Илья Полонский
Почему российские «Тигры» застревали в сирийской грязи: размышления и факты
Российское военное присутствие в Сирии длится не первый год. За это время не раз имели место инциденты с американскими военными, которые преграждали путь нашей военной технике. Бронемашины вынужденно съезжали на обочины дорог.
18 января 2020 года. Российский военный патруль выехал из населенного пункта Амуда и направился к нефтяному месторождению «Джул Агы» в районе города Румейлан провинции Хасака. Однако спокойно проехать по маршруту наши военнослужащие не смогли – путь им преградили американские военнослужащие. Известно, что в окрестностях Румейлана, на территории, контролируемой курдскими Отрядами народной самообороны, находится военная база американской армии.
Это не единичный инцидент. Американские военные преградили путь патрулю российской военной полиции, вышедшему из города Камышлы. На перекрестке Тель-Байдар американская бронетехника перекрыла дорогу. После перепалки российские военные были вынуждены развернуться и отправиться назад.
Февраль 2020 года. Бронеавтомобиль «Тигр» и три БТР с российскими флагами следуют в направлении населенного пункта Амуда в провинции Хасака. Впереди следует несколько бронемашин американской армии.
Внезапно бронемашина американцев преграждает путь российскому бронеавтомобилю и буквально выталкивает его на обочину дороги, а далее в поле. Представитель Центрального командования ВС США Билл Урбан инцидент комментировать отказался. Российские бронемашины увязли в грязи. В одном из эпизодов на помощь пришёл "Тайфун". Почему "Тигры" застряли в сирийской грязи?
Есть мнение относительно того, что американцы специально выбрали место, где почва была наиболее рыхлой - сельскохозяйственные территории, чрезмерно увлажнённые в зимний период. Любая попытка объезда могла привести к тому, что техника буквально вязла в рыхлом грунте, что в конечном итоге и произошло.
Попытка российских "Тигров" выбраться своими силами приводила лишь к ухудшению ситуации - бронемашины сами себя "закапывали" ещё глубже. И здесь мощность двигателя ЯМЗ-5347-10 в сочетании с другими параметрами "Тигров" приводила именно к тому, что колёса машину не вытаскивали на подходящий грунт, а сами всё глубже увязали в топкой и вязкой среде. Высказано предположение относительно того, в таких условиях нужно было учитывать мощность двигателя и оперировать этим параметром, чтобы чрезмерные усилия на газ не приводили к большему "проваливанию" колёс бронемашины.
Поняв, что не обойтись без помощи другой техники - способной справиться с таким грунтом без ущерба самой себе, и решили довериться более мощным "Тайфунам-К". Те справились. На фоне ехидных гримас американских военных и боевиков.
U.S. troops ‘dumped Russian Convoy in mud’ in Syria
Перечислять такие ситуации можно долго, но не суть важно, где и когда они имели место, а, главное, почему американские военные считают вправе так себя вести в отношении российских военных патрулей, и почему российская армия позволяет (за редким исключением, так как препирательства на дороге также имели место: был случай, когда российский БТР пошел на таран американской техники) подобные выпады в свой адрес. Конечно, самое главное – информационный эффект. Не зря многие мировые СМИ после каждого подобного случая пишут о «пощечине», которую американцы якобы нанесли русским, вытолкнув их на обочину дороги. И это в какой-то степени, действительно, так.
Восток любит деньги, а понимает силу, рассуждал как-то советский офицер, один из героев «Книги об афганском походе» Александра Проханова. Восток видит силу у того, кто ведет себя подобным образом. Раз американцы выталкивают русских с дороги или разворачивают их назад, значит, сила у них. И это при том, что армия США на сирийской земле вроде бы и оккупанты, а российские военные присутствуют на законных основаниях, по договоренности с легитимным правительством, президентом Башаром Асадом.
Но американским военным главное – продемонстрировать силу, показать, что это именно они – подлинные хозяева на тех территориях, где они присутствуют. Для российских военных обозначается, тем самым, второстепенное, если не третьестепенное (после турок) место.
Вторая возможная причина подобных действий – провоцирование российских военных на какие-то агрессивные действия в отношении американских солдат. Можно только представить себе, какой вой поднялся бы на Западе, если бы российские военные применили оружие или даже просто физическую силу, оттеснив американцев со своего пути. Впрочем, вряд ли американское командование настолько наивно, что рассчитывает спровоцировать россиян на такие поступки.
Поэтому и прибегают американские патрули к таким действиям, ставя россиян перед вилкой: вступить в конфликт – спровоцировать колоссальный скандал с обвинениями в адрес России, съехать на обочину или повернуть назад – понести имиджевые потери и слышать потом злорадный хохот ненавидящей Россию публики – от сирийских «оппозиционеров» - террористов до отечественных «либералов».
