На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 014 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    С Днём рождения Юрий и с праздниками Солнца. ОМИстребитель ВВС С...
  • Юрий Ильинов
    Желания и возможности Самым верным шагом было бы объявить над Черным морем бесполетную зону и начать сбивать иностра...Истребитель ВВС С...
  • Юрий Ильинов
    Прокси-война: как прекратить полеты американских дронов над Черным морем Общественный резонанс, вызванный террористи...Истребитель ВВС С...

Гиперзвуковой дурдом на форсаже

Гиперзвуковой дурдом на форсаже

Когда у «любимого» соседа горит сарай с угрозой ликвидации всего приусадебного хозяйства, зачастую это вызывает изрядный прилив оптимизма и положительных эмоций. Правда, с оглядкой на собственные источники воды и шланги. На всякий случай.

Если посмотреть на то, что сегодня происходит у наших непартнеров из Соединенных Штатов Америки, там можно наблюдать нечто подобное, а именно полнейший разброд и шатание в некоторых областях дела военного, а именно – ракетостроения.

Уже давно успехи России и Китая в освоении гиперзвука не дают американцам спокойно спать. Понятно, что гиперзвуковая ракета на борту подводной лодки или эсминца под красным флагом, доставленная поближе к побережью США, штука более чем неприятная. СВО уже все показала, что чем быстрее летит ракета, тем сложнее ее сбить. Делать выводы в мире умеют многие, потому и начались движения на той стороне.



Гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного базирования, которая в настоящее время разрабатывается для ВМС США, должна вооружить корабли и подводные лодки американского флота. Это дало бы надводным и подводным флотам совершенно новую категорию ударного вооружения и явно усилило бы наступательные возможности ВМФ.

Военное ведомство уже описало свою будущую гиперзвуковую противокорабельную ракету как необходимую для борьбы с передовыми морскими угрозами в предстоящих войнах высокого уровня, таких как конфликт в Тихом океане против Китая.

И под эту программу даже начата разборка эсминцев типа «Замволт», о чем мы недавно писали. Если коротко – на самом «Замволте» уже демонтированы артиллерийские установки, для которых флот так и не закупил снарядов, два других эсминца ждут своей очереди. Вместо артустановок планируется смонтировать ячейки вертикального пуска нового гиперзвукового оружия. В общем – опять трата миллиардов.

Вопрос только ради чего?

Иллюстрация от Lockheed Martin, изображающая истребитель F-35C ВМС США с гиперзвуковой ракетой под правым крылом

Ради новой программы ВМС. Есть такое дело, как программа Hypersonic Air-Launched Offensive Anti-Surface Warfare (HALO), естественно, о ее сути там не принято распространяться, но порой проскакивают отдельные документы несекретного характера, позволяющие сделать определенные выводы.

Например, стало известно о наличии некоего контракта между Министерством обороны и компанией Lockheed Martin на поддержку интеграции противокорабельной ракеты большой дальности AGM-158C LRASM на истребитель F-35В. LRASM, которая является продуктом Lockheed Martin и находится на вооружении в настоящее время, является оружием, выбранным ВМС США для более крупной программы Offensive Anti-Surface Warfare (OASuW) Increment 1. В рамках этой программы носителем LRASM должен был стать F/А-18. А в свою очередь HALO также известна как Offensive Anti-Surface Warfare Increment 2.

Как видите, цепочка прослеживается вполне нормально.

Скажете, а причем тут LRASM, если речь вроде как зашла о HALO? Да у них там еще одна цепочка, «дозвук – сверхзвук – гиперзвук», которую всеми силами стараются реализовать. LRASM, точнее, один из вариантов ракеты, LRASM-В, должен был стать сверхзвуковым, но что-то пошло не так. И LRASM осталась дозвуковой, как и предшествующая ей JASSM.

Вполне современный конфликт на Украине и не очень современные в Красном море и Секторе Газа показали, что дозвуковые ракеты вполне прилично перехватываются не только зенитными ракетами, но и корабельной артиллерией.


В настоящее время все более актуальными становятся ракеты, скорость которых позволяет им преодолевать заслоны ПВО, как, например, российские «Оникс» и «Кинжал». Особенно первые, сложность перехвата которых признают даже украинские военные, которые «сбивают» «Кинжалы» пачками. В интернете.

