На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Спасибо за комментарий. Другие мои группы-сайты-каналы: "Приветствуем Вас на сайте Галактика", "Друзья", "Славянская ...«ИКОНА» – инфракр...
  • Алексей Чочия
    Такие научные мысли нужно ни здесь писать и не для всех.«ИКОНА» – инфракр...
  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...

В поисках... XI век. Три Удела Пресвятой Богородицы. Часть восьмая.

https://rgdn.info/v_poiskah..._xi_vek._tri_udela_presvyatoy_...

Где я ступал, там воздвигался храм,
И кибла киблы находилась там.

"Большая касыда", Ибн аль-Фарид.

Начинается самая непростая и вместе с тем наиболее интересная часть наших исторических исследований, касающаяся регионов Ближнего Востока, Киевской Руси и Европы, на пересечении первого и второго тысячелетий нашей эры. Предыдущие части цикла "В поисках" показали нам, что приблизительно в XI-ом веке на планете произошло некое беспрецедентное событие, нашедшее отклик практически во всех уголках Земли.

уместным было бы поинтересоваться, а что же происходило (и происходило ли?) в Евразии и, в частности, на территории очагов православия? У каждой религии существуют свои признанные места поклонения, речь пойдет об трёх Уделах Пресвятой Богородицы, - Иверии (современной Грузии), святой горе Афон и Киево-Печерской Лавре (или здесь я сознательно расширю границы - Киевской Руси). Почему лишь трёх? Потому что четвертый - Дивеево - был основан много веков позже и посему не подпадает под сроки нашего исследования.

Камень - прочный и долговечный материал, недаром предки использовали его в качестве передачи жизненно важных знаний своим потомкам. Кто же может предугадать, что выберут в будущем эти самые потомки? Как мы, к примеру, сегодня, выбравшие в своем абсолютном большинстве материю и одержимое служение деньгам, как слепые котята, имеем лишь единственное и одновекторное желание - попить молока, утолить чувство материального голода, совершенно не интересуясь при этом, кто мы, где находимся и зачем живем? Разве кто-нибудь усомнится в том, что сегодняшний индивид уже не является человеком святости, познания и мудрости, но человеком благополучия, абсурда, зрелищ, различных зависимостей и информации. Именно по этой причине такое величественное явление в истории как Духовный всплеск в XI веке осталось незамеченным и не вошедшим в анналы современной истории, или скорее не понятым, неясным, не принятым, будто ничего масштабного, взаимосвязанного и экстраординарного тогда не произошло. А ведь произошло, ровно тысячелетие тому назад духовные зёрна были посеяны и дали свои плоды, другое дело, что плоды оказались слабыми, раз мы с вами ничего об этом не знаем и даже не интересуемся.

Что ж, сегодня я предлагаю без лишних комментариев со своей стороны оценить степень духовно-культурного развития Иверии, горы Афон и Киевской Руси не по мифам и легендам, не по летописным (писанным-переписанным) справкам, исказившим правду точно "испорченный телефон", не по суждениям умов академических мужей от науки... а по сложенным в камне, пережившием неспокойное тысячелетие и чудом сохранившимся архитектурным узорам в виде православных монастырей, храмов и церквей в Иверии, на Афоне и Киевской Руси, - в трёх Уделах Пресвятой Богородицы.

Ничего не придумывая и не додумывая.

ИВЕРИЯ - ПЕРВЫЙ УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Прошу прощения, но я не стану приводить церковную трактовку, почему Иверия названа первым уделом Пресвятой Богородицы, кому интересно, легко найдет в интернете, лично же эта версия кажется неубедительной. Моей целью в данном случае является взглянуть на Грузию с другой стороны, с позиции статиста. Расцвет христианства в регионе приходится на X–XIII века, более того можно услышать и такие оценки, что это начало грузинского Золотого Века, открывшее целую эпоху в истории храмовой архитектуры.

