На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 017 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Почему, много лет занимаясь правовыми вопросами, вы не смогли доползти до понимания, что выполнять публичный договор,...Самоуправление на...
  • Юрий Ильинов
    Под названием темы ссылка на "Прозу", а там "Написать личное сообщение"  Удачи!Самоуправление на...
  • Василий Топчий
    Борис Пантелеевич живёт в Алма-Ате? Я тоже там живу.Самоуправление на...

F-16 для Украины

F-16 для Украины

F-16 для Украины

СВО на Украине вступила в фазу войны на истощение более года назад, несмотря на попытки ВСУ выйти из тупика во время неудавшегося летнего наступления. Русская армия вернула себе преимущество в артиллерии и получила технические преимущества в беспилотных ударных комплексах. Ситуация осложняется для ВСУ эффективным использованием российской авиации и беспилотников, которые поражают военную инфраструктуру в глубоком тылу, а также украинские войска на фронте. В последнем главным образом с помощью управляемых планирующих авиабомб. В такой ситуации возникает вопрос: что может предпринять командование ВСУ, чтобы положение ВСУ улучшилось?

Очередным «Вундерваффе», призванным спасти ВСУ от надвигающегося поражения, должно стать появление западных боевых самолётов, в первую очередь F-16. Почему это так важно? Могут ли несколько десятков самолётов изменить ситуацию для ВСУ на фронте в вооружённой борьбе с Русской армией и со «вторыми в мире по численности» (а фактически третьими после США и Китая) российскими ВКС?

Украине пока обещаны версии F-16 АМ/ВМ, на которых заканчивают обучение первые пилоты и члены наземного персонала. Это старые F-16 версий A и B, прошедшие модернизацию MLU (Middle Life Upgrade). Американцы сняли с вооружения все самолёты F-16A/B после окончания Холодной войны во второй половине 1990-х годов. Однако в линейке осталось множество более свежих F-16 версий C и D. В то же время в начале 1990-х годов у европейцев было не так много версий C/D, и они не имели никакого желания тратить деньги на их приобретение, предполагая, что преемник появится примерно в 2010 году. Тем временем европейцы продолжили международную программу по модернизации F-16 до версии АМ/ВМ.

Сколько самолётов будет поставлено?


Европейская оборонная промышленность при участии компании Lockheed Martin модернизировала по программе MLU свои F-16 А/В в 1996-2004 годах. Всего до стандарта АМ/ВМ было модернизировано 385 самолётов, принадлежащих Бельгии, Нидерландам, Дании, Норвегии и Португалии. Из этого пула до 47 машин закупила Румыния (32 у Норвегии, 15 у Португалии плюс два F-16B у США), ещё 18 – у Чили, 23 – у Иордании (всего 90) и 18 предстоит отправить из Дании в Аргентину. Остальные самолёты либо остаются на вооружении своих первоначальных владельцев (25 в Португалии, 53 в Бельгии, 26 в Нидерландах, 43 в Дании, т. е. всего 147 штук), либо достаются частным компаниям, где используются для обучения, в т. ч. в эскадрильях «агрессор», или хранятся на складах.

Несмотря на потерю части машин в авариях и использование ресурсов самых старых самолётов, на данный момент подсчитано, что теоретически Украине может быть передано около 120 F-16AM/BM. Пока обещано примерно 65 единиц, что означает возможность перевооружения 4-5 боевых эскадрилий. Из-за продолжающейся подготовки пилотов, в которой также используются самолёты, подаренные Украине, инфраструктурных и логистических ограничений, похоже, эти машины будут поступать в украинские части партиями. Голландские и норвежские F-16 вступят в бой первыми, за ними в долгосрочной перспективе последуют датские и бельгийские.

Объём модернизации до варианта AM/BM сделал эти машины сопоставимыми по характеристикам с F-16C/D более ранних версий. Единственная разница состоит в том, что европейские планеры старше и сильно изношены, и поэтому их придётся вывести из эксплуатации раньше, чем самолёты версии C/D. Тем не менее европейские страны всё равно планировали вывести их из эксплуатации в период с 2020 по 2030 год, так что эти самолёты успеют поучаствовать в продолжающейся войне.

Радар, выбор есть?