В марте 2023 года ВМС США заключили контракты с компаниями Raytheon и Lockheed Martin на разработку ракет для HALO. Подробностей о конструкциях мало, но широко распространено мнение, что они будут оснащены передовыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями или ГПВРД.


Картинка от Raytheon по совместному проекту с Northrop Grumman в рамках программы Hypersonic Airbreathing Weapon Concept (HAWC)

Окончательная доработка и дальнейшее приобретения системы Increment 2 HALO в настоящее время запланирована на 2027-й финансовый год, если верить документам, имеющим отношение к контрактам на интеграцию LRASM. Increment 2 HALO планируется как комплекс разработок по использованию одного вооружения (в нашем случае LRASM) на нескольких пусковых платформах, воздушных, надводных и подводных.

Тут опять назревает очередной скандалешник, вызванный заключением контракта с Lockheed Martin. Вообще в США чиновники должны хотя бы формально обосновать свои причины присуждения контрактов без типичного процесса конкурентных торгов и представить их на утверждение. Документ, о котором идет речь, датирован 2022 годом, времени было более чем достаточно.

Однако, этого не произошло, контракт заключен, скажем так, за закрытыми люками, а на 2025 финансовый год уже полетело обоснование расходов по проекту, в котором, в частности говорится о том, что OASuW Inc 2/HALO будет подходящей более скоростной, дальнобойной системой воздушного базирования, обеспечивающей превосходные возможности борьбы с надводными целями, как нельзя более подходящей для вооружения ею авиационных эскадрилий, базирующихся на авианосцах.

Особое внимание уделяется возможностям самолетов-носителей OASuW Inc 2/HALO действовать и контролировать оспариваемое боевое пространство в прибрежных водах вероятного противника в условиях его (противника) активного противодействия (A2/AD).

Вообще вооружение кораблей и подводных лодок, а также флотских самолетов такого рода противокорабельными возможностями имело бы смысл при нынешнем положении дел. А оно, честно говоря, для американцев так себе.

В настоящее время надводный флот ВМС США по-прежнему в значительной степени полагается на противокорабельные ракеты «Гарпун», которые родом из 70-х годов прошлого века, но постоянно модернизируются.


Новейшие версии имеют максимальную дальность около 150 км и могут запускаться практически отовсюду: с узлов подвески самолетов, из торпедных аппаратов подводных лодок, с пусковых установок надводных кораблей, за исключением (!!!) самой распространенной ПУ Mk 41.

Гораздо более дальнобойные крылатые ракеты «Томагавк», способные достигать целей на расстоянии около 1600 километров, обладают приличными противокорабельными возможностями, и ВМФ приобретает варианты морского ударного «Томагавка» (MST), оптимизированные для этой роли.

Военно-морской флот также работал над добавлением малозаметных морских ударных ракет (NSM), которые могут поражать цели на расстоянии около 150 километров, к арсеналам двух подклассов прибрежных боевых кораблей (LCS). Так как с литоральными кораблями дело закончилось печально, разборкой и утилизацией в самом недалеком будущем, то и вопрос с ракетами отпал. NSM также планировали как часть пакета вооружения будущих фрегатов класса Constellation.

Но все эти ракеты дозвуковые. Гиперзвук, который уже освоили русские и китайцы, а мы еще и применяем, не дает нормально спать американским военным.

Существует, правда, многоцелевая ракета SM-6, которая изначально задумывалась, как зенитная, но также может применяться в квазибаллистическом режиме против кораблей и целей на берегу. Как наша С-200, которая родом из СССР.


Ракета, максимальная дальность полета которой оценивается примерно в 240 км, также может быть использована для борьбы с различными уровнями воздушных угроз, включая баллистические и гиперзвуковые ракеты на конечных этапах их полета.

Ракеты SM-6 уже состоят на вооружении, хотя цикл их испытаний ещё не завершен и их производство малосерийное, всего изготовлено, считая прототипы, около 130 ракет. План предусматривает производство 1200 ракет, по цене 4,3 миллиона долларов за штуку.

SM-6 уже относится к классу сверхзвуковых ракет, ее скорость около 3,5М. Но военным подавай гиперзвук! Ну а как еще: у русских есть, у китайцев есть, надо что-то делать!

