В аэропорту Кабула люди пытаются улететь, зацепившись за фюзеляж военного самолета США. Объясняем, почему это глупо
Афганцы готовы на отчаянные меры, чтобы сбежать из захваченной талибами (организация запрещена в РФ) страны
На видео видно, как жители Афганистана бегут стартующего на взлет самолета американских военных. Самые отчаянные из них пытаются цепляться за фюзеляж авиалайнера и шасси. Следующее видео уже показывает, как самолет взлетает с группой людей на фюзеляже самолета. Четвертое же видео мы не советуем смотреть особо впечатлительным, тревожным и слабонервным людям, поскольку на нем видно, как люди срываются с летящего самолета на большой высоте и падают вниз.
Возможно, они надеялись, что пилоты увидят людей и остановятся, чтобы взять их с собой, а может быть они действительно думали, что так у них получится сбежать из страны.
На самом деле, никаких шансов на успешный полет за бортом самолета у них не было и не будет. Во-первых, даже хорошо физически подготовленный человек не сможет так долго держаться за фюзеляж – он просто устанет. Во-вторых, самолет летит сквозь воздушные потоки, которые на высокой скорости за бортом будут ощущаться человеком швальным ветром – в какой-то момент держащегося за фюзеляж самолета человека просто сдует. Ну а в-третьих, на высоте 10 000 метров (средняя высота полета дальномагистральных самолетов) температура воздуха в среднем опускается до -55 градусов по Цельсию, а из-за ветра она будет ощущаться еще ниже. Даже если человеку удастся удержаться на фюзеляже, в таких условиях он замерзнет насмерть.
Можно ли выполнить фигуры высшего пилотажа на пассажирском самолёте
Как насчёт «Бочки» на авиалайнере? А история знала такие случаи...
Пилотажем принято называть пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью выполнение определённых фигур в полёте. Пилотаж осуществляется для обучения лётчиков маневрированию и выполняется как в спортивных целях, так и в боевых – для введения в заблуждение средств противовоздушной обороны или поражения противника. Пилотаж принято различать по степени сложности — на простой, сложный и высший, а также по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.
Фигурой пилотажа называют движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, в ходе которого ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту. Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты – к примеру, многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.
К высшему относят, к примеру, «Кобру» или «Колокол». Но почему эти фигуры выполняют только на истребителях? Чем хуже пассажирские самолёты? Дело в том, что запрет на выполнение фигур высшего пилотажа и прочей воздушной акробатики прописан в руководствах по эксплуатации авиалайнеров. Их конструкция просто не рассчитана на это, а система управления блокирует любые опасные маневры, хотя теоретически некоторые фигуры выполнимы и на пассажирских самолётах.
К примеру, авиалайнеры, создающие искусственную невесомость, выполняют «Горку» с углом пикирования до 45 градусов. Известны случаи, когда пилоты выполняли «Бочку» на пассажирских самолётах в нарушение инструкций: в 1955 году это сделал Элвин Джонстон на Boeing 707, а в 1980 году — Наиль Саттаров на Ту-154, за что в итоге был отчислен из ЦПК, отстранён от полётов и понижен в должности. Оба этих эпизода обошлись без каких-либо разрушений и жертв.
Сколько недостатков нашли у истребителя F-35: спойлер — сотни
Многострадальный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 в 2017 году подверг разгромной критике в своём ежегодном докладе директор управления по эксплуатационным испытаниям и проверкам Министерства обороны США Майкл Гилмор. Военные обнаружили в самолёте 276 уязвимостей, которые относятся к работе операционной системы версии 3F, более половины из которых остались и в обновлённой версии программного обеспечения 3FR6.
Но это ещё не всё. В дополнение к почти трём сотням уже известных ошибок, найденным в истребителе-бомбардировщике, Пентагон продолжает находить новые, причём с завидной регулярностью. Если точнее, то в среднем на момент написания доклада эта цифра достигала 20 новых недостатка в месяц, и предпосылок для окончания исследований не наблюдалось. С эксплуатационными качествами F-35 тоже беда. Самолёт не соответствовал требованиям к истребителю пятого поколения из-за невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооружённости, высокой ЭПР, а также низкой живучести и манёвренности.
