На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...
  • Юрий Ильинов
    Российский военкор раскрыл, чем ответит Россия на новые американские поставки Несмотря на попытки коллективного Запа...Выяснилось, куда ...
  • Tania Еременко
    Главная защита - это нападение. Надо жахнуть по Пентагону и англо-каклам - фрицы сразу одумаются, а пиндосы и бриты и...Выяснилось, куда ...

О сильных сторонах прибалтийских армий: как защитят себя Латвия, Литва и Эстония

Илья Полонский

 

О сильных сторонах прибалтийских армий: как защитят себя Латвия, Литва и Эстония


Отношение к вооруженным силам прибалтийских государств в России традиционно скептическое. По сравнению с многочисленной и прекрасно вооруженной российской армией вооруженные силы Литвы, Латвии и Эстонии выглядят, мягко говоря, несерьезно. Но и у них есть свои сильные стороны.


Конечно, если сравнивать вооруженные силы прибалтийских республик с армиями таких держав, как Россия, или, к примеру, США и Китай, то здесь даже говорить не о чем. Однако стоит напомнить, что в послевоенные годы победоносная советская армия почти десять лет не могла окончательно уничтожить прибалтийских «лесных братьев», причинявших очень много проблем органам советской власти и мирному населению.

Территориальная оборона — «лесные братья» современности


Если вдруг вспыхнет вооруженный конфликт между любой из прибалтийских республик и каким-либо более крупным и мощным в военном отношении государством, то все надежды латышей, литовцев и эстонцев будут по-прежнему на «партизанщину», точнее, на силы территориальной обороны.

Так, в Литве важной составной частью вооруженных сил являются Добровольные силы охраны края — Krašto Apsaugos Savanorių pajėgos (KASP). Их численность – 5 тысяч человек. Главная задача добровольцев в случае начала боевых действий – организация партизанского сопротивления войскам противника на территории Литвы, а в мирное время они организуют военную подготовку населения, участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, в охране общественного порядка и даже в миротворческих операциях.

Аналогичная структура есть и в Латвии – Zemessardze, то есть «Стража земли». Как и литовские Силы охраны края, латвийская Земессардзе входит в состав национальных вооруженных сил. В ней служат 592 военнослужащих и 10 510 добровольцев, при этом 90% служат по идейным соображениям.


Спектр решаемых задач схож с литовскими Силами охраны края – участие в ликвидации аварий, охрана порядка, мобилизационная работа, а при необходимости – развертывание партизанского сопротивления на территории республики. Всего в состав Земессардзе входят 18 батальонов: 3 батальона обеспечения, 1 артиллерийский, 1 инженерно-технический, 1 противовоздушной обороны, 1 батальон по защите от оружия массового поражения, 10 пехотных батальонов и 1 учебный батальон.

В Эстонии действует «Кайтселиит» (Kaitseliit) – Союз обороны Эстонии, также входящий в состав вооруженных сил. В нем числится около 20 тысяч человек, которые также занимаются военной подготовкой, прежде всего для возможных партизанских операций в случае вторжения иностранных армий на территорию страны.


Плюсы резерва и «обстрелянных» солдат


Нельзя отрицать тот факт, что тысячи идейно мотивированных бойцов сил территориальной обороны, владеющие оружием и регулярно проходящие подготовку в учебных лагерях, могут причинить немало хлопот армии противника, перейдя к партизанской войне и диверсионным операциям. Таким образом вооруженные силы прибалтийских республик компенсируют свою малочисленность неплохой организацией территориальной обороны, практически по швейцарской модели. Кстати, если говорить об опыте, то средний срок службы в латвийской Земессардзе составляет 8 лет – вполне достаточно, чтобы подготовить хорошего партизана.

Еще один плюс – экономия финансовых расходов, поскольку добровольцы очень многое приобретают за свой счёт. Но, конечно, есть в таких формированиях и проблемы, прежде всего с дисциплиной и подчинением.

Здесь еще стоит понимать основную парадигму военной стратегии прибалтийских государств: не победить противника, а измотать его, задержать на своей территории, продержавшись до прибытия подкреплений из более сильных стран Североатлантического альянса. Этим и объясняется повышенное внимание к полувоенным и резервным формированиям, поскольку регулярные армии будут с очень большой вероятностью разгромлены достаточно быстро.

