Тайная доктрина

1 899 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vova Timushev
    ВСЕЛЕННАЯ ТЕЛО БОГА ТВОРЦАВселенная - это ч...
  • Воробей
    - " «Душа Кандинского, отлетевшая от старческого тела, видя молодое тело физически здорового человека, решила вдохнут...Куда уходят наши ...
  • Юрий Ильинов
    https://www.youtube.com/watch?v=muoddHh34qIВселенная - это ч...

Небожители и технологии богов на страницах эпоса народов Кавказа

Небожители и технологии богов на страницах эпоса народов Кавказа

«Взятый в целом нартовский эпос поражает богатством и разнообразием сюжетного материала. Если не считать античной мифологии и эпоса, то вряд ли где-либо еще можно найти такое богатство» (В.И.Абаев)

 

Предисловие

Многие народы Кавказа – осетины, адыги (кабардинцы, черкесы, адыгейцы и др.), абхазы, чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы – ведут свое происхождение от мифического народа богатырей нартов. Соответственно, до сегодняшнего дня сохранились и различные варианты преданий о древних нартах, как в форме прозаических сказаний, так и в виде поэтических текстов. Ученые единодушно признают, что наиболее полные предания о нартах сохранили осетины. И сам термин «нарт» по их мнению вошел к другим народам Кавказа именно в осетинском оформлении.

По мнению исследователей осетинский комплекс сказаний о нартах начал формироваться примерно в VII-VI вв. до н.э. Естественно, что процесс трансформации этих преданий длился на протяжении многих веков, включая и христианскую эпоху. Кроме того, в нартском эпосе можно встретить и античные сюжеты и сюжеты, свойственные многим другим народам Ближнего Востока и Европы.

В общих чертах, ученые считают, что «ядром нартского эпоса послужил древний аланский цикл, восходящий некоторыми элементами еще к скифской эпохе и непрерывно обогащавшийся за счет контактов с другими народами, в том числе с нардами Кавказа». Однако, вопросы генезиса нартского эпоса не являются темой данного эссе.

Изображение взято с сайта: https://shazina.com/RU/pictures.aspx?PictureID=1265

Любой древний эпос рассматривается наукой как мифологизированное восприятие народом своей истории вплоть до рождения этого народа и происхождения мира. Но какой бы мифологизации и культурной трансформации не подвергался бы эпос, он все равно продолжает оставаться историческим источником, а не сказкой, порождением народной фантазии. Главный вопрос заключается в том, насколько много (или мало) в данном конкретном эпосе можно выделить исторических «зерен», отделив их от «плевел». В данном эссе я и пытаюсь найти в нартском эпосе такие «зерна», но относящиеся не к официальной истории аланов, осетин, а к проблематике альтернативной истории.

Из-за недостатка времени я не стал анализировать весь комплекс преданий о нартах, сохранившихся у разных народов Кавказа. Тот, кого данная тематика заинтересует, сам может продолжить более полноценное исследование. Я лишь остановился на двух темах очень популярных на форуме ЛАИ. Для работы я воспользовался наиболее полным сводом сказаний о нартах, а именно осетинским эпосом. Он изложен в издании «Сказания о нартах. Осетинский эпос», М., «Советская Россия», 1978. Перевод Ю. Лебединского. При цитировании текста в скобках приводится название конкретного сказания, использованное в указанном издании.

Небожители и «технологии богов»

О комплексе религиозных верований древних нартов однозначно судить сложно, именно в силу его составного характера. В тотемическом плане нарты вели свое происхождения от волка, в плане космическом считали себя сыновьями Солнца. В историческом (мифологическом) аспекте среди прародителей нартов были и подводные люди донбеттыры (о них ниже). В пантеоне нартов присутствуют и христианские святые: Елиа (св.Илья), Уастырджы (св.Георгий), Йонон (св.Иоанн). Причем эти небожители появляются уже в самых ранних сказаниях, сюжеты которых относятся к до-христианской эпохе. Т.е. это следы явной трансформации таких сказаний в более поздние уже христианские времена.

Изображение взято с сайта: https://cdn2.img.sputnik-ossetia.ru/images/802/22/8022259.jpg

В различных сказаниях можно встретит обращение героя к Богу или к Богу богов. Есть и некоторые варианты такого обращения:

«Сослан, раньше чем приступить к еде, сказал по обычаю:
– Жив Бог» («Сослан и гумский человек»).