Иверия, Абхазия, древние храмы, строительство

Привожу перечень найденных храмов, построенных в период с X по XIII века:

  • Патриарший собор Андрея Первозванного в п. Пицунда (X век или XI век), ставший религиозным центром Абхазии и одним из лучших памятников средневекового зодчества;
  • Храм св. ап. Симона Кананита в Н. Афон (X век);
  • Наскальный монастырь в с. Отхара (X век);
  • Собор Успения Богородицы в с. Моква (X век);
  • Храм Богородицы на Бзыбе (X век);
  • Церковь Богоматери в Чачубети (X век);
  • Церковь Кветера (X век);
  • Светицховели (животворящий столп), святыня Грузии (XI век);
  • Алаверди, кафедральный собор Святого Георгия, (XI век);
  • Самтавро, (XI век), г. Мцхета;
  • Самтависи, (XI век);
  • Мравалдзали, (XI век);
  • Храм Георгия Победоносца (XI век) — Илорский храм (поселок Илор рядом г. Чамчыр Абхазия);
  • Монастырь Моцамета (XI век);
  • Монастырь Икалто, (XI век);
  • Церковь Гохнари, (XI век);
  • Храм Баграта, (XI век);
  • Бетания, (XI век). Находится в ущелье реки Вере, в 16 км от Тбилиси, около села Самадло;
  • Храм св. Георгия Победоносца в с. Елыр (XI век);
  • Храм Анакопийской Богородицы в Н. Афоне (XI век);
  • Лыхненский храм Успения Божьей Матери (XI в). На одной из стен храма есть надпись, рассказывающая о появлении кометы Галлея в 1066 году;
  • Гелатский монастырь Богородицы, (XI век);
  • Гелати, (XII век). Находится в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси;
  • Монастырь Кинцвиси, (XII век);
  • Вардзиа - пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии;
  • Кватахеви, (XII век). Вблизи деревни Кавтисхеви, в 55 км. к западу от г. Тбилиси;
  • Кинцвиси, (XII век). Ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели;
  • Питарети, (XII век), находится в районе Тетрицкаро, далеко от населённых пунктов;
  • Эртацминда, (XII век);
  • Монастырский комплекс Шемокмеди, (XII-XVI века);
  • Храм Метехи (Успенская церковь), (XIII век);
  • Сапара, (XIII век). В горах недалеко от Месхетии;
  • Тимотес Убани, (XIII век). Неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми.
  • Монастырь Цугругашени построен в начале XIII века...

Глядя на этот богатый список, сложно оспорить утверждение о расцвете христианства в XI веке, камень - всегда весомый аргумент.

Иверия, удел Богородицы

Иверия, удел Богородицы

Иверия, удел Богородицы

храмы Иверии, Пицунда

храмы Иверии

Кроме того, период XI-XII веков ознаименован царствованием Дави́да IV Строи́теля (груз. დავით IV აღმაშენებელი, Давиҭ IV Агмашенебели) (1073 — 24 января 1125) — царя Грузии (1089—1125) из династии Багратионов. В его правление произошло объединение грузинских княжеств в единое централизованное государство. К XI веку произошла смена направлений и характера внешнеторговых связей. Главное значение для страны имела торговля с Востоком, так как в состав Грузинского царства вошли города Тбилиси, Рустави, Шемахы, Аниси. Снабдив грузинскую монету арабской надписью, царь облегчил её хождение в мусульманских странах. Помимо этого, в стране происходило строительство и мощение дорог, постройка мостов, создание постоялых дворов и караван-сараев и т. д. Царствование правнучки Давида Строителя, Тамары, представляет собой наивысший подъём влияния Грузии за всю её историю развития.

СВЯТАЯ ГОРА АФОН - ВТОРОЙ УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

В истории Афонских монастырей редко где встретишь упоминание о том, что на рубеже первого и второго тысячелетия от рождества Христова на святой горе наблюдалось заметная волна духовного возрождения, однако при желании, не поленившись, можно с легкостью найти довольно-таки явные и убедительные тому подтверждения.