Пентагон также выявил целый комплекс проблем, связанных с боевым применением F-35, среди которых — невозможность использовать встроенную авиапушку без существенной модификации самолёта, ограниченные возможности при поражении наземных движущихся целей, неэффективная система ночного видения, неудовлетворительные характеристики сенсоров авионики и многое другое.
Но самое интересное, что чёткого плана действий, как решить все эти проблемы, у разработчиков самолёта на тот момент не было. Неудивительно, что на программу F-35 Joint Strike Fighter обратил внимание даже избранный тогда президент США Дональд Трамп, который потребовал у военных сократить расходы на истребитель. Он пообещал «сэкономить миллиарды долларов», вплотную занявшись программой. Из-за этого Компания Lockheed Martin, разработчик истребителя-бомбардировщика, тем временем подешевела на 2 миллиарда, а стоимость её акций упала на 4%.
Су-75 за $30 млн: что известно о новом ЛТС Checkmate
Новый российский боевой самолёт, получивший название Checkmate, должен стать отечественным ответом американскому F-35.
Главным событием Международного авиационно-космического салона (МАКС), который официально был открыт в подмосковном Жуковском 20 июля, стала премьера нового ЛТС (лёгкий тактический самолёт) – лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения, получившего название «Шах и мат» (Checkmate). Машину, аналогов которой, по заверениям создателей, в России нет, представили в павильоне компании «Сухой» лично президенту России Владимиру Путину.
«ЛТС сочетает в себе инновационные решения и технологии, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта, а также уже зарекомендовавшие себя на практике проверенные решения. Истребитель обладает малой заметностью и высокими лётно-техническими характеристиками. В работе над проектом ЛТС Checkmate широко применяются суперкомпьютерные технологии», — пояснили в госкорпорации «Ростех».
Генеральный директор «Объединённой авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь, который вместе с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым представлял главнокомандующему новинку, подчеркнул, что ЛТС стал многофункциональной платформой нового поколения, отличающейся возможностью адаптации под потребности конкретного заказчика, низкой стоимостью эксплуатации и широкими боевыми возможностями.
Заявлено, что основным рынком для новинки станет экспортный, причём для Checkmate уже есть якорный заказчик, имя которого не называется. Ожидается, что спрос в зарубежных странах составит несколько сотен экземпляров нового истребителя.
«Самолёт, в первую очередь, будет ориентирован на страны Африки, на Индию, на Вьетнам. Спрос на эти самолёты достаточно высок и оценивается минимум в 300 самолетов в ближайшее время. Это консервативная оценка. Всё зависит от того, как быстро мы выведем самолёт на международный рынок», — заявил вице-премьер России Юрий Борисов.
При этом новый ЛТС появится и в российской армии, где новый самолёт, как ожидается, получит обозначение Су-75. Для истребителя подойдёт то же вооружение, что сейчас разрабатывается для уже стоящего на боевом посту перспективного российского многофункционального истребителя пятого поколения Су-57.
«Это лёгкий истребитель пятого поколения. Аналоги такие у нас в мире существуют. Это и F-35, и Gripen, и Rafale. Только мы поставили перед собой задачу поставить очень дешёвый и эффективный самолёт. У нас будет цена, надеюсь, где-то от $25 до $30 млн, а у них — от $60 до $90 млн.
Скорость нового лёгкого истребителя составит 1,9 тыс. км в час, дальность — около 3 тыс. км. Наша машина отличается тем, что есть возможность максимальное количество полезного груза взять — более 7 тонн она может нести. Это и различные виды вооружения — ракеты, управляемые ракеты, авиабомбы, и стрелковое вооружение — пушка будет установлена», — пояснил Сергей Чемезов.
Согласно данным из презентации самолёта, скорость его составит 1,8 — 2 Маха, а масса боевой нагрузки истребителя составит 7400 кг и всё вооружение будет размещено внутри фюзеляжа для снижения радиолокационной заметности борта и одновременно Checkmate сможет поражать до шести целей.