 

Но не этот вопрос заинтересовал меня в первую очередь. Помимо безымянного бога в нартском эпосе присутствуют небожители – «дауджыта», которые являются такими же постоянными героями сказаний, как и нарты. В их пантеон входят: Сафа, покровитель домашнего очага (можно предположить, что это аналог славянского Рода, поскольку он явно старший среди небожителей), повелитель громов Уацилла, одноглазый Афсати, властитель благородных зверей, Фалвар, властитель домашних животных, небесный кузнец Курдалагон, повелитель ветров Галагон , владыка вод Донбеттыр. К небожителям также относятся и аналоги христианских святых. Как и в античной мифологии, эти небожители такие же как люди. Но их взаимоотношения с нартами гораздо более простые, зачастую даже панибратские.

«У нарта Урызмага родился сын, и раскатом грома дошла эта весть до небесного Сафа.
– Кто устроит пир в честь новорожденного, тот может взять его на воспитание!
И немедля Сафа привел на шелковой бечеве белого вола в селение нартов. К дому Урызмага подошел он и крикнул:
– Долгих лет желаю я новорожденному! Право воспитать его принадлежит мне!
И он немедля зарезал вола и устроил пир для нартов. Мальчика назвали Айсаной. После пира Сафа взял его к себе в небесное жилище».
Стал Айсана подрастать. Друзья Сафа пришли любоваться на него. Вместе пришли Уастырджи и Афсати, вместе – Тутыр и Уацилла. Ногбон пришел вместе с Елиа. Выбежал к ним навстречу мальчик и по старшинству помог гостям слезть с коней».
«И сказал Урызмаг: «…Пусть долго живет на свете друг мой Сафа, который воспитал для нартов такого отважного юношу»! («Айсана»)

 

«Вместе с небожителями Никкола и Уастырджи не раз гостил Афсати у нарта Аца, и поклялись тогда в вечной дружбе нарт Аца и небожитель Афсати. Много подарков предлагал Афсати своему другу. От всего отказывался Аца, и только золотую вечную свирель принял от друга. Теперь эта свирель была в руках Ацамаза». («Ацамаз и красавица Агунда»)

 

И подобные формулировки встречаются в нартском эпосе неоднократно. Более того, в паре сказаний есть конкретный временной показатель, который используется для того чтобы подчеркнуть древность эпохи:

«В те давние времена, когда нарты были в полной славе, когда море было им по щиколотку и широко была открыта им дорога на небо, жил в почете нарт по имени Дзылы». («Нарт Дзылы и его сын»)

 

В то время нарты с небожителями ели и пили за одним столом. Позвала Шатана к себе в дом Курдалагона, он быстро явился на зов ее. («Как рожден был Сослан и как его закалили»)

 

Кстати, небесный кузнец Курдалагон из всех небожителей является наиболее общительным. Более того, он постоянно помогает нартам, используя свое кузнечное мастерство. Чаще всего эта помощь выражается в создании различных магических артефактов: чудесной свирели, выкованной из небесной стали фатыг (свирель играет сама), колокольчиков и бубенцов, звенящих на разные голоса, обладающие магическими свойствами оружие – меч, стрелы и т.п. Все эти артефакты вручаются именитым нартам, героям и переходят, как правило по наследству.

Изображение взято с сайта: https://hdqwalls.com/wallpaper/1400x1050/galaxy-creator

Самой вершиной кузнечного мастерства Курдалагона стала операция по «закаливанию» Сослана, т.е. превращение поверхности его тела в стальной панцирь («Как Сослан закалил себя»). В результате этого Сослан становится самым могущественным из всех нартов. Он по первому зову приходит на помощь своим сородичам, он несокрушим в битвах. И здесь нужно отметить одну техническую особенность. Во время боя стальной панцирь Батрадза так накаляется, что он вынужден прыгать в море или другой водоем, чтобы остудить тело и только после этого продолжает схватку. Эта слабость и сыграла в конце концов роль «ахиллесовой пяты» в гибели Батрадза. Следствием такой операции стало и то, что Батрадз после этого, вероятно, не смог оставаться на земле. Хотя в эпосе причина этого указана неконкретно:

«Возмужал Батрадз, и таким доблестным мужем он стал, что пребывал на небе и долгие годы не показывался в нартском селении».(«Батрадз и Тхыфырт Мукара»)

 

Кстати, в сказании «Как Батрадз закалил себя» нарт ведет себя по отношению к небесному кузнецу Курдалагону просто фамильярно. Он запросто появляется в его небесной кузне и требует закалить свое тело. А после «операции» вместо благодарности проявляет хамство:

«А Батрадз поднялся к Курдалагону и сказал ему: – Если ты как следует не закалил меня, горе твоему очагу! Я голову сорву с твоих плеч! – И тут Батрадз положил ногу свою на наковальню Курдалагона и ударил по ней молотом: по стальному звону узнал Батрадз о том, что он закален хорошо…»

 

Возможно, такой характер взаимоотношений между нартами и некоторыми небожителями не более чем отражение национальных черт характера кавказских народов и на это не следует обращать особого внимания. Тем не менее, за тканью сказочных эпизодов иногда можно различить и любопытнейшие детали. Так в одном из сказаний упоминается способ, которым Курдалагон путешествовал между своим небесным жилищем и землей:

« Семь дней и семь ночей пировали гости Уархага, а когда кончился пир, вскочил Курдалагон на гребень огненной бури и, словно крылатый Пакундза, умчался в небеса. («Рождение Ахсара и Ахсартага»)

 

Правда, знакомое описание «колесницы богов», которое можно встретить и у других народов мира. Однако, это не самое интересное описание летательного аппарата в нартском эпосе. Есть и более детальное в сказании «Как Сослан женился на Косер». Там есть несколько очень любопытных и именно технических моментов, поэтому я привожу здесь достаточно обширную выборку из текста этого сказания.

«Вошла в свою летающую башню красавица Косер. Поднялась она на башне в небо. Тогда собрались нарты, чтобы посмотреть на это диво, и она такое слово сказала им:

И опустила красавица Косер свою башню на землю, к людям.

– Тот, чьи это стрелы, пусть подойдет сюда, – сказала Косер. – Он будет моим суженым.

Обрадовался Сослан, рванул двери башни и вошел в нее. – Подожди, безумец, подожди! – закричала Косер. – Не сумеешь ты управлять моей башней!

Но не послушал ее Сослан. Рассердилась Косер. Послала вверх свою башню, а сама выскочила из нее на землю. Сослан же не заметил, что Косер выскочила из башни, обежал он всю башню и нигде не нашел ее.

«Значит, обманула эта коварная», – в гневе подумал Сослан. А башня все летит вверх и уносит Сослана. Долетела башня до самого неба и остановилась. Что делать тут Сослану? Разгневался он и спрыгнул с вершины башни на землю. Камнем полетел он вниз – чем ближе к земле, тем быстрее. Достиг земли и со всей силы своего полета стремительно пробил ее насквозь».

« А Косер, пока Сослан был в преисподней, находилась на земле. Дошел слух до нее, что вернулся Сослан, и подумала она: «Кто его знает, может быть, он обиделся на меня?» Велела она своей башне спуститься вниз, вошла в нее – и опять повисла башня между землей и небом.

« И там же, наверху, между землей и небом, помирились нарт Сослан и красавица Косер. А потом велели они башне крутиться и спустили ее вниз на землю. Сколько пожили они среди нартов, никто не знает, но красавица Косер привыкла жить одна в своей летающей башне между небом и землей и никак не могла ужиться с нартами. … Так разошлись Сослан и красавица Косер. Красавица Косер села в свою башню и поднялась в небесное лоно, а Сослан остался жить с нартами».

Согласитесь, для народной сказочки слишком много технических деталей, вплоть до знакомства с законом ускорения свободного падения.

А. Джанаев: "Батрадз на стреле"  (Изображение взято со сайта: https://timag82.livejournal.com/8864.html)
А. Джанаев: "Батрадз на стреле" 

И еще на одной принципиальной теме, отраженной в нартском эпосе хотелось бы остановится, а именно, на происхождении производящего хозяйства и металлургии. Этот сюжет, пусть и в сильно мифологизированном виде, описан в сказании «Чем небожители одарили Сослана». Сослан был воспитанником Сафы. Вот Сафа созвал на пир небожителей, а Сослан на нем присутствовал и им прислуживал. И небожители по своей доброй воле решили одарить юного нарта. И вот что получил он в качестве даров: от Уастырджи меч фаринк, изготовленный Курдалагоном, домашний скот от небесного покровителя скота Фалвара, хлебные зерна от повелителя громов Уациллы, соху от Курдалагона, осенний ветер от повелителя ветров Галагона (т.е. технику обработки зерна) и водяную мельницу от повелителя вод Донбеттыра. Т.е. достаточно полный набор земледельческих технологий и скотоводства. И еще в одном сказании («Нарт Дзылы и его сын»), еще в более аллегорической сказочной форме развивается сюжет о том, что нарты получают от небожителей зерно и скот.

