На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 004 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Фоменко
    Обстрелы мирного населения - это излюбленная тактика бандеровцев ещё со времени Великой Отечественной войны, а не с 2...Пора навсегда оту...
  • Юрий Ильинов
    Wirbeiwind: что представляла собой ЗСУ вермахта, построенная на основе Panzerkampfwagen IV В 1944 году в нацистской Г...Почему именно Фра...
  • Юрий Ильинов
    Глава ФСБ заявил о необходимости признать СБУ террористической организацией Глава ФСБ Александр Бортников подчеркнул,...Почему именно Фра...

В аэропорту Кабула люди пытаются улететь, зацепившись за фюзеляж военного самолета США. Объясняем, почему это глупо

www.techinsider

 

В аэропорту Кабула люди пытаются улететь, зацепившись за фюзеляж военного самолета США. Объясняем, почему это глупо

В сети опубликовали видео, в котором видно, как люди в аэропорту Кабула пытаются зацепиться за фюзеляж военного самолета, чтобы улететь из Афганистана.

Афганцы готовы на отчаянные меры, чтобы сбежать из захваченной талибами (организация запрещена в РФ) страны

На видео видно, как жители Афганистана бегут стартующего на взлет самолета американских военных. Самые отчаянные из них пытаются цепляться за фюзеляж авиалайнера и шасси. Следующее видео уже показывает, как самолет взлетает с группой людей на фюзеляже самолета. Четвертое же видео мы не советуем смотреть особо впечатлительным, тревожным и слабонервным людям, поскольку на нем видно, как люди срываются с летящего самолета на большой высоте и падают вниз.

Возможно, они надеялись, что пилоты увидят людей и остановятся, чтобы взять их с собой, а может быть они действительно думали, что так у них получится сбежать из страны. 

На самом деле, никаких шансов на успешный полет за бортом самолета у них не было и не будет. Во-первых, даже хорошо физически подготовленный человек не сможет так долго держаться за фюзеляж – он просто устанет. Во-вторых, самолет летит сквозь воздушные потоки, которые на высокой скорости за бортом будут ощущаться человеком швальным ветром – в какой-то момент держащегося за фюзеляж самолета человека просто сдует. Ну а в-третьих, на высоте 10 000 метров (средняя высота полета дальномагистральных самолетов) температура воздуха в среднем опускается до -55 градусов по Цельсию, а из-за ветра она будет ощущаться еще ниже. Даже если человеку удастся удержаться на фюзеляже, в таких условиях он замерзнет насмерть. 

ß

Можно ли выполнить фигуры высшего пилотажа на пассажирском самолёте

Наверняка вы видели, как пилоты истребителей выполняют в небе сложнейшие манёвры, которые называются высшим пилотажем, но что мешает повторить эти трюки за штурвалом авиалайнера?
Александр Пономарёв
Можно ли выполнить фигуры высшего пилотажа на пассажирском самолёте

Как насчёт «Бочки» на авиалайнере? А история знала такие случаи...

Пилотажем принято называть пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью выполнение определённых фигур в полёте. Пилотаж осуществляется для обучения лётчиков маневрированию и выполняется как в спортивных целях, так и в боевых – для введения в заблуждение средств противовоздушной обороны или поражения противника. Пилотаж принято различать по степени сложности — на простой, сложный и высший, а также по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.

Фигурой пилотажа называют движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, в ходе которого ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту. Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты – к примеру, многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.

К высшему относят, к примеру, «Кобру» или «Колокол». Но почему эти фигуры выполняют только на истребителях? Чем хуже пассажирские самолёты? Дело в том, что запрет на выполнение фигур высшего пилотажа и прочей воздушной акробатики прописан в руководствах по эксплуатации авиалайнеров. Их конструкция просто не рассчитана на это, а система управления блокирует любые опасные маневры, хотя теоретически некоторые фигуры выполнимы и на пассажирских самолётах.

К примеру, авиалайнеры, создающие искусственную невесомость, выполняют «Горку» с углом пикирования до 45 градусов. Известны случаи, когда пилоты выполняли «Бочку» на пассажирских самолётах в нарушение инструкций: в 1955 году это сделал Элвин Джонстон на Boeing 707, а в 1980 году — Наиль Саттаров на Ту-154, за что в итоге был отчислен из ЦПК, отстранён от полётов и понижен в должности. Оба этих эпизода обошлись без каких-либо разрушений и жертв.