духовное возрождение на Афоне

гора афон, фото

Начну с цитаты:

Только в XI веке, например, в 180 афонских монастырях подвизалось более 50 тысяч монахов.

Ну и закончу летописными хронологическими сводами, историей образования наиболее известных афонских монастырей:

  • Лавра Св. Афанасия (X век),
  • Ватопед (Соборный храм монастыря, один из самых обширных на Афоне, построен в Х веке, посвящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы),
  • Монастырь Дохиар построен в юго-западной стороне Святой Горы у моря, он основан в Х веке Евфимием, дохиаром Лавры Св. Афанасия,
  • Монастырь Зограф основан в начале XI века трема братьями родом из Ахриды Болгарской,
  • Иверский монастырь основан в конце Х века на развалинах совершенно запустевшего Климентова монастыря,
  • Монастырь Каракал основан в конце Х века некоторым римлянином Каракаллом,
  • Монастырь Ксенофонт основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом. В 1083 г. (ХI веке) монастырь Ксенофонт отстраивает другой византийский вельможа Стефан Друнгарий,
  • Монастырь Св. Павла X век,
  • Монасты́рь свято́го Пантелеи́мона (Ро́ссикон, Но́вый Ру́ссик) - Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке,
  • Монасты́рь Филофей X-XI века,
  • Монастырь Ксиропотам X-XI века,
  • Монастырь Ставроникита - история обители берет начало из глубины X-XI столетий,
  • Монастырь Эсфигмен - основан в XI столетии,
  • Монастырь Костамонит - основание монастыря связано с отшельником по имени Констамонит, на это имеются намеки в некоторых текстах XI в,
  • Монастырь Котломуш XII веке греческим императором Алексеем Комниным,
  • Монастырь Хиландар - XII в,
  • Монастырь Симонапетра XIII век,
  • Монастырь Дионисиат XIV век,
  • Григориат (преп. Григория) XIV век...

Источники: www.afonru.ru/afon/monastiri/ и www.vidania.ru/afon/svyataya_gora_afon.html

Очевидно, в X-XI века были простроены или отстроены практически все, занимающие на сегодняшний день лидирующие позиции в иерархии, монастыри Святой Горы Афон.

Вот еще одна цитата, указывающая на важное событие, принятие второго устава монашеской жизни, в одиннадцатом столетии:

... Изменения, вносимые в последующие уставы (Типиконы), касались главным образом административных и экономических аспектов. Основные правила монашеской жизни оставались неизменными в течение веков. Второй Типикон 1046 года утвердил ежегодные сборы насельников Святой Горы в Карее на соборный праздник Успения Пресвятой Богородицы. В третьем Уставе 1384 года были определены границы монастырей, территория, подчиненная Проту, установлен порядок надзора Константинопольского Патриарха за жизнью Афона. Во втором Типиконе (1045 г.) Ватопед занимал среди святогорских монастырей 2-е место, которое он сохранил и на сегодняшний день.

Заслуживают внимания и такие строки:

К середине XI века на Афоне было уже более 180 монастырей и скитов. Помимо греков, на горе подвизались монахи из Иверии, Армении, Италии, Сербии, Болгарии, России. Наступил период наивысшего расцвета афонского монашества...

святая гора Афон

святая гора Афон

КИЕВ - ТРЕТИЙ УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Я выйду за пределы Киево-Печерской Лавры и границы древней столицы и скажу, что на Киевской Руси в это самое время также наблюдалось резкое и довольно активное строительство храмов, с точностью запечатленное хронографами, здесь мы уж в датах не запутаемся.

