Против украинских FPV-дронов на оптоволокне средства РЭБ будут бесполезны: нужны дробовики – много
Смерть на оптоволокне
Несмотря на развитие средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), FPV-дроны по-прежнему остаются одним наиболее эффективных средств поражения в ходе боевых действий, ведущихся в рамках российской специальной военной операции (СВО) на Украине.
Появление FPV-дронов с управлением по оптоволоконному кабелю и вовсе обнулило не только средства РЭБ, но и сделало бесполезными существующие детекторы дронов, основанные на анализе электромагнитных волн – радиосигналов управления и передачи видеосигналов FPV-дронов.
Несмотря на то, что первые единичные образцы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с управлением по оптоволокну испытали вооружённые силы Украины (ВСУ) – это были немецкие БПЛА НСХ, серийные образцы FPV-дронов с управлением по оптоволоконному кабелю получили вооружённые силы Российской Федерации (ВС РФ).
Перспективный немецкий НСХ – к счастью, как и всё немецкое, он, скорее всего, весьма недешёв
Первым массовым российским FPV-дроном с управлением по оптоволокну стал «Князь Вандал Новгородский», разработанный нижегородским АНО «НПЦ «УШКУЙНИК».
В последнее время на профильных информационных ресурсах имеется значительное количество видеоподтверждений уничтожения украинской техники и живой силы, осуществлённое с помощью FPV-дронов «Князь Вандал Новгородский». Их отличительной особенностью является высокое качество изображения и отсутствие следов воздействия средств РЭБ.
Изображение с FPV-дрона «Князь Вандал Новгородский» – за мгновение до поражения цели
Проблема в том, что у ВСУ тоже появляются FPV-дроны с управлением по оптоволокну. Ряд российских информационных ресурсов сообщает о значительных закупках противником оптоволоконных катушек в Китае.
Украинский FPV-дрон с управлением по оптоволоконному кабелю
Кстати, украинские разработчики работают не только над FPV-дронами на оптоволокне, но и над более крупными БПЛА-разведчиками и БПЛА-бомбардировщиками типа «Баба-Яга», также с управлением по оптоволокну.
Всё вышесказанное означает, что уже в ближайшее время бойцы ВС РФ могут столкнуться со значительным количеством украинских БПЛА различного типа, необнаружаемых имеющимися детекторами дронов и неподавляемых средствами РЭБ.
Кстати, определённые способы обнаружения FPV-дронов с управлением по оптоволокну существуют, однако публиковать их в открытой печати пока преждевременно, чтобы не давать пищу для размышлений противнику.
Относительно большие БПЛА-бомбардировщики типа «Баба-Яга» ещё можно обнаружить в тепловизор или с помощью радиолокационных станций (РЛС) и уничтожить обычными средствами, поэтому в первую очередь угрозу будут представлять стелющиеся над землёй юркие FPV-дроны с управлением по оптоволокну.
Эта проблема актуальна, существенна и её надо решать незамедлительно.
Существует ряд способов решения указанной проблемы, о которых мы сегодня и поговорим.
Дробовики
О целесообразности применения дробовиков для самообороны пехоты от FPV-дронов мы говорили ещё в январе 2022 года – за месяц до начала СВО в материале Из пушки по воробьям: вернут ли микро-БПЛА дробовик на поле боя.
На тот момент мало кто верил, что малоразмерные БПЛА, с которыми можно эффективно бороться с помощью дробовиков, будут применяться против живой силы – достаточно почитать комментарии к тому материалу. А теперь мы имеем то, что имеем: количество FPV-дронов на поле боя таково, что они охотятся даже за отдельными бойцами, не говоря уже о группе бойцов или технике.
Всё просто, как показывает украинский опыт: изготовить миллион дронов куда проще и дешевле, чем родить, вырастить и подготовить миллион бойцов – казалось бы, это должно быть понятно даже клиническим идиотам, ан нет, и до сих пор для некоторых «расходник» – это пехотинец, а не дрон, как говорится, «фоторужьё денег стоит, а моя жизнь бесплатная».
Вернулись мы к проблеме противодействия FPV-дронам с помощью гладкоствольного оружия уже в марте 2024 года в материале 50 000 дробовиков в год для Российской армии. Почему проблему FPV-дронов-камикадзе необходимо решать уже сейчас, когда стало окончательно ясно, что количество FPV-дронов на поле боя растёт чуть ли не в геометрической прогрессии, а средства РЭБ с ними не справляются.
За прошедшее с момента публикации время в открытых источниках не появилось информации о массовом централизованном снабжении бойцов ВС РФ дробовиками, предназначенными для работы по FPV-дронам. Вместо этого публикуются какие-то сообщения о передаче бойцам ВС РФ конфискованного гражданского оружия, поставках этого оружия добровольцами и тому подобное.
В результате на фронт попадает не унифицированное высокоэффективное оружие, а не пойми что, типа дедушкиных двустволок. И это при том, что российская промышленность потенциально может производить десятки тысяч современных гладкоствольных ружей в год.
Российские оборонные предприятия разработали и производят высокоэффективные гладкоствольные многозарядные ружья типа «Сайга-12» и «Вепрь-Молот», которые могут эффективно использоваться против FPV-дронов
Почему так происходит?
Возможно, что оборонные концерны загружены производством других типов стрелкового оружия, например, как-то так получилось, что, судя по всему, не хватает пулемётов, в результате чего на фронте появились какие-то северокорейские поделия.
Северокорейские пулемёты Тип 73 замечены в зоне СВО
Косвенно это подтверждается тем фактом, что в фирменном магазине Императорского Тульского оружейного завода товарищу автора продавцы сообщили об отсутствии в продаже «вертикалок» ТОЗ-34 в связи с временной приостановкой их производства.
