Не хватает щелчка: пилот рассказал о недостатке F-35
Боевой летчик рассказал, что ему не нравится в новейшем Lockheed Martin F-35 Lightning II
Семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 выпускается в трех вариантах — A (для военно-воздушных сил), B (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), а также C (палубный) — и все из них имеют ряд серьезных недоработок, которые мешают эксплуатировать самолет в полную силу.
В интервью Hush-Kit пилот F-35, пожелавший сохранить анонимность, раскритиковал «стеклянную кабину» самолета. Классические механические указатели уже ушли в прошлое и все больше гражданских и военных самолетов оснащаются дисплеями, которые позволяют гибко конфигурировать отображаемую информацию в зависимости от того, какие конкретные данные требуются пилоту в каждый момент времени.
Отсутствие тактильной обратной связи от сенсорного дисплея снижает точность управления экраном. «Сейчас я нажимаю не на ту часть экрана примерно в 20% времени в полете либо из-за неправильной идентификации элементов на экране, либо, чаще, из-за того, что мой палец смещается в турбулентности или под перегрузками. Один из самых больших недостатков заключается в том, что вы не можете ни за что упереться рукой во время набора текста — подумайте, насколько проще печатать на смартфоне большими пальцами, удерживая гаджет в руке, чем пытаться нажимать на виртуальную клавиатуру на большом планшете только указательным пальцем», — заявил летчик.
Раскритиковал пилот и новомодный шлем дополненной реальности, разработанный специально для F-35, который работает менее эффективно, чем традиционно проекционный HUD-дисплей. Критике подверглась и система голосового управления, корректно работающая далеко не во всех ситуациях и вынуждающая пилота отвлекаться из-за несрабатывания.
Сколько всего F-35 сейчас используется в мире
По состоянию на 1 октября 2021 года в вооруженных силах США имелось 454 единиц F-35, из них 214 считались боевыми и 210 учебными. Уровень готовности самолетов к выполнению боевых задач — ключевой параметр для подобной техники — своего пика в 70% достиг в январе 2021 года, а к сентябрю опустился до 53%.
Всего же компания Lockheed, выпускающая F-35, на сегодняшний день поставила более 750 из 3300 потенциальных самолетов в США и странам-партнеров. Они эксплуатируются в девяти странах, включая Южную Корею, Великобританию и Израиль.
«Змея» на смену «соколу»: каким будет преемник General Dynamics F-16 Fighting Falcon
Что известно о преемнике General Dynamics F-16 Fighting Falcon
Американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения General Dynamics F-16 Fighting Falcon разрабатывался в 70-е годы и примерно с того же периода состоит на вооружении. Спустя почти полвека американская армия начала задумываться о том, чтобы заменить устаревающий уже самолет новинкой. Но какой она будет?
Никакой информации об этом пока в публичном доступе нет. Да и самого самолета пока не существует, но благодаря новым технологиям цифрового проектирования он может быть введен в эксплуатацию до 2030 года, если работа над ним начнется уже сейчас. Каким будет новая машина представили себе авторы журнала Hush-Kit, собравшие мнение экспертов Стивена Макпарлина и Джеймса Смита, которые работали над малозаметным многофункциональным истребителем-бомбардировщиком пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II и многоцелевым истребителем четвертого поколения Eurofighter Typhoon.
Каким может быть новый самолет на смену F-16
По мнению специалистов, грядущий F-36 Kingsnake будет легким недорогим истребителем, в котором не делается, в отличие от F-35, упор на малозаметность. Для ускорения создания нового самолета в нем используют максимальное количество узлов и систем от существующего истребителя, которые, конечно, для новинки будут модернизированы.
Как и F-16, который он заменит, Kingsnake станет многоцелевым истребителем, способным выполнять задачи класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Самолет должен нести ракеты и управляемые бомбы во внутренних отсеках, но также они появятся и на внешних узлах подвески на крыле. Kingsnake также будет оснащен пушкой, что сделает его способным атаковать наземные силы противника.
Потенциально для создания «Королевской змеи» (североамериканские змеи, которые живут до 30 лет) все есть, но решения о необходимости армии самолета поколения ниже пятого пока не принято. Ожидается, что военно-воздушные силы США примут решение на этот счет до конца 2023 года, а уже от этого будет зависеть возможность и сроки появления реального самолета.
F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвертого поколения, которых выпущено порядка пяти тысяч экземпляров, так что вопрос — станет ли преемник «Боевого сокола» таким же успешным, как и его предшественник.
Покорить «Черного дрозда»: пилот Lockheed SR-71 рассказал о своей работе
Пилот Lockheed SR-71 рассказал о своем самолете
Стратегический высокоскоростной самолет-разведчик ВВС США Lockheed SR-71 был разработан в 60-е годы и оставался в строю практически до 2000 года. Первый самолет в мире, созданный с применением технологий снижения радиолокационной заметности отличался высокой скоростью и высотой полета, благодаря которым основным маневром уклонения самолета от ракет было ускорение и набор высоты.
В его конструкции были использованы титановые сплавы, поскольку из-за высокой скорости полета обшивка нагревалась до 400−500°С. Большая площадь внутренней части крыла имела гофрированную поверхность, что создавало более благоприятные условия для теплового расширения и повышало продольную прочность.
Главной особенностью «Черного дрозда» является конструкция воздухозаборников двигателей J58, которая позволяла самолету развивать рекордную крейсерскую скорость в 3,2 Маха. На дозвуковых и трансзвуковых скоростях J58 работал как стандартный турбореактивный двигатель, а при скорости около двух чисел Маха – как прямоточный. В конструкции силового агрегата использовались никелевые сплавы, выдерживающие температуры от 430 до 1760 градусов Цельсия. В передней части каждой из двух мотогондол самолета имелся подвижный конус, находящийся в выдвинутом положении при скорости до 1,6 Маха и задвинутом – при большей.
Всего было построено 32 машины (12 потеряно в процессе эксплуатации). В 1976 году SR-71 установил официальный абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолетов — 3529,56 км/ч, который не побит до настоящего времени.
Самолет совершал разведывательные полеты над Вьетнамом и Северной Кореей в 1968 году, во время противостояния СССР и США над территорией СССР и Кубы, а в 1973-м применялся для разведки территории Египта, Сирии и Иордании в ходе арабо-израильского конфликта. Самолет был «вооружен» приборами радиоэлектронной и фоторазведки и РЛС бокового обзора. Помимо ВВС США и ЦРУ, SR-71 эксплуатировало NASA — в качестве летающей лаборатории в рамках программ AST (Advanced Supersonic Technology) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research).
Рассказ пилота Lockheed SR-71 от первого лица
Адельберт «Базз» Карпентер за свою военную карьеру налетал 4400 часов на различных самолетах, от учебно-тренировочного T-38 Talon до C-141 Starlifter. Карпентер также налетал более 300 часов на стратегических разведывательных самолетах, включая U-2 и SR-71, и выполнял задания с авиабазы Бил в Калифорнии, авиабазы Кадена в Японии и авиабазы Милденхолл в Великобритании.
Выйдя на пенсию, Карпентер работает волонтером в качестве доцента в Музее авиации и космонавтики, объясняя, каково это — летать на самом быстром реактивном самолете из когда-либо построенных. Карпентер — кладезь знаний о «Черном дрозде» во всем, от камер до навигации. В своем видеоролик летчик на примере 61-7972 — последнего SR-71, который когда-либо летал — рассказывает о необычном самолете.
Свежие комментарии