«Двигатель будет в классе 14,5-16 т. Этот двигатель сделан на основе задела Объединенной двигателестроительной корпорации, будет ещё более совершенный на этом самолёте. Если сравнивать с американским истребителем F-35, его ближайшим аналогом, это другой самолёт. Больше скорость, больше дальность, большая грузоподъёмность. Новые качества. Гораздо лучшая малозаметность реализована здесь. Я бы не сказал, что корректное сравнение с каким-то самолётом. У него уникальная аэродинамическая схема», — подчеркнул заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов.
В перспективе новинка должна получить и полностью беспилотную версию, поскольку возможность создания такой версии закладывалась в ЛТС ещё на стадии разработки нового самолёта.
«Реализована открытая архитектура, которая позволяет переделать головную часть либо в беспилотный, либо в двухместный самолет», — отметил главный конструктор компании «Сухой», работавшей над лёгким тактическим самолётом, Михаил Стрелец.
«Предполагается развитие нескольких вариантов, включая беспилотную и морскую версии. Корабельная, беспилотная, двухместная. Адаптация под эти версии будет с минимальными изменениями», — заявил генеральный директор «Объединённой авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь.
По планам первый полёт лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate ожидается в 2023 году, на 2024-2025 годы намечена постройка опытных образцов, а в 2026 году должна начаться работа над установочной партией ЛТС.
ПАК ФА против F-35: кто же станет победителем
Первый полет прототипа перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, с легкой руки журналистов получившего название Т-50 (на самом деле это внутреннее заводское обозначение «Сухого», в армию он, скорее всего, поступит как Су-50), состоялся целых 12 лет назад. После этого полным ходом начались испытания опытных образцов второго этапа с добавочными индексами вплоть до 11-го. В воздухе побывало семь машин. Они сильно изменились по сравнению с Т-50−1 — стали гораздо мощнее, «зорче» и незаметнее.
Клуб «пятерок»
На гордое звание истребителя пятого поколения претендуют неожиданно много самолетов из самых разных стран. В первую очередь, конечно же, «Раптор». Производство F-22 сейчас закрыто из-за непомерной дороговизны, но выпустить их успели почти две сотни, так что в ближайшие годы этот самолет останется самым грозным воздушным охотником НАТО. Летом 2016 года на вооружение американской армии поступил более дешевый и не столь «умелый» F-35 Lightning II в трех модификациях, у которого, впрочем, есть свои интересные особенности. ПАК ФА, который вступит в строй в наступающем году, максимально близок к завершению испытаний — последние экспериментальные образцы уже получили окончательные версии радиолокационного оборудования, систем управления, двигателей и вооружения.
Кроме этой «большой тройки», на разных стадиях полетных испытаний находятся китайские Chengdu J-20 и Shenyang J-31. О последнем говорить еще рано, прототип слишком «сырой», а вот о J-20 можно с уверенностью сказать, что эта машина относится скорее к поколению «4++», чем к пятому. Незаметность у J-20 на уровне нашего СУ-35С (ЭПР в районе 0,5 м2), и кроме того, пока он не продемонстрировал умения летать на сверхзвуковой скорости без форсажа.
Японский самолет проекта Shinshin сейчас используется лишь для отработки стелс-технологий, до вооружения пока дело не дошло. Чуть дальше продвинулись турецкий TF-X, иранский Qaher F-313 и индонезийский KF-X/IF-X, однако, по имеющимся на сегодня данным, все они тоже скорее «четверки с плюсом». Новейшие Eurofighter EF-2000 Typhoon и Dassault Rafale обладают некоторыми признаками пятого поколения, но не в большей (а вернее — значительно меньшей) степени, чем вышеупомянутый СУ-35С. Причем результаты смоделированных боев четко свидетельствуют, что ни «европеец», ни «француз» в нынешнем своем состоянии не конкуренты «Сухому».
Словом, реальных соперников у ПАК ФА только два — «Раптор» и «Молния». И для обоих у нашего истребителя приготовлено немало сюрпризов.
