Новая Россия планирует построить индустриальный парк «Куйбышевский», возродить машиностроительный завод, производить эфирные масла

В Донецке планируют построить индустриальный парк «Куйбышевский», пишет Телеграм-канал Всё о ДНР.
Проект был представлен на международной форум-выставке InRussia-2025, которая состоялась в Минеральных Водах.
Как сообщили в Корпорации развития Донбасса, инициатива предполагает создание современной промышленной зоны общей площадью 147 900 кв. м, Новый индустриальный парк будет предназначен для размещения предприятий МСП, заинтересованных в развитии производственной кооперации.
Такая современная технологичная территория способна привлечь инвесторов и дать новый импульс промышленному развитию региона, считает и.о. директора Корпорации развития Донбасса Владимир Комисарчук.
Всего до 2030 года запланировано создание в ДНР не менее пяти подобных индустриальных парков.
* * *
За последние три года в ДНР восстановили 85 объектов в 35 медицинских организациях, пишет Телеграм-канал Типичное Енакиево.
Кроме этого, в отдалённых населённых пунктах было открыто 18 модульных фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Об этом сообщила вице-премьер ДНР Лариса Толстыкина.
Также за это время для медицинских организаций первичного звена поставлено 216 авто и более 2000 единиц оборудования, установлены шесть аппаратов МРТ и девять – КТ.
Организована работа семи центральных клинико-диагностических лабораторий, где доступны 210 видов анализов, трёх региональных сосудистых центров и шести первичных сосудистых отделений для оказания помощи пациентам с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения.
* * *
В Мариуполе возводят новый жилой комплекс с видом на море, пишет Телеграм-канал Типичный Донецк.
Новый ЖК «Кипарис» будет отличаться повышенным уровнем комфорта: панорамные окна с видами на город и море, подземный паркинг и закрытая охраняемая территория.
Об этом рассказали в пресс-службе Корпорации развития Донбасса.
Уже в декабре 2026 года ЖК будет готов принять первых жильцов.
https://1rodina.ru/sites/default/files/2025-10/IMG_3614.MP4

* * *
«Лаборатория Республиканского онкологического центра им. Г.В. Бондаря – одна из самых оснащённых в Российской Федерации», – уверена заведующая лабораторным комплексом Людмила Резниченко.
Современные анализаторы позволяют автоматизировать процесс исследований. Заведующая продемонстрировала одну из лабораторий – цитологическую.
«Материал проходит к нам через лабораторную информационную систему, окрашивается на специальных устройствах», – рассказывает о специфике работы с оборудованием Людмила Резниченко.
Лаборатория проводит также исследования на наличие рака шейки матки, вируса папилломы человека. Осуществляются они методом жидкостной цитологии, что соответствует всем самым современным тенденциям, позволяя выявлять онкологические заболевания на самых ранних стадиях.
«Не нужно идти к гинекологу, сдавать анализы, получать ответ, потом опять идти к гинекологу. Теперь пациент пришёл один раз и получил комплекс», – заверила заведующая, пишет Телеграм-канал Вести. Донецк.

https://ok.ru/video/10075190856344
* * *
Площадь у Мариупольского Драмтеатра активно благоустраивают строители из Санкт-Петербурга, пишет Телеграм-канал Мой Мариуполь.
На фасаде здания с помощью проекции смогут транслировать спектакли. А новое оборудование в зале начнёт появляться через месяц.
https://1rodina.ru/sites/default/files/2025-10/video_2025-10...

* * *
ЛНР стала пилотным регионом по внедрению электронных систем регистрации сельхозтехники, пишет Телеграм-канал Луганск 24.
Об этом сообщил министр профильного ведомства Евгений Сорокин, подводя итоги участия Республики в главной сельскохозяйственной выставке России «Золотая осень».
Он также отметил, что сегодня для аграриев Луганщины доступны абсолютно все меры поддержки, которые реализуются в стране. Это и льготный лизинг техники, и субсидии, и льготное кредитование и многое другое. Только в 2026 году на помощь сельхозпроизводителям выделят более 3 млрд рублей.
За проделанную работу региональный Гостехнадзор получил золотую медаль выставки. К слову, она проходила в преддверии Дня работника сельского хозяйства.

https://ok.ru/video/10980134423085
* * *
В Луганске хотят возродить машиностроительный завод имени Пархоменко, пишет Телеграм-канал Лента новостей Луганска.
Предприятие пока простаивает, но в новом генплане уже прописано его восстановление.
Сейчас Минпромторг ЛНР ищет инвестора, который не только запустит производство, но и расширит линейку продукции.