Но здесь есть нюансы. В США куча разработчиков и производителей, и каждый хочет не просто жить, а хорошо. И желательно за счет бюджета. Поэтому одновременно существует сразу несколько планов. HALO да, но ВМС США одновременно рассматривало планы вооружить эсминцы-неудачники класса Zumwalt и будущие подводные лодки класса Virginia Block V гиперзвуковой ракетой Intermediate Range Conventional Prompt Strike (IRCPS).


Это оружие отличается от HALO тем, что оно разработано вокруг беспилотного гиперзвукового глайдера. Ожидается, что IRCPS также будет оружием, предназначенным в первую очередь для нанесения ударов по очень ценным и хорошо защищенным целям стратегического уровня, таким как крупная ПВО и другие узлы командования и управления. Как российский «Кинжал».

Таким образом, HALO или IRCPS даст кораблям и подводным лодкам ВМС новый способ быстрого нанесения ударов по объектам противника, даже на больших дистанциях. Гиперзвуковая скорость оружия также создаст трудности для корабельной обороны и просто сократит время реакции вражеских сил.

Использование одной модели гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты для воздушного, надводного и подводного старта также дает преимущества, когда речь идет о приобретении и поддержании достаточного количества боеготовых ракет. Экономия за счет масштаба может помочь снизить удельные затраты на ракеты, а общие цепочки поставок могут помочь сохранить затраты на поддержку на низком уровне.

Корабельная версия HALO потенциально может быть преобразована в наземную конфигурацию, которая может представлять интерес для других вооруженных сил США. Корпус морской пехоты США уже имеет на вооружении наземные пусковые установки для NSM и Tomahawk, в то время как армия и флот имеют собственные наземные пусковые установки, способные стрелять SM-6 и «Томагавками».


Наземная система запуска ракет Typhon армии США, которая может стрелять ракетами SM-6 и Tomahawk

ВВС также разрабатывают свою гиперзвуковую крылатую ракету в рамках своей программы Hypersonic Attack Cruise Missile (HACM). Согласно бюджетным документам ВВС, HACM в первую очередь предназначена для того же, что и IRCPS, и HALO. То есть, для работы по особо важным в стратегическом отношении, целям.

Когда в товарищах согласия нет… по Крылову результат известен, потому победа проекта HALO для всех видов вооруженных сил США была бы, конечно, полезной. Но есть такое милое американское дело, как лобби… То есть, дележка пирога в ударном закулисном темпе. Разные разработчики, разные производители, разные лоббисты в Конгрессе и Сенате США. Пентагон, конечно, является регулятором, более того, у ведомства получается порой сдерживать натиск военных воротил. В 21 веке было отклонено множество проектов по разработке различного ракетного вооружения, те же RATTLRS и LRASM от «Локхид Мартин».

Но, по сути, в военном ведомстве США царит просто шедевральный бардак. И для того, чтобы оценить его масштабы, достаточно посмотреть на номенклатуру того, что есть, и того, возможно будет на вооружении.

ПКР «Гарпун» («Боинг»).


На вооружении с 1977 года, имела все четыре варианта базирования: корабельный, подводный (торпедные аппараты), воздушный и наземный. Подводный вариант UGM-84 в настоящее время с вооружения снят. Остальные используются как ВС США, так и зарубежными эксплуатантами. Дозвуковая.

Стоимость ПКР «Гарпун» модификации Block II – 1,4 миллиона долларов США.

КР «Томагавк» (Raytheon Missiles & Defense)


На вооружении с 1983 года, три варианта базирования, наземный, корабельный и подводный. Дозвуковая.

Стоимость КР «Томагавк» модификации Block V – 2 миллиона долларов.

AGM-158 JASSM (Lockheed Martin)


КР воздушного базирования, дозвуковая. На вооружении с 1983 года, модификация AGM-158 JASSM-ER c 2010-го.

Стоимость модификации AGM-158 JASSM-ER – 0,85 миллиона долларов.

ПКР AGM-158C LRASM (Lockheed Martin)


На вооружении с 2018 года, ПКР воздушного, корабельного и в перспективе подводного базирования. В отличие от «Гарпуна» прекрасно запускается из УВП Mk.41. Дозвуковая.

Стоимость ПКР AGM-158C LRASM-А – 1 миллион долларов.

