«Бензиновый пузырь» лопнет так, что в правительстве будут кричать: «Караул, горим!»
Соглашения нефтяников и кабмина загоняют экономику в тупик

Премьер-министр Дмитрий Медведев 4 апреля провел совещание, на котором обсуждался вопрос возмещения бюджету затрат на выплату компенсаций нефтяникам за поставку на внутренний рынок моторного топлива. По данным Минфина, на это требуется 120−190 млрд руб.
Новые соглашения с нефтяными компаниями о стабилизации рынка топлива уже подписаны, сообщил в пятницу журналистам вице-премьер Дмитрий Козак.
По настоянию нефтяных компаний правительство решило снизить уровень целевых цен на бензин в формуле демпфера с 56 тыс. руб./т до 51 тыс. руб./т, по дизельному топливу — с 50 тыс. руб./т до 46 тыс. руб./т, сообщил «Интерфакс». Это уже вторая корректировка демпфирующего механизма за счет снижения целевой цены.
В ноябре минувшего года соглашение о стабилизации топливного рынка подписали правительство, вертикально интегрированные нефтяные компании и независимые участники.
«В тексте соглашения с нефтяниками указано, что с 1 января темпы роста цен на заправках не должны быть выше 1,7% (с учетом повышения ставки НДС), а с 1 февраля — не выше прогноза среднегодовой инфляции», — сообщает агентство.
Между тем, на днях Государственная дума отклонила в первом чтении два законопроекта, которые вводят госрегулирование цен на моторное топливо.
Фракция «Справедливая Россия» предлагала своим законопроектом установить, что рост розничных цен на бензин, дизель, авиационный керосин, бензол и некоторые другие составляющие и производные топлива не могут превышать процент инфляции, который утверждается при принятии ежегодно бюджета Российской Федерации.
«Таким образом мы предлагаем помощь правительству, которое в очередной раз не смогло зафиксировать с нефтяниками прогнозируемый рост цен на топливо», — заявил замглавы фракции Олег Нилов.
Депутат подчеркнул, что задача законопроекта — защитить потребителя. Рост цен на топливо и опосредованно рост цен на всё, начиная от сельскохозяйственной продукции и заканчивая билетами на самолёт и на любой вид транспорта, на любые услуги, товары, так или иначе, зависит от роста инфляции, пояснил он. При этом, по его словам, уже фиксируется рост цен на топливо на уровне 1,7−2%.
«Неужели опять повторится история прошлого года, когда на 9%, даже на 10% был зафиксирован официальный рост цены на топливо?», — негодовал Олег Нилов.
Второй законопроект был внесен депутатами от КПРФ Валерием Рашкиным и Денисом Парфеновым и предусматривал введение с 1 января 2019 года государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также торговых надбавок к ценам на них, путем установления их в предельных уровнях.
«Резкое повышение цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке в первом квартале прошлого года вызвало недовольство не только населения (оно выходило на площади, оно было в пикетах, отправляло в отставку правительство Российской Федерации, добирались же до фамилии Путина), но и экономика показала резкое снижение, потому что цены на горюче-смазочные материалы, они напрямую входят в себестоимость, транспортировку, влияют на цены товаров, которые на прилавках, и также влияют на бизнес, на все услуги», — заявил Валерий Рашкин.
Против принятия законопроектов выступил профильный комитет Госдумы по экономической политике.
«С экономической точки зрения ограничение розничных цен на автомобильный бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты может привести к снижению рентабельности и закрытию автозаправочных станций», — озвучил его позицию член комитета Виктор Зобнев.
Он также напомнил, что уровень розничных цен на нефтепродукты в разных регионах различается, поэтому ограничение, «вводимое на конечном этапе товаропроводящей цепочки, не затрагивающей производственное и оптовое звено, негативно отразится на позициях в развитии отрасли в целом».
То, что происходит с этим соглашением и вообще с переходом на нынешнюю систему руководства бензиновым и дизельным рынком — это огромная ошибка, которая приводит к негативным последствиям для рынка, заявил «СП» член Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса ТПП РФ Рустам Танкаев.
