На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 017 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Андрей Сердюк Вот ведь интересно - то как! Во всех наших неуспехах прослеживается один и тот же принципиальный пройоп...Брандеры: второе ...
  • Юрий Ильинов
    «Бунт россиян». В Ирландии назвали пять потерпевших крах мифов о России Боуз: западные СМИ распространяют недостовер...Группа крови на р...
  • Юрий Ильинов
    Думаю, читают, но У Белоусова в приоритете другие задачи. Наш черноморский флот продолжает прикрывать Турция. Пока не...Брандеры: второе ...

Невидимая смерть для американских гостей

Невидимая смерть для американских гостей

Осмысливая происходящее в небе над Черным морем и прикидывая варианты развития событий и методов противодействия воздушным пиратам, был застигнут известием о том, что в Южной Корее полным темпом идут работы по созданию нового самолета.

Казалось бы, что там Южная Корея и где там их самолеты? На самом деле да, корабли южнокорейской постройки и автомобили пользуются большим спросом в мире, чем самолеты. Особенно боевые.

Тем не менее, работы над собственным самолетом в Южной Корее идут давно и, надо сказать, не без успеха. Да, на истребитель пятого поколения KF-21 Boramae никак не тянет, даже с учетом того, что США передали честь технологических разработок по F-35 своим азиатским союзникам. Максимум, на что тянет KF-21 – это поколение 4,5 или 4+, как угодно, суть не в цифрах, а в возможностях.


KF-21 Boramae перспективный и многообещающий самолет, главное – его создатели не планируют выпуск «не имеющего аналогов в мире», их максимальные задачи куда более просты: самолет, который будет превосходить F-16 по своим возможностям и характеристикам.

Но нас в настоящий момент интересует не KF-21, а KF-21ЕА. А это планируется на базе учебно-боевого двухместного KF-21В самолет РЭБ. Естественно, двойного управления не будет, а второе место будет отдано оператору систем, которыми предполагается от души напичкать этот самолет.

Создание этого самолета планировалось изначально по программе KF-X и нет особых сомнений в том, что работы будут продвигаться, так как были запланированы. И, рано или поздно, KF-21ЕА поднимется в воздух и начнет испытания.

Это будет не завтра, разработки только начаты, а значит – пройдет еще немало времени и денег, прежде чем будут какие-то вменяемые результаты. Но нам важен не результат, а некая тенденция.

А она приведет к тому, что у Республики Корея появится самолет радиоэлектронной борьбы и подавления ПВО KF-21EA (Electronic Attack). Учитывая тесную дружбу южнокорейцев и американцев, то скорее всего, это будет аналог Boeing EA-18G «Growler», который стоит на вооружении ВМС США c 2008 года. То есть, совершенно опробованный и нормально эксплуатируемый палубный самолет РЭБ.

На KF-21ЕА планируется установить три контейнера радиоэлектронной борьбы и два контейнера аппаратуры радиотехнической разведки.

На подфюзеляжном узле подвески будет располагаться контейнер с низкочастотными комплексами РЭП, на двух подкрыльевых узлах – два контейнера с высокочастотными средствами РЭП, то есть, оператор сможет вести подавление радиолокационных средств противника практически во всем диапазоне частот. И на законцовках крыльев будут размещены контейнеры с аппаратурой радиоэлектронной разведки.

Естественно, четыре узла подвески будут отведены для размещения пары ракет «воздух-воздух» для самообороны, и два – под противорадиолокационные ракеты AARGM-ER. То есть, чтобы было чем добить недоподавленное.

Если корейские авиастроители все-таки решат вопрос о внутрифюзеляжном отсеке для вооружений, то скрытности такому самолету это не добавит, но позволит нести больше ракет для обороны и нападения. В планах отсек должен вмещать или четыре «Метеора» большой дальности, или восемь ракет класса «Воздух-поверхность».

