На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 004 подписчика

Свежие комментарии

  • Olegus
    Информация к размышлению… или, как Бог шельму метит. Судьба клеветнической картины о Царе Иване Грозном какая-то мист...Почему оклеветали...
  • Виктор Фоменко
    Обстрелы мирного населения - это излюбленная тактика бандеровцев ещё со времени Великой Отечественной войны, а не с 2...Пора навсегда оту...
  • Юрий Ильинов
    Wirbeiwind: что представляла собой ЗСУ вермахта, построенная на основе Panzerkampfwagen IV В 1944 году в нацистской Г...Почему именно Фра...

Черниговская: «Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать»

Татьяна Черноговская

Черниговская: «Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать»

Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.

Татьяна Черниговская — доктор биологических наук, профессор, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. В 2017 году номинирована РАН на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.

Из интервью Татьяны Черниговской:

Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.

Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не высыпается из него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми.

Говоря в общем, для творчества необходимо снять когнитивный контроль и не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и кто скажет, что такое ошибка?

Многие творческие люди говорят, что озарения приходят неожиданно, во время рутинных действий, никак не связанных с решаемой задачей: я смотрю телевизор, читаю книгу — и вдруг у меня образуется эта долго не появлявшаяся связь! История науки свидетельствует: открытие нельзя спланировать, кроме технических достижений (их может совершать и компьютер), и идеи приходят в голову, когда человек совершенно к этому не готов.

Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.

У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и квадратное — неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.

Не мыслить «как все», или проблемы творческих детей:

Творческие люди обучаются сами и начинают это делать очень рано. Свои необычные идеи, свои открытия они никогда не считают чем-то экстраординарным. Это для них самая обычная и очевидная вещь. Они часто не понимают, в чем, собственно, состоит их заслуга, если всё так очевидно. Очевидно ИМ…

У таких людей, как правило, неприятности в школе, большая их часть умнее учителей. Они, конечно, не знают того, что знают учителя, но они могут быть умнее. И поэтому попадают в очень сложную ситуацию, оказываясь под прессингом общества.

У меня был коллега, детский врач-терапевт, он рассказал такую историю. Один мальчик — тотальный двоечник в школе, сидя дома, будучи семи лет от роду, изобрел паровой двигатель. И не просто его изобрел, а собрал.

Представьте себе: паровой двигатель на подсолнечном масле, брызгая этим самым раскаленным маслом, носится по квартире! При этом мальчика все считают дурачком.

Почему необходимо читать:

Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу. Важно линейное чтение — от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.

Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание — кое-что отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, он вам его не может пересказать.

Прогнозы ученых о будущем чтения неоптимистичны — предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара.

Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания — они будут думать только на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли.

Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.

Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.

«Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой».

...Есть такие женщины...

Есть такие женщины, которые уже не боятся. Которым уже поздно бояться. Бояться не понравиться. Не соответствовать. Не знать. Не успеть. Не уметь печь наполеон. Готовить плов. Правильно рисовать стрелки.

Они не боятся переспросить. Выглядеть нелепо. Им есть, что надеть к лету. Осенью тоже. И это не проблема. В их жизни всё меньше пробелов. Уже не страшно не по прямой. Могут криво. Знают, что красиво - это внутри. Они не боятся утонуть. Так как давно живут на глубине. Не стесняются плакать. От горя и радости. Смеяться от этого тоже умеют.

Им уже поздно бояться седины. Морщин. Они уже не первые. И теперь все от улыбки. Им уже поздно бояться, что подумают. Коллеги. Свекровь. Люди.

Им давным-давно пофиг мытое ли. Очищенное. С глютеном или без. Они едят то, что хотят. Им уже не страшно делать это ночью. И совсем не стыдно. Они знают, что курить и пить - не вредно. Вредно - не дышать. Не хотеть.

Им всё-равно. Пришёл он в 18:30 или 21:00. Если он любит. И торопится. Главное - он есть. Они уже не боятся быть одни. Умеют не видеть того, кто не замечает. Отходить от того, кто отталкивает.

Им есть, что сказать. Есть о чём молчать. 
О чём молиться. У них всё от души. Они - чья-то отдушина. Им не страшно показаться глупыми. Толстыми. Худыми. Они давно перестали казаться. И начали быть.