В общем – довольно неплохая коллекция разнокалиберных игрушек, выпускаемых разными производителями. Хорошо это, или нет – сложно сказать, но унитарность – основа любой армии. То, что у американцев есть крылатые ракеты всех видов базирования – это хорошо, а вот то, что ВВС молотят свою копну, у ВМС свои хотелки, а сухопутные войска практически довольствуются объедками с барского стола – нет, с точки зрения тех, кто находится на противоположной стороне, все просто прекрасно! И дай бог, чтобы все это продолжалось еще лет десять минимум.

Конечно, модернизировать весьма удачные «Томагавк» и «Гарпун» можно вечно, вот только очень сомнительно, что их можно будет сделать хотя бы сверхзвуковыми. А про скорость гиперзвука мы просто молчим. Здесь ничего такого, чистой воды физика: корпус и элементы управления гиперзвуковой ракеты испытывают много большие воздействия сил при полете, чем у дозвуковой ракеты. И здесь (если подумать о такой гипотетической модернизации) придется меня и корпус, и элероны/элевоны, и двигатель. Ну а это уже совсем другая ракета.

То, что в США очень хотят быть как минимум, не хуже других, это понятно. Но метания по разработке новых видов вооружений, финансирование большого количества проектов с целью отсеять явно неудачные – это не совсем решение проблемы, тем более что сегодня США уступают России и Китаю, чьи сверхзвуковые ракеты не то что лучше – они есть и готовы к применению. Чего об американских ракетах не скажешь.

Поэтому лихорадочное перебирание различных проектов Пентагоном вполне себе сравнимо с пожаром в сумасшедшем доме во время наводнения. И нервозность уже не скрыть, она реально есть.


LRHW «Темный орел», это «чудо-оружие», на которое рассчитывают и армия, и флот, единственное, что более-менее апробированное и осмысленное, существующее в металле и даже прошедшее испытания. Гиперзвуковой глайдер, разгоняемый ракетой-носителем – это, конечно, смотрится впечатляюще. В том числе и цена. Эта двустволка тянет всего-то на 41 миллион долларов, и даже если и в радиусе 3 000 километров будет такая «золотая цель», все равно, ее уничтожение поистине будет очень сложно окупить.

В целом, имеющее место разброд и шарахание в боевом ракетостроении США сегодня на руку многим, причем, это не только извечные Россия и Китай. Ошибок в разработках, как вороны крови, от американских компаний ждут их коллеги из Германии, Великобритании, Израиля, Франции и других стран, где умеют делать ракеты. Но рынок – это вторично, хотя его никто не отменит.

Первично, конечно, насыщение собственных армий и флотов первоклассным вооружением в достаточных количествах. Без подобных видов вооружений наступательная мощь (да, об обороне тут говорить нечего) того же флота США смотрится не очень впечатляюще. Самолеты с новейших авианосцев и эсминцы с фрегатами, вооруженные модернизированными ракетами, родом из 70-х годов, которые перехватывают сегодня любые современные ЗРК и даже ПЗРК – ну это не смотрится гегемоном силы. Это так…

Усилия американцев понятны, им просто некуда деваться, надо разрабатывать новые виды вооружений, но проблема не только в деньгах. Проблема явно еще и в мозгах, потому что с этим тоже явно есть напряженность. Недаром же в США не могут хотя бы повторить то, что уже есть у нас. А догонять и перегонять всегда было проблемно.
-

Конгресс США проведет слушания по поводу стремительно растущего бюджета ракеты Sentinel

Конгресс США проведет слушания по поводу стремительно растущего бюджета ракеты Sentinel

Новая многомиллиардная программа Пентагона по созданию межконтинентальных баллистических ракет (МБР) подверглась резкой критике как постоянный источник перерасхода средств, но конгресс практически не отреагировал на этот вопрос. Последний перерасход средств на межконтинентальную баллистическую ракету Sentinel (ранее известную как средство стратегического сдерживания наземного базирования или GBSD) привел к тому, что бюджет программы на беспрецедентные 37 процентов превысил предыдущие оценки, а график ее эксплуатации был продлен как минимум на два года.

В результате Пентагон критически рассматривает программу, чтобы определить, будет ли она продолжена или отменена.

Критики назвали проект модернизации ракет наземного базирования «расточительным и опасным». Но, к большому разочарованию многих скептиков Sentinel, ожидается, что дорогостоящая программа будет повторно сертифицирована.