БРЭО KF-21EА тоже будет отличаться от исходного варианта наличием новой перспективной бортовой РЛС с АФАР и нового бортового комплекса обороны, к которым будут добавлены элементы сетецентрического взаимодействия. В далекой перспективе KF-21EА рассматривается как один из элементов перспективной системы NACS (Next Air Combat System), разрабатываемой KAI, которая согласно задумкам разработчиков, сможет «пристегнуть» к самолетам БПЛА, управляемые через спутниковые каналы связи.

Создание KF-21EА планируется примерно к 2036 году, но сроки сильно зависят от сроков окончания работ непосредственно по KF-21 Boramae. А он совершил первый полет в июле 2022 года, то есть, всего два года назад. И уже в течении 2023 года производитель фирма KAI передала ВВС для испытаний шесть летных прототипов самолета, два из шести были двухместными, что позволило вести параллельные изучения возможностей таких самолетов, в том числе и по программе создания самолета РЭБ.


25 июня 2024 года Управление программ оборонных закупок Южной Кореи заключило с KAI контракт на сумму 1,41 млрд долларов на поставку ВВС Южной Кореи первых 20 серийных истребителей KF-21. Эти самолеты должны быть переданы ВВС в 2026 году. И вот в эту сумму и входят 347 миллионов долларов, которые потратят на продолжение ОКР по версиям самолета.

К 2032 году планируется закупка 120 серийных самолетов KF-21, а к 2036 году – самолетов KF-21ЕА.

Остается не так много времени на то, чтобы посмотреть, пойдут ли южнокорейские авиастроители нормальным путем или повторят «успехи» индийских и пакистанских коллег. По идее – не должны, есть определенная уверенность в том, что у них все получится. Корейцы сами по себе умеют многое, а при тесной дружеской помощи из США – смогут еще больше, по крайней мере, реализовать наработки по F-35 так, чтобы не получилось «дорого и гнило» - почему нет?

В общем, Южная Корея вступит в клуб обладателей самолетами РЭБ в самом ближайшем будущем.

Но мы не о самолетах, мы о тенденциях. И потому дальше – Китай.


У ВВС НОАК есть такая машина, как J-16D Hidden Dragon. Первый полет «Дракон» совершил в 2015 году, то есть, машина свежая. Создан на базе двухместного истребителя J-11BS (это лицензионный Су-27СК) с заимствованием технологий от Су-30МКК, который Китай покупает в России. Ну и свои собственные разработки.

J-16 изначально имел 12 узлов подвески, 2 между мотогондолами, 2 под воздухозаборниками, 6 под консолями крыла и 2 на законцовках, общей грузоподъемностью свыше 8 тонн.

На законцовках крыла у J-16D сразу прописались контейнеры с разведывательной аппаратурой, оставшиеся 10 узлов были поделены между ракетами и другими контейнерами РЭБ: контейнеры RК-З930-22 и RК-З930-10 установлены под консолями крыла, а RК-З930-31 и RК-З930-32 - слева и справа от фюзеляжа. В этих контейнерах размещается аппаратура подавления разных частотных диапазонов. Кроме того, пушка из фюзеляжа была убрана, а на ее месте разместились блоки станции постановки помех.


Получилась конструкция, схожая с американский системой РЭП NGJ, в которой стандартные блоки генерации помех дополняются сменными в подвесных контейнерах.

Здесь китайцы молодцы, в конструкции «Затаившегося Дракона» к стандартным блокам генерации помех высоко и низкочастотных они добавили блок генерации помех на средневолновой диапазон, то есть, при необходимости J-16D может попробовать работать на всех диапазонах. Насколько это будет эффективно – вопрос, но «гасить» на выбор любой из трех диапазонов – это очень хорошо.