* * *
Китайские инвесторы готовы помочь с модернизацией промышленных предприятий Республики, пишет Телеграм-канал Алчевские новости.
Представители международной группы предприятий Manze International из Китая посетили Республику. Встреча с зарубежными гостями прошла при участии Минпромторга ЛНР.
В ходе переговоров стороны рассмотрели возможности взаимодействия компании с промышленными предприятиями ЛНР.
В частности, представитель Manze International Чжан Бин проинформировала луганских коллег о методах модернизации промышленных производств Республики с использованием передовых технологий КНР, сообщили в Минпромторге ЛНР.
https://1rodina.ru/sites/default/files/2025-10/video_2025-10...

* * *
Херсонское предприятие по производству фиточая планирует запустить линейку эфирных масел, пишет Телеграм-канал Таврия. Новости Херсонской области.
Сейчас компания выпускает до 30 тысяч упаковок фиточая в месяц. В планах – увеличить объёмы производства и расширить ассортимент, добавив в него натуральные масла.
«Это будет полный цикл – от выращивания трав и до продажи. Также в перспективе развитие агротуризма: производитель мечтает возродить розовые поля, которыми славилась Херсонщина при СССР, и привлекать туристов», – рассказала автор и ведущая программы Анжелика Ташмухамедова.
https://vkvideo.ru/video-213126902_456354148

* * *
Правительство России дополнительно выделит 2 млрд рублей девяти регионам на модернизацию первичного звена здравоохранения в рамках нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь». В том числе свыше 500 млн пойдут на строительство сельской амбулатории на Херсонщине и поликлиники в Ивановке, пишет Телеграм-канал Владимир Сальдо.
Первичное звено ближе всего к людям, поэтому и внимание к нему – в приоритете. Херсонское здравоохранение последовательно укрепляется: строятся новые ФАПы и амбулатории, обновляется оборудование, расширяется кадровая программа. Всё это – основа доступной и качественной медицинской помощи, которую жители региона должны получать рядом с домом.

Возвращение блудных сыновей: по релокантам ударили налогами
В России ввели преграды для дистанционных работников, проживающих за границей. Страна изменила налоговые правила для релокантов, работающих на российские компании.
В 2026 году ожидается массовое возвращение релокантов в Россию из-за изменений в налоговом законодательстве. Юрист Дмитрий Григориади объяснил «Газете.ру», что заставляет IT-специалистов и финансистов возвращаться в Россию.
Возвращение релокантов: новая волна 2026 года
Специалисты, покинувшие страну в 2022–2023 годах, продолжали работать на отечественные компании. Ранее, если человек жил за пределами России более 183 дней в году, он терял статус налогового резидента, а его доход считался иностранным. Это освобождало работодателей от обязанности удерживать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который составлял от 13% до 22%.
Эта лазейка стала серьёзным стимулом для привлечения релокантов в качестве работников. Однако с 1 января 2025 года ситуация изменилась. Новые поправки в Налоговый кодекс РФ обязывают компании удерживать НДФЛ с выплат дистанционным сотрудникам, даже если те находятся за границей. Таким образом, финансовое преимущество релокации ликвидировали.
Работодатели настаивают на возвращении
Хотя Трудовой кодекс РФ не содержит прямого запрета на дистанционную работу из-за рубежа, новые налоговые реалии создают неудобства для российских компаний. Администрирование выплат становится сложнее, а риск двойного налогообложения возрастает. В результате работодатели всё чаще призывают дистанционных сотрудников возвращаться в Россию. Для многих специалистов это становится вынужденным, но логичным шагом.
Плюсы родных пенатов
Возвращение в Россию даёт очевидные преимущества. Сохранение рабочего места, стабильные карьерные перспективы и привычная среда. Кроме того, исчезают сложности с визами. ВНЖ и банковские переводы в такой ситуации не будут настоящей головной болью.
С точки зрения государства, возвращение релокантов несёт позитивный эффект. Это не только частично компенсирует утечку мозгов, но и увеличивает налоговые поступления в бюджет. Особенно ценным становится возвращение специалистов из сфер IT и финансов, чьи компетенции востребованы на внутреннем рынке.
Согласно данным онлайн-опроса РАНХиГС, около 10% релокантов, покинувших Россию в 2022–2023 годах, уже вернулись. Эксперты считают, что в 2026 году процент «возвращенцев» может заметно вырасти.
При этом возвращение специалистов может иметь неприятные последствия. Ранее в РФ предложили существенно ограничить трудоустройство для релокантов. Спикер ГД Володин назвал «возвращенцев» предателями, не заслуживающими доверия. Подробнее об этом писал «ГОЛОС РЕГИОНОВ».
в России фирмы стали нанимать IT-шников из Африки