— Мы пока не ощущаем их в полной мере благодаря тому, что большая часть рынка сейчас занята государственными компаниями. Компании, которые контролирует государство и которые под давлением вице-премьера Дмитрия Козака ведут абсолютно нерыночную политику. Но это приводит к деградации нефтепереработки в России и, в конечном итоге, должно привести к дефициту топлив и к тому, что мы наблюдали в советское время, когда бензин стоил 20 копеек, но надо было в 6 утра встать, чтобы к обеду получить канистру этого бензина. При этом шла бешеная спекуляция по ценам, в несколько раз выше государственных. Эта ситуация для экономики, конечно, была убийственна.
То, что творится с этим соглашением, с нефтепереработкой в России — это демонстрация полной некомпетентности руководства отраслью, в первую очередь, конечно, со стороны вице-премьера Козака, который очень резко взялся за нерыночные рычаги управления.
Судите сами, у нас выход бензина на переработанную нефть по прошлому году упал на полтора процента. Это очень много. У нас и так выход бензина один из самых низких в мире.
Кроме того, благодаря прошедшей реконструкции нефтеперерабатывающих заводов в стране производится все меньше мазута. За прошлый год падение производства составило 9,5%. При этом производство бензина нисколько не увеличилось, потому что никто не хочет производить бензин.
Можно было бы резко увеличить выход бензинов, но вместо этого увеличивают производство товаров, которые не регулируются государством: растворители, разного рода светлые нефтепродукты как, например, авиакеросин, которые могут быть альтернативой бензину при производстве.
Если 10 лет назад у нас на бензин перерабатывали 99% нефти, которая поступает на НПЗ, то сейчас его перерабатывают 80%. Значительная часть нефти на бензин просто не перерабатывается.
У нас нет импорта, потому что цены зажаты на уровне таком, что в России самые низкие розничные цены на бензин. Причем речь не только о Европе, но и Юго-Восточной Азии, США, о странах, которые близки нам географически.
Раньше у нас был импорт бензина, который служил неким спасательным кругом на случай нехватки бензина. Как известно, из Белоруссии в Центральный федеральный округ поставляли значительные объемы бензина, сейчас его не поставляют вообще. Из Финляндии поставляли бензин в Ленинградскую область и на Северо-Запад России, сейчас этого потока тоже нет.
С конца 2014-го, когда почти в два раза упал курс нашей национальной валюты к евро, цены стали такими, что к нам никто никогда ничего не повезет. На Дальнем Востоке всегда присутствовал бензин, импортируемый из стран Юго-Восточной Азии как, например, Южная Корея, сейчас его близко нет.
Сейчас мы сейчас держимся за счет низкого уровня потребления бензина на душу населения, а он в 3 раза ниже, чем должен был бы быть при нормальной экономике, то есть держимся только за счет своей нищеты. Но то, что сейчас творит правительство России — это на самом деле удушение нашей экономики и работа на снижение жизни населения.
Я не понимаю, как взрослые люди могут не понимать элементарных вещей. Достаточно позвать нормального экономиста, и он объяснит на пальцах, что такое административное регулирование цен в условиях рыночной экономики. Этот уровень первого курса института экономики недоступен людям, которые принимают решения. Я с ужасом на это смотрю.
То, что у нас руководителями высшего уровня назначают людей, которые не имеют ни опыта работы, ни специального образования в этой области — это, к сожалению, система, а не случайность. Я хочу напомнить историю с «Росгеологией», которой долгое время руководил суворовец и полностью развалил геологию в нашей стране, остатки того, что было государственной геологической системой. Сумел перетащить к себе частные геологические компании, которые входили в крупные нефтяные и газовые компании.
В результате в прошлом году впервые за 25 лет у нас не было воспроизводства запасов, то есть мы открыли запасов меньше, чем добыли нефти. Россия работала очень эффективно долгое время, эффективнее, чем в советские времена, но если поставить суворовца руководить геологией, то можно убить геологию. Если поставить военного руководить бензиновым рынком, то можно убить бензиновый рынок. Подобные руководители смертельно опасны для любой экономики. Нефтяники с этим правительством говорят на разных языках.
«СП»: — Нам ждать роста цен и дефицита бензина?
— Нам ждать острой фазы кризиса. В какой-то момент она обязательно наступит. То, что будет острая фаза, показывает опыт. Это уже было и 1996-м, и 2000-м, и 2008-м, сейчас кризис проходил намного мягче, чем было раньше, за счет управления государственными компаниями. Экономику не обманешь.