Ладно, не вопрос, пулемёты тоже нужны, тогда почему бы не закупить дробовики за рубежом? Дело-то несложное, та же Турция поставит сколько надо – этим только деньги давай, а ружья у них вполне ничего по качеству, есть и другие варианты.
Полуавтоматическое ружьё Armtac RS-S1 S калибра 12x76, с коробчатым подствольным магазином, с длиной ствола 400 мм (вверху) и полуавтоматическое ружьё KRAL ARMS TACTICAL L калибра 12х76, с трубчатым подствольным магазином, с длиной ствола 470 мм (внизу)
Характерно, что по отношению к дробовикам мнения до сих пор расходятся: одни (как и автор) считают их эффективным средством борьбы с FPV-дронами, другие говорят о том, что боец не сможет таскать и автомат, и дробовик одновременно.
На самом деле – это вариативно, кто-то сможет, а кто-то нет. Всегда существуют бойцы, несущие дополнительный груз – связь, заряды к РПГ или что-то иное, и с дробовиком будет то же самое. Кроме того, реальность такова, что выделять часть сил только для самообороны от FPV-дронов становится жизненно необходимо: без прикрытия остальные, хоть с пулемётами, хоть с танками, никуда не дойдут, так что изменение состава, штатного расписания взводов и отделений назрели уже давно.
Много споров идёт и по поводу подствольных дробовиков: с одной стороны, это позволяет не таскать с собой дополнительное оружие, с другой стороны, подствольные дробовики значительно менее эффективны из-за малой длины ствола и необходимости ручного перезаряжания, кроме того, они сильно смещают баланс штатного оружия, делают его менее маневренным.
Можно ещё вспомнить про советский стрелково-гранатомётный комплекс – изделие 80.002, на базе автомата Калашникова, дополненного гранатомётом калибра 12,7 мм, который в текущих реалиях вполне мог бы стать дробовиком, а также другие образцы комбинированного стрелкового оружия, но их разработка – это дело не одного года.
Впрочем, есть и альтернатива дробовикам, пусть и не полная, это специальные противодроновые патроны для штатного оружия.
Фрагментирующиеся боеприпасы 5,45 мм
В ряде открытых источников появилась информация о пока кустарной разработке в России противодроновых патронов на базе штатных боеприпасов калибра 5,45х39 мм.
Для этого извлекается пуля, а на её место устанавливается семь дробин 00 диаметром 4,5 мм в термоусадке. При выстреле дробины разлетаются, повышая вероятность поражения FPV-дрона противника – разумеется, речь идёт о ближней дистанции. Информацию о реальном применении и эффективности подобных боеприпасов автору найти не удалось.
Можно предположить, что при кустарном изготовлении высоки шансы на появление задержек у оружия, порчи ствола или застревания фрагментов боеприпасов в стволе, хотя не исключено, что, учитывая легендарную надёжность автоматов Калашникова, всё будет работать нормально.
С другой стороны, при заводском изготовлении, например, когда дробины будут размещаться в каком-либо пластиковом контейнере, также фрагментирующимся после выстрела, эффективность подобного решения может быть достаточно высокой. Также для автоматов калибра 7,62х39 мм возможно создать ещё более эффективный противодроновый фрагментирующийся боеприпас.
Недостатком противодроновых боеприпасов к штатному оружию является то, что боец должен заранее выбрать боеприпас, который он будет использовать в текущий момент, поскольку после появления FPV-дрона, особенно на оптоволокне, от которого не сработает детектор дронов, менять магазин может быть уже поздно.
С другой стороны, даже при наличии дробовика его также надо успеть перехватить, а при отсутствии дробовика это явно лучше, чем ничего – можно отбежать, сменить позицию, сменить магазин, а затем «самооборониться» от FPV-дрона. Кроме того, опять же, может иметь место разделение задач в группе – кто-то идёт со штатными боеприпасами, а кто-то контролирует небо и прикрывает от FPV-дронов, установив на АК магазины с противодроновыми боеприпасами.
Выводы
Проблему со специализированным оружием и боеприпасами, предназначенными для работы по FPV-дронам, необходимо решать незамедлительно, пока противник не насытил поле боя FPV-дронами с управлением по оптоволокну. Да и без оптоволокна уже вчера такое оружие нашим бойцам явно бы не помешало.
Волонтёры здесь не решат вопрос – нужны централизованные поставки.
Неважно, будут ли это отечественные полуавтоматические дробовики типа «Сайга-12» или «Вепрь-Молот», или же зарубежные полуавтоматические модели, но дробовики нужны срочно, и их нужно много, равно как и боеприпасов для них. Не стоит забывать, что бойцы должны приспособиться к новому оружию и получить опыт его реального применения.
Параллельно необходимо рассмотреть возможность изготовления противодроновых боеприпасов для штатного оружия – фрагментирующихся поражающих элементов для патронов калибра 5,45х39 мм и 7,62х39 мм.
Интересно, как бы показал себя против FPV-дронов такой боеприпас?
Практика расставит всё по местам – покажет, что эффективнее, полуавтоматические дробовики 12 калибра или противодроновые боеприпасы для штатного оружия, а возможно, что они эффективно дополнят друг друга. В любом случае времени очень мало, идти надо сразу обоими путями.
Потенциально существуют и другие способы борьбы с FPV-дронами, в том числе с неуязвимыми к воздействию средств РЭБ дронами с управлением по оптоволокну, но о них мы поговорим в другом материале.
Свежие комментарии