На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Спасибо за комментарий. Другие мои группы-сайты-каналы: "Приветствуем Вас на сайте Галактика", "Друзья", "Славянская ...«ИКОНА» – инфракр...
  • Алексей Чочия
    Такие научные мысли нужно ни здесь писать и не для всех.«ИКОНА» – инфракр...
  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...

МАЗ-543: по стопам легенды

МАЗ-543: по стопам легенды

МАЗ-543


МАЗ военного назначения


Мировую известность автомобильной конструкторской школе СССР принесли немало машин, но особое место среди них занимают тяжеловозы из Минска. В первую очередь, конечно, МАЗ-535, о котором уже шла речь на страницах «Военного обозрения». Машина у минчан получилась насколько уникальной, настолько и прорывной для отечественной промышленности – ничего подобного в СССР ранее не производили.




МАЗ-535 – представитель первого поколения минских тяжеловозов

МАЗ-535/537, пусть и не лишённый фундаментальных недостатков (например, дефорсированный танковый двигатель с соответствующим ресурсом), получился славным. Спустя всего 11 лет после окончания войны и без привлечения иностранных специалистов в Минске разработали тяжеловоз с уникальной трансмиссией, в состав которой входили гидротрансформатор, планетарная 3-ступенчатая коробка передач, 2-ступенчатая раздаточная, межосевые и межколесные самоблокирующиеся дифференциалы и планетарные колесные редукторы. Забегая вперёд, скажем, что в современной России утеряны все компетенции для постройки подобной техники, и армия находится в тотальной зависимости от Республики Беларусь. Фактический дублёр Минского автозавода – Курганский завод колесных тягачей – задушили собственными руками в 2011 году.


Борис Львович Шапошник

У каждого отечественного автомобиля есть отец-конструктор или, по-другому, идейный вдохновитель, без которого серийная машина не состоялась бы. Армейские УАЗы обязаны своим рождением Алексею Винокурову, «Нива» Петру Прусову, КамАЗ появился на свет благодаря сразу трём конструкторам – Александру Сетранову, Всеволоду Вязьмину и Георгию Фесту. Не стал исключением и МАЗ военного назначения, отцом которого по праву считается Борис Шапошник.

О Борисе Львовиче Шапошнике точнее всего выразились в «Истории Московского автозавода имени И. А. Лихачева»:

«…одаренный человек, как бы родившийся со счетной линейкой в руках. Все его решения отличались тщательностью обоснования, новизной и смелостью замысла.»

Конструкторскую карьеру Борис Львович начал ещё до войны на Московском автозаводе. В послужном списке инженера вездеходы ЗИС-23 и ЗИС-24, газогенераторный ЗИС-21, автобус ЗИС-16 и представительский ЗИС-101А. Именно здесь выпускник МВТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «инженер-механик по спецавтомобилям» набил руку в проектировании первых полноприводных машин. В дальнейшем эта работа стала делом всей его жизни, превратившись в целое семейство сверхтяжелых минских тяжеловозов, которые до сих составляют костяк Российской Армии. Но перед этим Шапошник отправляется в Ульяновск, где в годы войны налаживает выпуск грузовика ЗИС-5В. Осенью 1945 года он уже в Сибири, где едва не запустил в серию новые автомобили марки «НАЗ» (Новосибирский автомобильный завод). Но предприятию не суждено было состояться, а Шапошника в 1949 году срочно отправили в Минск:

«Перевести с Новосибирского автомобильного завода личный состав главного конструктора и экспериментального цеха во главе с главным конструктором тов. Шапошником Б. Л. на Минский автомобильный завод.»

Оставим историю становления производства колесной техники в Белорусской ССР для другого обзора, а пока сконцентрируемся на главном герое – МАЗ-543.

Второе поколение


После нескольких лет армейской эксплуатации гиганта МАЗ-535/537 пришло понимание, что именно многоосная колесная схема лучше всего подходит для монтажа ракетных пусковых установок и прочего тяжелого оборудования. Гусеничной технике в Советском Союзе отныне вход в сегмент техники стратегического назначения был закрыт. Но и тягачи 535-й серии плохо подходили для ракетной стези – прежде всего, из-за компоновочных ограничений. Например, оперативно-тактическую ракету 9М76 комплекса «Темп-С» просто некуда было укладывать на МАЗ-535. Она не помещалась на шасси по длине, а если и помещалась, то торчала высоко в небо, заметно повышая центр тяжести комплекса. Надо было удлинить колесную базу и разделить кабину посередине для того, чтобы главному изделию удобнее лежалось. Так в конце 50-х – начале 60-х годов появилась концепция МАЗ-543 с характерными двумя фонарями остекления кабины, навсегда ставшая визитной карточкой РВСН, ПВО, реактивной артиллерии и многих других родов войск. Машину первого поколения МАЗ-535/537 со временем передали на производство в Курган, освободив минчан для нового проекта.