ß

Сколько недостатков нашли у истребителя F-35: спойлер — сотни

F-35 Joint Strike Fighter является самой дорогой военной программой в мире — её общая стоимость превышает 1 триллион долларов. При этом в докладе Пентагона сообщается, что истребитель имеет несколько сотен критических недостатков.
Александр Пономарёв
Сколько недостатков нашли у истребителя F-35: спойлер — сотни

Многострадальный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 в 2017 году подверг разгромной критике в своём ежегодном докладе директор управления по эксплуатационным испытаниям и проверкам Министерства обороны США Майкл Гилмор. Военные обнаружили в самолёте 276 уязвимостей, которые относятся к работе операционной системы версии 3F, более половины из которых остались и в обновлённой версии программного обеспечения 3FR6.

Но это ещё не всё. В дополнение к почти трём сотням уже известных ошибок, найденным в истребителе-бомбардировщике, Пентагон продолжает находить новые, причём с завидной регулярностью. Если точнее, то в среднем на момент написания доклада эта цифра достигала 20 новых недостатка в месяц, и предпосылок для окончания исследований не наблюдалось. С эксплуатационными качествами F-35 тоже беда. Самолёт не соответствовал требованиям к истребителю пятого поколения из-за невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооружённости, высокой ЭПР, а также низкой живучести и манёвренности.

Пентагон также выявил целый комплекс проблем, связанных с боевым применением F-35, среди которых — невозможность использовать встроенную авиапушку без существенной модификации самолёта, ограниченные возможности при поражении наземных движущихся целей, неэффективная система ночного видения, неудовлетворительные характеристики сенсоров авионики и многое другое.

Но самое интересное, что чёткого плана действий, как решить все эти проблемы, у разработчиков самолёта на тот момент не было. Неудивительно, что на программу F-35 Joint Strike Fighter обратил внимание даже избранный тогда президент США Дональд Трамп, который потребовал у военных сократить расходы на истребитель. Он пообещал «сэкономить миллиарды долларов», вплотную занявшись программой. Из-за этого Компания Lockheed Martin, разработчик истребителя-бомбардировщика, тем временем подешевела на 2 миллиарда, а стоимость её акций упала на 4%.

ß

Су-75 за $30 млн: что известно о новом ЛТС Checkmate

В день открытия МАКС-2021 состоялась премьера нового российского военного самолёта. Что известно об этой разработке?
Максим Вершинин
Су-75 за $30 млн: что известно о новом ЛТС Checkmate

Новый российский боевой самолёт, получивший название Checkmate, должен стать отечественным ответом американскому F-35.

Главным событием Международного авиационно-космического салона (МАКС), который официально был открыт в подмосковном Жуковском 20 июля, стала премьера нового ЛТС (лёгкий тактический самолёт) – лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения, получившего название «Шах и мат» (Checkmate). Машину, аналогов которой, по заверениям создателей, в России нет, представили в павильоне компании «Сухой» лично президенту России Владимиру Путину.

«ЛТС сочетает в себе инновационные решения и технологии, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта, а также уже зарекомендовавшие себя на практике проверенные решения. Истребитель обладает малой заметностью и высокими лётно-техническими характеристиками. В работе над проектом ЛТС Checkmate широко применяются суперкомпьютерные технологии», — пояснили в госкорпорации «Ростех».

Генеральный директор «Объединённой авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь, который вместе с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым представлял главнокомандующему новинку, подчеркнул, что ЛТС стал многофункциональной платформой нового поколения, отличающейся возможностью адаптации под потребности конкретного заказчика, низкой стоимостью эксплуатации и широкими боевыми возможностями. 

Заявлено, что основным рынком для новинки станет экспортный, причём для Checkmate уже есть якорный заказчик, имя которого не называется. Ожидается, что спрос в зарубежных странах составит несколько сотен экземпляров нового истребителя.

«Самолёт, в первую очередь, будет ориентирован на страны Африки, на Индию, на Вьетнам. Спрос на эти самолёты достаточно высок и оценивается минимум в 300 самолетов в ближайшее время. Это консервативная оценка. Всё зависит от того, как быстро мы выведем самолёт на международный рынок», — заявил вице-премьер России Юрий Борисов.

При этом новый ЛТС появится и в российской армии, где новый самолёт, как ожидается, получит обозначение Су-75. Для истребителя подойдёт то же вооружение, что сейчас разрабатывается для уже стоящего на боевом посту перспективного российского многофункционального истребителя пятого поколения Су-57.

«Это лёгкий истребитель пятого поколения. Аналоги такие у нас в мире существуют. Это и F-35, и Gripen, и Rafale. Только мы поставили перед собой задачу поставить очень дешёвый и эффективный самолёт. У нас будет цена, надеюсь, где-то от $25 до $30 млн, а у них — от $60 до $90 млн.