К чести прибалтийских армий надо отметить и тот факт, что они заботятся об «обстрелянности» своих офицеров и солдат-контрактников. Несмотря на то, что своих «горячих точек» у прибалтийских республик нет, они регулярно отправляют военнослужащих в миссии НАТО по всему миру. Так, эстонские военные принимали участие в боевых действиях в Афганистане, Ираке, в миротворческих миссиях в Мали, Косово, Ливане. Латвия отправляла своих солдат в Ирак, Афганистан, а еще раньше – в Косово и Боснию. Литовские военные также принимали участие в операциях в Афганистане, Ираке, Косово и Боснии. Понятно, что «обстрелянные» военнослужащие, тем более взаимодействовавшие с солдатами армий других стран НАТО, представляют большую ценность для прибалтийских армий, чем не бывавшие в «горячих точках» новобранцы.

Гиперзвуковые ракеты Китая на фоне проблем в авиационном двигателестроении


В КНР заявили об успехах страны в испытаниях гиперзвуковых крылатых ракет. Между тем, вплоть до последнего времени единственной страной, обладающей работающим прототипом гиперзвуковой ракеты, была Россия.


Центральное телевидение Китая (CCTV) объявило о прорыве в сфере гиперзвукового оружия, совершенном коллективом Института механики Академии наук КНР под руководством Фан Сюэцзюня. Насколько соответствуют действительности заявления КНР о разработке собственных гиперзвуковых ракет, пока непонятно. С одной стороны, даже американские аналитики вроде Дугласа Барри, говорят, что для КНР разработка гиперзвукового оружия – вопрос нескольких ближайших лет. Тем более, что Пекин не жалеет сил и средств на исследования в данном направлении.

Осенью 2019 года издание Sina опубликовало материал, в котором описывало преимущества ракеты DF-17, продемонстрированной на военном параде в Пекине, над подобными российскими и американскими разработками. Согласно статье, дальность ракеты составляет 1800-2500 км, а отделение гиперзвукового глайдера от ракетного ускорителя осуществляется на высоте 60 км. После этого можно корректировать траекторию боевой части, что позволяет уничтожать противоракеты, выпущенные вражескими системами ПРО. При этом данные о конкретной скорости гиперзвуковой части разнятся существенно: от 5,5 М до 7,5.

Директор Разведывательного управления Минобороны США генерал-лейтенант Роберт Эшли-младший отмечает, что КНР провел в последнее время больше ракетных испытаний, чем все остальные страны мира, вместе взятые. Таким образом, не исключено, что успехи в создании гиперзвуковых ракет действительно имеют место быть. Но как тогда могут возникнуть сомнения в реалистичности китайских проектов?


Китайские гиперзвуковые ракеты DF-17 на параде в честь 70-летия КНР

Все очень просто: вплоть до последнего времени Китай был и остается одним из крупнейших покупателей военных авиационных двигателей у Российской Федерации. Это говорит о том, что КНР, несмотря на очевидные усилия, пока так и не удалось создать собственные хорошо работающие авиадвигатели, и китайская сторона вынуждена покупать их у России. Но при этом китайские инженеры утверждают, что разработали собственный гиперзвуковой двигатель для ракет.

В январе прошлого года об этом, в частности, отчитывались специалисты Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института авиации в Чэнду. Предложенная ими силовая установка объединила в одном корпусе турбореактивный, турбированный прямоточный и воздушно-реактивный двигатели. Такой комбинированный двигатель, как считают китайские специалисты, сможет разгонять летательные аппараты с нулевой скорости до 10 чисел Маха.


Сначала, при наборе скорости, используется реактивный двигатель, при разгоне более 2 Махов он выключается и его сменяет ракетный двигатель, а при скорости в 4 Маха и выше включается прямоточный двигатель. Все они функционируют на авиационном керосине, а окислителем в ракетном и прямоточном двигателях является жидкий кислород.

Таким образом, китайский проект выглядит вполне реальным. Недооценивать возможности КНР не стоит, даже если у Китая не все «гладко» с обычными авиационными двигателями. Просто последнее направление китайское руководство в свое время не сочло особенно приоритетным, поскольку эти двигатели всегда можно закупить у соседней России. Совершенно другая тема – собственное гиперзвуковое оружие, создание которого столь важно в рамках провозглашенной Си Цзиньпином стратегии укрепления мощи китайского государства.

Внимание Китая к разработкам в сфере гиперзвукового оружия не случайно. Сейчас Пекин рассчитывает с их помощью «обставить» системы противоракетной обороны, размещенные США в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, фактически по периметру его восточных границ. От успеха китайских разработок будет зависеть и успех военной конкуренции с США в регионе Тихого океана. Размещенные в регионе американские военные базы (прежде всего, в Японии и Южной Корее), а также курсирующие в Тихом океане американские авианосцы являются главной мишенью для гиперзвуковых ракет, при этом последние должны будут обойти средства ПРО США.

Картина дня

наверх