Лучшие российские истребители: Су-35 и несколько модификаций Су-30 СМ2 имеют РЛП «Ирбис-Э» с теоретической дальностью 200 км и 350 км при поиске в узком луче в верхней полусфере. В свою очередь, Су-30 гораздо более распространённой версии СМ оснащены РЛП Н011М «Барс», способной обнаружить воздушную цель типа Ф-16 на дальности до 140 км в беспомеховой среде. Все эти дальности обеспечиваются для цели с фронтальной ЭПР – 3 квадратных метра. У Ф-16 с покрытиями, поглощающими электромагнитное излучение, фронтальная ЭПР – 1,2 м2, поэтому заявленные дальности будут меньше на 10-15 %. У российских самолётов фронтальная ЭПР в случае с Су-30 составляет 4 м2.

Между тем F-16AM/BM получили радиолокационные станции управления огнём AN/APG-66(V2), способные обнаруживать воздушные цели на расстоянии 53-90 км в условиях сильных электромагнитных помех, а также цели на фоне земли на дальностях до 45-67 км. Максимальная теоретическая дальность действия этого радара превышает 150 км. Так что это не даст им никакого преимущества.

Однако это лишь самый слабый радар, который можно использовать на F-16. Пресс-секретарь ВВС Украины Юрий Игнат открыто заявил, что

«его страна получит машины, оснащенные лучшим радаром, чем тот, что стоит в подаренных самолетах.»

Украинцы заявляют, что им бы хотелось иметь радар AN/APG-83 SABR (Scalable Agile Beam Radar), который является лучшим из имеющихся на данный момент РЛП для любой версии F-16 с антенной решёткой с автоматическим электронным сканированием. Теоретическая дальность этого РЛП составляет 370 км, поэтому его возможности намного превышают возможности AN/APG-66(V)2 и превосходят РЛП Н011М «Барс», и находятся на уровне РЛП «Ирбис-Э».

Может ли SABR действительно быть доставлен? В этом нет уверенности, учитывая тот факт, что его производство началось недавно, их выпущено ограниченное количество и в очереди на новенький F-16 стоят заказчики на 175 машин (включая Турцию), не говоря уже о модернизации по пакету V (по стандарту Block 70/72). Однако на столе может быть другое решение, которое, возможно, не идеально, но намного лучше оригинального радара, а также легко доступно.

Это радар AN/APG-68, который в настоящее время используется, в частности, на польских F-16C/D Block 52+ Jastrząb, которые были демонтированы в последние годы с F-16 разных стран, модернизирующих свои F-16 пакетом V. Готовые комплекты РЛП этого типа могут быть доступны без каких-либо проблем , и они намного лучше AN/APG-66(V2) с теоретической дальностью почти 300 км и многочисленными функциями, повышающими многозадачность машины и ситуационную осведомлённость пилота.

Поэтому, похоже, украинские F-16 будут в худшем случае иметь радар, какой сейчас есть у польского F-16C/D Jastrzębie, а в лучшем случае – такой же, как у F-16 последней версии Block 70/72. Однако даже этот худший вариант даёт возможность украинским F-16 раньше обнаружить русские Су-30 СМ с РЛП Н011М «Барс» и первым запустить по нему ракеты, и примерно равные по возможности РЛП наших Су-35.

Кроме того, существуют промежуточные решения, например, некоторые F-16 могут быть оснащены радарами SABR, которые будут передавать полученную информацию тем F-16, у кого РЛП попроще, по каналу обмена данными. Теоретически данные о воздушной обстановке могут передаваться украинским пилотам и с самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО – напрямую или через украинскую сеть.

С новыми радарами у лётчиков «Укролюфтваффе» появляется возможность первыми обнаружить российские самолёты и запустить по ним ракеты средней дальности версий AIM-120 AMRAAM типа B и C с дальностью 105 км. Последняя версия D вряд ли будет передана из-за возможности попадания такой ракеты в руки противника.

Помимо вооружения, самолёты также должны поставляться с разведывательными подвесными контейнерами, что увеличит возможности «Укролюфтваффе» применения ракетного вооружения класса «Воздух-поверхность» и позволит использовать самолёты и в качестве разведывательных.

Способность выжить


Во-первых, размерами: к F-16 предъявляются высокие требования к технической культуре эксплуатации, но это всё же машина, способная действовать с небольших ВПП и участков автомобильных дорог. Следовательно, он может действовать с небольших авиабаз. Кроме того, по сравнению с МиГ-29 он имеет существенно больший радиус действия. Всё это выливается в меньшие возможности ВКС и Ракетных войск России по уничтожению F-16 на своих базах.