У тоннеля из России в Америку появился новый шанс

Дональд Трамп заинтересовался идеей строительства тоннеля между Россией и США под Беринговым проливом. О возможности реализации такого проекта заявил глава РФПИ, помощник президента России Кирилл Дмитриев. Какова транспортная и экономическая востребованность этого тоннеля, кто заинтересован в его строительстве и будет ли этот одновременно подземный и подводный маршрут из России в США в итоге проложен?
Президент США Дональд Трамп назвал весьма интересной идею строительства тоннеля между Россией и США. Так он отреагировал на предложение главы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева о возможности проложить транспортный маршрут под Беринговым проливом. «Я слышал об этом, это интересно. Нам нужно подумать об этом», – заявил Трамп.
Президент США упомянул о недавно построенной на Аляске «прекрасной дороге, которая ведет к большому количеству полезных ископаемых».
По словам Дмитриева, строительство тоннеля может занять менее восьми лет и станет примером применения современных технологий. «Представьте, что вы соединяете США и Россию, Америку и Афроевразию туннелем Путина-Трампа – 70-мильным мостом, символизирующим единство», – написал Дмитриев в соцсетях.
Он напомнил о планах построить мост Кеннеди-Хрущева между Россией и Аляской. По его словам, современные технологии позволяют соединить Евразию и Америку тоннелем Путина-Трампа всего за восемь млрд долларов «преимущественно за счет внешних инвесторов».
Ширина Берингова пролива в самом узком месте составляет 82 километра. Небольшие острова Диомида, один из которых принадлежит России, а другой США, расположены посередине пролива, всего в четырех км друг от друга.
По мнению Дмитриева, строительством тоннеля могла бы заняться компания Boring Company американского предпринимателя Илона Маска. Финансист написал Маску в соцсети X (ранее Twitter, заблокирована в России), что РФПИ уже построил первый в мире железнодорожный российско-китайский мост, но сейчас «пришло время сделать еще больше и впервые соединить континенты».
О проектах сухопутной связи через Берингов пролив начали говорить в конце XIX века. Первым губернатор штата Колорадо Уильям Гилпин придумал концепцию «Космополитической железной дороги». Франко-американский консорциум также предлагал российскому императору Николаю II свой проект, который не состоялся. Позже различные инженерные проекты появлялись в XX веке, но тоже не получили воплощения.
В современной России разговоры на эту тему возобновились в 2007 году в рамках обсуждения проекта ICL – World Link – межконтинентального транспортного коридора Евразия – Америка с целью транспортировки нефти, природного газа и перевозки пассажиров между Россией и Соединенными Штатами. Проект был задуман как железнодорожная линия протяженностью шесть тыс. км, соединяющая Сибирь и Аляску.
В сентябре 2007 г. правительство России одобрило стратегию развития железных дорог страны на период до 2030 года. Частью плана являлось строительство магистралей, являющихся основными элементами транспортной системы ICL-World Link: Беркакит – Томмот – Якутск, Нижний Бетях (Якутия) – Мома – Магадан, материковая часть России – остров Сахалин с тоннелем под Татарским проливом. Для энергетической обеспеченности магистрали планировалось построить ряд тепловых и приливных электростанций.
В 2013 году Китай предложил свой вариант трансконтинентальной железнодорожной магистрали «Евразия–Америка» с включением подводного перехода через Берингов пролив.
Пекин планировал высокоскоростную железнодорожную линию протяженностью около 13 тыс. км, которая соединила бы материковый Китай через Сибирь с Аляской. Ее ориентировочная стоимость оценивалась в 200 млрд долларов, напоминает сайт Российской академии наук.
С учетом технологического прогресса последних десятилетий, эксперты считают проект технически осуществимым, однако для строительства тоннеля потребуется развить социальную, энергетическую и транспортную инфраструктуру на территориях обеих стран. По словам директора консалтинговой компании «S+консалтинг» Ильи Грязнова, без такой инфраструктуры тоннель просто не сможет функционировать. В России, к примеру, потребуется проложить около четырех тысяч километров железнодорожных путей от Якутска.
Экономист напомнил о ранее предложенных технических решениях прохода под Беринговым проливом, среди которых были три параллельных тоннеля длиной сто километров для железнодорожного, автомобильного и инженерного сообщения. Сроки реализации таких проектов оценивались в двенадцать-пятнадцать лет, а стоимость – в 35 млрд долларов.
Столь растянутое время строительства специалистами объясняется сложными геологическими условиями, в частности вечной мерзлотой, на которой весьма сложно что-то строить. Кроме того, затягивать стройку будут и сильные морозы – продолжительность зимнего сезона в этих краях составляет семь месяцев, 120-140 дней в году здесь идет снег, а сила ветра при сильных морозах может достигать 40-50 метров в секунду.
«Глубина в Беринговом проливе сопоставима с условиями Ла-Манша. Современные инженерные технологии позволяют реализовать проект», – указал Грязнов. По его мнению, проект не будет конкурировать с Северным морским путем (СМП), а, напротив, способен стать драйвером территориального развития и укрепления связей России с американским континентом.
«Связать два берега – это хорошо. Но нужно, чтобы две эти точки имели продолжение по ту и другую сторону. С позиции целесообразности этого проекта, больше всего вопросов в том, как подъезжать к этому тоннелю. С нашей стороны местность непростая и практически отсутствует инфраструктура», – отмечает полярник Виктор Боярский, директор музея Арктики и Антарктики, кандидат физико-математических наук. При этом он отмечает, что для транспортного соединения континентов нужен именно тоннель. «Возведение моста практически нерально в силу климатических условий, большой глубины, течений и навалов льда», – поясняет полярник.
По мнению собеседника, говорить сейчас даже о приблизительной стоимости проекта невозможно. «Нужно просчитать, что он даст, будут ли увеличены возможности товарооборота. Может быть, достаточно будет по-прежнему обходиться морским транспортом без строительства такого тоннеля. Вот двухпутный железнодорожный тоннель под Ла-Маншем (Евротоннель), соединяющий континентальную Европу с островом Великобритания, востребован в ту и в другую сторону и работает прекрасно», – добавил Боярский.
В реализации проекта могут быть заинтересованы прежде всего Россия и США, полагает полярник, потому что на Чукотке разведаны большие запасы меди и золота. «Для КНР строительство такого тоннеля принципиально ничего не поменяет. Пекин мог бы быть заинтересован в этом проекте, если бы у него был прямой доступ к этой точке, минуя территорию России. Сейчас Китай настроен максимально использовать СМП, что он уже начал делать. Это более перспективная и реальная конструкция для КНР», – полагает Боярский.
Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ полагает, что предложение главы РФПИ Дмитриева носит в большей степени политический характер.
«Все упирается в то, что перевозить по этому тоннелю. Местное население небольшое, поэтому как туристический аттракцион это вряд ли будет работать. Перевозка грузов более выгодна морским путем, да и нет такого количества производств по отношению друг к другу, требующих масштабного железнодорожного движения, как между Францией и Великобританией под проливом Ла-Манш», – считает он.
«Дмитриев отвечает за позитивный трек в отношении с американцами. Не только же историю про поставки «Томагавков» обсуждать. Ранее он рассказывал про возможный приход американцев в российские арктические проекты, был разговор про ледоколы, которые Россия могла бы использовать совместно с США, про Севморпуть», – напомнил Митрахович.
По его мнению, данное предложение – это новый сигнал для США «заняться потенциально чем-то более полезным», чем поставки вооружений Украине. «Главное – поменять направленность диалога от негатива к позитиву. Сейчас бесполезно говорить о конкретном экономическом плане, но с помощью таких обсуждений меняется отношение американского общества к восприятию России как потенциального партнера. И это уже плюс», – подчеркнул спикер.
С ним согласен и Владимир Васильев, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН. «Применительно к российской стороне это жест доброй воли, попытка, как говорили в свое время в Европе, навести мосты. Встреча двух президентов в Анкоридже создала впечатление, что сегодня нужно вновь поставить вопрос о российско-американском сближении, но на более прочной основе. Пускай этот тоннель будет символом новой эпохи российско-американских отношений», – поясняет он.
Политолог напомнил, что важным символом российско-американского сближения остается стыковка в июле 1975 года советского космического корабля «Союз-19» и американского «Аполлона». «Сегодня у нас нет другого символа России и Америки, а в строительство тоннеля можно вложить такого рода символические значения», – подытожил спикер.