Киевская Русь, XI век

Итак, перечислю:

  • Софийский собор, Киев (XI век);
  • Софийский собор в Полоцке, (XI век);
  • Собор Святой Софии в Новгороде, (XI век);
  • Вознесенский женский монастырь в Киево-Печерской Лавре, (XI век);
  • Освещение Десятинной церкви Ярославом Мудрым в Церковь в 1039 году, (XI век);
  • Золотые Ворота в Киеве, (XI век);
  • Спасо-Преображенский собор, Чернигов, (XI век);
  • Киево-Печерская Лавра, а именно Успенский Собор Печерского монастыря, заложен в 1073 году, (XI век);
  • Выдубецкий монастырь, (XI век);
  • Гео́ргиевская це́рковь — один из первых монастырских киевских храмов, построенный в XI веке;
  • Успенский собор Елецкого монастыря, Чернигов, (XI век);
  • Надвратная церковь Киево-Печерской Лавры, (XII век);
  • Кирилловская церковь, Киев, (XII век);
  • Миха́йловский Златове́рхий монасты́р, Киев, (XII век);
  • Церковь Спаса на Берестове, (XII век);
  • Храм Успе́ния Богоро́дицы Пирого́щи, Киев, (XII век);
  • Борисоглебский собор Кремля, Чернигов, (XII век);
  • Успенский собор Владимира-Волынского, (XII век);
  • Храмы Старой Ладоги, Успенская и Георгиевская церкви, (XII век);
  • Николо-Дворищенский собор, на другом берегу Волхова, Великий Новгород, (XII век);
  • Георгиевский собор Юрьева монастыря, Великий Новгород, (XII век);
  • Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Великий Новгород, (XII век);
  • Церковь Спаса на Нередице (1198 год, XII век);
  • Троицкий собор в Пскове, (XII век);
  • Собор Иоанна Предтечи, Псков, (XII век);
  • Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Ивановского монастыря, Псков, (XII век);
  • Собор Петра и Павла, Смоленск, (XII век);
  • Преображенский собор в Переславле Залесском, 1152 год, (XII век);
  • Собор в Суздале, (XII век);
  • Успенский собор во Владимире, (XII век);
  • Дмитровский собор во Владимире, (XII век);
  • Пятницкая церковь в Чернигове, (XII век);
  • Це́рковь Покрова́ на Нерли́, (XII век);
  • Собор в Боголюбово, 1158-1165 гг., (XII век);
  • Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 1152 г., (XII век);
  • Спасский собор Евфросиниева монастыря в Полоцке, (XII век);
  • Церковь Параскевы-Пятницы в Великом Новгороде, (XII век);
  • Cобор Рождества Богородицы в Суздале, (XII век);
  • Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, (XIII век)...

Здесь необходимо обязательно уточнить, что данный исторический период в архитектуре именуют, как развитие "Кресто́во-ку́польных храмов на Киевской Руси", видимо, за неимением знаний, более никак его не трактуя. Однако благодаря изложенным знаниям в книге "АллатРа" у нас появилась сегодня уникальная возможность немного разобраться в сути вопроса, ибо даже при поверхностном взгляде на все эти храмы нельзя не заметить, что они построены по совершенно одинаковому архитектурному принципу, имея в своей основе сакральную геометрию. Напомню, мы частично коснулись этой темы в статье "Идеальные города Имхотепа и Агапита Печерского. Тайна четырёх ворот". И снова я упираюсь лбом в тонкую физику, в которой определенно заложена вся глубокая суть, да только, к сожалению, до сих пор так и не обзавёлся ключами к пониманию её скрытых процессов.

квадрифолий

К месту немного проясняющая цитата из книги "АллатРа", стр. 541:

Ригден: Вообще, надо отметить, что квадратичная структура, указывающая на общую древнюю символику духовных знаний, отражена и в архитектурной планировке храмов, принадлежащих другим религиям. Например, храмово-монастырские комплексы Древнего Китая имели в своём основании квадрат и круг. Тот же крупнейший, знаменитый в стране «Храм неба» по планировке разделён на две части: одна в форме квадрата (символ Земли; земные силы), вторая — округлая (круг — символ Неба; небесные силы). В Китае совместное изображение квадрата и круга (Земли и Неба) до сих пор символизирует идеально сбалансированного (в духовном плане) человека. Другой пример, форма мусульманских мечетей, ориентированных на Каабу в Мекке, также является квадратом, либо прямоугольником…

