старая Москва. Отъезд с кулачного боя. 1900

 

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Старая Москва. Отъезд с кулачного боя. 1900

 

Кулачные бои могли быть массовыми. Улица шла на улицу, деревня на деревню, а слобода на слободу. В теплое время года местом поединка становились площади, а зимой – покрытые льдом озера и реки.

 

Самым популярным был трехэтапный бой «стенка на стенку». Первыми схватывались мальчишки, потом юноши и только потом взрослые. Целью было заставить «стенку» противника отступить или убежать. Руководил сражением вожак или боевой староста. Были и нападающие, которые назывались «надежа». Описание поединка между городскими и слобожанами со всеми тактическими и техническими подробностями можно найти в романе Максима Горького «Жизнь Матвея Кожемякина».

 

Старинный вид боя – сцепной или «сцеплялка-свалка», при котором строй не соблюдался и каждый участник отвечал сам за себя. Этот вид сражения частенько приводил к человеческим жертвам, поскольку олицетворял собой массовые бои без правил. Самый уважаемый бой — «сам на сам», некий аналог старинного английского бокса, с той разницей, что на Руси не было принято бить лежачего. Англичане же стали придерживаться этого правила лишь с 1743 года.

 

Во время этой суровой забавы недостатка в зрителях не было. Местом массовых побоищ становилась ледяная поверхность Невы и Фонтанки в Петербурге, Москвы-реки в белокаменной, озера Кабан в Казани. Драки на мосту у кремля в Великом Новгороде тоже всегда собирали толпы зевак. Площади городов во время праздников также служили ареной для потехи. Порой реки становились своеобразной границей между слободами, выходящими на поединок между собой. При этом все были равны, независимо от сословий.

 

Народная забава была игрой только по названию: на деле гибли люди. О том, что «навкулачки» бывают массовым смертоубийством, писал патриарх Иоасаф I. В книге дипломата из Австрии Герберштейна «Записки о Московии» (1549 г.) написано, что бой начинается пристойно, а затем переходит в жестокую драку. По воспоминаниям Михаила Назимова, кулачные бои на Масленицу в Арзамасе проходили с участием большого количества людей. Более 500 человек схлестнулись в жесткой схватке, безжалостно нанося удары и не соблюдая никаких правил. Убитых было много, а призвать к ответственности некого – массовый бой, найти виноватого невозможно.

 

 

Судиться желаете? Добро пожаловать на «кулачки»!

 

Виктор Васнецов, Кулачный бой. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова

 

Виктор Васнецов, Кулачный бой. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова

 

«Поле» – так называлась народная юстиция на Руси. Сейчас на обидчика подают в суд, а в древности вызывали на кулачный бой, который заканчивался смертью одного из участников, признаваемым при этом виновным. Эта тема взволновала поэта М. Ю. Лермонтова так сильно, что он положил ее в основу поэмы «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэт описывает суровый поединок, возникший из-за личной обиды.

 

Не брезговали этим видом разбирательства и знатные особы. Например, боярин мог нанять бойца для участия в схватке. В случае проигрыша боярин терял какую-то вещь или земельный участок, смотря из-за чего возник спор, а наемный боец – жизнь. Такая судебная юстиция работала достаточно долго, порицаемая церковью и периодически запрещаемая правителями государства.

 

 

Бейте, граф, сильнее!

 

 

Христианская церковь всегда порицала бои и вела с ними борьбу. Например, в 1274 году митрополит Кирилл приказал участников этих мероприятий отлучать от церкви. Что касается правительства, то здесь можно наблюдать волны запретов и признаний. В 1641 году царь Михаил Федорович запретил бои своим указом. А с 1686 года нарушителя ждали штрафы, наказание бичом и даже ссылка.

 

Но люди продолжали биться. Даже сам Петр I иногда организовывал бои, чтобы показать силу русских богатырей. Екатерина I ввела более жесткие правила и установила за поединками полицейский надзор (1726 год), а в 1751 году Елизавета Петровна, впечатленная жесточайшей дракой, и вовсе запретила их в крупнейших городах (Петербурге и Москве).

 

Екатерина II была менее чувствительна и очень любила посмотреть на «кулачную бойку». Особенно когда в ней участвовал граф Орлов, слывший отличным бойцом.

 

В 1832 году, при Николае I бои назвали «вредной забавой» и снова запретили. Однако в праздники русские люди любили помахать кулаками. После революции 1917 года этот вид боев стали называть пережитком и в отдельный вид спорта не выделили. А когда модными стали восточные единоборства, молодежь практически забыла об этом виде боев.