Авиаперевозки в регионах будет спасать полюбившийся чиновникам «Байкал»
Отрадно, что отечественные производители наконец-то запросили денег на серийное производство, а не на разработку очередной новой «сенсации»
Отечественная авиация превращается практически в «золотую». Сколько денег из бюджета было направлено на «планов громадье» ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), но о тысяче обещанных Мантуровым самолетов к 2030 году нас попросили забыть. И не временно, а насовсем.
Бюджет потерял счет деньгам, которые были выделены на гражданскую авиацию, но этого оказалось мало. Минпромторг России запросил еще 259 млрд рублей из Фонда национального благосостояния для финансирования поставок уже заказанных самолётов, а также на новую программу закупки вертолётов, сообщили в пресс-службе ведомства. Об этом сообщил на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам министр промышленности и торговли Антон Алиханов.
Для чего нужны эти 259 миллиардов?
Читайте также
Утечка мозгов меняет направление. Релоканты потянулись за деньгамиГнилая интеллигенция получила прививку антизападной оспы
Главными задачами Антон Алиханов назвал «завершение создания производственных мощностей и сертификационных работ по новым моделям самолетов, вертолетов и двигателей, а также доводку этих новых моделей до летно-технических характеристик, которые требуют авиакомпании».
Он также пообещал, что полностью импортозамещенный самолет МС-21 совершит первый полет уже в этом месяце. А самолет «Байкал», призванный заменить «кукурузник», будет готов подняться до конца года, как только закончатся работы по новому двигателю ВК-800К.
Говоря о новых запросах Минпромторга, не лишне напомнить о том, что Росавиация, по самому пессимистичному прогнозу, ожидает, что до 2030 года отечественный авиапарк потеряет 339 самолётов и 200 вертолетов — состарятся и пойдут на списание. Об этом сообщил глава ведомства Дмитрий Ядров.