Делать то, что любят. Любить того, кто любит. Спать с тем, с кем не уснёшь. Даже если очень хочется.

Говорить прямо. Не накручивать. Кудри. Себя. Не выпрямлять локоны. Но спину держать ровно. Смотреть сквозь пальцы на дураков. Прислушиваться к тишине.

Горький шоколад для них сладкий. Они умеют ценить время. Утро. День. Ночь. Они не заставляют дочь. Не наставляют сына. Они заняты делом. Своим. Они умеют быть с собой. Собой.

Они уже не винят отца. Любят маму. Они не боятся умереть. Потому что - живут.

Есть женщины, которым уже поздно бояться.

Наши ожидания от других

Я считаю себя ответственным работником - я стараюсь для своих работодателей, всегда хочу ещё больших результатов, хочу признания, высоких достижений.

Недавно я заметила, что часто критикую работу других людей - мне кажется, что они не сильно стараются, не прилагают усилий, работают спустя рукава, не проникаются делом, и самое главное - знают об этом и работают; им просто все равно. Особенно меня это раздражает, когда речь идёт о нанятых мною людях или коллегах.

Я осознала, что испытываю злость и критику по отношению к этим людям, сетую на ситуацию, недовольна ими - го не всегда могу им об этом сказать в силу того, что боюсь показаться плохой и обидеть человека. А сама внутри думаю - неужели они не могут догадаться и изменить своё отношение и результаты работы к лучшему?

Выходит, что я ожидаю других результатов работы, но не высказываю этого, а только продолжаю себя грызть изнутри и злится на этих людей, считая их недоучками, неумейками, и тд.

В процессе разбора я поняла, что проблема начинается с моего ожидания от людей - что я заранее ожидаю, что все будут одинаковы в своём подходе к работе, отношению, способностях; что все будут относиться к работе так же как и я. Поразмыслив, я поняла что это совершенно нереалистичное ожидание - ведь все люди абсолютно разные и уникальные и по-своему относятся к работе. Если я испытываю сверх-ответственность, это ещё не значит, что и другие должны относиться точно также.

Я также поняла, что необходимо уметь отделять свою работу от личной жизни и не пытаться завоёвывать достижения на рабочем пространстве, чтобы утвердиться как человек и получать признание и похвалу в целом, чтобы повышать свою самооценку и оценку в глазах других - это совершенно неверный путь для достижения этих целей. Работа и карьера - это одно, а жизнь за пределами работы - это совершенно другое.

И главное - это новый подход: вместо программы "все должны ответственно относиться к работе", я примеряю новый подход: "все люди разные" и "каждый работает в меру своих способностей, а дальше если ты что-то хочешь, нужно подробно объяснить человеку". И тола не будет никаких претензий и, как следствие, разочарований.

Как помогать другим и не вредить себе. Два правила.

Помогать людям - это похвальное дело; но есть свои правила в этом деле. С популяризатором йоги Евгенией Петерсон вышел такой случай однажды; она сама долго училась разным премудростям целительства в Индии. Она была молода, энергична, полна самых гуманных намерений. И однажды предложила свою помощь больному знакомому - у того сердце болело и был тяжелый диагноз. Евгения стала водить руками над сердцем пациента и делать все так, как ее научили мудрецы-целители. Мужчина выздоровел! Какое счастье! А вот сама девушка страшно заболела и не могла ходить. Она превратилась в инвалида.

Ей помог учитель; буквально спас ее. И сказал две простые вещи: во-первых, надо убедиться, что у нас самих достаточно ресурса, энергии, профессиональных знаний, чтобы кому-то правильно помогать. Например, лечить или учить. Даже советы давать. Достаточно ли мы овладели мастерством и вообще - есть ли у нас мастерство ? Или мы просто добрые дилетанты? И не знаем правил работы? Не умеем себя защитить от негатива?

И второе правило: посмотрите, каков ресурс у того, кому вы собрались помогать. Может быть, у него куда больше возможностей, сил, энергии, чем у вас? И проблема или болезнь даны человеку для того, чтобы побудить его изменить жизнь, привычки, заставить встать с дивана? Начать искать способы, чтобы спасти и улучшить свою жизнь? И ваша помощь неуместна, даже вредна в таком случае. Это как побежать за бутылкой для алкоголика или помочь кому-то поджигать дом, в котором он живет.