Сила против силы
Одно из требований к отечественному истребителю пятого поколения — сверхманевренность, то есть способность машины сохранять устойчивость и управляемость при высочайших перегрузках на закритических углах атаки, а также возможность изменять положение в воздушном потоке, что позволяет атаковать противника под углом к текущей траектории. В современных американских требованиях о сверхманевренности ни слова: предполагается, что поражение противника будет вестись на средних и дальних дистанциях. Это, однако, не помешало сделать F-22 полноценным сверхманевренным истребителем — видимо, конструкторы понимали, что его гегемония в воздухе не продлится долго и когда-нибудь ему все же придется столкнуться с врагом нос к носу.
Первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями АЛ-41Ф1 с суммарной тягой 30 000 кгс. Они обладают наивысшей в данный момент скоростью отклонения вектора тяги (60 градусов в секунду) при относительном отклонении оси в 20 градусов по всем ракурсам, что позволяет самолету вертеться волчком практически на месте. У двигателей F119-PW-100, установленных на «Рапторе», сопла тоже отклоняются на 20 градусов, но лишь по вертикали, причем со скоростью всего 20 градусов в секунду.
Зато суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 составляет порядка 32 000 кгс, что при сравнимом взлетном весе и меньшей загрузке боеприпасами и топливом дает «Раптору» несколько бóльшую тяговооруженность — примерно на 7−8%. Это не так уж мало — во всяком случае, западные эксперты успели объявить, что F-22 будет доминировать на вертикалях.
Однако на Т-50−6 и выше установлена модернизированная версия АЛ-41Ф1, пока проходящая под обозначением «Изделие 30». Суммарная тяга пары таких изделий на летных образцах достигла 35 000 кгс, а в планах изготовителя — ОКБ им. Люльки — довести ее до 36 000.
Таким образом, при максимальной взлетной массе в 37 т (когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22) тяговооруженность сравнится с тяговооруженностью «Раптора», а при средней — превысит ее почти на 10%. Такая мощь дает возможность брать на борт больше топлива — внутренние баки, вмещающие почти 13 т, позволяют действовать в «полной боевой выкладке» на радиусе свыше 1000 км, а без использования сверхзвуковых режимов — до 2700 км. То есть, взлетев с подмосковного аэродрома, ПАК ФА сможет долететь до центра Европы, сбить там парочку самолетов и спокойно вернуться. А «Раптор» с баками на 8,2 т топлива, полной боевой загрузкой и на крейсерском «сверхзвуке» вряд ли улетит дальше 800 км. Заявленные максимальные 2500 км — это когда на войну отправили почти пустую машину в «медленном» дозвуковом режиме.
На фоне «старших товарищей» F-35 Lightning II смотрится бледно. Сверхманевренным его точно не назвать. Единственный двигатель Pratt & Whitney F135 — наследник F119 — развивает тягу около 20 000 кгс, что дает итоговую тяговооруженность почти в полтора раза меньшую, чем у ПАК ФА. В ближнем бою у «Молнии» шансы так же невелики, как и у «Раптора», особенно на вертикалях. Скороподъемность нашего истребителя — 330 м/с против 250 у «Раптора» и 200 у F-35, что дает массу дополнительных вариантов для атак. Но это — в ближнем бою. А как насчет средних и длинных дистанций?
Длинные уши
Хорошо, когда вы видите противника, а он вас — нет, не правда ли? Еще лучше, если при этом вы можете его быстро сбить, а потом не менее быстро улететь, не опасаясь возмездия. Таким видят идеальный бой создатели истребителей пятого поколения. Увы, в реальности все сложнее.
При практически одинаковых фронтальных ЭПР всех трех истребителей (см. таблицу), кормовая часть ПАК ФА несколько сильнее «светится» в инфракрасном диапазоне. Это расплата за тяговитость и подвижность «Изделий 30», чьи гондолы не закрыты плоскими панелями, как у «Раптора» и «Молнии». Открытая конструкция хотя и обеспечивает самолету дополнительную живучесть при повреждении одного из двигателей, доводит ЭПР силовой установки ПАК ФА до 0,5 м², когда противник заходит с тыла.