То, что сейчас творится — это огромная ошибка, которая аукнется всем. Напомню, когда в прошлые разы административное регулирование заводило экономику страны в тупик, то у нас в регионах начинался дефицит бензина и цены подскакивали за один день в 2−2,5 раза. Все это мы уже проходили.
Жаль, что пострадают не те, кто принимает решение. Пострадаем мы с вами.
У России есть два сценария развития машиностроения для создания ГТД большой мощности
Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что у России есть два сценария развития машиностроения для сборки газотурбинных двигателей большой мощности. Подробности сообщило ФБА «Экономика сегодня».
В России ожидают завершения испытаний опытно-промышленного образца отечественной газовой турбины большой мощности ГТД-110М уже в первом полугодии 2019 года. Когда все тесты будут пройдены, специалисты займутся подготовкой к серийному производству. Об этом рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе выступления на коллегии Минэнерго. Также министр поблагодарил министерство энергетики за поддержку программы модернизации ТЭС и отметил, что на софинансирование разработок головных образцов ГТД в диапазонах 60-80 МВт и 150-180 МВт заложено семь миллиардов рублей на ближайшие три года.
В интервью ФБА «Экономика сегодня» преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал о перспективах развития турбиностроения в России.
По словам эксперта, РФ столкнулась с проблемой производства ГТД большой мощности после распада Советского Союза. С тех пор в стране не выпускают турбины такого класса. Сборка агрегатов была отдана на откуп гигантам Siemens и General Electric, которые являются лидерами рынка и продают свои изделия по всему миру.
Однако обострение конфликта России и Запада, судебный процесс Siemens с «Технопромэкспортом» по инциденту с турбинами в Крыму изменили ситуацию, так как в стране встал вопрос самостоятельного создания подобных агрегатов. На высшем уровне политики приняли решение снизить зависимость энергосистемы РФ от западного оборудования. Siemens необходимо было потеснить с рынка, чтобы дать дорогу своим заводам.
По мнению Митраховича, у России есть два сценария развития машиностроения в области сборки ГТД большой мощности. Первый – самостоятельная разработка. Некоторые проекты уже реализует государственный холдинг «Ростех» и компания «Силовые машины».
Второй сценарий подразумевает глубокую локализацию иностранных ГТД в России. В Siemens уже готовы пойти на такие шаги. Суть такого подхода заключается в том, чтобы участие немецкой компании в сборке турбин было минимальным, а РФ оказалась защищенной от санкций. То есть агрегаты фактически становятся российскими. Единственным условием от партнеров стало наличие производственной загрузки на ближайшие 10-15 лет. Если удастся обеспечить такой спрос, то Siemens будет сотрудничать, подытожил собеседник издания.
ФБА «Экономика сегодня» напомнило, что эксперты считают готовность к компромиссам с Россией ходом ва-банк для сохранения российского рынка. Создание в РФ собственной ГТД большой мощности может и вовсе снять вопросы о локализации Siemens.
Ранее Станислав Митрахович объяснял, что предложение немецкого машиностроительного гиганта Siemens по локализации производства выгодно России с позиции заимствования технологий.
Сергей Шаргунов. Спасти рядовую лаборантку от чиновников-крохоборов
-
Опечаленные люди из села Тугустемир Оренбургской области обратились ко мне – их волнует судьба местной лаборантки. А я в свою очередь направил запрос областным властям.
Старинное село. С очень красивым и знаменитым старинным храмом. Марину Иванову Ерёменко любят в этом селе. И есть за что. Например в 2016 году из-за метели и нечищеной трассы она провела с роженицей в машине «Скорой помощи» 10 часов. Пробивали дорогу и спасатели, и местные жители. Через несколько минут после того, как всё-таки удалось добраться до родильного отделения, на свет появилась девочка.
Ерёменко получает меньше пяти тысяч рублей в месяц. Но её захотели лишить и этого. Объявили о переводе на 0,25 ставки.
Теперь лаборантка должна только брать анализы, а далее биоматериалы будут доставляться на исследование далеко-далёко в Тюльганскую или Ташлинскую лаборатории. Люди опасаются: «оптимизация» приведёт к тому, что для того, чтобы сдать анализы, им придётся ездить за тридевять земель.