Назвать МАЗ-543 революционным нельзя – во многом он базировался на узлах и компонентах тягача первого поколения. Но были и нетривиальные решения. Например, кабина из стеклопластика, которую пришлось придумывать с чистого листа – нигде ранее ничего подобного в СССР не производили. На помощь пришли инженеры из МВТУ им. Баумана, а для нового изделия в экспериментальном цехе организовали специальный производственный участок.

Первые шесть опытных шасси МАЗ-543 были построены в Минске в 1962 году. Машины оснащались 525-сильным дизелем Д12А, ведущим свою родословную от танкового В-2 и выпускающийся на барнаульском «Трансмаше». Отдельно стоит остановиться на более совершенной конструкции 543-й машины относительно предшественника. Так, МАЗ-535 имел снаряжённую массу в 19,4 тонны и брал на борт всего-то 7000 килограмм. МАЗ-543 был потяжелее – 20,35 тонн, но и грузоподъёмность составляла впечатляющие 19,1 тонны. Добиться такого соотношения позволили высоколегированные стали в конструкции и усиленная клёпано-сварная рама повышенной упругости, выполненная из тонкого низколегированного стального листа. Практически без изменений на новую машину перекочевала со старой независимая торсионная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия.

На ритмичное производство МАЗ-543 автозавод вышел только к 1965 году, когда в годовой план внесли сразу 81 экземпляр вездехода. Одновременно снижали объёмы выпуска прежней 537-й машины с параллельным переносом производства в Курган. К слову, стеклопластиковые кабины в итоге решено было производить не в Минске, а в цехе нестандартного оборудования в Осиповичах Могилёвской области.

Дебют для широкой публики МАЗ-543 справил 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда появился в качестве носителя ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус». Случилось это спустя всего несколько месяцев после начала серийного производства гиганта.

МАЗ-543 – это, вероятнее всего, первый автомобиль Специального конструкторского бюро МАЗа, который получил и сугубо мирную профессию. Речь об интенсивной разработке Западно-Сибирского и Прикаспийского нефтегазовых комплексов, для которых требовалась специфическая колесная техника. Сложно представить, каким образом Мингазпром смог выбить себе квоты на машины армейского предназначения, но заводчане не просто организовали выпуск гражданских вездеходов, но разработали спецверсию МАЗ-543П. Отличалась машина платформой на раме, предназначенной для монтажа спецоборудования, а также отсутствием светомаскировки. В общей сложности народному хозяйству отгрузили до 2 тысяч грузовиков, которые позже получили уважительное прозвище «Ураган». Выпуск МАЗ-543П в один прекрасный момент едва не накрылся медным тазом – пришлось вмешиваться Председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину, после чего в ежемесячные планы выпуска в обязательном порядке включались машины с индексом «П». Каждый год минчане выпускали по 200 шасси МАЗ-543 различного назначения и около одной трети уходило гражданским заказчикам. В 60-х годах была разработана связка из опытного тягача МАЗ-544 с полуприцепами МАЗ-5246 и МАЗ-939, а также появился первый модернизированный вариант базовой машины – МАЗ-543А. В 1966 году в новой версии машины изменили моторный отсек, увеличили его монтажную площадку, на которой разместили оборудование боевого управления ракетного комплекса. Следующее серьёзное усовершенствование заслуженный вездеход получил только в 1976 году, когда в серию пустили версию МАЗ-543М.


МАЗ-543М

Изделие отличает отсутствие второй кабины и смещение моторного отсека вперёд и вправо. Это позволило увеличить полезную площадь шасси для размещения более габаритных конструкций. Например, боевого отделения и 12 направляющих системы залпового огня 9К58 «Смерч», 130-мм орудий «Берег» или ракет комплекса С-300П. Вообще, МАЗ-543М стал настоящей рабочей лошадкой войск ПВО – на базе тягача монтировались системы С-300ПМУ-1, С-300ПМУ-2 и С-400 «Триумф». Нашёл себя МАЗ с одной левой кабиной в качестве свиты подвижных ракетных комплексов «Темп-2С», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М». На МАЗ-543М монтировали мобильные командные пункты, машины обнаружения целей, связи, обороны и охраны, столовые и электростанции и многое другое.

Дальнейшая судьба серии МАЗ-543 связана с колесными машинами третьего поколения ОКР «Оплот», более известных как МАЗ-79111. Появились они на свет в начале 70-х годов, и это уже немного другая история…

Картина дня

наверх