Позиция «не стоит поддаваться на провокации», которую так часто озвучивает российское руководство и военное командование, в ряде ситуаций, конечно, заслуживает внимания, но справедлива ли она в данном случае? Ведь каждый такой эпизод – плевок в лицо Москве, который не просто принижает гордость наших военных и за наших военных, но еще и демонстрирует сирийцам, курдам, туркам, всему Ближнему Востоку, who is boss.
Конечно, никто в здравом уме не говорит о том, что нужно вступать в бой с американскими патрулями, устраивать столкновения бронемашин, но реагировать на такие инциденты необходимо. Как реагировать, пусть решают командование контингентом и более высокие власти в Москве, но оставлять без внимания такие действия, чреватые еще и имиджевыми потерями, не следует.
Суверенно конвертируемая валюта: как обесценивался и пытался удержаться наш рубль
Сейчас мы наблюдаем далеко не первую за последнее десятилетие масштабную девальвацию рубля. Между тем, почти полтора десятилетия курс российской валюты оставался относительно стабильным.
В конце 2000 года стоимость 1 доллара составляла приблизительно 28 рублей. За десять лет, к концу 2010 года, она увеличилась лишь на 2 рубля и составляла 30,5 рублей. Не случайно нулевые, которые уже стали историей, называют стабильными. Леонид Ильич одобряет...
Сохранявший долгое время стабильную стоимость рубль привлек в страну значительные иностранные инвестиции. Например, в течение 2000-2007 гг. инвестиции в российские ценные бумаги выросли в несколько раз – с 4,3% до 23,7%.
Но мировой финансовый кризис 2008 года стал серьезным испытанием для экономики: цены на нефть понижались до 40 долларов за баррель, однако доллар, что интересно, в цене вырос незначительно. Он достиг пика в 36 рублей, что было лишь на несколько рублей выше его обычного курса. Дальнейшее развитие событий показало: рублю, при высокой инфляции внутри России, не давали упасть относительно высокие цены на нефть. Кроме того, вмешался финансовый регулятор. В 2008-2009 гг. Банк России потратил почти 200 млрд (!) долларов, чтобы не позволить национальной валюте столь значительно девальвировать.
Серьёзные проблемы с курсом
Следующие серьезные проблемы для национальной валюты были связаны уже не с мировым финансовым кризисом, а с политическими событиями. Сначала в конце 2013 года резко обострилась политическая обстановка на Украине, в марте 2014 года произошло воссоединение Крыма с Россией, после чего последовали введение экономических санкций против России со стороны стран Запада (и не только) и снижение цен на нефть.
Впрочем, еще до того, как были введены санкции, Банк России начал подготовку к возможному падению курса рубля. Так, на 1,5 процентных пункта была увеличена ставка Центробанка. В марте 2014 года руководитель Банка России Эльвира Набиуллина дала согласие потратить 22,3 млрд долларов на поддержку курса национальной валюты.
Однако такие меры уже не помогали: если в марте 2014 года за 1 доллар давали 36 рублей, то в начале декабря 2014 года – 50 рублей. Как видим, очень внушительная разница, не сравнимая с показателями кризиса 2008 года.
В четверг 11 декабря 2014 года Банк России поднял ключевую ставку до 10,5%, а уже 15 декабря курс рубля снизился еще сильнее. 16 декабря 2014 года рубль на торгах подешевел до 80 рублей за доллар и почти 100 рублей за евро. Тогда, по-новому обыгрывая аббревиатуру из 90-х, рубль в шутку назвали СКВ - суверенно конвертируемой валютой.
Однако в 2015 году рублю все же удалось несколько отыграть свои позиции из-за экономических проблем в Греции. 17 апреля 2015 года евро опустился до 52,9 рублей, то есть на 22% с начала года, а 20 мая 2015 г. стоимость доллара составляла 49,18 рублей. До середины лета 2015 года курс рубля колебался в пределах примерно 50-55 рублей за доллар и 60-62 рубля за евро.
Затем иностранная валюта медленно, но верно ползла в цене. Тем не менее, в минувшем году ситуация складывалась относительно благоприятно для российской валюты: курс доллара снижался и с января 2019 года, когда доллар стоил 67,1 рубль, упал до 61,7 руб. к концу декабря 2019 года.
Провал сделки ОПЕК+ в марте 2020 года моментально привел к обрушению мировых цен на нефть. Свою роль сыграла и пандемия. 10 марта 2020 года доллар стоил 67,5 руб., а уже на следующий день – 72 рубля. А уже 20 марта стоимость доллара достигла максимальной отметки в 80 рублей, затем началось незначительное и «прыгающее» снижение. Сейчас курс рубля не отличается высокой стабильностью и составляет на 30 апреля 2020 года 73,28 рубля за доллар США и 79,64 рубля за евро.