Кровь можно сдать с 9.00 до 11.00. Те, у кого нет своей машины, теоретически успевают приехать на автобусе к началу работы процедурного кабинета. Но к этому времени выстраивается очередь. Велика вероятность в кабинет не попасть. Надо договариваться с таксистами. А это для сельских жителей немалые деньги.
В селе много пожилых людей. Некоторым уже не под силу ходить в амбулаторию, чтобы сдать анализы. Марина Ивановна приходит к ним в дома сама… Разве позаботятся о них так чужие люди?
Хотят сэкономить на зарплате лаборанта? Целесообразно ли это? Что сэкономить? Около 3 000 рублей – чтобы в разы больше тратить на бензин и ремонт машины, которую регулярно придётся гонять с анализами?
На днях Марину Ерёменко, посмевшую возразить «оптимизаторам» её жизни, уволили с занимаемой должности: не разрешили взять на анализ кровь у пришедших в амбулаторию сельчан. Не согласна получать копейки? Лишим вообще всего.
Теперь чиновники из Минздрава радуют: ладно, полностью мы женщину не уволим, но тут же добавляют: а оплату ей всё равно урежем.
Сельчане собрали сотни подписей. О чём просят? Сохранить любимой лаборантке 0,5 ставки.
Всматриваюсь во множество аккуратных подписей на тетрадных листах. Обращение граждан не с какими-то грозными требованиями, а с тихой мольбой: не отнимайте у женщины три тысячи рублей…
Конечно, я помогу Марине Ивановне лично. Но дело не в этом. Дело в том, что очень стыдно всё это. Не надо унижать наших людей! Так унижать…
Эта женщина – подвижница.
Подвижники вокруг. И врачи, и учителя работают за небольшие деньги, потому что кто-то должен работать.
И лаборантка из оренбургского села Марина Ерёменко просто хочет помогать людям. Поэтому тревожится за них. А ей теперь пытаются отмстить. Лишить всего. Предлагают выжить на пару тысяч в месяц.
Нельзя её дать в обиду. Иначе – кто мы и что мы?
Марина Ивановна, спасибо, что не сдаётесь и не сдаёте односельчан! И им спасибо, что стоят за Вас горой.
Закат эры SWIFT: Через 7 лет доллару придется потесниться
Новые технологии ставят будущее господство американской валюты под сомнение

«…Ряд (российских) банков уже подключены к CIPS (Chinese International Payment System — Китайская международная платежная система — авт.), что позволяет упростить процедуру маршрутизации платежей». Об этом заявил в ходе международного российско-китайского форума Владимир Шаповалов, возглавляющий подразделение по работе с зарубежными регуляторами в Департаменте международного сотрудничества ЦБ РФ.
Наверняка, эти решения связаны с угрозой новых санкций со стороны США, хотя здесь, безусловно, присутствует очевидная экономическая выгода. Да и с точки зрения перспективы, озвученные шаги национальных финансовых организаций являются своевременными.
Как известно, в течение очень долгого времени фактическим монополистом для трансграничных транзакций (международных переводов денег и других финансовых операций), используемых банками во всех частях Земного шара, была платформа SWIFT. И хотя она была создана в соответствии с бельгийским законодательством, с 2011 года де-факто контролируется Государственным департаментом США. Причем, строго в интересах Вашингтона, несмотря на робкие протесты оператора.
Осознание того, что даже ЕС, вроде бы верный союзник США, может оказаться под колпаком заокеанской ФРС, заставило Европу создать в 2008 году собственную межбанковскую систему SEPA, которая в пределах еврозоны осуществляет платежи в евро без ограничений. Но как показало время, SEPA так и не стала альтернативой платформе SWIFT, которая заточена, прежде всего, на «его величестве долларе», хотя и поддерживает другие валюты.
При всем при этом старушка-Европа рефлекторно политически солидарна с Америкой в рамках западного единства, что, само собой, подтолкнуло Россию в сторону платежной платформы CIPS, которую уже сегодня называют китайским SWIFT.
Тем не менее, позиции американской валюты по сравнению с юанем по-прежнему очень сильны, несмотря на то, что Китай является абсолютным лидером по производству и продажам товаров. Об этом свидетельствует профицит торгового счета КНР, который, по данным Всемирного банка, в 2018 году оценивается в размере $ 351,76 млрд. А в США, напротив, фиксируется гигантский дефицит — $ 891,3 млрд., который вопреки усилиям президента Трампа в прошлом году вырос почти на 13%.