Хотя эксперты и активисты уже давно призывают к тщательной переоценке программы, большая часть конгресса хранит молчание по этому вопросу. Лишь в прошлом месяце председатели рабочей группы конгресса по ядерному оружию призвали провести слушания по надзору за спорной программой. Слушания, назначенные на 24 июля, призваны «поднять тревогу по поводу нашей неустойчивой и безрассудной ядерной политики», – заявил сопредседатель рабочей группы Дон Бейер, сенатор-демократ из Вирджинии, о текущей ядерной политике США.

Предстоящие слушания станут первой (и, вероятно, единственной) возможностью для законодателей критически переоценить расходы США на модернизацию своих межконтинентальных баллистических сил. Но это произойдет после того, как программа будет повторно сертифицирована министром обороны 10 июля. Это поднимает вопрос о том, действительно ли конгресс осуществляет какой-либо надзор за программой ядерной модернизации США, или же слушания являются просто представлением.

История нарушений бюджета Sentinel


Программа Sentinel призвана полностью заменить 400 развернутых ракет Minuteman III, составляющих наземную часть ядерной триады США, произвести 400 новых межконтинентальных баллистических ракет и отремонтировать 450 пусковых шахт, способных их удерживать.

Программа также включает приобретение более 250 дополнительных МБР и модернизацию более 600 средств управления. Из 659 межконтинентальных баллистических ракет, которые Sentinel произведет, 400 будут активно развернуты в шахтах, а 50 будут «в тепле», оставив 209 дополнительных для испытаний и других целей. Однако ВВС США еще публично не обосновали, зачем им нужны эти 259 теплых и дополнительных ракет, не включенных в нынешнее поколение ракет Minuteman III, или как они повышают национальную безопасность.

Программа МБР Sentinel была выбрана в значительной степени из-за её предполагаемой экономической эффективности, но её цена взлетела с момента первоначального анализа затрат: стоимость увеличилась почти вдвое с первоначальных прогнозов 62,3 миллиарда долларов в 2015 году до более чем 130 миллиардов долларов сегодня. Эта цифра почти равна сумме, которую планируется потратить на медицинские услуги Medicaid для семей с низким доходом в течение следующих 10 лет.

В новом отчете правительственной наблюдательной группы «Налогоплательщики за здравый смысл» прогнозируется, что к 2075 году цена может достичь 315 миллиардов долларов.

Самый последний перерасход средств произошел, когда себестоимость единицы продукции подскочила со 118 миллионов долларов до 162 миллионов долларов, то есть увеличение на 37 процентов, что вызвало тревогу в Пентагоне.

Этот перерасход повлек за собой обязательное расследование в отношении Sentinel в соответствии с законом Нанна-Маккарди, юридическим пережитком 1980-х годов, принятым для ограничения военных расходов. Согласно закону, конгресс должен быть уведомлен о любом значительном увеличении расходов или графика более чем на 15 процентов. Перерасход на более чем 30 процентов считается критическим и требует анализа первопричин и повторной сертификации программы министром обороны для продолжения.

По данным ВВС, бенефициара программы Sentinel, перерасход средств является результатом непредсказуемых затрат на строительство. Но это нарушение бюджета не учитывает все огромные расходы программы, которые также включают рост цен на производство плутониевого ядра первичного модуля ЯЗУ, на которую Министерство энергетики запросило 2,9 миллиарда долларов только на этот год, и другие перерасходы, связанные с боеголовкой программы W87-1. Счетная палата правительства (GAO) назвала W87-1, возможно, «самой дорогой программой модернизации боеголовок на сегодняшний день» с максимальной оценкой 14,8 миллиарда долларов в 2020 году.

Sentinel является частью общей программы ядерной модернизации США, которая обычно страдает от раздувания бюджета. Соединенные Штаты планируют потратить примерно 2 триллиона долларов на модернизацию своего ядерного арсенала в этом столетии, и эта сумма уже удвоилась с момента их первоначального предложения в 2010 году. Хронический перерасход бюджета по таким проектам, как Sentinel, продолжает увеличивать цену.

Критическое нарушение закона Нанна-Маккарди не является чем-то необычным: в период с 1997 по 2021 год было зарегистрировано 106 нарушений, 49 критических и 57 значительных.