Есть в нартском эпосе еще один очень интересный момент, о котором хотелось бы упомянуть. Речь идет о подводных жителях донбеттырах, владыка которых сам Донбеттыр относится к небожителям. Достаточно насыщенный информацией сюжет приведен в сказании «Меч Ахсара»:

«Быценаги (подводные жители) охотились, а тут вдруг на небе раскрылись ворота, и упал оттуда обломок небесной руды прямо на голову старшего из быценагов и пробил ее насквозь. Быценаги унесли этот обломок небесной руды к себе под воду. Ахсар узнал об этом и задумал отобрать у них этот обломок».

«…братья же Ахсар и Ахсартаг разыскали ту кладовую, где быценаги хранили свою руду. Нашли они обломок небесной руды, спрятанный быценагом, и отнесли небесному кузнецу Курдалагону. Из этого обломка сделал себе Ахсар обоюдоострый меч – такой, что от удара его любой камень, любой металл пополам распадались, а сам меч не тупился».

После этого Ахсар истребил быценагов. Причем ему помог советом один из донбеттыров. Т.о. в эпосе четко различаются подводные жители быценаги (их природа из сказания не ясна) и подводные люди донбеттыры. Более того, в следующих двух сказаниях «Яблоко нартов» и «Красавица Дзерасса» описывается как брат-близнец Ахсара Ахсартаг попал в подводный мир. Он опустился на дно моря и оказался в подземном жилище донбеттыров.

«Стены дома – из перламутра, полы – из голубого хрусталя, и утренняя звезда светит с потолка». («Красавица Дзерасса»).

 

Вполне конкретное описание помещения с искусственным покрытием стен и прозрачным (хрусталь) полом и источником искусственного же освещения. Здесь в подводном жилище Ахсартаг женится на дочери владыки Донбеттыра красавице Дзерассе.

Впоследствии Дзерасса волшебным образом (после смерти и в результате непорочного зачатия!!!) рождает Шатану. Образ Шатаны – самый яркий женский образ в нартском эпосе. Она и самая мудрая из женщин, к которой за советом и помощью обращаются все нарты. Она обладательница сильнейших магических способностей и владелица магических артефактов. Шатана является матерью Сослана. Аналогичное описание жилища донбеттыров есть в другом предании, где Урызмаг (сын Асхартага) спускается в подводное жилища, расположенное внутри скалы на небольшом островке в море.

«Сел Урызмаг, огляделся и видит, что пол под его ногами из голубого стекла, перламутром выложены стены и утренняя звезда горит в потолке». («Безымянный сын Урузмага»)

 

Таким образом в мире нартов, помимо них и других народов, живет еще одна человеческая раса, во много раз превосходящая тех же нартов в уровне технического развития. Эта раса «дауджыта» имеет свои поселения как в воздушном, так и в подводном пространстве. «Дауджыта» благоволят к нартам, обеспечивают их культурно-экономическое развитие, постоянно покровительствуют, снабжают отдельными техническими изделиями (как правило, очень могущественными), берут изредка мальчиков на воспитание и в отдельных случаях даже вступают в брак с нартами. Владелица летающей башни красавица Косер, бывшая недолгое время женой Сослана, вероятно, тоже относилась к этой расе.

Хоть в эпосе об этом прямо и не говорится, но указывается, что «красавица Косер привыкла жить одна в своей летающей башне между небом и землей и никак не могла ужиться с нартами». Кстати, исследователи отмечали, что нарты никогда не вступали в противоборство с «дауджыта». Конфликты происходили только с христианизированными небожителями: Елия, Уастырджы, Ойноном. И причиной гибели нартов послужило то, что они решили померяться силами с Богом (но не «дауджыта», вспомним, что Батрадз даже угрожал небесному кузнецу Курдалагону).

Здесь уже упоминались разные артефакты изготовленные небожителями и поступившие в распоряжение нартов. Таких образцов «технологий богов» в эпосе упоминается достаточно много. Например, Шатана владела магическим зеркалом, способным передавать информацию не только о событиях, происходящих за многие километры, но и о событиях недавнего прошлого. Есть в эпосе упоминания боевых артефактов, имевших автоматизированную (кибернетическую?) природу. Например, неуязвимый шлем Бидаса, который перед боем сам одевался на голову воина. Или непробиваемый панцирь Церека, принадлежавший мифическому богатырю Цереку. Он также сам одевался на тело в случае боевой тревоги. Хотя про самого Церека упоминаний в «Сказаниях о нартах» нет.

Есть описания и других волшебных предметов:

«Есть здесь, в пещере Кандзаргаса , волшебная кожа. На ней можно уложить все богатства мира. Есть у него волшебная веревка – что ни обернешь ею, все теряет тяжесть и делается легким, как мотылек. Обладает еще Кандзаргас двумя пружинными крыльями. Что ни положишь на них – все унесут они через горы и леса туда, куда ты захочешь» («Симд нартов»).