F-16 также имеет гораздо более совершенные системы РЭБ самообороны, чем у старых советских самолётов Су-24М, Су-25 и МиГ-29С, имеющиеся в распоряжении «Укролюфтваффе», что в свою очередь, повышает живучесть во время выполнения миссии.

Вооружение


F-16 — небольшой самолёт-истребитель, но если говорить о его боевой нагрузке, то она может достигать 7700 кг. По полезной нагрузке они сопоставимы с более тяжёлыми российскими многоцелевыми самолётами Су-30СМ/СМ2 и Су-35С. И гораздо больше, чем в случае с Су-27 или МиГ-29.

Одним из главных аргументов командования «Укровермахта» в пользу того, что поставки странами НАТО истребителей F-16 могут радикально повлиять на ход войны, являются интегрированные с ним типы вооружения. Принимая во внимание, что самолёты могут быть оснащены более совершенным радаром, чем существующие, а также тот факт, что даже в советские самолёты, находящиеся на вооружении Украины, сумели частично интегрировать западное вооружение, такое как противорадиолокационные ракеты HARM или SCALP / Крылатые ракеты Storm Shadow – похоже, что переданные F-16 смогут применять все виды вооружения, доступные даже для его новейшей версии. И эти машины, в отличие от советских самолётов, смогут полностью использовать свои возможности.

Что касается крылатых ракет, то они, вероятно, смогут нести крылатые ракеты JASSM с дальностью 300 км и JASSM-ER с дальностью 1000 км (правда, последняя может не быть поставлена по политическим причинам). Это оружие позволит «Укролюфтваффе» наносить террористические удары в глубину российской территории по мирным городам, как у них это заведено — атак, аналогичных уже осуществлённым с использованием ракет Storm Shadow/SCALP.

Однако, что кажется ещё более важным, так это возможность применения планирующих бомб JSOW с борта F-16, дальность действия которых составляет до 130 км, поэтому их можно применять с гораздо большего – и более безопасного – расстояния, чем обычные авиабомбы свободного падения. JSOW производятся с 1990-х годов, являются относительно недорогими (300 000 долларов США за единицу) и используются во многих странах. Другими словами, F-16 – опасный, очень опасный противник. На такой дальности его может достать только ЗРК большой дальности типа С-300/400, придвинутые поближе к ЛБС (до 100 км). Удары с F-16 также могут осуществляться управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick. Однако такие действия будут сопряжены с риском поражения ПВО российских сухопутных сил. Это оружие имеет дальность действия чуть более 22 км. Преимущество для ВСУ, однако, в том, что Maverick являются популярным оружием во всём мире и находятся в производстве уже давно, а значит, их можно поставлять в больших количествах.

Благодаря ракетам HARM, а возможно, и AARGM (если поддерживающие украинский режим страны решат их предоставить), борьба с российской ПВО также станет гораздо более эффективной, что ещё больше повысит свободу применения авиации «Укролюфтваффе».

Помимо AMRAAM для воздушного боя могут использоваться ракеты малой дальности американского производства (AIM-9 Sidewinder), а также их европейские заменители, такие как немецкие IRIS-T, с которыми украинцы уже знакомы, поскольку получили их совместно с наземными системами ПВО.

F-16 также может нести две противокорабельные ракеты «Гарпун» на внутренних подкрыльевых пилонах, что может стать ещё одним фактором угрозы кораблям Черноморского Флота России. К одному из типов вооружения также относятся ракеты SLAM-ER с дальностью действия более 250 км, созданные на базе «Гарпунов» и приспособленные для атаки наземных целей. Более лёгкими противокорабельными ракетами могут стать старые ракеты «Норвежский Пингвин» (F-16 может нести четыре таких ракеты) или «Joint Strike Missile», если её интеграция будет завершена и, что оружие было поставлено в Украину.

Краткое содержание


Самолёты МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25, используемые «Укролюфтваффе» до сих пор, частично пережили два года войны, их осталось несколько десятков единиц. Учитывая, что F-16 могут, как и они, действовать с рассредоточенных аэродромов и их гораздо сложнее уничтожить в воздухе (меньшая радиолокационная заметность, лучшие средства РЭБ и самообороны, большая ситуационная осведомлённость), их потери теоретически должны быть не выше. Это означает, что в течение следующих нескольких месяцев парк F-16 должен расшириться, а опыт его технических специалистов и пилотов будет только расти. Таким образом, эти самолёты будут постепенно оказывать всё большее влияние на ход боевых действий на земле.