-ö-ö-

Как в древности относились к кузнецам и гончарам


Объяснением подобного историко-культурологического феномена является толкование языческих верований, сводящихся к тому, что человек когда-то возымел желание «самому царствовать и всем владеть», игнорируя при этом сакральные богатства недр Матери-Земли – Сущности, прежде распоряжавшейся залежами руды и глины «по своему усмотрению».

Как в древности относились к кузнецам и гончарам

Согласно убеждениям язычников, древние ремесленники-«бузотеры» в данном случае посягнули на «истоки», что и задолго после них продолжало считаться святотатством. Однако «властители огня» хотя и держались особняком от общества, но никогда не противопоставлялись ему – продукция кузнецов и гончаров на Руси во все времена была крайне востребована.

 

От язычника до Будулая

Амбивалентность статуса земных «хозяев огня» – гончаров и кузнецов впервые в ХХ веке научно попытался доказать румынско-французско- американский философ и религиовед Мирча Элиаде. У него даже земные руды были «заряжены мрачной сакральностью». Проявления прогресса общества на ранних этапах его развития, выражавшегося в добыче и последующей обработке металлической руды, Элиаде сравнивал с процессом искусственного прерывания беременности или кесаревым сечением у женщины (Матери-Земли, которая сама распорядилась бы имеющимся у нее богатством).

 

Элиаде считал, что плавильные печи у язычников символизировали искусственную утробу, где руда зреет и потом из нее рождается нечто изначально порочное, табуированное. Обращаться с «этим» должен только отщепенец, изгой – таким «акушером», по мнению историка, выступал кузнец, которого, как и шамана, знахаря и колдуна, в свое время причисляли к «хозяевам огня». Это были отчужденцы – их могли уважать, но в тоже время и бояться, сторониться, презирать. Впрочем, презрение зижделось прежде всего на чувстве зависти – мелкие, злобные людишки понимали, что в силу своей никчемности никогда не достигнут того же уровня мастерства, которым владели древние профи – кузнецы и гончары. Тому подтверждение – археологические раскопки – глиняные предметы посуды многовековой давности и металлические клинки времен Куликовской битвы подчас выглядят так, что хоть сейчас их в дело.

 

Примечательно, что отчужденность, «неприкасаемость» кузнецов-гончаров в отечественной истории, по всей видимости, на самом деле имела место быть. Хотя и не в классическом понимании этого термина – к париям кузнецы и гончары на Руси никогда не относились. Амбивалентность образа создателя-грешника, «хозяина огня», даже воплотили в произведениях искусства.

 

Вспомним замечательный советский фильм «Цыган», где донского кузнеца Будулая Романова сыграл Михай Волонтир. Кузница Будулая на отшибе, да и сам цыган чужой, не свой для односельчан. Даже его трудная любовь Клавдия (а потом и родной сын) смотрят на тяжелую работу кузнеца тайком, незаметно для Будулая – как на некое таинство, к которому непосвященным нельзя открыто приобщаться.

 

 

Может, и недолюбливали, но остро нуждались

Мирча Элиаде в своем исследовании приводит доказательства, что в древности, кузнецы и гончары были творчески интегрированными с другими личностями, обладавшими шаманскими способностями, а также вокально-инструментально-поэтическими дарами. Возможно, так и было, но это предположение не противоречит историческим реалиям, которые свидетельствуют о престижности профессий кузнеца и гончара.

 

Мирча Элиаде в своем исследовании приводит доказательства, что в древности, кузнецы и гончары были творчески интегрированными с другими личностями, обладавшими шаманскими способностями, а также вокально-инструментально-поэтическими дарами. Возможно, так и было, но это предположение не противоречит историческим реалиям, которые свидетельствуют о престижности профессий кузнеца и гончара.

 

Кузнецы на Руси были, пожалуй, самыми популярными ремесленниками. Нет ни одной общеизвестной русской народной сказки, где бы кузнец выступал отрицательным персонажем (впрочем, как и гончар). Практически все металлические предметы, требующие тепловой обработки и применяемые в быту, в хозяйстве и в военных действиях, испокон веку ковались профессиональными кузнецами. Даже лошади, основное средство передвижения на протяжении многих веков, и те подковывались ими.

 

Хороший кузнец (как и гончар) всегда имел неплохой заработок и мог содержать семью. Если и чурались самого «хозяина огня», то никогда не проходили мимо его качественно сделанного товара, и каждый раз воздавали за него сторицей.

-ö-ö-

В Брянской области обнаружена редчайшая «палеолитическая Венера»


Учёные Института археологии РАН при раскопках стоянки «Хотылево-2» в Брянской области обнаружили статуэтку «палеолитической Венеры», вырезанную из бивня мамонта во времена ледникового периода. Об этом сообщает пресс-служба Института археологии РАН.