В свою очередь, дополнительные деньги позволили Народному Банку Китая выделить CIPS практически неограниченный лимит, чем и воспользовался оператор платежной платформы, предоставив своим клиентам прямой доступ к финансам, тогда как SWIFT всякий раз обращается к корреспондентским банкам. Плюс к этому обслуживание в CIPS стало круглосуточным, что тоже повысило привлекательность системы.
В 2018 году система CIPS обрабатывала ежесуточно 5388 трансакций на 89,391 млрд. юаней или примерно на $ 13 млрд. И хотя по итогам этого года может быть зафиксирован двухзначный рост, все равно по сравнению с объемами SWIFT, конечно, немного. Бельгийско-американская платформа каждые 24 часа проводит финансовые транзакции в общей сложности до $ 6 трлн. С другой стороны, львиная доля этих операций заключается в конвертации главным образом юаня и евро в доллар, а затем — наоборот, из доллара в те же юани и евро. Да, там обрабатываются и другие валюты, но они явно «не делают погоды».
Таким образом, в глобальной экономике наблюдается товарно-денежный алогизм. Понятно также, что американцы не смогут бесконечно долго паразитировать на привязке юаня, обеспеченного материальной ценностью, к доллару, реальная стоимость которого значительно ниже. Китайцам рано или поздно удастся вырваться из вашингтонской ловушки.
Первые шаги уже сделаны: импортеры и торговые сети видят для себя все больше выгод в приобретении продукции «Made in China» через систему CIPS за юани. Причем, сделки можно совершать даже в случае дефицита ликвидности. В частности, именно по этой причине Япония присоединилась к китайской платежной системе.
Да, пока в качестве базы для взаимных расчетов берется биржевой курс национальной валюты к доллару, но и от него в будущем тоже можно будет оказаться. Предлагаются разные механизмы определения цены, в том числе с использованием золотого эквивалента.
Другими словами, сегодня зарождается новая реальность, которая уже через несколько лет может кардинально изменить картину миру. В этом плане присоединение ряда российских банков к CIPS заставило других участников рынка международных платежей активнее реагировать на открывающие перспективы, отмечает издание Ethereum World News (EWN), специализирующее на тематике онлайн-сервисов на базе блокчейна*, и «умных контактов» в интернете.
Учитывая, что власти США слишком часто хватаются на санкционную дубинку, многие производственные и коммерческие компании ищут альтернативу бельгийско-американской платформе в крипто-блокчейн-пространстве, пишет EWN. Как следствие, лидирующая криптовалютная платформа Ripple для платёжных систем, ориентированная на операциях с обменом валют, дышит в спину SWIFT.
По словам Кори Джонсона, бывшего главного маркетолога Ripple Inc, основная цель его компания вытеснить SWIFT и стать доминирующей транзакционной системой в мире. Джонсон также отметил, что, хотя уже сегодня есть компании, использующие как Ripple, так и SWIFT, они в конечном итоге отдают предпочтении опции, которая предоставляет им более быстрые транзакции с меньшими затратами. Плюс к этому эти переводы не подконтрольны Вашингтону.
Для информации: осенью 2017 года Ripple Inc сообщила, что оператор American Express намерен использовать протокол Ripple для платежей между США и Британией. Об аналогичном намерении заявил и крупнейший в Саудовской Аравии банк — Arab National Bank. Никому не хочется однажды получить штраф от дяди Сэма, который любит считать деньги в чужих карманах.
Брэд Гарлингхаус, генеральный директор Ripple Inc, поделился с агентством Bloomberg, что 2018 году более ста банков, подключенных к SWIFT, в том числе испанский банк Santander, уже перешли на программное обеспечение Ripple.
Если система SWIFT будет свергнута платформой Ripple, это может сигнализировать о конце эпохи доллара. И тогда китайский юань станет мировой валютой номер один, а CIPS по праву займет свое место как трансграничная платежная платформа, делает вывод Ethereum World News. И случится данное событие, с большой долей вероятности, до конца 2030 годов, при этом первая девальвации американской валюты может начаться раньше — примерно через 7−10 лет.
Поживем — увидим.
* Блокчейн — технология распределенного хранения и транзакции информации, в которой база данных не подключена к общему серверу.
Свежие комментарии