Естественный вопрос: если самолет МС-21 проходит сертификацию, для чего нужны дополнительные финансовые вливания? С таким вопросом «СП» обратилась к руководителю и главному редактору портала Avia.ru Роману Гусарову.
— Хочу обратить внимание, что о дополнительных средствах попросил глава Минпромторга Антон Алиханов. Речь идет не об опытной модели самолета, который проходит сейчас сертификацию и полетные испытания, а о создании производственных мощностей. Это значит, что средства нужны не столько на сам самолет, сколько на расширение сети заводов, где будут производить отечественные комплектующие, оборудование для МС-21, когда самолет поступит в серию.
Когда 15 лет назад мы запускали программу по созданию полностью импортозамещенного Superjet-100, были те же проблемы. Заводы в разных городах нашей страны производят для отечественных самолетов кондиционеры, проводку, освещение, обивку, кресла и так далее. Многие из них не входят в авиационный сегмент.
Поэтому финансирование запросил Минпромторг. Все эти детали поступят потом на Иркутский авиазавод, где производят отечественные лайнеры МС-21.

«СП»: Авиакомпании сейчас самолеты не закупают, а берут в лизинг. Это тоже расходы на стартовом этапе?
— Совершенно верно, сейчас самолеты берут только в лизинг, а это — программа аренды самолета с рассрочкой. Банк дает кредиты под космические проценты, это сравнимо с ипотекой. Чтобы не попадать в финансовую кабалу, и просят деньги из бюджета, чтобы их вернуть, когда самолет начнет себя окупать.
«СП»: Как проходят летные сертификационные испытания импортозамещенного МС-21? Самолет ведь получился тяжелее, чем планировалось изначально…
— 17 октября видел в Жуковском полеты двух МС-21, которые на 100% импортозамещенные. Осенью 2026 года планируется окончательно завершить его сертификацию и начать поставку авиакомпаниям. Планируется, что к 2026 году 10 самолетов МС-21 встанут на крыло.
К 2030 году обещают выпустить 100 единиц МС-21. Да, он получился тяжелее, но изначально конструкторы закладывают больший запас прочности, сейчас конструкцию «облегчили». Самолет рассчитан на 180 пассажиров.
«СП»: Так что все-таки с планами поставки 1000 отечественных самолетов к 2030 году? Их корректировали уже столько раз, что в цифрах возникла путаница. В действующей редакции Комплексная программа гражданской авиации (КПГА) предполагает выпуск до 2030 года 994 гражданских самолётов и 765 вертолётов. Этим цифрам можно верить?
Где бензин? НПЗ сократили мощности, чтобы построить защиту от дроновНиколай Макеев: Все эти «Евро-4» и «Евро-5» можно отменить без ущерба для экологии
— На сегодня весь российский авиапарк насчитывает 1100 самолетов. Если с МС-21 всё пойдет по плану — получим за 10 лет около тысячи этих отечественных лайнеров. Их планируют выпускать по 100 единиц ежегодно. С 2028 года на Иркутском авиазаводе нацелены на выпуск по 36 машин МС-21 в год.
«СП»: Минппромторг запросил средства и на самолет «Байкал», который должен заменить «кукурузник» Ан-2. Обещают, что он будет готов подняться до конца года, как только закончатся лабораторные работы по новому двигателю ВК-800К. Почему все же решили реанимировать этот проект?
— Этот самолет нужен для нашей региональной авиации, для сообщения между регионами Севера, например. Это одномоторный винтовой самолет, рассчитанный на 9 пассажиров. Он неприхотливый в использовании, может садиться на грунт, ему не нужны современные аэропорты. Были проблемы с отечественным двигателем для «Байкала», сейчас они решены. Но пока есть только опытные образцы этого самолета.