 

В нескольких сказаниях упоминается, что предки нартов говорили на хатиагском языке. Почти все его забыли. Но у Шатаны сохранился железный сундук с сокровищами предком. Открыть его можно лишь обратившись к нему на хатиагском языке. Это легко сделал Батрадз (а он рос и воспитывался на дне моря у донбеттыров). Такой же сундук имел и семиглавый крылатый великан Кандзаргас . Его Батрадз открыл тем же способом («Симд нартов»). Можно, конечно, все это отнести на счет богатой народной фантазии. Но, как говорится, «сказка ложь…»

А. Джанаев: "Сослан и колесо Балсага" (Изображение взято со сайта: https://timag82.livejournal.com/8864.html)
А. Джанаев: "Сослан и колесо Балсага"
ß

Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии

По принятой ныне версии город на берегу Евфрата существовал с IV века до н.э. по III век н.э. Однако согласно некоторым предположениям, корни его уходят чуть ли не в шумерские времена.

Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии

Основная масса сооружений (среди которых многочисленные храмы) выстроена из глиняных кирпичей, и на первый взгляд не представляет из себя ничего особенного.

Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии

Однако кирпичи сделаны не просто из глины, а содержат в себе наполнитель, который представляет собой гипс – от небольших кристаллов до заметного размера кусков камня. Цельные блоки из этого гипса просматриваются в конструкции сооружений. Причем в целом ряде случаев гипс весьма нетривиально обработан (впрочем, это весьма податливый материал – его твердость по шкале Мооса равна всего 2).

Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии

Наличие гипса опровергает утверждение сопровождавшего нас гида об обжиге глиняных кирпичей, поскольку гипс не выдержал бы термообработки, потерял бы кристаллическую структуру и превратился бы просто в белый порошок…

Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии

Попадаются и более нетривиальные формы… И даже пропилы.

Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии

Один из обломков с декоративными пропилами попался нам прямо внутри кладки. Причем изначально находился он на глубине примерно в 30-40 см от края стены. Судя по всему, обломок какой-то гораздо более ранней конструкции тут был использован в качестве обычной забутовки… (А. Скляров)

Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии
Дура-Эвропос: руины нетривиальных конструкций в Сирии

Уникальные объекты египетского Абидоса

Храм Сети I

Уникальные объекты египетского Абидоса

Место со странными знаками (похожими на изображение технических средств) расчищено. Как и вокруг него. Большая же часть просто сильно закопчена. Надписей практически не видно.

Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса

Список царей начинается только с Менеса.

Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса

Уровень пола храма намного выше уровня пола Осириона – можно судить о разнице во времени их постройки.

Осирион

Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса

Много странных технологических вырезов непонятного назначения.

Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса

Наконец-то попался вырез для стяжки блоков, заполненный “замком” – камнем.

Уникальные объекты египетского Абидоса

Почему внешние боковые стенки оставлены не выроненными – непонятно.

Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса

По-видимому, строители не видели в том необходимости.

Уникальные объекты египетского Абидоса

Блоки перекрытия были спилены (причем не полностью!) под углом – весьма не слабый уровень технологии.

Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса

Попытки разделки гранитных блоков явно не имели “утилитарного” назначения, т.е. дробились не в целях добычи строительного материала, а с целью уничтожения сооружения. Ведь если пирамидам придумать какое-то назначение позднее было сложно, то здесь – готовое помещение, которое можно было использовать в любых целях и в разрушении его не было никакого практического смысла (разве что – идеологическое).

Уникальные объекты египетского Абидоса

 

 

Форма сколов на гранитных блоках (никак не связанных с плоскостями граней блоков) показывает достаточно очевидно, что клиновая технология не имеет ничего общего с технологией изготовления самих гранитных блоков – материал колется совсем по иным поверхностям.

Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса

Над входом в Осирион блок со следами распиловки прямой пилой – верхняя часть блока скололась и остался лишь небольшой выступ с очень ровной границей.

Уникальные объекты египетского Абидоса

Рамессеум

До Рамессеума в долине царей, конечно, далеко – сплошной примитив, исключая лишь, пожалуй, ворота, которые итак имеют серьезные погрешности. А ведь приписывается это все одному и то же фараону – Рамзесу II. (А. Скляров)

Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Уникальные объекты египетского Абидоса
Изображение взято с сайта: https://www.sharm-club.com/assets/images/cities/abydos/inside-abydos-temple.jpg

Картина дня

наверх