Теоретически истребитель РЭБ с такой возможностью полнодиапазонного подавления может стать очень эффективным средством борьбы не только в комплексами ПВО, но и с вражеской авиацией и - очень важно - беспилотниками противника. Создание полноценной зоны противорадиолокационной защиты вокруг группы своих самолетов – это сильно, потому что если взять в пример использование американцами их «Гроулера», то один такой самолет в разы повышал защищенность F/А-18, которые ничуть не невидимки. «Шершни» даже не малозаметные, так что им это было очень полезно, особенно там, где присутствовала хоть какая-то ПВО у противника.

Кроме того, если подтвердятся слухи о том, что китайцы каким-то образом «передрали» (хотя вариант разработки своей системы тоже не стоит отбрасывать) американский комплекс CCS (Communications Countermeasures System), «Комплекс мер противодействия связи», то это будет вообще бомба. Но об этом пока говорить рано.


Однако перехват и сканирование голосовых сообщений (в том числе и кодированных), а также каналов передачи данных, что позволяет сделать система, с дальнейшим генерированием направленных помех и передача их через низкочастотные передатчики – это очень неприятно, учитывая то, что самолет может спокойно работать по постановке помех в зоне радиусом пару сотен километров или даже больше.

Ну и противник одних и союзник других в регионе – США. А там, понятно, то, на что смотрят все разработчики во всех странах мира: EA-18G Growler. Классика жанра, как говорится.


EA-18G предназначен для ведения радиотехнической разведки, постановки помех РЛС и системам связи противника, уничтожения РЛС противорадиолокационными ракетами HARM. «Фишка» «Ворчуна» в том, что он является сетецентрическим самолетом, способным взаимодействовать с другими самолетами и беспилотниками в едином информационном поле, передавая информацию как по своим каналам связи, так и через спутники.

Самолет интересен по компоновке. Он настолько увешан антеннами (по бортам, в хвосте, в носу, между двигателями), что они позволяют комплексу AN/ALQ-218(V2) принимать и отправлять сигналы под любым ракурсом со всех сторон и во все стороны. Пушку убрали и вместо нее расположили комплекс противодействия системам связи AN/ALQ-227(V)1 CCS (Communications Countermeasures System), который перехватывает сигналы, анализирует их и дальше в дело идут широкополосные низкочастотные передатчики AN/ALQ-99, которые размещаются в контейнерах под фюзеляжем. Это не лучшее техническое решение, ALQ-99 откровенно устарели и включение их в работу с CCS подобно подсвечиванию лазером цели для стрельбы из пушек ядрами. Слабое звено, если серьезно.


С одной стороны – спутниковая связь и системы связи, которые обеспечивают устойчивую связь во время работ систем глушения, с другой – сами подавители на ламповой элементной базе.


Стандартный вариант вооружения EA-18G Growler - два узкополосных и один широкополосный передатчика помех ALQ-99, два подвесных бака, две УР «воздух-воздух» AIM-120 и две противорадиолокационных ракеты HARM. Вместо широкополосного передатчика можно подвесить бак для топлива.

EA-18G Growler повоевал. Боевое крещение было во время операции в Ливии, где «Ворчун» на «отлично» справился с французскими ЗРК «Кроталь» и советскими «Оса». Правда, «Кроталь» хорошим современным комплексом тогда уже назвать язык не поворачивался, а нейтрализация ЗРК 9К33 «Оса» родом из семидесятых годов прошлого века…

Впрочем, это не главное.

Главное то, что у нас нет ничего близко подобного этим самолетам. Нет, самолеты-постановщики помех у нас были, но вот тут как есть – в прошедшем времени.

Золотой эпохой авиационных РЭБ можно считать семидесятые годы, когда на вооружении советских ВВС стояли Як-28ПП.


Самолет был непростой, но действенный. Правда, к 90-м годам реально устарел и в 1992-93 годах был снят с вооружения. Ему на смену планировался Су-24МП, но… «Як» с поста ушел, а вот «Су» на пост не пришел.