Его планируют производить на нескольких площадках: на авиазаводе в Комсомольске-не-Амуре и на Уральском заводе гражданской авиации в Екатеринбурге. Сейчас «Байкал» — на старте летных испытаний.

Без суда и следствия: с 1 ноября долги в России будут взимать по-новому

С 1 ноября в России изменится порядок взыскания долгов с физических лиц. Вступит в силу закон, который даст налоговым органам возможность во внесудебном порядке взыскивать с граждан задолженность по обязательным платежам. Речь идет о долгах по нотариальным сделкам, а также тем, которые включаются в налоговую декларацию – 3 НДФЛ, транспортном, имущественном налогах. Как это нововведение отразится на россиянах – должниках, и какие в их распоряжении останутся способы отстаивать свои интересы в долговых спорах?
Когда в товарищах согласье есть
В России с 1 ноября вступит в силу закон, который позволит налоговым органам во внесудебном порядке взыскивать с граждан задолженность по обязательным платежам, в том числе — по налогам и штрафам. Об этом сообщили в Госдуме, подчеркнув, что такие меры будут применяться только при отсутствии споров с налоговыми органами. При этом к обязательным платежам, которые будут взыскиваться с физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в соответствии с нововведениями в законодательство будут относиться задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
Авторы закона рассчитывают, что его введение поможет оптимизировать налоговое администрирование в стране, а также заметно снизит нагрузку на суды. А если гражданин будет не согласен с каким-либо взысканием, он не лишается права на защиту, в том числе судебную.
В то же время процедура взыскания будет упрощена. Если долг считается бесспорным (то есть, ни факт его существования, ни сумма ни у кого не вызывает сомнений), налоговый орган направляет гражданину требование об оплате. Если после этого долг окажется не погашен, то налоговая в течение шести месяцев примет решение о его взыскании, а приставы приступят к исполнительному производству. Долг будут списывать с банковских счетов, электронных кошельков, вкладов в драгметаллах и цифровых рублях, а также за счет имущества: автомобиля, квартиры, земельного участка.
При этом задолженность не может взиматься с социальных выплат и превышать половину поступлений на счет. В случае нарушения этих положений со стороны взыскателей, граждане имеют право подать жалобу — тогда дело будет рассматриваться в суде.
По последним открытым данным ФНС, на начало 2024 года совокупная задолженность граждан перед налоговыми органами достигла 1,325 трлн рублей. Новая инициатива, вероятно, затронет значительное число россиян, в первую очередь, собственников недвижимости, транспорта, а также самозанятых. Изменения коснутся и тех, кто самостоятельно подает налоговые декларации или взаимодействует с налоговой службой. Как отмечают специалисты, успех нововведения будет во многом зависеть от качества информирования налогоплательщиков и эффективной работы механизмов обжалования.
Денег нет, но вы платите
О том, как будет работать новый механизм взыскания долгов, кого он коснется, каковы будет масштабы его использования и в чем плюсы и риски для граждан, мы расспросили экспертов. На наши вопросы ответили Эльман Мехтиев, генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности и Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
— С 1 ноября в России вступают в силу изменения, которые вводят внесудебный порядок взыскания задолженности с физических лиц по обязательным платежам. В чем отличие нового порядка взимания долгов от действующего?
Мехтиев:
— Новый порядок касается только долгов перед бюджетом. Ранее для взыскания даже бесспорной задолженности (например, неуплаченного налога) налоговым органам нужно было обращаться в суд и получать судебное решение, а затем ждать его исполнения приставами. Это не только затягивало сбор средств, по которым нет спора, но и создавало значительную нагрузку на судебную систему и органы принудительного взыскания. Только в первом полугодии этого года в работе ФССП находилось более 4,9 млн решений ФНС и судов по взысканию налоговых платежей с физических и юридических лиц на сумму более 1,1 трлн рублей (понятно, что большая часть дел — физические лица).
С 1 ноября эта процедура упрощается: если сумма долга не оспаривается, Федеральная налоговая служба сможет взыскать его самостоятельно, без участия суда. Новые правила не распространяются на долги по банковским кредитам, займам МФО или долги по распискам перед частными лицами. Изменения коснутся только тех долгов, для погашения которых недостаточно средств на Едином налогом счете (ЕНС) физического лица. Предполагается, что будут предприняты все шаги для предоставления физическому лицу возможности оспорить начисленные суммы и тем самым он сможет надлежащим образом защитить свои права и интересы.
— О каких суммах идет речь в масштабах страны?
Чернов:
— По масштабу это заметная база, так как только начисления по имущественным налогам физлиц за 2024 год составили около 410 млрд руб. ФНС до 20 октября рассылает 66,5 млн уведомлений по имущественным налогам за 2024 год на эту сумму, а уплатить их нужно до 1 декабря 2025 года. Дополнительно в «кассу» 2025 года попадёт НДФЛ с вкладов за 2024-й, при этом налог платится только с процента, который превысил необлагаемый минимум 210 тыс. рублей. Консолидированной суммы по всей стране ФНС не раскрывает, но методика и пороги подтверждены. Наконец, есть поток по 3-НДФЛ (продажи имущества, ценные бумаги и т.п.), по нему декларации сдавались до 30 апреля 2025-го, уплата была до 15 июля. Агрегированные сборы по этому каналу ФНС публично не суммирует, поэтому корректно говорить о значительном добавочном объёме, но без точной цифры.
— Как именно будет работать механизм внесудебного списания?
Мехтиев:
— Сперва ФНС высылает уведомление о начислении налогов – и вся эта информация доступна и в личном кабинете на сайте ФНС, и в мобильном приложении (достаточно регулярно проверять состояние Единого налогового счета и следить за тем, что в даты, когда предполагается списание средств, деньги в нужном количестве там были)
Если налог не уплачен вовремя, ФНС направляет требование об уплате долга. Уведомление приходит в Личный кабинет на сайте ФНС или на портале госуслуг, либо заказным письмом, если физическое лицо отказалось от взаимодействия через электронные системы. Если в указанный в требовании срок долг не будет погашен, и от физического лица не поступило возражений, налоговая принимает решение о взыскании долга. Такое решение выносится в течение 6 месяцев с момента неисполнения требования. Если человек не согласен с начисленной суммой или с долгом, он может подать заявление в ФНС. На рассмотрение возражения у ФНС есть 30 дней. Пока ответ по возражению готовится, взыскание приостанавливается.
Если возражений нет, ФНС направляет поручение банку на списание суммы долга. Банк обязан исполнить такое требование, поэтому он списывает необходимую сумму со счета физического лица и перечисляет ее в бюджет. Такое взыскание может быть обращено на любые активы человека в банках и небанковских кредитных организациях (счета, вклады, электронные кошельки). Но если на счетах средств недостаточно, ФНС передает решение о взыскании судебным приставам для обращения взыскания на имущество. Приставы могут арестовать и реализовать имущество должника для погашения задолженности.
Чернов:
— Если на Едином налоговом счёте образовалось отрицательное сальдо баланса, ФНС направляет требование. Если в указанный срок оплаты нет, то в течение не позднее шести месяцев выносится решение о внесудебном взыскании, и оно уходит в ФССП. Списание идёт в первую очередь с банковских счетов, электронных кошельков и вкладов в драгметаллах, но если денег недостаточно, то за счёт имущества. Уведомления приходят в личный кабинет ФНС и на «Госуслугах», а при отсутствии электронного взаимодействия заказным письмом.
— Есть ли возможности у граждан без суда оспорить взимаемый долг?
Чернов:
— Внесудебный порядок не отменяет права на спор, поэтому такая возможность, кончено, есть. Гражданин может в течение 30 дней подать возражения в ФНС, на это время взыскание приостанавливается. Если спор не урегулирован, дело переводят в судебный порядок. По нотариальным долгам сохраняются отдельные «фильтры»: с 2025 года усилены требования к исполнительным надписям нотариуса, нотариус выбирается по месту жительства должника, подтверждается безналичная передача денег и проверяются платежные документы. Всё это даёт гражданину процессуальные возможности для обжалования до суда, и потом уже в суде.
— Понятно, что такое упрощение процедуры выгодно фискалам, но насколько оно отвечает интересам граждан?
Чернов:
— Для граждан есть и плюсы, и минусы. Плюс заключается в том, что не нужно проходить суд и платить госпошлину или исполнительский сбор, а решение и все уведомления приходят в личный кабинет ФНС и на «Госуслугах», что экономит время и деньги. Основной минус — это скорость процесса, так как если долг признан бесспорным, после требования об уплате налоговая в течение 6 месяцев может вынести решение о взыскании и направить его приставам. Поэтому важно мониторить ЕНС и быстро реагировать на уведомления.
Мехтиев:
— Гражданам могу посоветовать одно: всегда необходимо проверять состояние Единого налогового счета через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте или в мобильном приложении ФНС. И если считаете, что долг начислен ошибочно, обязательно воспользуйтесь правом подать возражение — это полностью остановит процедуру взыскания до разрешения спора. При этом закон защищает от списания банками и приставами средств, имеющие специальное назначение, например, социальные выплаты.
Понятно, что найдутся недовольные тем, что ФНС сможет списать средств гораздо быстрее. Но это те граждане, у которых есть чем платить по долгам. Для остальных же процедура фактически не изменится — если денег на оплату долга нет, то ФНС все равно пойдет через службу судебных приставов.