Скорость нового лёгкого истребителя составит 1,9 тыс. км в час, дальность — около 3 тыс. км. Наша машина отличается тем, что есть возможность максимальное количество полезного груза взять — более 7 тонн она может нести. Это и различные виды вооружения — ракеты, управляемые ракеты, авиабомбы, и стрелковое вооружение — пушка будет установлена», — пояснил Сергей Чемезов. 

Согласно данным из презентации самолёта, скорость его составит 1,8 — 2 Маха, а масса боевой нагрузки истребителя составит 7400 кг и всё вооружение будет размещено внутри фюзеляжа для снижения радиолокационной заметности борта и одновременно Checkmate сможет поражать до шести целей.

«Двигатель будет в классе 14,5-16 т. Этот двигатель сделан на основе задела Объединенной двигателестроительной корпорации, будет ещё более совершенный на этом самолёте. Если сравнивать с американским истребителем F-35, его ближайшим аналогом, это другой самолёт. Больше скорость, больше дальность, большая грузоподъёмность. Новые качества. Гораздо лучшая малозаметность реализована здесь. Я бы не сказал, что корректное сравнение с каким-то самолётом. У него уникальная аэродинамическая схема», — подчеркнул заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов.

В перспективе новинка должна получить и полностью беспилотную версию, поскольку возможность создания такой версии закладывалась в ЛТС ещё на стадии разработки нового самолёта.

«Реализована открытая архитектура, которая позволяет переделать головную часть либо в беспилотный, либо в двухместный самолет», — отметил главный конструктор компании «Сухой», работавшей над лёгким тактическим самолётом, Михаил Стрелец.

«Предполагается развитие нескольких вариантов, включая беспилотную и морскую версии. Корабельная, беспилотная, двухместная. Адаптация под эти версии будет с минимальными изменениями», — заявил генеральный директор «Объединённой авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь.

По планам первый полёт лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate ожидается в 2023 году, на 2024-2025 годы намечена постройка опытных образцов, а в 2026 году должна начаться работа над установочной партией ЛТС. 

ß

ПАК ФА против F-35: кто же станет победителем

В истории пока не было ни одного воздушного боя, в котором с обеих сторон участвовали бы истребители пятого поколения. Но чем ближе запуск в серию российского ПАК ФА, тем точнее можно спрогнозировать результат его столкновения с «американцами» F-22 и F-35.
ПАК ФА против F-35: кто же станет победителем

Первый полет прототипа перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, с легкой руки журналистов получившего название Т-50 (на самом деле это внутреннее заводское обозначение «Сухого», в армию он, скорее всего, поступит как Су-50), состоялся целых 12 лет назад. После этого полным ходом начались испытания опытных образцов второго этапа с добавочными индексами вплоть до 11-го. В воздухе побывало семь машин. Они сильно изменились по сравнению с Т-50−1 — стали гораздо мощнее, «зорче» и незаметнее.

T-50 ПАК ФА

Клуб «пятерок»

На гордое звание истребителя пятого поколения претендуют неожиданно много самолетов из самых разных стран. В первую очередь, конечно же, «Раптор». Производство F-22 сейчас закрыто из-за непомерной дороговизны, но выпустить их успели почти две сотни, так что в ближайшие годы этот самолет останется самым грозным воздушным охотником НАТО. Летом 2016 года на вооружение американской армии поступил более дешевый и не столь «умелый» F-35 Lightning II в трех модификациях, у которого, впрочем, есть свои интересные особенности. ПАК ФА, который вступит в строй в наступающем году, максимально близок к завершению испытаний — последние экспериментальные образцы уже получили окончательные версии радиолокационного оборудования, систем управления, двигателей и вооружения.

Кроме этой «большой тройки», на разных стадиях полетных испытаний находятся китайские Chengdu J-20 и Shenyang J-31. О последнем говорить еще рано, прототип слишком «сырой», а вот о J-20 можно с уверенностью сказать, что эта машина относится скорее к поколению «4++», чем к пятому. Незаметность у J-20 на уровне нашего СУ-35С (ЭПР в районе 0,5 м2), и кроме того, пока он не продемонстрировал умения летать на сверхзвуковой скорости без форсажа.

Что такое ЭПР
Эффективная площадь рассеяния — параметр, отражающий способность рассеивать направленную электромагнитную волну. Чем меньше ЭПР объекта, тем незаметнее он на радаре. Самолет считается «невидимкой» при ЭПР менее 0,4 м². Для сравнения, этот показатель у бомбардировщика Ту-160 достигает 25 м², у танка Т-90 он порядка 30 м², а у человека — 1 м². Иными словами, «Железный человек» Тони Старк в своем боевом костюме будет замечен службами ПВО гораздо раньше, чем стелс-истребитель.