Анастасия: Да, вы когда-то об этом рассказывали, как и о христианских храмах. Христианский квадрифолий («четырёхлистник», от латинского слова «quadri» — «четырежды», «folium» — «лист») — храм крестово-купольного типа, четыре ветви которого завершаются куполообразными закруглениями, обозначающими «небесный свод». Упоминали, что греческое название таких храмов — тетраконх («четырёхлистник»; от греческого «tetras» — «четыре», «konche» — «раковина», «вихрь», «то, что закручено по спирали»). Я поинтересовалась этим вопросом и нашла много занимательных фактов. Такие постройки были популярны не только в Древней Руси, но и в Византии, странах Закавказья (Армении, Грузии), Персии (Иране), Индии и других древних государствах. На Запад они пришли через эллинистическую культуру, которая многое заимствовала у культур Древнего Востока. Но что примечательно, действительно в раннехристианских храмах Ближнего Востока, Европы (а позже и в древнерусских христианских храмах) алтарь вначале устанавливали именно в средокрестии храма как престол «невидимого Бога»! То есть под центральным большим куполом в центре церкви. И лишь гораздо позже алтарь храма был перенесён в выступающую восточную часть здания.

Схема крестово-купольного храма (квадрифолий)

Рисунок 72. Схема крестово-купольного храма (квадрифолий).

Ригден: Средокрестие в храме как раз и символизировало ту «драгоценную жемчужину в раковине», которую весь Древний Восток знал как обозначение Души… Кстати говоря, в древности в Киевской Руси первоначальный вариант Собора Святой Софии («Божественной Премудрости») в Киеве был ни чем иным, как пятинефным крестово-купольным храмом с 13 главами, имевший пирамидальную композицию. Причём на куполах Собора были размещены не просто кресты, а кресты, в основании которых находился горизонтальный полумесяц рожками вверх. Более того, середину (в виде круга) каждого креста пересекал ещё косой крест, а общая композиция представляла собой равносторонний крест. И была там вся древняя духовная символика: круг, ромб, указание на 3, 4, 6, 7, 8, 9, 12 и 13, а также знак «АллатРа». Этот собор был посвящён Благовещению, то есть Богородице и Архангелу Гавриилу.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ И НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ СХОДСТВА...

Объективности ради, все свои восторженные находки не помешает окатить холодным душем, парируя себя же цитатой из "всезнайки" Википедии:

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.

И тут сложно поспорить, потому что пустой взгляд ортодокса, лишенный возвышенной искры в сердце, не станет вглядываться в неосязаемую пустоту. Князья делали заказ, приглашали мастеров и увековечивали в народе свои имена. И тем не менее я попытаюсь провести некоторые параллели.

Известно, что

В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. В Новгороде и Полоцке строительство велось теми же киевскими мастерами, собственных кадров строителей там еще не существовало. (Лихачев Д.С. Зодчество Древней Руси. Сложение архитектурных школ (XII в.))

Отсюда приходим к выводу, что "законодателем моды" крестово-купольного строительства на Руси являлся Киев. В подтверждение, посмотрим на планы фундаментов древних храмов, они в общем-то, примерно похожи.

Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь
Киевская Русь

А теперь давайте сравним два храма: в Киеве на Пирогоще (XII век); и в Пицунде в Иверии (X-XI век), но прежде отмечу, что у многих иверских храмов при более детальном изучении хронология кажется неточной. Так например, некоторые источники приписывают Лыхненскому храму Успения Божьей Матери - X век, однако на одной из стен храма есть надпись, рассказывающая о появлении кометы Галлея в 1066 году (XI веке). Выходит, храм построили в десятом веке, а "комету дорисовали" спустя сто лет, в одиннадцатом? Или же Патриарший собор в Пицунде, он же Собор Андрея Первозванного - большой крестово-купольный храм в центре города, рядом с античными руинами:

... возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери. Это был тот самый царь, что построил храм Баграта и Никорцминду. Иногда пишут, что собор был построен вначале Х века кем-то из абхазских царей. Таким царем в принципе мог быть Гиоргий II, который построил много всего. Но постройки Георгия обычно хорошо известны, и привязаны к его имени весьма надежно. А про причастность Гиоргия к постройке этого собора не сказано ничего совсем. Так что Баграт кажется более вероятным претендентом в основатели. (источник: http://travelgeorgia.ru/641/)

Всё этого говорит о том, что однозначного мнения у историков нет, поэтому и принимать в учет время создания Пицундского храма в X веке, может быть и не стоит. К чему я веду? Смотрите сами:

сравнение храма в Пирогоще Киев и в Пицунде

Давайте рассмотрим другой, не менее интересный пример. Взгляните на афонский монастырь Ватопед, во внутреннем дворике сохранились два храма, имеющих действительно тысячелетнюю историю:

монастырь Ватопед, Афон

монастырь Ватопед, Афон

монастырь Ватопед, Афон

монастырь Ватопед, Афон

На что они похожи, сегодня сложно сказать, однако имея в распоряжении макет изначального киевского Софийского собора, становится ясно, что внешне они практически идентичны, хотя София в Киеве, безусловно, имеет более сложную геометрическую планировку.

софийский собор до реконструкции в Киеве

Софийский собор в Киеве (до реконструкции), XI в.

софийский собор до реконструкции в Киеве

Поразительное сходство, не правда ли?

Второй афонский монастырь святого Пантелеймона, указанный в книге "АллатРа", был так же построен где-то в XI-ом веке нашей эры, то есть ориентировочно в одно время с Ватопедом и Софийским собором в Киеве.

Давайте посмотрим и сравним:

афонский монастырь Россикон

сравнение афонского монастыря Русик, Россикон и Святой Софии в Киеве

И таких примеров немало. Конечно, сходство можно объяснить влиянием византийского зодчества, банальной случайностью, одинаковыми чертежами, передающимися из рук руки, или, простите, делом рук какой-то популярной в те времена команды "строителей-гастарбайтеров", которым везде рады. А можно привести цитату из книги "АллатРа" (стр. 430):

Чего только стоит монастырь Ватопед (воздвигнутый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы) или монастырь Святого Пантелеймона (Русик, Россикон) на Афоне? Ведь к духовной деятельности этих древних монастырей в своё время имел непосредственное отношение Агапит Печерский. И впрямь знаковые события во времени, которые имеют отдалённые последствия в далёком будущем!

И не только к Ватопеду и Россикону, насколько вы помните, Агапит имел отношение и к строительству Софийского собора в Киеве. Но это пока лишь осторожные доводы, ведь в работе над циклом "В поисках" я стараюсь опираться лишь на официально подтвержденную информацию. И несмотря на это, глядя на приведенные аналогии, становится понятно, что на рубеже XI века произошло нечто странное. Ответить на вопрос, была ли это всего лишь слепая дань византийской моды или же более серьезные планы по внедрению сакральной геометрии с позитивными знаками в общественных, почитаемых людьми местах, нам поможет понимание процессов тонкой физики, до которых пока мы не в силах дотянуться. Но я непременно вернусь еще к сакральной геометрии, когда буду более-менее готов писать по существу, а не просто философствовать.

Под занавес сравнений, предлагаю взглянуть на другие сохранившиеся храмы Афона, того времени:

Костамонит (XI)
Костамонит (XI)

Хиландар (1197)
Хиландар (1197)

Дохиар (X)
Дохиар (X)

Эсфигмен (X-XI)
Эсфигмен (X-XI)

Кутлумуш (1169)
Кутлумуш (1169)

Каракал (1018)
Каракал (1018)

ВЫВОДЫ

Они очевидны. XI век в знаковых местах православия, трёх Уделах Пресвятой Богородицы - в Иверии, на святой горе Афон и в Киевской Руси был также отмечен резким и пока что необъяснимым всплеском духовного развития, на примере собранных материалов, отобразившимся в активном возведении новых монастырей, церквей и храмов, имеющих идентичный архитектурный принцип. Скачок, не имеющий аналогов ни до ни после...