Было изготовлено 10 самолетов, два Су-24МП поступили в 4-й ЦБП в Липецке, а все восемь серийных - в 118-й отдельный авиаполк самолетов РЭП в Черткове. После распада СССР они остались на Украине.

На этом история самолетов РЭБ в России закончилась, не начавшись и вот уже 30 лет, как у нас на вооружении нет ничего схожего хотя бы с «Гроулером». А у противника есть, и дело не только в Штатах, у европейцев есть самолет РЭБ на базе штурмовика - Tornado ECR. Он на вооружении с 1989 года, но модернизациями его держат в тонусе. И ВВС Германии и Италии эксплуатируют его вполне нормально.


У нас же такого самолета нет, и, судя по всему, даже не предвидится. Между тем, практика последнего времени продемонстрировала необходимость такого вида вооружения, как самолёт РЭБ.

Вот скриншоты одной известной программы, показывающей нахождение в небе различных летательных аппаратов, сделанные в разное время. Очень четко можно проследить то, что американские разведывательные БПЛА летают вдоль наших границ, откровенно прикрываясь гражданскими самолетами.




Картина возможного противодействия так себе. Береговые ЗРК на пределе дальности, да и вести огонь в сторону гражданских коридоров – так себе затея, не хватало только еще сбить иностранный пассажирский лайнер. Отметаем идею.

ЗРК на кораблях – это немного интереснее, но с тех же БПЛА очень просто засечь все перемещения военных кораблей и скорректировать курс беспилотника, имеющего скорость на порядок выше корабельной – проще простого.

Атака самолетом беспилотного разведчика при помощи ракет или пушки – это, как ни крути, будет расценено как акт агрессии России против США. Американские беспилотники летают в нейтральном воздушном пространстве и с этим ничего не поделать.

Вот и остается поливать керосином или устраивать турбулентные завихрения. Все на опыте российских летчиков, благо, он есть.

В таком случае использование самолета РЭБ в такой ситуации могло бы быть очень эффективно. Сразу по нескольким причинам.

1. Помеха, по итогам воздействия которой беспилотник либо потеряет связь с центрами управления, либо у него мозги «скиснут» - штука нематериальная, в отличие от ракеты. Электромагнитные волны, которые летят в пространстве и выводят из строя электронику – это очень старо, но ядерный воздушный взрыв – не наш метод. А вот сгенерированный помеховый сигнал, отправленный в адрес «Ястреба» - почему нет? Он бездоказателен, как картечина в сравнении с нарезной пулей.

2. Беспокойства за незавидную в некоторых случаях судьбу гражданских лайнеров будет значительно меньше. Направленные антенны никто не отменял, да и работы по постановке помех при помощи антенн РЛС с АФАР ведут не только в США. Вообще такое применение РЛС – самый шикарный вариант: самолет РЭБ заходит от коридора с гражданскими лайнерами, находит беспилотник, наводит на него антенну и… Антенны с ФАР способны выдавать очень тонкий (порядка 1-1,5 градуса) луч, по которому можно отправить должным образом сгенерированную помеху, которая нарушить некоторые процессы в мозгах беспилотника.

3. Политическая составляющая практически отсутствует по причине недоказуемости. Ни в одном своде правил нет пункта, который запрещает шарить лучом РЛС в пространстве. А если у кого-то начались проблемы с навигацией – так тут вопросы совершенно иного плана возникают.

Так что хорошо сработанная помеха, которая снесет мозг, скажем, радиолокационному датчику высоты – очень неплохой вариант окончания ситуации в целом. Как пример.

Плохо то, что у нас самолетов, способных выполнить такую операцию нет. Мало того, что нет – еще и не предвидится в ближайшем будущем. А значит, как летали американские «птички», так и будут летать, как наводили на нас американские же ракеты, так и будут наводить. И остается уповать исключительно на мастерство наших летчиков, которые смогут что-то сделать пилотажными приемами. Но это не решение проблемы.