F-16, по замыслу командования ВСУ, должны способствовать повышению морального духа ВСУшников ещё и за счёт своей способности наносить России ощутимые и трудновосполнимые потери, например, сбивать боевые, транспортные, разведывательные самолёты и самолёты дальнего обнаружения или поражать корабли Черноморского флота.

Со временем ВВС Украины могут иметь одно или даже два авиакрыла (полка) F-16. Эти силы также могут быть пополнены в долгосрочной перспективе за счёт дополнительных типов самолётов – Mirage 2000, JAS-39C/D Gripen и, возможно, даже F/A-18C/D, когда-то предложенных Австралией.

Многое будет зависеть от успехов первых украинских F-16, что может способствовать увеличению поставок самолётов, но также и от действий российских ВКС и ПВО, которые, несомненно, будут уничтожать F-16 на своих базах и в воздухе.

Эффективность F-16 будет также зависеть от того, в какой именно конфигурации они будут предоставлены (упомянутая выше РЛС, противорадиолокационное покрытие и интеграция с новыми системами вооружения), а также от того, сколько и какого типа ракетного и бомбового вооружения будет предоставлено «Укролюфтваффе» для этих самолётов.

Что предпринять?


Необходимо, прежде всего, насытить все передовые авиабазы ВКС России, на которых базируются истребители Су-35 и Су-57, ракетами «воздух-воздух» Р-37М (РВВ-БД). Она имеет дальность пуска до 200 километров, некоторые источники указывают и большую дальность. Ещё развернуть вдоль ЛБС от 100 км в глубину дополнительное количество дивизионов С-300/400.

-

Рисунки в аргентинской пещере передавали информацию через 100 поколений

Эти изображения использовались, чтобы древние люди оставались на связи в суровых условиях.

Наскальные рисунки, украшающие внутреннюю часть пещеры в Аргентине, на несколько тысячелетий старше, чем считалось ранее. Эти изображения охватывали 100 поколений, сообщает LiveScience. 

Археологи датировали произведение искусства в Патагонии — регионе на южной оконечности Южной Америки. Новый анализ показал, что некоторые из работ на самом деле датируются 8200 лет назад и были созданы в эпоху позднего голоцена (от 11 700 лет назад до настоящего времени). Рисунки оказались на несколько тысячелетий старше, чем ожидали ученые.

Чтобы определить дату массивного произведения искусства, на котором изображены люди, животные и многое другое, археологи удалили с рисунков несколько небольших кусочков черного пигмента. Поскольку пигмент был изготовлен из растительного материала, исследователи использовали радиоуглеродный анализ, чтобы определить возраст наскального искусства.

Стена пещеры с наскальными рисунками Примеры наскальных рисунков, найденных в пещере в Патагонии.
Стена пещеры с наскальными рисунками Примеры наскальных рисунков, найденных в пещере в Патагонии. источник: GRV
Обычно очень сложно датировать наскальные рисунки, если в них нет органического компонента. Это старейшее в Южной Америке наскальное искусство на основе пигментов, датированное прямым радиоуглеродным методом.

На всей территории пещеры археологи насчитали 895 уникальных картин, сгруппированных в 446 мотивов или сегментов. Неясно, какие культуры создали образы. Исследователи полагают, что тщательно продуманная работа могла использоваться для передачи информации между «художниками» и другими сообществами, а также будущими поколениями. Эти рисунки охватывают около 3000 лет в рамках одного мотива.

В позднем голоцене этот регион Патагонии был сухим и жарким. Большие части ландшафта были без воды, и, чтобы выжить, охотникам-собирателям нужно было оставаться на связи. Обмен информацией был очень важен.

Хотя в этом регионе есть несколько памятников наскального искусства, ни один из них не имеет такого разнообразия форм и цветов, как в пещере. Вероятно, это место было горячей точкой для общения в прошлом и имело решающее значение для выживаемости этих обществ.

Это старейшее наскальное искусство на основе пигментов, найденное на континенте, но оно не самое старое в мире. Этот рекорд принадлежит 45 500-летнему рисунку бородавчатой ​​свиньи, нацарапанному на стене пещеры в Индонезии.

Ранее в Перу обнаружили гигантские древние геоглифы в виде кошек. Эти геоглифы появились в период от 300 года до н. э. до 100 года н. э.

Картина дня

наверх