В Иверии было заложено начало грузинского Золотого века, правление Ярослава Мудрого стало временем расцвета Киевской Руси, а на Афоне началась мощнейшая волна возрождения христианства, ибо как повествуют летописи, только в XI веке в 180 афонских монастырях подвизалось более 50 тысяч монахов...

Идентичный стиль храмов того времени можно было бы и правда объяснить всего лишь модным влиянием Византии, если бы не предыдущие семь частей наших исследований и некоторые проясняющие цитаты из книги "АллатРа". Далее нам ничего не остается, как попытаться углубиться в вопросы сакральной геометрии, надеясь понять, почему вообще строились храмы, ведь для того, чтобы общаться с Богом, не нужно искать каменное здание. Вероятней всего, определенные принципы строительства помогали человеку прочувствовать божественную связь на более глубоком уровне. Что вы по этому поводу думаете, уважаемый читатель, хотелось бы услышать мнения в комментариях.

Что же происходило в мире в XI веке, и почему история хранит гробовое молчание? Будем разбираться дальше, оставайтесь с нами. А еще лучше подключайтесь и комментируйте.

Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)

Комментарии

Lana

В видео в статье о Киеве одно из объяснений почему не замечали раньше сказано, что карту нужно было просто перевернуть (поменять север и юг местами). Если соединить точки на карте уделов Богородицы и перевернуть, то получится треугольник вершиной вниз

Равносторонний треугольник с вершиной вниз в исконных Знаниях означает не просто Переднюю сущность, с помощью которой человек осуществляет свой духовный рост и развитие. Этот символ издревле означает созидательную силу Аллата, то есть движение духовного от первичной точки воплощения, проявления плана Творца к постоянному созиданию и расширению, к совершенной форме, заключённой в этом плане. Неслучайно в древности треугольник с вершиной вниз связывали с символикой женского начала, с верховными богинями, которые в верованиях тех или иных народов воплощали в себе созидательные функции Великой Матери как прародительницы всего мира, связь с водной средой (что являлось ассоциацией с духовным миром). Согласно сокровенным исконным Знаниям о человеке, когда Личность выбирает Духовное начало, в ней идёт проявление созидательной силы Аллата в виде духовного пробуждения, расширенного состояния сознания, проявления духовной Любви. Именно поэтому во время выполнения духовных практик человек испытывает чувства всепонимания, всезнания, всеобъемлющей Любви ко всему миру. Это как раз и есть работа его Передней сущности и проявление сил Аллата, восстанавливающих и проявляющих связь Личности с Душой. Отголоски этого Знания прослеживаются в священных трактатах о мире и человеке, мифологических сюжетах, образах и ритуалах многих народов мира. из книги “АллатРа”Равносторонний треугольник с вершиной вниз в исконных Знаниях означает не просто Переднюю сущность, с помощью которой человек осуществляет свой духовный рост и развитие. Этот символ издревле означает созидательную силу Аллата, то есть движение духовного от первичной точки воплощения, проявления плана Творца к постоянному созиданию и расширению, к совершенной форме, заключённой в этом плане. Неслучайно в древности треугольник с вершиной вниз связывали с символикой женского начала, с верховными богинями, которые в верованиях тех или иных народов воплощали в себе созидательные функции Великой Матери как прародительницы всего мира, связь с водной средой (что являлось ассоциацией с духовным миром). Согласно сокровенным исконным Знаниям о человеке, когда Личность выбирает Духовное начало, в ней идёт проявление созидательной силы Аллата в виде духовного пробуждения, расширенного состояния сознания, проявления духовной Любви. Именно поэтому во время выполнения духовных практик человек испытывает чувства всепонимания, всезнания, всеобъемлющей Любви ко всему миру. Это как раз и есть работа его Передней сущности и проявление сил Аллата, восстанавливающих и проявляющих связь Личности с Душой. Отголоски этого Знания прослеживаются в священных трактатах о мире и человеке, мифологических сюжетах, образах и ритуалах многих народов мира. из книги “АллатРа”

Михаил ✎ Михаил

Исторические европейские названия августа включают его древнегерманское обозначение Erntemonat («месяц урожая»). В древнерусском календаре (до утверждения христианства) месяц назывался зарев (от холодных зорь по утрам), также серпень (оканчивалась жатва) в народных месяцесловах также — густоед, разносол, хлебосол, жнивень, припасиха-собериха, венец лета, ленорост, межняк. Название месяца «август» перешло на Русь из Византии.