 

 

Стоянка Хотылёво-2. Общий вид на раскоп В, 2016 год. Красной стрелкой показано место находки статуэтки.

 

Большинство учёных считает, что это были ритуальные предметы, их изготавливали, а потом либо ломали, либо «хоронили» в специально для этого выкопанных ямах.

 

 

Гипертрофированные формы женской статуэтки указывают на возможную связь с культом плодородия.

 

Статуэток такой сохранности в мире насчитывается всего несколько десятков, поэтому находка стала важным событием для исследователей, заявил заместитель заведующего Отделом археологии каменного века ИА РАН Константин Гаврилов, руководивший экспедицией.

 

«Время верхнего палеолита, к которой относится Хотылёвская стоянка, – это пора юности искусства. Казалось бы, люди того времени должны были делать только первые шаги на пути художественного творчества. Однако мы постоянно сталкиваемся с прекрасными произведениями мелкой пластики, гравировками, орнаментированными предметами», — говорит учёный.

 

По его словам, шедевры того времени, благодаря своей выразительности и совершенству, производят сильное впечатление как на специалистов, так и на далёких от археологии людей.

 

Археологи исследуют Хотылевскую стоянку с 1993 года, а комплекс, на котором была найдена статуэтка, изучается с 2005 года. По данным радиоуглеродного анализа, племена охотников-собирателей обитали здесь от 21 до 24 тысяч лет назад. Учёные нашли здесь множество костей мамонта, бизонов, кремнёвые орудия.

 

«Эта статуэтка относится ко времени средней поры верхнего палеолита, а культурный слой, в котором она залегала, имеет радиоуглеродные даты в 23 тысячи лет назад», — говорит Гаврилов.

 

В эту эпоху ледник в Европе уже отступил на север, он закрывал только территорию Скандинавского полуострова и Балтийский регион. Восточноевропейскую равнину тогда покрывали холодные степи с лесами вдоль долин рек и балок.

 

В степях водились мамонты и бизоны, в лесах встречались медведи. «Недостатка в пище не было», – замечает исследователь. Статуэтки «палеолитических Венер» характерны именно для средней поры верхнего палеолита. Позднее этой эпохи, которая завершилась примерно 20-19 тысяч лет назад, фигурки такого типа встречаются крайне редко.

 

Первая такая находка была сделана в 1864 году при раскопках стоянки Ложэри-Бас на юго-западе Франции. Впоследствии их неоднократно находили в Европе, в центральной России и в Сибири. Их размеры варьируются от 5 до 15 сантиметров; находили «Венер» из обожженной глины, известняка, но чаще всего их вырезали из бивней мамонта.

 

«Большинство учёных считает, что это были обрядовые, ритуальные предметы, их изготавливали, а потом либо ломали, либо «хоронили» в специально для этого выкопанных ямах. Поэтому целых «Венер» намного меньше, чем обломков: несколько десятков против сотен», — отмечает Гаврилов.

 

Гипертрофированные формы женской статуэтки указывают на возможную связь с культом плодородия, однако во времена верхнего палеолита ещё не было земледелия, а значит, не было и земледельческих культов плодородия.

 

«Речь в этом случае, видимо, идёт о воспроизводстве промысловых животных, о продолжении рода, о благополучии и возрождении мира в целом», — добавляет исследователь.
Найденная в Хотылево «Венера» относительно невелика, чуть больше пяти сантиметров в длину, она сделана из бивня мамонта и изображает тучную, возможно, беременную женщину, с большим животом и грудью.

 

Фигурка была найдена рядом со скоплением крупных кремневых пластин и фрагментов костей мамонта, окрашенных минеральной краской – охрой. По всей видимости, она была уложена рядом с костями мамонта на земле, а не «погребена», как другие подобные ей фигурки.

 

 

«Несмотря на то, что она изображает довольно корпулентную женщину, статуэтка выглядит удивительно изящной, видимо, благодаря вытянутым тонким ножкам. Фигурка с чуть согнутыми в коленях ногами заставляет вспомнить Данаю, как ее рисовали живописцы Нового времени», — отмечает учёный.

Статуэтка не отполирована, на ней, очевидно намеренно, оставлены следы обработки, что, по словам Гаврилова, придаёт ей особую выразительность. Добавим, что ранее во Франции археологи обнаружили статуэтку, созданную 23 тысячи лет назад, а в прошлом году в Турции была найдена цельная мраморная фигурка «бабушки» эпохи неолита.

наверх