Японский самолет проекта Shinshin сейчас используется лишь для отработки стелс-технологий, до вооружения пока дело не дошло. Чуть дальше продвинулись турецкий TF-X, иранский Qaher F-313 и индонезийский KF-X/IF-X, однако, по имеющимся на сегодня данным, все они тоже скорее «четверки с плюсом». Новейшие Eurofighter EF-2000 Typhoon и Dassault Rafale обладают некоторыми признаками пятого поколения, но не в большей (а вернее — значительно меньшей) степени, чем вышеупомянутый СУ-35С. Причем результаты смоделированных боев четко свидетельствуют, что ни «европеец», ни «француз» в нынешнем своем состоянии не конкуренты «Сухому».

Словом, реальных соперников у ПАК ФА только два — «Раптор» и «Молния». И для обоих у нашего истребителя приготовлено немало сюрпризов.

F-22 Raptor

Сила против силы

Одно из требований к отечественному истребителю пятого поколения — сверхманевренность, то есть способность машины сохранять устойчивость и управляемость при высочайших перегрузках на закритических углах атаки, а также возможность изменять положение в воздушном потоке, что позволяет атаковать противника под углом к текущей траектории. В современных американских требованиях о сверхманевренности ни слова: предполагается, что поражение противника будет вестись на средних и дальних дистанциях. Это, однако, не помешало сделать F-22 полноценным сверхманевренным истребителем — видимо, конструкторы понимали, что его гегемония в воздухе не продлится долго и когда-нибудь ему все же придется столкнуться с врагом нос к носу.

Первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями АЛ-41Ф1 с суммарной тягой 30 000 кгс. Они обладают наивысшей в данный момент скоростью отклонения вектора тяги (60 градусов в секунду) при относительном отклонении оси в 20 градусов по всем ракурсам, что позволяет самолету вертеться волчком практически на месте. У двигателей F119-PW-100, установленных на «Рапторе», сопла тоже отклоняются на 20 градусов, но лишь по вертикали, причем со скоростью всего 20 градусов в секунду.

Зато суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 составляет порядка 32 000 кгс, что при сравнимом взлетном весе и меньшей загрузке боеприпасами и топливом дает «Раптору» несколько бóльшую тяговооруженность — примерно на 7−8%. Это не так уж мало — во всяком случае, западные эксперты успели объявить, что F-22 будет доминировать на вертикалях.

F-35

Однако на Т-50−6 и выше установлена модернизированная версия АЛ-41Ф1, пока проходящая под обозначением «Изделие 30». Суммарная тяга пары таких изделий на летных образцах достигла 35 000 кгс, а в планах изготовителя — ОКБ им. Люльки — довести ее до 36 000.

Таким образом, при максимальной взлетной массе в 37 т (когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22) тяговооруженность сравнится с тяговооруженностью «Раптора», а при средней — превысит ее почти на 10%. Такая мощь дает возможность брать на борт больше топлива — внутренние баки, вмещающие почти 13 т, позволяют действовать в «полной боевой выкладке» на радиусе свыше 1000 км, а без использования сверхзвуковых режимов — до 2700 км. То есть, взлетев с подмосковного аэродрома, ПАК ФА сможет долететь до центра Европы, сбить там парочку самолетов и спокойно вернуться. А «Раптор» с баками на 8,2 т топлива, полной боевой загрузкой и на крейсерском «сверхзвуке» вряд ли улетит дальше 800 км. Заявленные максимальные 2500 км — это когда на войну отправили почти пустую машину в «медленном» дозвуковом режиме.

На фоне «старших товарищей» F-35 Lightning II смотрится бледно. Сверхманевренным его точно не назвать. Единственный двигатель Pratt & Whitney F135 — наследник F119 — развивает тягу около 20 000 кгс, что дает итоговую тяговооруженность почти в полтора раза меньшую, чем у ПАК ФА. В ближнем бою у «Молнии» шансы так же невелики, как и у «Раптора», особенно на вертикалях. Скороподъемность нашего истребителя — 330 м/с против 250 у «Раптора» и 200 у F-35, что дает массу дополнительных вариантов для атак. Но это — в ближнем бою. А как насчет средних и длинных дистанций?

Длинные уши

Хорошо, когда вы видите противника, а он вас — нет, не правда ли? Еще лучше, если при этом вы можете его быстро сбить, а потом не менее быстро улететь, не опасаясь возмездия. Таким видят идеальный бой создатели истребителей пятого поколения. Увы, в реальности все сложнее.