На тюркских языках месяц соответствует 6-муи называется Тамыз/Tamyz (время разжигания костров) или по-арабски — Сүмбіле/Sumbile (по названию звезды Сириус).

То есть исходя из этой информации передача “Сознание и Личность” вышла в месяц жатвы.

Lada

Квадрифолий в соборах Киевской Руси:

Тетраконх в закладке храмов и древних капищ
Ригден: Совершенно верно. Надо отметить, что примером возведения подобных храмов с такой символикой в Киевской Руси послужил именно киевский Собор Святой Софии. Он был построен в XI веке в центре Киева по проекту, который посоветовал князю Ярославу Мудрому Агапит Печерский. Храм не имел аналогов даже в византийской архитектуре того времени. Ярослав Мудрый (великий князь Киевский, бывший князь Ростовский, князь Новгородский) познакомился с Агапитом Печерским Врачом Безмездным вследствие своей болезни. В те времена слава о врачебном искусстве Агапита простиралась далеко за пределы Киевской Руси. А у Ярослава были проблемы с позвоночником из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Так что, говоря современным языком, он стал постоянным пациентом Агапита. Благодаря такому вынужденному, но весьма полезному для Ярослава общению, его просвещению Агапитом по многим важным вопросам, касающимся Знаний, как о человеке, так и об обществе в целом, князь Ярослав, можно сказать, и стал «Мудрым».
Как следствие такого общения возникли первые самостоятельные русские монастыри, причём в честь Пресвятой Богородицы.

Анастасия: Это действительно интересные факты, проясняющие многое в таком резком изменении поведения Ярослава: от жёсткого правителя, не стесняющегося в средствах захвата власти в Киеве, до ставшего «мудрым» руководителем во времена его правления в Киевской Руси после знакомства с Агапитом Печерским… Да и совсем не случайны символы, а также сама необычная архитектура пятинефного крестово-купольного храма Софийского собора, да ещё с 13 главами, пирамидальной композицией... (АллатРа)

Lada

Три удела Богородицы наверняка выбраны не случайно... и волна духовного возрождения в XI веке в этих местах тоже...

В архитектуре все эти места связывает наличие крестово-купольная схема постройки, предложенная на Руси Агапитом Печерским (то, что известно по летописям).

Добавлю некоторые примеры:

Монастырь Нино (Бодбийский)

Бодбийский монастырь — православный монастырь, расположенный в двух км от Сигнахи в Кахетии, Грузия.

Первоначально построенный (IX—XI вв.) на месте захоронения святой Нины храм до наших дней не сохранился, позднее на его месте был построен трехнефный кафедральный собор во имя Святого Георгия, в южном приделе которого и находится национальная грузинская святыня — могила св. Нины, с которой начиналось православие в Грузии.

Достопримечательностью монастыря является одна из самых почитаемых икон Грузии — мироточивая чудотворная Иверская икона Божией Матери, оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции.

Зарисовка Иверского монастыря Тимоте Габашвили. Дата основания 980—983 (приблизительно).

Как видим, построен по той же схеме.

Сиони (груз. სიონი) — исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Возведён в 1112 году Давидом IV Строителем.

В нём находится крест святой равноапостольной Нины. Тот самый, сплетенный из виноградной лозы и закрепленный прядью ее волос и которым благословила святую Нину Сама Богородица, взявшая эту землю Себе в удел еще после Пятидесятницы

(как гласят церковные тексты)

Крест с которого началась история Православной веры в Грузинском государстве.

Картина дня

наверх