Как начиналась история нефтепровода «Дружба»

Нефтепровод проходил по территории РСФСР от Самары до Брянской области. Здесь он разделялся на несколько больших ветвей. Одна из них шла до Вентспилса (Унеча – Полоцк – Мажейкяй – Вентспилс), а главная труба из Брянска направлялась на запад в Белорусскую ССР, где расходилась в разные стороны. При этом северная ветка шла через ПНР в ГДР, а южная – через Украинскую ССР в ЧССР и ВНР.
На строительство системы нефтепроводов потребовалось четыре года, хотя отдельные участки начали работать раньше. Первые тонны «чёрного золота» поступили в резервуары «Будковце» (Чехословакия) в еще в феврале 1962 года. Примерно через полгода после этого нефть «Дружбы» получила социалистическая Венгрия. В течение 1963 года строители закончили участки «Мозырь – Броды» и «Мозырь – Брест», что позволило начать поставки нефти в ПНР и ГДР. К середине 1964 года основные объекты системы «Дружба-1» были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялось официальная церемония по введению магистрали в строй.
Уже через пять лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, и мощностей «Дружбы-1» стало недостаточно. В связи с этим по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» которая более чем в два раза увеличила экспортные возможности страны. Её начали строить весной 1969 года, а закончили в 1974 году, введя в эксплуатацию ударными темпами.

Схема нефтепровода «Дружба»
После распада социалистического лагеря и СССР центр управления нефтепровода переместился из Львова в Брянск. По нему в страны ближнего и дальнего зарубежья была направлена почти половина идущей на экспорт российской нефти. По одной только северной ветке нефтепроводной системы «Дружба» перекачивалось до 70-80 млн. тонн в год. Эта нефть использовалась на нефтеперерабатывающих заводах в Мозыре (Белоруссия), Плоцке (Польша), Шведте (Германия).
Деятельность южной ветки нефтепровода, по которой сырьё поставлялось в Венгрию, Чехию и Словакию была приостановлена в августе 2022 года. Официальной причиной этого произвола украинская госкомпания «Укртранснафта» назвала невозможность российской стороны в условиях санкций провести платеж за транзит нефти по территории Украины. К счастью, за транзит нефти заплатили Венгрия и Словакия, поэтому вскоре поставки возобновились.
В последующие годы ситуация только ухудшалась. С февраля 2023 года по северной ветви «Дружбы» поставлялась только нефть из Казахстана, а в июле 2024 года Украина остановила транзит нефти российской компании «Лукойл» в Венгрию и Словакию. В сентябре того же года транзит нефти был всё-таки возобновлён, однако Киев согласился на транзит не лукойловской нефти, а приобретённой венгерской MOL Group. Венгерская компания заключила соглашения с поставщиками сырой нефти и операторами трубопроводов для транзита топлива по нефтепроводу «Дружба» в Венгрию и Словакию через Украину и Белоруссию.
В ночь на 22 августа 2025 года Украина пошла на преднамеренное преступление и атаковала «Дружбу» дронами и ракетами. Нефтепровод при это был повреждён, однако всё-таки продолжил свою работу. Таким образом, украинская сторона показала, что она наплевательски относится к соблюдение международного права и способна на террористические действия.

Нефтепровод Дружба под огнём ВСУ
В сентябре 2025 года Евросоюз рассматривал возможность введения торговых ограничений в отношении поставок топлива из России в Венгрию и Словакию по нефтепроводу «Дружба». Очевидно, что таким образом европейские чиновники стремятся окончательно прекратить прокачку нефти в Европу, хотя это и нанесёт огромный ущерб экономике ЕС. К сожалению, с некоторых пор русофобская истерия стала преобладать над традиционным европейским рационализмом, что может иметь катастрофические последствия. Расплачиваться за это безумие, разумеется, будет кошелёк европейского обывателя, который с некоторых пор вынужден платить за все европейские авантюры против России.
Заглавное фото. Прокладка первых труб нефтепровода Дружба

Свежие комментарии