Это даже не первый случай за десятилетие, когда программа модернизации межконтинентальных баллистических ракет конкретно привела к принятию закона Нанна-Маккарди: программа Fuse Mod, направленная на продление срока службы и повышение надежности взрывателей боеголовок межконтинентальных баллистических ракет, имела существенное нарушение в 2020 году. Но «нарушение такого масштаба на всей опоре нашей ядерной триады неслыханно», – заявил Джон Гараменди, сенатор-демократ от Калифорнии и сопредседатель рабочей группы по ядерному оружию, о программе «Сентинел».

Гараменди является одним из немногих представителей, открыто критикующих программу Sentinel: он организовал надзорные слушания 24 июля и ранее выступил спонсором закона о приостановке программы, продлении срока службы ракет Minuteman III и сокращении финансирования проектов создания ядерного оружия в целом.

«Это нарушение закона Нанна-Маккарди является перерасходом миллиарда долларов на оружие, разрушительная сила которого потенциально может уничтожить миллионы жизней», – сказал Гараменди. «Это нарушение должно стать тревожным сигналом для Америки: сколько денег нам действительно нужно потратить на создание оружия, единственным возможным применением которого может быть глобальное уничтожение?»

Неэффективный процесс проверки


Юридическая проверка, требуемая в связи с нарушением закона Нанна-Маккарди, до сих пор была полностью внутренним процессом, и слушания в конгрессе 24 июля станут первой (вероятно, единственной) возможностью публично расследовать программу. «Судя по простому взгляду на календарь, – отмечает сенатор Гараменди – кажется, что слушание будет слишком запоздалым и бесполезным».

Министр обороны Ллойд Остин должен принять свое окончательное решение о судьбе программы примерно 10 июля – за две недели до слушания по надзору, и многие ожидают, что он проведет повторную сертификацию и реструктуризацию программы в соответствии с конкретными критериями закона Нанна-Маккарди, чтобы программа продолжалась. Поэтому неясно, какую цель слушания в конгрессе преследуют, кроме привлечения внимания к проблеме постфактум.

В соответствии с законом Нанна-Маккарди, ВВС должны представить конгрессу измененный отчет о выбранных закупках с подробным описанием основной причины перерасхода средств и прогнозом обновленного анализа затрат. Это ожидалось примерно 10 мая (публичного подтверждения того, когда был получен отчет, нет, но несекретная версия была опубликована 24 мая).

ВВС объяснили причину критического нарушения бюджета Sentinel «непредвиденными затратами на инфраструктуру», ремонт ракетных шахт и пусковых установок, сообщил Маккензи Найт, исследователь проекта ядерной информации в Федерации американских ученых, которая следит за этой программой. Но есть и другие причины перерасхода средств, которые ВВС не признали, добавил Найт. К ним относится контракт с единственным поставщиком программы – оборонной компанией Northrop Grumman, который был заключен в 2020 году на сумму 13,3 миллиарда долларов.

«Когда одна компания, ответственная за программу такого размера, сталкивается со своими собственными проблемами инфляции, проблемами цепочки поставок, трудовыми проблемами», эти проблемы переносятся и в программу, – сказал Найт. «Это был беспрецедентный контракт с единственным поставщиком для программы такого размера, и я думаю, что мы видим последствия этого».

По мнению Найта, затраты на программу Sentinel могли быть намеренно занижены с самого начала и основаны на ошибочных предположениях.

И на самом деле чиновники ВВС с тех пор признались в такой практике: «Некоторые из предположений, которые были сделаны в начале программы, когда составлялась первоначальная смета расходов, были просто не совсем верными, и теперь у нас есть гораздо больше информации, которая должна позволять нам оставаться намного ближе к смете расходов, которая будет разработана в рамках процесса Нанна-Маккарди», – сообщила Кристин Джонс, помощник министра ВВС по финансовому управлению и контролер.

Изначально о программе было известно по цифрам только наличие моноблочной ГЧ и «физпакет», который приготовлен для новой ракеты. В марте 2019 года для GBSD была выбрана боеголовка W87-1 в корпусе блока Мк-21 от снятой с вооружения LGM-118 Peacekeeper, теперь стоящих на половине «Минитменов».

