Вячеслав Шпаковский
Париж, Музей Армии. А теперь давайте прервемся с рассказом о том, что можно увидеть в Европе из окна автобуса и посмотрим, а что можно там увидеть, если хотя бы немного там пожить. Ну, скажем, в том же Париже, если приехать туда днем 13-го, а уехать днем 15-го июля. Почему эти дни так важны?
Так ведь 14-го — День взятия Бастилии, когда в Париже проводится военный парад и при этом все работает. Макрон распорядился. «Праздник – праздником, а экономика – экономикой!» Так что работают и магазины, и кафе, и все музеи. Причем бесплатно, что для туриста, безусловно, очень важно. Правда, вот Музей Средневековья (Музей Клюни) почему-то деньги за вход все же требовал, но там дешево, так что этим расходом вполне можно и пренебречь, да и не каждый завсегдатай сайта «ВО», если он, конечно, окажется в Париже, туда пойдет – место на любителя. Но вот пропустить «нашему человеку» Музей Армии ну просто никак невозможно.
Добраться до него легко. Садишься в метро (линия №7), хотя, возможно, придется сделать несколько пересадок, выходишь на станции «Латур-Мобур» (это был один из наполеоновских военачальников), и вот он прямо перед тобой. Можно выйти у «Военной школы», но там идти дольше.
Находится музей в огромном здании Дома Инвалидов. Назван он так потому, что король Людовик XIV в 1670 году построил его для размещения солдат-инвалидов и ветеранов, где они проживали на полном государственном обеспечении, однако, трудились там же в мастерских, выполняя посильную для себя работу. Поэтому в Доме Инвалидов было все: и дортуары для сна, и обеденные залы, и кухни, и просторные мастерские, и даже поля для игр. Там же находится и солдатская церковь, и сама могила Наполеона. Так что похоронен он, можно сказать, если и не совсем среди своих солдат, то уж во всяком случае достаточно близко от места их проживания.
Экспозиция артиллерийских орудий – а сегодня мы расскажем именно о них, начинается прямо у входа и продолжается внутри квадратного внутреннего двора музея, где орудийные стволы и сами орудия расставлены по его периметру.
Совсем не так выглядят стволы орудий, выставленные здесь же во дворе. На их стволах во множестве воспроизведена королевская лилия, что никак не отражается на их качестве, но всем дает понять, кому принадлежат эти орудия и что это не что иное, как «последний довод королей».
Несколько слов, так, для «общего развития». Основан Музей был в 1905 году, когда коллекции Артиллерийского музея и Военно-исторического музея были объединены в одно целое. Сегодня Музей де ла Арме имеет одну из самых богатых в мире коллекций военных объектов в истории. В нем содержится около 500 000 единиц оружия, доспехов, артиллерийских орудий, украшений, эмблем, картин и фотографий, что позволяет познакомиться с французской военной историей от Средневековья и до окончания Второй мировой войны. Каждый год в нем проводятся две временные выставки, а также имеет место быть широкая культурная программа концертов, лекций, циклов фильмов и других мероприятий.
Теперь мы идем внутрь и видим там вот такую бомбарду страшного внешнего вида, состоящую из двух частей – ствола и пристыкованной к ней зарядной каморе. Вопрос: и как только такие вот орудия делали? Поскольку литье больших стволов из бронзы было еще не освоено, а лить чугун не умели, орудия делались ковкой! Это вообще удивительно, если задуматься, почти так же, как изготовление египтянами каменных блоков для своих пирамид, вот только здесь почему-то никто на помощь звездных пришельцев и выходцев из Гипербореи не призывает. Хотя стоило бы, потому что операция эта была труднейшая. Сначала выковывались железные продольные полосы, плотно прилегающие друг к другу. Затем они соединялись между собой на деревянной цилиндрической заготовке при помощи кузнечной сварки. То есть эта тяжеленная труба нагревалась на горне. Затем ее надевали на деревянную заготовку, которая при этом, понятное дело, горела и ковали. И так много раз, пока не получалась труба из этих самых скованных полос. Но для того, чтобы они держались прочнее и давление газов их бы не разорвало, на эту трубу надевался еще один ряд. Теперь уже из железных колец. Которые в нагретом состоянии натягивались на трубу и так остывали, сжимая ее при охлаждении.
Например, бельгийская бомбарда «Бешеная Грета», изготовленная по такой вот технологии в Генте в конце XIV—начале XV века, имела внутренний слой из 32 продольных железных полос, и наружный, состоявший из 41 железного сваренного кольца переменной толщины, подогнанных вплотную один к другому. Калибр этой бомбарды составлял около 600 мм, вес, по разным источникам, от 11до 16 тонн (тут почему-то мы имеем противоречивые данные), длину канала ствола — около 3 метров, и общую— более 4 метров. Вес его каменного ядра определен точно: 320 кг. Самое интересное, что первоначально зарядные каморы на таких бомбардах были ввинчивающимися, для чего на них предусматривались отверстия для рычагов. И нередко к одной бомбарде было сделано несколько камор, явно для того, чтобы повысить ее скорострельность. Но… Во-первых, можно себе представить каково это было сделать для этого резьбу или какие-то там байонетные крепления. А во-вторых, на деле скорострельность это не увеличило. Металл от выстрела нагревался, расширялся, и вывинтить камору было уже невозможно. Требовалось ждать, чтобы бомбарда остывала или же обильно поливать ее водой.
Поэтому очень скоро и бомбарды, и мортиры стали просто напросто отливать из бронзы подобно колоколам!
Все эти оружия выглядят весьма утилитарно. Мастерам, их изготовившим, было не до украшательства. Но как только орудия научились отливать из меди, бронзы или чугуна положение сразу изменилось. Теперь стволы начали украшать, и всякий мастер старался переплюнуть в красоте стволов своих орудий другого.
Данный материл называется «артиллерийские излишества» и связано это не только с вычурностью пушечного литья. Дело в том, что, научившись отливать стволы из бронзы, мастера прошлого тем самым фактически «развязали себе руки» и получили возможность создавать самые необычные пушки не только по форме, но и по своей конструкции. Многие из образцов таких необычных орудий показан в Музее Армии на макетах, выполненных из дерева и металла, причем очень красивых и точных, изготовленных в довольно-таки крупном масштабе, позволяющим их хорошо рассмотреть.


Свежие комментарии