Прогнозы относительно дальнейшей судьбы курса российской валюты пока неутешительные: нефть сохраняет достаточно невысокую стоимость, пандемия не закончилась, ее последствия национальным экономикам, в том числе и российской, придется разгребать еще долго, а ресурсы регулятора, вбрасываемые для поддержки отечественной валюты, не безграничны.
О завершении ремонта ТАВКР «Адмирал Кузнецов»: почему сроки затягиваются
Ремонт единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» затягивается. Это связано с определенными причинами, среди которых не последнее место занимают технические сложности.
Еще в начале апреля 2020 года стало известно: ремонт авианосца продлится не до лета, а до конца 2022 года. Об этом сообщил прессе руководитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Также стали известны и примерные цифры ущерба, который корабль понес в результате пожара.
Проблемы и суммы
Речь идет как минимум о 500 млн рублей. В то же время, глава ОСК заявил, что такие деньги, несмотря на их безусловную внушительность, гораздо ниже общей стоимости авианосца, поэтому вопрос о существовании корабля не стоит. Его будут ремонтировать, возможно где-то придется доплатить больше, на чем-то смогут сэкономить, а заодно проведут и определенные модернизационные работы.
Напомним, что пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел в декабре 2019 года. Уже тогда корабль находился на ремонте в Мурманске. По некоторым данным, к пожару могли привести нарушения техники безопасности при проведении работ по сварке. В результате этих нарушений огонь охватил 500 кв. м. площади. После ликвидации пожара и проведения оценки повреждений выяснилось, что он повредил электрокабели, проложенные вдоль борта корабля. Впрочем, и так эти кабели подлежали замене.
Если говорить о временных затратах, то сроки на устранение повреждений представители ОСК оценивали примерно в 8 месяцев. Однако почему же тогда речь зашла о продлении ремонтных работ аж до конца 2022 года? Тем более что все мы прекрасно понимаем: обычно официально озвучивают самые оптимистичные прогнозы, так что если говорят о конце 2022 года, не исключено, что ремонтные работы могут затянуться еще на какое-то время. Ведь и экономическая ситуация в стране не очень хороша, и пандемия вносит свои коррективы в работу целых секторов экономики.
Ремонт «Адмирала Кузнецова» должен проводиться на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, однако здесь все еще идут ремонтные работы не на самом корабле, а в доке, где корабль и должны ремонтировать. Вдобавок ко всему возникли проблемы с компанией-подрядчиком, которая эти самые ремонтные работы в мурманском доке и выполняет.
Объединенная судостроительная корпорация еще год назад, в июле 2019 года, заключила контракт на 20 млрд рублей с компанией «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство». Подрядчик должен был в 2020 г. завершить ремонт дока, параллельно шли ремонтные работы и на корабле. Потом произошел пожар.
В результате у Объединенной судостроительной корпорации появились претензии к компании-подрядчику. Ведь затем срок окончания ремонта дока сдвинулся до 2021 г., соответственно и отремонтировать корабль стало возможным не ранее, чем в 2022 г. Теперь, учитывая, что работы по ремонту двух доков на 35-м судоремонтном заводе серьезно затягиваются, встает вопрос и о возможности завершения ремонтных работ на «Адмирале Кузнецове» даже к озвученному сроку – к концу 2022 года.
Но что делать, если проект ремонта доков 35-го завода был готов еще до пожара на «Адмирале Кузнецове». Длина северного дока – 187 м, южного – 236 м. Проект предлагал разборку стенки между доками и удлинение северного дока. В результате получилось бы помещение 236×63 м. Такая площадь достаточна для докования крупных кораблей, таких как крейсеры, эсминцы, атомные подводные лодки. Но для авианосца «Адмирал Кузнецов» требуется длина 305 м., а если говорить о запасе, то 335 метров.
Есть мнение, что ремонтные работы на корабле завершатся в лучшем случае к 2023 году. В худшем ремонт может растянуться на много лет. И тогда единственный авианосец российского флота сможет встать в строй лишь в середине 2020-х годов. А причины такому положению дел - несогласованность действий даже в такой серьезной, стратегически важной сфере как судостроительная промышленность. Все эти вопросы можно было бы решить куда оперативнее при наличии большей централизации и более жесткого контроля за решением поставленных задач. Ведь были в еще не столь давней отечественной истории примеры, когда за несколько лет не корабли после пожара реанимировали, а целые города восстанавливали после невероятных разрушений...
Свежие комментарии