Чем можно решить проблему такого характера, если в составе ВКС РФ всего ТРИ самолета РЭБ? Да и то, не очень удачной конструкции, Ил-22ПП, который «Порубщик».


В 2016 году СМИ радостно рапортовали о том, что «первые три новых самолета РЭБ поставлены в ВКС». Эти три самолета были новыми весьма условно, поскольку переоборудовали их из Ил-18, которые выпускались серийно с 1957 по 1985 годы. Да, отремонтировав капитально, но тем не менее.

И эти три первых самолета пока оказались с 2016 года всем, чем обладают наши ВКС в этом плане.

Но для выполнения задач, о которых идет речь, Ил-22 не годится совершенно. Сложно сказать, чем руководствовались при отработке темы самолета РЭБ, но для борьбы с БПЛА типа Reaper или Global Hawk «Порубщик» не годится. То, что сам комплекс Л-415 «Порубщик» является вполне современным средством радиоэлектронной борьбы, сомнений нет, наш КРЭТ выпускает достойные комплексы РЭБ, и это известно во всем мире и признано экспертами и военными.

Но вот засунуть новейший комплекс в пятидесятилетней давности самолет, способный летать с крейсерской скоростью в 500 км/ч (что заведомо меньше, чем крейсерская скорость того же «Ястреба» на 200 км/ч) и с максимальным потолком в 8 000 метров – это выглядит более чем странно.

Тут все просто: как только засекут взлет Ил-22ПП с аэродрома, операторы того же «Ястреба» спокойно будут выполнять свои задачи, а потом так же спокойно уведут беспилотник на безопасное расстояние от российского самолета. И сделают это абсолютно спокойно, поскольку 300 км/ч на максималке – это бездна.

А подходить придется, физику никто не отменит, а она четко говорит, что радиоволны в пространстве (атмосфера – это несвободное пространство, если что) имеют свойство затухать, в зависимости от многих факторов, в том числе, от мощности передатчика и излучателя, ионизации, расстояния до приемника цели и так далее. Формулы громоздкие, но говорят об этом абсолютно конкретно.

Да и в конце концов, выкатить на середину Черного моря самолет РЭБ и начать гасить всех подряд – так себе идея. В отличие от тихого «Уголовника» (прозвище Су-57 в иерархии НАТО), который относительно малозаметно может подойти и задействовать что-то из доступного арсенала. Даже если «Ястреба» загонят на 18 тысяч метров, все равно разница с Ил-22 будет просто огромная, если вместо турбовинтового самолета будет задействован современный реактивный самолет.

Главная проблема в нашем случае – это просто жуткая инертность нашего Минобороны. Более десяти лет назад с помпой и спецэффектами собрали на коленке три «Порубщика» и на этом все. Если сравнивать с американцами, у которых больше сотни «Гроулеров» (и сколько-то еще у союзников болтается), европейцами (тоже около сотни «Торнадо»), китайцами… В общем, не очень у нас с этим хорошо.

Особенно печально это понимать, зная, что наш КРЭТ делает самые лучшие комплексы в мире.

Современный мир весьма динамичное явление, и приспосабливаться к нему надо чем быстрее, тем лучше и потерь меньше. России еще вчера были нужны нормальные современные самолеты РЭБ, способные решить задачи в акватории Черного моря. И эти самолеты никак не древние Ил-22. Это быстрые и высотные машины, способные догнать цель и вырубить ее.

Очень жаль, но в очередной раз нашему ВПК придется быть в роли догоняющего. Но тут ничего не поделать, придется, не решив одних проблем, начинать сражаться с другими – это по-нашему. Главное – начать. Но нам нужны такие машины, способные вымести нежно и аккуратно все то, что болтается над Черным морем, раз ракетами никак нельзя. Делать-то все равно что-то надо.

И пусть Остин и дальше истерит.

Картина дня

наверх