Летом 2023 года появилась новая информация по МБР LGM-35А Sentinel об изменении ТТЗ на ракету от минобороны, которое теперь захотело не моноблочную МБР, а МБР Sentinel в конфигурации с РГЧ ИН. По-новому ТТЗ МБР Sentinel будет иметь больший забрасываемый вес, чем предполагалось ранее, 730 кг, а не 465 кг, и будет способна нести две боеголовки W-87-1/Mk21A в составе РГЧ ИН, соответственно и вырос стартовый вес ракеты с 40 000 до 50 000 фунтов.

Помимо этого, изменился и текущий план минобороны, теперь он предусматривает развертывание 200 ракет только с одной боеголовкой (в моноблочном варианте) и 200 ракет с двумя боеголовками в составе РГЧ.

Чиновники ВВС продолжают отстаивать необходимость программы Sentinel, даже несмотря на то, что эксперты находят более дешевые и столь же эффективные альтернативы, которые поддерживают действующую ядерную доктрину США, предусматривающую постоянное поддержание 400 развернутых межконтинентальных баллистических ракет. Один из таких вариантов включает продление срока службы нынешнего парка ракет Minutemen III.

Первоначально ВВС заявили, что будет невозможно продлить программу до требуемого срока – 2075 года, «эта дата, по сути, была взята из воздуха», – сказал Найт. Но теперь, когда у Sentinel наблюдается превышение графика и может возникнуть необходимость продлить срок службы ракет Minutemen еще на 15 лет, чтобы преодолеть оперативный разрыв и сохранить программу Sentinel, внезапно становится возможным продлить срок службы нынешнего парка межконтинентальных баллистических ракет.

Дополнительные исследования с тех пор показали, что программа продления срока службы МБР Minutemen III до или после 2075 года будет более дешевым вариантом, чем развёртывание новых МБР Sentinel.

«Выбор 2075 делает Sentinel лучшим вариантом», – сказал Найт. «По крайней мере, это была ошибочная оценка затрат из-за этих произвольных оценок. В худшем случае ВВС сделали эти цифры приукрашенными, чтобы Sentinel выглядел лучше по сравнению с Minuteman».

Влиятельный эксперт Гараменди также выразил сомнения по поводу ядерной политики США, задаваясь вопросом, действительно ли нужны эти 400 межконтинентальных баллистических ракет. «Я очень обеспокоен тем, что вместо того, чтобы быть основанным на взвешенном анализе, число 400 стало мантрой, повторяемой как утверждение веры, а не осмысленной критически».

Другие эксперты, которые оказывают давление на конгресс, чтобы тот принял меры, разделяют аналогичные сомнения: «Мы приступаем к этому многомиллиардному проекту, и никто даже не задается вопросом, будут ли эти межконтинентальные баллистические ракеты использоваться», – сказал Стивен Шварц, историк ядерной энергетики и бывший редактор Бюллетеня. «Мы не можем использовать их против Северной Кореи или Китая, потому что им придется пролетать над Россией, а Россия на это не пойдет. Таким образом, мы не можем использовать это оружие даже против противников, для которых мы его создаем. Честно говоря, я не знаю, сколько людей в Конгрессе об этом знают».

Призыв конгресса к действию


Несмотря на вопиющую неэффективность и невероятную цену, Найт ожидает, что программа Sentinel будет повторно сертифицирована и продолжится. «Как и в случае со многими ядерными программами, это происходит потому, что так всегда делалось», – сказала она.

Но для всё большего числа американских законодателей растущая стоимость американского ядерного арсенала становится слишком большой проблемой, чтобы ее можно было продолжать игнорировать. «Мы больше не можем позволить, чтобы только импульс вел нас по пути стоимостью 150 миллиардов долларов, который делает нашу страну и мир фундаментально менее безопасными», – написал недавно в комментарии о программе Sentinel Адам Смит, конгрессмен-демократ от штата Вашингтон.

Слушания 24 июля станут первыми в борьбе между демократами и республиканцами за государственные расходы на программы создания ядерного оружия. Но если палата представителей не выступит за полную и откровенную проверку программы Sentinel, то слушания станут лишь формальными, по поводу уже принятого решения. Объявляя о совещании по надзору 4 июня, Гараменди заявил: «Исторически страны терпели крах из-за перерасхода средств на устаревшие оборонные стратегии, и я боюсь, что Соединенные Штаты повторяют эти ошибки».

Картина дня

наверх