Но это не беда. В отличие от «американцев», для ПАК ФА не столь важно положение противника. У F-22 и F-35 стоят новейшие бортовые РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), способные находить цели с ЭПР от 0,1 до 0,5 м² на расстояниях порядка 100−220 км. В ПАК ФА используются похожие РЛС, только их не одна, а шесть — фронтовая, две нижних боковых, две на концах крыльев и одна в хвосте. Таким образом, пилот в буквальном смысле глядит во все стороны.
На прототипах Т-50−10 и Т-50−11 в качестве фронтального «ока» планируется использовать РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой, которая сейчас проходит «доводку» в концерне «Радиоэлектронные технологии». Параметры ее точно не известны, но, по неофициальным данным, новая РЛС способна захватывать цели с ЭПР менее 0,1 м² на расстояниях свыше 300 км. РЛС «Копье-ДЛ» используется для обнаружения ракет, атакующих хвостовую часть. Ракеты «воздух-воздух» типа AIM-120 (основные для американских истребителей) засекаются на расстоянии 5−6 км, «Стингеры» — примерно с 4 км.
Кроме боевых, обилие РЛС позволяет решать и тактические задачи — например, с их помощью можно вести самолет на сверхмалой высоте, следуя рельефу местности. Ни «Раптор», ни «Молния» так не умеют. Все три самолета обладают примерно равными по характеристикам системами предупреждения о пусках ракет на основе тепловизионных камер. Впрочем, надо признать, что система DAS, установленная на F-35, все же имеет больше возможностей, поскольку способна засекать не только пуски ракет, но и тепловое излучение двигателей самолета противника, летящего на бесфорсажном малозаметном режиме. Но там, где не получилось взять изяществом, можно использовать кулаки.
Больше ада
Солидный F-22 несет 12 ракет — четыре под крыльями и восемь во внутренних отсеках. Легкий F-35 несет внутри всего четыре ракеты. Ну а у ПАК ФА при полной загрузке десять ракет внутри и шесть снаружи. Причем от наружных подвесов конструкторы «Сухого» планируют отказаться, чтобы сделать самолет незаметнее, в перспективе доведя число внутренних точек подвески до 12. Под них в разработке находится более 10 видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые «закрывают» весь диапазон возможных ситуаций по дальности нанесения удара и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.
В наступающем году «Раптор» получит ракету AIM-9X (хотя ракеты серии AIM-120 по-прежнему останутся основными как для него, так и F-35). Это очень быстрая и маневренная ракета, но вряд ли она сравнится по параметрам с новейшей российской разработкой Х-74М2 корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Х-74М2 способна разгоняться до гиперзвуковой (более 4 М) скорости и поражать цель на расстояниях более 300 км. Вес этой игрушки — около 400 кг. Мощность соответствующая.
Подводя итоги
Схематично бой между F-22 и ПАК ФА можно представить так. Самолеты обнаружат друг друга на дальности 60−70 км, причем, если F-22 в нижней задней полусфере, у него будет несколько секунд запаса, чтобы первым выпустить AIM-9X. В противном случае Х-74М2 долетит до него быстрее. Шансов у американца не останется, а вот ПАК ФА с примерно 50-процентной вероятностью сумеет увернуться от ракеты «Раптора». Впрочем, если самолеты окажутся достаточно незаметными, чтобы подобраться друг к другу километров на 20−30 (в реальности, повторимся, этого никто не проверял), то в дело вступят AIM-120D с американской стороны и управляемые ракеты с осколочно-фугасными зарядами с российской. Дальше все зависит от мастерства пилотов.
А вот для F-35 никакого «дальше» не предполагается. У него заведомо не хватит ни мощности, ни маневренности, чтобы сбросить ракету ПАК ФА с хвоста. Даже если ему удастся атаковать первым (что сомнительно), четырех ракет ему явно не хватит, чтобы со 100%-ной гарантией завалить россиянина. Круизная скорость ПАК ФА позволит с легкостью уйти от версий AIM-120, что устанавливаются на «Молнии». После чего он вернется.
Свежие комментарии