При практически одинаковых фронтальных ЭПР всех трех истребителей (см. таблицу), кормовая часть ПАК ФА несколько сильнее «светится» в инфракрасном диапазоне. Это расплата за тяговитость и подвижность «Изделий 30», чьи гондолы не закрыты плоскими панелями, как у «Раптора» и «Молнии». Открытая конструкция хотя и обеспечивает самолету дополнительную живучесть при повреждении одного из двигателей, доводит ЭПР силовой установки ПАК ФА до 0,5 м², когда противник заходит с тыла.

Но это не беда. В отличие от «американцев», для ПАК ФА не столь важно положение противника. У F-22 и F-35 стоят новейшие бортовые РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), способные находить цели с ЭПР от 0,1 до 0,5 м² на расстояниях порядка 100−220 км. В ПАК ФА используются похожие РЛС, только их не одна, а шесть — фронтовая, две нижних боковых, две на концах крыльев и одна в хвосте. Таким образом, пилот в буквальном смысле глядит во все стороны.

На прототипах Т-50−10 и Т-50−11 в качестве фронтального «ока» планируется использовать РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой, которая сейчас проходит «доводку» в концерне «Радиоэлектронные технологии». Параметры ее точно не известны, но, по неофициальным данным, новая РЛС способна захватывать цели с ЭПР менее 0,1 м² на расстояниях свыше 300 км. РЛС «Копье-ДЛ» используется для обнаружения ракет, атакующих хвостовую часть. Ракеты «воздух-воздух» типа AIM-120 (основные для американских истребителей) засекаются на расстоянии 5−6 км, «Стингеры» — примерно с 4 км.

Кроме боевых, обилие РЛС позволяет решать и тактические задачи — например, с их помощью можно вести самолет на сверхмалой высоте, следуя рельефу местности. Ни «Раптор», ни «Молния» так не умеют. Все три самолета обладают примерно равными по характеристикам системами предупреждения о пусках ракет на основе тепловизионных камер. Впрочем, надо признать, что система DAS, установленная на F-35, все же имеет больше возможностей, поскольку способна засекать не только пуски ракет, но и тепловое излучение двигателей самолета противника, летящего на бесфорсажном малозаметном режиме. Но там, где не получилось взять изяществом, можно использовать кулаки.

Больше ада

Солидный F-22 несет 12 ракет — четыре под крыльями и восемь во внутренних отсеках. Легкий F-35 несет внутри всего четыре ракеты. Ну а у ПАК ФА при полной загрузке десять ракет внутри и шесть снаружи. Причем от наружных подвесов конструкторы «Сухого» планируют отказаться, чтобы сделать самолет незаметнее, в перспективе доведя число внутренних точек подвески до 12. Под них в разработке находится более 10 видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые «закрывают» весь диапазон возможных ситуаций по дальности нанесения удара и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.

В наступающем году «Раптор» получит ракету AIM-9X (хотя ракеты серии AIM-120 по-прежнему останутся основными как для него, так и F-35). Это очень быстрая и маневренная ракета, но вряд ли она сравнится по параметрам с новейшей российской разработкой Х-74М2 корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Х-74М2 способна разгоняться до гиперзвуковой (более 4 М) скорости и поражать цель на расстояниях более 300 км. Вес этой игрушки — около 400 кг. Мощность соответствующая.

Подводя итоги

Схематично бой между F-22 и ПАК ФА можно представить так. Самолеты обнаружат друг друга на дальности 60−70 км, причем, если F-22 в нижней задней полусфере, у него будет несколько секунд запаса, чтобы первым выпустить AIM-9X. В противном случае Х-74М2 долетит до него быстрее. Шансов у американца не останется, а вот ПАК ФА с примерно 50-процентной вероятностью сумеет увернуться от ракеты «Раптора». Впрочем, если самолеты окажутся достаточно незаметными, чтобы подобраться друг к другу километров на 20−30 (в реальности, повторимся, этого никто не проверял), то в дело вступят AIM-120D с американской стороны и управляемые ракеты с осколочно-фугасными зарядами с российской. Дальше все зависит от мастерства пилотов.

А вот для F-35 никакого «дальше» не предполагается. У него заведомо не хватит ни мощности, ни маневренности, чтобы сбросить ракету ПАК ФА с хвоста. Даже если ему удастся атаковать первым (что сомнительно), четырех ракет ему явно не хватит, чтобы со 100%-ной гарантией завалить россиянина. Круизная скорость ПАК ФА позволит с легкостью уйти от версий AIM-120, что устанавливаются на «Молнии». После чего он вернется.

Картина дня

наверх