Примерно так сказал умный учитель девушке. Если нарушить эти два правила, можно только повредить другому человеку и принять его проблемы на себя. А груз может оказаться непосильным! Так что разумно надо помогать. Евгения Петерсон выздоровела и прожила 102 года, кстати. Помогая и обучая, но разумно и ответственно. Это правильная помощь и правильный подход, если речь не о подвиге, а о той помощи, которую добрые люди так щедро оказывают окружающим…

Автор-Анна Кирьянова

Эмоции от первого поцелуя

Самосознание девушки:

"Нужно НЕ жалеть себя или других.

Потому, что жалость к себе - это как бы наказывать себя за то, что со мной что-то не так.

Надо принять, что жалеть других - это одобрять, что они наказывают самих себя."

Благодарность миру, и не только за хорошее, но и за болезненные уроки, должна быть в сердце человека постоянно, как стержень его жизни. Тогда он растёт.

Лао-Цзы

У кого не было Учителя по йоге, кто самостоятельно познавал это искусство будет полезно ознакомиться с основными знаниями по Йоге из следующих книг:
    1. Книга индолога (страноведа по Индии и Пакистану) Анатолия Зубкова "Хатха-Йога для начинающих". В книге автор приводит данные Института йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау (Индия), где он учился и получил диплом йога высшей квалификации и стал первым дипломированным йогом в Совет­ском Союзе.

      Достаточно бегло прочитать книгу, чтобы иметь представление, что такая информация существует и практиковать только те знания, которые Вас заинтересовали.



  • После знакомства с книгой "Хатха-Йога для начинающих", важно ознакомиться с информацией по следующим четырем ступеням Йоги восьми ступеней.

    И здесь нам помогут две книги на выбор:

    а) «Раджа-Йога» великого индусского проповедника и Учителя человечества Свами Вивекананды (1863-1902 гг.) — бесспорно, одна из самых необходимых и самых лучших книг о йоге и самопознании. Предлагаем новое прочтение старого русского перевода. Русский текст сверялся с английским оригиналом по изданию: "Vedanta Philosophy.” Lectures by the Swami Vivekananda on Raja Yoga and other subjects. N.Y., The Baker & Taylor Company, 1913.

    - Так же в этой книге важно ознакомиться с основополагающими АФОРИЗМАМИ ПАТАНДЖАЛИ с комментариями Свами Вивекананды.



    б) Раджа-йога - Йог Рамачарака
    Эта книга – практическое руководство на пути самопознания и установления гармонии между телом, умом и духом. Использование сил и возможностей, скрытых в нашем разуме; подчинение жизни человека контролю высших начал духа; расширение самопознания и развитие сознания – таков неполный перечень вопросов, в освещении которых автор в своей, ставшей уже классической, работе достигает вершин философского мастерства.



  • Также может быть полезна информация из книги Свами Шивананда "Йога-терапия. Авторизованный перевод, примечания и дополнения Андрея Сидерского."



  • Гхеранда Самхита

    «Гхеранда-самхита» (санскр. धेरंड संहिता, Gheraṇḍa saṃhitā?) — один из трёх классических текстов хатха-йоги наряду с «Хатха-йога-прадипикой» и «Шива-самхитой». Считается наиболее энциклопедическим текстом из трёх; датируется XVII веком.

    Тем, кто самостоятельно постигал искусство Йоги необходимо ознакомиться с информацией этого источника.


  • Хатха Йога Прадипика

    «Хатха-йога-прадипика» (санскр. हठ योग प्रदीपिका, haṭhayoga pradīpikā IAST — «прояснение Хатха-йоги») — написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком. Автором считается Свами Сватмарама, последователь Горакшанатха, основателя Натха-сампрадайи.

    Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги. Другие два текста, датируемые более поздним периодом, это «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита».


  • Шива-Самхита

    "Шива Самхита" - авторитетный традиционный текст, целиком посвященный йогической практике и высоко почитаемый в Тантрической Традиции как прямое и непосредственное Откровение Господа Шивы, Высшего Учителя Тантры и Йоги.

Картина дня

наверх